07.01.2024

Домашняя работа. Римская ордерная система Римская ордерная ячейка


Лекция № 6. Тема: Архитектура Древнего Рима (первая часть.)1. Этрусское строительное искусство и архитектура (VII-III вв.до н.э.)
2. Архитектура Римской республики (510-27гг. до н.э.)
2.1 Общественно-политические и социальные предпосылки формирования архитектуры.
2.1 Строительные материалы, техника и конструкции.
3. Основные типы архитектурных сооружений.
3.1 Инженерные сооружения: мосты, акведуки, дороги, оборонительные стены (римская
стена Сервия – 378-352г. до н.э., акведук Аппия Клавдия – 311г. до н.э., акведук
Марция – 144 г. до н. э.)
3.2 Форумы: форум Романум, форум Цезаря, форум императора Августа, форум
Веспасиана, форум Нервы, форум Траянум, форум Мира.
3.3 Общественные здания: курии, табуларии, базилики (базилика Максенция 306-312),
ростральные колонны, палестры, термы, театры).
3.4 Культовые сооружения: храмы
Литература: 1. ВИА (12т.) – 2т. ; http://www.designw.ru/drevrum.html
2. ВИА (2т.) – 1т.
3. Бартенев, Батажкова. «Очерки истории архитектурных стилей».
4. Саваренская Т.Ф. «История градостроительного искусства»
5. ru.wikipedia.org/.../Файл:Roman_Emperor_map.jpg3.
6. http://www.roman-glory.com/05-01-01
7. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/map08.shtml

Древняя Италия.

Границы Римской империи.

Римская империя II в. н.э.

1. Этрусская культура.

В истории этрусской культуры различают три основных периода:
Первый период – архаический – VII в. начало V в. до н.э.
Сильное влияние Греции. Характерен высокий уровень строительной техники.
Инженерные, оборонительные, общественные сооружения возводятся из камня.
Второй период – V-IV вв. до н.э. постепенный упадок могущества этрусков.
В архитектуре нет новых поисков и решений.
Третий период – середина IV-III вв. до н.э.
Этрурия попадает в подчинение Рима. Взаимодействие эллинских и
эллинистических влияний, выразившихся в развитии жилого дома, военного
строительства, введение греческих ордерных форм в качестве декора.
Этрурия представляла собой союз 12 городов-государств.
Господство аристократии: правящая группировка – военно-жреческая знать.

Глоссарий
Тумулус (гробница) – насыпной курган
Дромос – погребальная камера под тумулусом
Гробницы могут быть: а) из отдельных каменных блоков
б) высечены в форме тумулуса в туфовых скалах
в) подобие прямоугольных домиков
Подиум – высокое основание этрусского храма
Атрий (атриум) – центральное помещение этрусского и римского дома,
обычно с отверстием в покрытии
Комплювий (комплювиум) – прямоугольное отверстие в крыше атрия над
имплювием
Имплювий (имплювиум) – плоский бассейн посредине атрия, куда с крыши
стекала вода
Курии – здания судов
Табуларий – государственный архив
Базилики – здания для судебных разбирательств, торговых сделок
Ростра – нос побеждённого корабля (на форуме – трибуна для оратора)
Урбос (город) – территория внутри стен
Помериум – внешняя граница города
Пуццолана – вулканический песок
Терракота – жёлтая или красная обожжённая гончарная глина

1. Этрусский храм. Реконструкция. 2. Гробницы (Рим, Тарквиний)

Этрусский храм.

Этрусский храм располагался
на высоком основании – подиуме.
Строился по принципу фронтальной
композиции: один из торцов
здания являлся главным фасадом
и украшался глубоким портиком.
Внутреннее помещение – целла,
делилось на три части, посвящавшиеся
божествам.
В конце VI в. до н. э. этрусский царь
Тарквиний Старый возводит на
Капитолийском холме в Риме большой
храм, имевший три ряда колонн.
Типично: богатство скульптурного
и живописного убранства, а также
яркая полихромия.

1. Этрусский жилой дом. 2. Этрусская урна в виде дома.

2. Архитектура Римской республики.

Три основных периода в развитии культуры Древнего Рима:
- Царский период – 753-510 гг. до н.э.
- Республиканский период – 510-27 гг. до н.э.
- Императорский период – с 27 г. до н.э. по 476г. н.э.
«Римский народ», т.е полноправное население Рима делилось на:
роды – курии (объединения родов) – трибы (племена).
Всё население, находившееся вне этой родовой организации, называлось плебсом.
Народные собрания происходили по куриям, в них участвовали только патриции.
Власть царя ограничивалась Сенатом и народными собраниями.
Постепенно патриции становятся господствующим классом, владеющим земельными
наделами и рабами. Плебеи превращаются в средних землевладельцев и
ремесленников.
Клоака Максима – древнейшее гидротехническое сооружение Рима.
Царь Сервий Туллий (578-553 гг. до н.э.) – оборонительные стены
После изгнания царя Тарквиния Гордого в Риме был установлен Республиканский
строй. Власть сосредоточилась в руках двух, ежегодно избираемых консулов.

Холмы Рима.

Дата основания Рима.
21 апреля 753 г. до н.э.
Холмы Рима
Капитолий
Палатин
Квиринал
Виминал
Эсквилин
Целий
Авентин
Яникул
Ватикан

Конструкции, строительные материалы.

Арочные, сводчатые конструкции.
Клинчатые (распорные) конструкции
арок и сводов.
«Полигональная» – неправильная
кладка (инцерт) из камня (11 а)
«Нормальная» – квадровая кладка
(ретикулат) стен из правильных
блоков с кратными размерами сторон
(60х60х120/180 см) (11 б)
Римский бетон – раствор из:
извести +
песок с каменным щебнем +
гидравлические добавки в виде вулканического песка – пуццолана
Цилиндрические, полусферические
своды.
Армирование кирпичным каркасом.
Деревянные конструкции, опалубки.
11а
11 б

Типы сводов. Римская ордерная ячейка.

Типы сводов.
Литая кладка с каменным наполнителем
называлась греческим словом «эмплектон».
Римская ордерная ячейка.

1. Ним. Акведук Агриппы. 2. Римский военный лагерь.

Кардо – северо-южное направление
Декуманус-максимус – западно-восточное
направление

Дом Пансы.

Перистильный двор
Атриум
Дом Пансы.

Руины форумов в Риме.

Римские форумы. План.

Форум Романум: 1.храм Весты,
2-храм Кастора и Поллукса,3- храм
Цезаря, 4-храм Антонина и Фаустины
5-базилика Эмилия,6-базилика Юлия
7-Ростра,8-арка Септимия Севера,
9-храм Сатурна,10-храм Веспасиана
11-храм Конкордии (Согласия), 12 –
Табуларий,
М
А)Форум Цезаря: 13-храм Венеры
Б)Форум Нервы: 14-храм Минервы
12
9
А
7-
С)Форум Августа: храм Марса Ультора
С
8
Б
6
5
3
2
1
4
К
М)Форум Траяна: 16-базилика Ульпия
17-колонна Траяна,18,19-библиотеки,
20-храм Траяна, 21-вход на рынок
Траяна
К) Форум Мира

Какие принципы использовались в градостроительстве этрусков?
Дать определение понятию «подиум».
В чём принципиальное отличие этрусского храма от греческого?
Какие основные строительные материалы использовались этрусками?
Как называется прямоугольное отверстие в покрытии этрусского жилого дома?
Что такое имплювиум?
Как называется внутренний закрытый дворик в центре городского дома этруска?
Что такое пуццолана?
Что представляет собой римская ордерная ячейка?
Какие системы перекрытия использовали римские архитекторы?
Какие строительные материалы применяли в строительстве римские зодчие?
Назвать самую большую базилику Древнего Рима.
Какие инженерные сооружения возводились в Древнем Риме?
Какую ориентацию имели города в Римской империи?
Каково принципиальное различие (с точки зрения визуального восприятия) римского
и греческого храмов?
17. Какие типы сооружений в Риме можно отнести к общественным?
18. Что такое «форум» в древнем Риме?

Нарастающий - в связи с неуклонной экспансией Рима - от столетия к столетию размах строительных начинаний и укрупнение масштабов отдельных сооружений потребовали создания новой строительной техники, предоставляющей архитектору более широкие возможности по сравнению со стоечно-балочными конструкциями греков. Это расширение архитектурных возможностей было достигнуто благодаря внедрению и разработке сводчатых конструкций и использованию нового материала-бетона . Сводчатая конструкция из тесаного камня и из бетона уже в период Римской республики создает совершенно новое общее лицо архитектуры, способствует появлению новых типов архитектурных сооружений и преображает традиционные типы, унаследованные от старины или заимствованные у эллинизма. Технические достижения Республики станут основой для Римской архитектурной революции, начавшейся при императоре Нероне и завершившейся при императоре Адриане при строительстве Пантеона, вершины Римской архитектуры.

Тесаный камень был незаменимым спутником римского бетона и применялся, главным образом, для усиления углов, притолок и арок. Из камня вытесывались части ордера и другие архитектурные детали.Наиболее примечательно диференцированное и глубоко продуманное уже в архитектуре Республики применение разнообразных каменных пород с учетом не только их природных свойств, но и стоимости их обработки и доставки. Отсюда соединение различных пород в одном и том же сооружении, на одном и том же фасаде, в зависимости от нагрузки, декоративной роли и условий выветривания буквально каждого блока.

Бетон . Широкое распространение в Риме бетона объясняется, с одной стороны, дешевизной материала и быстротой выполнения крупных работ из него, с другой стороны - возможностью применения в бетонном строительстве малоквалифицированного дешевого рабского труда. Римский бетон был очень качественным и прочным, и обладал рядом пластических преимуществ и замечательных технических качеств для различных экспериментов с архитектурными формами.

Кирпич . Для массового жилищного строительства применялся воздушно-сухой кирпич. Прекрасно обожженный плоский кирпич вытесняет сырец из городского строительства;в сочетании с бетоном и в комбинации с тесаным камнем мелкого формата будет характерен для архитектуры Империи.

Арка и свод должны считаться вкладом Рима в сокровищницу мирового зодчества, так как только в римско-италийской архитектуре арка и свод приобрели ведущее значение и стали играть роль главного архитектурного средства, а не второстепенного конструктивного элемента. Для сооружения сводов, почти одновременно с камнем римляне начали применять бетон - этот универсальный материал, из которого с одинаковой простотой и быстротой выкладывались и простая стена, и сложнейший свод. Свод позволяет создать устойчивые сложные системы, в которых более низкие помещения, крытые сводами меньшего пролета, подпирают главные помещения более значительных, нередко грандиозных размеров. Этот основной принцип всего римского сводостроения и сочетания объемов был известен уже строителям Республики. Криволинейные формы - новое слово в архитектуре, новое движение взгляда, новые акценты. Новая эстетика.

Купол . Принципы сводостроения были применены при Республике также и для создания полусферического купола. Технологически сложные и большие купола стали строить во время Римской архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений.

Октавиан Август закладывает предпосылки развития имперской архитектуры. Масштаб, авкустовский классицизм. Начинается активная строительная деятельность. Светоний: «Август принял Рим кирпичным, а оставил мраморным». Изменение сути. Был - убогий, скромный, а стал эллинистическим городом.

При Нероне Пожар 64 года, уничтоживший более двух третей Рима, расчистил поле для реконструкции города, необходимость которой ощущалась уже давно. В результате пожара появилась возможность положить начало перепланировке некоторых районов столицы с широкими улицами, обрамленными портиками. Городская теснота стала причиной умножения количества капитальных инсул - многоэтажных жилых домов с наемными помещениями, заменивших собой многоэтажные же, но весьма опасные в пожарном отношении дома, строившиеся на деревянном каркасе.Площадь, занятая массовым жилищем, быстро увеличивалась, число индивидуальных домов уменьшалось и немногочисленные дома богачей сохранялись преимущественно на окраинах города.

Последующие поколения императоров будут продолжать строительство масштабных сооружений, несущих идеологическую функцию прославления императорской власти. Конечно, при таком размахе было необходимо использовать технику римского бетона.

Римляне полностью переосмысляют греческое наследие : если греческие строения - это архитектура экстерьера, то римская - архитектура внутреннего пространства, которое ативно осваивается, расширяется, расчленяется и структурируется. Настенные росписи привносят тенонику, системность и иерархию стены, экседры, ниши, кесоны - тоже примеры освоения пространства, его расширения, осмысления.

Римская архитектурная ячейка - композиционный элемент архитектуры древнеримских зданий. Состоит из арки, пяты которой опираются на пилоны, и обрамляющих ее колонн, обычно на пьедесталах, с антаблементом. В отличие от архитектуры Древней Греции, где ордерные элементы были связаны с конструкцией здания, римская архитектурная ячейка демонстрирует разъединение несущих частей (стена, пилон, арка) и декоративных, оформляющих фасад (колонны с антаблементом). Римляне, заимствовав у эллинов колонну, лишили ее конструктивной функции и превратили в украшение фасада. Арка и свод создают боковой распор, по этой причине колонны оказались бы непрочными и могли рухнуть, если их нагрузить всей тяжестью криволинейного перекрытия. Древнеримские строители освободили колонну от нагрузки и перенесли тяжесть перекрытия на массив стены здания.

Излюбленный в Риме мотив аркады - совершенно другая ритмика, другое движение. Ещё 1 сущностное отличие от греков.

Результатом развития техники и мысли римских строителей является Пантеон с его громадным куполом, наложенной ордерной декорацией и глубокой семантической насыщенностю (внутреннее пространство как Вселенная).

Архитектура внутреннего пространства - это ещё и новое осознание человеком себя внутри этой архитектуры.Без достижений, завоеванных римским умом и римской архитектурной революцией, была бы немыслима архитектура последующих поколений, в особенности культовая архитектура христианства и ислама, развивающая внутреннее пространство помещения как сосредоточение божественного духа.

Билет 21. Термы римлян.

Билет 22. Архитектура римских гробниц.

Билет 23. Жилая архитектура эпохи Империи.

Билет 24. Архитектура Италии в эпоху Империи.

Уральская Государственная Архитектурно-Художественная Академия

Кафедра истории искусств и реставрации

Домашняя работа

По курсу история искусств

II семестр

Выполнил: ст. гр. 177 Тимонин Евгений

Руководитель: профессор кафедры ИИиР

Голобородский М.В.

Екатеринбург, 2012

Искусство Древнего Рима.

Апсида - выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

Арка - криволинейное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста), представляющее собойбрус криволинейного очертания в продольном направлении и создающее боковой распор.

а - плинтус; б - импост; в - лоб арки; г - замок; д - архивольт.

Замковый камень - клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, получая таким образом и декоративную функцию.

Кессон - углубленная панель в плоском, сводчатом или купольном потолке, облегчающая конструкцию и служащая дополнительным декоративным элементом.

Композитный ордер - Представляет собой несколько усложненную версию коринфского. К привычной коринфской капители, состоящей из колокола с рядами листьев аканфа, добавляются ионические эхин и подушка с волютами, характерные для ионического ордера. Высота композитной колонны обычно целях. Колонны не несли на себе нагрузку многоэтажных сооружений, а опорные функции выполняла стена. Только в аркадах сохранялась конструктивная роль колонны.

Римская ячейка - композиционный элемент архитектуры древнеримских зданий. Состоит из арки, пяты которой опираются на пилоны, и обрамляющих ее колонн, обычно на пьедесталах, с антаблементом.

Ретикулат - облицовочный слой римских бетонных стен, имеющий рисунок в виде правильной сетки под углом к основанию стены.

Ребро свода - силовой элемент, как правило, имеющий вид тонкой арки, выделенной рельефом, а иногда цветом. Ребра могут играть и чисто декоративную роль, не неся никакой нагрузки.

Свод - пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее форму выпуклой криволинейной поверхности.

Крестовый свод - образуется путем пересечения двух сводов цилиндрической или коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений.

Цилиндрический свод - образует в поперечном сечении полукруг (или половину эллипса, параболы, проч.) Перекрытие в нём опирается на параллельно расположенные опоры - две стены, ряд столбов или аркады.

Купол - пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции перекрывают преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор.

Колизей - это символ Рима и его вековой истории. Он является самым большим и красивым стадионом античного мира, построен в I веке н. эр.и имеет форму амфитеатра. Колизей в Риме был заложен императором Веспазиано (Виспасиан) в 72 году, этим жестом он желал ещё более распространить кровавый спорт гладиаторов. Закончил же постройку (через восемь лет) его сын - император Тито.

Пьедестал –художественно-оформленное основание, на котором устанавливают произведения- скульптуру (статуя, скуль-птурная группа, бюст), вазу, обелиск, стелу и т.д.

Термы Каракаллы - термы императора Каракаллы в Риме, официально именуемые Антониновыми. Они находились около Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием. Строительство началось в 212 году н.э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс - 150 на 200 м

Тосканский ордер - архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера.Название связано с архитектурой этрусков (тусков). Фриз тосканского ордера лишен триглифов и метоп. Отсутствуют мутулы под выносной плитой карниза. Стволы колонн, обладающие большей толщиной, чем дорические – гладкие, без каннелюр. Предельно простые базы состоят только из плинта и торуса. Высота колонны обычно соответствовала семи ее нижним диаметрам. Внешне постройки тосканского ордера выглядели прочными и внушительными, поэтому символизировали физическую мощь и силу и применялись главным образом в хозяйственных и военных постройках, обычно в первых этажах.

Триумфальные арки - мемориальные сооружения, предназначенные для увековечивания памяти о каком - либо событии.

Форум Цезаря - первый из императорских форумов Рима, занимал территорию 170 на 75 метров. Форум был построен Гаем Юлием Цезарем в 54-46 гг до н. э. как расширение Римского Форума. В северной части форума располагались храм Венеры-Прародительницы (VenusGenetrix) и Серебряная базилика (basilicaArgentaria). Во II веке, при императоре Траяне, форум полностью перестроили, а после пожара в 283 г., при Диоклетиане, отстроили заново.

Экседра - большая полукруглая ниша с конхой, обычно завершаемая полукуполом.

Особенности применения ордерной системы в архитектуре Древнего Рима. Роль колонн и римская ячейка (Амфитеатр Колизей). Характеристика римской строительной техники

Особенности применения ордерной системы в архитектуре Древнего Рима.

Архитектурный язык римского зодчества сложился под влиянием эллинистической культуры. Римские зодчие восприняли от Греции в первую очередь ордер, разработав на основе греческих образцов свои варианты дорического, ионического и коринфского ордеров. В римских ордерах трудно проследить последовательное развитие. Противоположные тенденции часто уживаются здесь рядом друг с другом, поэтому преобладание того или иного ордера не всегда является результатом его эволюции в предшествующий период.

В эпоху империи продолжалось развитие римских вариантов ордеров, соответствующих парадному характеру зданий этого времени. Ионический ордер почти не применялся. Самым употребительным стал коринфский ордер, который приобрел особую пышность. Угловые валюты, средний завиток и поддерживающие их листья вырастали из общего стержня, что придавало капители еще большую целостность. Большой популярностью пользовался композитный ордер, несколько перегруженный деталями. Он соединял лиственные венцы коринфского ордера с волютами ионического типа.

Роль колонн и римская ячейка (Амфитеатр Колизей).

Римляне ввели в обиход аркаду, состоящую из ряда "римских ячеек" - оригинального сочетания арки с двумя приставленными к ней по сторонам колоннами (обычно на пьедесталах). Колонны не поддерживали арочное перекрытие, а были лишь наружным украшением. Из таких "римских ячеек", в несколько ярусов поставленных одна на другую, построены Театр Марцелла в Риме (I в. до н. э.) и знаменитый Колизей.

Фасад амфитеатра членится тремя ярусами аркад и вышележащим ярусом, прорезанным небольшими прямоугольными окнами, которые чередовались с бронзовыми декоративными щитами. По традиции, идущей от театра Марцелла, тосканскому ордеру полуколонн первого яруса соответствует ионический ордер второго и коринфский - третьего яруса. В четвертом ярусе место полуколонн заняли коринфские пилястры

Характеристика римской строительной техники.

В I-IV вв. н. э. в Риме были разработаны сводчатые конструкции большого пролета, осуществление которых стало возможным благодаря применению бетона. В этот период применялись и нашли дальнейшее развитие основные типы сводчатых конструкций, выработанные к концу республики: цилиндрический свод (прямоугольный и полукруглый в плане), разные виды коробовых сводов, крестовый, сомкнутый и купольный своды. Особые успехи были достигнуты в сооружении купольных покрытий большого диаметра. Для облегчения сводов и куполов использовались легкая пемза и керамические сосуды, вводимые в кладку. Они служили так же резонаторами. С конца I в. Н. э. в римском зодчестве усиливаются поиски новых пространственных форм, усложняется планировка зданий и ансамблей, в нее вводятся криволинейные элементы, требующие необычных конструкций сводчатого перекрытия.

В провинциях сводчатые конструкции были мало распространены, за исключением Сирии, где своды употреблялись и в общественных и в жилых зданиях. В отличии от Италии в Сирии своды выполнялись не из бетона, а из тесанного камня.

В Римской империи ордер стал абстрагированным символом рациональной упорядоченности и всепроникающего единства «Pax Roman», он освободился от связи с теми смысловыми значениями, которые могли ограничить его применение.

Благодаря этому стало возможно использовать ордер как символ утверждения власти империи, воплощающий организованность и порядок, насаждаемые в ее пределах. Это универсальное средство было порождением культуры, не признававшей старых границ, но вместе с тем оно достаточно гибко, чтобы ассимилировать черты национальной и местной художественной традиции, подчинявшиеся его тектоническому строю. Следствием универсализации значащей формы стало ослабление ее зависимости от конструкции сооружения. Ордер с его стоечно-балочной структурой оказался частью каменной облицовки работающей конструкции другого типа - массивной стеновой или арочной. Закономерности его строя, сохранявшие эстетико-конструктивную и символическую роль, взаимодействовали с технико-конструктивными закономерностями иной природы. Так возникла римская архитектурная ячейка - сочетание массивных опор, соединенных аркой, и приставленных к ним полуколонн, которые несут антаблемент, проходящий выше арки. Эта ячейка стала новой метафорой сочетания целесообразности и эстетической ценности. Она впервые оформлена на фасаде Табулария в Риме - здания государственного архива Римской республики, врезанного в юго-восточный склон Капитолийского холма (78 г. до н.э.).

В императорском Риме появились грандиозные композиции, образованные суммированием множества арочно-ордерных ячеек. Из них складывалась внешняя оболочка замкнутого пространства амфитеатров. Эллиптические очертания плана таких зданий исключали те различим между рядовыми и угловыми элементами, которые неизбежны, если план прямоуголен. Совершенное выражение подобная система получила в четырехъярусном амфитеатре Флавиев в Риме - Колизеее (75-80 гг.) . Мощная внешняя оболочка, вздымающаяся на 45 м, раскрывалась вовне через арки, обрамленные колоннами. Чередование ордеров - тосканского, ионического и коринфского - и тонкие модуляции величин усиливают восприятие грандиозности целого. Антаблементы отмечают границы ярусов, арочно-ордерные ячейки соответствуют уходящим вглубь секциям. Ордер стал основой образа сооружения, предназначенного для громадных людских масс, средством организации его пространственной структуры и его символом. Арочно-ордерные ячейки дали шкалы величин, промежуточных между громадностью целого и человеком. Пространственных размах амфитеатра соразмерялся с заполнявшими его людскими массами; мерой ячеек оставался отдельных человек. Величины ячеек привычны восприятию - высота колонн Колизея близка к обычной для небольшого храма или базилики - в то же время, через них ощутима связь с целым, необозримость которого разложена на звенья.

Из повторяющихся ячеек в Риме формировались сооружения многих типов - термы, рынки, казармы, склады, акведуки , - причем не обязательно с использованием ордера (как многоэтажные «многоквартирные» дома Рима и Остии).

Структуры, образуемые повторением первичных элементов, стали исторически важным нововведение римского зодчества. Отношение к ордеру, как к системе единиц, допускающих различные комбинации, расширяло возможность его использование. В Колизее ордерные ячейки ритмом своего равномерного повторения определяют структуры всей оболочки сооружения и его образ. В других общественных зданиях римской эпохи ордер использовался для того, чтобы создать акценты на главном. Так, вход в гигантский барабан Пантеона выявлен мощных портиком с тяжелым фронтоном , выступающим на фоне нерасчлененной стены. Пространственно обособленная арочно-ордерная ячейка стала основой мемориального сооружения - триумфальной арки.

По-видимому, в композиции триумфальных арок впервые появилась колонна, приставленная к стене, которая несет только выступающую над ней креповку антаблемента. Такая форма -вертикаль, образованная колонной и ее продолжением в креповке - стала удобным средством ритмической организации стены (Проходной форум в Риме, 97 г., с приставными колоннами вдоль боковых стен). В зданиях терм и базилик приставные колонны стали использовать как опоры для крестовых сводов (Большие термы в Лептис Магна, 127 г.; термы Диоклетиана в Риме, 306 г.).

Отношение к ордеру как системе элементов, на основе которой можно создавать, пользуясь определенными правилами, бесконечное множество комбинаций, запечатлела фантастическая архитектура настенных росписей. Живописные имитации ордеров а сочетании с архитектурным пейзажем стали появляться уже во фресках так называемого «второго стиля» в конце II в. до н.э. В росписях «четвертого стиля» после 63 г. н.э. ордерные мотивы складываются в нагромождения форм, причудливость которых усиливается «невозможной» перспективой со смещением планов. В этих архитектурных фантазиях отразились черты бытовавшего в массовом сознании эстетического идеала.
В архитектуре империи стали появляться разнообразные сооружения, где сложнейшие комбинации ордерных элементов весьма изобретательно разыгрывались на громадных поверхностях стен, организация которых была полностью свободна от стесняющих условий, порождаемых конструкцией или функцией. Наиболее естественны такие композиции были в театральных зданиях. Полем для них служил внутренний фасад сцены, поднимавшийся на всю высоту театрона с его крутым амфитеатром (театры в Аспендосе, Малая Азия, II в. н.э.; Сабрате, Ливия, 180 г.; Оранже, Франция, I в. н. э.). Подобный характер получали и композиции на плоских фасадах представительных городских сооружений, например библиотек или нимфеев. Единство громадной стены нимфея в Милете подчеркивалось «шахматным» чередованием двухколонных портиков, обрамлявших равномерно размещенные ниши со статуями. Зодчий, создавший ворота Южного рынка Милета (165 г.), средствами ордерной декорации стремился, напротив, преодолеть плоскостность композиции, развить ее в трехмерности пространства. Трехмерность ордерной декорации особенно смело развивалась зодчеством восточных провинций империи. Ею отмечены уже фасады гробниц набатейских племен, высекавшиеся в скалах Петры, гигантских монолитах розового песчаника (I в. до н.э.). Здесь характерны напряженные сопоставления и контрасты резко выступающих и глубоко западающих частей, выпуклых и вогнутых криволинейных очертаний.

Закономерности формирования ордерных композиций и функционирования ордеров в архитектуре Римской империи подошли к законам естественного языка ближе, чем любые другие художественные системы зодчества. Освобождение ордера от жесткой обусловленности конструкцией позволяло гибко решать и инженерно-конструктивные и художественные задачи.

Виоле ле Дюк, следую морализующей тенденции эстетики середины XIX века, сурово осуждал за это римлян, признавая за ними мастерство инженеров и организаторов. Он писал:

«В римской архитектуре имеется, с одной стороны, структура, правдивая, реальная, утилитарная конструкция, скомбинированная для выполнения программы, начертанная хозяйской рукой; с другой стороны, в ней имеется оболочка, декорация, не зависящая от структуры, подобно тому как одежда независима от человеческого тела».

Он задает вопрос, был и римлянин художником, подобно грекам. Для него, несомненно, - нет. Вывод очевиден - римлянам не следует подражать.

Однако в течении многих столетий подражали именно римской архитектуре. Для зодчих Ренессанса она служила идеальным прообразом; ей следовали по-своему архитекторы барокко и классицизма. Художественная система архитектуры Греции, напротив, оставалась недоступной для повторений. Лишь европейский и американский неоклассицизм прибегали к «неогреческим» стилизациям, вдохновляемые литературностью образного мышления. Которая стала характерной чертой XIX века. Да и в этих стилизациях признаки греческой архитектуры несли только отдельные «знаки» - колонны, антаблементы, высокий фронтон, - внесенные в композицию, идущую от иных художественных систем.

Свойством художественного языка римской архитектуры, определившим возможность адаптации и иным историческим условиям, его пригодность для выражения иных значений, как раз и была относительная независимость функционально-конструктивной структуры сооружения. Эта независимость вела к внутренней конфликтности произведений зодчества. Она исключала целостность - великое завоевание греческой античности, но она обеспечивала универсальность системы, сопрягаемые с другими принципами построения структуры сооружений, наполняющиеся иными значениями.




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз