21.01.2024

Уроки экскурсии по биологии. XI. Учебные экскурсии по биологии Проведение экскурсии на уроке биологии план


Творческая работа учителя на тему: "Экскурсии по биологии как форма обучения"

Оглавление
Введение






5.1 Экскурсии в природу



Заключение

Список литературы
Приложения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО "Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования"

Кафедра естественнонаучного образования

"Экскурсии по биологии как форма обучения"

Учитель биологии, экологии

МБОУ "ООШ № 19 села Ключи

Красноармейского района

Саратовской области"

Слушатель КПК биологии

И экологии 2013-2014 учебный год

2014

Оглавление
Введение
Глава 1.Методы обучения, используемые при проведении экскурсий
Глава 2. Место и значение экскурсий в процессе познания
Глава 3. Подготовительный этап, предваряющий проведение экскурсии
Глава 4. Основные способы сбора природного материала
4.1 Пособия для сбора растений
4.2. Пособия для переноски собранного природного материала.
Глава 5. Методические рекомендации по проведению экскурсий
5.1 Экскурсии в природу
Глава 6. Классификация экскурсий
6.1 Экскурсии по курсу “Живой организм”.
6.2 Экскурсии по курсу «Живой организм» на пришкольный участок
6.3 Экскурсии в сельское хозяйство и другие производства
Глава 7. Подведение итогов экскурсии
Заключение

Список литературы
Приложения

Введение

Тема: " Экскурсии по биологии как форма обучения"

Цель: повысить качество знаний обучающихся и раскрыть интерес к изучению биологии с максимальной творческой самостоятельностью на примере экскурсий.

Объектом исследования является экскурсия как форма обучения биологии в школе.

Задачи:

  • стимулировать познавательный интерес учащихся на уроках биологии через экскурсии;
  • уметь применять теоретические знания на практике;
  • правильно и рационально использовать природные богатства;
  • научиться охранять природу и видеть ее красоту.

Актуальность: работая над своей темой по самообразованию «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению» я решила, что экскурсия является одной из форм обучения учащихся в результате чего можно повысить качество знаний обучающихся и раскрыть интерес к изучению биологии. Практическая направленность в обучении биологии, всегда играла важную роль в профессиональной подготовке учащихся. Школа в наше время идет по пути формирования профильных классов в старшем звене. Рекомендации дают четкую картину для общеобразовательных школ в вопросе о том, что должна включать в себя предпрофильная подготовка обучающихся. Она направлена на развитие индивидуальных потребностей ребенка, а так же тесное изучение школьных предметов и основ современного производства. В таких условиях возрастает роль связи теории и практики при изучении биологических курсов в школе.

В школах сельской местности существуют более широкие возможности для применения теоретических основ биологии на практике через экскурсии. Именно через практическое применение биологических знаний и осуществляется предпрофильная ориентация обучающихся.

Методы исследования:

  • теоретический
  • практический
  • наблюдение
  • поисковый
  • анализа
  • обзорно-аналитический

Глава 1.Методы обучения, используемые при проведении экскурсий

Над темой экскурсии по биологии как форма обучения на уроках биологии я работаю уже давно, из года в год совершенствуя ее, отвожу ей одно из главных мест в общеобразовательном процессе, так как считаю, что уроки биологии, тем более в сельской школе, должны быть теснейшим образом связаны с сельскохозяйственным производством, с уроками сельскохозяйственного труда на пришкольном участке. Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Возникшие вначале как необязательные формы внеклассной и внешкольной работы, биологические экскурсии постепенно стали включаться в процесс обучения в качестве непременных его компонентов при известной опоре на урок как на основную форму организации учебно-воспитательного процесса. При этом теоретические знания дети учатся применять на практике. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Методы проведения экскурсий приучают учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи явлений, находить нужные объекты, приобретать навыки самостоятельной натуралистической работы - навыки элементарного исследования природы. Основной метод обучения на экскурсии наблюдение, которое применяется в сочетании с беседой, небольшим рассказом. На экскурсиях учащиеся испытывают эмоции эстетического характера. Живое восприятие красоты природы вызывает любовь к родной природе. Наблюдение учащиеся проводят в соответствии с заданием, при составлении которого следует учитывать объект экскурсии и познавательные возможности школьников.

Глава 2. Место и значение экскурсий в процессе познания

Экскурсия - это форма организации работы, при которой школьники выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Такая форма работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Экскурсии по биологии и экологии позволяют добиться прочных, осознанных знаний, установить связь теории с практикой в процессе обучения. На уроке и даже лабораторном занятии учащиеся познают отдельные предметы и явления живой природы изолированно друг от друга, не видят связей растений и животных со средой обитания. Экскурсия есть форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне учебного заведения с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой. Экскурсии входят в систему уроков по ряду тем, изучаемых в основном весной и осенью в курсах «Живой организм», «Многообразие живых организмов» и общей биологии. Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на соответствующих уроках материалом, и в то же время полученные представления, результаты наблюдений и собранное в природе используются на многих последующих уроках. Учитель заранее в годовом плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед намеченной экскурсией создает для, учащихся ситуацию необходимости ознакомления с изученными явлениями в самой природе. При этом выделяются вопросы, которые нужно выяснить в природе, даются задания для повторения и предварительного ознакомления с материалом в плане подготовки к экскурсии. Учитель предусматривает и обратную связь с экскурсией после ее проведения: что следует, потом вспомнить из увиденного и как использовать собранный материал для демонстраций и практических работ. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и улучшают знания учащихся. Учащиеся видят растения и животных в естественной среде: растения - в связи с почвой, животных - в связи с растениями, получая представление о биоценозах, о целостности природы в определенное время года. На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе. При этом многие знания практикуются в узнавании изученных объектов, в объяснении увиденного явления. Непосредственное соприкосновение с природой, познание ее явлений не только дают учащимся конкретные, правильные биологические понятия, но имеют и большое воспитательное значение. Экскурсии в сельскохозяйственное производство, на плодовые и бахчевые плантации, показывающие применение биологических знаний на практике, многообразные сорта растений и породы животных, созданные человеком, условия, повышающие урожайность растений и продуктивность животных, знакомят учащихся с управляемой человеком природой, что имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Глава 3. Подготовительный этап, предваряющий проведение экскурсии

Каждая экскурсия требует тщательной подготовки плана проведения. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов. Все экскурсии, предусмотренные программой школьного курса общей биологии, составляют тот минимум, выполнение которого является обязательным для каждого учителя биологии. Руководитель, прежде всего, должен четко установить задачи экскурсии, подобрать литературный материал. При предварительном ознакомлении с местностью, особенно малознакомой, руководителю следует использовать и ранее собранные гербарии. Это позволит учителю составить ориентировочный план экскурсии. (Приложение 1)

Затем учитель детально знакомится с местностью, где будет проведена экскурсия. Такое посещение места будущей экскурсии необходимо независимо оттого, что руководитель уже проводил там когда-то экскурсию. За год иногда происходят значительные изменения. Так лес, куда проводилась экскурсия в прошлом году, может оказаться вырубленным. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии, экскурсионными объектами в пунктах остановок дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, во и продумать методы ведения работы в том или ином пункте. Они могут быть очень разнообразны в зависимости от содержания в места экскурсии. В некоторых случаях преподавателю необходимо дать объяснения, иллюстрируя их экскурсионными объектами. В других случаях преподаватель после краткого вступления предлагает учащимся провести самостоятельное наблюдение, собрать тот или иной материал и потом на основании наблюдений и собранного материала проводит общую беседу. Иногда экскурсия полностью строится на самостоятельной работе учащихся по заранее разработанному плану с последующим подведением итогов в конце экскурсии или в классе. Чем старше и подготовленнее класс, тем больше места отводится самостоятельной работе. Изучив маршрут экскурсии, составив план и наметив пути и методы его осуществления, преподаватель подготовляет учащихся к экскурсии. Основные моменты плана должны быть записаны учащимися. Руководитель указывает, как должна проводиться работа во время экскурсии, на что обратить внимание, что и как собрать, что записать, какие книги следует прочитать перед экскурсией. Учитель разбивает учащихся на группы для самостоятельной работы, знакомит со списком нужных для экскурсии пособий, сообщает, какими должны быть одежда и обувь и вручает им задания, отметив вопросы, которые нуждаются в предварительной дополнительной работе по литературе, например, вопросы по экскурсии в лес требуют углубления по книгам о светолюбивых и теневыносливых породах, биологических особенностях растений, о распространении семян и др. Отдельным учащимся даются задания по ботаническим атласам или школьным определителям подготовиться к узнаванию 2-4 растений. К экскурсиям, посвященным позвоночным животным (VII кл), в особенности птицам и млекопитающим, учитель дает отдельным учащимся задания ознакомиться с двумя видами птиц (размер, окраска оперения, места гнездования, питание, пение). Сведения собираются по атласам, книгам и имеющимся в продаже пластинкам «Голоса птиц». Такие задания, данные учащимся, позволят на экскурсии распознать 20 птиц. Такие же задания даются учащимся и по двум видам млекопитающих (следы, запасы и остатки пищи, повадки, норы). На экскурсии, если не удается увидеть самих животных, можно наблюдать их следы и среду жизни. Предварительно полученные знания отдельных учащихся используются при проведении экскурсии. Отсутствие тщательной предварительной подготовки перед экскурсией часто ведет к неудачам. Плохое знание маршрута затрудняет поиски нужных растений, на это непроизводительно тратится время, рассеивается внимание участников, не выдерживается стройность и систематичность темы, часто наблюдается пассивное отношение учащихся к работе. Все требования к организации экскурсий, подготовке к ним, указанные в отношении ботанических и зоологических экскурсий, соблюдаются и для IХ-ХI классов. Только особое внимание обращается на самостоятельность работы учащихся. Элементы самостоятельности включаются в методы проведения экскурсии уже в V-VIII классах: учащимся дают одно за другим короткие поручения найти и с учетом охраны собрать объекты, но с последующим обязательным подведением итогов к концу экскурсии. Выполнение каждого отдельного поручения проверяется учителем прежде, чем дети приступают к следующему. В IХ-ХI классах заранее вручаются задания для самостоятельной работы на протяжении всей экскурсии. Задания охватывают ряд вопросов, в целом исчерпывающих содержание темы намеченной экскурсии. Каждый вопрос требует изучения ряда объектов и явлений. Объекты могут быть разными, лишь бы они позволили выявить общую закономерность. Успех экскурсии в значительной степени зависит от организационной подготовки. Для поддержания лучшего порядка передвижения в городе, в лесу, поле учителю целесообразно распределить учащихся (по их желанию) на группы в 5-8 человек и назначить (или избрать) старших. Задания для работ и отдельные поручения (по переноске снаряжения, разведке и т. п.) учитель дает по группам. Старшие ответственны за дисциплину, сбор учащихся, выполнение заданий. Они следят за порядком передвижения, во время остановок обеспечивают построение вокруг учителя, чтобы всем было видно, что он показывает, и т. п. Учитель на экскурсии иногда собирает старших от групп для инструктажа. Такая организация облегчает проведение экскурсии, предупреждает отставание отдельных экскурсантов, нарушение дисциплины и воспитывает умение работать в коллективе. Значительную помощь в экскурсии могут оказать и родители. Соответственно месту и объектам изучения учитель определяет структуру, методы проведения экскурсии и составляет план-маршрут к ней.

Во время экскурсии учащиеся записывают места остановок, названия растений и результаты наблюдений. После экскурсии собранный материал обрабатывается по группам в виде отчетной таблицы. Такого рода планы-маршруты и отчетные таблицы возможны и по другим экскурсиям.
При обработке природных материалов экскурсии одни из них поступают в живой уголок (растения, взятые с комом лесной почвы, насекомые), другие консервируются, засушиваются. Так составляются гербарий и коллекции по многообразию растительного мира, изменчивости различных признаков у растений и животных, приспособленности плодов и семян к рассеиванию, растений к разным условиям жизни, типов окраски насекомых и др. Свои наблюдения учащиеся должны оформить в виде отчета, гербария, коллекции собранных объектов, фотоснимков. (Приложение 2)

Живой материал (растения, водяные насекомые, куколки и другие объекты) следует разместить в уголке живой природы для дальнейшей работы с ним.

Глава 4. Основные способы сбора природного материала

Ботанические экскурсии обычно требуют сбора материала для дальнейшей обработки и изучения. Поэтому необходимо обеспечить экскурсантов всеми нужными для экскурсии пособиями. Некоторые предметы снаряжения понадобятся каждому экскурсанту, часть предметов может быть дана только на группы, и, наконец, некоторые предметы могут быть взяты для пользования всем классом. Снаряжение экскурсанта должно быть простым и обеспечивать активную экскурсионную работу.

4.1 Пособия, применяемые для сбора растений

Растения выкапывают с корнями. Для этого на группу в 3-4 человека надо иметь небольшую острую совкообразную лопатку, насаженную на крепкую деревянную ручку. Перед экскурсией лопатку следует наточить. Выбранное растение окапывают, землю вокруг разрыхляют. Когда растение выкопано, землю с корней тщательно стряхивают. Если хотят сохранить растение живым, его выкапывают с комом земли. Для подрезки толстых корней, для срезания веток, кусков коры с деревьев или кустарников, для соскабливания лишайников, для разрезания растений, не укладывающихся в папку, и т. п. необходимо иметь на каждую группу острый перочинный нож или складной садовый нож. Можно использовать и обычный переплетный или прочный столовый нож. Такой нож во многих случаях может заменить и совок. (Приложение 3)

4.2 Пособия, предназначенные для переноски собранных растений

Собранные растения и их части укладывают в папки или в корзинки. Папки изготовляют размером 45х30 см (иногда 50Х40) из картона или фанеры. Папку из картона для предохранения от намокания во время дождя полезно оклеить клеенкой или другой непромокаемой тканью; можно покрыть эмалевой краской. Папку наполняют сложенными пополам листами газетной или оберточной бумаги, нарезанной по размерам папки (сложенный пополам лист для папки размером 45х30 см должен иметь длину 43 см и ширину 29 см. Папка завязывается с двух концов тесемкой. Широкая тесьма или ремни папки позволяют перекинуть ее через плечо. Очень удобны для переноски собранных растений и их частей продолговатые корзины. В них укладывают куски коры, стеблей, образцы почвы, растения, взятые с почвой, а также растения, предназначенные для работы в классе, для сушки в пучках или в песке. Если нет папки, то можно укладывать все собранные в корзину, предварительно выстлав ее дно влажным мхом или тряпкой. Сверху растения прикрывают влажной тряпкой. Переноску немнущихся вещей (коробки, банки, бумага, бечевка и др.) и экскурсионных сборов удобно производить в рюкзаке. Он освобождает руки экскурсантов, не мешает во время ходьбы и сборов. На группу в 3-4 человека желательно иметь один рюкзак. Кроме перечисленных пособий, во время экскурсий часто бывают нужны ручные лупы с увеличением в 10- 15 раз, пинцеты, бечевка, а в некоторых случаях компас. рулетка, сантиметровые ленты (для всего класса). Для записей каждый учащийся берет записную книжку. Если во время экскурсии предполагаются зарисовки, то полезно каждому учащемуся иметь планшет из фанеры, к которому прикрепляется бумага, карандаш и резинка, и в который укладывается тетрадь для записей. Руководителю экскурсии придется из перечисленных пособий выбрать те, которые для проведения данной темы являются необходимыми, и подготовить их совместно с учащимися. Не следует брать ничего лишнего. Всякий лишний предмет обременяет экскурсанта и легко может быть потерян. (приложение 4)

При проведении экскурсий в природу, по всем биологическим курсам следует учитывать общие методические положения. Нецелесообразно превращать экскурсию в природу в урок под открытым небом, с длительным опросом учащихся по пройденному материалу, якобы для связи теории с предстоящей работой по заданиям. Каждую экскурсию естественно начинать с определения места - лес, болото, поле, луг, пустырь, парк - по типичным признакам: основные черты ландшафта и наиболее характерные растения. При этом следует отметить черты, показывающие сезонное развитие природы (состояние растительности и животных), и обратить внимание учащихся на эстетическую сторону своеобразную красоту каждого из уголков природы в разное время года и даже в разные часы дня.

5.1 Экскурсии в природу

Существенной частью экскурсии следует считать непосредственное общение с природой - самостоятельные наблюдения каждого учащегося. На первых экскурсиях, например в VI классе, когда учащиеся еще незнакомы с ботаникой, всем учащимся или группам даются общие и простые задания: собрать растения со всеми органами; собрать растения одного вида с сухих и влажных, светлых и затененных мест, на дороге и в канаве; собрать растения с листьями, цветками и плодами различной формы или окраски; собрать растения с различными запахами; выкопать и посадить в горшок для живого уголка нужные растения в единичных экземплярах. Во время экскурсии на любую тему нельзя фиксировать все внимание учащихся на перечислении названий встречающихся объектов. Достаточно указать на пять, максимум десять наиболее характерных растений или животных, но разобрав их биологические особенности. Следует познакомить учеников с растениями и животными так, чтобы они запомнили их на всю жизнь. Учащиеся в лесу и на лугу выделяют пробную площадку в 1кв.м (накладывая приготовленную из планок рамку или вымеряя лентой и вбивая колышки с натянутой веревкой) и высчитывают количество типичных видов растений, всходов деревьев, видов насекомых и т. п. в зависимости от темы экскурсии и задания. На лугу с пробной площадки хорошо взять по линии натянутой веревки растения, представляющие разные ярусы. Гербаризируют, а затем наклеивают растения вместе на лист, составляя гербарную таблицу «Ярусы луга». Сбоку рисуют мерную линейку, чтобы показать размеры наземной и подземной части растений. Внизу подписывают названия растений. К точным, наблюдениям должна приучать и сама форма заданий, концентрирующая внимание учащихся на главном и требующая кратких, но конкретных данных результата проведенной работы. Примером могут служить такого рода задания-таблички на экскурсии по ботанике. Во время самостоятельных работ учитель обходит все группы, в условленное время или по сигналу - свистку они собираются вместе на обобщающую беседу или конференцию. Отдельные учащиеся или старшие групп рассказывают о своих наблюдениях и находках, демонстрируя собранный материал. Наиболее интересные места посещает весь состав экскурсии. (Приложение 5)

Глава 6. Классификация экскурсий

Экскурсии бывают вводные по курсу или теме, большей частью проводимые осенью, текущие (осенние и зимние), заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.
На осенних - вводных - экскурсиях учащиеся получают подробные и простые задания и собирают живой материал не только по пройденным темам, но и по текущей и для последующих тем. Вводные экскурсии преследуют цель заинтересовать учащихся поставленными вопросами и собранным материалом, на последующих уроках эти вопросы должны быть разрешены, а собранный материал изучен. Работы учащихся по заданиям на основе пройденного за зиму материала будут наиболее углубленными и самостоятельными на весенних, заключительных экскурсиях. К организации и проведению экскурсий по изучению различных экосистем существует два подхода: системный экологический и эколого-биологический. Экологический заключается в том, что во время экскурсии, например, на луг, дается полная экологобиологическая характеристика не только видов растений и животных, обитающих и встреченных на определенной территории, но и лугу в целом. Это предполагает высокий уровень знаний, умений и опыта проведения наблюдений, как учителя, так и учащихся. Заключительные экскурсии строятся таким образом, чтобы учащиеся в природе нашли то, что изучали по учебнику и в классе, и разрешили на конкретных примерах возникшие или поставленные учителем вопросы. Постановка и самостоятельность разрешения вопросов будят мысль и развивают исследовательский интерес и наблюдательность. При переходах, во время отдыха и в заключение экскурсии возможно проведение натуралистических упражнений с элементами игры (определение направления, расстояния, высоты деревьев; кто скорее найдет нужное растение; кто назовет большее число известных ему растений; кто запомнил больше объектов).

Экскурсии в природу по всем биологическим курсам, проводимые по разным темам и в различное время года, все же имеют общую структуру. В каждом биологическом курсе проводится несколько экскурсий в природу, музеи и на производство.

6.1 Экскурсии по курсу «Живой организм»

В процессе преподавания данного курса испытывается постоянная потребность в общении с природой. И по каждой теме курса следовало бы на экскурсии показать учащимся изучаемые растения и явления в природе, но приходится ограничиваться 2-З экскурсиями в год. Осенью экскурсию по теме «Строение живых организмов» проводят в лес, на луг. На этой экскурсии учащиеся знакомятся с важнейшими формами и органами нескольких типичных растений, их развитием, долголетием и условиями жизни. Особое внимание обращают на цветущие растения (собирают растения с различными цветками, соцветиями, плодами). Желательна экскурсия «Растения и почва» по теме «Органы цветковых растений», которая включает следующие элементы: знакомство со строением двух-трех разных видов почв и типичными растениями, произрастающими на них (лес, степь, сухая возвышенность); лесная подстилка из опавших листьев как удобрение; строение корневой системы; обработанные поля; всходы озими; сбор растений с различными корнями. Обязательной следует считать экскурсию на тему «Жизнь растений весной». На этой экскурсии рассматриваются такие объекты и явления: всходы, почки, побеги, формы листьев; видоизмененные побеги (луковицы, корневища); вегетативное размножение; цветение; двудольные и однодольные растения; насекомоопыляемые и ветроопыляемые цветки; развитие растений, цветущих весной; признаки весны.

6.2 Экскурсии по курсу «Живой организм» на пришкольный участок

Пришкольный учебно-опытный участок - это база опытнической работы учащихся и необходимая живая лаборатория под открытым небом для практического ознакомления учащихся с растениями, их сортовым разнообразием, приемами выращивания, получением качественной продукции. Здесь проводятся практические занятия, экскурсии, лабораторные работы. Подготовительная работа начинается в начальном звене школы. С первого класса учащиеся знакомятся с пришкольным участком. В курсе природоведения получают понятие о сообществе поля, сада, знакомятся с видовым составом животных и растений, об их взаимосвязях. Рассматриваются взаимосвязи живой природы и человека, вопросы охраны искусственного природного сообщества.

Учитель проводит экскурсию по территории пришкольного участка, показывает и называет растения (деревья, кустарники, цветы и травы), произрастающие во дворе школы, вместе с учениками определяет и перечисляет особенности развития природы в осенний период. Ученики записывают основную информацию, фотографируют или зарисовывают растения, собирают растения для гербария. (Приложение 6)

6.3 Экскурсии в сельское хозяйство и другие производства

Экскурсии в сельскохозяйственное производство многообразны: они проводятся на территории нашего села в хозяйстве КФХ Прокопов и ОАО МТС «Хлебороб». Это экскурсии в организованную природу, где культурные растения и домашние животные находятся в созданной человеком искусственной среде. Цель экскурсий в сельскохозяйственное производство - показать учащимся его значение, организацию и условия труда, его достижения на основе науки. Экскурсия начинается с краткого обзора профиля производства, его экономического положения, структуры и характеристики ведущей отрасли. Вступление делает учитель или работник производства.
Во время осмотра главных полей или помещений, в которых содержатся животные, следует предусмотреть проведение учащимися наблюдений и измерений. Так, на полях по предварительно данным заданиям, разным для отдельных групп учащихся, проводят примерно следующие наблюдения. На озимом поле определяются дружность всходов, глубина заделки семян, размеры листьев и корней всходов и т. п. Определения с измерениями дают материал для самостоятельных выводов и лучше запоминаются, чем цифры, сообщенные экскурсоводом. В заключительной беседе результаты наблюдений сопоставляются и обобщаются. Работники производства делают дополнения и отвечают на вопросы. Главное, что важно уяснить учащимся на экскурсии,- это какими методами достигнуто повышение урожайности культур и продуктивности животных. Из зоологических экскурсий, совершаемых в сельскохозяйственное производство, наибольшее значение имеют экскурсии на молочнотоварную ферму. В содержание данной экскурсии включаются следующие основные вопросы:

  • Животные, разводимые в данном хозяйстве
  • Требования, предъявляемые к образцовому скотному двору;
  • Устройство стойла (размеры, кормушка, поилка, пол, таблички)
  • Общие сведения об уборке и вентиляции помещения, доении, разведении.
  • Люди, ухаживающие за животными

Ознакомление с породным составом стада производится на примере наиболее типичных экземпляров, с резко выраженными признаками породы (молочность, живой вес и др.). Для того чтобы дать учащимся элементарное понятие о разведении крупного рогатого скота, следует показать им телятник, обратить внимание на способы воспитания и отбора молодняка. Полезно проанализировать по племенной книге или по специальным племенным карточкам, как проводился подбор родительских пар и отбор молодняка в данном хозяйстве.

Глава 7 . Подведение итогов экскурсии

Каждая экскурсия, проведенная с учащимися, должна быть закреплена последующей проработкой в классе. Только тогда она может считаться законченной, когда весь материал, собранный на экскурсии, в достаточной мере обработан и изучен, когда руководителем и учащимися подведены итоги экскурсии. В течение экскурсии в сравнительно короткий срок учащиеся охватывают обширный материал. Многое остается еще недостаточно глубоко осознанным. Проработка материала после экскурсии позволяет восстановить перед учащимися весь ход экскурсии, дополнить многое, углубить, собрать в одно целое весь материал экскурсии, связать его с темой учебных занятий. Учащиеся вспоминают содержание экскурсии в классе; составляют отчеты; обрабатывают рисунки; определяют растения, пользуясь наиболее простыми определителями; из собранных материалов составляют коллекции, гербарии; проводят практические работы в классе; изучая собранные растения, организуют иногда длительные наблюдения или обработку сборов в плане кружковой работы. В результате этих работ устраивают выставку в связи с разбираемой на уроке темой. При обработке природных материалов экскурсии одни из них поступают в живой уголок (растения, взятые с комом лесной почвы, насекомые), другие консервируются, засушиваются. Так составляются гербарий и коллекции по многообразию растительного мира, изменчивости различных признаков у растений и животных, приспособленности плодов и семян к рассеиванию, растений к разным условиям жизни, типов окраски насекомых и др. Свои наблюдения учащиеся должны оформить в виде отчета, гербария, коллекции собранных объектов, фотоснимков. Живой материал (растения, водяные насекомые, куколки и другие объекты) следует разместить в уголке живой природы для дальнейшей работы с ним.
Проработка материалов экскурсий, как правило, идет на протяжении ряда уроков и разных тем, без подробных итогов и только с краткими выводами на месте после окончания экскурсии. При последующей проработке экскурсионного материала учащиеся должны обратиться к литературе и справочникам, особенно при подготовке отчетов и докладов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над своей темой самообразования и творческой работой я поняла, как ое важное значение имеют экскурсии в целях повышения качества биологического образования. Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия. Конкретность наблюдаемых явлений, процессов, необходимость кратко записывать увиденное, провести сравнение, сделать соответствующие выводы, а затем применить полученные знания на уроке и в жизни-все это способствует развитию мышления и наблюдательности учащихся, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо внимания. Выполнение во время экскурсии заданий, связанных с конкретными наблюдениями, развивает у учащихся исследовательские наклонности и самостоятельность в добывании знаний. При этом они входят в тесный контакт с объектами природы, которые оказывают на них большое воспитывающее влияние: у них вырабатывается воспитание бережного отношения к природе и к своему организму, ответственность за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца.

Список литературы:

  1. Белянина, Л.А. Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности / Л.А. Белянина, Н.Ю. Манькова // Биология в школе. – 2008. - № 2. – С. 44–49.
  2. Белянина, Л.А. Экскурсия как элемент здоровьесберегающей педагогики / Л.А. Белянина // Материалы городской педагогической научно-практической конференции (16 января 2007 г.) «Достижение нового качества образования – требование XXI века: особенности содержания и организации УВП»: Издательство ОГОУ ДПО АИПКП, 2007.– С. 167–170.

    Таблица 1 План проведения осенней экскурсии

Теоретическое обоснование дал Райков

Моторность

Э предполагает познавательную работу

Э должна быть педагогически оправдана т.е. изучаемый объект должен быть экскурсионным

Признаки э посредством анализа уч-восп задач дал Зверев

1 Лишение специальных уч-восп задач

2 Организация познавательной д-ти учащихся

3 Ведущие методы в проведении э наблюдение и практическая работа учащихся

4 Э предполагает значительную подготовку и организацию

5 Экскурсанты идут сами к объекту исследования

Классификация экскурсий по биологии .

По месту в теме: вводные, заключительные

По времени года

По месту проведения: в природу, музей, выставку, научно-иссл учережд

Методика подготовки и проведения экскурсий в природу.

Подготовка к экскурсии.

Необходимо заранее определить тему экскурсии..Сформировать цели и задачи 2 Произвести выбор места проведения. Определить маршрут, важно уточнить места остановок для объяснения, наблюдения, выполнения практической работы, для сбора природного материала

За 1-2 дня до экскурсии учитель должен пройти по маршруту

3 Уточнение содержания э. Осуществляется выбор методов обучения, составляются задания для практической работы учащихся. Для группы 3-5 человек на ламинированных или целофанированных карточках.

Необходимо произвести отбор оборудования и экскурсионного снаряжения.

5 Составления плана или конспекта экскурсии

Необходимо провести подготовительную работу с учащимися. Познакомить учеников с целью, темой, провести инструктаж, технике безопасности. Заранее подразделить учащихся на группы по 3-5 человек. Следует определить форму отчетности по результатам экскурсии

Проведение экскурсии в природу.

Каждую экскурсию необходимо начинать с характеристики места проведения (лес, болото, ландшавт, типичные виды растений, освещение)

Объяснение учебного содержания на местах остановок с демонстрацией изучаемых объектов или явлений

3. Организация самостоятельной работы учащихся, включающей наблюдение и практическое выполнение заданий

4 оказание консультативной помощи учащимся при выполнении самостоятельной работы.

Результаты работы учащихся должны быть оформлены в виде гербария, коллекции, отчета.

О результатах учащиеся докладывают на ближайшем уроке, где подводятся итоги проведенной экскурсии.

Внеклассная и внеурочная работа по биологии. Основные виды внеклассной и внеурочной работы по биологии, их характеристика.

Значение внеклассных занятий.

Внеклассные занятия есть форма раз­личной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познава­тельных интересов и творческой самодеятельности.

Цель ее - удовлетворить запросы детей, особо интересующихся биологией

В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают творчес­кие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятель­ность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают на­стойчивость и трудолюбие, углубляют знания о растениях и жи­вотных, развивают интерес к окружающей природе, учатся при­менять полученные знания на практике, у них формируется есте­ственно-научное мировоззрение. Расширение кругозора, углубление знаний.

Виды внеклассной работы по биологии.

С учетом количества участников выделяют массовые, групповые и индивидуальные.

Массовые:

Внеклассные биологические экскурсии(однодневные, многодневные), научные вечера и конференции. Их цель заинтересовать и проявить внимание к проблеме.

Выставки работ учащихся (коллекции, гербарии, приборы, модели, муляжи, творческие работы)

Натуралистические компании (день птиц, день земли)

Групповые: кружки, факультативы, работа ассистентов кабинета биологии

Кружки-как вид групповой внеклассной работы. Цель развить интерес учащихся к биологии, выработать навыки коллективной работы, сформировать практические умения по уходу за растениями и животными. Работа проводится систематически, по определенному плану и программе, разработанной учителем. Тематика свободная, определяется интересами учащихся. Состав учеников постоянный, но добровольный.

Виды, которые предложил Верзилин: юннатский 5, юных ботаников 6, юных зоологов 7, юных физиологов 8. Количество учащихся не превышает 15-20 человек. Занятия 1 раз в неделю или 2 в месяц. Экспериментальная работа и с литературой. Кружки предназначены для среднего звена, свободное посещение!

Факультативные занятия

Проводятся в старших классах в связи с введением профильного обучения, с ними конкурируют элективные курсы. Обычно теоретическая тематика(физиология ФНД, изучение основ генетики, биотехнологии, селекции) Направлены на углубление, расширение знаний и формирование исследовательских умений.

Группа учащихся стабильная, занятия по утвержденной программе. Занятия, темы, посещаемость фиксируется в журнале. Проведение оплачивается учителю. Оценки не ставят.

Внеурочная работа – это форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным и групповым заданиям учителя. Ее содержание тесно связано с уроками, результаты оценивает учитель.

Подготовка объектов для наблюдения. Работа с отстающими.

В кабинете биологии, уголке живой природы, на учебно-опытном участке, в природе. Внеурочная работа обязательна и оценивается

Внеурочные работы имеют большое значение для формирова­ния личности учащегося. Они развивают самостоятельность, при­вивают интерес к изучаемым биологическим объектам и явлениям; школьники овладевают исследовательскими умениями.

Подготовка учителя к внеклассной и внеурочной работе

1.Планирование-фиксируется при составлении перспективного годового плана или тематического

2 Составление специальных планов и программ к внеклассной и внеурочной работе, их форма-удобная для учителя.

3 Изучение лит-ры школьной библиотеки и составление списка литературы для внеклассного чтения учащихся.

4. Осуществить сбор краеведческой литературы

5 Определить формы, виды и тематику занятий

6 определить возможности применения результатов на уроках биологии


13. Средства обучения биологии. Классификация средств обучения биологии. Выбор средств обу­чения на уроках биологии.

История: к 18-н19 в СО – иллюстрация слов учителя. К к 19в. Характер применился СО меняется: появились препараты, чучела, коллекции под стеклом, позже-натуральный раздаточный материал.Пер пол 20 в этап поиска более рациональных методов обучения с использованием новых средств. Создание наглядных пособий – источник знания во втор пол 20 в. Появились ТСО и разрабатывается методика комплексного исп-я СО на уроках биол.

С.О. –предметы окружающей действительности, передающие информацию от источника к потребителю или являющиеся источником информации. 1786 г. – первый учебник В.Ф.Зуева в комплекте с печатными таблицами, которые служили иллюстративным материалом.

Функции:

1. информативная – источник информации, знаний.

2. функция контроля и проверки.

3. воспитывающая.

4. развивающая – развитие различных качеств личности, внимания, памяти, наблюдательности.

5. мотивационная, пробуждает интерес школьников к изучаемому материалу.

Классификация:

В настоящее время нет общепринятой классификации СО не в дидактике, не в МОБ.

1 По форме организации обучающихся (Сонин)

Средства для индивидуальной работы

Средства для фронтальной работы

2. По выполняемым функциям

Средства информации

Средства контроля

Тренирующие средства

3. По способу перехода учащихся от незнания к знанию (Шальволенко)

Натуральные объекты

Изображения и отображения предметов и явлений окр дей-ти

Описание предметов и явлений словами, знаками, фразами

4. По дидактическим задачам и способам ее реализации

Учебно-наглядные

Вербальные

Учебно-лабораторное оборудование

Технические СО

Вербальные : учебно-програмная документация, учебная литература для учащихся (тетрадь, учебное пособие, дидактические карточки), учебно-методическая литература.

Учебно-лабораторное оборудование-орудия и средства труда, применяемые в процессе обучения и средства для проведения лаб и пр работ

Технические (Семеницкая, Штейман)

1Аудиовизуальные экранные, звуковые, экранно-звуковые

2 Средства программирования обучения и контроля знаний

Специфика ШБО определяет преимущественное использование наглядных СО.

Эпиграф: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”. Паустовский.

Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с растительным миром Алтайского края на примере деревьев и кустарников школьного дендрария.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с видовым разнообразием растений школьного дендрария;
  2. Научить отличать некоторые виды растений, произрастающие в с. Соколово и характерные для края;
  3. Научить делать гербарии из листьев деревьев и кустарников;
  4. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.
  5. Развивать навыки поведения на природе;
  6. Развивать навыки оформления работы.

Оборудование: тетрадь и карандаш; задания.

Подготовительный этап: Подготовка учащихся к экскурсии заключается в том, что тему и задачи экскурсии сообщаются накануне. Проводится беседа о правилах поведения на экскурсии. Разрабатывается маршрут, по которому будет проходить экскурсия.

Ход экскурсии

1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.

Учитель. Ребята, знаете ли вы правила поведения в природе. Давайте их вспомним.

Ученики. Не ломать деревья и кустарники. Не рвать цветы. Не затаптывать растения, а ходить по дорожкам и тропинкам. Собирать плоды с минимальным ущербом для растений. И т. д.

Учитель. Молодцы!

2. Учащимся выдаются карточки-задания.

3. Объясняются требования к выполнению отчёта по проведенной экскурсии.

4. Учащимся напоминается о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.

5. Движение по маршруту

1. Вступительное слово учителя.

“Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: деревья, кустарники, травы, цветы, небо, солнце… Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Только задумайтесь: природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. А мы сегодня попадем в удивительный мир растений нашего дендрария и попытаемся познать частичку природы.

У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”

Игра “Похлопали – потопали” (приложение 1)

2. Рассматривает вместе с учащимися деревья школьного дендрария. Дети отгадывают загадки и собирают листья для гербария. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.

    Жду в лесу я вас
    В любой день и час.
    К вам сама приду
    Только раз в году. (Ель)

    Стоит Алена – платок зеленый,
    Тонкий стан – белый сарафан. (Береза).

    Сучки рогатые,
    Плоды крылатые,
    А лист – ладошкой,
    С длинной ножкой. (Клен).

    Осенью, как только свистнет
    Зыбкий ветер –дождевик
    У каких деревьев листья
    Покраснеют в тот же миг? (Рябина, клен, осина)

    У маленькой елочки
    Колкие иголочки

    Шарики синие,
    Словно бы в инее. (Можжевельник).

    Летом рады мы свежей
    Ягодке медвежьей,
    А сушеная в запас
    От простуды лечит нас.(Малина)

    То ли с крыши, то ли с неба,
    Или вата, или пух,
    Или, может, хлопья снега
    Появились летом вдруг?
    Кто же их исподтишка
    Сыплет, будто из мешка? (Тополь).

    Хоть не плохо я одета,
    Бьет озноб меня всегда,
    И весной, и жарким летом
    Вся дрожу как в холода. (Осина)

    Цветки белые кистями,
    Плоды черные с костями. (Черемуха)

    Есть у родственницы елки
    Неколючие иголки.
    Но, в отличие от елки,
    Опадают те иголки. (Лиственница).

    В сенокос горька,
    А в мороз сладка.
    Что за ягодка. (Рябина).

    Я из крошки-бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос,
    Стал высок я и могуч,
    Не боюсь ни гроз, ни туч.
    Я кормлю свиней и белок -
    Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

3) Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья зимой, когда с них опадут все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, дуба.

У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму.

У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.

4) Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно “узнать” дерево.

У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами.

Игра – задание “Поиск листьев” (приложение 3)

5) Подведение итогов экскурсии. Обобщения. Выводы.

“Сегодня мы с вами сделали еще один шаг к познанию удивительного и многогранного мира нашей Природы. На этом наша экскурсия окончена, и мы пройдем в школу, где каждый из вас получит форму отчёта.”

Форма отчета

  1. Составить коллекцию листьев с указанием дерева или кустарника, которому они принадлежат;
  2. Оформить книжки-малютки с загадками или стихами о деревьях;
  3. Приложить фотографии растений с места экскурсии (по возможности).

Итог: Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку “Деревья и кустарники Алтайского края, произрастающие в школьном парке Соколовской школы” Учащиеся читают друг другу приготовленные стихи о деревьях и кустарниках увиденных во время экскурсии.

Список используемой литературы:

  1. Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. – М.: Центр, 2000.
  2. Электронное учебное издание. Дрофа. Биология. 6 класс.
  3. Журналы “Биология в школе”.
  4. Л.Д. Парфилова Уроки биологии 6-7 класс. Книга для учителя. М.: Сфера, 2003.
  5. Измайлов И. В. и др. Биологические экскурсии. М, Просвещение, 1983.

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

План-конспект урока-экскурсии по биологии

для 5 класса

основной общеобразовательной школы

Многообразие живых организмов

Выполнила: учитель

первой квалификационной категории

Красинская Елена Валентиновна

2016 год

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: э кскурсия

Цель урока:

– формирование мировоззренческих представлений учащихся о единстве живой и неживой природы
– воспитание познавательной активности, интереса к миру живой природы

– развитие умения анализировать и обобщать фактический материал

Задачи:

– познакомить с видовым составом растений УОУ

– создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

– содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности

Методы:

  1. Словесные – беседа, рассказ;
  2. Наглядные – демонстрация натуральных объектов

Средства обучения:

  1. Основные:
  1. Реальные (живые – растения и животные);
  2. Вербальные (инструкции, слово).
  1. Вспомогательные: лабораторное оборудование.

Оборудование: карточки-задания для обучающихся, лабораторное оборудование – лупы.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:
- выделять и характеризовать главные признаки объектов живой природы
- знать видовой состав растений выращиваемых на УОУ;
-
Метапредметные:
- регулятивные:
- определять цели и задачи урока;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:

Работать с планом отчета по экскурсии;
- находить отличия;
- объяснять значения новых слов;
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные

2. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в паре и группе.

Регулятивные

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Ход урока

Организационный этап:
Особенности работы на уроке – урок в форме экскурсии. Правила ТБ на экскурсии

Экскурсия на УОУ

1. Краткое вступление (разместить обучающихся на участке так, чтобы в поле зрения были травянистые и древесные растения, растущие на УОУ )

2. Какие тела неживой и живой природы окружают нас? Назвать растения. Чем живые организмы отличаются от тел неживой природы?

3. Понятие «вид». Сравните два экземпляра растений одного вида, чем похожи, чем отличаются? С чем могут быть связаны различия? Понятие о дикорастущих и культурных растениях.

4. Каких животных можно найти на участке? Как доказать что в природе присутствуют не только растения, но и животные, даже если мы не видим животных? Внимательно рассмотреть растения и почву под ними, найти животных или следы деятельности животных. Почему за растениями в природе наблюдать проще, чем за животными? Понаблюдать за характером движений животных, обсудить, почему для животных важно двигаться.

5. Обобщение материала. Чем отличаются тела неживой природы и живые организмы?

Домашнее задание: оформить результаты экскурсии в карточке-задании

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 Актуализация знаний

Вы изучили предмет « Окружающий мир» в начальной школе. Сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир живых организмов, как велико их значение в природе и какую роль они играют в жизни человека.

Запишем дом. Задание оформить отчет по экскурсии

Учащиеся слушают информацию

Записывают

дом. задание

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог.

3. Объяснение плана работы на уроке. Знакомство с правилами поведения на экскурсии

Знакомство с особенностями работы во время экскурсии, с формой отчета по экскурсии

Слушают информацию, участвуют в обсуждении

Отвечают на вопрос учителя и составляют схему.

Познавательные:

Понятие об уроке-экскурсии

Коммуникативные:

Умение слушать других людей.

4. Экскурсия

Работа с объектами живой и неживой природы

Наблюдение за объектами живой и неживой природы.

Познавательные:

Знакомство с видовым составом растений выращиваемых на пришкольном участке

Коммуникативные

1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

5 Итог урока (рефлексия)

Что нового узнали?.

Делятся впечатлениями

Коммуникативные:

Умение участвовать в общем обсуждении

Ф.И.__________________________________________________

Экскурсия « Живая и неживая природа. » 5 класс

Цель: сравнить объекты, относящиеся к живой и неживой природе

1. Найди по три-четыре тела неживой и живой природы. Назови их. Тела неживой природы: ____________________________________________________________________________
Тела живой природы: ____________________________________________________________________________

2. Вспомни признаки живых организмов, перечисли их _____________________________________________________________________________

3. Зарисуй в тетради две березы (две яблони) разной высоты. Поясни, какое свойство живых организмов ты отобразил на рисунке.

4. Понаблюдай за каким-нибудь животным и опиши его движение.
Животное: ___________________________________________________________________

Характер движения (быстрое, медленное, хаотичное, целенаправленное, всем телом, с помощью конечностей)__________________________________________________________________
Почему для животных важно двигаться? _____________________________________________________________________________

5. В природе наблюдать проще за растениями или за животными? Как ты думаешь, почему? ____________________________________________________________________________

6. Сделай вывод о различиях тел неживой природы и живых организмов
Живые организмы отличаются от тел неживой природы тем что _____________________________________________________________________________


«Биологические экскурсии»

Введение

Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию первых представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах.

Главная цель экскурсий заключается не в том, чтобы показать виды и названия нескольких десятков живых существ, не в том, чтобы научиться их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать и научить видеть жизнь природы, видеть и понимать биологические процессы. Не на отдельный организм нужно обращать внимание, а на явления общего характера, причём отдельные организмы являются, только примерами, иллюстрирующими данное явление. Только при этом непременном условии можно достигнуть того, что мы будем представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями.

В своей работе я систематически провожу экскурсии. Позволяет мне это сделать очень удобное расположение и нашего посёлка и нашей школы. Берёзовый лес сразу за стенами школы, река Чулым - в 8 минутах ходьбы, река Берла ещё ближе, в центре села - пруд, в 10 минутах ходьбы - луг. Прекрасным объектом экскурсий является пришкольный участок. Так как экскурсии я провожу систематически, то у меня есть постоянные участки, которые стали базой для проведения не только осенних, но и всех сезонных экскурсий.

Систематические экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания экологических связей, единства и целостности природных комплексов.

«Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи-тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо-бенно добросовестного и любящего свое дело препода-вателя, но неотъемлемой составной частью учебного пла-на школы»,— говорил Б. Е. Райков, определяя место экскурсии в обучении учащихся.

Для того, чтобы экскурсия прошла успешно необходимо соблюдаться следующие этапы:

1. подготовка к экскурсии

2. проведение экскурсии.

Подготовка к экскурсии.

Подготовиться к экскурсии вам помогут следующие рекомендации:

1. Помните, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.

2. Определите тему экскурсии, изучите место проведения ее, составьте план экскурсии.

3. Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.

4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избе-гите длинных объяснений.

6. Не оставляйте экскурсан-тов только слушателями, привлекайте их к активной работе.

7. Не перегружайте экскурсантов новыми назва-ниями; они их забудут.

8. Умейте сконцентрировать вни-мание экскурсантов на нужном объекте.

9. Умейте вовре-мя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся.

10. Закрепите материал экскурсии в памяти учеников на наследующих уроках.

Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания. Нельзя забывать, что только правильно ор-ганизованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Подготовка к экскурсии включает в себя

· Подготовка учителя к экскурсии

· Подготовка учащихся к экскурсии

Подготовка учителя к экскурсии.

За несколько дней до экскурсии учитель выбирает маршрут в том или ином ландшафте и проходит по нему, подбирая нужные объекты для изучения, места остановок для демонстрации этих объектов, для самостоятель-ных наблюдений учеников, обобщающей беседы. Эта работа учителя завершается составлением плана экскур-сии, в котором должны найти отражение следующие ос-новные разделы: задачи экскурсии по этапам, основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для вводной и обобщающей бесед. Учитель продумывает струк-туру экскурсии. В структуре, как внешнем проявлении логики учебного процесса, должны быть следующие обязательные части: задача или тема экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчеты, дополнительные сведения учителя, обобщающая беседа.

Подготовка учащихся к экскурсии.

Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Они должны знать, что нужно увидеть в природе, на что обратить особое внимание, как наблю-дать. Предварительно учитель может показать схему маршрута экскурсии с целью ориентировки на местнос-ти и познакомить с требованиями к подготовке и пове-дению учащихся на экскурсии. Желатель-но каждому ученику (если в классе мало учеников) иметь блокноты, простые карандаши, лупу, метр. Школьни-ки должны подготовить для себя удобную обувь и одежду. Перед экскурсией необходимо убедить учащихся не шуметь, не бегать, не лазать без нужды по деревьям, не при-чинять вреда растениям, животным и экологической системе в целом.

Исходя из этой воспитательной позиции, учитель формирует у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать наиболее типичные растения, но не собирать их, наблюдать за бабочками, жуками, земноводными, но не ловить их. Птичьи гнезда не фото-графировать, чтобы не подвести к ним пернатого или наземного хищника, и, конечно, не брать их с собой. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что мно-гие виды растений и животных, которые 20—30 лет тому назад были вполне обычными, сейчас стали ред-кими или исчезающими.

Проведение экскурсии.

Экскурсия начинается с определения природного ландшафта, в котором находятся учащиеся. Учитель дает краткую характеристику ланд-шафта— его основные черты. Внимание учащихся привлекают к типичным признакам данного сезона года. Тот или иной биоценоз и ландшафт в целом рассматривают в развитии, в процессе непрерывного изменения.

Не рекомендуется показывать школьникам каждое растение и встреченное животное. Достаточно обратить внимание на 10—15 видов фоновых растений и столько же характерных для данного ландшафта животных. Характеризуя биологию того или иного вида, его приспособленность к жизни в конкретных условиях среды, обратите внимание

учащихся на общую структуру всего биоценоза, на взаимные связи растений, животных, почвы. Это очень важно!

Во время экскурсии обратите внимание учащихся на своеобразие и красоту тех или иных участков при-роды в разные сезоны года, воспользуйтесь художест-венными образами из литературы и живописи. Русские писатели и художники любили природу, умели ее на-блюдать, увлекательно писали о ней и оставили пре-красные картины сезонной жизни различных ландшаф-тов. Конечно, при этом нужно соблюдать известную меру, чтобы не нарушить хода биологической экскур-сии.

Не превращайте экскурсию в урок с опросом уча-щихся по данной теме с комментариями учителя: экскур-сия должна сохранить свое содержание и специфику.

Непременная часть экскурсии — самостоятельные наблюдения каждого школьника. Учитель, составляя план экскурсии, определяет задания для самостоятель-ной работы (в виде нескольких вопросов, несложных табличек или карточек для записи конкретных наблюдений). Цель заданийнаучить учащихся видеть про-исходящие в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой природе для разрешения воз-никающих вопросов.

Задания должны быть доступны ученикам и пре-дусматривать сочетание репродуктивной и творческой познавательной деятельности. В задание включаются описание биотопа, в котором находится группа, опреде-ление живых объектов, их зарисовка, фотографирование. Во время самостоя-тельных наблюдений учитель контролирует работу детей. В установленное время ученики соби-раются вместе на итоговую беседу, во время которой рассказывают о наблюдениях и на-ходках, показывают собранный материал. Учитель об-ращает внимание учащихся на наиболее интересные наблюдения, объекты и обобщает сообщения учеников.

После экскурсии учащиеся обрабатывают собранный материал и составляют коллекции опавших листьев, семян, плодов, иллюстрирующих изменчивость различных признаков, приспособленность к определен-ным условиям жизни и т.п. Результаты экскурсии оформляются в форме отчета или отчетной таблицы.

Методика проведения экскурсий

ОСЕННИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

Задачи .

Образовательные : развивать у учащихся по-нятия о древесных, кустарниковых и травянистых расте-ниях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды: осенняя ок-раска листьев, листопад, осеннее цветение растений, рас-пространение плодов и семян, особенности внешнего строения цветковых растений разных мест обитания; отработать приемы фиксации наблюдений; формиро-вать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии.

Воспитательные : развивать научное мировоззрение, раскрывая при-чины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде (температура, влажность, долгота дня, облачность и др.); формировать у учащихся эсте-тическое восприятие природы и навыки поведения в естественных ландшафтах, ознакомить учащихся с пло-дами и семенами растений — кормом для зимующих птиц.

Оборудование : папка для герба-ризации листьев; задания, отпечатанные и наклеенные на картоне; дидактический материал с изображением деревьев и кустарников; полиэтиленовые мешочки.

Ход проведения экскурсии.

  1. Беседа по технике безопасности при проведении экскурсии и правилах поведения в природе.
  2. Постановка цели экскурсии: выяснить, как сезонные изменения по-годных условий влияют на жизнь растений осенью, и какие цветковые растения обитают в окружающей местности.
  3. Беседа о красоте окружающей природы(чтение 1-2 стихотворений о осени) и характерных приметах осени (летний зеленый наряд природы меняется на желтый, багряный, пурпурный; уменьшение светового дня, понижение температуры воздуха и т. д.).
  4. Самостоятельное выполнение заданий.

Первая карточка. В течение 15 мин обсле- дуйте отведенный участок леса. Выполните задания.

(Для работы отводятся разные участки леса. Это позволяет наиболее полно выявить видовой состав растений)

1. Выясните, какие древесные цветковые растения растут в данной местности. Соберите плоды, а также листья разной окраски, демонстрирующие постепенный переход от зеленой окраски к полному осеннему расцве-чиванию. Листья и плоды деревьев одного наименова-ния помещайте в один пакет.

2. Понаблюдайте за изменением окраски листьев у разных деревьев. Установите, где больше окрашенных листьев — в верхней части кроны или в нижней, в на-ружной или внутренней? Результаты наблюдений офор-мите в виде таблицы, пользуясь терминами «больше», «меньше», «много», «мало».

Части кроны

Название древесного растения

наружная

внутренняя

3. Понаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потя-нуть зеленый лист; лист, начавший менять окраску; лист, полностью изменивший окраску. Сделайте записи об особенностях отделения зеленых листьев, начавших менять окраску и полностью изменивших ее.

4. Выясните, как влияют на внешний вид дерева(форма, размеры) разные условия его жизни. Найдите деревья одного вида, выросшие на открытом месте, на опушке и в лесу; сделайте схематический рисунок этих деревьев и соответствующие записи.

5. Обсуждение результатов. Дискуссия по вопросу: «Наступит ли осеннее явление в жизни березы, если она растет в теплице?». Вывод по выполненной работе.

6. Самостоятельное выполнение заданий.

Вторая карточка. В течение 10 мин обсле-дуйте отведенный участок леса. Выполните задания.

1. Выясните, какие кустарники растут в данной мести. Соберите плоды, сравните их с плодами деревьев. Почему у кустарников преобладают сочные плоды. Как распространяются плоды и семена кустарников?

2. Понаблюдайте, за изменением окраски листьев. Данные внесите в таблицу (неизвестное название спросите у учителя).

3. Определите, у кустарников или у деревьев раньше полностью расцвечиваются листья. С этой целью сравните степень расцвечивания листьев на одном участке деревьев и кустарников. Данные оформите в таблице; степень расцвечивания листьев обозначьте словами « больше», «меньше»

7. Обсуждение результатов. Вопросы для беседы: чем кустарник отличается от дерева? Какие осенние явления наблюдаются в жиз-ни кустарников? Как окрашены и как опадают листья у кустарников? Кустарники живут под кронами дере-вьев. Как это влияет на ход осенних явлений? Что об-щего в подготовке к зиме у кустарников и деревьев?

8. Совместная работа учителя и учащихся.

Вопрос «Как изменяется жизнь травянистых растений осенью».

(Выясняются отличительные особенно-стях внешнего строения травянистых растений, их мно-гообразии, продолжительности жизни, способах распро-странения семян, разных сроках цветения, о подготовке к зиме. Рассказ чередуется с самостоятельными наблю-дениями учащихся за способами распространения се-мян).

Итои экскурсии. Итоги экскурсии оформляются в виде письменного отчета. На оформление отводится 5-7 дней. Такой срок позволяет красочно и аккуратно оформить коллекцию плодов, гербарный лист и текст отчета.

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ВЕСНОЙ

Задачи .

Образовательные : развивать у учащихся по-нятия о взаимосвязях растительного организма с усло-виями окружающей среды, о наступивших изменениях в мире растений с приходом весны — цветении древес-ных и кустарниковых растений, цветении эфемеров, про-растании семян древесных растений; научить определять раннецветущие растения; развивать общеучебные уме-ния по оформлению письменного отчета об экскурсии.

Воспитательные : развивать научный взгляд на природу, показав причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений; способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами при-роды и искусства; убедить учащихся бережно относить-ся к весенним эфемероидам, особенно страдающим от воздействия человека вблизи поселений человека; органи-зовать рейд «Подснежник»; учить не только пользовать-ся природой, но и восстанавливать ее богатства.

Ход проведения экскурсии.

1.Беседа по технике безопасности при проведении экскурсии и правилах поведения в природе.

2. Постановка цели экскурсии: познакомить учащихся с различными периодами весны, ее погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны.

3. Беседа о красоте окружающей природы и характерных приметах весны

4. Самостоятельное выполнение заданий.

Первое задание . Отыскать в течение 10 минут заданное число видов (а не экземпляров) цветущих травянистых растений; определить их, не срывая. Оформить записи в блокноте в виде таблицы.

(Если дети затрудняются с названием растения, то им предлагаются карточки с изображением и названием первоцветов. Они находят интересующее их растение и правильно записывают название).

Вопросы для обсуждения после выполнения задания .

  1. Почему так быстро выросли и зацвели первоцветы?
  2. Какие органы этих растений располагают питательными веществами?
  3. Почему первоцветы « торопятся» цвести?

Второе задание. В течение 5 минут понаблюдайте за цветками раннецветущих растений, проследите за посещением их насекомыми и выясните, как происходит опыление.

Третье задание. Рассмотрите цветущие деревья и кустарники. Оформите записи в виде таблицы.

5. Подведение итогов. Учитель просматривает блокноты, находит красиво и правильно оформленные таблицы и демонстрирует их. Учащиеся вносят изменения в свои записи. Обсуждаются вопросы, возникшие у детей по ходу экскурсии, по выполняемым заданиям.

Об экскурсии учащиеся отчитываются письменно по плану: красота леса; значение леса в природе, народном хозяйстве, жизни человека; ботаническое название местного леса и его местонахождение; ярусное распо-ложение растений в лесу; схема, списки растений каж-дого яруса; описание условий жизни в каждом ярусе; характеристика приспособительных особенностей расте-ний каждого яруса; примеры доказательств, что лес — это взаимосвязанная и взаимообусловленная жизнь исторически сложившегося сочетания растений, живот-ных и микроорганизмов, влияющих на среду (почву, температуру, влажность); положительные и отрица-тельные примеры поведения человека в данном лесу; предложения по охране местного леса.

Учитель объявляет конкурс на лучший письменный отчет об экскурсии.




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз