28.08.2020

Философия в схемах и определениях. Древний мир - Новейшее время


Учебное пособие «Философия в схемах и таблицах» по дисциплине: «Основы философии» выполняет следующие функции:

Повышает степень наглядности, делает доступным для студентов учебный материал;

Является источником информации, освобождая преподавателя от большого объема технической работы, что повышает его творческий уровень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение

Среднего профессионального образования

«Государственный медицинский колледж г. Братска»

(ОГОБУСПО «Государственный медицинский колледж г. Братска»)

ФИЛОСОФИЯ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

Учебное пособие

По дисциплине: «Основы философии»

Специальность: «Лечебное дело», «Сестринское дело»,

«Фармация», «Стоматология ортопедическая»

Курс: I, II

Братск 2015 г.

Рассмотрен и одобрен на

заседании ЦМК Утвержден на заседании

Протокол заседания № _____ Методического совета колледжа

От «___»____________ 20___г. Протокол заседания № _______

Председатель _______________ от «___»______________20_____г.

Составил: преподаватель 1 категории А. Н Новикова

Рецензент: преподаватель высшей категории социальных наук Е. Н. Локтева

Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений улучшения качества обучения является создание учебных материалов нового поколения, применение инновационных технологий, отвечающих современным требованиям.

Учебное пособие «Философия в схемах и таблицах» по дисциплине: «Основы философии» выполняет следующие функции:

  • повышает степень наглядности, делает доступным для студентов учебный материал;
  • является источником информации, освобождая преподавателя от большого объема технической работы, что повышает его творческий уровень.

Учебное пособие составлено в соответствии с Рабочей программой по дисциплине: «Основы философии». Пособие разработано по всей дисциплине «Основы философии», помогает сформировать следующие знания и умения студентов:

  • представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
  • знания о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
  • знания об условиях формирования личности, её свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды.

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Тема 1.1: «Происхождение философии. Философия как наука»

Общее понятие мировоззрения и его основные виды

Функции философии

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Тема 1. 2: «Происхождение философии. Философия как наука»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

Эпоха

Предмет изучения

Основная идея

1. Античность (Фалес, Гераклит и др.)

Микро-макро-космос

Гармония между человеком и космосом

Космоцентризм

2. Средневековье

(Ф. Аквинский и др.)

Человек - бог

Теологическая идея. Мир человека через бога

Теоцентризм

3. Возрождение и Просвещение (Дж. Бруно, Дж. Локк и др.)

Человек и общество

Гуманизм. Человек – гармония души и тела

Антропоцентризм

4. Философия Нового времени (Бэкон, Декарт и др.)

Человек и природа

Естественнонаучное освоение мира

Наукоцентризм

5. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель и др.)

Творческий субъект и его деятельность

Творческая субъективность

6. Неклассическая философия (Ницше. Фрейд и др.)

Субъективно – объективный фактор

Идея свободы

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Даосизм – древнейшее философское учение Китая

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.1: «Философия Древнего Востока»

Философская школа Древнего Китая – конфуцианство

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.1: «Философия Древнего Востока»

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.2: «Развитие античной философии»

Краткая характеристика этапов (периодов) древнегреческой философии

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Нового времени»

Основные направления и характерные черты философии

эпохи Возрождения

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.3: «Философия эпохи Средневековья, Возрождения,

Нового времени»

Основные философские направления

Нового времени и Просвещения

Идолы Френсиса Бэкона

Идолы рода – ложные представления о Мире, которые присуще всему человеческому роду и являются результатом ограниченности ума и органов чувств человека.

Идолы пещеры – искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира.

Идолы рынка и площади – ложные представления людей, порожденные неоднозначным употреблением слов.

Идолы театра – ложные представления о мире, заимствованные из различных философских школ.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.4: «Немецкая классическая философия»

Философия марксизма

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2. 5: «Русская философия»

Общее понятие и характерные черты русской философии

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

М.: 2004. - 207 с.

Учебное пособие предназначено для подготовки к экзаменам по учебным дисциплинам высшего и среднего профессионального образования: «Философия», «Основы философии», «История философии», «Введение в историю философии». Оно систематизирует обширный учебный материал и представляет его в удобном для изучения и запоминания виде - в форме структурно-смысловых схем и таблиц. Пособие включает десять основных тем, посвященных различным аспектам философской науки, а также словарь основных философских понятий. Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

Формат: pdf

Размер: 4,6 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 9
Часть I. Понятие и социально-культурная роль философии 10
Схема 1. Понятие и структура мировоззрения 11
Схема 2. Исторические типы мировоззрений 12
Таблица 3. Что такое философия? (Представления различных философов) 13
Схема 4. Виды философии (часть 1) 14
Схема 5. Виды философии (часть 2) 15
Таблица 6. Традиционные разделы философии (основные философские дисциплины) . 16
Таблица 7. Основные составные части (дисциплины) современной философской науки 17
Таблица 8. Основной вопрос (проблема) философии в трактовке различных философских школ 18
Таблица 9. Социальные функции философии 20
Таблица 10. Главные типы философского познания и их специфика 21
Таблица II. Что философия может дать каждому человеку? (Практический смысл изучения философии) 22
Часть 2. История философии 23
Таблица 12. Возникновение философии (регионы и периоды) 24
Таблица 13. Важнейшие географические центры локализации философской мысли в истории человечества 25
Таблица 14. Некоторые крупные мыслители (X в. до н.э. - XX в.) 26
Таблица 15. Периоды развития индийской философии 28
Схема 16. Древняя индийская религиозная и религиозно-философская литература» оказавшая влияние на становление и развитие философии. 29
Схема 17. Философские школы Древней Индии 30
Таблица 18. Некоторые важные понятия философии Древней Индии 31
Схема 19. Основные направления развития индийской философии Средних
веков (постклассический период: конец I тыс. до н.э. - XVIII в.) 32
Таблица 20. Периоды развития китайской философии 33
Схема 21. Древняя китайская религиозная, религиозно-философская и историческая литература, оказавшая влияние на становление и развитие философии, 34
Схема 22. Философские школы Древнего Китая 35
Таблица 23. Некоторые важные понятия философии Древнего Китая 36
Схема 24. Основные направления развития китайской философии в постклассический период (III в. до н.э. - XIX в) 37
Таблица 25. Периоды развития арабской философии 38
Схема 26. Основные религиозные течения и традиции познания в исламе. . 39
Таблица 27. Некоторые важные понятия ислама и исламо-арабской философии 40
Схема 28. Формирование тибетской буддийской философии в Средние века (VII -XIX вв.) 41
Схема 29. Развитие тибетской буддийской философии в Средние века (VII - XIX вв.) 42
Таблица 30. Периоды развития западной философии 43
Схема 31. Культурные источники, повлиявшие на становление и развитие древней греческой философии 44
Схема 32. Античные философские школы (Древняя Греция и Древний Рим) 45
Схема 33. Основные направления развития западной философии Средних веков (II - XIV вв.) 47
Таблица 34. Основные идеи западной философии Средних веков (II -XIV вв.) 48
Схема 35. Основные направления развития западной философии эпохи Возрождения (XV - XVI вв.) 49
Таблица 36. Основные идеи западной философии эпохи Возрождения (XV - XVI вв.) 50
Схема 37. Основные направления развития западной философии Нового времени (XVII - XIX вв.) 51
Схема 38. Немецкая классическая философия Нового времени (XVIII - XIX вв.) 52
Схема 39. Контррационалистическая тенденция в западной философии XIX - XX вв 53
Таблица 40. Основные идеи западной философии Нового времени (XVII - XIX вв.) 54
Таблица 41. Школы и течения западной постклассической философии (XIX - XX вв.) 55
Таблица 42. Периоды развития русской философии 56
Схема 43 Формирование и развитие древней и средневековой русской философии (XI - XVII вв.) 57
Схема 44. Русская философия эпохи Просвещения (XVIII в.) 58
Таблица 45 Школы и течения русской философии (XVIII - ХХвв.) 59
Таблица 46 Основные философские идеи русского космизма 60
Таблица 47. Важнейшие философские течения в современной России (кон. XX - нач XXI в.) 61
Схем а 48. Развитие философии «сокровенной мудрости» в Новое и Новейшее время (XIX - XX вв.) 62
Таблица 49. Важнейшие философские идеи учений, порожденных эзотерической традицией познания 63
Таблица 50. Важнейшие направления современной философии (кон. XX - нач XXI в.) . 65
Часть 3. Онтология и натурфилософия... 66
Схема 51. Важнейшие проблемы и вопросы онтологии 67
Схема 52. Основные виды бытия 68
Схема 53. Два вида понимания бытия 69
Схема 54. Основные атрибуты природного бытия 70
Тяблица 55 Философские представления о субстанции 71
Таблица 56 Философские представления о духе 72
Таблица 57. Формы материи 73
Таблица 58. Основные концепции пространства-времени 74
Таблица 59. Движение материи и его разновидности 75
Схема 60. Развитие и его виды 76
Схема 61. Основные идеи и законы диалектики 77
Схема 62. Диалектическая схема процесса развития 78
Схема 63. Детерминизм, его принципы и разновидности 79
Схема 64. Представление о развитии жизни в теософской традиции 80
Схема 65. Основные философские концепции происхождения сознания. 81
Схема 66. Онтологическая структура бытия согласно Платону 82
Схема 67. Онтологическая структура бытия согласно неоплатонической традиции (система Плотина) 83
Схема 68. Онтологическая структура бытия согласно христианской догматической теологии 84
Схема 69. Онтологическая структура бытия согласно мистическому пантеизму
Ибн Араби (суфизм) 85
Схема 70. Онтологическая структура бытия согласно диалектике Георга Гегеля 86
Схема 71. Онтологическая структура бытия согласно теософской традиции
(XIX - XX вв.) 87
Схема 72. Онтологическая структура бытия согласно системе Агни-Иога. 88
Таблица 73. Представления о центре мироздания 89
Схема 74. Уровни организации материи в космосе 90
Таблица 75. Основные возможные сценарии развития Вселенной согласно
современной космологии 91
Часть 4. Философская антропология 92
Схема 76. Важнейшие проблемы и вопросы философской антропологии 93
Таблица 77. Некоторые философские представления о сущности человека. 94
Схема 78. Основные подходы к определению сущности человека 95
Схема 79. Антропологическая структура человека согласно древней египетской сакральной философии (герметизм) 96
Схема 80. Антропологическая структура человека согласно философии индуизма (веданта) 97
Схема 81. Антропологическая структура человека согласно системе Тарака
Раджа-Йога 98
Схема 82. Антропологическая структура человека согласно философии Пифагора 99
Схема 83. Антропологическая структура человека согласно философии Платона 100
Схема 84. Антропологическая структура человека согласно философии Аристотеля 101
Схема 85. Антропологическая структура человека согласно ортодоксальной
христианской философии. . . 102
Схема 86. Антропологическая структура человека согласно тибетскому ламаизму (буддизм Махаяны) 103
Схема 87. Антропологическая структура человека согласно европейской мистической философии Нового времени 104
Схема 88. Антропологическая структура человека согласно учению Живая
Этика (Агни-Йога) . 105
Схема 89. Антропологическая структура человека согласно теософии «новой
волны» (XIX в.). . 10G
Схема 90. Антропологическая структура человека согласно философии Сокровенной Мудрости (эзотерическая школа Адептов) 107
Схем а 91. Основные концепции антропогенеза 108
Таблица 92. Некоторые характеристики процесса антропогенеза согласно
теософской концепции космической эволюции человека (часть 1) 109
Таблица 93. Некоторые характеристики процесса антропогенеза согласно
теософской концепции космической эволюции человека (часть 2) 11С
Схема 94. Структура психического мира человека согласно философии йоги и
психоанализу 111
Схема 95. Факторы, влияющие на формирование и развитие сознания человека 112
Схема 96. Основные философские решения проблемы жизни после смерти. 113
Таблица 97. Некоторые латентные способности человека согласно философии йоги и теософии 114
Схема 98. Основные философские решения проблемы свободы воли человека 115
Таблица 99 Некоторые философские решения проблемы смысла жизни человека 116
Схема 100. Современные проблемы антропологической биоэтики. 1 17
Часть 5. Гносеология 1 18
Схема 101. Основные проблемы и вопросы гносеологии 1 19
Схема 102. Основные решения проблемы познаваемости мира 120
Схема 103. Основные гносеологические концепции 121
Схема 104. Формы чувственного познания L22
Схема 105. Формы рационального познания 123
Схема 106. Разновидности иррациональных способностей познания 124
Схема 107. Виды истины 125
Схема 108. Критерии истины ] 26
Схема 109. Специфика научного типа познания 127
Схема 110. Специфика религиозного типа познания 128
Часть 6. Философия религии ] 29
Схема (11. Признаки традиционной религии 130
Схема 112. Социально-культурные функции религии 131
Схема 113. Характерные черты традиционного религиозного сознания 132
Таблица 114. Философские представления о происхождении религий 133
Схема 115. Виды религий, 1 34
Схема 116. Первобытные верования (мифолого-религиозные культы) 135
Схема 117. Некоторые национальные религии 136
Схема 118. Мировые религии 137
Схема 1 19- Некоторые новые религиозные движения 138
Таблица 120. Прогрессивные и регрессивные социальные, политические и
культурные явления, связанные с религией 139
Схема 121. Многообразие религиозных и философских представлений о Боге 140
Таблица 122. Теистическое понимание Бога 141
Таблица 123. Деистическое понимание Бога 142
Таблица 124. Пантеистическое понимание Бога 143
Схема 125. Философские позиции относительно рационального доказательства бытия Бога 144
Часть 7. Социальная философия 145
Схема 126. Основные проблемы и вопросы социальной философии 146
Схема 127. Основные характеристики человеческого общества 147
Схема 128. Сферы жизни общества 148
Схема 129. Структура общества согласно концепции исторического материализма (марксизм) 149
Схема 130. Общественно-экономические формации согласно концепции исторического материализма (марксизм) . 150
Схема 131. Основные типы цивилизаций 151
Схема 132. Типы развития общества 152
Схема 133. Теории развития общества 153
Схема 134. Основные регуляторы общественной жизни человека. 154
Схема 135. Виды и иерархия ценностей человека 155
Схема 136. Общечеловеческие духовные ценности 156
Схема 137. Виды власти в обществе 157
Таблица 138. Классификация государств 158
Схема 139. Разделение власти в правовом государстве 159
Схема 140. Гражданское общество 160
Часть 8. Философия истории 161
Схема 141. Основные проблемы и вопросы философии истории 162
Схема 142. Основные философские концепции смысла истории 163
Схема 143. Философские решения проблемы направленности исторического
процесса 164
Таблица 144. Основные теоретические модели развития исторического процесса 165
Схема 145. Циклы развития общества (ЮГИ) в классическом индуизме 166
Схема 146. Движущие силы истории. . 167
Таблица 147. Основные критерии исторического прогресса 168
Часть 9. Философия культуры 169
Схема 148. Социальные функции культуры 170
Схема 149. Основные философские подходы к определению сущности культуры 171
Таблица 150. Понимание культуры различными мыслителями 172
Схема 151. Формы и виды культуры 173
Таблица 152. Доминанты национально-исторических культур 174
Схема 153. Уровни и характеристики массовой культуры 175
Таблица 154. Смысл понятия «цивилизация» в представлениях различных
мыслителей и исследователей 176
Схема 155. Контртенденции современной культуры и философии 177
Часть 10. Глобальные проблемы и будущее земной цивилизации 178
Таблица 156. Важнейшие тенденции развития культуры и цивилизации в XX - XXI вв 179
Схема 157. Основные внутренние и внешние факторы развития современной
цивилизации 180
Схема 158. Глобальные проблемы в начале XXI столетия. . 181
Таблица 159. Предлагаемые меры по решению глобальных проблем 182
Схема 160. Общие причины глобальных проблем земной цивилизации 184
Схема 161. Необходимые социально-культурные условия решения глобальных
проблем цивилизации 185
Схема 162. Исследования будущего 186
Схема 163. Методы исследования будущего 187
Схема 164. Основные пути дальнейшего развития земной цивилизации согласно философской системе Живой Этики 188
Схема 165. Некоторые возможные модели развития цивилизации 189
Краткий словарь философских понятий I 90




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз