27.12.2023

Фихте о государстве и праве. Учение И. Учение Гегеля о государстве и праве


Во взглядах выдающегося философа и общественного деятеля Иоганна Готлиба Фихте (1762--1814) двойственность и противоречивость политических тенденций немецкого бюргерства сказались гораздо отчетливее, ярче, разительнее, нежели у Канта.

Общетеоретические взгляды Фихте на государство и право развиваются в русле естественно-правовой доктрины. Своеобразием отличается методологическая, философская основа этих взглядов. Фихте-- убежденный субъективный идеалист, для которого материальный мир во всех его бесчисленных аспектах существует лишь как сфера проявления свободы человеческого духа; вне человеческого сознания и человеческой деятельности нет объективной действительности.

Фихте считал, что правовые отношения, а следовательно и свобода индивидов, не застрахованы от нарушений. Господство закона не наступает автоматически. Правовые отношения, свободу нужно защищать принуждением.

Не скрывая симпатий к республике, Фихте отмечал, что отличительной чертой всякого разумного, согласованного с требованиями права государства (независимо от его формы) должна быть ответственность лиц, осуществляющих управление, перед обществом. Если такой ответственности нет, государственный строй вырождается в деспотию.

В работе «Замкнутое торговое государство» (1800), написанной под впечатлением теорий французских социалистов-утопистов, Фихте рисует картину идеального государства, в основе которого лежат разум и истинная свобода и которое гарантирует благоденствие каждого индивида.

Фихте видел в государстве не самоцель, а лишь орудие достижения идеального строя, в котором люди, вооруженные наукой и максимально использующие машинную технику, решают практические, земные задачи без большой затраты времени и сил и имеют еще достаточно досуга для размышления о своем духе и о сверхземном.

Для Фихте характерно, что национальное возрождение своей страны он тесно связывает с ее социальным обновлением: с созданием единого централизованного германского государства, которое должно наконец стать «национальным государством», с проведением серьезных внутренних преобразований на буржуазно-демократической основе.

Учение Гегеля о государстве и праве

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770--1831) -- гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой заметную веху во всей истории философской и политическо-правовой мысли.

Проблемы государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких, как: «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 г.» и др.

В наиболее цельном и систематическом виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в «Философии права» (1820) -- одном из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений.

Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: I) право как свобода («идея права»), II) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»), III) право как закон («позитивное право»).

I. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, «свобода» и «право» выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы. Отношения «свободы» и «права» опосредуются через диалектику свободной воли.

II. Система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию «особых прав» (от абстрактных его форм до конкретных). Каждая ступень самоуглубления идеи свободы (и, следовательно, конкретизации понятия права) есть определенное наличное бытие свободы (свободной воли), а значит, и «особое право». Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству.

III. Право как закон (позитивное право) является одним из «особых прав». Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытие, т. е. определено для сознания мыслью, и определено как то, что есть право и считается правом, что известно как закон; право есть вообще, благодаря этому определению, положительное право».

Различая право и закон, Гегель в то же время стремится в своей конструкции исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он «превращение отличия естественного или философского права от положительного в противоположность и противоречие между ними».

Право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность.

Свою реализацию свобода личности прежде всего находит, по Гегелю, в праве частной собственности. Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью.

Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Под гражданским обществом при этом по существу имеется в виду буржуазное общество. Гражданское общество, по Гегелю, -- сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности.

В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия: 1) субстанциальное (землевладельцы -- дворяне и крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); 3) всеобщее (чиновники).

Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания.

Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как «политическое государство» и т. д. -- являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.

В философии права Гегеля античная мысль о полисном правлении (о полисе-государстве как высшей и совершенной форме общения) синтезируется с доктриной «господства права»; результатом этого синтеза и является гегелевская концепция правового государства.

Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.

Недостатки гегелевского учения отчетливо проявляются в возвышении государства над индивидом и обществом, в отрицании самостоятельной ценности прав и свобод личности и т. д. Вместе с тем Гегель восхваляет государство как идею (т. е. действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом,

Философско-правовое учение Гегеля оказало заметное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Это было наглядно продемонстрировано в последующей истории гегельянства и трактовок учения Гегеля с различных идейно-теоретических позиций.

В учении о государстве и праве И. Г. Фихте специфические черты немецкого идеализма получили своеобразное выражение.

Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814 гг.) родился в Рамменау. С 1774 по 1780 г. он учился в Пфорте. Затем Фихте слушал лекции богословия в Йенском и Лейпцигском университетах. С 1788 года он делается домашним учителем в Цюрихе. В Берлине, куда он отправился в 1799 г. стал читать публичные лекции, привлекавшие многочисленную аудиторию. В 1809 г. был основан Берлинский университет, где Фихте занял кафедру философии. Умер 29 января 1814 г. в Берлине от горячки.

Основные произведения: « О назначении ученого», «О назначении человека», «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии», «Основные черты современной эпохи», «Основы общего наукоучения», «Основы естественного права согласно принципам наукоучения», «Первое введение в наукоучение», «Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему», «Система учения о нравственности согласно принципам наукоучения».

Право. Его учение до 1806 г. было построено на положениях, присущих учению о естественном праве , под которые он пытался подвести философский фундамент. Понятие права у И. Г. Фихте вытекает из взаимодействия свободных сущест в между собой, которые вступают в юридические отношения со взаимным ограничением свободы .

Таким образом, И. Г. Фихте считал, что право основано на разуме. Поэтому если обычное или писаное право противоречит разуму, то его нельзя признать правом.

Философ еще более настойчиво утверждает, что о праве может идти речь тогда, когда намерения людей выражаются в действиях. То, что не проявляется внешне и остается в глубине души, не входит в сферу права. Поэтому нет никакого смысла говорить о праве на свободу мысли, свободу совести , так как, по мнению мыслителя, это относится к сфере внутренней, субъективной жизни и якобы не выражается в действиях .

Из этого видно, что И. Г. Фихте еще более решительно, чем И. Кант, разрывает связь между правом и нравственностью . Существо права И. Г. Фихте видит только в принудительной силе.



Право для своего существования нуждается в принуждении. Но принуждение не может действовать механически, так как механическое воздействие вообще неприменимо к свободной воле, иначе устраняется свобода разумных существ. Принуждение должно обращаться к самой воле и побуждать ее действовать согласно с ее собственными велениями.

Государство. Исходя из такого понимания права, И. Г. Фихте строит свое учение о государстве. Стремясь изобразить государство как организацию, призванную обеспечивать частные интересы собственников , он утверждает, что люди в желании обеспечить границы своей свободы стремятся подчинить общее дело своим частным целям, и задача заключается в поиске синтеза частной и общей воли . Этот синтез осуществляется только в государстве, образование которого возможно только путем договора. Цель договора состоит в определении границ свободы каждого индивидуума и в учреждении принудительной власти. Этот договор имеет своей целью обеспечение собственности каждого, безопасности индивидуума и безопасности всего целого.

Для обеспечения порядка, созданного действием общей воли, требуется сверхсила , превосходящая силу каждого отдельного индивидуума. С помощью этой сверхсилы государство и осуществляет принуждение . Но осуществление этого принуждения должно быть правомерным : власть должна действовать только в соответствии с гражданскимии уголовными законами.

Особые надежды И. Г. Фихте возлагает на эксплуататорское государство , думая, что оно в состоянии обеспечить каждому жизнь собственным трудом и пользование собственностью. Поэтому он предлагает передать руководство производством и распределением государству. Государство должно распределить профессии между гражданами. Исключается всякая свобода в выборе профессий . Государство наделяется широкими полномочиями в регламентации производства и в охране отечественной промышленности от иностранной конкуренции. Он считает, что в экономической области государство должно стать замкнутым, и провозглашает идею экономической автаркии . Все, что в стране продается и покупается, должно быть в ней же продано и потреблено. Тщательно регламентируются труд и даже частная жизнь граждан.

Уголовное право . В области уголовного права И. Г. Фихте высказывает взгляды, которые во многом отличаются от кантовских концепций.

По его мнению, преступление – это нарушение общественного договора , посредством которого образуется государство. Кто нарушает этот договор, тот ставит себя вне закона и подлежит исключению из общества. Но это исключение может быть заменено искуплением вины. Преступник имеет право требовать этого, а государство обязано удовлетворить это требование. Искупление выражается в наказании, которое должно применяться по принципу талиона.

Так как абсолютной целью государства является обеспечение общественной безопасности, необходимо учреждение органа, прямой задачей которого является раскрытие и предупреждение преступлений. Таким органом является полиция, которая в отличие от суда не наказывает за преступления, а препятствует их осуществлению.

Международное право . В области международного права И. Г. Фихте исходит из того, что, поскольку создание единого мирового государства невозможно, необходимо установление определенных юридических отношений между государствами, то есть существование международного права .

Социально-политическое отставание Германии от других европей­ских государств, как это ни парадоксально, стимулировало бурное развитие философской мысли, в том числе и в области философии права. Эпоха застоя породила целую плеяду выдающихся филосо­фов. Возглавил ее Иммануил Кант (1724 -1804). Философии права он посвятил труды «Критика практического разума», «Метафизиче­ские начала учения о праве», «Спор факультетов», «Метафизика нра­вов», «К вечному миру».

К философско-правовой тематике Кант обратился не случайно. Его два из четырех известных вопросов, очерчивающих предметное поле философии, имеют непосредственное отношение к философии права: «что я должен делать» и «на что я могу надеяться?».

Отвечая на первый вопрос, И. Кант призывает поступать так, что­бы максима твоего поведения могла стать всеобщим правилом для всех" быть свободным в своих действиях, но соизмерять свою свободу со свободой других. В противном случае возникают произвол, анархия. Именно таково и было естественное состояние, считал Кант, ибо тогда люди постоянно нарушали права друг друга. Поэтому каждый член об­щества должен повиноваться правовому порядку, выражающему право каждого общим для всех законом. Отсюда И. Кант определял право как совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы.

Согласно Канту, право делится на частное (отношения между ча­стными лицами) и публичное (отношения между человеком и обще­ством или между социальными группами). Главный объект частного права - собственность, публичного - правовые атрибуты человека: свобода, равенство и самостоятельность.

Примечательно, что именно право, по мнению И. Канта, должно господствовать в обществе, а страной надлежит управлять не людям, а законам.

Отвечая на вопрос «на что я могу надеяться?», философ подчер­кивает, что, кроме как на самого себя, человек возлагает надежды на общество и его институты и, прежде всего, на юридические законы. Однако юридический закон не учитывает мотивы поступка и, зна­чит, не обеспечивает справедливость как разновидность права. Он только регулирует поведение людей, их действия, да к тому же не все, а лишь оговоренные законом.

Отсюда Кант делает гениальный вывод, ставший правовым фун­даментом гуманизма: государство, воля законодателя не вправе опе­кать человека, предписывать ему, во что верить, кого любить и т.п. И самое главное - человека ни при каких обстоятельствах нельзя ис­пользовать как средство, а только в качестве цели, ибо нет более вы­сокой цели, чем Человек; право человека должно считаться священ­ным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти.

Философско-правовые взгляды другого представителя немецкой классической философии Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814) со­звучны идеям И. Канта.

В системе философских знаний он особо выделял практическую философию как учение о нравственности, праве и государстве.

В основе этого учения лежит идея свободы. Человек, утверждал И. Фихте, должен подчиняться законам, но не слепо, но под при­нуждением, а на основе познания необходимости.

Однако для гарантий свободы необходима сила закона, т.е. при­нуждение. Средством такого - правового - принуждения, а следо­вательно, и гарантом свободы Фихте считал государство, понимае­мое как «коллективная воля» граждан. В то же время государство в лице правителей, чиновников несет ответственность перед народом, и народ вправе менять правителей, если они не обеспечивают свобо­ду своим подданным. Причем эта «смена» может осуществляться в том числе и насильственным, т.е. революционным, путем.

Учение И. Фихте о праве и государстве.

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ И.Г. ФИХТЕ.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) – сын ткача, он сам был вынужден рано начатьработать. Взгляды Фихте сформировались под влиянием идей и общения с Кантом.При этом в отличе от последнего Фихте больше реагировал на злободневные проблемы.Общетеоретические взгляды на государство и право развиваются в русле естественно-правовой доктрины. Своеобразием отличается методологическая, философская основаэтих взглядов. Фихте - убежденный субъективный идеалист, для которого материальныймир во всœех его бесчисленных аспектах существует лишь как сфера проявления свободычеловеческого духа; вне человеческого сознания и человеческой деятельности нетобъективной действительности.

По Фихте, право выводится из «чистых форм разума». Внешние факторы не имеютотношения к природе права. Необходимость в нем диктует самосознание, ибо тольконаличие права создает условия для того, чтобы самосознание себя выявило. При этом правобазируется не на индивидуальной воле. Конституируется оно на основе взаимногопризнания индивидами личной свободы каждого из них. Чтобы гарантировать свободуотдельного человека и совместить с ней свободу всœех, нужна правовая общность людей.Стержнем такой правовой общности должен стать юридический закон, вытекающий извзаимоотношений разумно-свободных существ, а не из нравственного закона. Правофункционирует независимо от морали, регулируя исключительно область действий ипоступков человека.

Фихте считал, что правовые отношения, а, следовательно, свобода индивидов, незастрахованы от нарушений. Господство закона не наступает автоматически. Правовыеотношения, свободу надлежит защищать принуждением. Других средств нет. Потребностьобеспечить личные права людей обусловливает крайне важность государства.Принудительной силой в государстве не может являться индивидуальная воля. Ею можетбыть лишь единая коллективная воля, для образования которой нужно согласие всœех,необходим соответствующий договор. И люди заключают такой гражданско-государственный договор. Благодаря ему и устанавливается государственность. Общаяволя народа составляет стержень законодательства и определяет границы влияниягосударства. Так, демократ Фихте стремился пресечь произвол абсолютистско-полицейской власти над своими подданными и, опираясь на естественно-правовуюдоктрину, утвердить политические права и свободы личности.

Фихте видел в государстве не самоцель, а лишь орудие достижения идеальногостроя, в котором люди, вооруженные наукой и максимально использующие машиннуютехнику, решают практические, земные задачи без большой затраты времени и сил иимеют еще достаточно досуга для размышления о своем духе и о сверхземном.

Во взглядах выдающегося философа и общественного деятеля Иоганна Готлиба Фихте (1762 - 1814) двойственность и противоречивость политических тенденций немецкого бюргерства сказались гораздо отчетливее, ярче, разительнее, нежели у Канта.

Общетеоретические взгляды Фихте на государство и право развиваются в русле естественно-правовой доктрины. Своеобразием отличается методологическая, философская основа этих взглядов. Фихте - убежденный субъективный идеалист, для которого материальный мир во всех его бесчисленных аспектах существует лишь как сфера проявления свободы человеческого духа; вне человеческого сознания и человеческой деятельности нет объективной действительности.

И по Фихте, право выводится из «чистых форм разума». Внешние факторы не имеют отношения к природе права. Необходимость в нем диктует самосознание, ибо только наличие права создает условия для того, чтобы самосознание себя выявило. Однако право базируется не на индивидуальной воле. Конституируется оно на основе взаимного признания индивидами личной свободы каждого из них. «Понятие права, - разъясняет Фихте, - есть понятие отношения между разумными существами. Оно существует лишь при том условии, когда такие существа мыслятся во взаимоотношениях друг к другу...»

Чтобы гарантировать свободу отдельного человека и совместить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей. Стержнем такой правовой общности должен стать юридический закон, вытекающий из взаимоотношений разумно-свободных существ, а не из нравственного закона. Право функционирует независимо от морали, регулируя исключительно область действий и поступков человека.

Фихте считал, что правовые отношения, а следовательно свобода индивидов, не застрахованы от нарушений. Господство закона не наступает автоматически. Правовые отношения, свободу надлежит защищать принуждением. Других средств нет. Потребность обеспечить личные права людей обусловливает необходимость государства. Принудительной силой в государстве не может являться индивидуальная воля. Ею может быть лишь единая коллективная воля, для образования которой надо согласие всех, необходим соответствующий договор. И люди заключают такой гражданскогосударственный договор. Благодаря ему и устанавливается государственность. Общая воля народа составляет стержень законодательства и определяет границы влияния государства. Так, демократ Фихте стремился пресечь произвол абсолютистско-полицейской власти над своими подданными и, опираясь на естественно-правовую доктрину, утвердить политические права и свободы личности.

Не скрывая симпатий к республике, Фихте отмечал, что отличительной чертой всякого разумного, согласованного с требованиями права государства (независимо от его формы) должна быть ответственность лиц, осуществляющих управление, перед обществом. Если такой ответственности нет, государственный строй вырождается в деспотию. Чтобы народный суверенитет не остался пустой фразой и правительство строго подчинялось закону, Фихте предлагает учредить эфорат - постоянную контрольную, надзирающую власть, представители которой - эфоры - избираются самим народом. Эфоры могут приостанавливать действия исполнительной власти, коль скоро усмотрят в них угрозу правопорядку. Окончательную оценку действиям правительства дает народ. Позднее, в 1812 г., Фихте признал идею создания эфората нереалистичной.

Фихте убежденно отстаивал идею верховенства народа: «...народ и в действительности, и по праву есть высшая власть, над которой нет никакой иной и которая является источником всякой другой власти, будучи сама ответственна лишь перед Богом». Отсюда категорический вывод о безусловном праве народа на любое изменение неугодного ему государственного строя, о праве народа в целом на революцию.

Правда, примерно с 1800 г. Фихте отходит от столь радикальных позиций и начинает все больше уповать на реформы сверху.

Тем не менее убежденность в острой необходимости либерализации политического режима, отмены сословных привилегий, установления твердой законности, горячее сочувствие народным массам никогда не оставляли Фихте. До последних дней он был предан гуманистической идеологии Просвещения, оставался сторонником буржуазно-демократических преобразований.

В работе «Замкнутое торговое государство» (1800), написанной под впечатлением теорий французских социалистов-утопистов, Фихте рисует картину идеального государства, в основе которого лежат разум и истинная свобода и которое гарантирует благоденствие каждого индивида. Мечтая о таком государстве, построенном в интересах обездоленных масс на основе организованного труда, Фихте резко критикует общественные отношения в Г ермании и выставляет свои известные тезисы о правах человека на обеспечение существования и на труд. «Замкнутое торговое государство» зиждется на частной собственности, создаваемой личным трудом. Государство дает максимум возможного для развития и подъема производительных сил. Оно детально регулирует производство и распределение, сохраняя при этом старую цеховую структуру ремесел и делая главный упор на сельское хозяйство. Население разбито на три сословия: земледельческое, промышленное, купеческое. Кроме того, имеется категория лиц, занятых в сфере культуры и политики. Свобода промысла и выбора профессии запрещена. Жестко регламентируется быт. С точки зрения экономической государство стремится превратить страну в «самодостаточный», «самообеспечивающийся» организм.

Фихте видел в государстве не самоцель, а лишь орудие достижения идеального строя, в котором люди, вооруженные наукой и максимально использующие машинную технику, решают практические, земные задачи без большой затраты времени и сил и имеют еще достаточно досуга для размышления о своем духе и о сверхземном. По поводу назначения человека и судеб государства Фихте писал: «Жизнь в государстве не относится к абсолютной цели человека... при определенных обстоятельствах она есть лишь наличное средство для основания совершенного общества. Государство, как и все человеческие установления, являющиеся голым средством, стремится к своему собственному уничтожению: цель всякого правительства - сделать правительство излишним». Фихте, правда, полагал, что такое состояние наступит через мириады лет.

Когда в Германию вторглись войска Наполеона, Фихте стал призывать широкие массы к решительной борьбе против чужеземных захватчиков. Он старается в первую очередь разбудить национальное самосознание немцев, оскорбленное завоевателем; он апеллирует к их национальной гордости. В пылу патриотической агитации Фихте подчас высказывал мысли, которые вне их исторического контекста могут быть истолкованы как признание духовного и нравственного превосходства германской нации над остальными народами. Самому же Фихте - приверженцу идеи вечного мира

Претил шовинизм и была ненавистна сумасбродная идея господства Германии над иными государствами, захвата и порабощения Германией других стран. Не случайно он, как и Кант, ратует за мир и справедливость в отношениях между государствами, за создание международной организации, которая бы поддерживала такие отношения.

Для Фихте характерно, что национальное возрождение своей страны он тесно связывает с ее социальным обновлением: с созданием единого централизованного германского государства, которое должно наконец стать «национальным государством», с проведением серьезных внутренних преобразований на буржуазно-демократической основе. Главную роль в достижении этой цели Фихте отводит просвещению и воспитанию народа в духе любви к отчизне и свободе. Вот почему он чрезвычайно высоко оценивает труд интеллигенции, ученых как истинных наставников нации, способных двинуть ее по пути прогресса.




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз