25.01.2024

Западная сибирь что входит в состав. Города Западной Сибири: список, население, интересные факты. Особенности экономики Западной Сибири


Моя работа напрямую связана с нефтегазодобывающими комплексами в России, поэтому часто приходится совершать перелеты на восток от Центрального Федерального округа. Конечно же, я бывал и в Западной Сибири, скажем так, объездил вдоль и поперек:) В Западной Сибири также кипит жизнь, там есть большие, известные города, и там своя, традиционная для Центральной России. Также довелось побывать в Кузбассе.

Города в Западной Сибири

На территории Западной Сибири (занимает район 15% от площади Российской Федерации) располагается одиннадцать крупных городов, таких как:

  • Курган;
  • Усть-Каменогорск;
  • Сургут.

Все они представляют собой крупные центры, с относительно большой численностью населения (14,6 миллионов человек на всей территории Западной Сибири). Несомненно, данные города образовались благодаря разработки месторождений угля, нефти и газа. Плотность населения района 6 человек на квадратный километр.


Другие населенные пункты в Западной Сибири

На территории Западной Сибири также есть города, края, автономные округа, частично располагающиеся на территории данного географического района России, такие как:


Также, на территории географического района находятся реки, принадлежащие бассейну Карского моря:

  • Обь;
  • Иртыш;
  • Томь;
  • Таз;
  • Пур;
  • Тобол;
  • и другие.

Западно-Сибирская равнина на юго-востоке сменяется предгорьями расположенных поблизости регионов: Горной Шории, Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау.

Надеюсь, я помог расширить ваши знания в области географии. Необходимо знать про страну, в которой живешь как можно больше, особенно о России, поскольку это огромнейшая, малоизученная страна, знаю по опыту. Западная Сибирь является источником достояния и природного богатства нашей страны;)

Обзор статистических источников и их критика. Параллельный рост общего населения Западной Сибири и населения городов. Торговля и промышленность как факторы централизации неземледельческого населения в городах. Социально-сословный состав городского населения

Наиболее существенные перемены в экономических условиях развития городов о которых шла речь в предыдущей главе, должны были найти свое отражение в демографических и экономических процессах, в количественных показателях и в качественных особенностях. Остановимся сперва на количественной стороне этих процессов, качественную же сторону мы рассмотрим в следующей главе. О том, как шел процесс роста городского населения в течение рассматриваемого периода, дают некоторое представление данные, которые можно получить из статистических источников того времени.

Необходимо поэтому вкратце остановиться на характере этих источников и степени достоверности тех сведений, которые в них содержатся.

Для всего XVIII в. можно воспользоваться данными ревизий, произведенных в течение этого столетия, но в отношении городов ревизии в лучшем случае дают численность одного только мужского населения. Данные пятой ревизии, которые опубликовал автор «Статистического обозрения Сибири» в 1810 г., содержат, кроме численности мужского населения, подробные сведения о его сословном составе и о.числе домов в городах.

Обстоятельный труд по демографической статистике П. Кеппена («9-я ревизия»), к сожалению, не дает сведений о численности населения отдельных городов. В 60-х годах появляются первые издания возникшего в это время Центрального статистического комитета. Приводимые в этих трудах статистические данные подвергались возможно строгой проверке и контролю, хотя источником этих сведений продолжали служить те сведения, которые доставлялись с мест административными органами. К статистическим трудам, содержащим сведения о суммарном городском населении или по отдельным городам Западной Сибири , относятся: «Статистические таблицы Российской империи, вып 2-й. Наличное население империи за 1858 г. (изд. 1863 г.)» «Томская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г.». «Тобольская губерния. Список населенных мест по сведениям 1868-1869 гг.».

Из перечисленных трудов первый содержит лишь суммарный итог городского населения по Тобольской и Томской губерниям. «Список населенных мест» по Тобольской губернии содержит сведения, относящиеся к более позднему периоду, но приводит также сведения по первому списку населенных мест (изд. 1859 г.).

Сведения о населении отдельных городов Западной Сибири приведены в книге И. Завалишина «Описание Западной Сибири » (ч. I, изд. 1862 г., II - 1865 г.) с ссылкой на 10-ю ревизию как на источник этих сведений. Сравнивая эти данные с другими, также основанными на 10-й ревизии, следует полагать, что автор несколько изменил эти данные, хотя об этом он прямо не пишет. Наконец, особое место занимает пятитомное издание под названием «Городские поселения в Российской империи». Это издание заключает в себе все существующие городские поселения в начале 60-х годов. Пятый том этого издания содержит сведения о городах Тобольской и Томской губерний. В них помещены сведения о населении по каждому городу за 1858 г., заимствованные из источников Центрального статистического комитета.

Однако статистические сведения, которые дают все названные источники, поскольку, как мы знаем, они собирались городской и земской полицией, могут иметь только весьма относительное значение. Однако это единственные сведения, которыми мы располагаем. Составители «Списков населенных мест» в плане своего издания выражают сомнение в степени достоверности приводимых Данных, пишут: «показатели числа домов и дворов и числа жителей _ведены в списка не с целью точного по оным счета жилищ и народонаселения каждого стана, уезда или губернии, а только для обозначения относительного значения разных мест» (курсив, наш Р. К.). Но эти данные не только далеки от точности, но и расходятся в своих показателях в разных источниках.

Чтобы дать представление о степени расхождения даваемых сведений, приведу данные о численности городского населения нескольких городов за 1858-1859 гг. по разным источникам.

Обнаруживаемое таблицей расхождение сведений о населении городов по разным источникам является подтверждением того, что достоверность этих сведений очень сомнительная, но ввиду отсутствия других более надежных источников приходится остановить свой выбор на том из них, сведения которого можно считать ближе к действительности. ^

Для этого сравним численность населения нескольких городов за 1858 г., по разным источникам с данными предыдущей и последующей даты. Для такого сравнения мы располагаем сведениями о населении городов в 1851 г. (по А. Г. Гагемейстеру) и о населении тех же городов в 1875-1876 гг., которые дает «Экономическое состояние городских поселений Сибири». Сравнивая эти данные,

1 Данные общего населения относятся к одному и тому же списку городов. В Тобольской губернии: Тобольск, Березов, Ишим, Курган, Омск, Тара, Туринск, Тюмень; Ялуторовск, Петропавловск и Тюкалинск; в Томской губернии: Томск, Барнаул, Бийск, Канск, Кузнецк, Мариинск, Колывань, Нарым.

ет учесть, что первый промежуток, отделяющий 1851 г. от |«Ч8 г продолжался 7 лет, второй, отделяющий 1858 г. от 1876 г.- 18 лет," т. е. почти в два с половиной раза дольше.

«Списки населенных мест» дают увеличение населения для Томени за период 1851-1858 гг. на 3 512 человек, за период 1858- ,876 гг. на 3 478 человек.

«Городские поселения» дают соответственно 610 и 6 380 человек Для Томска «Списки населенных мест» дают 7 472 и 12 817 чел.; «Городские поселения» - 561 и 19 729 чел.

Если принять во внимание, что те тенденции развития Тюмени к Томска, которые были нами освещены в 3-й главе, продолжали существовать и в течение 2-й половины XIX в. (вплоть до постройки Сибирской ж. д.) и усилились в связи с общим развитием товарно-капиталистического производства в Западной Сибири , то следует думать, что принятие данных «Городских поселений» в ка честве среднего звена между 1851 г. и 1876 г. гораздо более обосно вано, чем выбор в качестве источника «Списка населенных мест» По приведенным соображениям для итоговой характеристики дина мики городского населения я предпочел принять сведения, давае

мые «Городскими поселениями».

Как же шел рост общего населения Западной Сибири и параллельно с ним населения городов?

Сравним между собою данные о численности городского и сельского населения в обеих западно-сибирских губерниях за промежуток 1825-1858 гг.

Рост городского и сельского населения в Западной Сибири в период 1825-1858 гг. 1

Общее население для 1858 г. принимается по «Статистич. табл. с 0С" 17о"П" Наличие населения империи за 1858 г.»,

тр. 179-180. Данные о городском населении в таблицах отсутствуют. Они взяты: для 1825 г. из «Статистич, изображения городов и поселков Российской имп. по 1825 г.», в сумму вошло исчисленное население Барнаула и Колывани; для 1858> г. из «Городских поселений в Российск. имп.»

Эти данные показывают, что городское население в обеих западносибирских губерниях росло почти одинаково; сельское же население в Тобольской губ. увеличилось с большей быстротой, чем в Томской. Более ускоренный рост сельского населения Тобольской губ. за эти годы объясняется прежде всего ее положением у самого «входа» в Западную Сибирь . В то же время плодородные земли Алтая находились в монопольном владении Кабинета и не были доступны для массового заселения и освоения.

Сравнивая между собою темпы роста городского и сельского населения, мы обнаруживаем, что за 33 года городское население увеличилось почти наполовину, меж тем как сельское население выросло за это время больше, чем наполовину. Более быстрый рост сельского населения привел к изменению соотношения этого населения с городским: удельный вес городского населения снизился с 7,8% в 1825 г. до 7,2% в 1858 г. По губерниям процент городского населения снизился соответственно в Тобольской губ. с 8,5 до 7,3, в Томской губ. с 6,8 до 5,8.

Таким образом к концу 50-х годов население западносибирских губерний распределялось между городом и деревней в следующей прддорции (в %):

Для того чтобы получить правильное представление о значении приведенных показателей городского населения в обеих губерниях, сравним их с аналогичными показателями в некоторых губерниях Европейской части России, приняв во внимание, что средний коэфнциент урбанизации в России составлял в 1858 г.- 10,6%

г0больской губ. по показателю урбанизации стоят % изко губернии: Тамбовокая (7,3%), Волынская (7,2%), Эвенская (6,9%); к Томской губ.: Костромская (5,7%), Рязанская (6,2%), более низкие показатели дают убери ни: Вятская (2,5%), Вологодская (4,4%), Самарская (4,1%)

Как видим, по степени развития городского населения на одном уровне с западносибирскими губерниями стояли многие центральные и западные губернии Европейской России. Западная Сибирь стояла в этом отношении впереди многих других северных, восточных и юго-вос-точных губерний Европейской России.

Неодинаковое изменение показателей роста городского и негородского населения было вызвано прежде всего тем, что почти весь прилив нового населения в Тобольскую и Томскую губернии из Европейской России питал рост одного только сельского населения, городское же население росло главным образом за счет своего естественного прироста.

В пользу этого вывода говорит прирост городского населения, который составлял ежегодно всего 1,4% или 14 человек на 1 ООО жителей, т. е. он шел примерно в границах естественного прироста. Отсюда можно было бы заключить, что население городов Западной Сибири почти не увеличивалось за счет приливающего извне нового населения. Но этот вывод, к которому мы приходим на основании среднего показателя прироста населения всех городов, не может быть верным, так как этот показатель затемняет существующие различия между городами. Несомненно, что прилив нового населения извне, хотя и весьма слабый, повидимому, существовал. Такое пред* положение основано на том, что в некоторых городах Западной Сибири прирост населения был ниже естественного, а в иные годы смертность населения в этих городах превышала рождаемость. Так, например, данные, которыми мы располагаем за период 1860-1869 гг. показывают, что в Тобольске перевес смертности над рождаемостью составлял свыше 4 тыс. чел.. Отсюда следует, что в других городах рост населения был выше его естественного прироста. Во всяком случае верно то, что в западносибирских городах в течение рассматриваемого периода не наблюдается процесса отвлечения населения из деревень в город, из сельского хозяйства в промышленность. Население городов росло крайне медленно, притом рост его отличался неравномерностью между отдельными городами. Этот вывод подтверждается показателями роста населения по отдельным городам.

Рост отдельных городов в 1825-1858 гг.

Численность

населения в

Население

1858 г. в о/0 к 1825 г.- 100.

Тобольск. . .

Березов. . .

Курган....

Туринск. . .

Тюмень. . .

Ялуторовск. .

Петропавловск

Тюкалинск. .

Барнаул. . .

Каинск....

Кузнецк. . .

Мариинск. .

Колывань. .

Таблица не оставляет никакого сомнения в том, что юго-западные города Западной Сибири , выросшие в центре земледельческих районов, связанные экономически с южными скотоводческими районами, показывают.наиболее высокий рост населения, значительно превышающий норму естественного прироста. Это-города: Петропавловск, Курган, Ишим, имевшие соответственно ежегодный прирост в 5,6, 4,8 и 2,4%. К числу этих городов относится и Омск с ежегодным приростом в 4,4%, хотя его рост, как мы знаем, связан почти исключительно с переносом в 1838 г. центра управления из Тобольска в Омск. Абсолютное уменьшение населения показывают города: Кузнецк, Тобольск, близко к этим городам стоят Нарым и Тара.

Однако таблица несколько затемняет процесс роста отдельных городов. "Дело в том, что она показывает только относительный рост отдельных городов, при этом такие карликовые поселения, как Березов, Туринск, даже при небольшом абсолютном росте населения, неизбежно дают сравнительно высокий процент прироста и, наоборот, такие города, как Тюмень и Томск, попадают по приросту в одну группу с этими городами.

Между тем, если взять абсолютный прирост населения в городах в течение 1825-1858 гг. равный 35,8 тыс. человек, и проследить как он распределяется между городами, то окажется, что на долю только пяти городов, а именно: Омска, Петропавловска, Томска, Тюмени и Кургана, приходится /з (67%) всего абсолютного прироста городского- населения.

Однако рост даже юго-западных городов (Омска, Петропавловска и других) измеряется такими незначительными абсолютными величинами, что и они не в состоянии поколебать представления о присущем городам Западной Сибири застойного характера развития. Масштабы их роста - карликовые. Эта характерная черта их развития хорошо подчеркивается наблюдениями за пере- . мещением городов во времени из одной категории в другую.

Для сравнения приведем данные о 15 городах и проследим их движение за период 1825-1858 гг.

Анализируя таблицу на стр. 156 мы обнаружим, что в течение 33 лет (1825-1858 гг.) из трех городов самой низшей группы (города Березов, Тюкалинск и Нарым),один только Нарым к 1858 г. остался в той же группе. Из группы городов с населением в 1-2 тыс. жителей (Ишим,

Курган, Ялуторовск, Каменск) все города перешли в следующую категорию городов (с населением от 2-5 тыс. жителей), зато из пяти городов этой последней катего

рии (Тара, Туринск, Петропавловск, Бийск и Кузнецк) только один Петропавловск успел перейти в следующую более высокую категорию (от 5-10 тыс. жителей), а Кузнецк перешел в низшую. Томск остался в той же категории (10-15 тыс. человек), в какой он состоял в 1825 г., но в 1858 г. в туже группу вошел город Тюмень.

В высшей категории (15-20 тыс. жителей) и в 1825 г. и в 1858 г. находился единственный город - Тобольск, ко в 1858 г. население его уменьшилось. Таким образом для 11 городов (из 15) высшим пределом развития оставалась группа от 2 до 5^ыс. человек. Томск и Тобольск застряли на долгий период в тех же группах, в каких они находились в 1825 г., и только Тюмень и Петропавловск сумели «прорваться», каждый в следующие более высокие группы.

Для объяснения причин застойного развития городского населения обратимся к выяснению характера промышленности и торговли, которые были в них сосредоточены, и отношения их к эволюции городов. Однако для разрешения возникающих при этом вопросов источники дают недостаточные сведения, отрывочные и весьма скудные. ! " ^

Известно, что города в период раннего феодализма - это наиболее крупные по сравнению с деревней поселения, жители которых занимаются сельским хозяйством и ремеслом. Впоследствии города превращаются в центры ремесла и торговли. В более поздний период в городах начинает концентрироваться капиталистическая промышленность в форме мануфактур, которые с появлением паровой машины превращаются в крупные фабрики и заводы. Только на этой стадии своего развития промышленность превращается в фактор бурного экономического развития городов.

Если мы обратимся к имеющимся данным о промышленности в городах и селах Западной Сибири , то прежде всего бросаются в глаза ничтожные размеры промышленных предприятий, которые в источниках того времени именуются «заводами». Вот несколько примеров. В 1860 г. в пределах Тобольской губ. числилось 580 таких «заводов» и «фабрик», находившихся в городах и вне городов, и на всех этих предприятиях было занято всего 3 744 работника, что дает в среднем на каждое всего 6,5 человека. Те же предприятия в том же году выработали продукции на 2 405,8 тыс. руб, что дает в среднем 4,1 тыс. руб. выработки.

Таким образом, «заводские» предприятия того времени являются скорее ремесленными мастерскими. Но средние показатели неизбежно сглаживают действительные различия.

В той же Тобольской губ. существовали предприятия, на которых по имеющимся сведениям было занято- более значительное количество работников. Например, на четырех винокуренных заводах этой губернии числилось 1 408 человек, что дает в среднем 352 человека на каждый; на суконной фабрике (в Омске) работало 158 чело-век. Но число этих предприятий было невелико, и они не меняли общей картины.

Карликовый характер предприятий был свойственен и промышленности Томской губ. Исключение в этой губернии составляет горнозаводская промышленность Алтайского округа, основанная на принудительном труде. Впрочем, элементы большей или меньшей принудительности труда составляли неотъемлемую принадлежность всех более крупных винокуренных, суконных и других предприятий. В обществе с неразвитыми экономическими отношениями крупная промышленность могла возникнуть и существовать только на основе принудительного труда, на труде крепостных, ссыльных, каторжан, солдат и т. д.

Сама промышленность Западной Сибири отличается большим однообразием.

Ее можно разделить на следующие группы:

промышленность по обработке животного сырья: кожевенная, лосинная, салотопная, мыловаренная, свеч-носальная и др.;

промышленность по обработке растительного сырья: винокуренная, пивоваренная, водочная, маслобойная, канатная, писчебумажная, скипидарная и т. д.;

промышленность по обработке ископаемого сырья: кирпичная, гончарная, стекольная и т. д.

прочая, которая состояла из большого числа кузниц и мельниц, с одной стороны, и единичных предприятий, сосредоточенных в таких городах, как Тюмень и Томск (литейное и др.), с другой стороны.

Орудия труда, употреблявшиеся в этих предприятиях, были орудиями, рассчитанными на единоличное употребление, неуклюжие и рутинные. Общие условия развития промышленного производства в Западной Сибири , а именно, раздробленность, узость и замкнутость отдельных чисто местных рынков, должны были вызвать состояние застоя и в формах производств.

Однако неправильно относить всю промышленность Западной Сибири к типу или ремесла или крепостнической мануфактуры. В действительности большая часть мелкой промышленности находилась в состоянии перехода от ремесла к мелкому товарному производству и превращения ремесленника в товаропроизводителя. С постепенным расширением производства для сбыта изделий на местных рынках и на ярмарках начинают действовать законы товарного производства.

В некоторые отрасли промышленности, работавшие на более обширный рынок, вторгается торговый капитал в виде торговца-скупщика и торговца-раздатчика материала. Торговый капитал, пробивая себе дорогу в эти отрасли, подчиняет себе производства мелких товаропроизводителей. Наиболее ярко этот процесс протекает в таких отраслях промышленности, как кожевенная, салотопная и др., и в отдельных городах, как Тюмень Томск. Однако, капитал не был в состоянии сразу изгнать в тех отраслях промышленности, куда он проникал, старые методы производства, превратить применяемые в них орудия производства в современные производительные силы, приводимые усилиями многих людей, ремесленные орудия труда в систему машин, маленькую мастерскую в капиталистическую фабрику.

При таком единственно возможном подходе к вопросу становится ясным, почему промышленность городов, крайне скромная по размерам, не могла по своей социальной природе явиться фактором, двигающим вперед развитие городских поселений.

Наглядным подтверждением того, что промышленность того времени не могла явиться градообразующим фактором, служит распределение суммы промышленного производства между городом и селом в 1860 г.

Таблица показывает «равномерное» размещение промышленности между городами и селами, но эта «равномерность» целиком вытекала из общего крайне низкого экономического состояния Западной Сибири и состояния самой промышленности.

Транспортные пути для перевозки сырья находились в жалком состоянии. Межрайонные связи были еще неразвиты. Промышленная продукция находила сбыт преимущественно на местных рынках. Исключение составляли только такие изделия, как кожи, топленое сало-, хлебное вино, которые служили предметом сбыта в другие отдаленные части страны. Промышленность базировалась на примитивной технике.

При этих условиях город не обладал какими-либо экономическими преимуществами, делавшими его способным притягивать к себе промышленное производство. Некоторые отрасли совершенно определенно избегали города, но совсем не по той причине, почему, по словам Ф. Энгельса, «каждый отдельный капиталист постоянно стремится перенести свое производство из необходимо порождаемого капитализмом большого города в сферу сельского производства».

Общая неразвитость экономических условий служила причиной того, что промышленность часто предпочитала сельскую местность, гда она находилась в непосредственном контакте с местным рынком сбыта, рынком сырья или местом заготовки древесного топлива.

Расселяясь вне городов, эта промышленность вместе с тем не была способна превратить деревню в город по той причине, почему она была бессильна двигать и развивать те мелкие города, в которых она частью осела.

Какие именно отрасли промышленности тяготели преимущественно к городам или преимущественно к деревням, какие обнаруживали своего рода «безразличие» к месту своего пребывания, представление об этом может дать распределение промышленных предприятий (так называемых «заводов» и «фабрик») между городом и деревней.

Распределение промышленных предприятий между городом и деревней в Тобольской губ. в 1860 г.1.

Отрасли промышленных производств

Число промышленных п

едприятий

в городах

ьне городов

В том числе:

Промышленные предприя

тия по обработке жи

вотного сырья....

Промышленные предприя

тия по обработке рас

тительного сырья. . .

Промышленные п едпрня-

тия по обработке иско

паемого сырья....

«Городскими» по преимуществу производствами были: свечносальное (производство свечей для канцелярий и более зажиточного городского населения), мыловаренное, кирпичное (для городского строительства отдельных домов, церквей, присутственных мест), гончарное (производство горшков, чашек, блюд Для городского и сельского потребителя). «Сельскими» по преимуществу производствами были: винокуренное, маслобойное, стеклянное и др., употреблявшие большое количество дровяного топлива. К «нейтральным» принадлежали салотопенное и кожевенное. Это были самые распространенные производства; свыше половины всех предприятий губернии были заняты обработкой кожи и перетопкой сала. Они почти ровно наполовину делились между городом и деревней (144 в городах, 152 в деревне).

В процессе формирования населения городов более значительную роль, чем промышленность, играла торговля, особенно оптовая, и связанные с нею складочно-распределительные функции. Развитию торговли и выяснению значения ее в жизни городов было уделено достаточно места в предыдущих главах этой книги.

К сожалению, невозможно уточнить характеристику этого процесса выяснением его количественной стороны, ввиду отсутствия статистических данных о товарообороте и грузообороте городов. Некоторое значение приобретают сведения о количестве числящихся в гильдии торговцев по отдельным городам.

В Тобольской губ. в 1860 г. было выдано торговых свидетельств 848. Капиталов 1-й гильдии, т. е. капиталов, занятых преимущественно в оптовой торговле, было всего 18, из них в Тюмени - девять, в самом Тобольске - всего один. Наибольшее число торговцев с торговыми свидетельствами было в Петрздавловске (173), но это были преимущественно мелкие торговцы, торговавшие по свидетельствам 2-й гильдии, затем Курган и др.

Совершенно очевидно, что капиталы, занятые в торговле, принадлежали в подавляющем своем большинстве к мелким Каждый город был «как бы заключен в самом себе» и связан только с окрестными жителями потребностями в жизненных припасах.

Разрозненность городов и неоживленность в них торговой деятельности послужила, главным образом, к образованию большого числа сельских ярмарок и торжков, расплодивших огромное количество мелких торговцев, переезжавших в течение всего года с одного рынка на Другой. Торговля, распыленная по мелким торжкам и ярмаркам, не могла явиться фактором централизации населения в немногих городах.

Известную роль в процессе централизации городского населения играли административные и отчасти военные функции городов, которые вызывали и определенные экономические последствия.

Под влиянием административно-военных функций создается в городах известный круг жителей (чиновники, военные). Войдя в общий состав населения, они влияют на экономическую жизнь города своими потребностями, способами удовлетворения этих потребностей. В Омске военно-чиновничья среда наложила реальную печать на жизнь города, но она была заметным фактором также в Тобольске, Томске, Барнауле.

Народнохозяйственные функции городов являются тем фактором, который определяет вместе с тем социальный состав населения.

Некоторые более или менее приближенные представления об этом могут дать сведения о сословных группах среди городского населения. Попытаемся выяснить на основании этих материалов некоторые наиболее характерные черты социального состава городского населения в середине XIX в.

Наиболее характерной для городов группой населения является та, которая объединяет мещан, цеховых и купцов. Эта группа составляла в городах Тобольской губ. половину населения, в Томской губ. около 2/з всего городского населения.

К этой группе принадлежали купцы, мелкйе торговцы, ремесленники, чернорабочие, мелкие служащие и мещане, не имевшие определенных занятий или занимавшиеся сельским хозяйством и рыболовством. Типичным в этом отношении городом была Тюмень. Среди населения Тюмени 78,3% принадлежали к «городской» сословной группе. Следующее место после него занимал Томск, в котором мещане и купцы составляли около половины всех жителей.

Торговые функции некоторых городов должны были сказаться в относительной многочисленности той части населения, которая принадлежала к купеческому сословию. Действительно, в таких городах, как Тюмень, Томск и Петропавловск, которые выделялись на общем фоне своими торговыми операциями, носившими преимущественно оптовый характер, лица купеческого сословия составляли почти половину всего этого сословия в крае: 1 529 человек из общего количества в 3 218 человек.

Выполняемые городами административные функции обусловили наличие в составе городского населения группы чиновников. По количеству жителей, примыкающих к этой группе, выделялись прежде всего губернские города: Тобольск, Томск, а также местопребывание генерал-губернатора всей Западной Сибири - город Омск. Эти же города выделялись относительной многочисленностью военных. Однако в отношении военного населения побивал рекорд город Омск: военные составляли 60% всего населения этого города и почти "/з всего военного населения в крае.

Таковы те статистические данные о городском населении и его социальном составе, весьма скудные и не совсем достоверные, но единственные, которыми можно для этой цели воспользоваться. Этого, однако, далеко недостаточно. Для того, чтобы экономическая жизнь городов получила более конкретное, предметное освещение, следует обратиться к характеристике хозяйственной деятельности жителей каждого отдельного города.

ГЛАВА 19. ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

Состав: Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Ом­ская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Республика Алтай. Территория района - 2427,2 км 2 , население - 15 млн. человек, средняя плот­ность населения 6 человек на 1 км 2 . Размещено оно крайне не­равномерно. Наиболее плотно заселена неширокая полоса вдоль Транссибирской железной дороги и Кемеровская область(33 че­ловека на 1 км 2). В тайге села встречаются преимущественно по долинам рек. В Томской, Тюменской областях и в Ханты-Мансийском автономном округе плотность населения - 2-3 чело­века на 1 км 2 . Еще реже население размещено в тундре (в Ямало-Ненецком автономном округе плотность населения составляет 0,6 человек на 1 км 2 .).

Более 90 % населения - русские, довольно высока доля ук­раинцев. Коренное население северных районов (народы ураль­ской языковой семьи) - ненцы (около 30 тыс. человек) населяют Ямало-Ненецкий автономный округ: административный центр- г. Салехард, расположенный у Полярного круга. В среднем тече­нии Оби проживают народности ханты и манси. Коренное насе­ление гор (юг Западной Сибири) - народ юрской языковой груп­пы - алтайцы, шорцы, в районах, пограничных с Казахстаном, живут казахи.

В результате индустриального развития района повысился удельный вес городского населения (71 %). Крупные города За­падно-Сибирского района расположены в основном в пунктах пересечения железными дорогами судоходных рек. Особенно выделяются Новосибирск и Омск (города-миллионеры). Многие города выросли в местах разработки полезных ископаемых, пере­работки древесины и сельскохозяйственной продукции. В высоко урбанизированной Кемеровской области (87 %) города распола­гаются в основном вдоль железнодорожной магистрали.

В последние годы заметно увеличилось городское население в Среднем Приобье и на севере района (коэффициент урбани­зации в Ханты-Мансийском автономном округе -91 %). Здесь выросли современные города: Надым- на базе нефтяного место­рождение Медвежье; Уренгой - возле Уренгойского газового ме­сторождения и др. Численность населения Сургута и Нижневар­товска приблизилась к четверти миллиона. Всвязи с добычей нефти и газа, развитием промышленности население в прежние годы росло, но в целом район испытывает недостаток в трудовых ресурсах (используется вахтовый метод работы).

Западно-Сибирский экономический район занимает об­ширное пространство к востоку от Уральских юр, простираясь почти до Енисея. Особенно велика протяженность с севера на юг. Это один из наиболее крупных по территории экономических районов России.


На западе район граничит с Северным и Уральским эконо­мическим районами, на юге - с Казахстаном, на востоке - с Вос­точно-Сибирским районом. На юге района Транссибирская же­лезнодорожная магистраль пересекает крупнейшие реки Обь и Иртыш.

Обладая богатейшими природными ресурсами, район имеет благоприятные предпосылки для экономического развития, но своеобразные природные и климатические условия сильно ос­ложняют ситуацию.

Большую часть территории района занимает Западно-Сибирская равнина. Расположенная на юго-востоке Алтайская горная страна - самая высокая часть Западной Сибири (г. Белуха -4506 м).

Большая часть Западной Сибири располагается в области континентального климата умеренного пояса (более сурового, чем в европейской части России), а северная ее часть находится в пределах субарктического и арктического поясов. На природу крайнего севера заметное влияние оказывает Северный Ледови­тый океан.

Вследствие большой протяженности с севера на юг и с за­пада на восток различия в растительности заметны даже в пере­делах одного климатического пояса. В направлении с севера на юг зона арктических пустынь и тундр сменяется зоной тайги (За­падная Сибирь - лесоизбыточный район). На широте Тюмени и Томска таежные леса уступают место узкой полосе лиственных лесов, которые переходят в лесостепные пространства. У предго­рий Алтая небольшую площадь занимает степная зона, более за­сушливая, чем на Русской равнине. Лесостепные и степные рай­оны Западной Сибири с черноземными почвами распаханы.

Главная река района - Обь - судоходная на всем протяже­нии, впадает в Карское море. У реки много притоков, многие из них судоходны. Реки района служат как транспортные артерии и для водоснабжения. Гидроэнергетический потенциал рек невелик (равнинная территория). Более трети всей площади Западной Си­бири занимают болота. Заболоченность крайне затрудняет про­кладку транспортных магистралей, освоение нефтяных и газовых месторождений.

Западно-Сибирский регион богат различными полезными ископаемыми. В его недрах находятся огромные запасы нефти и газа (особенно важные из них - в глухой тайге среди топей и бо­лот). На район приходится более 60 % российских запасов торфа. К северу от Алтая, между Салаирским кряжем и Кузнецким Ала­тау, расположен Кузнецкий каменноугольный бассейн (Кузбасс). На юге Кемеровской области (Горная Шория) добывались желез­ные руды, но они уже почти выработаны. Но главные запасы же­лезных руд, сопоставимые с запасами КМА, находятся в При-обье, в Томской области (к их освоению еще не приступили). В Салаирском кряже имеются запасы полиметаллических руд. На Алтае обнаружены ртуть и золото.

В предгорьях Алтая находится курорт Белокуриха с мине­ральными источниками. Густые леса, стремительные реки, зна­менитое Телецкое озеро привлекает на Алтай многочисленных туристов.

19.2 Структура и характеристика ведущих отраслей За­падно-Сибирского экономического района

Отраслями специализации хозяйства Западной Сибири яв­ляются топливная промышленность (добыча нефти, газа, угля), черная металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, а так­же зерновое хозяйство.

Благодаря широкомасштабному освоению природных ре­сурсов Западная Сибирь стала главной базой России по добыче нефти и газа. А в последние годы и основой финансовой устой­чивости страны. Нефть, добываемая здесь, высокого качества, а себестоимость ее самая низкая в стране. Нефть и газ залегают в рыхлых осадочных породах на глубине 700-3000 м.

В 90-е годы роль этого района усилилась: за счет экспорта минерально-сырьевых ресурсов и продуктом их переработки обеспечивается более двух третей валютных поступлений страны. Западно-Сибирский район производит более 16% ВВП и промышленного производства, а также более 10 % сельскохозяйственной продукции РФ.

Наиболее существенная роль Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (в топливной промышленности -более 40 % российских объемов производства) и Кемеровской области (в черной металлургии и топливной промышленности -более 10 % по России). Однако анализ динамики структуры про­мышленности данного экономического района показывает, что наряду с увеличением значения отраслей ТЭК (почти до 70 %) удельный вес машиностроения сократился в три раза, а легкой промышленности - в девять раз.

Добыча нефти в годы перестройки экономики заметно снизилась, но район, тем не менее, является основным по добыче топливных ресурсов в стране. В 2001 году здесь было добыто 230 млн. т нефти (в 1991 г. - 329 млн. т). Крупнейшие месторождения находятся в Томской и Тюменской областях (Самотлорское, Усть-Балыкское, Сургутское). Месторождения стареют, истоща­ются; разведываются новые.

Добыча газа производится на севере района. Крупнейшие месторождения - Уренгойское, Медвежье, Ямбургское, Бованен-ковское, в Ямало-Ненецком автономном округе. Сейчас прокла­дывается новая ветка газопровода «Ямал - Европа».

На базе тюменской нефти работают нефтеперерабатываю­щий завод в Омске и нефтехимические комбинаты Омска, Том­ска, Тобольска, Сургута, Нижневартовска. Нефть по нефтепрово­дам подается в Восточную Сибирь, где работают НПЗ в Ачинске, Ангарске и в Казахстан. Развитие нефтехимического цикла про­исходит одновременно с расширением лесной промышленности (лесохимия - Омск, Томск, Новосибирск). Основная часть добы­ваемого в регионе топлива вывозится за его пределы (стр. 168).

Черная металлургия . Кузбасс является угольно-металлургической базой республиканского значения. Кузнецкие угли потребляются в Западной Сибири, на Урале и в европейской части России, Казахстане. Главный центр черной металлургии -Новокузнецк (завод ферросплавов и два завода полного метал­лургического цикла). Кузнецкий металлургический комбинат ис­пользует медные руды Горной Шории, а растущий Западно-Сибирский металлургический комбинат получает сырье из Вос­точной Сибири - Хакасские и Ангаро-Илимские руды. Металлур­гический завод есть и в Новосибирске.

Цветная металлургия представлена цинковым заводом (Белово), алюминиевым (Новокузнецк) и заводом в Новосибир­ске, где из дальневосточных концентратов производят олово и сплавы. Освоено местное месторождение нефелинов - сырьевая база для алюминиевой промышленности.

Машиностроение района обслуживает потребности всей Сибири. В Кузбассе делают металлоемкое горное и металлургическое оборудование, станки. В Новосибирске выпускают тяже­лые станки и гидропрессы, а также есть турбогенераторный за­вод. В Рубцовске находится Алтайский тракторный завод; в Том­ске- подшипниковый; в Барнауле котельный. 11риборостроение и электротехника представлены в Новосибирске и Томске.

На базе коксования угля в Кузбассе развиваете» химиче­ская промышленность , которая производит азотные удобрения, синтетические красители, медикаменты, пластмассы, шины (Но­восибирск и другие города). Развивается нефтехимия, исполь­зующая местное углеводородное сырье (нефть, газ). Сосредото­чение производств с вредными отходами в промышленных узлах Новокузнецка, Кемерово и других городов серьезно обостряет экологическую ситуацию в peгионе.

В связи со стремительным развитием нефте- и газодобычи в Западной Сибири также остро встает вопрос об экологии рай­онов Севера России, так как создаются трудности для традицион­ных занятий коренного населения: огромные пространства оленьих пастбищ навсегда выводятся из строя после прохожде­ния вездеходов, трубоукладчиков. Фонтанирование нефти, ава­рии трубопроводов приводят к загрязнению воды в реках и озе­рах, наносится ущерб рыбным ресурсам. Леса также страдают от деятельности людей. Все эти процессы влияют на уменьшении размеров территории, где коренное население Западной Сибири может заниматься охотой, рыболовством, оленеводством.

Агропромышленный комплекс . В лесной и тундровых зонах района условия для земледелия неблагоприятны и главную роль здесь играет оленеводство, рыболовство и пушной промы­сел. Юг Западной Сибири (лесостепная и степная зона с черно­земными почвами) - один из основных зерновых районов России. Здесь же разводят крупный рогатый скот, овец, птицу. Созданы маслозаводы в лесостепной зоне, мясокомбинаты, шерстомойные заводы - в степной. В Горном Алтае наряду с овцеводством со­храняется значение пантового оленеводства, разводят в горах также коз и яков.

Топливно-энергетический комплекс занимает ведущее место в промышленности региона. Топливными ресурсами район обеспечен и даже экспортирует их в другие экономические рай­оны России и за рубеж. На Западную Сибирь приходится боль­шая доля добычи всего углеводородного сырья России. На запад, восток и на юг от крупнейших месторождений проложены и строятся новые магистральные трубопроводы.

Энергоснабжение Западно-Сибирского нефтегазового ком­плекса осуществляется за счет работы тепловых электростанций, работающих на мазуте и газе - Сургутские ГРЭС, Нижневартов­ская и Уренгойская ГРЭС и др. В Кузбассе тепловые станции ра­ботают на угле. Электростанции Западной и Восточной Сибири образуют объединенную энергосистему Сибири.

Транспорт. Великая Сибирская железнодорожная магист­раль - Транссиб (Челябинск - Новосибирск - Владивосток) была проложена в конце XIX - начале XX вв. Позже была построена Южно-Сибирская магистраль (Магнитогорск - Новокузнецк -Тайшет), связавшая Кузбасс, Казахстан и Восточную Сибирь, а также проложен ряд дорог на север. Введена в строй лесовозная дорога Асино - Белый Яр. Построены железные дороги Тюмень - Тобольск - Сургут, Сургут - Нижневартовск.

В настоящее время на Обском Севере проложено еще не­сколько железных дорог. Одна из них (от Воркуты), перевалив Северный Урал, дошла до г. Лабытнанга (недалеко от Салехарда), а другая (от Сургута) достигла Уренгоя и тянется к Ямбургу. Очень дорого в районе обходится строительство автомобильных дорог (особенности строительства в районе вечной мерзлоты и заболоченной местности).

Высокие темпы развития имеет трубопроводный транспорт. Построены и действуют нефтепроводы. Из мест добычи на севере района проведены газопроводы. Только от одного Уренгойского газового месторождения проведено на запад 6 ниток газопрово­дов общей длиной более 20 тыс. км и строятся (с участием Поль­ши и ФРГ) новые трассы (Газопровод "Ямал - Европа").

Уникальность природно-ресурсной базы Западно-Сибирского района на перспективу обеспечивает сохранение его роли поставщика топливно-энергетических ресурсов и на внут­ренний и мировой рынки. Глубина и многоаспектность проблем развития региона заставит в ближайшем будущем подумать о создании высокотехнологичных производств машиностроения, химической, нефтехимической промышленности и других обра­батывающих отраслей.

Западная Сибирь одной из больших территориальных единиц России. Её площадь исчисляется 2451, 1 тыс. км 2 , что составляет 15 % всей территории страны.

Индустриальное развитие региона находится на высоком уровне, и ежегодно увеличивает масштабы.

Население края

Численность региона составляет около 15 млн., и эта цифра, благодаря активному индустриальному развитию, активно увеличивается. Средняя плотность населения Западной Сибири невелика и составляет всего 2 человека на км 2 . Такие показатели обусловлены особенностями природного ландшафта и климата региона. Само же распределение населения в регионе не равномерное и показатель плотности каждой области колеблется в диапазоне от 0,5 чел./ км 2 (в Ямало - Ненецком автономном округе) до 33 чел./км 2 (Кемеровская область). Больше всего населения проживает в приречных регионах, а так же в районах предгорья Алтая.

Около 73% всего населения составляют городские жители, проживающие в 80 городах региона. Так же в западной Сибири насчитывается 204 населенных пунктов, имеющих статус поселка городского типа. Больше всего на данной территории проживает русских, и лишь 10 % от общей численности населения составляют малочисленные нации, такие как коми, эвенки, ханты и другие.

Промышленность Западной Сибири

О топливно-энергетической мощности России наслышаны многие, и во многом, такой популярность удалось достичь именно благодаря промышленности Западной Сибири. На территории региона находятся на высоком уровне и продолжают развиваться такие индустриальные отрасли, как угольная, газовая, нефтяная, металлургическая, электротехническая и другие. Каждое из этих направлений дает высокие результаты продуктивности и наращивает объемы производства, что сказывается на приросте населения края. По удельному весу промышленности каждая из областей региона показывает свои показатели, но лидирующие места в этом списке принадлежат Тюменской и Кемеровской областям.

Топливная промышленность

Западная Сибирь по праву называют базой топливной промышленности страны. Ведь множество предприятий по добыче, транспортировке угля и нефти обеспечивают не только потребность страны в ресурсах, но и экспортируются во многие страны, таким образом, пополняя государственную казну.

На сегодняшний день самым большим нефтеперерабатывающим комплексом, который перерабатывает около 80% добытого сырья, является НПЗ в городе Омске. Часть объема обрабатывает нефтеперерабатывающий завод в Тобольске. НО так как транспортировка с месторождений до мест переработки достаточно затратная, сегодня идет рассмотрение возможности строительства экономичных мини - НПЗ. Такие промышленные объекты планируют построить в местах добычи, снизив таким образом себестоимость топлива.

Черная металлургия

Еще одним из основных направлений промышленности Западной Сибири выступает черная металлургия. Основная её мощность приходится на Кемеровскую область. Именно в этом регионе успешно работают такие предприятия, как Западно - Сибирский завод полного цикла, а так же Новокузнецкий металлургический комбинат.

Что касается производства готового металлопроката, то над этим направлением так же трудится большое предприятие в Новосибирске.

Машиностроение

В развитой промышленности Западной Сибири особое место занимает отрасль машиностроения. Её крупнейшими центрами являются Омск, Кемерово, Новосибирск, А также Алтайский край. Именно на территории этих регионов расположены крупнейшие машиностроительные предприятия, которые выпускают множество разнообразной продукции, от ткацких станков, до крупных единиц сельскохозяйственной техники и автомобилей.

Сельское хозяйство Западной Сибири

В отличие от других соседних экономических регионов, климат и ландшафтные возможности Западной Сибири позволили достаточно широко развить различные направления сельского хозяйства. Площадь сельскохозяйственных угодий, расположенных на этой территории достаточно велика и составляет 1/6 от всех земель, выделенных под сельское хозяйство государством.

Основными областями, в которых максимально развито данное направление выступают Новосибирская, омская и южная часть Тюменской области. На этих территориях активно выращиваются зерновые культуры и овощи, хорошо развито животноводческое направление.

В северных районах данного региона, процветает оленеводство, пушной промысел и рыболовство. А вот на территории Алтайского края, жители деревень промышляют пчеловодством, пантовым оленеводством, а также промышленной заготовкой лекарственных растений.

Кроме того, в настоящее время ведутся работы по расширению сельскохозяйственных угодий Западной Сибири: осуществляется осушение Барабинской лесостепи, а так же орошение Кулиндинской степи.

Между Уральскими горами на западе и руслом Енисея на востоке расположилась обширная территория под названием Западная Сибирь. Список городов этой области рассмотрим чуть ниже. Площадь, занимаемая регионом, составляет 15% от всей территории России. Численность населения составляет 14,6 миллионов человек, по данным на 2010 год, а это 10% от общей численности в РФ. Здесь царит континентальный климат с суровыми зимами и теплым летом. На территории Западной Сибири присутствуют тундровая, лесотундровая, лесная, лесостепная и степная зоны.

Новосибирск

Этот город был основан в 1893 году. Он считается самым крупным городом в Западной Сибири и занимает третье место по численности в России. Его часто называют сибирской столицей. Численность населения Новосибирска составляет 1,6 миллиона человек (по данным на 2017 год). Город расположился на обоих берегах реки Обь.

Также Новосибирск является крупным транспортным узлом России, здесь проходит Транссибирская железная дорога. В городе много научных зданий, библиотек, вузов и исследовательских институтов. Это говорит о том, что он является одним из культурных и научных центров страны.

Омск

Этот город Западной Сибири был основан в 1716 году. С 1918 по 1920 годы город был столицей Белой России - государства при Колчаке, которое просуществовало совсем недолго. Расположен на левом берегу реки Омь, в месте ее слияния с рекой Иртыш. Омск считается крупным транспортным узлом, а также научным и культурным центром Западной Сибири. Здесь много культурных достопримечательностей, которыми город интересен туристам.

Тюмень

Это старейший город в Западной Сибири. Тюмень основана в 1586 году и расположена за 2000 километров от Москвы. Она является областным центром двух округов: Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого и вместе с ними составляет самую крупную область в Российской Федерации. Тюмень является энергетическим центром России. Численность населения города составляет 744 тысячи человек, по данным на 2017 год.

В Тюменской области сосредоточены крупные производства по добыче нефтепродуктов, поэтому ее по праву можно называть нефтегазовой столицей России. Здесь базируются такие компании, как "Лукойл", "Газпром", "ТНК" и "Шлюмберже". Нефтегазодобыча в Тюмени составляет 2/3 от всей добычи в РФ нефти и газа. Также здесь развито машиностроение. В центральной части города сосредоточено большое количество заводов.

В городе очень много парков и скверов, зелени и деревьев, много красивых площадей с фонтанами. Тюмень славится своей великолепной набережной на реке Туре, это единственная в России четырехуровневая набережная. Еще здесь находится самый большой драматический театр, есть международный аэропорт и крупный железнодорожный узел.

Барнаул

Этот город в Западной Сибири является административным центром Алтайского края. Расположен в 3400 километров от Москвы, в месте, где река Барнаулка впадает в Обь. Является крупным промышленным и транспортным центром. Численность населения на 2017 год составила 633 тысячи человек.

В Барнауле можно увидеть множество неповторимых достопримечательностей. В этом городе много зелени, парков и, в целом, он очень чистый. Для туристов особенно приятна Алтайская природа, горные пейзажи, леса и большое количество рек.

В городе есть множество театров, библиотек и музеев, что делает его образовательным и культурным центром Сибири.

Новокузнецк

Еще один город Западной Сибири, относящийся к Кемеровской области. Он основан в 1618 году и изначально был крепостью, в том момент его называли Кузнецком. Современный город появился в 1931 году, в тот момент началось строительство металлургического завода, и небольшому поселению был присвоен статус города и новое название. Новокузнецк находится на берегах реки Томь. Численность населения на 2017 год составила 550 тысяч человек.

Этот город считается промышленным центром, на его территории находится множество металлургических и угледобывающих заводов и предприятий.

В Новокузнецке есть много культурных достопримечательностей, способных заинтересовать туристов.

Томск

Город основан в 1604 году в восточной части Сибири, на побережье реки Томь. На 2017 год численность населения составила 573 тысячи человек. Считается научным и образовательным центром сибирского края. В Томске хорошо развито машиностроение и металлообработка.

Для туристов и историков город интересен памятниками деревянной и каменной архитектуры XVIII-XX веков.

Кемерово

Этот город в Западной Сибири основан в 1918 году на месте двух деревень. До 1932 года он назывался Щегловск. Численность населения Кемерово на 2017 год составила 256 тысяч человек. Город расположен на берегах рек Томь и Искитимка. Является административным центром Кемеровской области.

На территории Кемерово работают предприятия по добыче угля. Также здесь развита химическая, пищевая и легкая промышленность. Город имеет важное экономическое, культурное, транспортное и промышленное значение в Сибири.

Курган

Этот город основан в 1679 году. Численность населения на 2017 год составила 322 тысячи человек. В народе Курган называют "сибирскими воротами". Он расположился на левой стороне реки Тобол.

Курган является важным экономическим, культурным и научным центром. На его территории находится множество заводов и предприятий.

Город известен производством своих автобусов, боевых машин пехоты БМП-3 и "Курганец-25", а также медицинскими достижениями.

Для туристов Курган интересен своими культурными достопримечательностями и памятниками.

Сургут

Этот город Западной Сибири был основан в 1594 году и считается одним из первых сибирских городов. На 2017 год численность населения составила 350 тысяч человек. Это крупный речной порт в Сибирском крае. Сургут считается экономическим и транспортным центром, здесь хорошо развита энергетическая и нефтедобывающая индустрия. В городе находятся две самых мощные теплоэлектростанции в мире.

Так как Сургут является промышленным городом, достопримечательностей здесь не очень много. Одной из них является Югорский мост - самый длинный в Сибири,он занесен в книгу рекордов Гиннесса.

Теперь вы знаете, какие города Западной Сибири считаются самыми крупными. Каждый из них по-своему уникален, красив и интересен. Большинство из них образовалось благодаря развитию угольной, нефтяной и газовой промышленности.




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз