08.06.2021

Как поступить в театральный вуз. Как поступать в театральный институт (вуз, училище)? Стоит ли поступать на актерское мастерство


Вопрос о том, как поступить в театральный ВУЗ, чаще волнует девушек, поэтому во время вступительных прослушиваний и обнаруживается, что на одно место претендует до 200 человек. Желающих стать актерами юношей намного меньше, скорее всего, по причине меньшей эмоциональности и склонности к лицедейству. Ведущий педагог будущего курса почти всегда набирает девушек и юношей поровну, поэтому молодым людям поступить легче.

Для начала поясним, чем слово "училище" по отношению к театральному заведению не всегда говорит о среднем специальном образовании. Намного чаще училищем в этой среде называют институт, поэтому, поступая, всегда обращайте внимание на полное название заведения. Если вы решили посвятить себя актерской профессии после 9-го класса, то ищите заведение, которое действительно является училищем. А знаменитые "Щукинское" или "Щепкинское" - это институты.

Как готовиться к поступлению

Как готовиться к сдаче общеобразовательных предметов, вам расскажут учителя в школе. Ваша личная задача - подготовиться и успешно пройти творческий конкурс. Он включает в себя чтение басни, стихотворения, прозаического отрывка, исполнение песни, танца. В некоторых театральных ВУЗах просят показать пластические композиции, элементы акробатики. Необходимо быть готовым к любому заданию.

Начинайте с выбора произведений для чтения. Все литературные отрывки подбираются не с точки зрения яркости и популярности, нужно выбрать то, что подходят именно вам. Если вы яркий и импульсивный человек, то лучше прочитать отрывок из «Пеппи Длинныйчулок», и не изображать из себя Катерину из «Грозы». И лучше всего приготовить несколько басен, стихов и отрывков из прозы, так как что-то конкретное может комиссии не понравится, и вас попросят прочитать другое произведение, что бывает очень часто. Танцев и песен также подготовьте несколько.

Чтобы поступить в театральное училище, важно также научиться показывать этюды. Этюд - это небольшая сценка на заданную тему, которую, как правило, определяют экзаменаторы. К примеру, вас попросят показать, как вы опоздали на поезд, как вы получили письмо с известием о поступлении в театральный институт, как вы порвали любимое платье. Попробуйте дома обозначить несколько таких тем для себя и порепетируйте этюды. Главное - развить умение быстро и точно реагировать на предлагаемые обстоятельства, включать искренние эмоции, не наигрывать.

  • Начинайте готовиться не за месяц до экзаменов, даже не за полгода. Год - самый оптимальный срок для поиска, разборки материала, для репетиций.
  • Найдите человека, который является профессионалом и помог уже не одному новичку поступить в театральный ВУЗ. Опытный актер или режиссер возьмет с вас некоторую сумму за свои уроки, но они вам необходимы, чтобы во много раз повысить шансы успешного прохождения творческих испытаний.
  • Если в вашем городе есть театральный ВУЗ, то при нем будут работать подготовительные курсы. Обязательно запишитесь на них и зарекомендуйте себя на занятиях как яркого и энергичного претендента.
  • Чтобы поступить в театральный институт, надо читать много литературы по истории театра - эти знания пригодятся вам на коллоквиуме, который устраивается перед творческими турами во многих ВУЗах. Кроме того, вам необходимо будет предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Инструкция

Многие известные актеры не поступали в театральный с первой попытки. Ничего ужасного в этом нет - ведь если есть, его обязательно заметят. Но для того, чтобы избежать разочарований, нужно как следует подготовиться к поступлению.Вступительные в театральный институт отличаются от всех других вступительных испытаний тем, что они проходят в несколько этапов. Прослушивание, туры, коллоквиум. С каждым этапом абитуриентов будет становиться все меньше и меньше...Итак, прослушивание.Это самый первый этап, на котором педагоги и мастер курса смогут понять, имеет ли смысл допускать вас до дальнейших испытаний. Поэтому постарайтесь произвести на комиссию хорошее впечатление.

Туры.Чаще всего туров бывает три , почти во всех вузах задания, которые даются на турах, отличаются. На этих испытаниях от вас потребуется не только прочитать выученные наизусть стихотворения, басни, прозу, но и показать, как вы умеете петь и танцевать, можете ли импровизировать.Результат прохождения тура во многом зависит от вашей подготовки. Но и без капельки везения здесь не обойтись. Ваше спокойствие будет вам только на руку. Действительно, волноваться слишком сильно нет причин.Как любят говорить студенты старших курсов о работе приемной комиссии: "Отсюда еще никто не уходил неживым".

Сочинение.На этом этапе вы можете немного расслабиться. То, что вы добрались до сочинения, означает, что комиссии вы понравились - это уже хорошо.Но неграмотно написанная работа, которая не раскрывает тему, может перечеркнуть все ваши успехи, поэтому к сочинению нужно готовиться, и готовиться хорошо.

Коллоквиум.Завершающий этап вступительных испытаний. Здесь вы будете один на один общаться с приемной комиссией, которая будет задавать вам много разных вопросов, касающихся истории театра, литературы и искусства, чтобы проверить, как вы можете вести беседу, узнать, какими знаниями вы обладаете.Это отличная возможность продемонстрировать свой кругозор, умение поддерживать разговор и другие личные качества.

Видео по теме

Обратите внимание

Памяти провалившихся абитуриентов театральных вузов (высших театральных училищ) посвящается: По статистике, среди абитуриентов театральных институтов (вузов) чаще всего встречаются девушки 16-27 лет, стремящиеся поступить на актерский факультет в МХАТ, ГИТИС, и другие театральные училища (Щепкинское, Щукинское и т.д.). Поэтому Первый вопрос, который задает человек, ни с того ни с сего собравшийся поступать "в театральный" есть следующий: " ЧТО ТАКОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ И ЧТО ТАМ СО МНОЙ БУДУТ ДЕЛАТЬ?"

С Ириной мы познакомились, когда вместе поступали в Школу-студию МХАТ. Помню, был предпоследний день туров, шел проливной дождь, который был так некстати (прослушивания приходилось ждать на улице), и мы нарядные ждали своей очереди, для того, чтобы продемонстрировать свои таланты педагогам этой «мекки». Тогда для нас все закончилось не совсем радостно. Нас не взяли, но мы не расстроились (впереди еще были другие культовые театральные вузы, а МХАТ был одним из первых) и после прослушивания пошли гулять по улицам. Сейчас Ира студентка второго курса КазГУКИ. что в Казани). Я решила расспросить ее об учебе в творческом вузе, страхе перед будущем и о получении второго высшего образования по «нормальной» специальности.

Идеальный учебный день должен быть насыщенным, творческим и длинным...

Ира, ты с детства мечтала стать актрисой или это решение возникло случайно?

В детстве я хотела стать актрисой, однако, потом решения, связанные с выбором профессии, постоянно менялись, возможно, под влиянием взрослых. Но приблизительно в 15 лет я поняла, что именно этой профессией я хочу овладеть больше всего, что эта та профессия, которая будет приносить мне счастье.

И ты записалась в какой-нибудь драмкружок или на курсы?

В 11 классе я ходила в студию при любительском театре. Занималась около полугода, потом уже начала поступать.

Ты сама готовилась к поступлению или же тебе помогали в этом?

В первый год поступления я готовилась самостоятельно, во второй раз я обратилась к педагогу.

Не расстроилась из-за того, что не поступила с первого раза?

Когда я поняла, что не прошла ни в один вуз, то расстроилась. Однако решила год поучиться на другой специальности. Знаешь, я даже вдохновилась и обрадовалась новому опыту. В середине года я ушла, чтобы снова готовиться к поступлению.

На каком факультете училась?

На факультете кино и телевидения, на режиссера неигрового кино.

Все-таки это смежные специальности, можно было получить диплом режиссера?

На самом деле, это только так кажется, а на практике это два разных мира.

Так как эта профессия довольно специфическая, не было ли у тебя проблем с родителями из-за твоего выбора?

Нет, не было.

Как они отнеслись к тому, что ты хочешь учиться в Москве?

Они, конечно, волновались, ведь я поехала одна так далеко, да еще в первый раз.

Расскажи, пожалуйста, как проходит ваш обычный день в университете?

Было бы лучше, если бы ты спросила про какой-то предмет конкретно, потому что дни зависят от занятий. Какой-то день может состоять только из лекций.

Хорошо, спрошу по-другому. Опиши свой идеальный день в университете? Каким он должен быть?

Насыщенным, творческим и длинным, связанным с получением нового опыта и знаний. Еще желательно, чтобы начинался не с первой пары.

Может быть, вы с курсом уже готовили или готовите какие-либо отрывки по актерскому мастерству?

Готовили. К юбилею 70-тилетия победы. Мы готовили небольшой отрывок, состоящий из писем, написанных во время войны. Получили очень полезный опыт.

Преподаватели любимые уже есть?

Конечно. Это преподаватели по предметам специальности, мы их очень любим и обожаем учиться у них, стараемся «впитывать» все знания, которые они нам дают. Общение с ними ─ это бесценно, конечно.

Я знаю, что после первого курса в театральных вузах происходит «отсев» тех учеников, которые оказались профнепригодны для этой профессии. Ваш курс коснулась такая чистка?

Наш курс это не коснулось. Двое ребят ушли по собственному желанию.

Может быть, ты видела, с каким материалом любят работать преподаватели на старших курсах?

Мне кажется, что мы скорее будем работать с классикой, но и современное вполне можем сыграть.

Как ты считаешь, важно ли получать актерское образование в столице?

Думаю, что это, конечно, очень здорово, однако, не является стопроцентным гарантом профессионализма. Все зависит от твоего мастера и от тебя самого.

Есть ли у тебя в планах после учебы поехать в одну из столиц?

Сразу после учебы я, скорее всего, пойду в тот театр, в который меня возьмут.

Ваш университет помогает молодым специалистам с трудоустройством?

Нет. Скорее всего, это уже наша забота.

Нет ли страха, что после театрального можно не устроиться по профессии? Не думаешь ли ты получить второе высшее образование по более актуальной сейчас профессии?

Мое мнение такое: кто очень хочет, тот рано или поздно устроится. Насчет второго высшего не думаю сейчас.

Есть ли у тебя роль-мечта?

Определенной роли нет.

Дай совет абитуриентам, поступающим в театральный ВУЗ. Как поступить? Как понравиться мастеру?

Не трусить и просто быть самим собой.

Благодарю тебя за твои ответы.

Ошибка №1: «…мастер Х любит высокие каблуки и розовые блузки…»

В коридорах часто слышится: « Говорят , что…». Мол, говорят , надо заходить в аудиторию первым, нет - последним. Стоп. Дело в другом , чтобы понравиться комиссии, нужно читать такого-то автора… Или совсем про другое : «…мастер Х любит высокие каблуки и розовые блузки …». Это все слухи ! Никогда , пожалуйста, никогда не слушайте подобные бредни и уж тем более не ориентируйтесь на них при подготовке. Задачи понравиться мастеру или комиссии нет. Факультет так же заинтересован в поступлении, как и вы. Цель - показать то, что нравится вам, так, как вы считаете правильным! Представьте себя на месте мастера.

Что нужно делать на самом деле: как одеться

Одежда должна быть нейтральной. Это не свидание, поэтому короткие юбки и глубоко декольтированные или прозрачные варианты приберегите для другого случая . Аккуратнее с яркими цветами, никаких надписей и пайеток, одежду oversize лучше оставить дома: вашу фигуру должны видеть.

Ошибка №2: «Надо страдать и быть пооригинальнее»

В комнате мальчик 7 лет, смотрит в пол и на полном серьезе цитирует: «Как же я устал от жизни, мудрость сострадания состоит в осознании бренности всего сущего и кривотолки бытия разбивают мою душу о скалы непонимания. Сегвер Фуратилор». Странно, правда? Желание так рассуждать в 7 лет вызывает много вопросов , ведь « репертуар не по возрасту ». Автор - вообще загадка уровня «это еще кто?». Часто подобные ошибки совершают абитуриенты, выбирая несоответствующий репертуар : чужой , чуждый , слишком банальный или слишком оригинальный .

Что нужно делать на самом деле: как выбрать героя для программы

Герой должен быть близок вашему игровому возрасту с поправкой на то, как вы выглядите. Например, по паспорту вам 22, а на вид 18 или наоборот. Это необходимо учитывать. Идеально, если пол героя истории совпадает с вашим. Если вы чувствуете себя девочкой, берите истории , где главный герой женского рода: Светлана, кошка, береза , пылинка… И наоборот: Пьер, пес, дуб, электрон, если вы чувствуете себя парнем. Не выбирайте «странных авторов», которые мало кому известны. Не рискуйте! Толстой, Чехов, Достоевский, Шукшин, Пушкин, Лермонтов, Блок, Вознесенский, Пришвин - не враги, а ваши помощники. С классиками не прогадаете - будь то отрывок из школьной программы или из «списка для летнего чтения».

Ошибка №3: «Войди в персонажа »

Профессия актера сильно мистифицирована и окружена огромным количеством формулировок, которые сбивают с толку и не помогают. «Входить в персонажа », «отыгрывать эмоцию» - вам точно делать этого не нужно. Хорошие артисты ничем таким не занимаются. Да и вообще, требования к профессиональному актеру и абитуриенту разные. Актер умеет создавать образ, он владеет всеми элементами актерской техники, поэтому в состоянии сконструировать персонажа. У нас с вами совершенно другая задача. Какая же?

Что нужно делать на самом деле: как изобразить персонажа

Поступающим необходимо представить себя на месте героя и попытаться действовать так, как «если бы» в их собственной жизни происходили описываемые события. Это необходимо продемонстрировать на поступлении, признаки именно такой способности комиссия пытается в вас отыскать. У Станиславского это называется магическим «если бы», в институте мы называем это - «я в предлагаемых обстоятельствах (персонажа)».

Наблюдайте! Вы ежедневно проделываете этот трюк с «если бы». Когда вы рассказываете другу о встрече с грубияном, ваши брови сдвигаются, голос становится жестче, у слов появляется несвойственная вам интонация… Сделать 100% как «тот человек» у вас не получится, и вы показываете его так, как «если бы» были на его месте. Видите, это совсем не сложно!

Ошибка №4: «Я хочу в ГИТИС»

Поступать «в здание» абсолютно неверно. Я в свое время совершил эту ошибку , и мне повезло с педагогами, а к кому-то удача не была так благосклонна.

Что нужно делать на самом деле: как правильно поставить цель

Каждым курсом руководит определенный мастер, поступать нужно к нему. Есть очень разные преподаватели и вам необходимо их подробно изучить : фильмы, спектакли, интервью обязательны к просмотру, чтобы понять будущего педагога . Человек может вас научить только тому , что хорошо умеет делать сам. Узнать больше о курсе и педагогах помогут социальные сети: найдите бывших студентов, расспросите их подробно, большинство с удовольствием откликнется.

Ошибка №5: Отказ от поступления

Страх провала останавливает многих. Испытывать страх - абсолютно естественно, так же, как и радость, и воодушевление, тревогу или любовь, а вот отказ от попытки чреват угрызениями совести.

Что нужно делать на самом деле: почему не стоит бояться

Нужно сделать все, чтобы доехать хотя бы до первого тура. Ваши внутренние оценки себя имеют мало общего с тем, на что обращают внимание окружающие. Уверяю, приемная комиссия будет смотреть совсем на другое (см. пункт 3). Заранее готовить себя к провалу или предугадывать, за что именно вас «не взяли » - это неблагодарное и утомительное занятие. Помните, причин «почему не взяли » может быть сотня: мастер уже выбрал несколько человек вашего типажа или, например, вы внешне похожи на его бывшую тещу. Предугадать это невозможно. Поэтому просто отпустите ситуацию.

«На первой же встрече мы должны условиться о доверии. Для того, чтобы годы учёбы были плодотворными и радостными, студенты должны нас, учителей своих, считать единственными и самыми лучшими, а мы их - самыми талантливыми и умными учениками. Если мы заключим такой добровольный союз, то обе стороны будут в выигрыше. «Учитель не тот, кто учит, а тот, у которого учатся».

А потому необходимо проявить максимальную инициативу и взять всё, что можно и необходимо, за годы учёбы и у сокурсников, и у тех, кто будет учить профессии. Никто не станет уговаривать работать - хотите стать актёром - берите «палку» и становитесь «капралом».

В нашем деле этот совет звучит как верная и добрая рекомендация быть неутомимым и, что ещё важнее, инициативным. Только инициатива, предельная активность в работе над собой - залог успеха. Мы хорошо относимся к ученикам не за то, что они хороши собой, вежливы с нами, и не за то, что угадываем талант, - пусть это всё подразумевается, мы будем хорошо относиться к ученику за труд, за способность учиться. Тот, кто много успевает, жадно впитывает знания, тот обычно и бывает любимым.

Молодой человек, когда входит в жизнь, а тем более в искусство, попадает в тиски: с одной стороны - высокие помыслы, с другой - быт. Бытовые интересы, так называемые естественные потребности хочется удовлетворить. Соблазн велик, подчас мелочность будет ещё сильна, сильны житейские мудрости типа: «тише едешь - дальше будешь», «моя хата с краю». Нужен невероятный запас своего рода упругости, чтобы ученика не сломили мелкие обстоятельства.

С первых же дней советуем им оберегать себя от всякого рода уступок, компромиссов. Ведь всё, что человек совершил, остаётся с ним. Биография создастся в настоящее время. И вчера, и сегодня - всё ради завтрашнего. Человек, устремленный в завтрашнее, не тратит энергию не по существу.

Художник воспитывается в среде, и студенты в ответе за эту среду, в которой придётся жить и учиться. Непросто сотворить такой коллектив, в котором будет интересно жить и заниматься творчеством и в котором каждый получит как можно больше. Артист воспитывается в среде и надо будет оберегать, творить её. Но что же выше всего ценится в творческой среде? На какой почве может вырасти настоящий артист? Какое требование надо прежде всего предъявить себе и окружающим? Естественность!

Мы будем учиться быть на сцене подлинными, живыми людьми, будем осваивать школу переживания, которая основана на подлинном, неподдельном человеческом чувстве, на непосредственных его проявлениях. […]

Становление творческой личности невозможно в бездуховной атмосфере. Нравственный климат, духовные отношения зависят прежде всего от характера отношений учителя и учеников, в которых не может быть лжи, криводушия, насилия.

Проблема дистанции - одна из самых тонких в педагогике. Быть с учениками близко и далеко - трудный долг учителя, ещё труднее всегда и во всём являть пример. Но «учитель - это старый ученик», ученическое самочувствие педагога передается окружающим, они начинают верить, что главное в учёбе и творчестве - ученическое самочувствие, что надо всю жизнь учиться каждый день. Если учитель «уча учится», то это, может быть, самый заразительный пример.

Педагогика - процесс непрерывного решения противоречий с наименьшим компромиссом. Как сочетать желанную свободу с необходимым напряжением, строгость и ласку, пристрастие (любимые ученики должны быть) и объективность, терпение (способность ждать) и нетерпеливость (скорее хочется увидеть результат), расстояние и близость? Фамильярность, слащавость в отношениях так же вредны, как и напряжённый официоз, сухой педантизм.

И всё-таки со студентами надо быть на Вы. Это и их обязывает, и педагога держит в рамках. Личная жизнь ученика неприкосновенна, но не знать её - опрометчиво, так как вторая жизнь, «жизнь за кадром», многое решает в главной жизни - уроке. Опять противоречие. Оно решается доверием, но взаимным. Ведь учитель не тот, кто учит» а тот, у кого учатся. А значит, надо являть уровень человеческой и профессиональной компетентности, чтобы получить право на суд и благословение, чтобы тебе верили.

Может быть, самый тяжёлый долг учителя - не ждать благодарности и быть ровным с учениками, насколько это возможно в творческом общении, когда любовь и ненависть рядом. Однако «любовь догадливее ненависти», её очень остро чувствуют ученики и щедро за нее платят доверием. Если соблюдать равновесие в трудных парадоксах педагогического долга, то создастся та нравственная и творческая атмосфера, в которой можно заниматься «гимнастикой чувств», той изнурительной грамматикой вдохновения, которая составляет основу школы К.С. Станиславского , школы «мук творчества» над гаммами профессии.

На уроках постоянно повышается уровень творческого сознания, в котором мораль, этика выше профессии, так как от уровня сознания зависит уровень задач в работе студента над собой, в его сознательном сотворении себя. «Назначение человека - быть существом свободным, а следовательно, и самосозданным, так как только самосозданное существо может быть свободным», - так писал Н.Ф. Фёдоров - выдающийся мыслитель XIX века, автор «Философии общего дела». Тем более свободным должен быть актёр не только в работе над собой, но главное - свободным в коллективном творчестве. Коллективизм - один из наиважнейших и труднейших элементов актёрской профессии. Охранять индивидуальность, самобытность личности в коллективе, где конформизм обычно норма, должны и учитель, и сам ученик, так как театр - это ансамбль индивидуальностей. Однако в театре необходимо примирить личное с общим для блага двух сторон, потому этика совместного творчества, коллективной жизни, уважения к индивидуальности и охрана общих интересов обязательно должны присутствовать на каждом занятии. Мое счастье в театре возможно, если я делаю счастливыми других, то есть думаю о других - это закон театра, фундамент этики театрального сообщества.

Иначе мне всё помешает состояться. Одаренность - потребность дарить себя другим, уважать другого и видеть дар других. «Счастье - это когда другим людям становится лучше от того, что ты живёшь на свете», - говорил А. Ухтомский .

Каждый урок пронизан энергией самовоспитания, так как актёрская школа - это школа не «гениев от Бога», а школа сотворения «гения от себя». Поэтому пробуждение, развитие творческой инициативы студента - постоянная забота педагога на уроке. Активность, инициатива - основные признаки одарённости. Ученик должен научиться самостоятельно работать над собой - в этом пафос «системы» К.С. Станиславского . Иждивенчество, лень - тревожные симптомы нетворческого самочувствия. В искусство нельзя тянуть, звать. Ученика зовёт, ведёт призвание, когда он учится, работа над собой - необходимость. Очень часто в вуз попадают по интересу (иногда сомнительному), любопытству: «попытка - не пытка», «чем черт не шутит!». На уроке через упражнения проверяется уровень потребности, характер интересов в профессии, в искусстве. На каждом уроке, в течение всех лет учёбы! Упражнения в напряжённых условиях обнаруживают возможности личности. Упражняться - значит напрягаться, а через напряжение обретается свобода - «душой исполненный полёт».

В скучных буднях учёбы через гаммы сознательно вызывать вдохновение может только тот человек, для которого творчество - потребность. Вдохновение (творческое самочувствие) приходит в деятельности, в работе над собой. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнить свой долг и тотчас себя познаешь», - утверждал Гёте . Ученик обязан знания, полученные на уроке, перевести в опыт, в деятельность, в поведение, что и есть его работа над собой. Каждый урок должен давать знания через опыт и опыт через знания. Это под силу только обладающему талантом к учёбе. Талант к учебе - дар, но он развивается».

Корогодский З.Я., Начало, СПб, «СПбГУП», 1996 г., с. 63-64 и 87-89.




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз