26.11.2023

Здание двенадцати коллегий. Двенадцать коллегий. Здание СПбГУ. История, байки, мифы и легенды Здание 12 коллегий интересные факты


Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. , Обь, Иртыш, Енисей, Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной книге обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких книг. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.

Здание «Двенадцати коллегий» - ценнейший образец гражданской архитектуры первой трети XVIII века и одно из самых ранних сооружений на стрелке Васильевского острова. Оно предназначалось для высших органов государственного управления - Сената и коллегий, учрежденных Петром I взамен «приказов». Вначале Сенат и коллегии располагались на Петербургской стороне в мазанковом здании, построенном по проекту Д. Трезини .

Здание состояло из расположенных по одной оси двухэтажных корпусов, имеющих самостоятельные крыши.
Тот же композиционный прием лег в основу решения каменного здания коллегий, заложенного в 1722 году.
В 1724 году, уже после начала строительных работ, состоялся первый в России архитектурный конкурс на разработку проекта здания «Двенадцати коллегий». В нем приняли участие архитекторы Д. Трезини , Т. Швертфегер, Б. Растрелли и др.

Ни один из этих проектов не был утвержден. Нижний этаж возводился на основе проекта Трезини , архитектурный же облик верхних этажей сложился в результате переработки варианта, предложенного Швертфегером. Строительством коллегий руководил Доменико Трезини , а после его смерти в 1734 году - Джузеппе Трезини. Здание коллегий состоит из двенадцати связанных воедино самостоятельных корпусов. Громадный по протяженности главный фасад обращен на восток. По первоначальному замыслу вдоль него, на месте Менделеевской линии, должен был проходить судоходный канал к так называемому старому Гостиному двору, расположенному в обширном квартале, ныне занятом библиотекой Академии наук и рядом других зданий. Как это видно из сохранившихся изображений «Двенадцати коллегий», канал был вырыт, но не на всем протяжении, и впоследствии он был засыпан.

В нижнем этаже здания «Двенадцати коллегий» предполагалось разместить лавки. Вдоль всего фасада тянулась открытая аркада. Декоративные детали верхних этажей здания - плоские лопатки, фигурные наличники и аттики, украшенные лепкой, - характерны для петровского зодчества, как характерна и окраска фасада в два цвета. Внутренняя отделка, относящаяся ко времени сооружения здания, сохранилась лишь в Петровском зале.

Скульптурные украшения стен и потолка этого зала исполнены в 1736 году по проекту и под наблюдением мастера Игнацио Росси. Большую роль в декоративном оформлении интерьера играет живопись - плафон и живописные вставки в верхней части стен. Убранство дополняется двумя угловыми каминами со скульптурной отделкой. Галерея вдоль западного фасада здания коллегий построена архитектором Д. Трезини в 1737–1741 годах. Во втором этаже, над аркадой, расположен значительный по протяженности коридор.

Министерства, образованные в 1802 году вместо коллегий, были размещены в других зданиях. В 1819 году помещения четырех из двенадцати коллегий были заняты университетом, а в 1835 году все здание перешло в его распоряжение. В связи с этим архитектор А. Ф. Щедрин произвел ряд перестроек.

