30.01.2024

Презентация связи предложений в текстве. Описание Каким способом связаны предложения


ПРАКТИКУМ «ВИДЫ И СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ»

Виды связи предложений в тексте:

Цепная связь: Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.(Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4…). Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.

Параллельная связь предложений в тексте: Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. (Схема параллельной связи: 1: 2 – 3 – 4 – 5 …). Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

    Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

    Где-то за горизонтом шла гроза.

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Лексические средства связи:

    Однотематическая лексика

    Описательные обороты.

Грамматические средства связи

    Союзы

    Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях) – например, все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

    Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста

(Все предложения двусоставные неполные)

    Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств

( Указательное местоимение, синоним и частица)

1. На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени.

2. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили

3. Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу.

4. Однажды читатель берёт в руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает:

- Как этот человек мог выразить мои переживания?!

Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения книги.

5. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни

6. Туристы вышли на поляну. Здесь решили они остановиться на ночлег.

7. Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник.

8. Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.

9. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться.

10. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

.

15.

16. В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.

17. Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец, принесёт массу удовольствия.

(Д.Лихачёв)

19. Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера.

Упражнение 4. Восстанови порядок предложений

1. А бедные люди часто совсем не получали соли.

2. За столом солонка стояла около хозяина.

3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.

5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

6. Больше сыпал тому, кого уважал.

7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши , которое означает «уйти, не получив ожидаемого».

8. Он сам сыпал соль гостям.

9. И нередко пересаливал.

Хорь. Он Крестьянин

2. Хорь был человек положительный. Это Они же делали Хоря человеком авторитетным.

3. Запевающий сон, зацветающий цвет,

Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.

Это было весной – в улетающий день.

Раздышались цветы – и на темный карниз

Передвинулись тени ликующих риз.

Задыхалась тоска, занималась душа,

Распахнул я окно, трепеща и дрожа.

И не помню – откуда дохнула в лицо,

Запевая, сгорая, взошла на крыльцо. (А. Блок)

    леса , могучие, нетронутые. В лесах

    талантливым талантливости .

    В лесу мы видели лося . Сохатый

    Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи.

    Ей ей и украшать её.

    Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.

    Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью.

    Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда.

    Так

    И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев).

    Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но

    Словом

    огромный

    Направо пойдешь – богатым быть. Налево пойдешь – женатым быть. Прямо пойдешь – убитым быть.

    Прочитанную книгу они долго обсуждали. В той книге оказалось то, чего они так ждали. Не напрасными оказались их ожидания.

    "Творчество Пушкина имело особое значение для дальнейшего развития литературного русского языка. Великому поэту в своих произведениях удалось соединить иноязычные заимствования, высокие старославянизмы, а также элементы разговорной живой речи.

    Друг спорит. Недруг же поддакивает.

    Много соли содержится в морской воде. Вот почему ее нельзя использовать для приготовления различных блюд.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «ТЕКСТ. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ»

Однажды читатель берёт в руки книгу … Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, пораженный, он восклицает:

Как этот человек мог выразить мои переживания?! Однажды человек начинает постигать себя через книгу – пишет её или читает – он проходит с нею вместе сложнейший процесс самопознания и самовыражения.

Сопереживание, ощущение своей слитности с автором, понявшим читателя и показавшим ему похожие лицо и душу, - это одна сторона постижения поэтической книги.

Другое не менее значительное чувство: после осознания себя – жажда ответа, порыв к действию. Человеку открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя в себе с помощью чужого слова, чужого чувства, чужой мысли …

Однажды человек, уверенный в том, что все знает и во всем разбирается, сдавший экзамен по литературе на «отлично», внезапно, словно прозрев, начинает ощущать, почти осязать слова, прежде не вызывавшие в нем сильных эмоций и ассоциаций:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

Ёщё вчера эти строки и не вспоминались даже. Сегодня они возникли в памяти, и одновременно явился перед мысленным взором безграничный морской пейзаж …

И наполняется читатель силой от прочитанного, желанием взлететь в неведомое, стремлением оттолкнуться от обыденности – мир представляется ему легко преодолимой преградой на пути к солнцу.

Однажды тот, кто с детства привык к кино и телевизору, вечно спешащий по делам, захочет остановиться, оглянуться, почувствовать себя … Человеку захочется, как свежего воздуха, полета, вдохновения.

Однажды … человек захочет постичь искусство слова … Это счастливый человек.

    Определи тему текста.

    Найди в тексте ключевые слова.

    С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

    Какова роль в тексте повторяющегося слова «однажды»? (Глава, из которой взят отрывок, так и называется – «Однажды»).

    Объясните значение слов ассоциация, эмоция, сопереживание.

    Найди в тексте контекстуальные синонимы, антонимы, слова в переносном значении.

    Запиши два последних абзаца, разбери предложения.

    Напиши сочинение «Почему мне хочется перечитать книгу………….» или напиши небольшое эссе – выскажи свое мнение о предложенном отрывке текста.

Ответы:

Упражнение1. Определи виды связи предложений в тексте:

Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. ( Параллельная связь )

Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей… Цепная связь

Наконец-то мы добрались к морю. Оно было очень спокойным и огромным. Спокойствие это, однако, было обманчивым. Цепная связь

Леса служат для того, чтобы оздоровлять нашу планету. Они не только являются гигантскими лабораториями, производящими кислород. Они также поглощают ядовитые газы и пыль. Их поэтому справедливо считают "легкими нашей земли. ( Параллельная связь )

Упражнение 2. Определи способ связи предложений в тексте.

    На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени. Неполные предложения и эллипсис,

отсылающие к предшествующим элементам текста

2. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась превозносили шутили

над нашими неудачами. (А.Пушкин) Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях)

3. Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу. Числительные(количественные, порядковые, собирательные)

4. Однажды читатель берёт в руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает: - Как этот человек мог выразить мои переживания?! Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения книги. Однотематическая лексика

5. Построили шоссе. соединила область со столицей. (Ф.Абрамов) Описательные обороты.

6. Туристы вышли на поляну . Здесь решили они остановиться на ночлег. Наречия(местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие)

7. Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник. Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)

8. Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи. Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)

9. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться. Синонимы(в том числе и контекстуальные, описательный оборот)

10. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Лексический повтор, однокоренные слова

11. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.(В. А. Сухомлинский) Лексический повтор, однокоренные слова

12. Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево. Синонимы(в том числе и контекстуальные, описательный оборот)

13. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше. Антонимы(в том числе и контекстуальные)

14. Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами . Антонимы(в том числе и контекстуальные)

15. Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был

до конца предан своей Родине. Союзы (преимущественно сочинительные)

16. В поле гулял ветер. В лесу же была тишина. Частицы(же, ведь, и, всё-таки и другие)

17. Занимайтесь спортом! Во-первых , он даст вам здоровья. Во-вторых , укрепит ваш дух и, наконец , принесёт массу удовольствия. Вводные слова, указывающие на порядок явлений(мыслей) и связь между ними

18. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.

19. Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера. (Указательное местоимение, синоним и частица)

Упражнение 3. Лингвистическая задача

    На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,…

    На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,…

    На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,…

    На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,…

    рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.

    рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости.

    рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.

    рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».

((Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи предложений в тексте, как понятия лексического повтора и слова одной тематической группы:

1 – B Зерцало – солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало .

2 – C Сорвали покров ночи – без покрова

3 – A Пламя солнца – с пылающим сердцем

4 – D Из посудного шкафа небосклона – бутылку нефти))

Упражнение 4. Восстанови порядок предложений ( КЛЮЧ: 5 2 8 6 4 9 3 1 7)

1.5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

2.2. За столом солонка стояла около хозяина.

3.8. Он сам сыпал соль гостям.

4.6.Больше сыпал тому, кого уважал.

5.4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.

6.9. И нередко пересаливал.

7.3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

8.1. А бедные люди часто совсем не получали соли.

9.7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши , которое означает «уйти, не получив

ожидаемого».

Упражнение 5. Определи тип связи и средства связи предложений в тексте.

1. На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов. 1 текст – параллельная связь, - грамматические (личное местоимение, единство видовременных форм глаголов), - лексические (слова одной тематической группы)

    Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.( 2 текст – цепная связь, - грамматические (местоимения: указательное и личное, единство видовременных форм глаголов)

Упражнение 6. Определи средства связи предложений в тексте.

Лексический повтор – повторение одного и того же слова. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

Однокоренные слова. Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости . (В.Белов)

Синонимы. В лесу мы видели лося . Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

Антонимы. У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше.

Описательные обороты. Построили шоссе . Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Личные местоимения. 1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

Указательные местоимения (такой, тот, этот) 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

Союзы (преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом , общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

Неполные предложения и эллипсис , отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный , всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

_________________________________________________________________________________

    Зима бывает долгой и суровой в этих краях. Морозы порой достигают 50 градусов. До самого июня лежит снег. Метели случаются даже в апреле. (Слова, принадлежащие к одной тематической группе.)

    Прочитанную книгу они долго обсуждали. В той книге оказалось то, чего они так ждали. Не напрасными оказались их ожидания". (Лексические повторы (то есть повторы словосочетаний и слов), включая и употребление однокоренных.)

    Творчество Пушкина имело особое значение для дальнейшего развития литературного русского языка. Великому поэту в своих произведениях удалось соединить иноязычные заимствования, высокие старославянизмы, а также элементы разговорной живой речи. (Синонимические замены и синонимы (включая контекстуальные, описательные и синонимические обороты, а также родо-видовые обозначения).

    Друг спорит. Недруг же поддакивает. (Антонимы (включая и контекстуальные).

    Много соли содержится в морской воде. Вот почему ее нельзя использовать для приготовления различных блюд. (Словосочетания и слова со значением определенных логических связей, а также резюмирующие, типа: поэтому, вот почему, в заключение, подведем итог, из этого следует и прочие.)

    Шумит дождь за окнами. В доме нашем зато уютно и тепло. (Частицы, союзные слова и союзы в начале предложений.)


Описание - это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Для пейзажа это будет внешний вид деревьев, трав, неба, реки; для портрета - рост, возраст, осанка, походка, выражение глаз, улыбка, внутреннее состояние человека; при описании машины это будет сообщение о ее назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о ее частях, их назначении и взаимодействи и.
Цель описания - чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описання, представил его в своем сознании.
Композиция описания, наиболее характерные ее элементы: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторская оценка, вывод, заключение.
Проанализируйте композиционные особенности описания природы (пейзажа) из IJI главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Места, по которым они проезжали, (н..)могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое(где) виднелись небольшие леса, и, усеянные редкими и низкими кустарниками, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининских времен. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто (до)иоловииы раз-метанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось.

1. Где здесь передается общее представление, общее впечатление? Какие далее выделяются признаки общей картины? В каких словах выражается оценка описываемой картины?
Определите время и вид глаголов-сказуемых в данном тексте.
Определите тип связи между предложениями. Как это характеризует смысловые отношения между частями текста? Укажите, чем связаны предложения между собой (лексические, грамматические, синтаксические средства).

При описании предмета должны быть обеспечены единство изображения, единство взгляда на предмет и определенная последовательность в описании.
299. Каковы тема, основная мысль и тип речи отрывка? Озаглавьте текст. Чем обеспечивается в нем единство изображения и какова последовательность изображения?
На свете, на всем белом свете - а уж на что он велик! - не было комнаты чище бабушкиной. Все, что от природі)! было блестящим,- блестело; все, что было старо и поизносилось от времени,- сияло старостью, прилежной штопкой"1 и великой чистотой. И если бы чей зоркий и недобрый глаз отыскал в комнате бабушки одиу-еднпст венную соринку, то и эта соринка оказалась бы невинной, ровненькой и чистой.
Кроме поповских чашек с золотой каймой и фигурными ручками, кроме чайника и ложки, оставшихся от семейного сервиза, были в комнате бабушки Татьяны Егоровны еше два предмета на удивленье: рабочий столик и каминные часы.
Рабочий столик, пузатый, с перламутром на крышке и бронзой по скату ножек, стоял не ради красоты. Он был всегда в действии и многих чудес был свидетелем и участником. Трудно сказать, чего не могла скроить, сшить, починить и подштопать бабушкина белая и худенькая рука. И были в сто.тике иголки всякого размера и нитки любого цвета, от грубой шерстяной до тончайшей шелковой. Было в столике столько цветных лоскутков, сколько существует видимых глазу оттенков в радуге, и пуговицы были от самых больших до самых маленьких. Еще было в столике особое отделение для писем, полученных за последний год; тридцать первого декабря эти письма перевязывались тонкой тесьмой и прятались в комод®. По правде сказать, писем было немного, с каждым годом меньше. Самое свежее письмо с заграничной маркой получено было па днях - от внука, которого бабушка не видела двадцать два года, а в последний раз видела трехлетним. Увидать же снова до. кк
п.і была именно сегодня в два часа. Поэтому и надела ба- « >¦ піка с утра новый и свежий кружевной чепчик6.
И еще, как сказано, были у Татьяны Егоровны старинные и драгоценные каминные часы малого размера, великой красоты, с боем трех колокольчиков, с недельным заводом (утром в воскресенье). Колокольчики отбивали час, полчаса п каждую четверть, все по-разному. Звук колокольчика был чист, нежен и словно доносился издалека. Как это было ус- |роено - знал только мастер, которого, конечно, давно не ныло на свете, потому что часам было больше ста лет. И все 1 го лет часы шли непрерывно, не отставая, не забегая, не уставая отбивать час, половину и четверти.
(М. О с о р г и н. Часы.)
I Проведите синтаксический разбор второго предложения.
Найдите предложения с двумя и более рядами однородных членов, постройте их схемы с указанием знаков препинания. 3. Объясните использование дефиса, гире, двоеточия и скобок, г Найдите вставные синтаксические конструкции в первых предложениях первого и последнего абзацев.
>. Найдите в тексте вводные обороты. Чем они отличаются от вставных конструкций?
Составьте предложение со вставной конструкцией, выделив ее с двух сторон скобками или тире.
Опишите примечательные вещи в вашем доме (квартире) или интересную старую вещь, которую вам довелось видеть.
Подготовьте описание осиновой рощи и березової! (но рассказу И. Тургенева «Свидание» из «Записок охотника»), используя авторские выразительные средства, передающие зрительные и слуховые впечатления. Какие слова и обороты выражают отношение ав- юра к одной и другой роще? Какова композиционная роль описания этих двух рощ?
Прочитайте и озаглавьте текст. Определите тип речи. Чем он отличается от текста М. Оеоргина в упр. 299, хотя тип речи тот ке? Проанализируйте словосочетания «существительное + прилагательное» в тексте М. Оеоргина и в данном тексте, сделайте вывод о назначении прилагательных в каждом из них. Какое это имеет отношение к типу речи и речевому стилю?
Львиную долю6 всей площади Тихого океана занимает колоссальная впадина округлой формы. Границы ее проходят почти повсюду по краям материков Австралии, Америки, Азии,- а местами они очерчены островными дугами и отдельными островами. Глубина впадины Тихого оке-
ала равна в среднем четырем -шести километрам. Именно эта впадина и придает нашей земле асимметрию родственных ей планет.
Прежде считалось, что гигантская круглая впадина Тихого океана однородна, она не делится па отдельные части и котловины. Исследования нашего времени показали, что это не так. Впадину разделяет на две части величественный подводный хребет, входящий в планетарную6 систему срединных океанических хребтов. Островные дуги, окаймляющие окраины Тихоокеанской впадины и параллельные берегам материков1"; «сопряженные» с этими дугами пропасти желобов, глубина которых на несколько тысяч метров больше средней глубины впадины; архипелаги6 вулканических островов, возвышающих свои вершины над водами на два, три и даже четыре километра, и группы вулканов, лежащих на глубине нескольких километров под водой; зоны разломов и подводные хребты, расчленяющие впадину на отдельные котловины; холмы и равнины, погребенные на огромной глубине,- вот характерные черты рельефа дна Тихого океана. (...)
Обособленные подводные горы - одна из типичных черт пейзажа Тихоокеанской впадины. Л сама впадина здесь вдоль и поперек иссечена подводными валами, хребтами, поднятиями - границами океанских котловин, называемых обычно но наземным формам рельефа, поблизости от которых они находятся (Марианская, Чилийская, Панамская и г. д.). На карту Тихого океана нанесены десятки подводных хребтов и горных ценей. Крупные подводные хребты называются, как правило, но наименованию островов или частей материка, лежащих на противоположных концах этих хребтов.
(Л. К о и д р а т ь е в. Атлантиды пяти океанов.
Загадки затонувших материков.)
Определите стиль текста. Чем вы подтвердите свой вывод?
Выпишите термины общенаучные, географические.
Есть ли в этом тексте изобразительные средства? Укажите их.
Произведите словообразовательный анализ слов: величественный, сопряженные, поднятиями.
Произведите морфологический разбор слова называются.
Расскажите о пунктуации второго абзаца.
Объясните постановку тире во всех случаях.
302. Напишите сочинение-миниатюру - описание какого-либо художественного изделия или интерьера помещения, станции метро, употребляя причастные и деепричастные обороты. Какую роль в вашем сочинении-описании они будут выполнять?
303. Прочитайте материалы о храме Христа Спасителя: 1) нс- імрическую справку; 2) художественное описание храма перед от-крытием; 3) художественное описание в ночь после разрушения.
В чем вы видите различия (лексические, синтаксические, ком - позиционные) в научном и художественном описании храма? Чю авторы хотели передать в первом, втором и третьем описании?
1. Историческая справка. Храм Христа Спасителя «построен в память войны 1812 года. На сем месте заложен 10 октября 1839 г. Архитектор К. А. Тон. Освящен 26 мая 1883 г.».
25 декабря 1812 г. император Александр I издал манифест «О построении в Москве церкви во имя Христа Спаопсля в ознаменование- благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов».
«Храм сооружен по Высочайшему повелению на средства казны. Строительство велось па ежегодно отпускавшуюся казной сумму в пределах 300 ООО рублей: всего сооружение обошлось в 15 123 163 рубля 69 копеек». (...)
Возведение храма Христа Спасителя продвигалось срав-нительно медленно. И это неудивительно, если учесть ту тщательность, с которой оно велось. Толщина кирпичных стен составляла 3 м 20 см. Всего на строительство ушло сорок миллионов кирпичей. Снаружи храм был отделан мраморными плитами. Соединения мраморных частей с кирпичом заливались свинцом.
Внутри нижняя часть облицовывалась" мрамором и моза-ичным камнем. Выше должна была располагаться евяшенно- историческая живопись. Не обыкновенно делают по штукатурке - и вот, помня, что храм задуман на века и века, чтобы никогда не подвергать живопись риску отсыреть от стен, штукатурку под живопись решили делать не но кирпичу, а относным способом. (...) ІЗ сотнях и сотнях квадратных метров стен, сводов и потолка высверливались5 частые дыры в шахматном порядке, куда вколачивали деревянные пробки. В пробки забивали луженые железные костыли, чтобы они торчали над кирпичом на одинаковой высоте. Затем все это густо оплеталось луженой*" проволокой, а образовавшуюся сетку дополнительно перевивали пенькой. 11а эту сетчатую поверхность набрасывался раствор цемента. В полугора вершках1" (около 7 см) от кирпичной поверхности получился отдельный, твердый как камень, слой для будущей-" живописи. Эта огромная работа была окончена лишь в 1871 г.
На западном крыле храма была укреплена мемориальная
доска с надписью:
ЗАВЕЩАНО ИМПЕРАТОР О М АЛЕКСАНДРОМ ПЕРВЫМ. ЗАЛОЖИЛ ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ
10 сентября 1839 при председателе Комиссии Д. В. Голицыне по проекту архитектора Тона. А ще не Господь созиждет дом, всуе трудшиася зиждущим. ДОВЕРШИЛ ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР ВТОРОЙ, ОСВЯЩЕН ПРИ ИМПЕРАТОРЕ АЛЕКСАНДРЕ ТРЕТЬЕМ 26 мая 1883.
Окончен при председателе Комиссии В. А. Долгорукове архитекторами Константином Топом и Александром Резановым.
...Взорван в 1932 году.
П. Золотые купола храма плыли над Москвой, сияя чистотой в ясной безоблачной синеве неба, связывая дни и ночи, недели и десятилетия в одну неразн и маемую2 цепь. Угадывались они в любое время года - и в бесснежные зимние сумерки, и в летние душные ночи. На ступенях вокруг храма, особенно со стороны Москвы-реки, любили сидеть и убогие, нуждающиеся в помощи и защите, и униженные. Сюда приходили и счастливые, и старики, уже готовящие себя к уходу,-- истинная красота и гармония были целителями страждущей души.
Храм возносился в самой середине земли и в сердцевине Москвы, и в особые, не известные непосвященному дни, он становился, многократно отражаясь в пространствах неба и реки, виден далеко окрест; храм зарывался своим подножием в древнюю землю московского Чертолья, хранящую тайны многих веков, изрытую давно заброшенными5 ходами; здесь в любом мрачном, полуосыпавшемся подземелье, которых достаточно сохранилось в этих местах и в наши дни, еще бродят кровавые, не обретшие покоя и до сих пор тени Ивана Грозного или Мал юты Скуратова; здесь в его глухих узилищах2 каленым железом, палаческим кнутом да дыбою,
мод хруст боярских костей созидалась и приращивалась плоть и сила Руси; здесь, взятые в железа и распятые на каменных склизких стенах, усыхали и становились прахом спесь и земное честолюбие, и светоносный храм легко и воздушно возносился на крови и прахе прежних поколений, дабы вечно возвещать истину о несокрушимости2 русского духа в ратоборстве, в защите отчей земли, в творческой мощи созидания и строительства, в высокой духовности помыслов и предначертаний грядущего. Устроительством храма, несмотря на его громадные, казалось бы, подавляющие размеры, стройно и мягко уравновешивалась и усиливалась стрельчатая, многоглавая, рвущаяся ввысь панорама самого Кремля...
Облицованный бело-розовым мрамором и гранитом, покрытый на своих пяти главах золотом, храм невесомо парил над всей Москвой с ее густыми улицами и холмами, блистая в ясную погоду своим центральным громадным куполом. Освещенный через верхние узкие окна, облицованный" внутри до самых хоров гладким мрамором, по карнизу которого вдоль всего храма шел ряд стеариновых свечей,- храм был особенно возвышен и строг и полон какого-то особенного настроения в момент, когда соединяющий свечи белый фитильный шнур загорался от поднесенного соборні,їм сторожем на длинной палке огня. Огонек бесшумно и быстро перебегал от свечи к свече, словно от одного, уже ушедшего поколения к другому, то ниспадая в пространстве.между свечей, то отражая бег неумолимого времени в зеркальном пространстве мраморных стен,- храм являл собою материализовавшуюся наконец соборную мощь России - прошлое, настоящее, будущее ее народа - устроителя огромной и трудной земли, народа-воина, сумевшего отстоять"", оборонить свою землю, народа-творца, стремившегося воплотить в храме высочайшую гармонию своих духовных устремлений, ощущение прекрасного в самой своей трагичности и вечности бытия. Целый пласт русской национальной культуры, казалось, навечно впечатленный в камень, мозаику, золото, иконопись, фрески, отразил мощный поток всей русской истории.
Думали, храму стоять вечно. Тысячи землекопов выбирали и вывозили землю из котлована вплоть до твердого, материкового основания, искуснейшие каменщики клали столбы, степы, пилястры, употребляя при этом вызревавшую годами в закрытых творилах известь на яичном желтке; вдохновенные художники расписывали своды, стены и арки больших и малых врат, оконные арки порталов, углы
храма, паруса несущих столбов и ниши пилонов; художники своими творениями свидетельствовали этапы становления Руси, ее воинского и строительного подвига с самого ее начала; скульпторы украшали храм множеством наружных и внутренних горельефов, устанавливая и укрепляя их мраморами и специальными железами, заливая их от порчи водами жидким свинцом. Только на исполнение горельефов понадобилось семнадцать лет.
Наступила майская ночь перед открытием храма... В легком серебристом звездном сумраке, разливавшемся по всему храму (в храме сейчас совершалось таинство соборности всей Русской земли), проступили бесчисленные тени ратников, заполнившие огромное, ставшее беспредельным пространство храма; они сошлись сюда из дали времен с копьями, мечами и щитами; с истлевшего железа на цветные мозаики из Лабрадора, шохонского порфира и цветных итальянских мраморов, выстилавших пол храма, падала густая ржавая роса, и драгоценные мозаики начали розовато светиться изнутри. Каждый на своем месте, проступили из темноты: и Александр Невский, и преподобный Сергий Радонежский, благословляющий на битву великого князя Димитрия и стоящих позади пего Пересвета и Ослябю, с мечами и препоясываниями в руках, и креститель Руси святой Владимир, и просветители славян, святые Кирилл и Мефодий, и еще множество славных мужей...
Когда к Москве подступил майский рассвет, храм уже был каким-то иным - его золотые купола, первыми загоревшиеся над Москвой в предвестии нового дня, тихо плыли в недосягаемой высоте - храм уже был приобщен к высокой и светлой тайне, переданной ему на вечное хранение памя тью парода, вознесшего его над Москвой и землей, дабы парод по заплутался во тьме, не истощилось бы его чрево и его дух. не погиб бы он, не видя больше света впереди. Святое и великое рождается и происходит в тишине и тайне - никому не ведомый завтрашний день и самые вещие письмена запечатлены во мраке грядущих вре-мен...
Стоял храм в центре земли, шли к нему из года в год стар и млад со своим горем и со своей надеждой, из года в год писалась незримая, вечная книга времен, переворачивались ее страницы, жил народ, загорались и гасли свечи в храме, начинались и кончались войны, приходили и, отбыв свой срок, уходили поколения, сыновья сменяли отцов, внуки дедов, рождались люди с гордыней и алчностью в крови, шли по жизни, слепые от сытости, пиная умирающих от ни-
пи ты и болезней, и уходили люди такими же нагими, как и пришли, и провожали их проклятьями и стонами.
Л храм стоял, потому что каждый из приходящих па земно жаждал в душе вечности и не было человека, не подвла- ||мого чувству красоты.
...Храм стоял, овеваемый всеми ветрами, бушевали зимние метели, почти скрывая его из глаз, опять приходили весны, солнце играло в его золотых куполах, и, хотя внешняя жизнь в нем совсем прекратилась... его внутренняя, нематериальная жизнь не замирала ни на минуту; невидимые свя- пі прорастали все гуще и глубже в толщу народа, лучшие силы которого были разметаны жестокими ветрами по лику;емли...
А храм стоял, впитывая в себя с необозримых прост-ранств боль, страх, безмерную кровь и еще более безмерное горе, его мраморы и купола темнели; у колоколов его вырвали голос, они онемели, но не умерли - храм был памя- I ыо, верой народа, но даже эта его безмолвная жизиь раздражала и вызывала яростную ненависть.
И вот однажды, в самом начале осени...
(П. II р о с к у р и н.)
Г^г^ 1. Проанализируйте языковые средства, которые использовал автор при описании храма.
2. Выпишите слова, в написании которых вы затрудняетесь; составьте орфографический диктант. ."!. Найдите в толковом словаре объяснение непонятных для себя слов, встретившихся в атом тексте.
1. Выберите одну из частей текста и подготовьтесь к самодиктанту, э. Какими смысловыми отношениями связаны предложения и абзацы в тексте? Выпишите слова, словосочетания и предложения, показывающие эту связь.
одинокий, случайно оставшийся после разрушения сустав здания, какой-то перст, вперившийся торчком в небо. Вид был дик и страшен.
Черный силуэт уходящей в небо стрелы угла и оставленная волею судьбы в высоте арка, как лаконичная графика плаката или даже марки, четко вырисованная на лунном фоне, - создавали удручающее, гротескное настроение. Общее безмолвие лунного освещения как-то особо подчеркивалось вынужденным молчанием мертвой руины.
Облитое странным, неживым, бездвижным и мистическим светом лунного безмолвия, зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти. В эти дни стояли ясные и холодные ночи полнолуния. Черный, одинокий на голой площади, грозящей укоризной остаток собора еще долгое время высился над громадной пустой площадью, никому уже не нужной. В копне концов и этого напоминания более не стало. Площадь постепенно лишилась всего: своих скверов, лестниц, постамента, нянек и голубей... становясь необъятным пустырем..."
(ГІ. П а л а м а р ч у к.)

Найдите ключевые слова в данном описании.
Выпишите прилагательные и причастия из текста. Какое настроение они создают?
3. Как осуществляется связь между абзацами текста?
Найдите отрывки из произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Тургенева, в которых дается описание природы или портрет. Выясните, как используются сложносочиненные предложения в этих текстах.

Определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного.
Проведите пунктуационный разбор одного из предложений.
Напишите сочинение-миниатюру «Мороз и солнце; день чудесный!». При написании сочинения подумайте, каким видам предложений (простым или сложным: сложносочиненным, сложноподчиненным, бессоюзным) вы отдадите предпочтение. Не забудьте об однородных членах и их роли в этом типе текста.
Г|^ В описании широко используются слова, обозначающие качества, свойства предметов. Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности - в форме настоящего времени; важную роль играют согласованные и несогласованные определения, назывные и неполные предложения.
306. Прочитайте отрывок из воспоминаний И. С. Тургенева ч I",. Г. Белинском. Какие тины речи вы находите в этом отрывке? \|>гументируйте свое мнение, указав особенности каждого из них. Правомерно ли, с вашей точки зрения, объединение двух разных типов речи в одном тексте?
Когда появилась та небольшая поэма «Параша», о которой я говорил выше, я в самый день отъезда из Петербурга г. деревню сходил к Белинскому (я знал, где он жил, по не посещал его и всего два раза встретился с ним у знакомых) и, не назвавшись, оставил его человеку один экземпляр. I) деревне я пробыл около двух месяцев и, получив майскую книжку «Отечественных записок», прочел в ней длинную статью Белинского о моей поэме. Он так благосклонно отозвался обо мне, так горячо хвалил меня, что, помнится, я почувствовал больше смущения, чем радости. Я не «мог поверить», и когда в Москве покойный Киреевский (И. В.) подошел ко мне с поздравлениями, я поспешил отказаться от своего детища, утверждая, что сочинитель «Параши» не ¦л. Возвратившись в Петербург, я, разумеется, отправился к Белинскому, и знакомство наше началось. Он вскоре уехал в Москву - жениться, а возвратившись оттуда, поселился на даче в Лесном. Я также нанял дачу в первом Парголо- ве и до самой осени почти каждый день посещал Белинс-кого. Я полюбил его искренно и глубоко; он благоволил ко мне.
Опишу его наружность. Известный литографический, едва ли не единственный портрет ого дает о нем понятие неверное. Срисовывая его черты, художник почел за долг воспарить духом и украсить природу и потому придал всей голове какое-то повелительно-вдохновенное выражение, какой-то военный, чуть не генеральский поворот, неестественную позу, что вовсе не соответствовало действительности и нисколько не согласовалось с характером и обычаем Белинского/ Это был человек среднего роста, на первый взгляд довольно некрасивый и даже нескладный, худощавый. со впалой грудью и понурой6 головою. Одна лопатка заметно выдавалась больше другой. Всякого, даже не медика, немедленно поражали в нем все главные признаки чахотки, весь так называемый habitus этой злой болезни. Притом же он почти постоянно кашлял. Лицо он имел небольшое, бледно-красноватое, нос неправильный, как бы приплюснутый, рот слегка искривленный, особенно когда раскрывался, маленькие частые зубы; густые белокурые волосы падали
клоком на белый прекрасный, хоть и низкий лоб. Я не видал глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотыми искорками в глубине зрачками, лги глаза, в обычное время полузакрытые ресницами, расширялись и сверкали в минуты воодушевления; в минуты веселости взгляд их принимал пленительное выражение приветливой доброты и беспечного счастья. Голос у Белинского был слаб, с хрипотою, но приятен; говорил он с особенными ударениями и придыханиями, «упорствуя, волнуясь и спеша»" . Смеялся он от души, как ребенок. Он любил расхаживать по комнате, постукивая пальцами красивых и маленьких рук по табакерке с русским табаком. Кто видел его только на улице, когда в теплом картузе", старой енотовой шубенке и стоптанных калошах он торопливой и неровной походкой про-бирался вдоль стен и с пугливой суровостью, свойственной нервическим людям, озирался вокруг,- тот не мог составить себе верного о нем понятия, и я до некоторой степени понимаю восклицание одного провинциала", которому его указали: «Я только в лесу таких волков видывал, и то травленых!»1 Между чужими людьми, на улице, Белинский легко робел и терялся. Дома он обыкновенно носил серый сюртук на вате и держался вообще очень опрятно. Его выговор, манеры, телодвижения живо напоминали его происхождение; вся его повадка была чисто русская, московская; недаром в жилах его текла беспримесная кровь - принадлежность нашего великорусского духовенства, столько веков недоступного влиянию иностранной породы.
ft) 1. У Тургенева, как вы заметили, в тексте только два абзаца. ИгЧЛ Как вы думаете, почему? А какие абзацы выделили бы вы?
2. Назовите способ связи между предложениями и абзацами в этом тексте. Какие средства связи показывают эти отношения? Выпишите их.
Подберите к выделенным словам, исходя из их текстуального значения, синонимические слова и обороты.
Что особенно подчеркивает Тургенев в портрете Белинского? А что вам больше всего запомнилось в портрете Белинского?
Сделайте полный синтаксический анализ первых двух предло-жений.
Найдите в этом тексте однородные члены; определите, какими членами предложения они являются, чем выражены: дайте их графические схемы.
307*. Прочитайте воспоминания В. А. Соллогуба о жене Л. С. Пушкина - Н. Н. Пушкиной. В чем вы видите особенности описания ее портрета? Какие изобразительно-выразительные сред- | і ва языка вы встретили в этом описании? Как вы полагаете, почему Соллогуб особо выделил слово женщиныI
На другой день отец повез меня к Пушкину - он жил в довольно скромной квартире на... улице. Самого хозяина по было дома, и нас приняла его красавица-жена. Много видел я на своем веку красивых женщин, много встречал женщин еще обаятельнее Пушкиной, но никогда не видывал и женщины, которая соединяла бы в себе такую законченность классически правильных черт и стана. Ростом высокая, с баснословно2 тонкой талией, при роскошно развитых плечах и груди, ее маленькая головка, как лилия на стебле, колыхалась и грациозно6 поворачивалась1" на тонкой шее; такого красивого и правильного профиля я не видел никогда более; а кожа, глаза, зубы, уши! Да, это была настоящая красавица, и недаром все остальные даже из самых прелестных женщин меркли как-то при ее появлении. На вид всегда она была сдержанна до холодности и мало вообще говорила. В Петербурге, где она блистала, во-первых, своей красотой и в особенности тем видным положением, которое занимал ее муж,- она бывала постоянно и в большом свете и при дворе, но ее женщины находили несколько странной.
Я с первого же раза без памяти в нее влюбился; надо сказать, что тогда не было почти пи одного юноши в Петербур-ге, который бы тайно не вздыхал по Пушкиной; ее лучезарная красота рядом с этим магическим именем всем кружила головы; я знал очень молодых людей, которые серьезно были уверены, что влюблены в Пушкину, не только вовсе с нею знакомых, но чуть ли никогда собственно ее даже не видавших"/1
(P^pi 1. Сочетание каких двух типов речи встречается в этом тек- Ib^-J сте? Назовите их.
2. Укажите признаки каждого из этих типов речи.
308. Напитпите сочинение-миниатюру - описание любимой вашей вещи, которой вы часто пользуетесь. Подумайте, как вы будете строить этот текст, не забудьте о главных признаках текста и правилах построения описания.

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

  1. Лексический повтор – повторение одного и того же слова.
    Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
  2. Однокоренные слова.
    Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости . (В.Белов)
  3. Синонимы.
    В лесу мы видели лося . Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
  4. Антонимы.
    У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше.
  5. Описательные обороты.
    Построили шоссе . Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

  1. Личные местоимения.
    1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот)
    1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
    Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
  4. Союзы (преимущественно сочинительные)
    Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)
  5. Частицы
  6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
    Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом , общество было довольно гадко. (А.Пушкин).
  7. Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
    Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
  8. Неполные предложения и эллипсис , отсылающие к предшествующим элементам текста:
    Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный , всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
  9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
    Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
Екатерина Глебовская 7 апреля 2017 Эксперт в сфере подбора персонала, HR-консультант. HR-эксперт

Вопрос на собеседовании: Опишите себя в двух словах или одним предложением

Цель вопроса: Оценка способности к самопрезентации, а также креативности.

В отличии от вопроса: «Расскажите о себе» или «Почему мы должны взять именно Вас?» кандидат ограничен в самовыражении одним предложением. И поэтому ему потребуются и творческие способности, чтобы описать себя одновременно и привлекательно для рекрутера и полно и, при этом правдиво.

Кому задаем вопрос "опишите себя в двух словах":

Кандидатам на вакансии, связанные с творчеством и с требованием к речевым возможностям: маркетологам, специалистам по рекламе, PR-менеджерам, специалистам по связям с общественностью, копирайтеров.

Кандидатам, у которых требуются высокие презентационные навыки: менеджеры по продажам, по развитию, преподаватели, руководители отделов и подразделений.

Как и когда задаем:

Данное задание, как и любое другое, при котором надо проявить творческие способности, лучше всего покажет способности собеседника в том случае, если он спокоен. Поэтому задаю после обсуждения опыта кандидата, когда кандидат чувствует себя комфортно.

Правила оценки полученных ответов.

Неправильные стратегии ответов:

Отказ от попыток дать ответ в соответствии с задачей: «Ну не знаю… Одним предложением / в двух слова сложно….»

Невнятные, односложные ответы: «Ответственный… это основное…», «Хотел бы работать…». Здесь не раскрываются возможности презентации себя, не проявляются творческие способности. Подобные ответы для описанных категорий соискателей могут быть основанием для отказа.

Правильные стратегии ответов:

«Умею хорошо договариваться», «Никому не отказываю в помощи», «На меня можно положиться», «Всегда достигаю результата», «Стремлюсь к лучшему», «Иду к мечте», «Верю в себя» и так далее.

Каждый из таких ответов дает дополнительные возможности для прояснения. Задаю дополнительные вопросы: «Почему Вы выделили именно это?», «Расскажите на конкретном примере», «Приведите пример ситуации, когда проявлялась та ваша черта или качество, которые вы выделили в самопрезентации».

Ответы на эти вопросы помогают прояснить различные грани личности соискателя через призму его отношения к себе: мотивацию, стремления, сильные стороны.

Важным критерием является не только текст, который предложил кандидат в качестве ответа, но и его отношение к вопросу . Есть три типа отношения:

  • Теряется, не знает что сказать, ищет глазами в резюме, демонстрирует растерянность. Такие признаки говорят о неуверенности в себе, сложности в решении нестандартных задач, отсутствие поисковой активности и стремления к поиску вариантов.
  • Реагирует на задание напряженно, не может сориентироваться сразу, просит дать время на формулировку ответа и в результате, чаще всего, выдает неплохой ответ (из категории правильные ответы или «нужно прояснять»). Такое поведение говорит о том, что кандидат не вполне уверен в своих способностях и испытывает напряженность при необходимости дать ответ на творческое задание быстро.
  • С интересом реагирует на задание, за несколько секунд и с удовольствием, подбирает яркий и ёмкий ответ. Этот вариант оптимален, так как демонстрирует не только способность, но и готовность и вовлеченность в решение творческих, нестандартных задач и проявлению навыком самопрезентации.

Дополнительные вопросы могут быть двух категорий :

На проверку творческих способностей: «Придумайте слоган, лучше всего отражающий особенности нашей компании»

«Придумайте и презентуйте новый фантазийный продукт»

На проверку навыков самопрезентации: «Представьте свой девиз».

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный тур, X-XI классы, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:


Из какой книги взяты слова «все суета сует и томленье духа»?

Б. Песнь песней царя Соломона

В. Псалтирь

Г. Экклезиаст

В Москве в районе Сокольников есть храм, который обращен алтарем на юг, в сторону Палестины, т.к. там проходила земная жизнь Спасителя, и там Он пострадал. А куда обычно обращены алтари православных храмов?

А. На Восток В. На Север

Б. На Запад Г. На Юг

С греческого языка это слово переводится как «благодарение».

А. Анафора

Б. Евхаристия

В. Епитрахиль

Г. Литургия

Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?

А. Вознесенский собор

Б. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

В. Спас на Крови

Г. Храм Всех святых, в Земле Российской просиявших

5. Кому принадлежат строки «Целому морю - нужно все небо, Целому сердцу - нужен весь Бог» ?

А. Ахматова А.А.

Б. Гумилев Н.С.

В. Мандельштам О.Э.

Г. Цветаева М.И.

6. В Крыму в память чудесного спасения Императора Александра III во время крушения поезда был возведён храм…

А. Владимирский собор (Херсонес Таврический)

Б. Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)

В. Собор святого Александра Невского (Ялта)

Г. Храм Воскресения Христова (Форос)

Собор в Крыму, называемый «усыпальницей адмиралов». В нем захоронены многие известные адмиралы русского флота и среди них - знаменитые адмиралы П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, М.П. Лазарев.

А. Владимирский собор на Центральном городском холме в Севастополе

Б. Владимирский собор (Херсонес Таврический)

В. Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)

Г. Собор святого Александра Невского (Ялта)

Какого ангельского чина не существует?

А. Господства

Б. Наставники

В. Престолы

Г. Херувимы

У кого из членов последней императорской семьи день тезоименитства приходился на 23 апреля(по старому стилю)?

А. Императрица Александра

Б. Император Николай

В. Княжна Ольга

Г. Княжна Татьяна

Личность новой владелицы прекрасного имения в Крыму - одна из самых привлекательных в истории династии Романовых. Редкий случай, когда воспоминания всех людей, окружавших или встречавшихся с нею, сходятся в едином мнении - императрица была человеком незаурядным и по своему уму, и по высоким нравственным качествам. На одной из лучших работ художника Ф. Винтерхальтера, удачно передано подмеченное современниками то «высшее изящество всего ее существа, которое гораздо лучше красоты». О ком идет речь?

А. Александра Фёдоровна

Б. Елизавета Фёдоровна

В. Мария Александровна

Г. Мария Фёдоровна


ЗАДАНИЕ 2.

Составьте вопросы, ответами на которые служат следующие понятия:


Богоявление

Иконостас

Рождество

Пасха

Патриарх


_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Для выделенных жирным шрифтом слов найдите обобщающее понятие:

_____________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 3.

Одним-двумя предложениями опишите, чем связаны между собой изображения и литературные произведения, вошедшие в каждую группу.

Группа № 1
«Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой Твою не запятнает чистоту, И всякий, увидав тебя, прославит Бога, Создавшего такую красоту!» К.Р.
Группа № 2
«За Отрока - за Голубя - за Сына, За царевича младого Алексия Помолись, церковная Россия!» М. И. Цветаева
Группа № 3
«Тонка эпох связующая нить - Её дано нам сохранить, Как очагов погасших дым Вдоль троп, пересекавших Крым...» Виссарион Петербургский



© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз