16.12.2023

Квалификационный аттестат аудитора. Обучение по программе «Аттестат аудитора Где можно получить аттестат аудитора


Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):

  • 1) сдало квалификационный экзамен;
  • 2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом.

К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

  • 1) претендент не соответствует требованиям части 1 настоящей статьи;
  • 2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Человек, занимающийся аудиторской деятельностью, должен пройти соответствующую подготовку. Это касается не только их образования, но и лицензии. А право на её получение дает только аттестация аудиторов . Для того, чтобы пройти эту проверку знаний, получить сертификат и заняться означенной деятельностью, необходимо соответствовать определенным нормам и критериям, прописанным в законодательстве. Также аттестация аудиторских кадров должна проводиться по определенным правилам и соответствовать установленным правовыми актами требованиям.

Аттестация аудиторской деятельности

Аттестация аудиторской деятельности подразумевает под собой проверку профессиональных знаний специалиста, прошедшего соответствующее обучение. После того, как они проходят это оценивание, им предоставляется один из квалификационных классов:

  • Люди, получившие первый класс квалификации, имеют право работать в областях, связанных только с общим аудитом;
  • Люди, получившие второй класс квалификации, могут работать в областях общего аудита, которые связаны с ведением биржевой деятельности, работы внебюджетных фондов и деятельности разнообразных инвестиционных организаций;
  • Люди, получившие третий класс квалификации, получают право заниматься аудиторской деятельностью в компаниях, косвенно или напрямую связанных со страховкой;
  • Специалист, получившие четвертый класс квалификации, получает право работать в общих областях аудиторской деятельности, которые связаны с деятельностью банков и финансовых учреждений;

Аттестация аудиторской деятельности проходит в несколько этапов. Они длятся на протяжении трех дней и включают в себя письменные работы на такие темы, как:

  • Аттестация аудитора в областях хозяйственного права;
  • Налоги и части правовой деятельности, которые связаны с ними;
  • Учет и ведение бухгалтерской деятельности;
  • Аудиторская деятельность.

Аттестация аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности для отдельного специалиста возможны только в том случае, если он соответствует определенным нормам и критериям, установленным законодательными нормами. В список этих требований входят:

  • Наличие законченного высшего образования, и документа, который может подтвердить факт его получения. Сотрудник должен пройти обучение на экономических или юридических специальностях, в вузах, зарегистрированных на территории Российской Федерации и имеющих официальную аккредитацию от Правительства.
  • Также сотрудник должен иметь не меньше 3 лет рабочего стажа на экономических или юридических должностях.

Только в том случае, если он соответствует всем выдвинутым критериям, человек имеет право поучаствовать в аттестации и, если проверка будет сдана, получить официальную лицензию. И если сотрудник будет заниматься аудиторской деятельностью без соответствующего сертификата, то таким образом он нарушит законодательство и его накажут.

Стоит отметить, что подобное касается и других специалистов, которые должны проходить аттестацию для подтверждения их квалификации. Потому что само наличие подобной проверки знаний говорит о том, что государство внимательно наблюдает за их деятельностью и придает ей большое значение.

И надо помнить, что единожды полученная квалификация и лицензия не остаются с человеком навечно. Она может быть аннулирована в определенных случаях:

  • Если ответственные государственные органы с точностью установили, что документы, предоставленные человеком при прохождении аттестации, являются фальшивыми;
  • Если есть постановление, изданное и подтвержденное судом, где говорится, что лицензию следует аннулировать;
  • Если ответственные государственные органы точно установили, что человек, занимающийся аудиторской деятельностью, зависим от другого лица и поэтому принимает решение в его пользу, и если специалист не соблюдает принцип конфиденциальности;
  • Если ответственные государственные органы контроля установили, что человек, занимающийся аудиторской деятельностью, постоянно и систематически проводит проверки с нарушениями норм и требований, которые выдвинуты в законодательстве;
  • Если государственные органы контроля установили, что человек, занимающийся аудиторской деятельностью, подписал заключение проверки, не проводя её;
  • Если государственные органы контроля узнали, что специалист, получивший квалификацию и лицензию, не занимался аудиторской деятельностью на протяжении двух лет;
  • Если аудитор проходит обучение и курсы по повышении квалификации, при этом нарушая требования, которые выдвинуты в законодательстве.

Если у человека отобрали лицензию из-за фальшивых документов, зависимости в решениях, постоянных нарушений в проведении аудиторских проверок или подписания заключения проверки без её проведения, то такой специалист лишается права пройти аттестацию повторно. Эта сфера деятельности для него полностью закрыта из-за тяжести вскрывшегося проступка.

Решение о том, что у человека нужно отобрать лицензию, может принять только уполномоченный орган федерального контроля. Но специалист, если он считает, что подобное решение неправомерно, может обжаловать его в судебном порядке. Для того, чтобы обратиться в суд, у него есть три месяца, и срок начинается с того момента, как уведомление об аннулировании лицензии попадает в руки к специалисту. И если суд не удовлетворит его требования, то следующие три года он лишается права обращаться в аттестационные комиссии с целью получить новую лицензию.

Порядок аттестации аудиторов

Перед тем, как подать заявление о получении квалификации аудитора, человек должен пройти через несколько этапов подготовки.

Для того, чтобы пройти аттестацию и получить соответствующую квалификацию, лицензию, необходимо обратиться в соответствующие органы. Это могут быть не только территориальные структурные подразделения федеральных исполнительных организаций, но и учебные центры, получившие разрешение на проведение подобных проверок знаний. Об этом говорится в Федеральном законе №307 от 30.12.2008.

Обратившись туда, специалист должен подать соответствующее заявление и отправить пакет необходимых документов, о котором написано выше. После того, как вся документация пройдет обработку и проверку, претенденту на получение аудиторской квалификации придет уведомление, где будет сказано о времени и месте проведения письменного экзамена.

Проверка профессиональных знаний проходит по определенной программе, которая длится два дня.

  • Первый день – каждый претендент получает три задания из экзаменационного билета, который ему дают индивидуально;
  • Второй день – каждый претендент получается по два экзаменационных задания из индивидуального билета и одно практическое задание;

После того, как специалист сдаст аттестацию на получение лицензии аудитора, его обучение не заканчивается. Он обязан получать знания на специальных курсах для повышения квалификации. Подобное дополнительное обучение должно проходить каждый календарный год, начиная с того момента, как аудитор прошел аттестацию и получил лицензию. Минимальное количество часов, которое человек должен провести на таких курсах, составляется той аудиторской организацией, где он работает. Но законодательство говорит о том, что подобное обучение должно занимать больше 20 часов в год.

Также стоит обратить внимание на то, что обучение и аттестация проводятся не бесплатно. В организациях, которые занимаются подобными кадровыми процессами, есть четко установленная сумма, которую необходимо уплатить, чтобы получить нужные навыки и, в конце концов, пройти лицензирование.

Лицензирование аудиторской деятельности

После того, как специалист-аудитор прошел всё необходимое обучение, получил требующуюся для такой должности подготовку, сдал аттестацию и подтвердил свою квалификацию, начинается этап, во время которого человек получит действующую лицензию.

Процедура лицензирования, и все положения, которые на неё распространяются, утверждены в Постановлении Правительства №190 от 29.03.2002. Срок действия лицензии – 5 лет. После того, как это время закончится, человек должен будет подтвердить свои знания и продлить действие сертификата. Стоит отметить, что нет никаких ограничений на то, сколько раз сотрудник имеет право продлевать свое разрешение на аудиторскую деятельность.

Для того, чтобы получить лицензию, человек должен соответствовать некоторым требованиям:

Только соблюдение всех этих требований гарантирует получение соответствующей лицензии. И если человек нарушает хотя бы один из описанных выше пунктов, то это может привести к тому, что процесс лицензирования будет приостановлен. Также федеральные органы контроля получат юридическое основание для того, чтобы провести процедуру аннулирования лицензии.

Также стоит отметить, что подобный контроль за аттестацией и лицензированием аудиторского персонала объясняется тем, что правительство уделяет много внимания деятельности этих специалистов. Последствия их ошибок, или специально сделанных допущений, могут принести тяжкий вред не только отдельному человеку, но и государству в целом.

Сфера аудита в России уже два года находится в ситуации перманентных реформ. Эти реформы отнюдь не рядового характера. Их разнообразие и интенсивность сообщают эмоциональный фон всему аудиторскому сообществу, так что с «палубы аудиторского корабля», например, можно услышать речь не только отдельных аудиторов, но и их представительного собрания: «Присутствующие на заседании круглого стола аудиторы Дальневосточного региона обсудили вопрос о состоянии рынка аудиторских услуг и пришли к единому мнению о том, что в стране последовательно проводятся мероприятия, направленные на полную ликвидацию отечественного аудита, на активное вытеснение небольших региональных аудиторских компаний с рынка аудиторских услуг» 1 .

Что это за мероприятия? Это введение института саморегулируемых организаций, многочисленных условий и платежей, связанных с вступлением в СРО, изменения в стандартах качества, контроле качества, введения системы внешнего контроля качества со стороны Росфиннадзора, изменения Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и многое другое.

Но самым шокирующим среди мероприятий реформы аудита в России стала новая аттестация для уже аттестованных аудиторов, упоминаемая в ФЗ «Об аудиторской деятельности» в качестве экзамена на получение единого квалификационного аттестата, сдаваемого «в упрощённом порядке». Согласно Закону, аудиторы вправе его сдавать до 1 января 2013 года. Закон не обязывает аудиторов проходить «упрощённые» испытания, но сильно ограничивает участие в аудиторской деятельности тех, кто не станет обладателем единого аттестата. Такие аудиторы уже с 1 января 2012 года не смогут не только подписывать аудиторские заключения общественно-значимых организаций, но осуществлять проверку банков, государственных унитарных предприятий с долей государственной собственности более 25%, обществ взаимного страхования, инвестиционных фондов, бирж и других типов объектов, упомянутых в статье 5 части 3 Федерального закона № 308 от 30 декабря 2008 года.

Органом, которому была поручена организация экзамена, стало Министерство финансов РФ. В сентябре 2009 года, через 9 месяцев после выхода упомянутого Федерального закона, на сайте Минфина издается проект положения об упрощенном экзамене, в котором проявляются его очертания.

Экзамен обещал быть жестким. Каждому аудитору готовился «индивидуальный тест» из 60 (или 30) вопросов. Вопросы из нескольких областей (в зависимости от типа аудиторского аттестата) - в основном, по бухгалтерскому учету в России и в европейских странах (МСФО). Учить «обычный» бухгалтерский учет коммерческих организаций предлагалось аудиторам, имеющим аттестат только аттестат по банковскому аудиту (напомним, это 4,6% аудиторов). Остальным 95,4% аттестованным профессионалам было необходимо постигнуть особенности бухгалтерского учета в специальных областях и секторах экономики: банках, инвестиционных фондах, негосударственных пенсионных фондах, страховых организациях, биржах и.т.д. Кроме этого, на экзамене предлагалось проверить знание ряда международных и российских законов из области борьбы с коррупцией, федеральных стандартов в области контроля качества аудита, и.т.д.

На выходе получался довольно большой объем вопросов, требующий знаний, освоить которые можно за пару месяцев занятий в группах подготовки, либо самостоятельно. При этом необходима полная изоляции от мира с учебниками и распечатанными текстами законов, инструкций, регламентов, положений (в общей сложности это несколько тысяч страниц машинописного текста).

Любопытно, что на фоне строгости проявились человеколюбие и гуманизм разработчиков аттестации (видимо, предчувствуя тяжесть ноши для целого профессионального сообщества, преимущественно, находящегося в постоянных командировках на объектах проверок, слеза прокатилась по щеке разработчиков), по крайней мере, в первоначальном виде Положения об экзамене, сдаваемом в упрощенном порядке. В этой редакции Положения аудиторам предлагалась льгота, дающая право вместо того, чтобы сдавать ряд областей знаний, прослушать специальный курс повышения квалификации. Через три месяца после публикации Положения (в начале ноября 2010 года), Проект превратился в Положение, утвержденное Приказом Минфина РФ от 30 сентября 2010 г. N 118н (то есть, задним числом), но обещанная льгота из него исчезла.

Аудиторские саморегулируемые организации были возмущены фактом отмены обещанных послаблений, и даже встречались с руководством Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности 2 , а также писали письма Министру финансов РФ 3 , но всё было бессмысленно: льгота по еще большему упрощению упрощённого экзамена не вернулась.

Для российских аудиторов начались суровые времена. В конце 2010 года всеми шестью саморегулируемыми организациями создается Единая аттестационная комиссия (ЕАК), которая должна непосредственно готовить экзаменационные тесты, вводить их в специально заказанную компьютерную программу, планировать расписание, проводить сам экзамен, публиковать результаты. Сайт ЕАК фактически появляется только после новогодних каникул, хотя там имелась новость от 30 декабря 2010 года 4 (поразительно, какое существенное значение в нашей стране имеет феномен «заднего числа»!)

От начала 2011 года и до середины марта наступило временное затишье, которое лишь время от времени прерывали новые события: так, на сайте ЕАК появилась информация о плате, взимаемой за сдачу упрощённого экзамена. Его стоимость для проходящих аттестацию составила 10000 рублей 5 . Сумма была на 500% больше, чем аудиторы платили за первичный (не упрощённый!) экзамен, когда его курировал МинФин РФ. Установление такого размера оплаты вызвало возмущение в аудиторском сообществе, и оно не стихает до сих пор. Министерство финансов РФ также рекомендовало снизить цену за экзамен, но как бы не в силах повлиять на ценообразование, поскольку формально ЕАК учреждалась не Министерством финансов, а саморегулируемыми организациями аудиторов. Резонно, что тот, кто учредил, пусть сам и разбирается (такая интонация звучит в ответе Минфина РФ саморегулируемым организациям аудиторов). 6

Единая аттестационная комиссия была торжественно непреклонна, но к 1 августа созрела для «как бы» уступок, и предложила скидку в оплате экзамена в размере 50%, но только для таких категорий аудиторов, которые, по мнению аудиторских СМИ 7 вряд ли составят и сотую часть сообщества. К льготным ЕАК отнесла такие редкие категории представителей аудиторской профессии, как ветеранов боевых действий, ликвидаторов аварии на ЧАЭС 1986-1987гг., доноров - граждан, награжденных знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР».

В случае провала на экзамене повторная сдача разрешалась, но до конца лета 2011 года в аудиторской среде ходили упорные слухи, что аудитор может рассчитывать только на две дополнительных попытки. Сомнения развеяла сама ЕАК, разместив на своем сайте FAQ в статье под названием «Упрощённо - не значит просто» 8 , где Директор комиссии дает ответы на наиболее спорные вопросы. И в ответ на вопрос «ограничено ли количество попыток» звучит торжественное «нет». Однако каждая новая попытка сдачи экзамена обойдется аудитору снова в 10000 рублей. Действительно, между упрощённостью и простотой пролегает какая-то невидимая финансовая грань…

Ситуация осложнялась и тем, что довольно долго не было понятно, как именно готовиться к экзамену. Очень многое в методологии подготовки зависит от того, как будет сформулирован вопрос теста. Для наглядности приведем пример из области экзамена «бухгалтерский учет в банках». Известно, что банковский план счетов содержит несколько десятков тысяч номеров. Когда для работы в банке аттестуют бухгалтера, квалификационным требованием к нему считается не только знание названий и правил корреспонденции этих счетов, но и их номеров. Эти требования обоснованы, так как бухгалтерский учет в банках - область специализации, несколько лет изучаемая в ВУЗах, готовящих работников кредитных организаций. Поэтому вопрос теста для банковского бухгалтера может быть сформулирован следующим образом:

«Денежные средства зачислены на корсчет банка при неправильном наименовании клиента:

Варианты ответов:

a. Д 30102 К 47418

b. Д 30102 К 47417

c. Д 30102 К 47416»

От аудитора, не знакомого с банковским бухгалтерским учетом (еще раз напомним, что это обладатели общего аттестата аудитора, которые составляют более 9/10 от всего аудиторского сообщества России), подобная формулировка вопроса требует знания номеров счетов. Это означает, что во время подготовки он должен затратить продолжительное время на заучивание соответствия названий номеров счетов их номерам. Но если в вопросе теста раскрывается название счета, то подобного запоминания не нужно.

Единая аттестационная комиссия долго не раскрывала информации о характере тестов, и опубликовала несколько примерных тестовых вопросов (от 6 до 8 в каждой области экзамена) меньше чем за неделю до первого экзамена, назначенного на 17 марта 2011 года. Однако для понимания того, как готовиться к «упрощённым испытаниям», предложенных вариантов оказалось явно недостаточно!

Возможно, что в ЕАК были слишком озабочены безопасностью тестовой базы. Действительно, в Положении о порядке упрощенного экзамена говорится о беспрецедентных мерах, направленных против несанкционированного доступа к тестовым вопросам. Так, согласно Положению №118н, ЕАК «обеспечивает сохранность документов и материалов, связанных с проведением и сдачей упрощенного экзамена»; Далее в тексте документа говорится: «Единая аттестационная комиссия обеспечивает осуществление необходимых организационных и технических мер для защиты перечня вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, от неправомерного или случайного доступа к нему, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения вопросов, а также от иных неправомерных действий» 9 .

Кроме вопросов безопасности доступа к тестам, в Положении говорится об обязанности ЕАК периодически обновлять тестовую базу: «Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, подлежит обновлению ежеквартально не менее чем на 30 процентов». 10

На практике база вопросов обновляется гораздо более существенно, чем на 30%. Аудиторы, принимавшие участие в сдаче экзамена два раза (и более двух раз), свидетельствуют о том, что каждую новую сессию экзамена тесты меняются очень сильно, в том числе, по сценарию вопроса. Например, в одном случае вопросы формулируются по принципу «вставьте пропущенное слово» из нормативного акта, а в другом предлагается решить задачу или хозяйственную ситуацию. Ни методологи ЕАК, ни какие-либо другие уполномоченные лица никого не информируют, как вопросы будут сформулированы. Аудитор приходит на экзамен, садится за компьютер и видит вопросы своего теста на экране.

Любому профессиональному тестологу или методологу, знающему принципы аттестации, должно быть понятно, что подобный подход прямо влияет на специфику подготовки и количество времени, затрачиваемого на неё. Если требуется наизусть выучить нормативный акт как «школьное стихотворение», чтобы точно помнить последовательность слов и не ошибиться в варианте ответа, требуется нагрузка на память. Времени на такое «зазубривание» нужно много. В случае, когда вопрос теста требует решения задачи, актуальны другие навыки и умения, а готовиться нужно иначе.

Логично, что для целей качественной подготовки к упрощённому экзамену нужно было начинать с методологии, обучения преподавателей. Никто не мешал также сообщить аудиторскому сообществу, где и как готовиться к экзамену, а не отпускать аудиторов «в свободное плавание» на неограниченное количество попыток в размере 10000 рублей каждая. По всей видимости, в исполнительном органе, ответственном за проведение экзамена, провели политический, но не этический баланс между стремлением исполнить всю «букву» Положения 118н и ответственностью перед физическими лицами - аудиторами, вынужденными проходить дополнительную аттестацию для того, чтобы оставаться в своей профессии.

Так был организован экзамен со стороны ЕАК. К этому стоит добавить слабую методологическую поддержку аудиторов со стороны СРО аудиторов. Первое, и самое лучшее, что могли сделать СРО - это заявить программы подготовки к упрощенному экзамену в числе программ обязательного ежегодного повышения квалификации. Но впервые об этом заговорили в Аудиторской палате России в мае-июне 2011 года, а практически подобные курсы подготовки (в виде 40 часов ежегодного повышения квалификации с выдачей сертификата, подтверждающего действительность аттестата аудитора) стали засчитываться не ранее конца августа 2011 года.

Первыми на вызов упрощённого экзамена откликнулись учебно-методические центры (УМЦ), проводящие курсы повышения квалификации аудиторов. Они предложили своих (и нанятых из ВУЗов) преподавателей дисциплин, проверяемых на упрощённом экзамене. Однако УМЦ действовали на свой страх и риск, не зная содержания вопросов и характера тестов.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что аудиторы уже давно не студенты (вспомним статистику, согласно которой почти половина аудиторов России старше 45 лет), и в силу своей профессиональной занятости, у них просто катастрофически не хватает свободного времени. В редкие выходные, когда аудиторы не находятся по служебным заданиям в командировках, их ждут дети, родственники, дела, которые никто за них не сделает.

Все вышеперечисленное сильно усложняло задачу качественной подготовки аттестованных аудиторов к условиям дополнительной аттестации. Это отразилось на количестве сдававших, так и на результатах упрощённого экзамена. Приведем данные по статистике:

Первый экзамен, назначенный Единой аттестационной комиссией, прошел 21 марта 2011 года. Было допущено 13 человек, сдали 5 (38% сдавших). Результаты второго экзамена от 27 апреля 2011 года, такие: из 25 аудиторов прошли испытание 9 (39%). Третий экзамен проходил 26 мая 2011 года: из 42 претендентов набрали проходной балл 12 участников (28,6%). На экзамене 29 июня 2011 года участвовали 114 человек; сдали 38 аудиторов (34,9%). Пятый экзамен - 20 июля 2011 года. Из 158 аудиторов получили единый аттестат аудитора 77 человек (50% сдавших). 10 августа 2011 года проходил шестой экзамен. Количество кандидатов - 178, сдали экзамен 54 человека (31%). 15 сентября 2011 года допущены к экзамену 85 претендентов, сдали 34 (41%). 30 сентября участвовало 338 претендентов, сдали 98 человек (29,6%). Сессия от 13 октября 2011 года принесла такие результаты: из 145 аудиторов сдали 35 (25%), 27 октября 2011 года из 456 претендентов сдали 138 (31%), 17 ноября 2011 года сдававших было 481, а сдавших 144 (31%).

Если суммировать все результаты, то к настоящему времени было 2035 допусков к упрощенному экзамену. В числе этих допусков есть кандидаты, сдававшие экзамен несколько раз, поэтому абсолютное число аудиторов примерно на 30-40% меньше, то есть около 1200 - 1300 человек. Из них успешно прошли тестирование 644 человека (31,6% от абсолютного числа попыток).

Таким образом, по состоянию на начало декабря 2011 года, из 26566 аудиторов, состоящих в саморегулируемых организациях аудиторов, получат единый аттестат аудитора 644 человека, или 2,42% от численности аудиторского сообщества России!

Ситуация с упрощённым экзаменом в конце 2011 года напрямую влияет на надвигающуюся перспективу 2012 года, когда, согласно Закона №308-ФЗ, аудиторам, не имеющим единого аттестата, запрещено участвовать в аудиторской деятельности по проверке всех общественно-значимых организаций и учреждений, подлежащих . Для российского аудита эта ситуация, без преувеличения, кризисная. Предположим, что до конца 2011 года, согласно наметившейся прогрессии сдачи упрощённого экзамена, его сдадут еще 200 человек, то есть количество обладателей единого аттестата к началу 2012 года будет составлять 850 человек. Эти аудиторы должны будут проверять все подлежащие (только этот сектор представляет собой более 5% от всего рынка аудиторских услуг!), банки (огромный объем работы!), инвестиционные фонды, биржи, страховые организации и другие общественно-значимые субъекты хозяйственной деятельности, (их список, по всей видимости, ещё далек от окончательной редакции).

Учитывая неравномерность распределения аудиторов с единым аттестатам среди более чем 5000 аудиторских компаний в России, к началу 2012 году возможны два следующих сценария:

Передел аудиторского рынка, то есть передача общественно-значимых организаций как клиентов в те аудиторские фирмы, где уже есть аудиторы с единым аттестатом.

- «охота» аудиторских организаций за аудиторами - обладателями единого аттестата, предложение им лучших условий (по сравнению с аудиторами, обладающими аттестатами «старого образца»).

В своей худшей реализации второй сценарий содержит в себе опасный потенциал, когда единый аттестат может стать предметом аренды 11 . С другой стороны, обладатели единого аттестата получили его дорогой ценой, поэтому вряд ли эти аудиторы столь легкомысленно будут относиться к своей профессиональной карьере (тем более, что аудитор за подобные действия точно будет подвергнут дисциплинарной, но не исключено, что и уголовной ответственности).

Нельзя сказать, что в данной критической ситуации саморегулируемые организации аудиторов бездействуют. Попытки повлиять на ситуацию были. Уже упоминались несколько писем и обращений в Министерство финансов РФ, подписанных всеми СРО. Однако все до единого случая «достучаться» до государственного регулятора аудиторской деятельности были безуспешными. Наиболее отчаянное желание повлиять на сложившуюся ситуацию очевидно из инициативы СРО Институт профессиональных аудиторов России (ИПАР). На сайте ИПАР в разделе «новости» сравнительно недавно был опубликован текст обращения аудиторов в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС), в Министерство юстиции РФ, в Министерство финансов РФ, и даже в Высший совет партии «Единая Россия» 12 .

Обращение очень эмоционально, его формулировки отражают высокую степень озабоченности ситуацией, в которой целое профессиональное сообщество оказалось «бесправным» и неспособным как-либо повлиять на свою судьбу. Повторной аттестацией «нарушаются конституционные права», «процедура сдачи экзамена… не выдерживает никакой критики», упоминается «некорректность формулировок экзаменационных вопросов и ответов к ним» и др. И все же, несмотря на такой очевидный «крик о помощи», но учитывая сложившиеся тенденции реформы аудита в России, можно попробовать заранее спрогнозировать ответ государственных и партийных органов - респондентов обращения.

Реформа аудита в России находится в той стадии, когда условный «поворот обратно» уже невозможен даже в случае серьезного изменения политического расклада. Выразим частное мнение: по всей видимости, реформа аудита связана с антикоррупционной составляющей. В ситуации «зашкаливающей» за здравый смысл системной коррупции в России не столь важно (и даже опасно) установление объективных факторов или даже лиц, виновных в формировании и поддержании огромного коррупционного «бюджета теневой экономики». Более результативной становится попытка использовать возможные ресурсы для исправления такого положения дел. В перспективе такого видения, аудитор, имеющий прямой доступ к документам учета и отчетности на предприятиях, подлежащих аудиту, выглядит как лицо, от которого можно ожидать информирования соответствующих органов о фактах коррупции, либо легализации доходов, полученных преступным путем.

Для того, чтобы достигнуть целей, поставленных реформой, нужно сформировать принципиально новое профессиональное сообщество аудиторов, в котором изменится качество требований к представителю «проверяющей» профессии. Это сращение обширных знаний, опытности, высоких стандартов этики, безупречной репутации, а также понимания задач, поставленных государством, то есть определенного вида патриотизма. Инструментально такое сообщество уже создается с помощью «упрощённого экзамена» как серьезного барьера для «старого аудита», и вряд ли идеологи реформы аудита смогут найти что-то лучше, чем деятельность Единой аттестационной комиссии. Поэтому что-то радикально менять (может быть, за исключением вопроса ценообразования упрощенного экзамена, которым может заинтересоваться ФАС) вряд ли заинтересован кто-то из адресатов упомянутого выше письма одного из СРО аудиторов.

Как развитие батальных событий в ноябре 2011 г. завершилась государственная регистрация Национального Союза аудиторских объединений (НСА), созданная как ассоциация саморегулируемыми организациями аудиторов: Некоммерческим партнерством «Институт профессиональных аудиторов России» (ИПАР), Некоммерческим партнерством «Московская аудиторская палата» (МоАП), Некоммерческим партнерством «Российская Коллегия аудиторов» (РКА), Некоммерческим партнерством «Аудиторская Ассоциация Содружество» (ААС).

На первом, после регистрации, общем собрании Союза 23.11.11 г. главное внимание было уделено Обращению аудиторов России к президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву и председателю Правительства Российской Федерации, председателю партии «Единая Россия» В.В.Путину, в котором описана катастрофическая ситуация, сложившаяся в сфере аудиторских услуг. 13

Как бы далее не развивались события, уже сейчас очевидно, что рынок аудита в России переживает серьезные потрясения. Только немногие участники этого рынка, откликаясь на вызов времени, предлагают услуги, направленные не на попытки политического влияния на происходящие события (пока все они оказались бессмысленными). Гораздо полезнее в такой ситуации - экономическое решение проблемы аудиторских компаний, оказавшихся в крайне затруднительном положении. Например, в компании « » уже в настоящее время работает система обслуживания аудиторских компаний, позволяющая им выжить на рынке аудиторских услуг, снизив издержки на обслуживание клиентов, и сохранив свой бизнес.

В перечень услуг для аудиторских компаний включаются помощь в прохождении контроля качества со стороны СРО, а также контроля, проводимого Росфиннадзором; подготовка аудиторов компании к упрощённому экзамену, которая предполагает как занятия в группах подготовки, так семинары по методологии самостоятельной подготовки. Отдельная услуга, которая уже сегодня востребована - обслуживание клиентов силами специалистов, имеющими единый квалификационный аттестат аудитора. Если мы поможем себе сами, то сумеем сохранить наш общий аудиторский корабль, и он сможет пережить любой шторм!

Подробности

Получение аттестата аудитора – дело ответственное, требующее усилий и знаний. Но вовсе не невозможное. Как получить сертификат аудитора – аттестат о наличии квалификации? Давайте узнаем!

Аудитор - это профессионал, который проводит ревизию в финансовой и налоговой отчетности, во всех бухгалтерских документах, проводит оценку эффективности работы организации, дает свои рекомендации по устранению неточностей и консультирует руководителей для правильной работы всего предприятия.

Такие знания не приходят просто так. Их нужно получать, т.е. учиться. Но знания ничего не значат, если кандидату в ревизоры не получить аттестат аудитора.

Аттестат или как его еще часто называют сертификат – это специальный документ, подтверждающий квалификацию, знания и право человека на осуществление аудиторской деятельности. По сути, получение аттестата аудитора можно сравнить с признанием в человеке профессионала.

Как получить аттестат аудитора?

Процессу получения аттестата аудитора предшествует несколько лет. Первые годы уйдут на то, чтобы получить образование аудитора. То есть на получение высшего профессионального экономического или юридического образования. Этот этап является обязательным.

Аудиторов не бывает без диплома вуза, при этом, полноценно на аудиторов в вузах не учат. Профессиональные навыки специалисты получают во время практики, работая в качестве ассистентов в аудиторских компаниях или в должности бухгалтера или экономиста в частных или государственных организациях нашей страны.

Поэтому следом за обучением, чтобы получить аттестат аудитора, придется посвятить себя работе. Это второй этап на пути к сертификату.

Спустя 3 года работы, есть смысл двигаться вперед. Следующий этап – подготовительные курсы на сдачу экзаменов на получение аттестата. Курсы, как правило, краткосрочные, не обязательные, но помогают подготовиться к аттестации и экзаменам. Поэтому они крайне желательны.

Если кандидат готов и уверен в себе, то остается последний и самый важный этап получения аттестата аудитора – сдача экзаменов.

Получение сертификата аудитора

Выдачей аттестатов и сертификатов аудиторов занимается Единая аттестационная комиссия – специальный орган, созданный в соответствии с законодательством России. Только ЕАК вправе выдать такой документ. И не каждому, а только сдавшему экзамены, то есть прошедшему аттестацию.

Аттестацию ЕАК проводит для кандидатов, у которых есть:

  • Диплом о высшем экономическом (юридическом) образовании;
  • Стаж работы в экономической (юридической) сфере приблизительно три года;
  • Заявление на разрешение к сдаче уникальной сертификации.

Перечень обязательных документов для получения единого аттестата аудитора:

  • Заявка на разрешение, которая должна быть написана в электронном, печатном типе;
  • Засвидетельствованная нотариусом копия диплома высшего образования;
  • Подтвержденная копия трудовой книжки нотариусом либо сотрудником отдела по персоналу и руководителем по последнему месту работы;
  • Копия платежной квитанции об оплате за прохождение специального экзамена на сертификацию;
  • Копия удостоверения о регистрации в налоговой службе по месту своего жительства.

При наличии вышеуказанных документов, кандидат допускается к экзамену и аттестации. Если все пройдет отлично, он сможет получить сертификат аудитора – свидетельство о квалификации.

Индивидуальное свидетельство является наиважнейшим паспортом ревизора, а проверки на предприятиях должны осуществлять лишь те аудиторы, которые имеют в наличии такой аттестат.

Аттестат аудитора является бессрочным и получить его можно один раз и на всю жизнь, но важно его сохранить. Законом установлено, что ревизор обязан ежегодно повышать свою квалификацию. В случае, если этого не происходит, сертификат может быть аннулирован.

Также важно отметить, что если получить сертификат аудитора и не работать в должности более 2х лет, то документ утрачивает свое значение, лишая ревизора лицензии на право оказания услуг.

Подведем итог. Чтобы получить аттестат аудитора, необходимо получить высшее экономическое или юридическое образование. Нужно иметь опыт работы в аудиторских компаниях или по экономическому профилю в российских организациях не менее 3х лет.

Для получения аттестата следует обратиться в лицензирующий орган – Единую аттестационную комиссию, которая проверит наличие стажа, образования и даст допуск к экзамену. Экзамен определит, насколько кандидат достоин статуса профессионала. В случае успеха, кандидат сможет получить аттестат аудитора и приступить к работе по профессии.

Если стаж будет прерван сроком более, чем на 2 года, сертификат будет аннулирован. Он будет аннулирован и в случае, если практикующий аудитор не проходит курсы повышения квалификации. Проходить их необходимо ежегодно.

Учебный курс
«Подготовка к сдаче квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора»

Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет на дату подачи заявки на квалификационный экзамен стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации .

К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование (экономическое или юридическое) в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования. (Бакалавр, Диплом о переподготовке не подходит).

Квалификационный экзамен проводится Единой аттестационной комиссией (ЕАК), которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленным Минфином России.

Учебная программа курса:

  1. Раздел I. Область знаний: «ПРАВО».
    • Тема 1. Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений.
    • Тема 2. Организационно-правовые формы юридических лиц.
    • Тема 3. Корпоративное управление в коммерческих организациях.
    • Тема 4. Объекты гражданских прав.
    • Тема 5. Сделки.
    • Тема 6. Представительство. Доверенность.
    • Тема 7. Право собственности и иные вещные права.
    • Тема 8. Обязательства, способы их обеспечения, порядок и сроки исполнения и взыскания.
    • Тема 9. Гражданско-правовой договор.
    • Тема 10. Правовое регулирование трудовых отношений.
    • Тема 11. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
    • Тема 12. Внешнеэкономическая деятельность. Валютное регулирование и валютный контроль.
    • Тема 13. Несостоятельность (банкротство) организации.
    • Тема 14. Правовое регулирование деятельности организаций финансового сектора экономики.
    • Тема 15. Основы системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации. Основы системы противодействия коррупции.
  2. Раздел II. Область знаний: «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ».
    • Тема 1. Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации.
    • Тема 2. Общие требования к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации.
    • Тема 3. Порядок представления и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (РСБУ).
    • Тема 4. Учет основных средств.
    • Тема 5. Учет затрат на освоение природных ресурсов.
    • Тема 6. Учет нематериальных активов.
    • Тема 7. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.
    • Тема 8. Учет финансовых вложений.
    • Тема 9. Учет материально-производственных запасов и незавершенного производства.
    • Тема 10. Учет денежных средств и их эквивалентов.
    • Тема 11. Учет расчетов и обязательств.
    • Тема 12. Учет капитала, резервов и других источников финансирования организации.
    • Тема 13. Учет финансовых результатов.
    • Тема 14. Учет налога на прибыль.
    • Тема 15. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы.
    • Тема 16. Учет операций в иностранной валюте.
    • Тема 17. Учет совместной деятельности.
    • Тема 18. Особенности учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций финансового сектора экономики.
    • Тема 19. Международные стандарты финансовой отчетности.
  3. Раздел III. Область знаний: «НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
    • Тема 1. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Субъекты налоговых правоотношений.
    • Тема 2. Налоговое обязательство и его исполнение.
    • Тема 3. Налоговый контроль. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.
    • Тема 4. Налог на прибыль организаций.
    • Тема 5. Налог на добавленную стоимость.
    • Тема 6. Акцизы.
    • Тема 7. Налог на доходы физических лиц.
    • Тема 8. Имущественные налоги.
    • Тема 9. Налог на добычу полезных ископаемых.
    • Тема 10. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды на обязательное пенсионное и социальное страхование.
  4. Раздел IV. Область знаний: «ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ, ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ».
    • Тема 1. Финансы организации.
    • Тема 2. Бюджетирование в системе управления финансами.
    • Тема 3. Финансовый анализ и его методы.
    • Тема 4. Анализ и оценка доходов организации.
    • Тема 5. Анализ и оценка расходов организации и себестоимости продаж.
    • Тема 6. Анализ и оценка финансовых результатов.
    • Тема 7. Анализ и оценка внеоборотных активов.
    • Тема 8. Анализ и оценка оборотных активов.
    • Тема 9. Анализ и оценка рентабельности активов и собственного капитала.
    • Тема 10. Анализ и оценка финансового состояния организации.
    • Тема 11. Методы комплексного финансового анализа и оценки эффективности бизнеса.
    • Тема 12. Основы финансового менеджмента.
    • Тема 13. Управление рисками.
    • Тема 14. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля и внутреннего аудита.
  5. Раздел V. Область знаний: «АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
    • Тема 1. Понятие и содержание аудиторской деятельности.
    • Тема 2. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации.
    • Тема 3. Профессиональная этика аудиторов.
    • Тема 4. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.
    • Тема 5. Международные стандарты аудита финансовой информации.
    • Тема 6. Международные стандарты заданий по проведению обзорных проверок (МСОП).
    • Тема 7. Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность, отличных от аудита и обзорных проверок финансовой информации (МСЗОУ).
    • Тема 8. Международные стандарты сопутствующих аудиту услуг (МССУ).
    • Тема 9. Контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций.



© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз