14.02.2024

Публичное страхование. Социальное страхование. Формы и виды страхования, аспекты развития в России. Порядок заключения добровольного договора


  1. Понятие публичного страхования.
  2. Правовые формы публичного страхования.
  3. Понятие внебюджетного фонда. Виды внебюджетных фон­дов. Территориальные внебюджетные фонды.
  4. Публичное страхование отдельных категорий граждан Российской Федерации

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (действующая редакция).

2. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.12.2010. № 49. Ст. 6422.

3. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. 21.07.1999. № 139.

4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 20.12.2001. № 247.

5. Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации» (действующий).

6. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» (действующий).

7. Закон Ульяновской области от 04.07.2011 № 107-ЗО «О случаях, порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Ульяновской области» // Ульяновская правда. 08.07.2011. № 74.

8. Закон Санкт-Петербурга от 27.05.1999 № 110-22 «Об условиях и порядке участия Санкт-Петербурга в страховании жилищного фонда» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 02.08.1999. № 7-8.

Литература

8. Артемов Н.М., Лагутин И.Б. Публичное страхование в российском финансовом праве: вопросы теории и практики // Государство и право. 2014. № 6.

9. Емельянов А.С. Страхование в финансовом праве // Публично-правое регулирование экономических отношений. Выпуск 2. 2009-2010. М., 2010.

10. Кряжков А.В. Публично-правовые и частноправовые начала в деятельности Агентства по страхованию вкладов // Журнал российского права. 2013. № 1.

11. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. М., 2008. С. 95-102, 114-149.

12. Финансовое право: учебник / отв. ред. М.В. Карасева. М., 2006. С. 257-268, 463-474, 524-539.

13. Финансовое право Российской Федерации: учебник / коллектив авторов; под ред. М.В. Карасевой. М., 2012. С. 271, 519.

14. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учеб. для вузов. М., 2007. С. 586.

15. Финансовое право / Отв. ред. О.Н. Горбунова. М., 2006. С. 295.

16. Финансовое право: учебник /отв. ред. и авт. предисл. проф. С.В. Запольский. М., 2011. С. 536.

17. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. М., 2005. С. 346.

18. Финансовое право / под ред. Е.А. Ровинского. М., 1971. С. 243.

19. Фiнансове право Украiни. Навчальний посiбник. Киев, 2009. С. 284.

20. Финансовое право Республики Беларусь: учеб.-метод. комплекс / В.С. Каменков, А.В. Каменков. Минск, 2008. С. 221-224.

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)

По финансовому праву

1. Понятие финансов. Особенности правового режима публичных и частных финансов. Виды и уровни публичных финансов (национальные, наднациональные, федеральные, региональные и местные финансы).

2. Публичные финансы и финансовое право. Особенности управления публичными финансами.

3. Финансовое право: понятие и предмет. Базовая категория финансового права, ее эволюция.

4. Финансовое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Соотношение и взаимодействие финансового права с другими отраслями права.

5. Развитие науки финансового права (дореволюционный, советский и современный период).

6. Система финансового права. Части, подотрасли и правовые институты финансового права.

7. Структура финансового законодательства Российской Федерации. Федеральное и региональное финансовое законодательство. Муниципальные финансово-правовые акты.

8. Методы финансового права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

9. Источники финансового права как отрасли права, науки и учебной дисциплины.

10. Субъекты финансовых правоотношений, их особенности. Финансовые институты публичной власти, их уровни. Минфин РФ, ЦБ РФ, ФНС, Федеральное казначейство: общая характеристика. Иные участники финансовых правоотношений.

11. Понятие финансового контроля в финансовом праве. Виды финансового контроля.

12. Формы организации финансового контроля (по вертикали и по горизонтали). Специализированные органы финансового контроля Российской Федерации (федеральные, региональные, местные, внутренние и внешние).

13. Формы осуществления финансового контроля (проверка, ревизия, аудит эффективности). Методы финансового контроля.

14. Ответственность в финансовом праве. Широкий и узкий подход к определению финансово-правовой ответственности. Карательная и правовостановительная ответственность в финансовом праве. Ответственность и принуждение в финансовом праве.

15. Правовое регулирование денежного обращения в системе финансового права. Денежное право, право денежного обращения, эмиссионное право, валютное право: соотношение понятий.

16. Эмиссия денежных знаков в Российской Федерации. Полномочия и особенности эмиссии денежных знаков. Виды эмиссии.

17. Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов в Российской Федерации. Платежные системы: национальные и международные. Закон о национальной платежной системе в Российской Федерации.

18. Правовая основа и особенности обращения иностранной валюты в Российской Федерации. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации. Агенты валютного контроля.

19. Альтернативное денежное обращение: особенности и правовое значение. Безналичное альтернативное денежное обращение.

20. Бюджетное право как подотрасль финансового права: общая характеристика. Бюджетная система Российской Федерации. Часть вторая БК РФ.

21. Понятие бюджета, его структура и содержание. Характеристика бюджетного законодательства Российской Федерации.

22. Бюджетный период в Российской Федерации. Виды бюджетов в теории и практике. Консолидированный бюджет.

23. Расходы бюджетов Российской Федерации: понятие, формы, принципы распределения между бюджетами различного уровня. Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом.

24. Виды расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в Российской Федерации.

25. Доходы бюджетов: понятия и виды. Небюджетные публичные доходы. Доходы внебюджетных фондов.

26. Налоговые доходы бюджетов. Налоговое право как подотрасль финансового права.

27. Неналоговые доходы бюджетов, их виды и особенности взимания.

28. Межбюджетные трансферты, их виды.

29. Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Межбюджетные отношения: понятие, проблемы функционирования.

30. Понятие бюджетного процесса, его стадии. Участники бюджетного процесса.

31. Бюджетное послание президента. Составление проекта бюджета, полномочия органов публичной власти.

32. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета, этапы. Полномочия органов власти.

33. Исполнение бюджета в Российской Федерации. Направления исполнения бюджета. Полномочия органов публичной власти

34. Бюджетный контроль в Российской Федерации как вид финансового контроля. Правовая основа, уровни и специализированные органы бюджетного контроля законодательной и исполнительной власти. Раздел IX БК РФ.

35. Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения. Часть четвертая БК РФ.

36. Нецелевое использование бюджетных средств. Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, предусмотренная БК РФ, КоАП, УК РФ.

37. Резервные фонды Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Фонд национального благосостояния их основные функции и порядок формирования.

38. Понятие и значение публичного кредита.

39. Виды публичного кредита и механизмы его осуществления. Бюджетный кредит.

40. Понятие долга. Обслуживание внешнего и внутреннего долга. Структура внешнего долга РФ.

41. Публичное страхование в Российской Федерации. Разграничение публичного и частного страхования. Правовая основа публичного страхования.

42. Обязательное страхование и обязательное публичное страхование в Российской Федерации. Государственное страхование отдельных категорий граждан.

По своей сути страхование – это система экономических отношений, включающая совокупность форм и методов создания специального фонда средств и его использования для возмещения ущерба от неблагоприятных случайных явлений, а также для оказания гражданам и их семьям помощи при наступлении различных событий в их жизни: дожития до определенного возраста, утраты трудоспособности и т.д.

Действующим законодательством страхование определяется как система отношений «по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)».1

В страховании как в двухстороннем процессе в обязательном порядке участвуют две стороны: страховщик и страхователь.

Страховщик – это юридическое лицо любой организационно-правой формы, созданное для осуществления страховой деятельности и получившее соответствующую лицензию. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.

Страхователь – это юридическое или дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиком договор страхования или являющееся страхователем в силу закона.2

Государственное страхование - страхование, когда в качестве страховщика выступает государственное учреждение или государственная страховая организация. В развитых капиталистических странах государственные страховые общества создаются для страхования особых рисков (военные риски, особенно в военное время, атомные и космические риски, кредитное страхование, страхование экспорта и др.). В ряде стран к государственному страхованию относятся программы страхования, поддерживаемые или обеспечиваемые федеральными правительствами или правительствами субъектов федерации, например страхование на случай отсутствия занятости, фонды для выплаты компенсации работникам и другие программы.3

Целью страхования является защита имущественных интересов физических и юридических лиц. В этих целях у специального субъекта (страховщика) аккумулируются денежные средства (премии) с последующей страховой выплатой при наступлении оговоренного страхового случая. В обязательном страховании именно государство в лице тех или иных органов организовывает работу по эффективной защите имущественных интересов определенных категорий граждан. На этой общей основе действуют и дополнительные специальные факторы, способствующие принципу обязательности в той или иной отрасли страхового дела. Так, в государственном страховании жизни и здоровья принцип обязательности играет еще и важную социальную роль.

Современная система обязательного государственного личного страхования отдельных категорий государственных служащих сложилась относительно недавно. Еще не так давно в законодательстве Российской Федерации отсутствовали общие нормы, регламентирующие проведение этого вида страхования. В советский период широкое распространение получила система компенсационных выплат и единовременных пособий, существенно обременяющая государственный бюджет.

В современной России страхование как эффективный механизм защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства становится все более необходимым элементом социально-экономической системы общества.

Обязательное государственное личное страхование является особой формой страхования. Оно проводится с целью обеспечения социальных интересов граждан и государства и представляет собой отношения по защите имущественных интересов, связанных с жизнью и здоровьем застрахованных лиц. Речь идет о ситуациях, когда компенсация понесенного ущерба представляет общественный интерес, а в отдельных случаях и государственную необходимость.

Эта форма страхования устанавливается законом и осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).4

Государственное страхование – это форма страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация. Государственная страховая компания – форма организации страхового фонда, основанная государством. Организация государственных страховых компаний осуществляется путем их учреждения со стороны государства или национализации акционерных страховых компании и обращения их имущества в государственную собственность. Создание государственных страховых компаний выступает формой вмешательства государства в деятельность страхового рынка.

Пример такой организации – государственная страховая компания Росгосстрах, акционерное общество открытого типа, созданное в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.02.92 № 76 «О создании Российской государственной страховой компании».

Росгосстрах – правопреемник имущественных прав и обязанностей, включая обязательства перед страхователем

Правления Госстраха РСФСР при бывшем Министерстве финансов РСФСР, а также республиканских, краевых, областных и городских управлений Госстраха РСФСР.

Росгосстрах учрежден от имени государства Министерством госимущества РФ. Дочерние фирмы, филиалы и представительства входят в единую систему «Росгосстраха». Дочерние фирмы, созданные ранее с участием Правления Госстраха РФ на базе республиканских, краевых, областных и городских управлений Госстраха РСФСР, доля участия Правления Госстраха в уставном фонде которых составляет не менее 50% акций плюс одна, а также вновь создаваемые страховые организации являются самостоятельными юридическими лицами, действуют в соответствии с уставами, утвержденными Правлением Россгостраха, и действующим законодательством. Фирмы, филиалы и представительства имеют собственные балансы, которые входят в консолидированный баланс Росгосстраха. Фирмы, филиалы и представительства отвечают по обязательствам Росгосстраха в пределах средств, перечисленных в централизованные фонды, а Росгосстрах – по их обязательствам в пределах общего централизованного фонда.5

По своей юридической природе обязательное государственное страхование жизни и здоровья отдельных категорий граждан представляет собой гражданско-правовое обязательство. Оно осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании государственными страховыми организациями либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями. Тем самым обеспечивается правовое равенство субъектов страховых правоотношений - страховщиков, которыми, в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" признаются "юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензии на осуществление страховой деятельности".

Размеры страхового тарифа по данному виду страхования устанавливаются страховщиками по согласованию со страхователями и федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой и бюджетной политики.

Законодательной основой обязательности в страховании являются часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 927, 935-937 и 969) и Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.97г. № 157-ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Кроме этих основополагающих законодательных актов, особенности проведения обязательного государственного личного страхования различных категорий граждан регулируются и другими законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" появление каких-либо норм об обязательном страховании связано с вступлением в силу конкретного закона, реализующего право определенных лиц на страховую защиту либо устанавливающего условия проведения обязательного страхования и обязанность страхователя заключать договор страхования.6

Современной страховой практикой выработаны три основные формы организации страхового фонда: государственный централизованный страховой фонд; фонд самострахования; фонд страховой компании.

Государственный централизованный фонд формируется государством в натуральной и денежной форме за счет обязательных платежей юридических и физических лиц. Его назначение состоит в социальной защите граждан.

Фонд самострахования может быть организован как отдельными гражданами, так и предприятиями в форме денежных средств или натуральных запасов. Такая организация защиты позволяет быстро устранять возникающие проблемы в частной сфере или в процессе производства.

Фонд страховой компании формируется в децентрализованном порядке и только в денежной форме за счет страховых взносов страхователей, в качестве которых могут выступать юридические и физические лица. Фонд страховщика позволяет обеспечить наиболее эффективную страховую защиту посредством солидарной раскладки ущерба на всех страхователей - создателей фонда. Подобная система организации страховых фондов предполагает разделение страхования на государственное социальное страхование, обеспечивающее гражданам минимальную социальную защиту, и индивидуальное страхование физических и юридических лиц.7

    Понятие публичного страхования.

    Правовые формы публичного страхования.

    Публичное страхование отдельных категорий граждан Российской Федерации

Нормативные акты

    Конституция Российской Федерации (действующая редакция).

    Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.12.2010. № 49. Ст. 6422.

    Федеральный законот 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. 21.07.1999. № 139.

    Федеральный законот 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 20.12.2001. № 247.

    Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации» (действующий).

    Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» (действующий).

    Закон Ульяновской области от 04.07.2011 № 107-ЗО «О случаях, порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Ульяновской области» // Ульяновская правда. 08.07.2011. № 74.

    Закон Санкт-Петербурга от 27.05.1999 № 110-22 «Об условиях и порядке участия Санкт-Петербурга в страховании жилищного фонда» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 02.08.1999. № 7-8.

Литература

    Артемов Н.М., Лагутин И.Б. Публичное страхование в российском финансовом праве: вопросы теории и практики // Государство и право. 2014. № 6.

    Емельянов А.С. Страхование в финансовом праве // Публично-правое регулирование экономических отношений. Выпуск 2. 2009-2010. М., 2010.

    Кряжков А.В. Публично-правовые и частноправовые начала в деятельности Агентства по страхованию вкладов // Журнал российского права. 2013. № 1.

    Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. М., 2008. С. 95-102, 114-149.

    Финансовое право: учебник / отв. ред. М.В. Карасева. М., 2006. С. 257-268, 463-474, 524-539.

    Финансовое право Российской Федерации: учебник / коллектив авторов; под ред. М.В. Карасевой. М., 2012. С. 271, 519.

    Крохина Ю.А. Финансовое право России: учеб. для вузов. М., 2007. С. 586.

    Финансовое право / Отв. ред. О.Н. Горбунова. М., 2006. С. 295.

    Финансовое право: учебник /отв. ред. и авт. предисл. проф. С.В. Запольский. М., 2011. С. 536.

    Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. М., 2005. С. 346.

    Финансовое право / под ред. Е.А. Ровинского. М., 1971. С. 243.

    Фiнансове право Украiни. Навчальний посiбник. Киев, 2009. С. 284.

    Финансовое право Республики Беларусь: учеб.-метод. комплекс / В.С. Каменков, А.В. Каменков. Минск, 2008. С. 221-224.

Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)

    Понятие финансов, их материальное и экономическое содержание.

    Публичные финансы и финансовое право.

    Финансовое право: понятие и предмет.

    Развитие науки финансового права.

    Финансовое право в системе российского права.

    Система финансового права. Финансово-правовые институты, подотрасли финансового права.

    Система финансового законодательства Российской Федерации

    Методы финансового права.

    Источники финансового права.

    Субъекты финансовых правоотношений

    Понятие финансового контроля в финансовом праве. Общая характеристика государственного и муниципального финансового контроля в России.

    Органы финансового контроля (федеральные, региональные, местные, внутренние и внешние).

    Виды, формы, методы финансового контроля.

    Ответственность в финансовом праве. Понятие, система и виды ответственности.

    Бюджетное право как подотрасль финансового права: общая характеристика.

    Понятие бюджета, его структура и содержание. Характеристика бюджетного законодательства.

    Бюджетный период в Российской Федерации. Виды бюджетов в РФ. Консолидированный бюджет.

    Доходы бюджетов Российской Федерации: понятие, формы и принципы распределения между бюджетами различного уровня. Роль нефтегазовых трансфертов в формировании доходной части бюджета.

    Налоговые доходы бюджетов. Налоговое право как подотрасль финансового права.

    Неналоговые доходы бюджетов.

    Межбюджетные трансферты.

    Расходы бюджетов Российской Федерации: понятие, формы, принципы распределения между бюджетами различного уровня.

    Виды расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

    Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

    Межбюджетные отношения: понятие, проблемы функционирования.

    Понятие бюджетного процесса, его стадии.

    Разработка, рассмотрение и утверждение проекта бюджета.

    Исполнение бюджета в РФ.

    Бюджетный контроль в Российской Федерации.

    Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

    Резервный фонд и Фонд национального благосостояния их основные функции.

    Понятие и значение публичного кредита.

    Виды публичного кредита и механизмы его осуществления. Бюджетный кредит.

    Понятие долга. Обслуживание внешнего и внутреннего долга. Структура внешнего долга РФ.

    Публичное страхование. Правовое значение обязательного страхования в РФ. Государственное страхование отдельных категорий граждан Российской Федерации.

    Понятие внебюджетного фонда. Виды внебюджетных фон­дов. Территориальные внебюджетные фонды.

    Денежное право или право денежного обращения в системе финансового права. Эмиссия денежных знаков в РФ.

    Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации.

    Правовое регулирование безналичных расчетов в РФ.

    Альтернативное денежное обращение: особенности и правовое значение.

    Виды публичного страхования. Правовые основы пенсионного страхования. Социальное и обязательное медицинское страхование в РФ.

    Банковское право в системе финансового права. Банковская система России. Правовой статус Банка России.

    Банковский надзор и валютное регулирование в Российской Федерации.

    Понятие предмет, метод валютного права. Общая характеристика валютного законодательства РФ.

    Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации.

    Структура и правовой статус Министерства финансов РФ. Финансовые органы субъектов Российской Федерации.

В процессе практической деятельности постоянно возникают вопросы, связанные с несовершенством правового регулирования тех или иных общественных отношений. Иногда для избегания конфликтных ситуаций достаточно более четко определить элементы тех или иных отношений. Подобная ситуация складывается в России в системе страхования . В практике в последнее время все более часто возникает потребность в четком разграничении страховых правоотношений на публичные и частные. Часто от этого разграничения зависит очень многое, а именно: кто должен выступать ответчиком по делу, что является основанием для вынесения решения, какой будет размер страховой выплаты и т.д.

Как справедливо отмечает А.С. Емельянов, «актуальность изучения финансового правовой основы страховой сферы обусловлена несколькими обстоятельствами объективного и субъективного характера. Поскольку страхование - это та область страховых отношений, в которых сосредоточены интересы и населения, и государства, важность создания эффективной нормативно-правовой базы страховых отношений представляется очевидной. Однако до сих пор система правового регулирования страховой деятельности окончательно не сформировалась. Не решен вопрос о том, какие отрасли права и в каком объеме регулируют страхование» .

Стоит отметить, что вопросы правового регулирования договора страхования, в т.ч. и характер его правовой природы активно рассматривались еще в трудах дореволюционных ученых. Так, проблемам страхового права были посвящены исследования таких авторов, как И.И. Степанов , А.А. Нот- кин , С.Е. Лион , В.Р. Идельсон , А.Г. Гойхбарг и др.

Вообще о происхождении института страхования в своей работе писал еще в 1892 г. С.Е. Лион. Так, по его мнению, страхование впервые появилось в Италии, и его первоначальным видом было морское страхование. Предметом морского страхования выступали физические вещи, и лишь в XVIII в., по мнению С.Е. Лиона, страхование было распространено и на имущественные интересы . Под страховым договором С.Е. Лион понимал «юридическое соглашение, в силу которого одно лицо обязуется, за вознаграждение, возместить любую гибель имущества, которое произойдет в течение установленного срока, и вследствие определенного несчастного случая» . А.Я. Антонович определял цель страхования в том, что «физически разрушаемое имущество превратилось экономически неразрушаемое, сделать неразрушаемую капитальную ценность имущества» .

В России развитие страхования в целом развивалось также, как и в Европе. Так, дореволюционный исследователь О.А. Ноткин писал, что страхование как способ восстановления разрушенного имущества и содействия развитию торговли заимствовано нами из Западной Европы. Вначале появилось у нас морское страхование, затем страхование имущества от огня, позже страхование посевов от града и скота от падежа .

Следовательно, изначально в основе страхования как в Европе, так и в России была заложена частноправовая природа, т.к. изначально институт страхования появился с целью защиты исключительно имущественных прав. Именно из-за этого страхование чаще всего рассматривается с гражданско-правовых позиций.

Несмотря на частноправовое происхождение института страхования, современная система страховых правоотношений уже давно не имеет частно-публичный характер. При этом ни в законодательстве, ни в науке нет единого подхода к разграничению указанных отношений.

Неоднозначность в разграничении страхования на публичное и частное связано с особенностями его правого регулирования. Изначально в системе российского страхования была заложена двойственность его правового обеспечения. С одной стороны, правоотношения в области страхования регулируются законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ГК РФ и заключенными на его основе договорами между участниками указанных отношений. С другой стороны, страховые нормы содержатся в значительном количестве специальных нормативных правовых актов, принятых с целью обеспечения государственных гарантий для отдельных категорий граждан.

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование представляет собой «отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков».

Что касается ГК РФ, то страхованию в нем посвящена гл.48. В указанной главе законодатель разделяет страхование по принципу добровольности участия субъектов в страховых правоотношениях. В этой связи страхование делится на обязательное и добровольное. В ст.927 ГК РФ установлено, что страхование «осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком)». При этом важно понимать, что страхователем могут быть и публичные субъекты, например, органы власти. В данной статье четко определено, что страхование осуществляется исключительно на основании договора. В этой связи стоит понимать, что не все виды публичного страхования соответствуют указанной норме ГК РФ. Так, например, пенсионное страхование в России осуществляется специально созданным внебюджетным фондом - Пенсионным фондом Российской Федерации. Связано это с тем, что при обязательном пенсионном страховании в отличие от всех других видов публичного и частного страхования, наступление страхового случая (достижение определенного возраста) является неизбежным, что существенно отличает данные страховые отношения от всех остальных страховых отношений.

Стоит также отметить, что в целях конкретизации правоотношений в сфере страхования требуется уточнении и понятия «публичное страхование», которое является более универсальным по отношению к понятию «государственное страхование». В этой связи необходимо определить границы применения понятия «публичное страхование» и спрогнозировать последствия применения данного понятия для финансового права.

В этой связи можно заключить, что современная система правового регулирования страхования является сложной по своему составу и включает в себя разные по содержанию и правовой природе отношения. Более того, нет единства и внутри однотипных страховых отношений. Так, социальное страхование по организации и осуществлению в значительной мере отличается от обязательного медицинского и обязательного пенсионного страхования и более того, не имеет ничего схожего с иными формами публичного страхования в Российской Федерации. В связи с этим необходимо более детальная классификация всех видов страховых отношений исходя из их правовой природы и содержания. Так, предлагается уточнить понятие «обязательное страхование».

Исходя из правовой природы обязательного страхования, его можно разделить на:

  • - обязательное частное страхование (осуществляемое, как правило, за счет средств физических и юридических лиц);
  • - обязательное публичное страхование (осуществляемое напрямую или опосредованно за счет публичных денежных фондов).

Что касается финансового права, то к его предмету относится исключительно обязательное публичное страхование. В этой связи стоит отметить не относящийся к предмету финансового права Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», но регулирующий отношения, связанные с обязательным страхованием. Связано это не только и столько с тем, что страхование осуществляется за счет средств физических и юридических лиц (владельцев транспортных средств), а с тем, что источником правоотношений, регулируемых указанным законом, является гражданско- правовой договор. Следовательно, по своей правой природе, данные отношения являются частноправовыми.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что обязательное страхование по своей правовой природе неоднородно и имеет в своей основе две принципиально отличающиеся друг от друга системы отношений - частноправовую и публично - правовую.

В связи с неоднозначностью обязательного страхования в Российской Федерации необходимо в рамках финансового права разграничивать обязательное страхование, не исходя из его целей, а исходя из того, за счет каких средств он осуществляется.

Следовательно, в публичных страховых отношениях государство выступает фактически в качестве страхователя и осуществляется оно за счет средств публичных денежных фондов.

Стоит также отметить, что в страховых отношениях государство выступает не только в качестве страхователя, но и в качестве регулятора данных отношений. В этой связи речь идет о государственном регулировании страховой деятельности (принятие законодательства о страховании, разрешительные процедуры, надзор за деятельностью страховых компаний и т.д.). Хотя данная деятельность и осуществляется непосредственно при участии государства, она, по мнению автора, к финансовому праву не относится, и ее нельзя включать в содержание понятия «публичное страхование».

Важно также отметить, что в ряде государств обязательное страхование иностранных граждан, въезжающих на их территорию, имеет ярко выраженную фискальную функцию. Это свойственно странам, в которые важнейшим источником доходов является туризм, и они не могут по определенным причинам обложить туристов иными сборами. Так, например, в Республике Абхазия предусмотрено обязательное страхование от несчастных случаев иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих на территорию Республики Абхазия, а также обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств иностранных физических и юридических лиц. Условия, размер страховой выплаты, порядок страхования и даже форма страхового полиса устанавливается постановлением Кабинета Министров Республики Абхазия, а осуществляется такое страхование Абхазской государственной страховой компанией «Абхазгосстрах». В этой связи данные отношения также имеют ярко выраженный публичный характер и могут рассматриваться как финансово-правовые отношения.

Стоит отметить, что обязательное частное страхование в России регулируется помимо ГК РФ и многими другими правовыми актами, а именно Федеральным законом от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и т.д.

Также можно отметить значительную часть законов, регулирующих публичное страхование, которые непосредственно можно отнести к предмету российского финансового права. Это страхование в Российской Федерации военнослужащих, полицейских, судей и других категорий граждан , а также обязательное медицинское , обязательное социальное и обязательное пенсионное страхование .

К публичному страхованию, по мнению авторов, можно также отнести страхование банковских вкладов физических лиц, предусмотренное Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», т.к. страхователем по данному закону является государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» , что указывает на публичный характер этих страховых отношений. Более того, аккумулируемые Агентством по страхованию вкладов средства являются публичными финансами. Несмотря на явный публично-правовой характер деятельности Агентства по страхованию вкладов, в юридической науке этот вопрос по-прежнему считается дискуссионным .

В свою очередь публичное страхование можно разделить в Российской Федерации и вертикально по территориальному принципу. Так, законодательно публичное страхование можно разделить на федеральное публичное страхование и региональное публичное страхование.

Следует отметить, что к региональному финансовому праву можно отнести именно региональное публичное страхование, которое имеет свои как правовые, так и организационные особенности.

В субъектах Российской Федерации достаточно давно существуют территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утверждаемые законами субъектов Российской Федерации. Так, ежегодно в субъектах Российской Федерации принимаются законы о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования .

В ряде субъектов Российской Федерации также приняты специальные законы, регулирующие публичные страховые отношения. Так, например, в Ульяновкой области принят Закон «О случаях, порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Ульяновской области» . В данном законе установлено, что «Обязательному государственному страхованию подлежат жизнь и здоровье государственных гражданских служащих Ульяновской области, а объектами обязательного государственного страхования являются имущественные интересы застрахованных лиц, связанные с причинением вреда их жизни и здоровью в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей». Выплаты по обязательному государственному страхованию осуществляются в следующих случаях: 1) гибели (смерти) застрахованного лица вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; 2) установления факта наличия у застрахованного лица профессионального заболевания; 3) установления застрахованному лицу инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; 4) причинения здоровью застрахованного лица иного вреда в связи с исполнением им должностных обязанностей (ст.З закона). В ст.8 закона установлен источник финансирования расходов по страхованию, а именно: «Финансовое обеспечение расходных обязательств на обязательное государственное страхование государственных гражданских служащих Ульяновской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных государственным органам Ульяновской области в областном бюджете Ульяновской области на мероприятия по обеспечению обязательного государственного страхования государственных гражданских служащих Ульяновской области», что непосредственно указывает на финансово-правовой характер указанных отношений.

Схожие законы приняты в Ленинградской , Новгородской , Ивановской и Новосибирской области и в ряде других субъектов Российской Федерации.

Помимо специальных законов о страховании государственных гражданских служащих в отдельных субъектах принимаются дополнительные акты. Так, например, в Ленинградской области принято Постановление Губернатора Ленинградской области от 6 июля 2015 г. № 41-иг «Об утверждении Положения об обеспечении программой добровольного медицинского страхования государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в Администрации Ленинградской области более трех лет». Так, в этом положении страхование за счет и в пределах средств, предусмотренных управлению делами Правительства Ленинградской области, осуществляется только в отношении государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в Администрации Ленинградской области более трех лет.

В Санкт-Петербурге принят закон «Об условиях и порядке участия Санкт-Петербурга в страховании жилищного фонда» , который предусматривает участие Санкт-Петербурга в страховании расположенных на территории Санкт-Петербурга объектов жилищного фонда. Финансирование же исполнения обязательств Санкт-Петербурга по страхованию жилищного фонда, осуществляется за счет средств, собранных в виде платы за пользование жилищным фондом, что также указывает на публичный характер указанных отношений.

  • См. подробнее: Артемов Н.М., Лагутин И.Б. Публичное страхованиев российском финансовом праве: вопросы теории и практики // Государствои право. 2014. № 6.
  • Емельянов А.С. Страхование в финансовом праве // Публично-правое регулирование экономических отношений. Выпуск 2. 2009-2010. М.,2010. - С. 327.
  • Степанов И.И. Опыттеории страхового договора. Казань, 1875.
  • Ноткин О.А. Страхование имущества по русскому законодательству /под ред. А.О. Антоновича. Киев, 1888.
  • Лион С.Е. Договор страхования по русскому праву. М., 1892.
  • Идельсон В.Р. Страховое право. СПб., 1907.
  • Гойхбарг А.Г. Источники договорного страхового права. СПб., 1914;Он же. Единое понятие страхового договора. СПб., 1914.
  • См.: Лион С.Е. Договор страхования по русскому праву. М., 1892. - С. 6-7.
  • См.: Лион С.Е. Договор страхования по русскому праву. М., 1892. - С. 7.
  • Антонович А. Курс политической экономии. Киев, 1886. - С. 652-653.
  • См.: Ноткин О.А. Страхование имущества по русскому законодательству / под ред. А.О. Антоновича. Киев, 1888. - С. 6.
  • Российская газета. 12.01.1993. № 6.
  • Указанное обязательное страхование предусмотрено, например: Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»,Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», Федеральным законом от 12 февраля2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», Законом РФ от 26июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке», Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и другими нормативными правовыми актами.
  • См., например: Закон Республики Алтай от 18 декабря 2015 г. № 76-РЗ«О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай на 2016 г.» (принят ГСЭК РА 11.12.2015) // Официальныйпортал Республики Алтай (www.altai-republic.ru). Дата обращения: 21.12.2015;Областной закон Ленинградской области от 22 декабря 2015 г. № 133-оз «Обюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхованияЛенинградской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 гг.»(принят ЗС ЛО 07.12.2015) // Официальный интернет-портал АдминистрацииЛенинградской области (www.lenobl.ru) Дата обращения: 23.12.2015.
  • Закон Ульяновской области от 4 июля 2011 г. № 107-30 «О случаях, порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованиюгосударственных гражданских служащих Ульяновской области» //Ульяновскаяправда. 08.07.2011. № 74.
  • Областной закон Ленинградской области от 13 октября 2006 г. № 119-оз(в ред. от 06.05.2016) «О выплатах по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Ленинградской области» //Вестник Правительства Ленинградской области. № 76. 23.11.2006.
  • Областной закон Новгородской области от 4 октября 2011 г. № 1070-03 (в ред. от 28.03.2014) «Об особенностях обязательного государственногострахования государственных гражданских служащих Новгородской области»// Новгородские ведомости (официальный выпуск). № 13. 14.10.2011.
  • Закон Ивановской области от 11 ноября 2014 г. № 77-03 «О выплатахпо обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Ивановской области» // Собрание законодательства Ивановской области. 18.11.2014. №44(713).
  • Закон Новосибирской области от 18 декабря 2014 г. № 495-03 «Обустановлении случаев, порядка и размеров выплат по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Новосибирской области»//Советская Сибирь. № 242. 23.12.2014.
  • Закон Санкт-Петербурга от 27 мая 1999 г. № 110-22 «Об условиях и порядке участия Санкт-Петербурга в страховании жилищного фонда» // ВестникЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга. 02.08.1999. №7-8.



© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз