На чтение 8 мин.
Это только кажется, что малыш 3 лет меньше требует к себя внимания, ведь не нужно менять памперсы, кормить из ложки. На самом же деле теперь перед родителями стоит не менее важная задача-вырастить развитую, гармоничную личность, которая умеет мыслить.
У детей в возрасте 3-4 лет начинается период дошкольного развития, они многое умеют, но самое главное – они стремятся узнать, как можно больше.
В данной статье мы расскажем о том, на что должны быть направлены занятия для детей данного возраста.
Каковы правила организации работы с детьми?
Счет
Развивающие упражнения на 3-4 года должны включать обучение счету, то есть ребенка можно познакомить с порядковым счетом до 10. Он также может выкладывать цифры из подручных материалов, составлять несложные задачки. В данном возрасте математика основывается на элементарной логике, то есть можно с крохой поискать пару предмету, найти лишний предмет.
Наблюдения за окружающим миром должны быть активными
Знакомство с окружающим миром
В возрасте 3-4 лет необходимо давать ребенку элементарные понятия об окружающей нас среде, нужно его познакомить с животными, затронув тему домашние и дикие, с временами года, днями недели, осадками, съедобными и несъедобными предметами.
Следует обратить внимание на такие понятия, как узкий – широкий, высокий – низкий, большой – маленький, длинный – короткий.
К тому же, на примере сказок следует затронуть тему добра и зла.
Развитие ребенка – это очень важный процесс, который нужно проводить в дружеской и свободной форме, если ребенку будет интересно, тогда обучение будет происходить быстрей и эффективней.
Развитие детей, которым исполнилось 3-4 года, должно проводится с учётом их возрастных и психологических особенностей. В этом возрасте малыши очень активны, любознательны и сами тянутся к получению новых знаний. При этом они ещё недостаточно хорошо умеют концентрироваться и поэтому важно, чтобы во время занятий происходила систематическая смена упражнений, физические нагрузки чередовались с умственными.
Развивающие занятия для детей 3-4 лет должны включать в себя упражнения на развитие:
- мелкой моторики;
- речевого аппарата;
- словарного запаса;
- математических знаний;
- логики;
- художественных навыков.
Всестороннее развитие дошкольника способствует формированию необходимых навыков, умений и умственных способностей.
Принцип построения занятий для дошкольников
Все занятия для детей дошкольного возраста строятся на принципе игрового обучения и развития. Малыши лучше усваивают информацию, которую им преподносят ненавязчиво, в форме игры.
Занятия следует проводить после ночного или дневного сна - это то самое время, когда дошкольник готов к усвоению нового материала. Длительность занятий не должна превышать 25 минут.
Для занятий необходимо подготовить реквизит, составить план и продумать сценарий. Лучше, если все упражнения одного занятия будет объединять общий сюжет. Это может быть определённый сказочный герой, пришедший в гости к малышу и нуждающийся в помощи. Последний помогает гостю решить проблемы и найти выход из ситуации, попутно усваивая материал и необходимые знания.
Знания и умения детей 3-4 лет
Дошкольник в возрасте 3 - 4 лет уже имеет определённый опыт и набор знаний. Обычно в этом возрасте дети умеют:
- различать и называть цвета;
- считать до 10;
- собирать простые пазлы из 4 - 6 частей;
- убирать лишний предмет по заданным характеристикам;
- видеть и называть несоответствия;
- запоминать лёгкие стишки.
Разрабатывая сценарий занятия с дошкольником следует учитывать данные нюансы. Слишком простые упражнения не вызовут интереса у малыша, а сложные - помимо непонимания могут спровоцировать протест.
Задания для развития детей 3-4 лет
Занимаясь разработкой сценария занятий можно проявить творчество и придумать упражнения самостоятельно. Другой вариант - использование уже готовых упражнений , применяемых педагогами в дошкольных учреждениях.
Развивать логику и внимание ребёнка помогут следующие упражнения:
Математика
В возрасте 3-4 лет дети уже знают счёт до 10 , отличают большее от меньшего, короткое от длинного, называют основные геометрические фигуры.
Развитие речи
Ребёнок в 3 года уже умеет поддерживать диалог, говорить простые предложения. Он понимает и использует местоимения "я" и "мы", может рассказать что нарисовано на картинке.
- Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, разучивание и проговаривание чистоговорок и стихов помогут улучшить звуковую сторону речи.
- Покажите ребёнку картинку и предложите составить по ней короткий рассказ.
- "Как говорят животные". Это упражнение актуально как для игры с маленькими детьми, так и для занятий с дошкольниками. Особое внимание уделяйте чистоте проговариваемых звуков.
- Прочитайте малышу короткую сказку и попросите его пересказать сюжет.
Окружающий мир
Дети 3 лет уже умеют отличать домашних животных от диких, ягоды от фруктов, рыб от птиц и т. д. Они называют признаки времён года, различают время суток .
Музыкальные занятия
Развивать ребёнка 3-4 лет необходимо не только умственно, но и физически. Активная двигательная деятельность под музыкальное сопровождение положительно влияет на психоэмоциональный настрой дошкольника. Музыкальные занятия помогают привить эстетический вкус, учат чувствовать ритм и ориентироваться в пространстве.
- Предложите малышу потанцевать под разную музыку: ритмичную, мелодичную, озорную, грустную. Пусть в танце он не просто повторяет движения, но и учится слышать и передавать настроение музыкального произведения. Объясняйте, что под медленную музыку движения должны быть плавными и размеренными, а под ритмичную - быстрые.
- Разучите с малышом детскую песенку и вместе придумайте танец для неё.
- Хорошо знакомую песенку спойте на разный мотив: весело, грустно, вопросительно. Пусть малыш тоже попробует спеть эту песню, меняя интонацию голоса.
Творчество
В возрасте 3-4 лет у детей происходит активное развитие творческих способностей. Малыши с удовольствием вырезают, клеят, рисуют и мастерят несложные поделки под присмотром взрослых.
Мелкая моторика
Развитию мелкой моторики способствует работа руками. Это может быть лепка из пластилина, использование мозаики на занятиях, бусин и пуговиц. Во время занятия, предполагающего использование мелких предметов, необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребёнок не подносил их ко рту и не пробовал на вкус.
Занятия для детей 3-4 лет должны быть направлены на всестороннее развитие дошкольника. Любое, даже незначительное достижение ребёнка следует отмечать и поощрять. Если какие-то упражнения вызывают у него сложность - следует подсказать и помочь, не высказывая своего недовольства. Правильный подход к организации и проведению занятий поможет развить познавательную активность крохи и заложить основу будущего положительного отношения к получению новых знаний.
Екатерина Михайловна Пашкина
Главный врач ЦКБ г.Омска
Время на чтение: 5 минут
А А
Последнее обновление статьи: 18.05.2019
В 3-4 года дети очень любознательны, они интересуются всем, что происходит вокруг, изучают предметы и их свойства, учатся сравнивать, искать сходства и различия между ними. Важно поддерживать познавательную активность ребенка, формировать позитивное отношение к обучению.
В возрасте 3-4-х лет дети уже довольно самостоятельны, много умеют делать и накопили внушительный багаж знаний. Активно развивается логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи. Заниматься всесторонним развитием ребенка необходимо с раннего детства, так как именно в этот период идет интенсивное физическое и психическое развитие, закладывается основа для формирования и становления ребенка как отдельной личности.
Программа занятий с детьми 3-4-х лет должна включать:
- задания для развития мелкой и крупной моторики;
- занятия по формированию и развитию речи;
- изучение элементарных математических понятий;
- музыкальные занятия;
- рисование;
- задания, развивающие логическое мышление.
Развивающие упражнения и игры с детьми, не посещающими детские дошкольные учреждения, можно проводить дома.
Развитие речи
В 3-4 года у детей идет интенсивное развитие речи – она становится более сложной и развернутой, изменяется ее словарный состав. Предложения удлиняются и усложняются. Занятия по развитию речи необходимы для расширения словарного запаса, совершенствования разговорных навыков, формирования способности формулировать и связно выражать свои мысли. Дети учатся грамматически правильно строить предложения, в том числе сложные, употреблять предлоги и склонять слова. В 3-4 года многие дети знают и употребляют в речи вежливые слова – «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и т.д.
Упражнения для развития речи младших дошкольников:
- составление небольшого рассказа по сюжетной картинке;
- описание предмета по картинке;
- группирование предметов по признаку;
- игры с использованием предлогов – перемещение предмета на стол, под стол, за стол, около стола и т.д.;
- изучение характеристик, признаков и свойств предметов по картинкам;
- группировка предметов по назначению;
- пересказ небольшой сказки.
Также программа развития речи у детей 3-4-х лет должна включать игры, которые знакомят ребенка с формами слов во множественном числе, развивают навыки правильного употребления форм глаголов, местоимений и предлогов. Задания должны быть интересными и соответствующими возрасту ребенка.
В 3-4 года у детей могут наблюдаться проблемы в произношении некоторых звуков, поэтому очень полезна будет артикуляционная гимнастика. Заниматься можно дома, с помощью специальной литературы.
Развитие моторики
Начинать заниматься развитием мелкой моторики желательно с раннего возраста, так как она оказывает значительное влияние на развитие речи, которая в свою очередь является одним из самых мощных факторов общего развития детей. Более того, мелкая моторика тесно связана с такими психическими процессами, как внимание, мышление, координация, воображение и память. Упражнения на развитие мелкой моторики у детей в возрасте 3-4-х лет очень важны, так как в дальнейшем точные, четко скоординированные действия пальцев и кистей будут необходимы для овладения навыком письма, рисования, бытовых нужд (одевания, причесывания и т.д.).
Упражнения на развитие моторики дошкольников:
- пальчиковая гимнастика;
- лепка;
- аппликации;
- рисование;
- различные графические задания – штриховка, обводка;
- игры со шнуровкой.
Дети в 3-4 года, как правило, обращают внимание на яркие предметы и картинки, поэтому в процессе занятий с детьми и в дошкольных учреждениях, и дома желательно использовать интересный дидактический материал.
Математика
Упражнения:
- посчитать количество определенных предметов на рисунке и найти соответствующее ему графическое изображение цифры;
- выборочно посчитать только яблоки или только карандаши;
- показать на картинке самый маленький и самый большой предмет;
- указать на картинке фигуры — круг, квадрат и треугольник.
Задания, требующие от детей усидчивости и концентрации внимания, необходимо чередовать с активными, подвижными играми, чтобы избежать переутомления ребенка и сохранить интерес к занятиям. В 3-4 года детям сложно удерживать внимание на одном занятии. Необходимо учитывать эту особенность и разрабатывать программу занятий в соответствии с ней. Дома обучать ребенка раннего возраста элементарным математическим действиям можно занимаясь повседневными делами и используя подручные материалы.
Музыкальные занятия
Музыкальные занятия очень важны для полноценного и всестороннего развития детей 3-4-х лет. Они развивают слуховое внимание, умение чувствовать ритм и ориентироваться в пространстве. Дети учатся выражать характер и настроение музыки при помощи движений и мимики. Развивается костно-мышечная система, пластичность, координация движений.
Танцуя, дети не только осваивают различные движения, но и создают определенный художественный образ с учетом характера и настроения музыкального произведения. Танец – это прекрасное средство раннего эстетического и художественного развития ребенка. Занятия ритмикой рекомендуется включать в программу обучения детей 3-4-х лет с интеллектуальными нарушениями и речевыми проблемами. Занятия включают:
- простые речевые и двигательные упражнения;
- песни, стихи;
- пальчиковую и артикуляционную гимнастику;
- танцы с четко выраженным ритмом;
- изучение музыкальных инструментов и их звучания;
- подвижные игры.
Танцы и простые танцевальные упражнения – это эффективные методы тренировки детского организма. Они помогают снять эмоциональное напряжение, расслабиться, развивают чувство ритма, способствуют формированию хорошей осанки и походки, ловкости и плавности движений. Практически все дети любят танцевать с раннего возраста, поэтому занятия приносят им много положительных эмоций и поднимают настроение.
Развитие логического мышления
В возрасте 3-4-х лет у детей на основе наглядно-действенного начинает формироваться наглядно-образное мышление, активно развивается логическое мышление. В 3-4 года дети, как правило, умеют собирать пазлы или разрезные картинки из 3-4 частей, определять в группе лишний предмет или находить предмету пару, знают некоторые профессии, виды транспорта, ориентируются во времени суток.
Упражнения для развития логического мышления:
- найти отличия на двух похожих картинках;
- определить на картинках предметы, которые относятся к одной группе – посуда, одежда или игрушки;
- сравнить предметы по размеру, цвету и форме;
- собрать простую картинку из 3-4-х частей;
- определить сходства и различия между двумя предметами.
Логические игры учат ребенка сравнивать предметы, анализировать их свойства, устанавливать причинно-следственные связи и делать собственные умозаключения о различных явлениях. Во время игры ребенок учится просчитывать ход событий и делать выводы.
Рисование
Занятия рисованием полезны для развития моторики, воображения, творческих способностей, фантазии и воображения. В процессе рисования ребенок знакомится с различными цветами, экспериментирует с линиями и формами, изучает свойства материалов. Для детей в 3-4 года это особенно важно, так как именно в этом возрасте дети усваивают простейшие математические понятия, знакомятся с формой, величиной и цветом предметов.
Упражнения:
- дорисуй по точкам;
- раскрась по образцу;
- выполни штриховку.
Рисование – это увлекательное, интересное занятие, которое развивает художественный вкус и обогащает знания детей. Оно помогает подготовить руку ребенка к письму и познакомить его с основными геометрическими фигурами.
Занятия с детьми 3-4-х лет как в дошкольном учреждении, так и дома должны проходить в игровой форме и дружественной обстановке. Задания должны соответствовать возрасту ребенка. Очень важно поощрять старания и помогать крохе, если какие-то задания вызывают у него трудности. Необходимо сформировать у ребенка положительное отношение к занятиям, чтобы сохранить познавательную активность. Ввиду особенностей развития детей возраста 3-4-х лет рекомендуется чередовать умственную, творческую и физическую деятельность, чтобы не допустить переутомления ребенка.
Читайте далее:
Большой и самостоятельный трехлетний карапуз не меньше прежнего требует маминого внимания и заботы. Да, уже не нужно менять подгузник, взбивать еду блендером и кормить с ложечки. Но это все мелочи, в сравнении с той задачей, которая встает перед родителями трехлетки. Воспитать гармоничную, всесторонне развитую личность, научить мыслить и анализировать, делать свои выводы, развивать любознательность, расширять кругозор, сформировать навыки взаимоотношения с окружающими – очень важно в этом возрасте создать хорошую базу для дальнейшего обучения и развития малыша.
Основные задачи занятий для детей 3-4 лет
Большинство трехлеток посещают дошкольные учебные заведения: детский сад или школу раннего развития – не столь важно. Там квалифицированные специалисты грамотно и в доступной игровой форме обучают крошек чтению и основам , развивают , мышление, внимание, формируют представление об окружающем мире и навыки взаимоотношений с друзьями и взрослыми. Но бывают ситуации, когда ребенок по каким-либо причинам не ходит в садик или школу, тогда родителям приходится организовывать занятия с ребенком 3-4-х лет дома. Конечно, учить чадо в домашних условиях намного сложнее, поскольку не все мамы и папы имеют специальное педагогическое образование и не знают, как правильно подойти к обучающему процессу. Но все эти проблемы решаемы, главное проявить немного терпения, настойчивости и следовать простым правилам:
- Развивающие занятия для детей 3 лет дома должны проводиться в игровой форме и в дружественной атмосфере.
- Все порученные задания должны быть интересными и посильными, а также выполняться в присутствии взрослых.
- Все старания должны поощряться, ребенок должен видеть, как искренне радуется мама его победам.
- Для занятий должно быть отведено специально оборудование место и подобрано подходящее время (желательно в первой половине дня).
- Ни в коем случае нельзя кричать и ругать ребенка, если он что-то не понял или сделал неправильно. Такое поведение лишь отобьет у малыша охоту учиться на долгое время.
- Всего должно быть в меру: познавательные, логопедические, развивающие, творческие занятия для детей 3-4-х лет дома должны чередоваться, с занятиями по развитию речи, немаловажны и физические упражнения.
Виды занятий для детей 3-4-х лет
В виду психофизиологических особенностей возраста, занятия с ребенком 3-4-х лет дома должны строиться на чередовании умственной, творческой и физической деятельности.