Здание Двенадцати коллегий - одно из первых сооружений на стрелке Васильевского острова. Его строительство началось в 1722 году. Здание предназначалось для размещения высших органов государственного управления - Сената и коллегий, по указу Петра I сменивших «приказы». Первоначально Сенат и коллегии размещались на Петербургской стороне - первом административном центре Санкт-Петербурга - в мазанковом строении, сооруженном по проекту Д. Трезини. Здание представляло собой двенадцать двухэтажных корпусов, вытянутых по одной линии и объединенных общей крышей, по типу выстроенных в одну линию зданий Приказов в Москве. По такому же принципу архитектором было предложено соорудить и каменное здание Коллегий на Васильевском острове, куда уже в 1715 году переместился административный центр города. Нижний этаж здания возводился по проекту Трезини. Верхние этажи возводились по переработанному варианту архитектора Швертфегера. Строительство здания, как мы уже говорили, началось в 1722 году, и было приостановлено в кратковременное правление императора Петра II, когда столица России была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву. Но в 1732 году при Анне Иоанновне работы по возведению здания были возобновлены.
Расположение здания несколько необычно для Петербурга - оно повернуто к Неве - главной магистрали города, не лицом, а торцом. Это объясняется тем, что в то время главной площадью города мыслилась формировавшаяся тогда Коллежская площадь. Предполагалось, что она будет раскрыта к Петропавловской крепости, а с противоположной стороны ее и должно было ограничить здание Двенадцати коллегий. Хотя на этот счет есть и анекдотическое объяснение. Говорят, что, уезжая, Петр поручил своему ближайшему сподвижнику А. Д. Меншикову продолжить линию застройки левого берега Невы зданием Двенадцати коллегий. А часть острова, лежащую за ним, щедро отдал Меншикову в награду за труды. Ловкий по части перекачки государственных денег в свой карман Меншиков посчитал, что если он поставит здание не лицом, а торцом к Неве, то земли ему достанется больше. Так он и сделал. Петр, вернувшись из поездки по своим обширным владениям, был немало удивлен таким самочинием. Без лишних слов он схватил самочинника за шиворот и протащил вдоль всего здания перед собравшейся публикой, нещадно колотя его своей дубинкой. Гнев царя скоро прошел, Меншиков (в который уже раз) отлежался, а здание Двенадцати коллегий так и стоит, как поставлено было. Но это всего лишь анекдот.
Коллежская площадь так и не стала главной площадью города, так как после смерти Петра I центр города был перенесен на левый берег Невы, а впоследствии ее территория была застроена. Теперь на месте площади стоит Клинический повивальный институт. Менделеевская линия появилась на месте некогда прорытого, а потом засыпанного канала, который проходил вдоль здания Двенадцати коллегий к старому Гостиному двору, располагавшемуся на месте нынешней Библиотеки Академии наук.
Трехэтажное каменное здание протянулось на 400 метров в длину. И представляет собой двенадцать плотно
примыкающих друг к другу корпусов. Первоначально через первый этаж главного фасада проходила открытая сквозная галерея с обработанными рустом пилонами. В нишах пилонов были установлены статуи. Пилоны очерчивали границы корпусов, центральная часть каждого из которых была выделена ризалитом. Над ризалитами высились декоративные фронтоны с эмблемой коллегии в центре и скульптурами по бокам. Вдоль всего фасада тянулись балконы с ажурными коваными решетками. Решетки были украшены медальонами и гербом. Каждый корпус имел свой отдельный вход с высоким крыльцом. Внутреннее пространство ризалитов занимали двусветные залы, расположенные на уровне второго и третьего этажей. Из залов были устроены выходы на балкон.
Оформление западного фасада гораздо скромнее. Вдоль фасада проходила двухъярусная открытая галерея. А между пилонами второго этажа был сделан каменный парапет. Окраска здания была двуцветной. На оранжево-красном фоне стен эффектно выделялся архитектурный декор белого цвета. Судить об отделке интерьеров мы можем только по дошедшей до наших дней богатой отделке Петровского зала Сенатского корпуса. Здесь сохранились скульптурные украшения стен и потолка, исполненные в 1736 году по проекту мастера Игнацио Росси. Живописные плафон и вставки, расположенные в верхней части стен, чрезвычайно оживляют убранство зала. Немалую роль в декоративном убранстве зала играют и два угловых камина, имеющих скульптурную отделку.
Вид здания со временем менялся: было убрано барочное убранство главного фасада, на втором этаже появились своды, исчезли статуи из ниш, у входов в корпуса появились пушки из гранита. Но в целом здание сохранялось и выполняло свои функции до начала XIX века, когда для Сената и Синода были построены великолепные здания на левом берегу Невы. Освободившиеся помещения были отданы Главному Педагогическому институту, на базе которого в 1819 году был создан Петербургский университет. Вскоре здание было целиком передано
Университету, что потребовало определенных переделок. Эта работа была проведена в 1834-1838 годах академиком архитектуры А. Ф. Щедриным. Во время этой перестройки в центральной части здания в 1837 году была устроена и освящена церковь святых апостолов Петра и Павла. Тогда же появился нынешний Актовый зал, украшенный хорами и колоннами из искусственного белого мрамора. На втором этаже была застеклена через все здание проходящая четырехсотметровая галерея, оформление которой вызывает неизменное восхищение. Поражало все: и высокие венецианские окна, и обилие света, простор, и мебель, изготовленная по рисункам А. Ф. Щедрина. На участке земли вдоль лицевого фасада здания в 1836 году был разбит сад, который отделялся от улицы чугунной решеткой на пудожском камне. 25 марта 1838 года состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургского университета.
С университетом связаны имена самых выдающихся русских ученых. Здесь учились и преподавали А. М. Бутлеров, И. М. Сеченов, А. С. Попов, П. Ф. Лесгафт и, конечно же, Д. И. Менделеев, который жил здесь и работал с 1866 по 1890 год. В здании бережно сохраняется его мемориальный музей-архив. В 1923 году улицу, проходящую вдоль здания, назвали Менделеевской линией.
Здание Двенадцати коллегий до сих пор является главным зданием Петербургского университета.

В Санкт-Петербурге имеется немало достопримечательностей и исторических зданий. Одним из них является здание Двенадцати коллегий. имеет давнюю историю и достойно внимания туристов.

Место расположения

Адрес здания Двенадцати коллегий в набережная, дом семь. Такое великолепное строение просто невозможно не заметить. Оно является одним из наиболее старых на Васильевском острове. Интересен тот факт, что уже практически два столетия в нем располагается государственный университет Санкт-Петербурга. Конечно, изначально здание предназначалось совершенно для иных целей. История здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге теснейшим образом связано с развитием государства. Его стиль - яркий пример архитектуры начала восемнадцатого века. В настоящее время здание является памятником федерального значения.

Как добраться до исторического памятника?

Добраться до здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге можно автобусах № 24 и № 7 и на троллейбусах № 11, 1 и 10. находится практически у самого здания.

Легенда или правда?

Петербуржцы и туристы наверняка обращали внимание на то, что здание Двенадцати коллегий имеет не совсем обычное расположение. Казалось бы, оно должно было быть построено вдоль Невы. Но нет. Оно расположено к реке торцом. Столь необычное его расположение привело к появлению легенды о хитром Меньшикове. Петр І отдал приказание губернатору Петербурга выстроить вдоль Невы новое здание коллегий. А оставшуюся свободную землю использовать по своему усмотрению. По легенде, предприимчивый Меньшиков решил здание повернуть фасадом к стрелке острова, а не к реке. А на свободном участке земли возвел для себя дворец. После того как Петр І увидел результат, он протащил Меньшикова за шиворот вдоль всего строения. Легенда гласит, что царь останавливался около каждой коллегии и бил фаворита своей небезызвестной дубинкой. Но менять что-либо было уже поздно.

Конечно же, вся эта история не более чем вымысел, поскольку она идет вразрез с историческими фактами. Дело в том, что дворец Меньшикова был возведен еще в 1710 году. А это значит, что в момент постройки дворца здания Двенадцати коллегий еще не было даже в проекте. В это время Петр решил перенести центр Петербурга на Васильевский остров, который был покрыт лесом, после чего побережье стали постепенно застраивать новыми зданиями.

Исторический экскурс

Решение о возведении здания Двенадцати коллегий было принято не спонтанно, оно было продиктовано государственной необходимостью. В 1711 году был образован Сенат, состоящий из девяти сенаторов. Новый государственный орган должен был управлять государственными делами во время отсутствия государя - Петра І. В дальнейшем Сенат превратился в высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. В 1718 году для более оперативного управления экономикой на смену пришли коллегии, которые должны были контролировать все отрасли хозяйства. В декабре того же года приказом были назначены вице-президенты и президент коллегий. Через год были определены штаты организации и общие правила внутреннего устройства. По этой причине понадобилось здание, в котором могли бы разместиться абсолютно все структуры. Поэтому император издал приказ 12 августа 1721 года о возведении здания Двенадцати коллегий (фото приведено в статье). Правда, строительство было закончено уже после его смерти.

Проект здания

Стоит отметить, что изначально Сенат и новые коллегии размещались в здании на Троицкой площади, которое было возведено по проекту Доменико Трезини. Первое строение представляло собой однотипные двухэтажные корпуса, покрытые черепицей.

Архитектором нового здания также стал Трезини. Здание Двенадцати коллегий было задумано по принципу предыдущего строения. Восточный фасад должен был стать парадным и быть обращен к Коллежской площади. Однако данная площадь в начале двадцатого века вообще перестала существовать, поскольку на ее месте был построен другой институт. В 1716 году появился первый вариант проекта Здание Двенадцати коллегий имело вначале совершенно иной вид. Но через два года появился совершенно другой вариант, поскольку архитектором были внесены значительные коррективы. Так, например, было решено с западной стороны создать стрелку канала, а вдоль него выстроить протяженное здание. Именно в нем по задумке архитектора должны быть размещены коллегии.

Стоит отметить, что изначально коллегий было девять - адмиралтейская, камер-коллегия, иностранная, штас-контора, берг-коллегия и прочие. Позднее появилась еще одна, десятая. Петр в 1721 году учредил Синод, который решил разместить подле коллегий, как и сам Сенат.

Для архитектора здания Двенадцати коллегий размещения группы одинаковых корпусов по одной линии не было чем-то новым. Ведь до своего приезда в Петербург Трезини проживал в Копенгагене, в котором еще в 1625 году было построено здание Биржи по точно такому же принципу. Кроме того, архитектор бывал ранее и в Москве, где в одну линию были размещены здания приказов.

По имеющемуся плану строительство было начато в 1722 году. В начале следующего года архитектор доложил Петру о том, что уже начато строительство четырех коллегий, а также заготовлено часть материалов.

Строительство здания

Петр І тщательно контролировал строительство здания Двенадцати коллегий в Петербурге. Свои коррективы в план он внес уже в 1723 году. Более того, через несколько месяцев был издан указ относительно того, каким образом будут выбраны варианты оформления фасадов. Должны были быть представлены разные варианты мастеров, среди которых государь хотел выбрать самый подходящий, на его взгляд. В дальнейшем коррективы в строительство вносились достаточно часто. Получилось так, что уже при начатом строительстве Петр устроил конкурс на лучший вариант нового здания. По сути, это был первый в России архитектурный конкурс. В нем принимали участие такие мастера, как Растрелли, Пино, Звиттен, сам Трезинри, Микетти, Гербель, Киаверин. Итоги этого мероприятия были подведены в 1724 году. В результате первый этаж строился по первоначальному проекту Трезини, а вот внешний вид второго и третьего этажей был изменен после обработки конкурсного варианта Швертфегера.

Сенат с февраля 1724 года возложил руководство над строительством на нового архитектора - Швертфегера. Проведение нового конкурса спустя два года после начала строительных работ стало возможным только потому, что эти работы велись невероятно медленно. Если в начале 1722 года для здания военной коллегии был сделан фундамент, то для других коллегий только начинали вбивать сваи. Лишь в 1723 году сваи стали забивать по всему участку строительства. В том же году Петр передал ведение строительства каждого корпуса самим коллегиям, дабы ускорить процесс. Но к сожалению, никаких изменений не произошло. К началу 1725 года были закончены лишь фундаменты и частично отстроены стены первого этажа. Именно по этой причине и была возможность внести изменения благодаря результатам архитектурного конкурса.

Окончание работ

Строительство нового здания пошло быстрее только после указа Екатерины І от 1726 года. Вскоре были завершены работы по кладке стен. К концу 1727 года были установлены стропила, а через полгода все корпуса были перекрыты. Летом 1732 года в некоторых корпусах, которые к тому времени были закончены, начали свою деятельность берг-, коммерц-, юстиц- и мануфактур- коллегии.

Однако внутренняя отделка продолжалась в течение последующих десяти лет. В помещениях строились печи и камины, а также проводились малярные, слесарные и столярные работы. Стоит отметить, что из первоначальных интерьеров в настоящее время можно увидеть лишь облик Петровского зала. Его украшением в 1736 году занимался Игнацио Росси. В период строительства было задумано, что главный фасад будет выходить на Коллежскую площадь, как мы уже упоминали. Именно из-за участия здания в ансамбле площади, оно не выходит лицом на Университетскую набережную, а смотрит на нее лишь торцом. По задумке Петра Коллежская площадь должна была стать главной в городе. Но после его смерти центр города был вынесен на Адмиралтейский остров. В дальнейшем площадь вообще прекратила свое существование.

Дальнейшая судьба здания

Сановники въезжали в новое здание по мере окончания строительных работ того или иного корпуса. Помимо властных институтов, здесь располагались торговые ряды на первых этажах. На то время здание было самым длинным среди административных построек того времени. Его длина практически равна 393 метрам, высота - примерно 15 метрам, а ширина - более 17 метров. Численность коллегий постоянно меняли. Изначально их было девять, потом стало - 12, потом 11.

Чиновники занимали здание до 1804 года. У правительства к этому времени возникли некоторые сложности. Дело в том, что император - верховная власть, находился на левом побережье Невы, а исполнители его воли располагались на Васильевском острове. Ситуация усложнялась в периоды ледохода и наводнений, когда связь между островами попросту прерывалась. Все это привело к тому, что чиновники постепенно начали покидать свою резиденцию. В 1804 году здание частично было отдано Педагогическому институту. В дальнейшем на его базе был учрежден в 1819 Петербургский университет. До 1859 в здании работало два учебных заведения. Но постепенно институт был упразднен и остался только университет.

Убранство здания

Здание имело три этажа в высоту и состояло из двенадцати корпусов, которые примыкают друг к другу. Через весь первый этаж проходила открытая галерея, а в нишах были установлены статуи. Снаружи фасад был украшен многочисленными декоративными элементами. На каждой коллегии имелась своя эмблема. Вдоль здания имелись балконы, украшенные кованными ажурными решетками. В каждом корпусе был предусмотрен отдельный вход.

Западный фасад имел более скромный декор. Вдоль него проходила открытая двухъярусная галерея. Окрас здания был двухцветным. На основном красно-оранжевом фоне эффектно выделялся белый декор. Каким был внутренний дизайн помещений, сказать сложно. Об убранстве всего здания специалисты судят лишь по Петровскому залу, дошедшему до наших дней.

Стиль исторического здания

Специалисты характеризуют стиль здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге как русское барокко. Чаще говорят о том, что здание выполнено в стиле Огромный вклад в строительство и внешний вид строения был внесен архитектором Трезини. По его проектам было возведено здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор, Летний дворец Петра І и еще ряд строений Петербурга.

Несмотря на то что некоторое время контроль за строительством был переложен на другого архитектора, в дальнейшем к управлению вернулся все тот же Трезини. А строительство было закончено уже его сыном, Джузеппе.

Дальнейшие преобразования

После того как здание было передано университету, возникла необходимость в его частичной перестройке. В центре была построена церковь Петра и Павла, зал торжественных сборов, украшенный колоннами из белого мрамора и хорами, лестница и парадный вход. На втором этаже здания находилась четырехсотметровая галерея, которая была застеклена венецианскими стеклами. Данная галерея известна под названием «Булонский лес». Еще ее называют вторым Невским проспектом. Мебель для помещений была изготовлена по эскизам Щедрина. Вдоль здания был разбит сад, который от улицы оградили чугунными решетками. В 1838 году университет был торжественно открыт после ремонта.

Известные учены, работавшие в стенах здания

С университетом связаны громкие имена знаменитых ученых России. В разные времена здесь преподавали и учились Сеченов, Бутлеров, Лесгафт, Попов и, конечно же, Менделеев. В здании и по сей день работает мемориальный архив-музей Менделеева, который жил и работал в нем с 1866 по 1890 год. А в 1923 году его именем даже назвали улицу, проходящую мимо здания. Петербургского университета.

Тем, кто хочет получить впечатления от первоначального внутреннего убранства здания Двенадцати коллегий, стоит посетить дошедший до наших дней Сенатский (Петровский зал) университета, сохранивший пышный барочный декор XVIII века и дух ушедшей от нас эпохи первых дней Петербурга. В нем сохранилась пышная отделка и декор, выполненная по проекту Игнатти Росси. Особую атмосферу создают два угловых камина со скульптурной отделкой.

Вместо послесловия

Здание Двенадцати коллегий - один из исторических который стоит увидеть своими глазами. Внешний вид строения практически не изменился с момента постройки, поэтому внешний облик дает представление о духе прошедших эпох.

По проекту здание двенадцати коллегий должно было выходить фасадом на Неву, но Петр I за строительством государственного учреждения не следил. Видать дела царские поважнее были, да и не гоже молодому государю все время на стройке сидеть, для этого он прорабом назначил друга верного - Меншикова. "Закончишь с коллегиями государственными, можешь дворец свой строить", - сказал царь и уехал. Посмотрел внимательно граф на строительный план острова, почесал репу и обомлел: "Эдак места под дворец совсем не остается".

Скайпа, вайбера, фейстайма и других средств видеосвязи в те годы не было, поэтому спрашивал о стройке Петр сугубо письмами, да через лиц доверенных, Меншиков же только и отвечал что все хорошо, к вашему приезду все будет построено, но "нам нужно больше золота, милорд ". А сам в это время четырехсот метровое здание развернул и построил его перпендикулярно Неве, тем самым освободив место для своих, графских покоев, которые по пышности превосходили царские. Балы устраивал, шампанское пил, да за стройкой в халате с балкона поглядывал.

2.


фото с сайта https://wikimedia.org

Когда Петр заявился в Петербург, то окаменел от наглости и проступка его друга. Ну а что теперь поделаешь? Здания то уже не снесешь, денег государственных вбухано много, казна исчерпана, а еще и Меншиков рядом бегает и вопрошает: "Насяльника, мая не панимать, по плану все нормально строить, просто не под тем углом глядеть, да неправильно карта изучать". Говорят царь даже сначала казнить хотел друга, но потом сердце подобрело. В итоге Александр Данилович отделался побоями палкой и огромным штрафом в государственную казну.

3.

Хотя развеивает эту легенду хронология событий. Меншиков строительство своего дворца закончил в 1720 году, а строительство Двенадцати коллегий начато в 1722 году, так что такой презабавнейшей истории произойти никак не могло, но туристам ее почему-то все равно рассказывают. Согласно исследованиям построили его перпендикулярно Неве только потому, что главная площадь города должна была располагаться как раз на "стрелке" Васильевского острова.

4.

Двенадцать коллегий

Молодой столице срочно требовались государственные учреждения, не положено было чинам высоким сидеть поодаль от царя. Поэтому нужно было строить в Петербурге для них новые здания. Вот правда денег в бюджете было немного, а домов нужно было двенадцать, чтоб каждому министерству хватило. Долго думы думали, где разместить всех и пришло архитектурное решение, устройство которого подсказал сам город. Петр I, насмотревшись на то, как оно там в Европах организовано, Петербург строил "сплошным фасадом" на их манер, так что возведение здания для министерств по тому же принципу не вызывало вопросов и идеально вписывалось в концепцию развития новой столицы.

5.

Студентам отдайте, они потерпят

Спустя почти сто лет после постройки, его полностью передали под управление Педагогического института, а позже уже и Санкт-Петербургского Университета, министерства съехали, а все коллегии перестроили под учебные классы. Почему так сложилось? Ответит на этот вопрос само расположение здания в городе.

6.

Высшие чины сбежали отсюда как крысы с корабля по очень простой, но крайне важной причине. В те годы в Петербурге не было постоянной переправы в виде мостов, а Васильевский остров был подвержен частым наводнениям. Таким образом, чиновничьи лица были отрезаны от остального города. На работу как по Венеции добирались на лодках. А тут казусы нашей погоды, то снег с дождем, то ветер 40 м/с, то волна, много не накатаешься и никакой романтики. Естественно им это все категорически не нравилось, много жаловались и в итоге все переехали на другой берег Невы. Не оставлять же освободившееся здание пустым, вот и передали его студентам. Они народ простой, могут и потерпеть, им не до романтики.

7.

Плакса Миртл

У любого уважающего себя учебного заведения должен быть свой призрак, дабы первокурсников и абитуриентов пугать. В Хогвартсе это вечно ревущая в туалете Плакса Миртл, а в СПбГУ появляющийся из книжных полок в библиотеке студент. Местные говорят, что появляется он ровно в полночь перед зимней сессией, ходит вдоль рядов с книгами в библиотеке, что-то ищет. Есть версия, что это горе-студент, который не смог ответить на каверзный вопрос экзаменатора и с тех пор ищет на него ответ.

8.

Осенний Марафон

Ну и в заключении стоит сказать, что здание университета сыграло свою роль в замечательном фильме Георгия Данелия - "Осенний Марафон". В нем главный герой был преподавателем Ленинградского университета, поэтому Двенадцать коллегий появляются в кадре довольно часто, при этом не только экстерьерами, но и интерьерами. Поэтому можно разглядеть и самый длинный университетский коридор в мире, который с тех лет почти не изменился.

9.




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз