27.04.2021

Предпочтение - это что такое? Значение, синонимы и примеры. Жизненные ценности современных подростков Жизненные предпочтения


Родительское собрание: «Жизненные цели подростков»

Задачи: обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих формированию жизненной и гражданской позиции подростка.

Форма проведения : обмен мнением за круглым столом с элементами лекции

Вопросы для обсуждения:

  1. А как вы думаете, какая жизненная цель человека, является первой?

Подготовительная работа: анкетирование учащихся, проведение проектной методики «Мой жизненный выбор» , проведение классного час а «Жизненные цели подростков», видеозапись учеников, мониторинг участия учеников 8 класса в интеллектуальной жизни школы с 6 по 8 класс.

Ход собрания

Уважаемые мамы и папы! Растут наши дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы.

У детей появляются свои тайные интересы, в какой-то момент времени они перестают понимать родных и близких. В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребёнке, перестают понимать их, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.

Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребёнка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для неё несущественны.

В связи с этим хочется привести небольшую притчу.

Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»

Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.

Тема сегодняшней нашей встречи «Жизненные цели подростков» и эпиграфом к собранию я взяла слова индийского мыслителя, философа Свами Вивекананда «Каждого человека следует оценивать не потому, кто он есть, а по тому, чего он реально желает добиться!»

Собрание наше необычное. Оно пройдёт в форме обмена мнением за круглым столом. И я надеюсь, что к концу нашей встречи, вы сможете для себя сделать вывод, о том, как важно научить, направить правильно ребёнка по жизненному пути, помочь определиться с жизненными целями и приоритетами, а в конечном итоге помочь определиться с профессиональным выбором.

Но для начала я хотела бы вернуться к эпиграфу нашего собрания. Вы согласны с данным высказыванием? Если да, то почему?

II. Вопросы для обсуждения

Предлагаю вашему вниманию вопросы для обсуждения:

  1. Каким вы видите своего ребёнка в будущем?
  2. Знакомы ли вы с его жизненными целями? Одобряете ли вы их?
  3. Жизненные предпочтения подростков: кто их формирует?
  4. Что может повлиять на формирование жизненных приоритетов подростков?
  5. Как помочь преодолеть подросткам неудачи и разочарования?

Из ваших ответов ясно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком, с твёрдыми жизненными целями. Ну, а если сформулировать вопрос так: «Какая жизненная цель человека является первой?» Думаю, все согласятся, что это создание своей личности.

III. Проектная методика «Мой жизненный выбор»

Перед собранием я провожу обычно классный час. Это может беседа с элементами дискуссии, анкетирование, написание письма в будущее. И этот раз не был исключением. С ребятами была проведена проектная методика «Мой жизненный выбор» и предлагаю вашему вниманию результаты:

  1. Цель моей жизни – это….
  2. Мои родители знают, что моя цель жизни – это….
  3. Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно….
  4. Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается…..
  5. Поддержкой в достижении моих жизненных целей являются…..
  6. Для того, чтобы достичь цели, я должен…..
  7. Для того, чтобы достичь цели, я не должен…

Из методики мы видим что, несмотря на то, что ребята являются учениками 8 класса, многие знают: для достижения успеха нужны знания, нужно трудиться, хорошо учиться, нужны терпение, сила воли, стремление. Не всегда теория совпадает с практикой, особенно, когда речь идёт о детях подросткового возраста. И вот здесь существенное влияние могут и должны оказать и родители и педагоги.

Я предлагаю вам, принять участие в разборе жизненных ситуаций. (Для этого разделимся на две группы: родители и педагоги)

IV. Вопросы для анализа и поиска решения в ходе дискуссии:

  1. (для родителей) Ваш ребёнок всегда учился хорошо. Особый интерес он проявлял к гуманитарным наукам: иностранному языку, литературе, истории, обществознанию. И, вдруг ему становиться неинтересно учиться. Он пришёл к выводу: «Главное в жизни - деньги». А их все - равно в семье нет, значит, нет и образования в перспективе.
  2. (для педагогов) Вы замечаете, что один из лучших ваших учеников, который имеет хорошие учебные результаты, не однократно занимавший призовые места по Вашему предмету вдруг стал проявлять равнодушие к учёбе. Ваши действия.

ВЫВОДЫ по ситуациям.

V. Статистика темы собрания.

Результаты статистики – материала исследований среди школьников – подростков (8-11 классы) Луговской СОШ

В исследовании участвовали 34 учащихся.

На вопрос определения своих жизненных целей из 34 опрошенных:

26 ответили ДА, 8 ответили НЕТ;

2. Что нужно, чтобы поставленная цель была реализована?

а) образование – 18 уч; б) трудиться – 10уч.; в)быть целеустремлённым – 11 уч.; г) сдать ЕГЭ – 1 уч

3 . Какую роль играют в вашей учёбе ученики хорошо успевающие по всем предметам?

А) мне безразлично – 8 уч-ся

Б) рад, что со мной учатся такие прилежные ученики – 14 уч-ся

В) такие ребята меня вдохновляют – 12 уч-ся

Г) они меня раздражают - нет

4. Ваша реакция на ученика плохо успевающего?

а) он мне безразличен – 24 уч-ся

б) он меня раздражает - 1 уч-ся

в) такие ученики мне симпатичны – 5 уч-ся

г) мне хочется помочь ему – 4 уч-ся

VI. Классный руководитель: Немного из психологических исследований

Исследователь психологии, социолог, психолог Игорь Семёнович Кон замечает, что число ребят, озабоченных своим настоящим "Я", в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково, а в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим "Я". Он также отмечает, что не всем это дается легко. По мнению другого психолога Эрика Эриксона в подростковом возрасте ребёнок испытывает потребность в остановке времени. Психологически это означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время ещё не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Есть молодые люди, которые вовсе не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на "потом". По мнению психолога, такая установка (как правило, неосознанная) с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы.
Ко всем этим психологическим трудностям, в нашей стране добавляются и те, которые обусловлены непростой сегодня социальной ситуацией, на фоне которой происходит развитие наших детей. Всё это в совокупности и составляет главную основу проблем подросткового возраста наших детей.

Разобрав педагогические ситуации, поняв все сложности психологического развития детей нашего возраста, давайте попробуем ответить на вопросы.

Группа родителей: Как родитель может помочь заинтересовать ребёнка учёбой?

Группа учителей: Какими должны быть действия педагогов школы в этом направлении?

VII.ВЫВОДЫ:

Итак, мы выяснили, в любом случае вначале полезно просто рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем и т.п.
Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, содержащих рецепты, которые помогут вам стать знаменитым, добиться успеха в жизни, быть счастливым, наконец. И везде, в тройке самых важных - "определи свою жизненную цель":
- Следуй строго к поставленной цели. Учись ее находить.
- Не предавайся бесплодным мечтаниям.
- Разрабатывай конкретные планы на будущее и т.д. и т.п.
Самую, пожалуй, радикальную позицию в этом вопросе предлагает Максуэлл Мольц. Знаменитая "психокибернетика" Мольца основывается на следующем тезисе: "Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей».

Так как же ответить на самый главный и самый, как ни странно, трудный вопрос - чего ты хочешь? Как научиться формулировать свои цели? Как фиксировать это в своем сознании? Кратко можно ответить так: надо мечтать, но делать это очень сосредоточенно.

VIII. Видеозапись детей по вопросу «Жизненные цели подростков»

Памятка для родителей

Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростки как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

  1. Беседуйте со своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
  2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
  3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.
  4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
  5. Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
  6. Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
  7. Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
  8. Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.

Закончить наше собрание мне хотелось бы высказыванием героя повести Германа Гессе "Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером": "Жизнь каждого человека есть путь к самому себе, попытка пути, намек на тропу. Каждый, как может..., устремляется к своей собственной цели".


Хочется людям или нет, но вся их жизнь состоит из того, что нужно выбрать в определенный момент то или иное, отдать предпочтение. Это неизбежно. Поэтому неплохо было бы знать, а что это такое. Рассмотрим само слово и синонимы к нему.

Значение

«Предпочтение» - это нередкий гость в обиходном словаре. Читатель наверняка часто слышал: «Что вы предпочитаете: чай или кофе?» И даже без пояснений было понятно, что от человека требуют выбрать, какой напиток украсит его обед, ужин, завтрак или поможет скоротать время за нудной беседой в гостях. Значений всего два.

  1. Большее уважение к определенному предмету, человеку или развитию событий, большее желание наступления определенного исхода.
  2. То же самое, что и вкус или приоритет. Последний, в свою очередь, сам нуждается в пояснении. Приоритет - это главенствующее место того или иного. Это может быть первое место ученого в истории науки. Преимущество или преобладание той или иной ценности. Например, если уступать кому-то место в транспорте, то у стариков и детей приоритет. Третье значение - политическая цель. Примеры читатель может послушать в новостях, чиновники обожают это слово.

Синонимы

Естественно, конкретная замена зависит от ситуации. Но мы предоставим все, чтобы у читателя был выбор.

  • Уважение.
  • Симпатия.
  • Одобрение.
  • Вкус.
  • Приоритет.
  • Ценность.
  • Желание.
  • Хотение.

Главное при выборе - соблюсти гармонию смысла и стилистики текста. Иногда «предпочтение» - это не совсем то слово, которое требуется, чтобы выразить намерение автора. Стоит обратить внимание на то, что если говорят об одобрении чего-то или кого-то, то зачастую не имеют дела с разумом человека. Даже когда речь идет об уважении, не всегда можно и следует вести речь о рациональном восхищении чем-то. Бывает и так, что человека уважают вопреки. Например, когда спортсмены получают соперника, то они уважают более сильного, а не более слабого, хотя с последним больше шансов на победу.

Любовный треугольник

Напрашивающийся пример, который покажет, что такое предпочтение, касается известной любовной темы.

Есть девочка и два мальчика (читатель может поменять мысленно на другой треугольник, если этот ему не по нраву). Один из хорошей семьи, конечно, богат, с прекрасными перспективами, а другой - беден, но пылок и горяч. Его единственное преимущество перед соперником - то, что он любит девушку. Выбор молодой женщины как раз и будет зависеть от ее предпочтений и вкуса, которые тоже сформированы не случайным образом, а уходят своими корнями в ее базовые, системные ценности и жизненные цели. Как она представляет себе счастье? Что значат для нее деньги? Какова сущность любви? Осознает ли она отчетливо значение слова «предпочтение»? Этот ряд может быть бесконечным.

Внешне это может выражаться вульгарно или глупо. А может быть, выбор будет разумным. Важно то, что даже за такой обычной вещью, как любовь, стоит огромная внутренняя работа человека, которую он сам полностью не понимает.

Поэтому чем раньше человек обратиться к изучению своего внутреннего мира, тем лучше. Если он отчетливо может сказать, что он любит, что не любит, к чему его тянет, то это, без шуток, может избавить его от многих проблем в будущем. Ключ к самопознанию - это слова, в том числе «предпочтение» (значение мы уже разобрали). Язык не просто помогает купить нам хлеба и молока в магазине, но и позволяет понять, кто мы такие и зачем мы явились в мир, то есть определить собственную, индивидуальную цель существования.

Стремление к цели в жизни самой по себе – бессмысленно. Важно к чему цель ведёт, какие ценности воплощаются в жизнь. Есть цели – грёзы, которые все хотят , а пользы от их достижения мало. И тем более ставить их без толку – они не мотивируют.

Посмотрите на этот список целей в блоге «МИФ» :

Подобные цели порождают ущербную мотивацию . Так цели ставить нельзя. Шизонуться можно их достигая, или вообще не ясно с какого перепугу они кому-то нужны в настоящем времени.

Список целей типичный, который предлагается читателям блогов. Авторы, пытаясь дать читателям примеры долгосрочных целей – дают набор петель. Стремиться к таким целям, ничего не имея за ними – инквизиция остатков здравой психики.

Жизненно важные цели

Цели, которые мы перед собой ставим – должны нас развивать, приносить опыт, рост осознанности и личной ответственности. А не гнать в психушку, реанимацию или на кладбище.

Жизненно важные цели – это те, стремление к которым будет нас развивать . Расширять наши возможности, повышать ощущение счастья, оздоравливать психику и отношения с другими.

Миру требуется сотня покорителей космоса. Если кто-то истинно стремится быть космонавтом – вперёд! Лучше счастливый, мудрый, ответственный человек, и при этом ещё и наш посланник от Земли. Чем астронавт – несчастный, перепуганный, тренирующийся и изводящий себя, только потому, что не готов полюбить себя и понять свои желания.

Я не против борьбы и «достигательства», но борьба особенно с самим собой не должна быть бессмысленной. Нет нужды в пустышке в скафандре, делающей селфи на фоне Земли.


Главная жизненно важная цель человека – быть здоровым физически и психологически . Уверенных в себе, с позитивной самооценкой людей, знающих себе цену и способных воплощать свои желания – не так уж и много. Они способны поставить перед собой цель жизни, взяться за решение жизненно важной проблемы для всего человечества. У них есть мужество и силы её решить, и жить счастливо.

Цели развивающие человека

Для воплощения цели жизни человеку достаточно средних способностей, но мало среднего мужества. Силы ума надобно меньше, чем мужества противостоять обстоятельствам и предрассудкам окружающих.

Человек не эффективен при достижении цели, которая не ведёт его к чему-то большему, чем сама цель . Поэтому так важно напрактиковаться понимать свои желания, потребности, ценности, знать свои сильные стороны и уметь трудиться в удовольствие.



Ставьте краткосрочные цели для самоисследования, поиска своих нераскрытых талантов. Учитесь преодолевать предубеждения о себе и о том, что вы уже «знаете». Развивайте уверенность в себе, составляйте мнение на основе личного опыта. Развивайте мужество и способность к труду. Всё это вам понадобится, когда будете готовы к решению важной проблемы, реализации сложного проекта.

Пример: список 50 целей

Придумать цели бывает сложно, если мало практики и осознанности. Поэтому полезно просматривать примеры общих развивающих целей, и адаптировать понравившиеся.

Предлагаем примеры, которые ведут к развитию личности, к приобретению опыта, расширению представлений о себе и вселенной. Желательно иметь что-то ещё за этим целями, но они и так будут развивать вас, если вы решите их достичь. Собрал цели, более экологичные для нашей головушки.

Здоровье, спорт

  1. Пошаговый курс. Нарисовать интеллект-карту своего здоровья .
  2. Проплыть 500 метров. Нырять на 8 метров.
  3. Исключить 2–3 вредных продукта из своего рациона.
  4. Пробежать 10 км.
  5. Целую неделю есть только собственноручно приготовленную еду.
  6. Укрепиться в жизненной позиции Я в порядке, другие в порядке .
  7. Подучиться играть в настольный и большой теннис.
  8. Качалка. Позаниматься 2–3 месяца. Получить разряд.

Цели в работе, в карьере. Финансовые цели


  1. Понять стихию своего призвания: человек – человек, человек – машина, человек – символы.
  2. Увеличить доход в 2 раза.
  3. Прожить неделю без срочных дел (вне отпуска).
  4. Пассивный доход. 100$+ / месяц
  5. Работать в компании. Цели компании помогают реализовать ваши мечты.
  6. Контроль финансов. Записывать расходы и доходы в течение полугода.
  7. Получить опыт найма и увольнения сотрудника.

Окружение, друзья

  1. Публичные выступления. Выступить перед аудиторией 30+ человек.
  2. Поднатореть знакомиться.
  3. Уметь слушать собеседника.
  4. Организовать вечер настольных игр.

Личные отношения, семья

  1. Побывать на тренинге групповой терапии у опытного психолога. Составить своё мнение.
  2. Любить жизнеутверждающе. Излечить невротичность.
  3. Жениться или выйти замуж по любви.
  4. Перейти в роль отца или матери. Растить, а не воспитывать ребёнка.
  5. Устроить «спонтанное» путешествие.

Отдых, яркость жизни

  1. Побывать на другом континенте.
  2. Искупаться в двух океанах.
  3. Пожить 2+ месяца в незнакомой стране.
  4. Быть спонтанным. Не боятся выглядеть глупо.
  5. Царь горы – залезть на пирамиду.

Цели по личностному развитию, интеллект

  1. Прочитать 12+ научно-популярных трудов за год.
  2. Получить водительское удостоверение. Поездить по серпантину.
  3. Выучить английский язык. Уровень разговорного – выше среднего.
  4. Выучить второй иностранный на базовом уровне.
  5. Прожить по плану целей на год с достижением 70%+.
  6. Написать 10 статей.
  7. Поужинать в топ-ресторане города и не оставить чаевых.

Творчество

  1. Научиться рисовать . Написать 5 картин.
  2. Выбрать хобби и размышлять как получать в будущем с него доход.
  3. Уметь танцевать. Станцевать постановочный танец 1+ минуту.
  4. Спеть песню в караоке или в студии.
  5. Обучиться играть на музыкальном инструменте. Сыграть мелодию на флейте, клавишах, гитаре, ударных.
  6. Творчество ручной работы. Поделки из бумаги, ткани, глины, пластилина, кожи.

Духовность


  1. Развить способность преодоления убеждённости. Узнать что-то новое, в чём был так уверен.
  2. Умение преодоления старой привычки. Переучить себя в чём-то.
  3. Сформулировать своё предназначение .
  4. Практиковать медитации. Пройти курс или семинар.
  5. Привести колесо баланса жизни в 7–10 пунктов.
  6. Прочитать Новый Завет. Сформировать мнение.
  7. Учиться преодолевать страхи. Преодолеть 5 страхов.
  8. Получить нетрадиционный опыт. Астрология, внетелесные переживания, расстановки .

Жизненные цели мужчины

Дело – это главная цель, которой мужчина посвящает своё время . Без дела, он не дееспособный.
В идеале, это какое-то предприятие с гуманистической идеей, направленное на помощь и развитие других людей.

Для мужской природы жизненно важно – исследовать мир, захватывать территории (рынки), соперничать с другими, продвигать новые товары и услуги. Реализуя своё начинание, мужчина реализует себя в этом мире. Дело – второе лицо настоящего мужчины.



Одна из важнейших целей в жизни мужчины – это его ДЕЛО .

Список примеров целей мужчины и парня на 5–10 лет:

  1. Исследовать методы управления бизнесом на своём опыте.
  2. Поставить перед собой 50 промежуточных или среднесрочных целей и достичь их.
  3. Развить компанию до оборота в 1 млн. $
  4. Создать сервис, облегчающий жизнь другим мужчинам.
  5. Стать экспертом в своей специализации.

Важнейшие цели женщины

Женщина не обязана добывать деньги для семьи. Это – забота мужчины. Женщина может тоже заниматься делом. Главное, чтобы это не стало для неё основной работой. Она может заниматься своим делом для души, но оставаться верной своей женской природе.



Жизненно важные цели женщины находятся в сферах: отношения, красота, домашний уют, дарение миру любви, духовные практики. Семья и забота о детях для женщины – на важнейшем месте. Это делает её счастливее .

Примеры жизненных долгосрочных целей девушек:

  1. Стать духовной акушеркой. Популяризировать «Естественные роды» .
  2. Открыть центр психологической помощи.
  3. Помогать другим женщинам, строить гармоничные отношения.
  4. Воодушевлять мужчину на подвиги в его деле.
  5. Стать педагогом по призванию.
  6. Быть примером для девушек – какой можно быть женщиной в возрасте.
  7. Изучить альтернативные точки зрения на вопрос «Что значит быть женщиной».


Список женских целей на год:

  1. Лотосово рождение ребёнка.
  2. Творческое развитие: танцы, музыка, живопись.
  3. Создать блог. Развенчивать мифы о детском развитии.
  4. Отправиться в путешествие и написать роман о приключениях.
  5. Обучиться дизайну интерьера.
  6. Научиться шить. Создать дизайн своей коллекции.
  7. Стать счастливой. Очистить свои эмоциональные блоки.

Как написать свои 50 целей в жизни – ответ

Заведите списки целей-примеров и идей. Вносите всякие разные мечты и цели. Разбивайте цели по категориям: краткосрочные (до 1 месяца), среднесрочные (1 год) и долгосрочные (2–5 лет). Когда накопится 50 и больше целей – пересортируйте их, важные внесите в свой список целей на год . Я храню списки на Evernote и в блокноте.

Чтобы определить свои цели, рекомендуем упражнение «50 целей и 50 желаний» . Сначала необходимо определить круг своих желаний, начать их реализовывать. Затем там, где больше всего хочется продолжать трудится – искать более глобальную цель. Идеал – искать проблему, потребность человечества и удовлетворить её.


Формулируйте не просто эгоистичные цели в жизни, но и направленные на пользу людям. Цель «Стать известным поваром» не принесёт такого удовлетворения, как организация детского центра. Сама формулировка «Стать известным», говорит о нездоровой психике, о недолюбленности в детстве. Если вам вдруг хочется известности, сначала удовлетворите свою потребность в любви. Так что спасайте мир после того, как спасёте себя. Сначала взрастите крепкий эгоизм, а альтруизм и сам появится, не зачем его форсировать.

Идеальная цель жизни человека – это когда вы отдаёте вселенной себя и кайфуете от этого . Вам необходима только свобода делать то, что нравится. Вам не обязательно получать одобрение, признание и славу. Нет необходимости знать пять языков, чтобы заслужить уважение и восхищение. Вам хорошо и в одиночестве и в команде, делая то, что считаете правильным.

Выбирайте свои жизненно важные цели и отправляйтесь в путь к себе.

Вы знаете, что у 99 из 100 самых богатых Россиян по версии журнала Forbes есть дети ? Подробнее об этом расскажу ниже.

Довольны ли вы своей работой, семейными отношениями, здоровьем, внутренним состоянием ? В жизни каждого человека случаются различные проблемы, но многих сложностей можно избежать, если вы будете действовать в соответствии с правильными жизненными ценностями.

Сейчас я расскажу о 8 жизненных ценностях и о том, как их удовлетворение влияет на уровень счастья.

8 Жизненных ценностей

1. Духовное развитие. Это ваше моральное состояние и поступки, понимание жизненных ценностей.

2. Семья, близкие. Ваши отношения со второй половинкой, родственниками, друзьями.

3. Здоровье, спорт. Ваше самочувствие. Регулярность в общих обследованиях тоже можно отнести к данному разделу, т. к. многие болезни могут протекать бессимптомно до самой последней стадии.

4. Финансовое положение. Удовлетворенность материальным положением.

5. Карьера. Карьера и финансы разделены т. к. для многих больше важна самореализация в карьере, чем доход, для кого, то наоборот.

6. Отдых, эмоции.

7. Саморазвитие.

8. Окружение. Люди, с которыми вы часто общаетесь, по работе и в других общественных местах.

Если хотите, то вы можете дополнить другими вашими жизненными ценностями.

Приоритеты в жизненных ценностях

Максимальная эффективность и уровень испытываемого счастья достигается при 2 условиях:

Ваши жизненные ценности правильные;

Вы максимально приблизились к равномерному удовлетворению всех жизненных ценностей.

Теперь немного разберем эти 2 условия и начнем с первого: Правильных жизненных ценностей. Каждая жизненная ценность имеет свой приоритет.

Главная жизненная ценность - духовное развитие, т. е. ваше моральное состояние . Важность состоит в том, что отрицательные поступки плохо влияют на все сферы жизни: здоровье, отдых, финансы и т. д. Причиной является то, что плохие поступки создают конфликт с самим собой, а точнее, с вашей совестью . Вспомните как вы себя чувствовали после ссоры. Раздражительность, головная боль, стресс и т. п. - результат любых негативных эмоций.

Все плохие поступки конфликтуют с вашей совестью, вследствие вырабатываются гормоны стресса , которые понижают иммунитет, ухудшают ваше настроение и т. д. Если с моральной точки зрения вы делаете хорошие поступки, то происходит выработка гормонов счастья, которые укрепляют силы организма и повышают настроение, что, в свою очередь, сказывается на всех остальных сферах жизни.


Обозначим главную жизненную ценность сверху.

2-я по степени важности ценность - семья. Проблемы в семье так же, как и в ценности «духовное развитие» сильно влияют на все сферы жизни, принцип примерно такой же.

3-я по важности ценность: здоровье, которое также влияет на все остальное. Приоритеты по остальным ценностям могут меняться в зависимости от вашего типа личности.

Подтверждающие факты из forbes об успехе

У многих могут возникнуть сомнения насчет указанных выше приоритетов, поэтому я приведу факты. Всем известен журнал Forbes, который ежегодно публикует списки самых богатых людей в мире. В одном из журналов я нашел следующий интересный факт: В списке 100 самых богатых Россиян по версии forbes, я насчитал только 9 разведенных мужчин, 1 неженатого, остальные все женаты. Но самое интересное, внимание, что у 99 из 100 есть дети, даже у разведенных, приемные или свои. В то же время средние данные по всем женатым мужчинам в России значительно меньше, вы и сами это понимаете.

Получается, что наиболее успешные мужчины - женатые и у кого есть дети. Это факт статистики.

Как вам такой расклад? Вроде должно быть наоборот, по логике современного человека, чем больше работаешь для достижения успеха тем меньше времени на все остальное. Почему же одиноким мужчинам и женщинам так сложно добиться успеха? Почему им приходится больше работать и меньше получается добиваться?

Итак, согласно статистике в браке у вас больше шансов реализовать свои желания. Но попробуем понять почему это происходит, ведь семья и дети требуют времени, заботы, усилий!

Мы так устроены, что при хороших поступках в кровь выбрасывается гормоны радости (дофамин, серотонин и др.) . Вспомните как вы себя чувствовали когда оказали неоценимую помощь другому человеку. Вы можете посмотреть на лица людей, которые работают в благотворительных фондах, даже по фотографиям сразу становится понятно, что они чувствуют себя значительно счастливее других.

Забота о других, в частности, о семье, детях сильно уменьшает восприимчивость к стрессу, потому что наш мозг не может обдумывать сразу несколько ситуаций, он работает последовательно. Что это означает? А то, когда мы хотим кому-то помочь, положительные мысли помощи не дают развиться негативным эмоциям. Если бы мыслей о том, как помочь ближнему не будет, то пустоту заполнят переживания и негативные эмоции.

Вот почему после развода, так часто люди начинают пить и впадают в другие вредные недуги, просто они становятся более восприимчивы к негативу. А семейные люди, наоборот, меньше гордятся, обижаются, болеют, это происходит потому что, когда человек о ком-то заботится, его моральное состояние улучшается.

Вот почему семья может помочь не только получить выброс гормонов счастья: эндорфинов, но и уменьшить выработку гормонов стресса, замещая негативные мысли позитивными.

Успех и моральное состояние

Фундамент успеха это ваше моральное состояние. Всем понятно, что люди избегают сотрудничества с гордыми, надменными, злыми людьми и наоборот тянутся к взаимодействию со спокойными, вежливыми, добрыми. Поэтому самая важная ценность - духовное развитие, которое улучшает ваше моральное состояние и уменьшает отрицательны поступки. В следствие меньше конфликта с совестью и меньше негативных мыслей, которые отрицательно влияют через выброс гормонов стресса.

Поделюсь опытом, я хожу в Православных храм, регулярно исповедуюсь и причащаюсь. Это помогает улучшить моральное состояние, убрать отрицательные мысли и чувствовать себя счастливее.

Семья дает человеку возможность более быстрого духовного развития, т. к. забота о ближнем делает человека лучше, его моральное состояние улучшается, поступки становятся правильными. Поэтому семья и отношения с близкими 2-я по важности жизненная ценность.

Приоритеты позволяют сделать более точный анализ и помогут вам лучше понять, что нужно сделать, чтобы жизнь изменилась к лучшему. К примеру, удовлетворенность финансовым положением не должна быть выше, чем удовлетворенность духовным развитием. Или удовлетворенность карьерой не должна быть выше удовлетворенностью семейным отношениям. То есть на колесе жизни нужно не только подтягивать ваши просевшие потребности, но и следить за тем, чтобы менее приоритетные жизненные ценности не выросли выше более приоритетных.

Нередко люди работают там, где не нравится. И с каждым днем нелюбимая работа приносит все больше разочарований и испорченного настроения. Часто причиной является ни плохая работа и даже ни плохой работник, а то, что они не подходят друг к другу. Если подходить к выбору работы и образу жизни в соответствии с вашими жизненными ценностями, то вы будете успешнее в любой области.

Как оценить жизненные ценности

Критерий успеха в жизни - уровень испытываемого счастья . Пожалуй, все хотят быть счастливыми. Чем больше вы удовлетворите ваши жизненные ценности, тем счастливее будете себя чувствовать . Но чтобы понимать, с чего начинать - нужно знать на какой стадии удовлетворения ваши текущие жизненные ценности.

Теперь самое время оценить ваши жизненные ценности. Для начала возьмите листок бумаги и нарисуйте круг, затем разделите его на 8 частей, проведя 4 линий через центр. В центре круга поставьте ноль - это ваша точка отсчета. Каждую из 8 осей разделите на 10 частей, проградуировав рисками. В центре круга будет ноль, а по краям в месте пересечения линий с кругом 10.

Подпишите каждое пересечение линии с кругом, описанными выше, 8 жизненными ценностями.

Задайте себе вопрос: Довольны ли вы тем как потрудились над улучшением своего здоровья, отношениями с семьей и т. д. Для каждого пункта оцените вашу степень удовлетворенности по 10 бальной шкале и отметьте по каждой оси.

Важно дополнить, что вопрос нужно задавать не относящийся к удовлетворённости вообще, а к тому, как вы потрудились над каждой сферой. Важна не конечная цель, а ваше стремление и движение к ней.

Объясню почему : Жизнь нас постоянно в чем-то ограничивает и бывают ситуации, когда желаемого невозможно достигнуть, но можно достигнуть удовлетворения от вложенного труда. Например, у человека нет ноги, конечно же, каждый хотел бы иметь полноценные конечности, но пока это невозможно, поэтому если такой человек все время будет указывать на оси здоровье низкий результат это будет его демотивировать, т. к. он хочет, но не может.

А если ставить на колесе жизни ваше движение к цели, например, человек без ноги каждый день тренируется, чтобы на искусственной ноге чувствовать себя максимально естественно и указывает высокие цифры на оси здоровье, то это будет его мотивировать к дальнейшим тренировкам. Поэтому 10 баллов по каждой оси - это значение максимального результата, который можете достигнуть именно вы, а не кто-то другой в данной жизненной ситуации.

В результате у вас должно получиться фигура похожая на круг. Если этого не получилось, то смотрите все просевшие сферы жизни. В первую очередь, необходимо удовлетворить самые отстающие жизненные ценности, т. к. насытить базовый уровень всегда проще, чем вышестоящий, т. е. чтобы получился равномерный круг . К тому же, для человека крайне важен баланс в жизни. Только сбалансированная жизнь принесет счастье.

Теперь вы знаете насколько ваши жизненные ценности совпадают с реальным положением дел и что нужно изменять в первую очередь.

Определять жизненные ценности нужно регулярно, рисуйте круг жизни хотя бы раз в месяц, лучше раз в неделю.

Фигура к которой нужно стремиться - круг. Когда вы определите ваши жизненные ценности и степень их реализации, то будет намного легче расставлять приоритеты в делах, ваша жизнь станет более сбалансированной, вы будете ощущать себя более счастливыми.

P.S. Если у вас есть сложности или вопросы по прочитанной статье, а также по темам: Психология(вредные привычки, переживания и др.), продажи, бизнес, тайм-менеджмент и др. задавайте их мне , постараюсь помочь. Еще возможна консультация по skype .

P.P.S. Также вы можете пройти online тренинг «Как получить 1 час дополнительного времени». Пишите комментарии, ваши дополнения;)

Подписывайтесь по email
Добавляйтесь

В статье анализируются жизненные предпочтения современных детей и подростков.

  • Рекламный образ факультета психологии в ценностной сфере личности студентов
  • Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы осуждённых инвалидов

Введение

Рано или поздно перед каждым из нас встает вопрос связанный с поиском смысла жизни. В чем смысл жизни каждого конкретного человека? Что необходимо сделать, чтобы человеческая жизнь была радостной и счастливой? В чем настоящая ценность жизни? Как не ошибиться в выборе собственных ценностей? Вопросы, требующие ответа. Бесспорно, готовый ответ нам не даст никто, его мы обретаем сами, следуя по дороги жизни.

Тема данной статьи посвящена проблеме, связанной с выявлением психологических особенностей ценностей современных подростков.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что: выбранный для анализа возраст имеет колоссальное значение в становлении личности, а также ее дальнейшем развитии. Подростковый возраст – это переходный этап от детства к взрослости, где закладываются основные жизненные принципы и приоритеты, связанные с профессиональным выбором, отношением к семье, социуму, закладываются основные ценностные предпочтения и т.д.

Ценности – это разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижение. (Ю.Волков, И Мостовая)

Анализируя литературу, освещающие вопросы жизненных ценностей, было замечено, что формирование ценностных ориентаций школьников недостаточно полно освещено в научных трудах. Это и определило проблему нашего исследования, связанную с необходимостью разработки теоретико-методиеской базы, направленной на осуществление принципов формирования жизненных предпочтений современных детей в условиях школьного образования. Следует заметить, что проблема актуальна по причине глобальных преобразований в данной сфере.

Объектом исследования были выбраны ценности современных подростков.

Предмет исследования: выявление различий в системе ценностей современных подростков в связи с половыми и возрастными особенностями.

Цель исследования: определить различия в содержании, структуре, количестве ценностей учащихся с учетом возрастных особенностей школьников, пола и образования (4-10 класс) испытуемых через психолингвистический анализ текста.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать научную психолого-педагогической литературу по названной теме;
  2. Исследовать различия в системе ценностных предпочтений современных подростков;
  3. Выявить особенности ценностей учащихся с учетом их возраста, пола и образования;

Гипотеза исследования состоят в следующем:

  • у современных подростков будут наблюдаться явные различия в ценностных ориентациях в связи с половыми и возрастными особенностями;

Теоретической базой исследования послужили философский и психологический аспекты теории личности, социального становления личности (Ананьев, Рубинштейн), теории педагогического и социально-педагогического сопровождения и поддержки детей (Соколова), психологические особенности подросткового возраста (Выготский, Божович, Титова).

В процессе решения задач использованы следующие методы: теоретический анализ, тестирование (методика - ценностный опросник Шварца), контент-анализ текста, количественная и качественная обработка данных.

Эмпирическую базу исследования составили: учащиеся 4-10 классов МБОУ «СОШ №2 г. Суздаля». Количество – 158 человек.

Новизну исследования можно определить следующим образом:

  • уточнение понимания сущности и содержания ценностных ориентаций современных подростков;
  • выявление особенностей ценностных предпочтений для детей разных возрастов;
  • установление характерных психологических особенностей письменных текстов у учащихся школы, а также выявление уровня взаимосвязи ценностных ориентаций с качеством речи и развернутостью мысли.

В современной науке расширяется поле исследований в междисциплинарной области – на грани лингвистики и психологии. В качестве прикладной сферы для этих двух наук выступает психолингвистика, разрабатывающая вопросы изучения письменного текста и создающая методы его психологического анализа . К числу наиболее разработанных и проверенных на практике психолингвистических методов относится качественно-количественный метод контент-анализа .

Уникальным в своем роде материалом для исследования этой темы являются сочинения учащихся на тему: «Что я ценю в этой жизни». На основе контент-анализа было выделено 10 смысловых категорий:

  • Семья
  • Жизнь
  • Дружба/друзья
  • Учеба
  • Здоровье
  • Общечеловеческие качества (доброта, понимание, забота, терпимость, любовь и т.д.)
  • Родина
  • Красота

Для построения иерархии ценностных ориентаций для школьников разных возрастов (4-10 класс), нами была использован методика – ценностный опросник (ЦО) Шварца.

Результаты, полученные с помощью методик Ш. Шварца и контент-анализа согласованы между собой. В различных группах испытуемых наблюдается преобладание ценности «семья», именно эта категория и занимает верхнюю часть рейтинга: «Я В..Матвей родился в 2004 году. Мне 10 лет. Я учусь в средней школе № 2, в 4 б классе. Для меня ценное в жизни – это моя семья. В семье меня учат любить, понимать окружающих, заботиться о близких, учат прощать обиды,хотя порой это бывает сделать очень сложно, уважать старших и быть воспитаным. Мои родные всегда поддержжат в трудную минуту… Мама и бабушка учат меня быть терпимее и добре. Я стараюсь их не огорчать и учусь быть хорошим человеком, ведь плохому моя семья меня точно не научит» (Матвей В., 4 класс) или 8 класс: «Для меня самым ценным в этой жизни является семья. «Почему?» – спросите вы. Я отвечу – «семья для меня нечто большее чем кров и питание, она дала мне жизнь, любовь, заботу! И продолжает давать это по сей день. Некоторые не ценят жизнь, как должны ценить ее все без исключения. Я считаю, что, наверное, нету человека у которого лишь одна ценность в жизни, это значит у меня их тоже несколько» (Виктория Г., 8 класс «наличие хороших и верных друзей»: «В этой жизни я ценю родных и друзей. Друзья играют в моей жизни большую роль. Часто помогают и выручают. С некоторыми я дружу с садика, с другими же познакомилась в школе. У нас много общего. Многое пережили, «великие» планы на будущее вместе с ними…» (Лина К., 9 класс) , «жизнь»: «Самое ценное – это жизнь. Она дается только один раз. Прожить жизнь не поле перейти, поэтому ее нужно прожить так, чтобы, оглянувшись, осмотревшись назад проанализировав прожитые годы, ты смог увидеть свой труд, его значимость. Считаю, что подобный анализ следует делать на разных возрастных этапах, что-то переоценивать, что-то менять, что-то совершенствовать» (Алина А., 10 класс) , «здоровье»: «Я ценю свое здоровье и здоровье своих близких. Стараюсь заботиться о нем» (Кристина, 6 класс). Анализ творческих работ учащихся позволил установить, что у ребят всех возрастов сформированы фундаментальные ценности для будущей взрослой жизни . Рейтинговые показатели установили, что нижняя часть остается для таких ценностей, как «безопасность», «конформность», «традиции», также следует заметить, что нижняя ступень охватывает и ценности самовозвышения («власть», гедонизм»). Такие результаты ставят проблему в системе ценностей современной молодежи, поскольку в их сознании низкое значение отводится традициям, Родине, культуре, красоте. Так как, богатство общественной жизни государства отходит на задний план, то возникает закономерность, связанная с уделением должного внимания для формирования именно ценностей этой категории, которую еще можно сформировать и корректировать. Проводимое исследование в разных возрастных группах позволило заметить, что система ценностей не статична, а имеет подвижки, связанные с возрастом испытуемых. Наше исследование базировалась на учащихся 4-10 классов, а значит, формировать и закреплять ценностные ориентации еще не поздно.

По опроснику Шварца, с точки зрения половых различий , самые высокие показатели у учащихся женского пола наблюдается по шкале - универсализм (73%) и достижения (73%), что позволяет судить о важности в жизни понимания, терпимости и защиты. Чуть ниже по значимости расположились такие ценности, как: конформность (66%) (основывается на сдержанности и предотвращении/побуждении, которые могут причинить вред окружающим); доброта (60%) и самостоятельность (60%), которая у них опирается на самостоятельности выбора и мышления подростков, активно проявляясь в творчестве и исследовательской деятельности.

Малозначимой ценностью является стимуляция (26%), что открыто демонстрирует нежелание доминировать над другими людьми. Чуть выше расположились такие ценности, как традиции (33%) и гедонизм (33%), но также являются малозначимыми в жизни учащихся женского пола.

Иначе произошло распределение ценностей у учащихся мужского пола, где универсализм (86 %) выступает главной ценностью. Далее по значимости выдвигаются достижение (73%), конформность (73%), самостоятельность (73%), что непосредственно связано с достижением личностного успеха, самостоятельностью в выборе действий. Подобные приоритеты говорят о том, что для мужского пола именно эти жизненные ценности в соответствии с социальными стандартами для них является главными и важными.

Безопасность (67%) и стабильность общества не менее важны для мальчиков всех возрастов. Невысокие показатели наблюдались по шкалам стимуляции (40%), доброта (47%), традиции (40%), гедонизм (47 %), что позволяет сделать вывод о стремлении мужского пола к повышению и сохранению благополучия близких и родных людей.

Власть как одна из значимых ценностей – 60% говорит о желании и стремлении проявлять доминирование над ресурсами и подчинении людей. Все это связано с обретением определенного статуса и престижа в социуме, как среди своих сверстников, так и в других социальных группах.

Проводя анализ возрастных предпочтений ценностей, мы можем наблюдать следующее: для младшего школьного возраста важно проявление доброты, как в семье, так и от окружающих людей, быть самостоятельным в своем выборе и поступках. В более старшем возрасте категория «семья» не теряет своей актуальности, где также ценится добро, забота, терпимость, а значит с возрастом ценности «семьи», как ячейки общество все более сознательно закладывается в сознании подростков. Кроме этого, важным для учащихся 5-7 классов становится и «достижения», и «самостоятельность», и «безопасность». Категория «власти» приобретает особое значение у учащихся 7 классов, как проявление переходного возраста и возможность самоутверждения среди сверстников. Ни в одной возрастной группе больше «власть» не является доминирующим компонентом. У более старших школьников вперед выдвигаются «стимуляции», «достижения», все больше вопросов, связанных с выбором будущей профессии, а значит о возвышении ценности «учебы», как возможной перспективы реализации своих жизненных планов и занятия достойного места в социуме.

Возвращаясь к поставленной проблеме – определения ценностных ориентаций современных подростков, сделаем следующие выводы:

  1. Семья», «жизнь», «доброта», «достижения» и «самостоятельность» - вот преобладающие ценности для испытуемых. Подобные доминанты ценностей позволяют нам говорить об устойчивой ориентации современных подростков на личные отношения, настоящую любовь, искреннюю доброту, верную дружбу, а значит, молодежь стоит на верном пути и имеет прочные задатки для формирования гуманного высоконравственного общественного сознания.
  2. Мотивационные типы (по концепции Шварца должны составлять взаимодополняющие пары) пар не образуют.
  3. Те ценности, которые относятся Шварцем к выражающим интересы группы, а именно такие ценности, как «традиции» и «конформность», у учащихся 4-10 классов представлены как малозначимые.
  4. Традиции», «Родина» - ценности, которые имеют хоть какую-то долю значимости только в индивидуальных случаях, в большинстве для всех возрастных групп они не представляют никакого интереса, что говорит о несформированности или слабо сформированной гражданско-патриотической позиции. Такая проблема ставит ряд вопросов, связанных с формированием и утверждением гражданской идентичности: чувства долга и ответственности перед обществом, защита своих прав и интересов и т.д.

Заключение

Результаты эмпирического исследования выявили различие в выборе ценностных ориентаций среди группы учащихся разных возрастов. Следует заметить, что формирование ценностей у подростков может осуществляться и в рамках образовательной деятельности.

На сегодняшний день в системе образования наблюдаются колоссальные изменения, связанные с переходом образовательных учреждений на стандарты второго поколения (ФГОС), в основе которого лежит системно-деятельностный подход, направленный на развитие личности на основе универсальных учебных действий (УУД). В качестве методических рекомендаций, формирующих УУД, предлагаем на уроках и внеурочной деятельности использовать компетентностно-ориентированные задания (КОЗ). Задания такого типа имеют учебное и жизненное обоснование, самое главное, что КОЗ не вызывают у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?». Важным компонент, влияющий на формирование системы ценностей современных подростков в рамках учебной и внеучебной деятельности учащихся является такой вид работы, как проект. Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенный для достижения определенных целей. С нашей точки зрения целесообразным является применения проектной деятельности в образовательных учреждениях (такая форма работы все более прочно входит в образовательную сферу и может стать одной из форм экзаменационного испытания).

Проектная деятельность в рамках образовательного процесса помогает формировать интересы, склонности личности к познавательной деятельности, развивает творческие способности, развивает эстетические способности, раскрывает мироощущение, создает мотивацию достижения успеха, а также дает возможность обогащения опыта, самореализации учащихся в той или иной деятельности.

Данные результаты показывают наличие патриотической, эстетической, лингвистической проблемы, имеющей место в современной социокультурной реальности, так как многие современные подростки не видят и не хотят видеть красоту окружающей действительности, не ценят его многообразие, соответственно не осознают значимость Родины и говорит о неразвитости чувства патриотизма, что требует педагогического решения в первую очередь в отношении содержания гуманитарных дисциплин современного школьного образования.

Приложение 1

Компетентностно – ориентированное задание по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Ключевые компетентности – информационная, коммуникативная.

Стимул:

Урок закончился, а спор не унимается. Два твоих одноклассника Артем и Влад не могут решить спор: можно ли считать Петра Гринева героя произведения «Капитанская дочка» А.С. Пушкина «недорослем». Ты решил им помочь. Но оказалось это не так-то просто. Чтобы разрешить спор вы обращаетесь за помощью к учителю литературы. Учитель выслушав спорящие стороны посоветовал всем перечитать конкретные главы романа и ответить на следующие вопросы:

  1. Кто и чему учил Петрушу?
  2. Что умеет и знает Петр Гринев?

Ответив на эти вопросы, ты сможешь примирить спорящих одноклассников.

Задачная формулировка : в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» затронут вопрос о воспитании и образовании Петра Гринева. Охарактеризуйте этот вопрос.

*К какому типу людей Вы можете отнести себя? Обоснуйте свой ответ и аргументируйте его.

Использование КОЗ на литературе позволяет решить следующие задачи:

  • мотивировать детей на внимательное прочтение текста и решение актуальной для них нравственной задачи;
  • создать условия для вдумчивого чтения, когда истина рождается в диалоге с писателем, диалоге с друзьями (если организовать работу в парах или группах), в диалоге с учителем (когда включается постпроизвольное внимание и возникает дискуссия), в диалоге с самим собой (если произведение стало откровением);
  • понять уровень развитости предметных и ключевых компетентностей и увидеть пути их дальнейшего совершенствования;
  • формировать нравственного человека с устоявшимися мировоззренческими установками.

Список литературы

  1. Brinker, K. Linguistiche Textanalyse: eine Einfuehrung in Grundgriffe and Methoden / K. Brinker. - Berlin. : Erich Schmidt, 1992.
  2. Drucker P. The age of social Transformation // Quality digest. Seattle, 1995.- April. P. 34 - 40.
  3. Аверьянов, Л.Я. Контент-анализ, 2007 г. - URL: www.i-u.ru/biblio
  4. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
  5. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.: ISBN 5-94723-045-3
  6. Васильев, Л.Г. Текст и его понимание / Л.Г. Васильев. - Тверь гос. ун-т. - Тверь: ТГУ, 1991. - 67с
  7. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. - М.: Смысл, МГППУ, 2003.
  8. Горошко Е.И. Сборник статей: Гендерная проблематика в языкознании. Лингвистика интернета: формирование дисциплинарной парадигмы. (интернет сборник статей http://www.twirpx.com/file/341443/)
  9. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. -М.: Наука, 1984. -268 с.
  10. Залевская, А.А. Понимание текста: психолингвистический подход / А.А. Залевская. - Калинин. гос. ун-т. - Калинин, 1988. - 95 с
  11. Замалетдинов И.С., Богдашевский Р.Б. Использование речевых показателей в оценке индивидуальных особенностей личности // Речь, эмоции и личность: проблемы и перспективы. Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума. Л., 1978. С. 101- 105.
  12. Калмыкова, Е.С. Исследование индивидуального сознания методом контент-анализа // Психол. журн. 1994. Т. 15, № 3. С. 28-41
  13. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценности личности: концепция и методическое руководство. - Спб.: Речь, 2004.
  14. Караулов, Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети//Языковое сознание: формирование и функционирование. URL: http://www.ilingan.ru/library/psylingva/sborniki/Book1998/index.htm
  15. Кустарева В.А. Построение детских сочинений // Речевое развитие младших школьников. М.: Просвещение, 1970. - с. 68-89.
  16. Электронные ресурсы:
  17. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М., 1998. С. 29http://psychlib.ru/mgppu/Eru-001/Eru-001.htm
  18. Rokeach M. The nature of human values. N.-Y., 1973. https://books.google.com.ua/books/about/The_nature_of_human_values.htm



© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз