26.11.2023

Кунсткамера Петра I – первый музей России. Что такое кунсткамера? Описание, история и современность Что такое кунсткамера при петре 1


Мысль о том, чтобы завести в России музей, появилась у 25-летнего Петра во время «великого посольства» в Голландию и Англию. Было это в 1697 году. За границей царь и увидел кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника Петра часто мелькает «зело дивно!» Не скупясь, царь покупал целые коллекции и отдельные вещи. В Амстердаме он побывал на публичных анатомических лекциях учёного Рюйша: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята». Со временем Пётр купил у Рюйша его коллекцию «заспиртованных уродов».

В России в то время анатомические вскрытия были запрещены. Царь издал указ, по которому это больше не считалось богохульством. Пётр хотел видеть Россию просвещённой, для этого и создал Кунсткамеру - кабинет редкостей - первый государственный общедоступный музей. «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились», - говорил царь.

Поначалу музей располагался в Летнем дворце, потом был переведён в Кикины палаты. Чтобы заманить публику, Пётр сделал вход бесплатным. Более того, велел угощать посетителей дорогими в то время «чаем, кофе и цукебродами», а также «венгерским вином с закусками».

Кунсткамера стала достопримечательностью столицы, там всегда было «великое людство» и множество «разного звания народу». Пётр любил сам водить экскурсии по музею. Для пополнения коллекций Пётр издал указ, чтобы со всех концов России в Кунсткамеру присылали всё редкостное, необычное. За это выплачивалось вознаграждение. В 1715 году в Петербург привезли знаменитую сибирскую коллекцию скифского золота.

Живые экспонаты

Интересно, что в Кунсткамере были и живые экспонаты. Так, из Выборга прислали овцу с двумя языками и четырьмя глазами. Но «экспонатами» становились и люди! Карлики, великаны, «уроды»… При Кунсткамере они и жили. Пётр хотел развеять предрассудок, что монстры являются порождением дьявола. Он писал, что «един творец всея твари Бог».

Царь лично привёз из Франции великана Николя Буржуа ростом 2 метра 27 см. Пётр увидел его в Кале, где силач выступал в балагане. Царь сделал Буржуа своим гайдуком и женил на чухонке. Когда в 1724 году Буржуа скончался, сделали манекен, обтянутый его же кожей. Отдельно выставили скелет. Через несколько лет череп сгорел в пожаре, пришлось искать новый. Соответствующий по размерам привезли из Средней Азии. История умалчивает, каким образом его добыли. Зато возникла легенда, что Буржуа ходит по музею и ищет свой череп.

«Дерево-монстр!»

Вскоре коллекциям стало тесно в Кикиных палатах. Пётр захотел разместить музей на Васильевском острове, который должен был стать центром столицы. Сохранилась легенда, связанная с выбором места под здание. Царь будто бы обратил внимание на необычную сосну: несколько ветвей, изгибаясь, вросли в ствол и образовали полукольца. «О, дерево-монстр! Так быть на сем месте новой Кунсткамере!» - воскликнул Пётр. В 1718 году начали строить огромное здание длиной около ста метров и шириной пятнадцать. Его мы видим и сейчас. А вот императору не довелось - работы были закончены уже после его смерти.

Ещё при Петре Кунсткамера стала подразделением Академии наук. В башне здания располагались астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.

О Кунсткамере современники писали, что её собрания едва ли не «оставляли за собой все другие музеи Европы». Тем более что в Европе за посещение музеев взимали плату, и немалую.

Готторпский глобус

Один из самых уникальных экспонатов Кунсткамеры - Готторпский глобус, установленный в башне. Этот один из первых в мире планетариев был получен Петром как дипломатический подарок.

Изготовили диковину в 1651-1664 годах для Готторпского герцога Фридриха III. Гигантское сооружение диаметром более трёх метров снаружи оклеено географической картой Земли. Внутри же - небесный купол с медными звёздами, круглый столик и скамейка для 10-12 человек. С помощью механизма небесная сфера начинает вращаться.

Из Голштинии до Петербурга глобус добирался почти четыре года. Его везли морем до Ревеля, потом на огромных санях до столицы. Поначалу глобус находился на Царицыном лугу, это нынешнее Марсово поле. Царь почти ежедневно его осматривал. Затем глобус занял своё место в Кунсткамере. В 1747 году он сильно пострадал во время пожара и был восстановлен русскими мастерами. Увидеть диковину можно и сейчас.

Кунсткамера — это первый музей, открытый Петром Первым и носит название антропологии и этнографии им. Петра Великого, здесь представлены коллекции раритетных произведений человеческой деятельности и природных экспонатов. В коллекции музея насчитывается свыше миллиона экспозиций, раскрывающих этнографические и исторические особенности народов мира.

Тематические экспонаты посвящены странам Африки и Азии и Северной Америке, Среднему и Ближнему Востоку. Основная масса собранных в Кунсткамере предметов раскрывают основные особенности жизни народов вышеперечисленных уголков света. Самый большой интерес у туристов вызывает коллекция редкостей и анатомических аномалий, поэтому у многих Кунсткамера ассоциируется с музеем «уродцев» .

Кунсткамера расположена в центре Санкт-Петербурга, на Университетской набережной, рядом со стрелкой Васильевского острова, музей находится в 15 минутах ходьбы от станции метро «Адмиралтейская», в 30 минутах от станции «Василеостровская».

Стоимость билета в музей составляет :

  • 200 руб. для взрослых,
  • 50 руб. для детей,

Часы работы — с 11.00 до 18.00 каждый день кроме понедельника.

История музея

Музей был основан Петром Великим, все началось с заморских кабинетов «кунштов», которые посещал царь во время своих поездок по Европе. Он покупал и привозил в Россию целые коллекции и отдельные редкие вещи. Датой основания музея принято считать 1714 г ., когда первые экспонаты коллекции была размещены в Летнем дворце в еще не отстроенном Санкт-Петербурге.

В 1718 г. был издан указ, в соответствии с которым все отличающиеся от нормы животные, растения, фрагменты скелета, камни, деревья, оружие, а также изделия с древними надписями люди должны были сдавать в музей. В скором времени площади помещения стало не хватать для размещения всех предметов, после чего музей был перенесен в бывшую резиденцию опального вельможи — Кикины палаты, а экспонаты царской коллекции стали доступны для всеобщего обозрения.

Стоит отметить, что посещение музеев в Европе уже тогда было платным, но Петр полагал, что не следует брать деньги с тех, кто жаждет знаний, наоборот, ежегодно из казны выделялось 400 руб. на угощение посетителей чаем и водкой.

В первых палатах музея можно было видеть искусно препарированные головы детей, отдельные части человеческого тела, имеющие какие-либо отклонения от нормы. Все экспонаты были размещены в стеклянных банках из коллекций голландского анатома Рюйша.

В двух шкафах хранились гербарии и ящики с бабочками, раковинами и животными. В следующей комнате были размещены анатомические образцы на различных стадиях развития, а также ящерицы, чучела слонов и монстров. В трех других комнатах хранились коллекции животных и птицы, янтарь и много других удивительных экспонатов. В «мюнц-кабинете» выставлялись медали и монеты. В рамках выставки демонстрировались также карлики и люди-уроды.

В 1718 г. под руководством архитектора Маттарнови начинается строительство нового здания «Палат» к 1725 г., которое завершается только после смерти Петра.

Коллекция музея

Современная Кунсткамера сильно отличается от первого музея, за 300 лет что-то было утеряно, многие предметы сгорели в пожаре 1747 г., появилось также множество новых экспонатов, собранных со всех уголков мира. Сохранились и самые первые экспонаты Кункстакмеры, привезенные еще Петром.

В музее представлены богатейшие коллекции, отражающие быт и традиционную культуры коренных жителей самых разных частей света. Весь музей разделен на несколько залов, каждый из которых посвящен континенту или части света:

  • Северной Америке,
  • Океании,
  • Китаю
  • Монголии,
  • Индии
  • Индонезии,
  • Австралии.

В зале, посвященном Индии и Индонезии, представлено наибольшее количество экспонатов, здесь можно посмотреть на резное дерево, различные маски, куклы театра марионеток, старинные театральные костюмы. В Индонезийском разделе могут вызвать интерес выполненные в форме огня кинжалы-крисы.

Зал Североамериканского континента посвящен быту и культуре его коренных народов — индейцам, алеутам и эскимосам. Большой интерес для посетителей представляют композиции ритуального танца для вызова дождя, лечение больного шаманом и т.д.

Анатомический раздел

В этом зале собраны природные редкости и экспонаты с анатомическими отклонениями, здесь можно посмотреть:

  • на сиамских близнецов,
  • двухголового теленка,
  • сиреномелию,
  • младенца с циклопией и т. д.

Основу экспозиции составляет коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, которая насчитывала свыше 2000 экспонатов и была продана Петру в 1717 г. за 30 000 гульденов. На эти деньги в то время можно было построить и оснастить 2 фрегата.

Кунсткамера пользовалась у жителей города большой популярностью, многие экспонаты обросли легендами. Одна из них гласит о заспиртованной голове Марии Гамильтон, казненной еще при Петре. Однажды колба с экспонатом была вскрыта, голова исчезла, а спирт использован по назначению. Сотрудники музея обратились за содействием к морякам стоящего напротив корабля, спустя год по возвращению из морского похода моряки привезли взамен пропавшей головы английской леди три головы басмачей.

Другая легенда гласит о Николае Буржуа, которого в 1717 г. привез из Франции Петр. Рост великана достигал 2 метра 30 см., после смерти скелет стал экспонатом Кунсткамеры, во время пожара 1747 г. пропал череп, который был заменен подходящим по размеру другим. В соответствии с легендой, с той поры скелет ходит по музею в поисках своей головы.

Нельзя упомянуть о том, что в период 1741-1765 г. в башне здания проработал Михаил Ломоносов , основатель Академии наук и первого российского университета. В башне появился первый планетарий, работала астрономическая обсерватория. Именно на эти годы пришелся самый разрушительный пожар, в результате которого все здание было уничтожено огнем, сгорела часть экспонатов. С течением времени здание было полностью восстановлено, а диковинки заменены другими.

О Кунсткамере знали все прогрессивные личности и ученые тех времен, экспонаты для музея поставляли знаменитые путешественники и открыватели Ф. Ф. Беллинсгаузен, Д. Кук, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие.

Уже в 1800 г. в Кунсткамере насчитывалось около 2 млн. экспонатов со всего света, коллекция состояла из 250 000 этнографических, 380 000 антропологических и 500 0000 археологических объектов.

Санкт-Петербург – один из самых посещаемых туристами городов. Ежегодно в культурную столицу России прибывают миллионы путешественников из разных стран мира. Они осматривают многочисленные дворцы и соборы града Петра, знаменитые музеи и картинные галереи.

Но одна достопримечательность Петербурга стоит особняком – это знаменитая Кунсткамера Петра I. Пожалуй, это самый удивительный музей в России, а, может быть, и во всем мире.

Кунсткамеру основал лично император Петр Великий, являвшийся большим поклонником всяких древностей, необычайных предметов и явлений. В музей свозили уникальные экспонаты со всей России и из-за границы. В наши дни Кунсткамера получила официальное название – Кабинет редкостей или Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Не побывав в Кунсткамере, турист не может считать полноценным посещение Петербурга.

Этот знаменитый на весь мир музей был основан в 1714-ом году на основе московского Кабинета редкостей. Император повелел переправить московскую экспозицию в новую столицу, в только что построенный Летний дворец. Согласно легенде, идея о создании большого собрания редких вещей пришла к Петру на прогулке в лесу, во время которой он обнаружил березу, сросшуюся с другим деревом.

Кунсткамера Петра I много раз переезжала с места на место. Скоро экспозиция оказалась слишком большой для помещений Летнего дворца, и было принято решение о ее переносе в Кикины палаты. Но и площади палат оказалось мало, после чего император распорядился построить под музей отдельное здание. Проект сооружения был создан при деятельном участии царя.

Кунсткамера получила статус одного из лучших европейских музеев еще при правлении своего основателя – Петра Великого. В Петербург приезжали ведущие ученые, чтобы на месте изучить экспозицию. От обычной публики и вовсе не было отбою: народ шел в Кунсткамеру толпами.

Дело в том, что в те годы кроме статичных экспонатов, в музее можно было посмотреть на карликов, гигантов и людей с другими отклонениями в развитии. «Уродцы», по сути дела, работали при учреждении за ночлег и еду. При Петре I жителями Кунсткамеры были гигант Буржуа ростом в 2,3 метра и метровый карлик.

Экспозиция современной Кунсткамеры достигла титанических размеров. По данным администрации, в музейном фонде Кабинета редкостей находится около миллиона экспонатов. Все это богатство разделено на несколько огромных экспозиций – Зоология, Ботаника, Минералогия и Этнография.

Самой большой популярностью среди туристов пользуется коллекция уродцев – заспиртованных людей, младенцев и различных существ, имеющих отклонения в развитии. В огромных прозрачных емкостях находятся сиамские близнецы, теленок с двумя головами, младенец с хвостом. Часть экспонатов были приобретены Петром I.

В существовавшем в петровские времена «Анатомическом театре» учились анатомии будущие медики. Известно, что сам Петр также интересовался медициной и умел делать несложные хирургические операции. В Кунсткамере есть коллекция инструментов царя и выставка зубов, которые Петр удалил у своих подчиненных.

Любителей астрономии ждет огромное собрание телескопов всех видов и размеров. В Кунсткамере хранится самый большой в России глобус. Здесь можно увидеть самурайские доспехи, статуэтки народов Африки, редчайшие геологические находки и тропические растения.

Безусловно, Кунсткамера Петра I – один из самых необычных, интересных и разносторонних мировых музеев. Экспонаты Кабинета редкостей вызывают у туристов целую гамму чувств – от восторга до отвращения.

Видео:

Публикации раздела Музеи

Семь необыкновенных экспонатов Кунсткамеры

П етербургская Кунсткамера (сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) основана в 1714 году. Петр Великий создал ее как собрание диковин и научных курьезов, а его наследники продолжили пополнять коллекцию. «Культура.РФ» рассказывает о семи удивительных экспонатах из собрания Кунсткамеры.

Кунсткамера, Санкт-Петербург. Фотография: Лиляна Виноградова / фотобанк «Лори»

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама - и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса - 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей - Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел - сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть - именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.

Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа - корабль движется, а слуги танцуют и музицируют.

Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности - грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры - это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой - обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, - возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси - ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы - Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя - и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.

Астролябия Арсениуса

Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России - только одна.

Каждый российский школьник знает, что в Кунсткамере хранится уникальная коллекция заспиртованных «уродцев». Но мало кому известно, что вскоре после открытия в XVIII веке музей сгорел. Некоторые уникальные экспонаты были утеряны. Разрушительный пожар произошел 16 декабря 1747 года.

сайт вспоминает, как зародился первый в России Музей антропологии и этнографии, а также какие необычные экспонаты там хранятся.

«Государев кабинет»

Кусок той сосны, курьезностью которой так восхитился Петр I, до сих пор хранится в экспозиции. Император задумал грандиозный музей: длина здания должна была составить 100 метров, ширина - 15 метров.

Незадолго до начала строительства молодой правитель побывал в крупных и преуспевающих городах Англии и Голландии. Он был поражен развитием этих стран. Особенно удивили царя новейшая наука анатомия и заморские кабинеты редкостей и чудес. «Зело дивно», - восхищался юный Петр, посещая иностранные музеи. Не скупясь, он закупал целые коллекции и отдельные вещи: инструменты, приборы, книги, оружие, природные редкости. Именно эти предметы и легли в основу «государева кабинета» или Кунсткамеры. Тогда же Петр приобрел и первые экспонаты для Анатомического театра - заспиртованных уродцев. Кстати, первый Анатомический театр был открыт в Москве в 1706 году, а в Кунсткамеру коллекция переехала лишь в 1728 году.

Император много путешествовал, постоянно докупая новые экспонаты. В 1717 году он во второй раз приехал в Голландию и посетил музей Альберто Себа. Богатое собрание минералов, растений и других произведений природы были куплены у голландского аптекаря за 100 тысяч гульденов. После приобретения этих «сокровищ» у Петра и родилась идея строительства здания для музея. Работы начались в 1718 году и продолжались без малого 16 лет. Над сооружением в стиле петровского барокко трудились несколько архитекторов: Георг Маттарнови, Николай Гербель, Михаил Земцов, Гаэтано Киавери. Сегодня здание Музея антропологии и этнографии является одним из самых старых в Петербурге.

Погорелые палаты

Уже в 1726 году в еще недостроенные корпуса начали свозить петровские коллекции. Сам император не дожил до открытия музея, скончавшись за год до начала сбора экспозиций. Круглый зал восточного крыла предназначался для Анатомического театра, в котором были представлены двухголовый ягненок, сиамские близнецы, циклопы и другие экспонаты с анатомическими уродствами.

Готторпский глобус. Фото: Commons.wikimedia.org / Андрей Корзун

В зале третьего этажа был установлен «Готторпский глобус». Этот уникальный экспонат считается первым и некогда самым большим в мире глобусом-планетарием, диаметром 3,1 метра. В залах западного крыла заработала Академия наук, где чуть позже трудился великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. В остальных помещениях были открыты богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту эскимосов, индейцев, японцев, китайцев, народов Африки, Индии и Индонезии.

Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экземпляров. Она вызывала огромный интерес у всех петербуржцев. В документах 1741 года говорится, что «в музее всегда великое людство», «всякого чина люди приходят и просятся».

Однако 16 декабря 1747 года уникальный музей с бесценными экспонатами чуть не был утерян. В этот день в здании вспыхнул пожар, пламя охватило башню и два верхних этажа Кунсткамеры. В огне сгорели многие уникальные вещи. В частности от «Готторпского глобуса» сохранилась лишь одна деталь - дверца, украшенная геральдическим щитом Гольштейн-Готторпского герцогства. Она сохранилась лишь потому, что в момент пожара находилась в подвале здания. От самого глобуса остались лишь обгоревшие металлические конструкции. Его восстановление продолжалось вплоть до конца 18 века. Новый глобус получил название Академический. После восстановления на его поверхности появились новые изображения «с учетом всех случившихся на земле перемен и обогативших землеописание открытий». Сегодня этот уникальный экспонат может увидеть далеко не каждый посетитель Кунсткамеры, а только лишь тот, кто оплатит экскурсию по 4 и 5 этажу музея.

Несколько лет после пожара здание музея стояло заброшенным: окна заложили кирпичами, а двери заколотили. В 1748 году помещения обследовали два великих архитектора Трезини и Растрелли. Они приняли решение, что для восстановления можно использовать прежний фундамент, а стены необходимо воссоздать заново. Началась долгая реконструкция, во время которой снова поменялось несколько архитекторов. Пришлось даже создавать комиссию «по выстройке погорелых палат». Восстановили Кунсткамеру лишь к 1766 году.

Череп великана

Кунсткамеру окружает множество легенд. Это неудивительно, ведь там хранятся такие необычные, а порой и зловещие экспонаты. Одно из преданий гласит, что в Голландии Петр I встретил огромного человека ростом 2 метра 30 сантиметров. Император привез Николая Буржуа в Россию и сделал его личным лакеем. В 1725 году великан умер, его скелет был передан в Кунсткамеру. Во время пожара 47-го года череп гигантского скелета пропал, его заменили другим, коих было в музее в достатке.

Сегодня коллекции Музея антропологии и этнографии насчитывают более 1,8 миллионов экземпляров. Они были собраны многими поколениями отечественных и иностранных ученых, среди которых такие исследователи, как Джеймс Кук, Юрий Лисянский, Илья Вознесенский, Отто Коцебу, Иван Крузенштерн, Федор Литке, Николай Миклухо-Маклай, Василий Юнкер, Леопольд Шренк, Матиас Кастрен и другие.

Исключительную ценность представляют коллекции этнографических (более 250 тысяч), археологических (около 460 тысяч), антропологических (около 380 тысяч) предметов и иллюстративных материалов (более 800 тысяч). Не случайно Наполеон Бонапарт после взятия Москвы в 1812 году издал высочайший указ, в котором повелевал вывезти из Петербурга в первую очередь коллекции Кунсткамеры, а затем уже сокровища Эрмитажа. К счастью, воплотить эти замыслы в жизнь французской армии не удалось. Поэтому все экспозиции Петровской Кунсткамеры сохранились до настоящего времени, несмотря на стихийные бедствия: пожары, наводнения, войны, революции. Во время блокады в музее осталось всего 15 человек, они спасли коллекции мирового значения.




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз