15.03.2023

Гриль 15 в реальной жизни


Прототип игровой машины Гриль 15 времен Второй Мировой войны появился на свет летом 1942-го года – именно тогда Управление вооруженных сухопутных сил фашистской Германии подписало контракт, согласно которому была начата разработка САУ на шасси Пантеры.

В создании этого мощного и маневренного танка приняли участие компании Krupp и Rheinmetal. Но, к сожалению, этому проекту так и не удалось воплотиться в реальность, ибо продолжительность работ не позволяла на тот момент времени реализовать боевую машину в металле.

Игровая машина Grille15

Если сравнивать с Гриль 15 с не менее известной моделью Waffentrager, то особо стоит отметить тот факт, что, кардинально изменив внешность, первый начал несколько проигрывать в уровне прочности. К тому же, новинка уже не имеет барабана на пять снарядов. Однако, Гриль 15 обладает другими, не менее значимыми преимуществами перед старым оппонентом – у него достаточно высокое бронепробитие, которого с лихвой хватает для уничтожения практически любой брони. Кроме того, даже при относительно невысокой скорострельности, средний урон в минуту может достигать 3.5 тысяч, но данный показатель, в первую очередь, зависит прокачки экипажа.

И все же главным плюсом этой техники стала точность стрельбы – на сегодняшний день просто не существует орудия точнее, а в паре с быстрым сведением и комфортными УВН данная ПТ является едва ли не идеальным нагибатором.

Экипаж машины боевой…

Экипаж этого танка состоит из командира, наводчика, механика-водителя, радиста и двух заряжающих, что позволяет существенно увеличить потенциал техники. Как правило, игроками в первую очередь прокачивается навык шестого чувства для командира. Остальным же членам экипажа потребуется маскировка, ибо машина часто во время боя получает критические повреждения. Грамотно прокачанная маскировка позволит спасаться от засветов противника. Ну, и, конечно же, необходимо исследовать боевое братство, а также позаботиться о бесконтактной боеукладке и навыках, необходимых для улучшения точности орудия.

Несколько слов об оборудовании

Настоятельно советуем игрокам установить досылатель, который способен разогнать ДПМ до невероятных значений. Также необходимы усиленные приводы наводки – благодаря этому Grille15 сможет практически полностью реализовать свой потенциал. Советуем позаботиться и о просветленной оптике или стереотрубе – это даст почти максимальный обзор, не позволяя противнику подойти к вам незамеченным.

Подводя итог, стоит отметить, что Grille 15 – весьма мощная машина, обладающая массой плюсов, в числе которых наличие большого альфастрайка и отличного ДПМ.

Весной 1943 года немецкая армия получила 90 самоходных артиллерийских установок 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H Grille, оснащенных орудиями калибра 150 мм. Эта техника имела достаточно высокие характеристики, однако еще до начала ее серийной сборки было принято решение о дальнейшем совершенствовании проекта. В итоге самоходки первого типа вскоре были сняты с производства, а вместо них в серию поступили машины типа 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M, ставшие их дальнейшим развитием.

Напомним, проект 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H или Grille Aufs.H был одной из нескольких попыток использовать имеющиеся в наличии легкие танки Pz.Kpfw.38(t) в новом качестве. Подобные бронемашины уже считались устаревшими и не могли полноценно применяться по своему прямому назначению, хотя все еще имели определенные перспективы в качестве основы для новой техники. В 1942 году фирмой Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (ныне ČKD, Чехия) был разработан проект незначительной переделки легкого танка с установкой 150-мм орудия. В начале февраля следующего года немецкая армия инициировала серийное производство такой техники.

Музейный образец 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M Grille. Фото Wikimedia Commons

Параллельно с созданием новой самоходки на базе существующего легкого танка специалисты BMM работали над другим вариантом обновления Pz.Kpfw.38(t). Новым проектом предлагалось переработать конструкцию танка и изменить некоторые ее особенности, что позволяло использовать машину в качестве более удобной основы для новых самоходок. Уже к концу 1942 года был создан первый проект самоходной артиллерийской установки, в котором применялось новое шасси. На базе такого шасси должна была строиться САУ Marder III одной из поздних модификаций.

В феврале 1943 года было принято решение о начале серийного производства уже созданных САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H. Кроме того, требовалось разработать новый вариант самоходки с использованием аналогичного , строящийся на базе иного шасси. Этот проект получил условное обозначение 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M. Кроме того, сохранилось название Grille («Сверчок»), которое также может использоваться в виде Grille Ausf.M.

Шасси нового типа, разработанное специально для перспективных самоходок, основывалось на конструкции существующего легкого танка, но имело некоторые заметные отличия. Прежде всего, целью этого проекта было изменение компоновки внутренних объемов, которое позволяло получить оптимальную для САУ архитектуру с кормовым расположением боевого отделения. Такое изменение потребовало перенести моторный отсек, доработать трансмиссию и изменить некоторые другие агрегаты шасси.


Общий вид самоходки. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"

Базовая бронемашина для новых самоходок должна была получать новую компоновку с передним размещением трансмиссии и поста управления, центральным моторным отсеком и кормовым боевым отделением. Также было предложено изменить конструкцию корпуса с целью упрощения сборки и некоторого улучшения основных характеристик. Так, вместо нескольких листов, размещенных под разными углами к вертикали, лобовая часть корпуса должна была образовываться двумя деталями толщиной 20 мм: вертикальной нижней и заваленной назад верхней. На верхней лобовой детали, у правого борта, помещалась небольшая рубка для защиты механика-водителя, имевшая толщину стенок 15 мм. В лобовом и правом бортовом листах рубки предусматривались смотровые приборы.

С 20-мм лобовыми листами должны были стыковаться борта толщиной 15 мм. Защита кормы обеспечивалась 10-мм деталями. На крыше корпуса, над его кормовой частью, предлагалось монтировать броневую рубку. Лобовая часть рубки должна была выполняться в виде двух деталей, монтируемых с наклоном внутрь под углом к оси машины. Также имелись заваленные внутрь борта со скошенной задней частью и корма небольшой высоты. Все детали рубки предлагалось выполнять из 10-мм брони. Между двумя лобовыми листами помещался качающийся лист, выполнявший функции маски орудия. При подъеме ствола он должен был подниматься вверх, при опускании – возвращаться в горизонтальное положение.

В центральной части корпуса должен был устанавливаться карбюраторный двигатель Praga AC мощностью 145 л.с. За счет некоторого повышения мощности предполагалось компенсировать возможный рост боевой массы готовой техники и сохранять требуемые показатели подвижности. В связи с перемещением двигателя из кормы в центр корпуса авторам проекта пришлось серьезно переработать компоновку моторного отсека. В частности, исчезла возможность использования заборных решеток системы охлаждения. установленных в крыше. Новый проект подразумевал использование воздухозаборников и выпускных патрубков, помещенных в надгусеничных полках.


Схема САУ. Рисунок Aviarmor.net

Модернизированное шасси сохранило механическую трансмиссию на основе шестискоростной коробки передач. Единственным заметным отличием новой трансмиссии от базовой конструкции было использование карданного вала меньшей длины. Благодаря переносу двигателя пропала необходимость в передаче крутящего момента при помощи длинного вала, идущего над полом боевого отделения.

Ходовая часть обновленного шасси претерпела минимальные изменения. Ее основой остались четыре опорных катка большого диаметра на каждом борту, сблокированные попарно и оснащенные листовыми рессорами. В передней части корпуса помещались ведущие колеса, в корме – направляющие. Было принято решение сократить количество поддерживающих роликов. Единственная пара таких деталей должна была помещаться между вторыми и третьими опорными катками, из-за чего верхняя ветвь гусеницы могла провисать и контактировать с последними.

Основной особенностью нового шасси было перенесение боевого отделения в корму, что давало некоторые преимущества перед существующими образцами. Так, появлялась возможность обеспечить приемлемую центровку машины с установкой наиболее тяжелых агрегатов вблизи геометрического центра конструкции. Кроме того, присутствовал значительный выигрыш в габаритах: полом боевого отделения оказывалось днище корпуса, что позволяло уменьшить общие размеры машины. Это приводило к сокращению веса конструкции, а также к снижению заметности на поле боя и уменьшению вероятности поражения.


Одна из серийных машин. Фото Worldwarphotos.info

САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M должна была стать модернизированной версией предыдущего образца и, как следствие, получать аналогичное вооружение. «Главным калибром» самоходки должно было стать орудие 15 cm sIG 33. Тяжелое пехотное оружие калибра 150 мм оснащалось стволом длиной 11 калибров и предназначалось для уничтожения разнообразных целей и объектов противника. Изначально система sIG 33 выпускалась в буксируемом варианте, но в дальнейшем появились несколько проектов самоходок с подобным вооружением. Установка орудия на шасси позволяла сохранить высокую огневую мощь, а также обеспечить приемлемую мобильность на поле боя.

Орудие получало нарезной ствол, горизонтальный скользящий затвор и гидропневматические противооткатные устройства. В боекомплект входили боеприпасы раздельного заряжания нескольких типов, предназначенные для решения разных задач. Начальная скорость снарядов зависела от их типов и достигала 240 м/с, максимальная дальность стрельбы – 4,7 км. Опытный расчет мог делать до трех выстрелов в минуту.

САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M, как и ее предшественники, должна была получать установку для монтажа орудия, основанную на некоторых агрегатах базового буксируемого лафета. Сохранялись ручные механизмы наведения и прицел типа Rblf36. Установка орудия в броневой рубке позволяла наводить его в пределах горизонтального сектора шириной 10° (по 5° вправо и влево от нейтрального положения). Допустимые углы вертикального наведения в некоторой мере ограничивались конструкцией подвижной маски и могли изменяться от 0° до +73°.


Боевое отделение музейной самоходки. Фото Svsm.org

Внутри боевого отделения помещались несколько укладок на 18 снарядов и гильз для них. Этого было достаточно для стрельбы в течение некоторого времени, после чего самоходка нуждалась в пополнении боекомплекта.

Дополнительное вооружение САУ Grille Ausf.M состояло из одного 7,92-мм пулемета MG 34. Пулемет предлагалось перевозить в укладке и извлекать из нее при необходимости осуществления самообороны. Какие-либо штатные крепления, позволяющие постоянно держать пулемет наготове, проектом не предусматривались.

Состав экипажа самоходки в ходе модернизации не изменился. Как и предыдущей машиной, САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M должны были управлять четыре человека: механик-водитель, командир-наводчик, заряжающий и заряжающий-радист. Водитель помещался в передней части корпуса и защищался лобовым листом, а также небольшой надстройкой. Для наблюдения за дорогой водитель имел два смотровых прибора в своей рубке.

Трое других членов экипажа размещались в боевом отделении. Слева от орудия находилось рабочее место командира, управлявшего орудием. Справа от орудия и позади командира должны были находиться двое заряжающих, один из которых также отвечал за эксплуатацию радиостанции FuG 16.


Самоходка с собственным именем Feuerteufel ("Огненный черт") на огневой позиции. Фото Wikimedia Commons

За счет некоторого удлинения кормовой части корпуса габариты самоходки немного увеличились в сравнении с предыдущей техникой на базе Pz.Kpfw.38(t). Длина достигла 4,95 м, ширина – 2,15 м, высота – 2,45 м. Боевая масса составляла 12 т. Применение более мощного двигателя позволило компенсировать некоторый рост веса и сохранить подвижность примерно на уровне предыдущей машины. Как и Grille Ausf.H, новая Grille Ausf.M могла развивать скорость до 35 км/ч и преодолевать на одной заправке топливом до 180-190 км.

Вскоре после завершения разработки проекта был построен прототип перспективной САУ, после чего последовал заказ на производство серийной техники. Первые машины 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M были собраны в апреле 1943 года. Освоив строительство этой техники, завод BMM прекратил дальнейшую сборку машин предыдущей модели. Задачей предприятия, согласно первому заказу, была постройка 200 самоходок на базе новых шасси.

Последняя партия новых САУ была достроена в июне того же года. По некоторым данным, после производства 90 машин было решено использовать шасси, прошедшее дополнительную модернизации, в результате чего техника первых партий имела некоторые незначительные отличия от последующих машин. Ввиду ситуации на фронте новые самоходки максимально быстро передавались заказчику и без каких-либо серьезных задержек распределялись между различными подразделениями армии.


САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M в Италии, 1944 г. Фото Worldwarphotos.info

В октябре 1943 года немецкое командование решило сделать новый заказ на поставку САУ Grille Ausf.M. Планировалось построить значительное число новой техники, однако обстановка на фронте и многочисленные проблемы промышленности не позволили полностью выполнить все планы. Сборка самоходок продолжалась до сентября 1944 года, после чего ее решили свернуть. Одной из главных причин остановки строительства таких машин стало резкое сокращение выпуска требуемых шасси. Из-за этого, в частности, последние 10 «Сверчков» были собраны на базе шасси от зенитной самоходки Flakpanzer 38(t).

С октября 1943 года по сентябрь 1944-го фирме BMM удалось выпустить лишь 82 самоходки нового типа. Таким образом, за все время производства германской армии было поставлено 282 машин типа 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M, в том числе несколько единиц техники на нестандартных шасси.

К началу 1944 года был разработан проект специальной машины, предназначенной для перевозки боеприпасов с целью обеспечения боевой работы самоходок Grille обеих модификаций. Машина Munitionspanzer 38(t) была максимально унифицирована с самоходной артиллерийской установкой и могла перевозить до 40 снарядов калибра 150 мм различных типов. Строительство подвозчиков боеприпасов началось в январе 44-го и продолжалось до мая. Было построено не более 120 таких машины.


САУ Grille Ausf.M в Абердинском музее, ориентировочно 70-80 годы. Фото Warandtactics.com

Начало производства САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M никак не сказалось на структуре войсковых подразделений, вооруженных тяжелыми пехотными орудиями на самоходных шасси. При помощи новых поставок производилось усиление существующих рот тяжелых пехотных орудий, на вооружении которых уже состояли машины нескольких предыдущих типов. Структура подразделений также оставалась без изменений, хотя в их составе могли появляться новые взводы. С начала 1944 года артиллерийские подразделения стали получать подвозчики боеприпасов, унифицированные с новейшими самоходками.

По имеющимся данным, самоходки Grille Ausf.M были переданы нескольким десяткам рот в составе более 30 дивизий. Большое число и широкое распространение позволили такой технике принять участие в боях на разных участках фронтов в Европе. Машины нового типа впервые приняли участие в боях на Восточном фронте, а после высадки союзников в Нормандии часть подразделений, вооруженных «Сверчками», была занята в боях на территории Западной Европы.

Несмотря на тяжелое положение на всех фронтах, германская армия сумела сохранить значительное число самоходок 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M почти до самого конца боевых действий. По имеющимся данным, в феврале 1945 года в строю оставалось 173 самоходки. Кроме того, в некоторых источниках упоминается, что одно из предприятий на территории Германии весной 45-го должно было отремонтировать несколько боевых машин и вернуть их войскам.


Современное состояние музейного образца. Фото Wikimedia Commons

После окончания войны в Европе активная эксплуатация САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M прекратилась. Часть этой техники была изъята странами-победителями для изучения на своих полигонах. Прочие со временем были утилизированы за ненадобностью. До нашего времени дожил лишь один экземпляр «Сверчка» модификации «M». Эта машина после войны была вывезена в США и изучалась на Абердинском полигоне. В дальнейшем самоходку сделали экспонатом музея при испытательной площадке.

Проект 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M Grille стал последней немецкой попыткой установить мощное 150-мм орудие на самоходное шасси. Как показывают объемы производства такой техники, эта попытка оказалась самой удачной. После нескольких модернизаций существующей техники немецким специалистам удалось разработать машину, наиболее полно соответствовавшую требованиям заказчика. В то же время, однако, были сохранены некоторые недостатки, характерные для предыдущей аналогичной техники, такие как низкая подвижность и недостаточная защита. Тем не менее, это не помешало самоходкам активно использоваться до конца войны и нести незначительные потери. Однако машины Grille Ausf.M появились сравнительно поздно, когда ситуация на фронтах стала серьезно меняться. Более четырех сотен самоходок «Сверчок» двух моделей уже не могли оказать серьезного влияния на ход войны.

По материалам:
http://militaryfactory.com/
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://historyofwar.org/
http://tehnikapobedy.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

26-04-2016, 15:21

Привет всем любителям игры World of Tanks. Сегодня речь пойдет о машине, вокруг которой разгорелась большая полемика. Перед вами ПТ-САУ десятого уровня ветки развития Германии и это Grille 15 гайд.

Да-да, именно в патче 0.9.15 Гриль 15 пришел в нашу игру и стал заменой всеми любимой и ненавидимой Waffentrager auf Е 100, той самой ПТ 10-го уровня с безумным барабаном на пять снарядов, способным смести практически любой топовый танк в нашей игре. Итак, сейчас мы погорим о том, какой будет новая машина, а также подробно разберем ее характеристики.

ТТХ Grille 15

Давайте начнем рассматривать ПТ Grille 15 характеристики с самой уязвимой точки данной машины, то есть с бронирования. Как и у предшественников данной ветки развития, мы напрочь лишены брони. Это значит, что фугасные снаряды для нас злейшие враги, и они будут входить с полным уроном.

Теперь взгляните на параметры подвижности. На самом деле ПТ получилась очень бодрая, ведь максималка у нас составляет целых 60 километров вперед и 15 назад. При этом Grille 15 WoT имеет удельную мощность двигателя свыше 21 лошадиной силы на тонну, что также довольно много, динамика отличная.

Кстати, по поводу замены Вафли Е 100 на Grille 15 в патче 0.9.15, то новая машина также будет иметь башню (рубку, если угодно), однако, она не будет вращаться на 360 градусов, а всего на 100 (по 50 градусов в каждую сторону), что также накладывает свои ограничения.

В остальном, отличный обзор, который при желании можно легко довести до топовых значений и 1800 единиц прочности - показатели весьма неплохие.

Орудие

У Grille 15 ПТ-САУ, орудие заслуживает отдельного внимания и даже восхищения. Да, тут нет имбового барабана, но он и не нужен, ведь имеются другие завидные параметры. Однако начнем мы с бронепробития, которого хватает, чтобы пробивать практически всех и приятного разового урона.

Скорострельность не очень высокая, однако, с прокачанным экипажем, правильным оборудованием и расходниками средний урон в минуту выходит в районе 3000 тысяч, что тоже является очень неслабым результатом.

Теперь поговорим о комфорте стрельбы, и гвоздем программы в этом случае является точность, она у нас лучшая, более точного орудия просто нет. ПТ-САУ Grille 15 также наделили потрясающе быстрым сведением и неплохими углами вертикальной наводки, пушка склоняется вниз на 7 градусов. Но вот со стабилизацией не все так хорошо, хотя по сравнению с другими параметрами это мелочь.

Преимущества и недостатки

Как видите, ПТ Grille 15 World of Tanks имеет массу сильных сторон, однако, слабости тут также имеются, и для простоты восприятия мы разобьем все по пунктам.

Плюсы:
Большой альфастрайк;
Достойный ДПМ;
Самое точное орудие;
Отличная подвижность и динамика;
Хороший обзор.

Минусы:
Полное отсутствие брони;
Слабая маневренность;
Стабилизация подхрамывает;
Ужасный внешний вид.

Оборудование для Grille 15

В случае с Grille 15 оборудование имеет огромное значение, ведь мы получаем возможность выжать из нашей машины все соки, сделать ее на порядок сильнее, поэтому выбор будет следующим:
– позволяет разогнать ДПМ до устрашающих значений;
– еще быстрее сводимся, а значит, успешнее реализовываем урон;
или – выбор зависит от вашего стиля игры, но оба варианта позволяют приблизить наш обзор к максимальному.
Хорошо бы поставить вместо последнего варианта , однако, открытая рубка исключает такую возможность, значит, выбор очевиден, придерживаемся изложенных выше пунктов.

Обучение экипажа

Прокачивая на ПТ Grille 15 перки экипажу, мы придерживаемся той же цели, что и при выборе оборудования. Не стоит забывать, что в нашем распоряжении целых 5 танкистов и это также дает большие возможности для увеличения характеристик.

Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Grille 15

Если вы хотите не слишком сильно уходить в минус и стараетесь всячески экономить, то наилучшим выбором будет установить , , . Однако для более комфортной игры на Grille 15 снаряжение берется премиумное: , , . Последний вариант вполне обосновано меняется на , что даст еще большую прибавку к характеристикам.

Тактика игры на Grille 15

Перед вами машина, которая имеет довольно необычное сочетание характеристик. Ее наделили отличной подвижностью, дали хорошую скрытность и потрясающее орудие, все вместе это можно использовать по-разному, но все же стоит выделить несколько полезных советов.

На Grille 15 ПТ-САУ тактика ведения боя может заключаться в игре от второй линии. Мы выбираем хорошую позицию, с которой открывается возможность стрелять по засвету союзников и реализовываем свой внушительный ДПМ. При этом не стоит подолгу задерживаться на одном месте, пользуйтесь своей подвижностью, меняйте ключевые позиции, фланги, переезжайте, помогайте продавливать направления или защищать базу от захвата.

Вы также можете попробовать агрессивный стиль игры на ПТ Grille 15 WoT 0.9.15, однако, такое поведение требует определенного уровня скила, ведь каждый неосторожный шаг или ошибка будут наказаны получением урона, а если не повезет, то можно вовсе сразу отправиться в ангар, брони у нас нет.
В остальном старайтесь всегда здраво оценивать свои возможности и следите за мини-картой.

В обозначениях также встречается как: Gerat 805, 15cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H, 15cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.K, Sd.Kfz.138/1

Очередная модель 150-мм САУ на базе легкого, отжившего свои лучшие года, танка Pz 38(t), появилась в 1943 году. 6-го марта 1942 года, на совещании по вопросам вооружения, для немецких КБ было составлено техническое задание на создание противотанкового орудия, с установкой на шасси танка тяжелой полевой артиллерийской системы. В предыдущих военных кампаниях блестяще себя показало 150-мм буксируемое орудие 15см sIG33, поэтому, немцы отдавали предпочтение ему.


Немецкое полевое 150-мм буксируемое орудие 15см sIG33

Тем более, орудие было относительно легким, «всего» 1,7 тонны, поэтому, нагрузка на шасси танка должны были быть минимальные. По расчетам конструкторов, проблем с установкой орудия не должно быть. Официально, работы по проектировке и созданию САУ Grille начались в начале марта 1942 года, тогда же ей было присвоено официальное обозначение Sd.Kfz.138/1.


В феврале 1943 года первый прототип САУ Grille был готов для испытаний. В целом, самоходка представляла из себя корпус танка, с установленной в броневую рубку 150-мм орудие. Ходовая часть и подвеска в целом полностью были заимствованы от серийного танка Pz 38(t) (на борт: заднее колесо было направляющее, переднее ведущим, 4 опорных катка в резиновых бандажах, подвешенных попарно на полуэллиптических листовых рессорах и 2 поддерживающих ролика, мелкозвенчатая гусеница). Корпус танка полностью сохранил бронирование. Что касается боевой рубки, то она имела шестигранную форму и ее протяженность составляла почти 4/5 от длины корпуса. Это обуславливалось размещением экипажа из 4 человек и большими размерами артиллерийского орудия. Надстройка в лобовом листе имела толщину 25 мм. В этом листе устанавливалось 150-мм орудие sIG33, которое могло наводиться в УГН от -3 до +72 град, в УВН от -5 до +5 град. Во избежание повреждения орудия при марш-броске, в походном положении ствол орудия фиксировался Н-образной опорой. Борта надстройки устанавливались под углом 15 градусов и имели толщину 15 мм. Так как корпус танкового шасси был достаточно узок, для удобства работы расчета орудия, по обоим бортам корпуса приваривались 100 мм стальные площадки. Для загрузки боекомплекта, а также для посадки-высадки экипажа, я задней части надстройки устанавливалась 2-створчатая дверь. Боекомплект САУ Grille состоял из 15 снарядов.


Немецкая 150-мм самоходная артиллерийская установка Grille

В качестве двигательной установки выступал чешский 6-цилиндровый бензиновый двигатель Praga EPA/2 (125 л.с.). Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения и 6-скоростная планетарная КПП (5 скоростей вперед и 1 назад).

150-мм орудие наводилось на цел при помощи прицела Rblf36. Для связи в боевом отделении была установлена радиостанция FuG16, штыревая антенна которой крепилась на задней части надстройки. В правом боковом листе надстройки и в правом нижнем углу лобового листа находились смотровые приборы мехвода.

Немецкая 150-мм самоходная артиллерийская установка Grille

Первые опытные испытания прототипа САУ Grille показали отличную проходимость по пересеченной местности и отличные скоростные качества (42 км/час).

После подписания всех договоров с фирмой-производителем, в феврале 1943 года началось массовое производство САУ Grille. Судя по документам, всего было произведено 89 единиц самоходок, которые имели след.серийные номера: 1950-1967,1970-2015, 2076 по 2100. Так как официальное наименование данной самоходки было слишком длинным, им редко пользовались, поэтому, этим машины получили обозначение «Dietmar».


Эскизный рисунок САУ Grille 15cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H


Немецкая САУ Gerat 805, 15cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H, 15cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.K, Sd.Kfz.138/1

Все произведенные самоходки Grille практически равномерно распределили между немецкими танковыми дивизиями:
- Моторизованная пехотная дивизия СС "Мертвая голова" (SS-Pz.Gren.Div. T) получила в июле 1943 года 12 единиц САУ Grille;
- Парашютная танковая дивизия "Герман Геринг" (Fallsch.Pz.Div. HG) с 30 июня по 20 июля 1943 года получила 12 единиц самоходок;
- Моторизованная пехотная дивизия СС "Рейх" (SS-Pz.Gren.Div. DR) в июле 1943 года получила 12 единиц САУ;
- Моторизованная пехотная дивизия СС "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер" (SS-Pz.Gren.Div. LAH) в июле 1943 года получила 12 единиц САУ;
- Моторизованная пехотная дивизия "Великая Германия" (Pz.Gren.Div. Grossdeutschland) в мае 1943 года получила 16 единиц;
- Моторизованная пехотная дивизия "Фельдхеррнхалле" (Pz.Gren.Div. Feldherrnhalle) 6 единиц САУ были получены с 20 апреля до 31 мая 1943 года.
- 3-я танковая дивизия СС "Мертвая голова" (3. SS-Pz.Div. T) получила 1 единицу САУ Grille 13 ноября 1943 года;
- 29-я моторизованная пехотная дивизия (29. Pz.Gren.Div.) получила 12 единиц САУ Grille с 20 апреля по 10 мая 1943 года;
- 3-я моторизованная пехотная дивизия (3. Pz.Gren.Div.) получила 12 единиц САУ Grille с 20 апреля по 10 мая 1943 года;
- 26-я танковая дивизия (26. Pz.Div.) получила 12 единиц САУ Grille с 20 апреля по 10 мая 1943 года;
- 24-я танковая дивизия (24. Pz.Div.) получила 12 единиц САУ Grille с 20 апреля по 10 мая 1943 года;
- 17-я танковая дивизия (17. Pz.Div.) получила 12 единиц САУ Grille с 30 июня по 31 июля 1943 года и 2 ед. САУ было получено 30 ноября 1943 года;
- 16-я танковая дивизия (16. Pz.Div.) получила 12 единиц САУ Grille с 20 апреля по 10 мая 1943 года;
- 5-я танковая дивизия (5. Pz.Div.) 11 июля 1943 года получила 12 единиц САУ;
- 4-я танковая дивизия (4. Pz.Div.) получила 6 единиц САУ Grille 4 декабря 1943 года и 12 единиц 3 июля 1943 года.
- 2-я танковая дивизия (2. Pz.Div.) получила 1 единицу 30 ноября и 12 единиц 5 июля 1943 года;
- 1-я танковая дивизия (1. Pz.Div.) получила с 20 апреля по 10 мая 1943 года 12 единиц САУ Grille;

Помимо этого, учебные подразделения также получили для обучения эти самоходки: 901-й моторизованный учебный пехотный полк (Pz.Gren.Lehr-Rgt. 901) (4 ед.САУ 18,08,43); Пехотная школа в Деберице (Infanterie-Schule Doberitz) (1 ед. 13,07,43 и 1 ед. 31,08,43) и Учебные подразделения (Ersatzheer) (2 ед. 10,07,43 и 1 ед. 20,08,43).

После появления самоходки на фронте, в КБ от войск стали поступать позитивные отзывы. Воодушевленные этим, специалисты фирмы Алькетт и ВММ решили модернизировать самоходку, внеся ряд конструктивных изменений. Прежде всего, преследовались две цели: снижение трудозатрат в процессе производства и улучшение технологичности конструкции САУ. Конструкторы начали работы над смещением боевого отделения самоходки в кормовую часть, благо, опыт по созданию самоходок с подобной конфигурацией у конструкторов имелся (имеется ввиду САУ «Мардер 3»). Изменения конструкции самоходки включали полную перекомпоновку корпуса САУ, которое заключалось в смещении боевого отделения назад.

Модернизированная немецкая 150-мм самоходная артиллерийская установка Grille

6 февраля произошло важное событие в истории САУ Grille. На заседании по вопросам вооружения, сам Адольф Гитлер распорядился применять для сборки 150-мм самоходок новой модификации (Ausf. P) все танки, поступающие в ремонт с фронта. Вместе с этим, было решено после производства 200 модернизированных САУ, все остальные машины будут производится только на шасси танков, которые прибыли с фронта и имели хорошую ремонтопригодность.


Эскизный рисунок модернизированной САУ Grille Sd.Kfz.138/1 Ausf.M

Новая, модернизированная САУ 15cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M несколько отличалась от предыдущей версии. Отличия заключались в переносе двигателя в среднюю часть корпуса, а трансмиссия так и осталась спереди. Поддерживающий гусеницу ролик остался один на борт. Днище корпуса и низ боевого отделения совместили, за счет отказа в установке верхней платформы. Благодаря такому решению высота надстройки уменьшилась, силуэт машины уменьшился. Да и за счет этого расчет орудия мог производить свои действия полный рост. Бронелисты, из которых собиралась надстройка, уменьшились в количестве. Схема бронирования за счет этого изменилась, теперь бронелисты имели толщину от 8 до 20 мм. Это позволило немного облегчить машину. Между боевым отделением и моторным отсеком появилась противопожарная перегородка толщиной 8 мм. Для лучшего обзора над местом мехвода установили литой колпак толщиной 15 мм.

Модернизированная САУ получила более мощный 145-сильный, чешский двигатель Praga AC. В предыдущих поколениях САУ танкисты жаловались на плохой обзор. В этой самоходке это проблема была решена путем установки 4-х перископов (по одному на бортах и 2 в передней части).

После изготовления первого прототипа самоходки выяснилось, что вес машины увеличился до 12 тонн, что, безусловно, повлияло на ее ходовые качества.

В октябре 1943-го массовое производство САУ «Grille» было предложено продолжить, не смотря на низкие ходовые характеристики. В серийное производство САУ пошла под обозначением «Schwerinn», позже, появилось обозначение «Grille». Всего было заказано 118 машин, однако, к концу 1943 года было произведено всего 14. Далее в течении января – мая 1944 года бронекорпуса и шасси получали вооружение в чешском городе Оломуце. Ввиду серьезного прессинга со стороны авиации союзников, последнюю партию из 10 самоходок решили переоборудовать в ЗСУ Flakpanzer 38(t). Процесс переоборудования затянулся до апреля 1945 года. Судя по сохранившимся документам, общее количество произведенных САУ «Grille» второй модификации оценивается в 282 единицы. В целом, данных самоходок было произведено не так много, по сравнению с другими «одноклассниками», однако, карьера САУ «Grille» была достаточно интересной. Как и в случае с предыдущей версией самоходки, все машины практически равномерно распределили между частями вермахта:

273-я резервная танковая дивизия (273. Res.Pz.Div.)
6 единицы, отправлены 25 мая 1944 года (16. Pz.Div.)$
- 179-я резервная танковая дивизия (179. Res.Pz.Div.)
6 единицы, отправлены 25 мая 1944 года (116. Pz.Div.) $
- 155-я резервная танковая дивизия (155. Res.Pz.Div.)
6 единиц, отправлены 7 мая 1944 года (9. Pz.Div.)$
- 28-го января, 2 единицы "Grille" получила 2-я танковая дивизия;
- 2 единицы САУ второй модификации и 4 единицы первой модификации 4-го января 1944 года были отправлены в состав 1-я лыжной егерской бригады (Ski-Jag.Brig. 1);
8-я танковая дивизия (8. Pz.Div.)
6 единиц, отправлены 27 марта 1945 года
12-я танковая дивизия (12. Pz.Div.)
3 единицы, отправлены 6 сентября 1944 года
6 единиц, отправлены 4 июня 1944 года
13-я танковая дивизия (13. Pz.Div.)
6 единиц, отправлены 4 октября 1944 года
16-я танковая дивизия (16. Pz.Div.)
1 единица, отправлена 9 февраля 1944 года
3 единицы, отправлены 19 февраля 1944 года
2 единицы, отправлены 27 мая 1944 года
9 единиц, отправлены 26 июня 1944 года
4 единицы, отправлены 21 февраля 1945 года
17-я танковая дивизия (17. Pz.Div.)
2 единицы, отправлены 19 февраля 1944 года
6 единиц, отправлены 24 июля 1944 года
4 единицы, отправлены 5 апреля 1945 года
- Учебное подразделение (Ersatzheer)
1 единица, отправлены 10 июля 1944 года
1 единица, отправлены 12 октября 1944 года;
- Учебная танковая дивизия (Pz.Lehr-Div.)

2 единицы, отправлены 5 февраля 1944 года
6 единиц, отправлены 8 февраля 1944 года;
- Пехотная бригада "Фюрер" (Fuhrer-Gren.Brig.)
6 единиц, отправлены 28 августа 1944 года;
- Парашютная танковая дивизия "Герман Геринг" (Fsch.Pz.Div. HG)
3 единицы, отправлены 8 апреля 1944 года;
- Моторизованная пехотная дивизия "Фельдхеррнхалле" (Pz.Gren.Div. FHH)
;
- Моторизованная пехотная дивизия "Великая Германия" (Pz.Gren.Div. GD)
2 единицы, отправлены 12 февраля 1944 года
3 единицы, отправлены 10 июля 1944 года;
- 19-я танковая дивизия (19. Pz.Div.)
6 единиц, отправлены 17 июля 1944 года
1 единица, отправлены 16 декабря 1944 года
1 единица, отправлены 21 декабря 1944 года
3 единицы, отправлены 21 февраля 1945 года
20-я танковая дивизия (20. Pz.Div.)

6 единиц, отправлены 4 марта 1945 года
23-я танковая дивизия (23. Pz.Div.)
6 единиц, отправлены 30 мая 1944 года
24-я танковая дивизия (24. Pz.Div.)
4 единицы, отправлены 29 июня 1944 года
2 единицы, отправлены 4 марта 1944
26-я танковая дивизия (26. Pz.Div.)
2 единицы, отправлены 24 апреля 1944 года


Немецкая 150-мм самоходная артиллерийская установка Grille

1-я танковая дивизия (1. Pz.Div.)
2 единицы, отправлены 27 февраля 1944 года
4-я танковая дивизия (4. Pz.Div.)
4 единицы, отправлены 4 марта 1944
2 единицы, отправлены 5 марта 1944
4 единицы, отправлены 21 января 1945 года
5-я танковая дивизия (5. Pz.Div.)
2 единицы, отправлены 5 марта 1944
6-я танковая дивизия (6. Pz.Div.)
6 единиц, отправлены 5 июля 1944 года
7-я танковая дивизия (7. Pz.Div.)
6 единиц, отправлены 26 июня 1944 года
3 единицы, отправлены 9 сентября 1944 года

Немецкая 150-мм самоходная артиллерийская установка Grille

1-я танковая дивизия СС (1. SS-Pz.Div.)
4 единицы, отправлены 27 февраля 1944 года
6 единицы, отправлены 22 мая 1944 года
6 единиц, отправлены 5 октября 1944 года
2-я танковая дивизия СС (2. SS-Pz.Div.)
12 единиц, отправлены 27 марта 1944
3-я танковая дивизия СС (3. SS-Pz.Div.)
3 единицы, отправлены 6 марта 1944
6 единиц, отправлены 29 июня 1944 года
5-я танковая дивизия СС (5. SS-Pz.Div.)
6 единиц, отправлены 23 июня 1944 года
12-я танковая дивизия СС (12. SS-Pz.Div.)
6 единиц, отправлены 10 июля 1944 года

Одним из самых больших минусов данной САУ был очень скромный боекомплект, который включал в себя всего 20 снарядов. Для решения данной проблемы конструкторами был создан транспортер боеприпасов Sd.Kfz.138/I Mun. Ausf.M, он же Munitionspanzer 38(t) Ausf.M. Такая машина не имела вооружения, кроме 7,92-мм пулемета MG34. Она была способна перевозить всего 40 снарядов, что хватало для полной перезарядки двух самоходок. Кроме того, транспортер мог перевозить до 6 тысяч патронов к пулеметам. При желании, транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.M мог легко стать полноценной САУ с 150-мм орудием. Переделка не составляла труда полевой ремонтной бригаде. По документам, предполагалось что батарея из 6 САУ Grille получит по 2 транспортера Munitionspanzer 38(t) Ausf.M. Точных данных, какое общее количество транспортеров боеприпасов было произведено нет, одни источники говорят о 120 машинах, другие 93.



Транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.M/b]

Боевой дебют САУ Grille произошел летом 1943 года на Курской дуге в ходе летнего наступления. Там они выполняли огневую поддержку атакующей пехоты, ведя огонь прямой наводкой. Помимо этого, эти самоходки нередко использовали в качестве самоходных гаубиц для ведения огня с закрытых позиций. Все произведенные самоходки провоевали вплоть до конца войны. В наше время САУ Grille можно вживую увидеть в США, в музее Абердинского испытательного полигона.

Что касается общей оценки самоходки, то Grille в целом была неудачной. Единственным преимуществом ее была ее огневая мощь. 150 – мм гаубица s.IG.33 могла с легкость бороться со всеми вражескими танками, и была способна разрушать вражеские долговременные укрепления. Минусами ее являлись неустойчивость шасси при ведении огня под небольшими углами, когда после каждого выстрела самоходка смещалась назад. За способность «отпрыгивания» после выстрела в войсках к этой самоходке «приклеилось» прозвище «Сверчок» (от нем Grille). Еще одним минусом был небольшой боекомплект, именно для этой цели и были придуманы транспортеры боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.M. Сильная отдача при выстреле губительно сказывалась на подвеске, узлы которой быстро разрушались.

[b]Тактико-технические характеристики САУ Grille





© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз