30.05.2023

Вечеря крестным родителям. Святой вечер: обряды, традиции, приметы. Рецепт рождественской кутьи из риса


Этот праздник и следующие за ним праздники зимнего обрядового цикла, такие как Старый Новый год (Щедрый вечер 13 января), Крещение, Сретение, веками сопровождало множество традиций, обрядов, примет, песен, поговорок - некоторые утратились, некоторые стали известны во всем мире, как щедривка «Щедрик, щедрик, щедривочка, прилетела ластивочка », которую весь мир знает как «Carol of the Bells». И пусть не все наши традиции постигла счастливая судьба «Щедрика » - с каждым годом интерес ко всему, что отзывается внутри голосом далеких предков, крепнет, и традиции возрождаются. Рождественская ночь - волшебная, и все загаданное обязательно сбудется. Мира вам, достатка и счастья в кругу семьи!

Подготовка к празднику Рождества

Празднику Рождества всегда предшествует рождественский пост , который длится с 27 ноября (Филипповка). Задачей хозяйки в течение этого поста была генеральная уборка дома и приготовления к празднику Рождества. Собственно, подготовка, на самом деле, начиналась еще с лета, с праздника урожая, когда сплетался сноп-дидух (первый или последний сноп зерна, который не молотили и который, считалось, обеспечит урожай на следующий год), и продолжалась всю осень и зиму. Он же и служил украшением дома в Рождество - выполнял примерно те же функции, что сегодня елка. (Кстати, елки в России И Украине появились в начале прошлого века, и в некоторых местностях их не ставили на пол, а подвешивали к балкам у потолка.)

Хорошая хозяйка должна была приготовить новую одежду себе, мужу и детям (что значило - наткать полотна, выбелить его, сшить и вышить своими руками), подготовить новую посуду. У хозяина были иные рождественские заботы: закоптить мясо, поставить для созревания вино и горилку... Финальную уборку делали 2 января, на Игната: за дело брались девушки, которые не только убирали, но и украшали хату - дидухом, еловыми ветками, сплетенными в венок-«паучок».

4 января, на Анастасии, завершались заготовки продуктов для праздничных трапез. Утром 6 января хозяйка поднималась с рассветом, чтобы набрать рассветной воды для кути и узвара и растопить очаг для приготовления рождественской еды.

Святой вечер или Рождественский сочельник

6 января, Святвечер, был одновременно последним днем Рождественского поста, потому трапеза, за которую садились после появления первой звезды, возвещающей Рождество Христа, была постной. Более того, весь день 6 января соблюдали строгий пост - голодали, за исключением совсем маленьких детей и немощных стариков, которым давали немного отварной пищи.

Зато вечером, чтобы подчеркнуть праздничность момента, стол накрывали хоть и постный, но богатый - минимум из 12 блюд. Трапезу эту называли богатой кутей. Необязательно было есть от и до все блюда (да и в больших украинских семьях такой возможности не было) - но каждый член семьи пробовал по кусочку всех двенадцати.

Начинали, конечно же, с главного - кутьи, обрядовой каши, сваренной из пшеничного (в некоторых регионах - рисового, ячменного) зерна и приправленной различными лакомыми добавками: растертым маком, цукатами, узваром, сладкими конфетами, орехами. Чем больше таких лакомств будет в кутье - тем лучше, потому что она - символ достатка и райской жизни.

А кроме того, кутья - обрядовое поминальное блюдо, потому миску кути и стакан узвара ставили для предков, чьи духи, как считалось, навестят родной дом в эту волшебную ночь. А еще кутью как пожелание благополучия носили самым близким и важным людям - кумовьям, крестным родителям, бабушкам-дедушкам. Этот обряд называется «носить вечерю»: несут кутью дети, а взрослые пробуют ложечку кутьи и одаривают детвору гостинцами.

У всех 12 блюд рождественского стола было свое символическое значение. Причем даже не одно:переплелись более давние, языческие корни праздника и христианские традиции. Когда-то, в дохристианскую эру, наши предки верили, что в декабре-январе зарождается чудодейственная жизненная сила, которая обеспечит в течение всего следующего года достаток и радость и человеку, и природе.

Христианство придало чисто житейским верованиям более глубокий смысл, потому 12 блюдам на столе, подготовке к празднику, рождественским приметам и обрядам уделяется столько внимания. Вообще нет единого перечня всех 12 блюд для всех - страна наша большая, в каждой местности свои особенности: вместо простого постного борща - борщ с тестяными ушками, пустыми или с постной начинкой, например, грибами. Или борщ с карасями. Или борщ мог заменяться капустняком. На Виннитчине варили кашу - пшенную или гречневую. Кое-где подавали блины.

Главными и неизменными блюдами для всех остаются узвар, кутья, постные вареники и различная постная выпечка. Ее должно быть как можно больше: это гарантирует здоровье и силу хозяину дома, принесет достаток и урожай. Калачи, пампушки, пирожки и пироги - все будет правильным.

Подавать все это богатство, конечно же, нужно было на правильно накрытом столе. На стол клалось сено из дидуха (большую часть этого снопа хозяин отдавал коровам, овцам и козам, а немного приносил в дом; с хозяином в обряде участвовали сыновья), оно покрывалось новой нарядной скатертью, и уже на эту скатерть ставилась еда.

Как правило, трапеза с 12 блюдами, первая торжественная рождественская еда, проводилась исключительно в кругу семьи. Уже после нее дети несли вечерю крестным, молодежь или мужчины уходили колядовать, взрослые собирались в церковь, а незамужние девушки не упускали случая погадать на суженого (хотя церковью это и запрещалось).

В гости выбирались 7 января, после церковной службы и разговления. Наступает волшебная Рождественская ночь, и спать этой ночью нельзя, иначе проспишь свое счастье. Да это и не получится: колядники поют свои песни и веселятся, звонят церковные колокола и шумно радуются люди, возвращаясь со службы.

Праздник Рождества Христова

В первый день Рождества еда была непостной - на стол ставили любимые украинцами сало, колбасы, печенку, мясные блюда, а к ним подавали домашнюю водку или медовуху. После обильной еды клонило в сон, потому наступало время заслуженного отдыха, а уж после обеда отправлялись в гости: взрослые дети со своими мужьями-женами навещали родителей, кумовья гостили друг у друга.

А еще в этот день прощали друг другу старые обиды и мирились. Вообще день надо провести шумно, весело, в большой компании друзей, кумовей, приятелей - оставаться одному или в тесном семейном кругу нельзя. У Козаков 7 января были свои дела - это был день подведения итогов и выборов новой старшины.

8 января - день Богородицы Этот день был предназначен для почитания Богородицы и всех женщин - мам, бабушек, жен. Они могли не работать по дому (а беременным это просто категорически запрещалось), а чтобы не заскучать, женщинам разрешалось колядовать (вообще коляда - дело мужчин и бессемейной молодежи). И конечно, все молитвы, посланные в этот день Богородице, обязательно будут услышаны.

Приметы на Свят вечер и Рождество Христово

  • Все взятые взаймы предметы нужно вернуть до Рождества.
  • Одеваться к столу в Свят вечер нужно в новую нарядную и обязательно светлую одежду, чтобы не накликать траур в семью.
  • Свят вечер празднуют только своей семьей. Если же гости неизбежны, стараются, чтобы пришел счастливый и приятный человек. Эта примета связана с общеевропейской традицией первого гостя: кто первым переступит порог дома, тот и запрограммирует семью на весь год. И если придет человек злой, год будет неудачным.
  • Перед тем как садиться за стол в Свят вечер,нужно дунуть на лавку или стул, чтобы сдуть души предков, заглянувших в гости, и ненароком на них не сесть.
  • Каждый член семьи в Свят вечер должен быть дома.
  • К столу нельзя также опаздывать - будешь весь год блуждать в далекой стороне.
  • В течение ужина на Свят вечер нельзя вставать из-за стола, кричать и громко разговаривать - чтобы не потревожить души предков и не отпугнуть удачу.
  • 6 и 7 января нужно, хотя бы мысленно, попросить прощения у всех, кого обидел, и простить всех, кто нанес обиду тебе. Кстати, именно в этот период прощение дается особенно легко.
  • В Рождественскую ночь нельзя ложиться спать - счастье свое проспишь.
  • Теплое Рождество - к холодной весне.
  • В Рождество в доме должен гореть живой огонь - печь, камин, свечи.

Традиционное блюдо Рождественской вечери имеет много разных названий, но большинству людей оно известно как Кутья.

Это постное блюдо, готовящееся из зёрен пшеницы и ячменя в виде каши, с добавлением сахара, орехов, мёда и других ингредиентов.

Помимо приготовления кутьи, существует также традиция носить её крестным и другим кровным родственникам, а также просто близким людям.

Но, к сожалению, сегодня далеко не все знают, когда носят кутью и как правильно это делать. При этом стоит отметить, что традиция является достаточно популярной, а оттого необходимо узнать о ней более подробно.

Почему носят кутью и когда это правильно делать

Несмотря на то, что обряд ношения вечери является православным, пришёл он с юга Украины, ещё со времён язычества.

Главным посылом данной традиции остается пожелание благополучия, так как зерно, из которого готовится кутья, символизирует плодородие, мёд олицетворяет богатство, а грецкие орехи – могущество.

Но при этом сама процедура приготовления блюда не относится к легким, отчего напоминает людям, что благополучие, как и любые плоды, достигается только при помощи усердного труда.

Таким образом подношение вечери проводилось для тех людей, которые своим трудом заслужили определённое уважение.

С приходом христианства традиция была немного изменена, но основной принцип сохранился прежним – желание благополучия, богатства и могущества.

Ношение вечери называют ещё «крестным ходом», потому что кутью принято относить близким и кровным родственникам, как символ единения семьи. Причём в первую очередь это касалось крестных родителей, которых благодарили за то, что те присутствовали на втором рождении ребёнка, каким считается обряд крещения, и приняли на себя ответственность молиться и духовно наставлять ребёнка на путь истинный.

Именно поэтому кутью должны носить непосредственно сами дети.

В дохристианский период подобную благодарность дети оказывали повитухам, которые фактически помогали появиться младенцу на свет, а потому считались второй матерью. Но постепенно эту роль переняли на себя кумовья по отношению к родителям крестника.

Помимо этого нужно помнить, что дети являются символом духовной чистоты и надежды на лучшее будущее. А потому крайне важным является поздравление детьми, помимо вторых родителей, и остальных своих родственников.

Также по этой причине традиционно первыми приготовленную кутью должны попробовать дети, а затем и все остальные члены семьи.

Кутью готовят в Сочельник, перед Рождеством, поэтому вечерю носят после захода солнца 6 января.

В древние времена праздничным блюдом кормили не только родственников, но и домашний скот, но не просто бросая еду, а специальным ритуальным способом, так как животные являлись одним из главных символов благополучия.

Но сегодня подобные ритуалы уже не проводятся, а ещё, помимо 6-го января, допускается ношение кутьи и вечером 7-го числа. Хотя в Рождество пост уже заканчивался, а так как кутья все-таки блюдо постное, то его и готовили именно на Сочельник.

Как готовить настоящую Кутью

Сегодня существует множество рецептов кутьи, но все они разделяются на три вида блюда:

  • богатая – которую готовят в канун Рождества,
  • щедрая – праздничное угощение на Новый Год?
  • голодная – на Крещение.

Соответственно, их этих вариантов только богатая может использоваться для крестного хода.

Для того, чтобы приготовить традиционную кутью, необходимо взять крупу из зерен пшеницы или ячменя. Но сегодня также можно использовать гречку, рис, овес, перловку и любой другой ингредиент по вкусу для приготовления каши.

Традиционный рецепт кутьи на Рождество

Если готовить кутью по традиционному рецепту, то на один стакан пшеницы потребуется по сто грамм изюма, грецкого ореха и мака, а также две столовых ложки меда.

Зерна должны быть хорошо перебранные, без мусора, поэтому, если понадобится, придется перебрать их вручную.

Затем залить холодной водой и оставить как минимум на 2-3 часа, а возможно и на всю ночь, пока зёрна не набухнут. Но при использовании шлифованной пшеницы данное замачивание не требуется.

Для того, чтобы сварить пшеницу, необходимо взять два стакана воды на шлифованную и три на обычную. Процесс варки лучше осуществлять в толстостенной или чугунной кастрюле, до тех пор, пока пшеница полностью не размякнет.

Мак нужно варить примерно 10 минут, затем тщательно процедить, дождавшись, пока стечёт абсолютно вся вода.

Изюм хорошо промыть и залить кипятком, после чего продержать так в течение 20 минут и ополоснуть.

А орехи поджарить на сковороде и порубить ножом на мелкие кусочки. После этого перемешать и добавить к ним мёда.

Популярная кутья из риса

Но более популярной сегодня является кутья на Рождество, сделанная на рисе, тем более, что готовится она проще, нежели пшеничная.

Для этого на стакан риса используется полтора-два стакана воды, которую нужно сначала довести до состояния кипения, затем засыпать рис и варить в кастрюле с закрытой крышкой порядка трёх минут на сильном огне, после ещё шесть минут на среднем и в заключении три минуты на маленьком. После этого ещё 12 минут подержать крупу в кастрюле, не открывая крышки, чтобы рис как следует пропарился.

Узвар - необходимый атрибут кутьи

Также кутья заправляется узваром, который, по сути, является компотом.

Для приготовления необходимо промыть сухофрукты, затем засыпать их в холодную воду и уже вместе с фруктами довести до стояния кипения.

Что касается отваренных сухофруктов, то небольшую часть из них можно, измельчив, добавить в блюдо.

Как украсить кутью

Когда блюдо будет приготовлено, кашу выкладывают в глубокую тарелку.

Важным моментом является то, что если варилась обычная пшеница, то мёд заливается в кашу прямо перед подачей на стол или перед походом к родственникам. Потому что если мёд окажется в каше слишком рано, то оригинальный вкус кутьи будет испорчен.

Украшать данное блюдо особенно не приходится, так как оно само по себе считается красивым. Но современные кулинары для того, чтобы придать кутье ещё более привлекательный вид, сверху укладывают кусочки орехов, цукатов, разноцветных драже, посыпают тертым шоколадом.

Кутья - каша из зерен пшеницы, ячменя или риса, сдобренная медом, сахаром, орехами, миндалем и другими сладостями. Традиция варить кутью в Рождество уходит своими корнями в глубокое прошлое. Все православные осведомлены о необходимости ее соблюдения, но, как правильно носить кутью, знают лишь очень немногие. В том числе и об этом пойдет речь далее.

Сакральный смысл рождественской кутьи

Блюдо это, а в особенности ингредиенты, из которых оно состоит, очень символичны. Настоящая кутья обязательно варится в печи и готовится из:

  • очищенной пшеницы;
  • меда;
  • орехов;
  • сухих фруктов;
  • мака.



Зерно - символ плодородия, круговорота всего живого и бессмертия, возрождения человеческой души. Семя, попадая в плодородную почву, перерождается и вырастает в новое растение, которое вновь дает семя, круг этот никогда не прерывается. Поедание кутьи автоматически приобщает человека к круговороту бессмертия, потому так важно готовить это блюдо исключительно из зерен, ни в коем случае не используя крупы.

Главным ингредиентом кутьи считаются мед и грецкие орехи, являвшиеся во все времена символами богатства и плодородия. Мед в кутье должен был напоминать людям не только о вечной и сладкой жизни, но и о труде и плодах, им приносимых. Чтобы приготовить кутью согласно древним традициям, нужно использовать жидкий мед. Если такового в хозяйстве нет, нужно приготовить медовую заправку, для чего обычный густой мед растворяется в горячей воде и заливается в готовую уже кутью. На Украине вместо заправки использовали узвар.

Орехи также символизируют плодородие, кроме того, они еще и символ силы и могущества, так как ореховое дерево считается одним из самых крепких и ценных пород деревьев.

В прошлом
кутью принято было запивать маковым либо ореховым молоком. Мак и орехи ошпаривались кипятком и перетирались в ступе до появления маслянистой массы белесого оттенка, которая и называется молоком.

Современные хозяйки могут существенно упростить процесс приготовления макового или орехового молока, поместив все ингредиенты в миксер либо блендер.

Выделяют три разновидности кутьи:

  • богатая;
  • щедрая;
  • голодная.

Богатую кутью готовят в канун Рождества на Сочельник. Щедрой угощают домочадцев в канун Нового года, она менее сладкая, чем богатая, и содержит меньшее количество ингредиентов, заправляется сливочным маслом, молоком либо сливками.

Голодную готовят на Крещение, в нее кладут только мед или сахар.

Богатая кутья является составной частью вечери - подношения, которое принято приносить в дом крестных родителей. Кутья - это подарок и благодарность за то, что крестные согласились взять на себя ответственность за духовное воспитание ребенка и его наставление на путь истинный. При помощи нее дети благодарят крестных родителей за их присутствие на втором рождении, коим считается обряд крещения.

Когда возник обычай носить кутью

Традиция носить кутью возникла еще в языческие времена, блюдо это являлась составной частью правильной вечери. В древности вечеря символизировала единство одной большой семьи, потому носить вечерю доверяли исключительно самым маленьким ее членам.

Кутью готовили заранее, дети перебирали пшеницу, отделяя чистые зерна от шелухи, после чего пшеница тщательно промывалась и выкладывалась в большой казан. Варили кутью не менее трех часов, после чего добавляли сушеные фрукты, орехи, мед и наполняли готовым блюдом глиняные тарелки.

Признаком окончания варки считалось появление на поверхности кутьи белой пены. Хорошо проваренная кутья - липкая и вязкая, ее носят как в горячем, так и в холодном виде. Готовя кутью в печи, тщательно следили за тем, чтобы в нее не попал пепел от очага, так как это считалась не совсем хорошим признаком.

В деревнях вечерю носили бабке-повитухе и близким родственникам. Подношение кутьи бабке-повитухе было очень важно, поскольку именно она помогала большей части младенцев появиться на свет и, соответственно, считалась чуть ли не второй матерью всех малышей.

С приходом христианства обычай подносить кутью перешел также и на крестных. Кутья была еще одним способом выразить благодарность и показать свою щедрость. О том, как правильно носить вечерю крестным на Рождество, слагались целые трактаты, так как обычай этот был очень важен.

Отказ от принесения кутьи расценивался как неуважение к старшим и был серьезным оскорблением.

Искони вечеря считалась обычаем, который соблюдался на юге Украины, именно оттуда пришли все правила, которые ныне соблюдают при подношении данного угощения. Согласно церковным канонам, подношение вечери не является обязательным, тем не менее, православные всего мира с готовностью соблюдают этот неписанный закон. Первым документальным свидетельством обычая носить кутью являлась «Повесть временных лет» - летопись конца XIII века, но, скорее всего, традиция эта восходит к временам крещения Руси.

Из чего состоит вечеря

Вечеря предполагает приношение в дом света, добра и достатка. Праздничное угощение включает в себя не только традиционную кутью, но также узвар и свежий хлеб.

Кутья из пшеницы
Свежий ржаной хлеб

В деревнях хлеб для вечери пекли в самую последнюю минуту, чтобы он был горячим и ароматным. Узвар современному человеку более известен как компот из сухофруктов. В состав узвара входили яблоки, груши, вишни и абрикосы. Иногда в узвар либо саму кутью добавляли черемуховое варенье.

Вместо хлеба на Украине часто носили паляницы - испеченные в печи коржи с начинкой из капусты, картошки и творожной массы. Паляницы было принято запивать квасом либо свежим молоком, ели их всегда в горячем виде, щедро раздавая соседям и просто прохожим.

Внешний облик современной вечери несколько изменился, поскольку паляницы, узвар и хлеб заменяют обычными булочками и конфетами, но от этого сама суть вечери нисколько не меняется. Допускается приносить в качестве вечери и другие блюда: холодец, капустняк, голубцы.






Такая важная традиция, как подношение вечери, не забывается и спустя столетия. Но состав угощения с годами меняется, потому сегодня в качестве вечери носят кондитерские изделия, домашнюю выпечку, салаты и котлеты. Иногда в дополнение к вечере приносят спиртное, что не совсем правильно и является нарушением традиции, поскольку издревле на Руси вместе с вечерей приносили молоко, квас и узвар.

Когда и как правильно носить кутью

Кутья - это праздничное блюдо Сочельника, вечера накануне Рождества. Носить ее принято 6 января после захода солнца. Прежде чем нести кутью крестным, ее пробовали всей семьей, первую ложку обязательно съедал самый маленький ребенок.

Также кутьей было принято кормить домашний скот. Наши предки верили, что она защитит животных от болезней и будет способствовать большому приплоду среди коров и овец.

Кутью не просто бросали перед животными, а раскладывали на чистом поддоне.

Животные ни в коем случае не должны были топтать угощение, так как в этот вечер это был не корм, а священная пища, поедание которой сопровождается особыми ритуалами. Современные обычаи допускают подношение вечери не только 6-го, но и 7-го января.

В древности, когда все было более символично, старались этого не допускать. Кутья являлась постной пищей, тогда как 7 января пост заканчивался, и в принесении кутьи как пожелания плодородия, здравия и богатства после очистительного поста, смысла никакого не было.

Крестные либо
те, кому принесли вечерю, должны встретить гостей на пороге следующими словами: «Христос рождается». В ответ они должны услышать: «Славим его». Крестницы и крестники входят в дом к крестным и говорят: «Мамо и тато вечерю прислали. Добрый вечер». После того как эта официальная церемония закончена, крестные вручают крестникам конфеты и печенья, а взамен получают кутью. Естественно, что по желанию можно поднести в благодарность за угощение и другие подарки, но обмениваться сладким в вечер Сочельника - значит желать друг другу процветания и благополучия.

Даже не являясь особым поклонником сладостей, необходимо соблюсти обычай и запастись должным количеством конфет, которые понадобятся, если крестники задумают прийти в качестве сеяльщиков в канун старого Нового года.

  • Первому вечеря вручается крестному, после чего ее получает крестная. Оба они съедают по ложке кутьи, а затем выставляют ее на середину стола, чтобы и другие присутствующие могли ее попробовать.
  • Приглашать за стол гостей не принято, но возможно. Гости должны вернуться домой и встретить наступление Рождества в семейном кругу. Потому засиживаться все же не стоит, как только на небе появятся первые звезды, необходимо идти домой и, завершая пост, насладиться праздничным угощением.

Что должно быть на столе

На первой Тайной Вечере Иисуса Христа окружали 12 апостолов, в честь этого на праздничном столе должно быть не менее 12 блюд. Главные блюда на столе - сладкая кутья и узвар. В дополнение к ним принято подавать капустняк - блюдо из капусты, мяса и пшена, а также грибной суп с рыбой.

Рыба, как символ Христа, была основным украшением стола, из нее делали холодец, жарили и варили. К тому же рыба была самым дешевым и простым продуктом, который могли себе позволить как богачи, так и те, кто не имел возможности рассчитывать на богатые угощения даже в праздник. Праздничным блюдом являлись пироги, начиненные грибами, рыбой, капустой и творогом. Крестьяне всегда выставляли на стол самые щедрые дары полей и лесов, жарили грибы, отваривали фасоль и горох, делали голубцы и вареники.

Пироги могли быть как постными, так и обычными, поскольку пост заканчивался и можно было отведать скоромной пищи.

Чем богаче стол в канун Рождества, тем благополучнее будет положение семьи в наступившем году, потому на украшения в этот вечер скупиться не стоит. Стол должен быть убран самой красивой праздничной скатертью, а все собравшиеся за ним - одеты в лучшие одежды, ведь они не просто в очередной раз решили отпраздновать какое-то событие, а собрались, чтобы восславить Рождение Христа. Одеться во все лучшее - проявить уважение к символам праздника.

Садиться за стол нужно только с появлением на небе первой звезды, именно она, как всем известно, возвестила пастухов о том, что родился сын Божий. К этому времени все домашние должны быть рядом, чтобы начать трапезу с молитвы и ложки сладкой кутьи. Молитву начинал глава семейства, с окончанием молитвы оканчивался пост, можно было начать наслаждаться ужином.

Обычаи и поверья, связанные с кутьей

С кутьей связанно множество традиций и обычаев:


Итак, носить кутью - древний ритуал, связанный с поклонением предкам, приобщению к силам природы, круговороту жизни и прославлению появления на свет главного из всех людей - Иисуса Христа.

Кутья включается в праздничную вечерю и приносится как подарок крестным и старшим членам семьи, не проживающими с носителями кутьи под одной крышей. При помощи кутьи люди объединяются и восстанавливают связующие их родственные узы.

Кутья - благодарность за заботу и понимание, за новое рождение. Она - надежда на новую, более сладкую жизнь и дар тем, кто может скрасить существование человека на этой земле. В древности по тому, какой получилась кутья, могли предсказать будущее:

  • Сладкая и вкусная, разваристая и ароматная, она сулила много здоровья и удачи.
  • Горьковатая и приторная была признаком надвигающихся несчастий, которые, впрочем, можно было предотвратить.
  • Чем слаще принесенная кутья, тем удачливее и радостней будет наступающий год, потому каждая хозяйка относилась к приготовлению кутьи с особой ответственностью.

За давним обычаем рождественское приготовление начинается задолго до Рождества с духовных и материальных приготовлений. Этот день называется Святой вечер, он попадает на 6 января. В этот вечер все семьи собираются за праздничным столом, и в каждом доме веяло уютом и достатком, праздничные столы просто гнулись от блюд.

Очень важным событием считалась сама подготовка к рождественско-новогодним обрядам. С поры уборки зерна с полей сохраняли Дидуха и отбирали ароматное сено. До праздников заканчивали всю работу по хозяйству. По обычаю все хозяйки заканчивали к этому дню уборку в доме, белили дом, застилали новые и чистые скатерти, рядна и рушники. Старались купить новую одежду всем членам семьи или вышить вручную, купить новую красивую посуду. Из собственного прополиса готовили свечи, при этом произносили специальные молитвы. В подготовке к такому великому празднику была задействована вся семья.

Утреннее приготовление начиналось еще до рассвета. Первым магическим действием было добывание нового огня. Женщина за 12 дней до этого клала под образом кремень и кресало, 12 полен сушила в доме 12 дней и 6 числа утром добывали огонь, стоя лицом к восходу солнца. Подпаливаются этим огнем в печи эти 12 полен. Далее хозяйка приступает к приготовлению 12 святых вечерних блюд: варит узвар, горох, грибы, фасоль, жарит капусту, рыбу, картофель, вареники, варится каша гречневая, голубцы с пшеном, коржи с маком и самое главное блюдо - это кутья, она может быть из разных круп: пшеница, рис, ячмень. Во всем помогают дети. В таком постном ужине преподносятся все плоды поля, огорода и сада, алкоголя на столе нет.

После этого хозяин идет кормить и поить скот, чистить дорогу от снега и просматривать двор. Перед Святым вечером не положено одалживать у кого-то деньги, а если есть долги, то все они возвращаются.

В Святой вечер все члены семьи обязательно должны быть дома. В гости в такой день ходить не положено. Нельзя ругаться, а если с кем-то в ссоре, то нужно помириться. В этот день было много обрядов и гаданий.

По традиции за стол садились все члены семьи, и самый старший - хозяин - первым пробовал кутью. Затем вся семья приступали к ужину, тоже первой ложкой была кутья. Святая Вечеря длилась до четырех часов, говорили все о добром и тихо. А после ужина принято не убирать со стола кутью, набрать рюмку и положить чистое белое полотенце, считалось, что духи придут второй раз на ужин. А свечи, которые зажигались, не тушили, они должны сами догореть. И хозяева не спать ложились, а просто отдохнуть.

В этот день не едят, а постятся, и только к ужину садятся все к столу и обязательно всей семьей. Когда вечереет, начинается приготовление домашнего венца. А хозяин вносит Дидуха - сноп жита. Заходит на порог и здоровается, желает здоровья и достатка. Затем хозяин крестится и преподносит Дидуха, ставит под образом, перевязанным железными прутами, и кладет рядом ярмо, чепиги от плуга и хомута. А хозяйка тем временем достает из шкатулки новую белую скатерть и все это накрывает.

Украшение дома и праздничного стола

Хозяин приносит немного ароматного сена и соломы. Солому расстилает по полу, а с сена берет небольшой пучок и кладет на край стола, ребенок до семи лет кладет на него три ломтика хлеба, соль и свечу. А из остального сена делает стог под столом. Такими обрядами хозяева избавляются от злых духов на весь год. Хозяева с испеченным святым хлебом и ладаном обходят весь двор, погреба и хлев.

В доме под скатерть праздничного стола хозяйка кладет по углам по головке чеснока, такой обряд отгоняет злых духов.

Дети стоят у окна и с нетерпением ждут первую звезду на небе. А означает это рождение Сына Божьего, после этого проводятся обряды и все садятся за стол.

Особое внимание уделяли домашним животным. Когда на небе взошла первая звезда, хозяин кормит скот, он берет в миску по несколько ложек каждого блюда, хозяйка дает ему еще буханку хлеба и черпак меда, а для собаки отдельно кусок хлеба. В эти дни не кричали, не ругались и ни в коем случае никого не били даже из животных.

Вернувшись от скота, хозяин опять клал в тарелку по ложке всех святвечерних блюд, ставил поверх миски кухоль с медом, стакан воды, ложил калач, несколько орехов и яблок. Держит миску в левой руке, а в правой держит бич из цепи. Выходит хозяин на порог, хозяйка заперла за ним дверь, все в доме утихли и сидят молча, даже не шевелятся. Тем временем хозяин начинает говорить слова приглашения к морозу, волку и злым ветрам на кутью и цепом угрожает: а как не пойдешь, то и не приходи на жито, пшеницу. Потом хозяин возвращается в дом и запирает за собой дверь, никто уже из дома не выходит.

Общий ужин всего рода

В этот день приходят все мертвые родственники и проводят трапезу всем родом. На окнах или на столе для мертвых родственников оставляли узвар и кутью. Посуду не мыли в этот день. Когда все сели за стол, хозяин приглашает мертвые души, берет миску с кутьей, ставит ее на полотно и ставит подпаленную свечу в миску. С миской хозяин обходит вокруг стола по часовой стрелке. Затем хозяин и все члены семьи становятся на колени перед образом и молятся за мертвые души. Затем все крестятся три раза и произносят молитву за себя. Хозяйка берет кутью и ставит на стол, все приступают к Святой Вечере. Все блюда должны обязательно быть постными, так как этот день пропадает на последний день пилиповского поста.

Обязательно на святвечер должно присутствовать на столе: кутья, узвар, свечи, соль, чеснок. Если в этот вечер кто-то из членов семьи отсутствует, ему ставят тарелку, а если пришел гость, то это считалось благословением, его приглашают к столу. Из-за стола никто не выходит, никто много не говорит. Хозяин берет в ложку немного кутьи и подкидывает три раза к потолку, приговаривая при этом специальные слова. Если за столом чихнет сын, то отец ему дарит лошадь, а если дочь, то ей дарит теленка. В некоторых регионах Украины носят ужин родственникам. После святвечери все начинают играть. Наигравшись в народные обрядовые игры, младшие дети ложатся спать, а старшие несут ужин родственникам. Родители просто отдыхают, но не спят.

Народные приметы

  • Звездное небо - на урожай гороха и куры будут хорошо нестись.
  • Луна на небе - урожай на баштаны.
  • Идет снег - урожай на яблоки.
  • Изморозь на деревьях - урожай в саду.
  • Если после ужина небо чистое и звездное - сухое и урожайное лето, и наоборот.
  • После ужина ложки перевязывать житом, чтоб коровы не терялись на паше.

Также в этот день все ворожили. Кто-то гадал на суженого, кто-то хотел замуж или жениться. Тот, кто хотел узнать с кем судьба сведет, умывался чистой водой, для того чтоб лицо всегда было розовым и красивым. Молодежь гадает на суженого, а пожилые люди - на долголетие. Маленькие дети просто гуляют.

Праздник Рождества Христова относится к наибольшим христианским праздникам, которые Церковь отмечает особенно торжественно. Кульминацией праздничного приготовления является вечер накануне Рождества - день бдения, молитвы и поста. Святвечер имеет не только глубокие по содержанию церковные службы, но, прежде всего, богат в нашем народе исполненными символикой обрядами и обычаями, некоторые из них восходят еще к дохристианским временам, рассказывает Юлия КОЦАН .

«Время нашего спасения уже настало.
Готовься, вертеп, потому что Дева скоро родит»
(Стихира вечерни Навечерия)

История празднования вечера накануне Рождества Христова восходит еще к первым векам христианства. Канун праздника Рождества имеет отдельное богослужение, называемое Большие, или Царские часы, которые составил Иерусалимский Патриарх Софроний, где в псалмах и чтениях пророков из Ветхого Завета собраны основные пророчества относительно обещанного Мессии. Из святого Евангелия читают события, связанные с Христовым Рождеством, а стихиры воспевают воплощение Сына Божьего, место и обстоятельства Рождества. Во время богослужения Царских часов святое Евангелие лежит на тетраподе как символ Христа, который уже пришел и провозглашает нам Божью науку. Происхождение названия Царские часы объясняется тем, что когда-то в Византии на этом богослужении всегда присутствовали императоры со своим двором. В конце службы в их честь пели отдельно многолетие. День Навечерия завершает Филипповский пост перед Рождеством, поэтому в этот день строгий пост.

Когда-то, еще в дохристианские времена, у наших прадедов в это время был праздник «Корочуна» - день приветствия солнца. «Праздник «Корочуна», - говорит проф. С.Килимник, слова которого приводит в своей книге «Познай свой обряд» о. Юлиан Катрий, - сугубо земледельческий, было вдохновение человека надеждой и верой в счастливый год урожая, приплода скота, здоровья, благополучия и радостной жизни». Наши предки верили, что в декабрьские и январские дни рождается чудодейственная сила, которая переливается в души людей, в землю, в воду, в растения и животных, поэтому так ждали и радостно отмечали этот праздник. Христианство наполнило давние традиции новым содержанием, христианскими идеалами, идеями правды, любви, всепрощения Слова, щедрости, совершенствования.

Приготовления к Святвечеру

«К Рождеству в Украине готовились еще с лета. Во время жатвы первый, а в некоторых местах - последний сноп хлеба (ржи или пшеницы) оставляли не обмолоченным. В него добавляли также по несколько стеблей других злаков и перевязывали одним, двумя, а иногда тремя перевяслами. Этот сноп вносили в дом в канун Рождества Христова. Называли его по-разному: «дидух», «дед», «коляда» на Волыни, «криль» (король) на Холмщине, «зажин» на Черниговщине, «баба» в Черткове на Тернопольщине», - рассказывают в книге «Обряды и блюда Святого Вечера» Ольга Вербенец и Вера Манько . В некоторых местах «бабой» называли сено, которое также вносилось в дом.

Приготовление к Рождеству охватывало все стороны жизни украинской семьи. Готовилось вдоволь еды, варился мед, изготавливались различные наливки, вишневки, сливянки и т.д. Хозяйка покупала новые горшки, ложки, миски, беспокоилась о новых нарядах для детей и взрослых.

Традиционные в наше время елки в домах украинцев появились преимущественно только в первой половине ХХ в. Сначала их подвешивали к основной потолочной балке и лишь со временем стали ставить на пол. Украшали елку свечечками, орешками, яблочками, медовыми пряниками или домашними пирожными. Обычай украшать рождественскую елку распространился из Германии. Легенда гласит, что традицию украшать деревья в честь Рождества ввел известный богослов-реформатор Мартин Лютер (1483-1546). В 1500 году, накануне Рождества, он, гуляя по лесу, увидел несколько елок, покрытых снегом. Они ярко сверкали в лунном свете и поразили Лютера своей красотой. Вернувшись домой, он поставил маленькую елку посреди комнаты, украсил ее свечами и зажег их.

На Лемковщине и в некоторых районах Львовщины изготавливали так называемых «пауков», символизирующих паутину, которая, по легенде, спасла Христову семью от воинов Ирода. Изготовляли пауков из соломы или из тонких деревянных прутьев или из проволоки, а в местах соединения цепляли цветы, свечи или стеклянные елочные украшения.

К празднику должен был быть наведен порядок и во дворе, и в доме. Все инструменты должны быть на своем месте. Все, что было одолжено, нужно было вернуть домой, но также и самому вернуть одолженное. К праздникам, по традиции, должны быть починены и телеги, и сани.

Блюда, приготовленные на Вечерю

Для празднования Святвечера и Рождества выпекали много разновидностей хлеба, который имел разные названия (корун, крачун, крайчун, керечун, кныш, калач, струцля и просто хлеб) и формы, в зависимости от местности, и выпекался из разной муки, мог быть пресным или скоромным (его во время ужина не употребляли, а просто клали на стол). Рождественский хлеб был символом новорожденного Иисуса, в некоторых регионах к нему добавляли немного святой воды. Обязательным на праздничном столе должен был быть "кныш" - каравай с крошечным хлебцем сверху - для душ умерших. Иногда перед выпечкой этот хлеб обозначали головкой мака или оттиском стакана с обмакнутыми в масло краями. Кныши символизируют единство поколений рода и покровительство-опеку предков.

На Лемковщине и в Галичине посреди стола клали «струцлю» - плетенку, посыпанную маком, которую еще называли «кукелкой». На Подолье выпекали три обрядовых хлеба, которые в Святвечер клали на столе один поверх другого. Нижний (его называли «Хозяином»), пресный, пекли из ржаной муки, второй (назывался «Василий») - из пшеничной, верхний («Иордан»), меньший, - также из пшеничной. «Хозяина» разрезали и ели в первый день Рождества, «Василия» - на Новый год, а «Иордан» - на Крещение. В Козове на Тернопольщине тоже клали на стол три хлеба - два нижние ржаные и сверху - круглый пшеничный калач, в который вставляли восковую свечу. Этот калач был особым, потому что состоял из многих шишек, которые скручивались из полосок теста и плотно укладывались в круглую форму. Считали, что сено под скатертью символизирует конюшню, первый ржаной хлеб - ясли, второй ржаной - колыбель, калач - Иисусика, потому что очень он был сладкий и вкусный.

Обязательно пекли на праздники калачи - круглые обрядовые хлеба из белой пшеничной муки, замешанные на молоке с добавлением яиц. Из двух шаров теста скручивали жгут, из которого формировали круг с дыркой внутри. На юге Подолья калач выплетали из восьми шаров теста. На Черкащине пекут прямоугольный хлеб, который называется «Хозяин».

Обязательно на столе должны были быть пирожки с разной начинкой - капустой, горохом, сливами, вишнями, маком и т.п. Бабушки раздавали их внукам, и каждый должен был запомнить, с какой начинкой пирожок. Говорили, что когда ребенок заблудится, стоит вспомнить с какой начинкой пирожок на Святвечер, и Господь сразу поможет вспомнить дорогу. Отдельно хозяйки пекли хлеб для угощения скота. На Подолье этот хлеб называли «Рожество» и имел очень интересную форму. Делали его из двух шаров теста, которые скручивали жгутом, придавали ему форму подковы, клали на горшок с кутьей.

Чтобы успеть приготовить блюда на праздничный ужин, хозяйка вставала очень рано, в 1-2 часа ночи. Этот ужин, хотя постный, но богатый, потому что имеет аж 12 традиционных блюд. Отсюда его название - Богатая кутья.

Почему на этот ужин готовят именно 12 блюд? Этнографы говорят, что это может быть связано с 12-тью месяцами. В наше время число 12 трактуют как память о двенадцати апостолах Иисуса Христа.

Хозяйка разжигала печь, добывая живой огонь при помощи кусков дерева, или огнива (этот обычай еще до недавнего времени соблюдался на Гуцульщине). В печь клала семь или двенадцать поленьев. Для приготовления блюд набиралась до рассвета вода, ею заливали пшеницу, сушеные фрукты и ставили в печь варить два главные блюда - кутью и узвар.

Между блюдами Святой Вечери на первом месте стоит кутья, или колыво. Это вареная пшеница с медом. Кутья появилась еще в дохристианские времена. С тех пор она сохранила символизм поминального блюда. Пшеница, как зерно, ежегодно оживает, поэтому является символом вечности, а мед - символ вечного счастья святых в небе. Варили кутью в специальном горшке, в котором ничего другого не варилось, или покупали каждый раз новый. В разных регионах кутью готовили по-разному. На Лемковщине варили кутью из ячменной каши (панцаку), поскольку пшеницу в горах не сеяли. Обычай варить пшеницу туда принесли с собой священники и учителя из Галичины, однако этот обычай прижился не во всех селах. В тех селах на Лемковщине, где кутью варили из пшеницы, ее подавали только с медом. Кутью из ячменной крупы также варили на Черниговщине - там ее заправляли только узваром (компот из сухофруктов). В разных местах кутья имела разную консистенцию - она могла быть густой или же редкой, как уха.

Узвар варился из сушеных яблок, груш, слив, вишен. На Тернопольщине его называли сушеницей.

Кроме этих главных блюд, хозяйки ставили варить голубцы, капустняк с пшеном и фасолью, затертый подсолнечным маслом, который на Винничине и Гуцульщине называли «шупеней», горох, борщ постный с карасями, кашу гречневую, пшенную, вареники с капустой, картофелем. Также жарили рыбу, пекли блины из кислого теста (на Подолье), варили блюда с грибами. Голубцы, как правило, делали из заквашенной головками капусты, и начинка у них была разной.

Традиционно считается, что блюд должно быть 12, но их количество и составляющие несколько отличаются - в зависимости от местности и зажиточности семьи. Так, Лемковщина отличалась рядом особых блюд, которые больше нигде не готовили. Например, «бобальки» - продолговатые, посредине утолщенные, раскатанные в руках куски теста, которые варили или пекли и смазывали растертым маком с медом и подсолнечным маслом. Другое блюдо - «киселица» - сегодня совсем забыто. Накануне Святвечера замачивали молотый овес, потом перецеживали этот заквас через сито. Очищенную густую жидкость варили, постоянно помешивая, чтобы не пригорела. Заправляли ее тмином, чесноком и льняным маслом.

На Тернопольщине делали напиток, который назывался «голопас». Его готовили заранее из отвара сушеных фруктов, в который добавляли ржаную закваску или дрожжи, а также карамель.

Пока хозяйка хлопочет в доме, хозяин приводит в порядок двор, поит и кормит скот.

Интересный обычай зафиксирован на Лемковщине. Когда уже все в доме было готово, вся семья шла к потоку и там тщательно мылась ледяной водой, а вытираться спешили домой. Последней шла мыться хозяйка.

Традиция внесения дидуха и приготовления стола

Следующий шаг - традиция внесения дидуха. Хозяин, подняв шапку, перекрестившись, брал дидуха и вязанку сена, а сын - две. Сено при этом раструшивали, а отец приговаривал: «Пусть трусится сено, пусть кормит скотинку. Пусть мягко будет душечкам, пусть мягко будет Святому Дитяти и скотинке на сене лежать!»

Медленно и торжественно отец с сыном подходили к дому и становились перед порогом, где их уже ждала хозяйка с кнышем в руках. Входили в дом, и отец говорил такие слова: «Святки идут!» «Святки пришли!» - отвечал после отца сын. «Чтим и просим дидуха и вас заглянуть в дом!» - отвечала мать. Так происходило в Восточной Украине, а в Галичине газда (хозяин) говорил такие слова: «Дай Бог, добрый вечер, эти праздники провести, других дождаться в здоровье, счастье до второго года, на многая лета». Потом семья заходила в дом, крестилась, расстилали вязку сена в углу и ставили на него дидуха, вторую вязку сена клали на стол, а третью - под стол. Во время того, как на пол стелили солому, дети под столом кудахтали: «Кво-кво - завтра Рождество».

На Тернопольщине и Львовщине на стол укладывали сено тонким слоем, хозяйка клала на четыре угла зелье и чеснок. Сверху стелили белую скатерть, а поверх нее часто стелилась вторая.

На празднично накрытый стол клали хлеб, и в нем делали дырку, куда вставляли высокую восковую свечу. На Лемковщине и в Галичине свечу ставили в сосуд, наполненный ярым зерном, которое потом подмешивали к посевному зерну. Зажженную свечу никто не имел права погасить весь вечер и старались зажечь так, чтобы она случайно не погасла, так как это не было хорошей приметой, потому что предвещало смерть кого-то из семьи. После этого хозяин клал в сено под столом топор, косу, серп, часть сохи, часть граблей - чтобы хорошо пахалось, жалось, косилось и чтобы было что жать и косить в Новом году. Только потом хозяин брал горшок с кутьей, а хозяйка - с узваром. Они торжественно несли их на красный угол.

Пока мать ставила блюда на стол, хозяин шел в хлев кормить скот куском хлеба с воткнутым в него чесноком, посыпанным солью, начиная с самого старшего и заканчивая самым младшим. Символизм этого обычая в том, что скот своим дыханием согревал новорожденного Иисусика. Затем вся семья становилась к общей молитве. Сначала молятся за умерших, а потом за всех присутствующих.

После хозяин смешивал ложку кутьи и всех других блюд с мукой и снова шел в хлев угощать скот, чтобы и тот мог принимать участие в праздновании. Потом выходил во двор, чтобы пригласить на ужин все праведные и не праведные души, солнце и месяц. Приглашение повторял трижды. Не получив ответа, громко говорил: «Если не идете, то чтобы во веки веков не приходили». Хозяин, вернувшись домой, закрывал двери. После этого уже никто из взрослых в этот вечер не мог выходить. На Прикарпатье сохранилась до сих пор традиция перед ужином идти с кутьей и свечой на кладбище и приглашать умерших родственников на совместную трапезу.

Рождественская звезда

Когда на небе появлялась первая звезда, только тогда семья могла садиться за стол после дня строгого поста, во время которого никто не имел права есть, кроме маленьких детей, которым давали немного вареной картошки. Однако перед тем как сесть, каждый дул на место на скамье, чтобы ненароком не придавить души, которые, считалось, на Святвечер приходили в дом.

Начинали ужин с кутьи. Ели все из общих мисок и пили из одной кружки, что символизировало мир и согласие в семье на протяжении года. Отдельные тарелки и ложки ставили только для усопших родственников или для того из семьи, кого не было в этот вечер дома. Неожиданный гость предвещал счастье на целый год, поэтому ему старались угодить. Также считалось хорошей приметой приглашать на ужин одиноких, бездомных и нищих людей. Ужинали долго, и никто не имел права вставать, кроме хозяйки, которая подносила блюда.

В конце ужина отец, а за ним и вся семья вставали из-за стола и благодарили Господа за прожитый год и просили о хорошей судьбе на следующий.

После ужина на столе оставляли кутью, другие блюда, ложки, потому что верили, что ночью умершие придут еще раз на ужин.

В центральной и восточной части Украины после Святвечера существовал обычай носить вечерю дедушке и бабушке (если они жили отдельно), крестным родителям и добрым знакомым. «Нести вечерю» - значит, уважать старейшину, разделять надежду, судьбу, добро, вспоминать умерших.

После Вечери в некоторых регионах молодежь начинала колядовать. Некоторые шли на Всенощное богослужение, которое завершалось праздничной Рождественской Литургией.

В целом традиции празднования Навечерия Рождества носят одинаковый характер по всей Украине, а разница в южных и северных областях объясняется влиянием других культур. Многие из самобытных обычаев утратились или позабылись вследствие массовых депортаций украинцев с их этнических земель или из-за советской атеизации. Вопреки всему, украинцы сегодня по-новому открывают себя для Бога, родных традиций и обрядов.




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз