12.01.2024

Психологическая игра «Катастрофа на воздушном шаре. Воздушный шар Тест воздушный шар одного человека выкинуть


ДЕЛОВАЯ ИГРА «КАТАСТРОФА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ»

Это групповая (командная) игра, способствующая проявлению групповой сплоченности, лидерства, способности лидера поддерживать эффективность работы его команды. Студенты учатся распределять роли и функциональные обязанности внутри своей группы, вырабатывать групповые нормы, стремиться к групповому единомыслию. В игре происходит формирование осознания важности групповой сплоченности, умения эффективно преодолевать спорные и конфликтные ситуации. На примере данной игры можно проследить стадии становления команды.

Порядок проведения игры

В данную игру можно играть без разбивки на команды, но если количество игроков больше 20, следует разделиться на команды. Разбивка обычно произвольная, но можно формировать группы по определенным признакам: группа «Мудрецов», «Гуманистов», «Трудяг-работяг», «Диких варваров» и т.д.

Возможен вариант, когда лидеры выбираются отдельно среди юношей и среди девушек. Тогда команда будет формироваться вокруг них. Затем оба лидера формируют свои команды.

Введение в игровую ситуацию

Ведущий произносит: «Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть лиц внизу, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки - и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над океаном. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и эта точка приближается! Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над шаром, исчезает из поля вашего зрения - и вдруг вы слышите клекот, царапанье по обшивке шара, удары и шипение. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу - и раненый орел медленно скользит в сторону и вниз. Но и ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется. Вдалеке, по направлению ветра, несколько островов, по всей видимости необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей, и долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих необитаемых островах, а сколько там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах ничего не известно: сейчас тепло, но какова зима?

Все открыли глаза - и оказались в своей группе. Все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и последовательно будут «выкидывать» вещи, чтобы долететь до острова. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер - во вторую, пятнадцатым номером - то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. В корзине должны остаться вещи, общий вес которых составляет не более 100 кг. На всю работу у вас 10 минут».

Список вещей, находящихся в корзине шара:

  • 1) миски, кружки, ложки (9 кг);
  • 2) ракетница с сигнальными ракетами (6 кг);
  • 3) географические карты и компас (2 кг);
  • 4) консервы мясные (20 кг);
  • 5) топоры, ножи, лопаты (12 кг);
  • 6) канистра с питьевой водой (20 л);
  • 7) бинты, вата, перекись водорода, зеленка (7 кг);
  • 8) винтовка с запасом патронов (30 кг);
  • 9) шоколад (10 кг);
  • 10) золото, бриллианты (25 кг);
  • 11) большая собака (55 кг);
  • 12) рыболовные снасти (1 кг);
  • 13) туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь (3 кг);
  • 14) соль, сахар, набор витаминов (9 кг);
  • 15) медицинский спирт (10 л).

После того как каждый сделал свой выбор, дается следующее задание для всей команды.

Ведущий: «Вам грозит смерть, единственная надежда - долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего - упадете и утонете в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь или сразу все, - погибнете. Свой выбор сделал каждый, теперь каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет «против», решение не принимается. При этом не тяните время: можете погибнуть, у вас 15-20 мин. Закончив работу, подведите итоги, в частности выясните, чье индивидуальное решение оказалось ближе к групповому. Тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым или кто лучше всех умеет убеждать других».

Командная работа в течение 20 минут.

Те группы, что приняли решение за меньшее количество минут, составляют список победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть свой список и список общегрупповой. По каждому пункту надо подсчитать модуль разности, т.е. если по п. 1 (кружки и др.) у Васи 3-й ранг (он решает выкидывать это третьим по очереди), а группа поставила это на 5-е место, то по этому пункту разница равна 2; если бы у Васи этот пункт был на 5-м месте, а у группы на

2-м, разница была бы 3. Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение Васи оказалось далеко от группового, и сравнить, чье решение к групповому оказалось ближе.

Если группа не сумела справиться с заданием досрочно, определение победителей можно пропустить, но этот момент очень интересен для игроков. Если есть возможность, стоит обсудить с группой, что, на их взгляд, важнее - умение доказать свою правоту или работать в целом на спасение группы?

На самом деле важно обсудить ход прошедшей дискуссии и вклад в нее каждого. Какова общая стратегия, кто какой вклад внес, кто спасал группу, а кто наоборот? На это обязательно надо отвести 10 минут. Если же этот момент пропустить, то для студентов все происшедшее окажется только увлекательной игрой в приключение, но не уроком жизни.

Тайминг упражнения:

от 1,5 до 2 часов

Целевая аудитория:

Это упражнение подходит для любых категорий участников, которым важно разобрать тему эффективной коммуникации и умения договариваться без споров.

Размер группы:

От 10 - 80 человек

Добавлено на сайт: 18.10.2013

Состав упражнения:

  • Конфигурация упражнения
  • Тайминг упражнения
  • Методика проведения
  • Обработка сложных ситуаций
  • Теория к упражнению

  • Аудиозаписи
  • Распечатки, кейсы к упражнению
  • Музыка подходящая к упражнению

Стоимость: 590 руб.

Упражнение

Воздушный шар

Типы упражнения: Основное упражнение ,

Основные - это упражнения, в которых непосредственно тренируются те навыки и умения , за которыми участники пришли на тренинг. Это главные упражнения на тренинге. Они обычно построены так, чтобы каждый участник тренинга смог потренироваться . Подробнее о типах упражнений можно почитать .

Упражнение-вызов

Вызовы - сильные и запоминающиеся упражнения, цель которых привлечь внимание группы к определенным темам тренинга, привести группу к важным осознаниям . Они часто достаточно сложные, вызывают активный интерес группы, повышают мотивацию участников . Подробнее о типах упражнений можно прочитать .

Темы тренингов:

  • Лидерство, уверенность, риторика
  • Управление, Менеджмент
  • Командообразование, тимбилдинг
  • Тренинги для детей и родителей
  • Личностный рост
  • Коммуникативные тренинги
Цели упражнения:
  • Развитие лидерских качеств у участников тренинга, умения брать на себя ответственность и принимать решения в сложных ситуациях
  • Развитие коммуникативных навыков участников, умения договариваться.
  • Для тренинга руководителей: отработка умения работать в режиме «цивилизованного лидерства», отработка взаимодействия в команде, где все - лидеры, отработка навыка делегирования лидерства.
  • Примечание: в зависимости от тематики проводимого тренинга может быть сделан более сильный акцент на одной или нескольких из этих целей.

сайт предлагает эксклюзивные тренерские методички лучших игр и упражнений для тренингов, содержащиеуникальные рекомендации итренерские "фишки" , позволяющие провести упражнение с максимальным результатом. Методички разработаны тренерами-профессионаламиспециально для портала сайт и такого вы не найдете больше нигде !

Масштабное и активно используемое тренерами упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться . На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

Благодаря своей захватывающей легенде упражнение сильно вовлекает участников тренинга, повышает тонус и энергетику группы, повышает мотивацию участников тренинга на обучение. А легенда упражнения «Воздушный шар» такова:

Ведущий просит участников тренинга представить, что они отправляются на воздушном шаре в прекрасное путешествие. И вот они летят над океаном и до ближайшего участка земли не менее 500 км...
И вдруг происходит непредвиденное: на шар нападает орел, кто-то стреляет в орла и в шаре образуется отверстие, через которое выходит газ. Шар начинает снижаться! Все мешки с балластом сброшены в воду, на некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. И шар снова падает с очень большой скоростью.
Весь экипаж собрался вместе, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Участникам предоставляется список предметов, которые остались в воздушном шаре и их задача: принять коллективное решение, что и в какой последовательности они будут выбрасываться. А в списке есть и консервы, и аптечка, и канат, и ружье, и даже чья-то любимая собака…

Легенда упражнения действительно захватывает. Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.

Не достаточно знать легенду упражнения, чтобы качественно его провести. Нужно знать, КАК ИМЕННО его проводить.

Например, это упражнение можно провести в двух абсолютно разных вариантах:

  • Как основное упражнение (когда большая часть команд «спаслась»)
  • Как упражнение- в ызов (когда большая часть команд «утонула»)

И то, как именно пройдет упражнение, зависит от множества деталей и действий тренера: от того, что именно вы говорите, какие правила задаете, как отвечаете на возможные вопросы группы...

Объем тренерской методички упражнения: 9 страниц.

Мы предлагаем вам приобрести максимально подробную методичку проведения данного упражнения, которая включает в себя:

    Детально описанную методику его проведения в двух различных вариантах (и как основное упражнение, и как упражнение-вызов) с вариантами примерной речи тренера, с фото-иллюстрациями, с конкретными вопросами, которые стоит задать на рефлексии, с разбором возможных возражений и сложных ситуаций, которые могут произойти на группе.

    Блок теории по лидерству и 3 аудио записи (!) проведения данного упражнения в исполнении одного из лучших тренеров России, профессора, доктора психологических наук Николая Ивановичам Козлова.

    Музыка, подходящая для проведения этого упражнения и все необходимые печатные материалы.

Прочитав нашу подробную методику проведения, у вас будет такое же ощущение, как будто вы только что видели мастерское проведение этого упражнения. А, значит, вы проведете упражнение намного увереннее и результативнее!


Это упражнение является тестовым и позволяет проверить, насколько эффективно командное взаимодействие.
Упражнение выполняется в мини-группах по 7-9 человек. Разделение на группы может проводиться по любому принципу, например по сезону рождения. Мини-группа садится в круг, берется за руки, все закрывают глаза.
12 ВачковИ. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.

Тренинг командообразованим

II. Сценарий тренинга командообразования для помещений

А) Ведущийзачитываетследующийтекст:
Возьмите друг друга за руки, почувствуйте друг друга. Как хорошо быть в кругу друзей! Итак, мы все сейчас находимся в корзине воздушного шара и отправляемся в путешествие на один из необитаемых островов в Атлантическом океане. Там весной уже тепло, растут ананасы, и не надо оформлять никаких виз: остров-то необитаемый! Короче, вы набрали в этот шар множество полезных вещей, чтобы жить без проблем по крайней мере неделю, а на самом деле - с запасом, и вот вы уже готовы к полету. Вас провожают куча друзей и родственников, хлопоты, объятия, поцелуи, прощания...
Закройте глаза.
Легкое покачивание, и вы отрываетесь от земли. Холодок в груди, а потом ощущение свободы и простор полета... Вот уже не разглядеть лиц людей под вами, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки - и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот уже вы видите синюю полоску от края до края горизонта - это Атлантический океан. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн - но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. И вот уже вдали вы видите маленькую точку - вот остров, куда вы летите! Над островом много птиц, вот уже несколько чаек пролетело совсем близко от вас: может быть, одну из этих чаек зовут Джонатан Ливингстон? Остров уже хорошо виден, вы уже готовы потихоньку снижаться - где-то минут через двадцать вы будете на твердой земле! Какие интересные приключения ожидают вас там!
Но что это? Вы видите, как от горы отрывается какая-то крупная птица и летит прямо навстречу вам! Это - гигантский орел, и он смотрит на вас недобрыми глазами! Может быть, он принял вас за своего соперника? Он делает вокруг вас круг за кругом, потом вдруг взмывает наш шаром, исчезает из поля вашего зрения - и вдруг вы слышите клекот, царапанье чем-то острым по ткани, удары - и шипение.

У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу - и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях начинает медленно скользить в сторону и вниз. Но ваш шар тоже начинает терять высоту. Ваш единственный шанс спастись - долететь до земли, потому что внизу начался шторм и любого пловца просто разобьет об острые рифы и скалы. Долететь до острова - около 20 минут. Но это приблизительно. Может быть, и больше, а может быть, и меньше. Точную цифру вам не скажет даже Господь Бог. Есть шанс спастись, если облегчите шар, освободившись от не самых нужных вещей. Но что выбросить?
Списоквещей(выдаетсякаждомуучастнику)

№ п/п Содержание упаковок Вес
(объем)
1 2 3
1 Миски, кружки, ложки 4 кг
2 Ракетница с комплектом сигнальных ракет 5 кг
3 Подборка полезных книг про все 9 кг
4 Консервы мясные 20 кг
5 Топоры, ножи, лопата 14 кг
6 Канистра с питьевой водой 20 л
7 Бинты, вата, перекись, зеленка 1,5 кг
8 Винтовка с запасом патронов 20 кг
9 Презервативы и какие-то лекарства 0,5 кг
10 Импортный шоколад 7 кг
11 Золото, бриллианты и яркие украшения, побрякушки 0,4 кг
12 Очень большая собака 75 кг
13 Рыболовные снасти 0,6 кг
14 Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь 1 кг
15 Теплая одежда и одеяла 50 кг
16 Соль, сахар, специи, набор поливитаминов 2 кг
17 Плетеный нейлоновый канат 150 м
18 Медицинский спирт 10 л

204
Тренинг командообразования
Б) Индивидуальнаяработа.
У вас 7 минут на работу. За это время вы должны найти себе ручку и записать свое решение в первой из трех свободных колонок справа. Ранжируете строго индивидуально. Запрещены любые разговоры. За разговоры команда будет штрафоваться. Начинаем работу по моей команде.
В) Команднаяработа.
Ведущий зачитывает инструкцию:
Хорошо это или плохо, но вы в шаре не одни - в шаре вся ваша команда, и кроме вашего мнения, есть мнения другие. Соответственно, вам надо договориться. Во второй колонке вы должны записать командный ранжир выкидываемых вещей. Каждая команда теперь должна выработать свое общее решение, но не голосованием по большинству голосов, а консенсусом, то есть общим, единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается.
На принятие общего решения у вас 20 минут. Не уложились в 20 минут - ваша команда падает в океан и всех съедают голодные акулы. Но имейте в виду: если вы прилетите не с тем набором вещей, то ваша жизнь на острове будет грустной и недолгой. Если вы договорились быстрее - это показатель качественной командной работы. Вы будете за это вознаграждены: каждая сэкономленная минута - это одна сохраненная вам вещь.
Ведущий отмечает, за какое время было принято общегрупповое решение, определяется время выполнения задания каждой командой (за каждую сэкономленную минуту команде оставляется еще одна вещь).
Г) Обсуждение.
По окончании игры участники в общем кругу высказываются, кто помогал им принимать решение, а кто мешал, в чем был прав, а в чем ошибался каждый из них.

Л. Сценарий тренинга командообразования для помещений 205
7. УПРАЖНЕНИЕ «ГРУППОВОЙ РИСУНОК»
Упражнение проходит в два этапа. На первом этапе каждому участнику предлагается нарисовать метафорическое изображение себя (в виде образа, символа, знака) в данный момент жизни. На втором этапе участникам выдаются маркеры и лист ватмана. Необходимо нарисовать общий рисунок группы, в котором нашлось бы место всем индивидуальным рисункам участников.
8. РЕФЛЕКСИЯ ПО ДНЮ И ВСЕМУ ТРЕНИНГУ
Рефлексия или обратная связь по всему тренингу отличается большей подробностью. На нее необходимо выделять достаточное количество времени (30-40 минут). Участникам предлагается ответить на следующие вопросы: Самые яркие впечатления Что вы вынесли из тренинга для себя? Как в реальной жизни будете использовать опыт, полученный в тренинге? пожелания, благодарности другим участникам группы и ведущим.
9. РИТУАЛ ЗАВЕРШЕНИЯ ДНЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ БазаровТ. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 1996. БронштейнМ. Управление командами: Теория и практика построения эффективной команды. М., 2004. ВеснинВ. Р. Основы менеджмента: Учебное пособие. 1999.

Тренинг командообразования

ГаленкоВ. П., СтраховаС. И., ФайбушевичС. И. Как эффективно управлять организацией М., 2001. ДонцовА. И. Психология коллектива. М., 1984. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. идр. Технология создания команды. СПб.: Речь, 2002. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. СПб.: Речь, 2003. ИльенковаС. Д. Инновационный менеджмент. М., 1997. КапециоП. Команды, которые выигрывают. М., 2005.
КарякинА. М. Командная работа: основы теории и практики. Иваново, 2003. МаксвеллДж. Создай команду лидеров / Пер. с англ. Л. А. Бабук. М., 2003. ПаркерГ., КроппР. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. СПб., 2002. ПригожийА. И. Современная социология организаций. М., 1995. ПугачевА. В. Организационное поведение. М., 2001. РезникС. Д. Команда менеджера // ЭКО. 1997. № 3. РихтерК. Формирование командного духа // Управление персоналом. 2004. № 10.

Упражнение «Воздушный шар»

Все собираются в круг. Ведущий произносит следующий текст:

Закроем глаза. Представим себе, что все мы летим на воздушном шаре. Под нами океан. Над нами голубое небо. Светит солнце. Рядом друзья. Легкий свежий ветерок. Но вот приближается туча. Начинает накрапывать дождик. Слышны раскаты грома. Страшные птицы летают над нами. Одна из них своим клювом пробивает оболочку шара, и мы медленно начинаем падать.

Открыли глаза. Мы попали в экстремальную ситуацию. На шаре много груза. Впереди – остров. О нем мы ничего не знаем. Если мы выбросим, все вещи сразу, то пролетим мимо острова и утонем. Если ничего не выбросим, то не долетим до острова и тоже утонем. Выход один – мы должны выбросить вещи постепенно, в течение 15 мин.

Перед вами карточки с названием вещей. Каждая карточка-эта коробка. Поэтому, если названия написаны на одной карточке, нельзя выбросить одну вещь, а другую оставить – их можно выбросить только вместе. В первую очередь нужно избавиться от самых ненужных для выживания на острове вещей, в последнюю очередь - от самых нужных.

Но ориентируйтесь и на вес вещей. Главное - в итоге надо выбросить все вещи.

Может возникнуть вопрос – какая разница, что выбрасывать сначала, а что потом, если все равно все вещи окажутся в море? Можно сказать, что чем позже они выбросят вещь, тем выше вероятность, что они ее поймают потом, уже находясь на острове (она будет ближе к берегу). Ведь последнюю выброшенную вещь поймают почти наверняка, а первую точно не поймают. Поэтому порядок выбрасывания вещей все таки важен, т.к. важно, с чем мы останемся на острове.

При выборе вещей, которые вы будете выбрасывать, у вас могут возникнуть разные мнения. В нашей игре есть важное правило : вещь считается выброшенной только тогда, когда все участники согласны с этим решением. Если хотя бы один не согласен, вещь остается на шаре. Если согласны все – карточка сдается ведущему. Помните, что сейчас главное выжить, но потом вам с этими вещами жить на острове и возможно долго. Поэтому не пренебрегайте своим мнением, если считаете не так, как вся группа. Постарайтесь доказать свою правоту, но и не упирайтесь, если не можете доказать, а то протянете время и упадете. Короче говоря действуйте, думайте, 15 мин. ваши. Время пошло.

Список вещей:

ЗОЛОТО, ДРАГОЦЕННОСТИ 300 Г.

КОТЛЫ, МИСКИ, КРУЖКИ, ЛОЖКИ 6 КГ.

РАКЕТНИЦА С СИГНАЛЬНЫМИ РАКЕТАМИ 5 КГ.

ПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ ПРО ВСЕ 12КГ.

КОНСЕРВЫ 20 КГ.

ТОПОРЫ, НОЖИ, ЛОПАТЫ 15 КГ.

ПИТЬЕВАЯ ВОДА 20 Л.

АПТЕЧКА 3 КГ.

ВИНТОВКА С ЗАПАСОМ ПАТРОНОВ 30 КГ.

ШОКОЛАД 7 КГ.

ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ СОБАКА 50 КГ.

РЫБАЛОВНЫЕ СНАСТИ 0,5 КГ

МЫЛО, ШАНПУНЬ, ЗЕРКАЛО 2 КГ

ТЕПЛАЯ ОДЕЖДА И СПАЛЬНИКИ 50КГ.

СОЛЬ, САХАР, ВИТАМИНЫ 4 КГ.

КАРАТЫ, ВЕРЕВКИ 10 КГ.

СПИРТ 10 Л.

Упражнение «Лава»

Инструкция: «Вот вы добрались до острова, а на нем происходит извержение вулкана. Спастись можно, только перебравшись на другую сторону лавы (территорию важно ограничить, расстояние между сторонами приблизительно 8-9 м), соблюдая следующие условия. Две команды по 6человек двигаются навстречу друг другу. Задание считается выполненным, когда обе команды оказываются на противоположной стороне. Перемещаться по «лаве» можно только по «огнеупорным» коврикам, двигающимся только в одну сторону. Каждая команда получает по 2 «огнеупорных» коврика размером 25x20 см. Огнеупорность коврики сохраняют только при постоянном контакте с телом или одеждой человека. При отсутствии контакта хотя бы на долю секунды коврик сгорает. Если человек заступает за коврик, вся группа возвращается. Если один из ковриков сгорел, можно продолжать движение, пользуясь оставшимися ковриками».

При выполнении данного упражнения тренеру важно следить за скоростью выполнения упражнения, динамикой отношений в группе и, используя некоторые техники, влиять на развитие группы и процесс прохождения «лавы». Например, если группа оченьбыстро и легко преодолевает препятствие, то можно «выключить» наиболее активных лидеров и организаторов, запретив им разговаривать в ходе выполнения упражнения (это также даст возможность проявиться другим участникам группы), при этом сказанные слова с их стороны становятся равны нарушению правил и, как следствие, ведут к возвращению всей команды в начало задания. Если же команда действительно долгое время боролась, чтобы преодолеть препятствие, то можно слегка подыграть и мягче судить незначительные нарушения правил.

Темы для обсуждения:

    что чувствовали по ходу выполнения упражнения;

    что помогало, что мешало справиться с заданием;

    как можно улучшить взаимодействие в команде в следующий раз;

    каким искусством вы овладели в этом упражнении.

Упражнение «Фотограф и фотоаппарат»

Инструкция: «Вы преодолели препятствия и оказались в прекрасной части острова. Вам захотелось сделать несколько замечательных фотоснимков. Сейчас необходимо разбиться на пары и условиться, кто в паре будет партнером А, а кто - Б. Партнер А становится «фотографом», Б - «фотоаппаратом». Задача А поводить Б с закрытыми глазами по залу и сделать три интересных «снимка». Для этого А должен подвести свой «фотоаппарат» к тому месту, которое он хотел бы «сфотографировать», остановиться и легко нажать Б на плечо. Почувствовав это, Б должен на секунду открыть глава и как бы «сфотографировать» то, что увидит. Когда сделаны три кадра, Б открывает глаза и «проявляет пленку»: показывает и рассказывает А, где были сделаны «фотографии» и что «попало в кадр». После этого партнеры меняются местами. Важно обратить внимание участников на то, что с партнером, играющим роль «фотоаппарата», можно разговаривать, но сам он не говорит. Во время выполнения упражнения тренер следит за безопасностью участников.

Темы для обсуждения:

    что чувствовали;

    в какой роли было наиболее комфортно и почему;

    легко ли было довериться другому, что этому мешало;

    каким искусством овладели в этом упражнении.

Упражнение «Ядовитая лиана»

Инструкция: «Наша фотосессия завела нас в джунгли, где просто так не пройти. Необходимо преодолеть ядовитую лиану. Ее невозможно обойти, любое касание лианы приводит к возвращению всей команды обратно. Вы видите, что треугольником, на уровне вашего пояса, натянута веревка - это «ядовитая лиана», в процессе упражнения нельзя касаться ее ни телом, ни одеждой, при прикосновении команда возвращается обратно. Вся команда попадает внутрь этого треугольника. Задача: выбраться из него. Выбираться можно с двух сторон треугольника (то есть команда разбивается на две группы), выбравшиеся участники могут помогать другим, даже из другой группы. Время не ограничено».

Тренинг коммуникативных умений
"СРЕДИ ЛЮДЕЙ" В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников.Учащимся крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других.

Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.

1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.

Занятие 14. Игра "ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ"

Продолжительность игры: 35 - 40 минут. Количество участников: группа, которую можно поделить на подгруппы (6 - 16 человек). Условия проведения: свободное помещение, классный кабинет, кабинет психолога.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступление. Приветствие. Настрой на работу. Ход игры. Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъёмку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 - 550 км. Произошло непредвиденное - в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с баластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 мин. шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в гондоле шара:

НАИМЕНОВАНИЕ

КОЛ-ВО

1 Канат 50 м
2 Аптечка с медикаментами 5 кг
3 Компас гидравлический 6 кг
4 Консервы мясные и рыбные 20 кг
5 Секстант для определения местонахождения по звёздам 5 кг
6 Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг
7 Конфеты разные 20 кг
8 Спальные мешки(по 1 на каждого члена экипажа) 10 кг
9 Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг
10 Палатка 10 - местная 20 кг
11 Баллон с кислородом 50 кг
12 Комплект географических карт 25 кг
13 Канистра с питьевой водой 20 л
14 Собака 5 кг
15 Лодка резиновая надувная 25 кг
Ваша задача - решить вопрос о том, что и в какой последова-тельности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять листок и переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так:
"На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе - баллон с кислородом; и т.д."
При определении значимости предметов и вещей, то есть очерёдности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь ввиду, что выбрасывается всё, а не часть, то есть все конфеты, а не половина. Когда вы примете индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1. Высказать своё мнение может любой член экипажа
2. Количество высказываний одного человека не ограничивается
3. Решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа до одного, без исключения.
4. Если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать другой выход
5. Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей. Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько ещё будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.
Я желаю вам успешной работы. Главное - остаться в живых, если не сможете договориться, вы разобьётесь. Помните об этом.
РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩЕМУ: Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы не вмешивайтесь в процесс обсуждения и не отвечайте на вопросы участников. Вы только следите за выполнением правил, особенно за голосованием.
Время на игру 20 - 25 мин. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 - 18 мин., если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100%-ом голосовании, вы должны поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.
Если они не смогли принять за отведённое время все 15 решений, то вы объявляете, что экипаж разбился, и просите подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после её окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему решению.


© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз