07.01.2024

Был ли Альберт Эйнштейн двоечником? Как эйнштейн учился в школе на самом деле - фото Альберт эйнштейн был троечником


Многие из нас наслышаны историями признанных гениев, великих людей, известных сегодня всему миру, что, в ту же очередь, не были успешны в школе, даже больше – многим из них учителя ставили безутешный диагноз: умственная отсталость. К ним причисляют: Томаса Эдисона, Константина Циолковского, Уинстона Черчилля, Исаак Ньютон и другие. Конечно же, в первую очередь, этот список возглавляет Альберт Эйнштейн. Именно о нем и пойдет речь в текущей статье.

Итак, что же мы знаем о нем? Двойки по химии, математике, но самое главное, по физике – именно та область знаний, в которой Альберт Эйнштейн сделал не одно открытие, признанное величайшим в нашей истории. Химия – ведь за достижение, имеющее непосредственное отношение к этой дисциплине Альберт Эйнштейн получил Нобелевскую премию. Ну а без глубоких знаний математики едва ли сложилось что-либо и с остальным. К тому же, известен и другой факт: один из величайших ученных XX века не смог сдать выпускной экзамен.

Но так ли дела обстоят на самом деле?

В возрасте 17 лет, выпускник швейцарской школы, юный Альберт получил аттестат зрелости, где значились следующие отметки:


  • Физика, алгебра, геометрия, история – 6 баллов;

  • Химия, немецкий и итальянский языки – 5 баллов;

  • Французский язык – 3 балла;

  • Английский – не аттестован.

Так, один из первых биографов допустил ошибку, из-за которой и начался весь «сыр-бор». Спутав Швейцарскую систему оценивания знаний с германской, где имела место быть обратная зависимость, а именно: единице соответствовала оценка «отлично» (sehr gut), двум баллам – оценка «хорошо» (gut) и так далее, вплоть до «недостаточно» (ungenügend), что соответствовало 6-ти баллам – низшей оценкой. Исходя из этого, действительно, об Эйнштейне можно было сказать, как о круглом двоечнике. Но «вся соль» в том, что на самом деле, величайший ученый еще в школе блистал своими знаниями, пусть не во всех, но в большинстве дисциплин!

Помимо оценок, у Альберта никак не складывались отношения с учителями. По своей натуре, уже в юношеском возрасте, он обладал свободомыслием. Все мы знаем об отношении большинства учителей к любому инакомыслию. Ученик даже не пытался скрыть своего неприятия к преподавателям, он не терпел авторитарного отношения по отношению к себе (как и других учеников) со стороны учителей. Один из педагогов как-то заявил юному гению: «Будет здорово, когда ты в конце концов покинешь гимназию», подкрепляя свое убеждение след. высказыванием: «Твое равнодушие в отношении того, что мы учим, подрывает репутацию всего учебного заведения». Не были редкостью и споры, конфликты ученика 6-го класса с преподавателями.

Эйнштейн крайне негативно относился к механической зубрежке «бессвязного вздора». Но вместе с этим, очень много занимался самостоятельно, много читал. Все это свидетельствует о незаурядности его личности.

Да, по поводу завала выпускного экзамена и проблем с получением аттестата. Отец настаивал на том, чтобы Альберт напрочь выкинул из головы «философский вздор» и, раз уж сын настолько хорош в точных науках, принял решение отправить его в техническое училище по инженерной специальности. Но ВУЗы Германии исключались лишь с тем, чтобы юноша не был призван в армию по наступлении 17-ти лет, вместе с этим, преподавание должно было вестись на немецком языке. Выбор пал на Цюрихский политех, невзирая на то, что Эйнштейну тогда было всего 16 лет, вместо положенных 18-ти. Ему не нравилась специальность, выбранная для него родителями, следовательно, он практически не готовился по тем дисциплинам, что были ему не интересны: языки, зоология, ботаника. Шансов поступить у него не было, хоть на экзаменах, он отличился по физике и математике. Сыграло и отсутствие аттестата, который он так и не получил в гимназии. Тем не менее, директор ВУЗа, будучи пораженным способностями абитуриента к точным наукам, посоветовал одну из швейцарских школ с тем, чтобы все же получить свидетельство об окончании среднего образования. Спустя год, получив аттестат, Альберт Эйнштейн был принят в университет без экзаменов. Но эта история дала жизнь мифу о том, что будущий гений не смог с первого раза сдать выпускные экзамены по причине неуспеваемости.

Существует достаточно распространенный миф о том, как учился в школе Эйнштейн. Знаменитого ученого-физика регулярно включают в перечень гениев, которые были двоечниками в школе. Однако в действительности проблем с успеваемостью у будущего лауреата Нобелевской премии не было. В отличие, например, от его известного коллеги Томаса Эдисона. Двойки в аттестате Эйнштейна - миф, который по-прежнему продолжает активно тиражироваться, несмотря на то, что в 1980-х годах были обнаружены документальные подтверждения тому, как учился физик. В этой статье мы расскажем, как складывалась школьная жизнь гениального ученого.

Детство

То, как учился в школе Эйнштейн, многие приводят как доказательство того, что совсем необязательно прилежно заниматься, чтобы многого добиться в будущем. Даже если это действительно так, приводить в данном случае Эйнштейна в качестве примера будет некорректно.

Альберт родился в городе Ульм в 1879 году. Тогда это была территория Германской империи. При этом его детство прошло в Мюнхене, куда его небогатые родители переехали вскоре после появления сына на свет.

Отец и мать героя нашей статьи были евреями, но при этом в пятилетнем возрасте они отправили его в католическую школу, так как она находилась в двух шагах от их дома.

Известно, что Альберт Эйнштейн в школе испытывал ненависть практически ко всему, что его окружало, так как классическая модель образования не пришлась ему по душе. Школьников в этом учебном заведении обязывали ходить по струнке, а в случае неправильного ответа на уроке применяли физические наказания - били линейкой по руке.

К тому же в то время в Германии усиливались антисемитские настроения, поэтому положение Альберта было непростым. Сверстники постоянно задирали и дразнили его из-за происхождения.

Луитпольдовская гимназия

В католической школе герой нашей статьи оставался до девяти лет - именно в этом возрасте он поступил в Луитпольдовскую гимназию. Это произошло в 1888 году. Учебное заведение было весьма престижным, оно славилось высоким уровнем преподавания естественных наук, математики, древних языков, имело современную по тем временам лабораторию.

Однако появление в жизни Эйнштейна новой школы практически ничего не изменило в его отношении к самому процессу получения знаний. Он по-прежнему негативно относился к вдалбливанию в головы учеников бесполезной информации и зубрежке, которая активно практиковалась в то время. Заучивая наизусть целые страницы текста, ученики часто не понимали ничего из написанного.

Также Альберту не нравились учителя, которые уходили от уточняющих вопросов, демонстрируя свою малограмотность, и казарменная дисциплина, которая применялась в гимназии.

С детства Эйнштейн был ребенком с пытливым умом. Например, читая истории о его обучении в школе, практически нельзя встретить упоминаний о том, чтобы Альберт лазил по деревьям или гонял мяч со сверстниками. Вместо этого он разбирался, например, в принципах работы телефона. При необходимости мог доходчиво объяснить это любому. Ровесники считали его большим занудой.

Отрицание того, как был организован процесс образования, не сказывалось негативно на том, как учился в школе Эйнштейн. Он получал исключительно высокие оценки, постоянно входил в число лучших учеников в своем классе.

Академические записи

Документальным подтверждением этому служат академические записи, которые были обнаружены в 1984 году. По этим свидетельствам можно установить, какими были оценки Эйнштейна в школе. Например, получается, что Альберта можно с полным правом назвать вундеркиндом, так как уже к одиннадцати годам он освоил физику на уровне колледжа.

К тому же будущий лауреат Нобелевской премии был отменным скрипачом. Вообще, успеваемость Эйнштейна в школе была очень высокой по большинству предметов. Не давался ему только французский язык.

Более того, в свободное от учебы время он занимался самообразованием. Родители покупали ему учебники по геометрии, которые он осваивал на летних каникулах, уходя далеко вперед по программе от своих сверстников.

Наставники

Дядя героя нашей статьи Якоб Эйнштейн, который вместе с отцом Альберта Германом возглавлял фирму по продаже электрического оборудования, сочинял для племянника сложные задачи по алгебре. К тому времени задания из учебника он щелкал как орешки. А вот над задачами своего дяди сидел по много часов, не выходил из дома, пока не находил решения.

Еще одним наставником юного Альберта был студент медицинского института Макс Талмуд, который каждый четверг посещал дом Эйнштейнов для занятий с юным гением.

Макс приносил Альберту книги, среди которых, например, были научно-популярные очерки Аарона Бернштейна по естествознанию. В них Бернштейн рассуждал о сути скорости света, описывая невероятные ситуации. Например, предлагал представить себя в скоростном поезде, в окно которого влетает пуля.

Считается, что как раз под влиянием этих очерков Эйнштейн и задался проблемой, которая увлекла его на несколько последующих десятилетий. С детства он пытался понять, как в действительности мог бы выглядеть луч света, если бы можно было отправиться с ним в путешествие на транспорте с сопоставимой скоростью. Уже тогда ему казалось, что такой луч света не может оказаться волной, так как в этом случае он был бы неподвижным. Но представить себе неподвижные световые лучи было бы совсем невозможно.

Священная книга

В двенадцать лет своей священной книгой Эйнштейн называл учебник по геометрии, который ему принес Талмуд. Мальчик буквально залпом прочитал эту книгу.

Вскоре от математики он перешел со своим наставником к философским теориям. Так Эйнштейн познакомился с работами Иммануила Канта, который стал его любимым мыслителем на всю оставшуюся жизнь.

Проблемы с дисциплиной

Рассказывают, что Альберт с детства не переносил глупых людей, невзирая при этом на их социальное положение или возраст. Он не умел скрывать своих чувств. Из-за этого с поведением юного гения не все было идеально, у него нередко возникали конфликты с учителями. Например, его могли выгнать с урока за то, что он сидел на последней парте и ухмылялся, когда учитель объяснял новый материал. Преподаватели нередко заявляли, что он ничего не сумеет добиться в этой жизни.

В действительности родители продолжали восхищаться тем, как учился в школе Альберт Эйнштейн. Он продолжал делать успехи. А вот его отца преследовали неудачи. В 1894 году его фирма разорилась, и семья переехала в Милан.

Альберту нужно было окончить учебное заведение в Мюнхене, поэтому он остался в общежитии. Существует заблуждение, что Эйнштейна выгнали из школы. В действительности он сам ее бросил, так как не смог выносить разлуку с близкими.

К тому же он оказался в положении подростка, который скрывается от службы в армии. Ему вот-вот должно было исполниться семнадцать лет, а этот возраст в Германии считался призывным. Положение осложнялось еще и тем, что за время учебы он не приобрел никаких навыков, которые позволили бы ему устроиться на работу.

Высшая техническая школа

Выходом для Эйнштейна стала подача документов в техническую школу в Цюрихе. К обучению в ней допускали без диплома о среднем образовании, который Альберт так и не получил. Юноша блестяще сдал экзамены по математике и физике, но провалил остальные предметы, поэтому поступить не смог.

При этом директор цюрихского техникума настолько был впечатлен его успехами в точных науках, что посоветовал попробовать к ним вернуться, окончив учебу в школе. Эйнштейн так и поступил.

В 1896 году Альберт за несколько месяцев до своего семнадцатилетия официально отказался от немецкого гражданства. Следующие несколько лет он считался апатридом, пока не получил швейцарский паспорт.

В этом же году он окончил кантональную школу в городе Арау на севере Швейцарии. Его успеваемость и здесь была достаточно высокой, так что все истории о том, что Эйнштейн плохо учился в школе, не соответствуют действительности. По математике и физике у него были блестящие оценки, по рисованию и географии он получил четверки (по шестибалльной системе), а по французскому языку у Альберта была тройка.

Как родился миф?

Существует предположение, откуда изначально появился миф о том, как учился в школе Эйнштейн. Скорее всего, историки были введены в заблуждение его академическими записями из швейцарской школы. Именно из-за них биографы и стали в один голос считать его двоечником.

В последнем триместре администрация школы решила перевернуть с ног на голову оценочную школу, сделав "6" наивысшей оценкой. При этом в предыдущих триместрах шкала была обратной, поэтому Эйнштейн получал "1" по физике и математике, что в действительности свидетельствовало о том, что у него блестящие знания по этим предметам.

Критика системы образования

Сам Эйнштейн до конца своей жизни оставался непримиримым критиком немецкой системы образования. Он был убежден, что бессмысленной зубрежкой нельзя ничего добиться. А все, чем занимаются учителя, это промывка мозгов.

Эйнштейн говорил, что если человека заставляют маршировать под музыку, а он от этого начинает получать удовольствие, для него это достаточные основания, чтобы презирать такую личность. Лауреат Нобелевской премии высказывался достаточно резко, уверяя, что такому человеку мозг был дан по ошибке.

Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 года в южногерманском городе Ульме, в небогатой еврейской семье.

Учёный жил в Германии и США, впрочем, всегда отрицал, что знает английский язык. Учёный был общественным деятелем-гуманистом, почётным доктором около 20 ведущих университетов мира, членом многих академий наук, в том числе иностранным почётным членом АН СССР (1926).

Открытия великого гения в науке дали огромный рост математике и физике в XX столетии. Эйнштейн является автором около 300 работ по физике, а также автором более 150 книг в области других наук. За свою жизнь им было разработано много значительных физических теорий.

АиФ.ru собрал 15 интересных фактов из жизни всемирно известного учёного.

Эйнштейн плохо учился

В детстве знаменитый учёный не был вундеркиндом. Многие сомневались в его полноценности, а его мать даже подозревала врождённое уродство своего ребёнка (у Эйнштейна была большая голова).

Эйнштейн в 14 лет. Фото: Commons.wikimedia.org

Эйнштейн так и не получил аттестата об образовании в гимназии, однако заверил родителей, что сам сможет подготовиться к поступлению в Высшее техническое училище (Политехникум) в Цюрихе. Но с первого раза он провалился.

Всё-таки поступив в Политехникум, студент Эйнштейн очень часто прогуливал лекции, читая в кафе журналы с последними научными теориями.

После получения диплома он устроился работать экспертом в патентное бюро. В связи с тем, что оценка технических характеристик у молодого специалиста занимала чаще всего около 10 минут, он много занимался разработкой собственных теорий.

Не любил спорт

Кроме плавания («вид спорта, который требует наименьшей энергии», как говорил сам Эйнштейн), он избегал любой энергичной деятельности. Однажды учёный сказал: «Когда я прихожу с работы, я не хочу делать ничего, кроме работы ума».

Решал сложные задачи игрой на скрипке

У Эйнштейна был особый способ мышления. Он выделял те идеи, которые были неизящны или дисгармоничны, исходя в основном из эстетических критериев. Потом он провозглашал общий принцип, по которому восстановилась бы гармония. И делал прогнозы, как поведут себя физические объекты. Такой подход давал ошеломляющие результаты.

Любимый инструмент Эйнштейна. Фото: Commons.wikimedia.org

Учёный тренировал в себе умение подняться над проблемой, увидеть её с неожиданного ракурса и найти неординарный выход. Когда он оказывался в тупике, играл на скрипке, решение внезапно всплывало в голове.

Эйнштейн «перестал носить носки»

Говорят, Эйнштейн был не очень опрятным и однажды по этому поводу высказался так: «Когда я был молодым, я узнал, что большой палец всегда заканчивается дыркой в носке. Так что я перестал носить носки».

Любил курить трубку

Эйнштейн был пожизненным членом клуба Монреальских курильщиков трубок. Он очень уважительно относился к курительной трубке и считал, что она «способствует спокойно и объективно судить о делах человеческих».

Ненавидел фантастику

Чтобы не исказить чистую науку и дать людям ложную иллюзию научного понимания, он рекомендовал полное воздержание от любого типа научной фантастики. «Я никогда не думаю о будущем, оно и так скоро придёт», - говорил он.

Родители Эйнштейна были против его первого брака

Со своей первой женой Милевой Марич Эйнштейн познакомился в 1896 году в Цюрихе, где они вместе учились в Политехникуме. Альберту было 17 лет, Милеве - 21. Она была из католической сербской семьи, жившей в Венгрии. Сотрудник Эйнштейна Абрахам Пайс, ставший его биографом, в фундаментальном жизнеописании своего великого шефа, изданном в 1982 году, писал, что оба родителя Альберта были против этого брака. Только на смертном одре отец Эйнштейна Герман дал согласие на женитьбу сына. А Паулина, мать учёного, так и не приняла невестку. «Всё во мне сопротивлялось этому браку», - цитирует Пайс письмо Эйнштейна 1952 года.

Эйнштейн со своей первой женой Милевой Марич (ок. 1905).

За 2 года до свадьбы, в 1901 году, Эйнштейн так писал своей возлюбленной: «…Я потерял разум, умираю, пылаю от любви и желания. Подушка, на которой ты спишь, во стократ счастливее моего сердца! Ты приходишь ко мне ночью, но, к сожалению, только во сне…».

Однако спустя короткое время будущий отец теории относительности и будущий отец семейства пишет своей невесте уже совсем в ином тоне: «Если хочешь замужества, ты должна будешь согласиться на мои условия, вот они:

во-первых, ты будешь заботиться о моей одежде и постели;

во-вторых, будешь приносить мне трижды в день еду в мой кабинет;

в-третьих, ты откажешься от всех личных контактов со мной, за исключением тех, которые необходимы для соблюдения приличий в обществе;

в-четвёртых, всегда, когда я попрошу тебя об этом, ты будешь покидать мою спальню и кабинет;

в-пятых, без слов протеста ты будешь выполнять для меня научные расчёты;

в-шестых, не будешь ожидать от меня никаких проявлений чувств».

Милева приняла эти унизительные условия и стала не только верной женой, но и ценным помощником в работе. 14 мая 1904 года у них рождается сын Ганс Альберт, единственный продолжатель рода Эйнштейнов. В 1910 году родился второй сын Эдуард, который с детства страдал слабоумием и закончил свою жизнь в 1965 году в цюрихской психиатрической лечебнице.

Твёрдо верил, что получит Нобелевскую премию

Фактически первый брак Эйнштейна распался в 1914 году, в 1919 году уже при юридическом бракоразводном процессе фигурировало следующее письменное обещание Эйнштейна: «Обещаю тебе, что когда я получу Нобелевскую премию, то отдам тебе все деньги. Ты должна согласиться на развод, в противном случае ты вообще ничего не получишь».

Супруги были уверены, что Альберт станет нобелевским лауреатом за теорию относительности. Нобелевскую премию он действительно получил в 1922 году, хотя и с совсем другой формулировкой (за объяснение законов фотоэффекта). Эйнштейн слово сдержал: все 32 тыс. долл. (огромная сумма для того времени) он отдал бывшей жене. До конца своих дней Эйнштейн заботился и о неполноценном Эдуарде, писал ему письма, которые тот даже не мог прочесть без посторонней помощи. Навещая сыновей в Цюрихе, Эйнштейн останавливался у Милевы в её доме. Милева очень тяжело переживала развод, длительное время находилась в депрессии, лечилась у психоаналитиков. Умерла она в 1948 году в возрасте 73 лет. Чувство вины перед первой женой тяготило Эйнштейна до конца его дней.

Второй женой Эйнштейна была его сестра

В феврале 1917 года 38-летний автор теории относительности не на шутку заболел. Чрезвычайно интенсивная умственная работа при плохом питании в воюющей Германии (это был берлинский период жизни) и без должного ухода спровоцировала острую болезнь печени. Потом добавилась желтуха и язва желудка. Инициативу по уходу за больным взяла на себя его двоюродная по материнской линии и троюродная по отцовской линии сестра Эльза Эйнштейн-Ловенталь. Она была на три года старше, разведена, имела двух дочерей. Альберт и Эльза были дружны с детства, новые обстоятельства способствовали их сближению. Добрая, сердечная, по-матерински заботливая, словом, типичная бюргерша, Эльза обожала ухаживать за своим знаменитым братом. Как только первая жена Эйнштейна - Милева Марич - дала согласие на развод, Альберт и Эльза поженились, дочерей Эльзы Альберт удочерил и был с ними в прекрасных отношениях.


Эйнштейн с женой Эльзой. Фото: Commons.wikimedia.org

Не относился к неприятностям серьёзно

В обычном состоянии учёный был неестественно спокоен, почти заторможен. Из всех эмоций предпочитал самодовольную жизнерадостность. Абсолютно не выносил, когда кто-то рядом был печален. Он не видел того, чего видеть не хотел. Не относился серьёзно к неприятностям. Считал, что от шуток беды «рассасываются». И что их можно перевести из личного плана в общий. Например, сравнить горе от своего развода с горем, приносимым народу войной. Подавлять эмоции ему помогали «Максимы» Ларошфуко, он их постоянно перечитывал.

Не любил местоимение «мы»

Он говорил «я» и не разрешал никому произносить «мы». Смысл этого местоимения просто не доходил до учёного. Его близкий друг лишь раз видел невозмутимого Эйнштейна в ярости, когда жена произнесла запретное «мы».

Часто замыкался в себе

Чтобы быть независимым от общепринятых мнений, Эйнштейн часто замыкался в одиночестве. Это было привычкой детства. Он даже разговаривать начал в 7 лет потому, что не желал общаться. Он строил уютные миры и противопоставлял их реальности. Мир семьи, мир единомышленников, мир патентного бюро, в котором работал, храм науки. «Если сточные воды жизни лижут ступени вашего храма, закройте дверь и засмейтесь… Не поддавайтесь злобе, оставайтесь по-прежнему святым в храме». Этому совету он следовал.

Отдыхал, играя на скрипке и впадая в транс

Гений всегда старался быть сосредоточенным, даже когда нянчился с сыновьями. Писал и сочинял, отвечая на вопросы старшего сына, качая на колене младшего.

Эйнштейн любил отдохнуть у себя на кухне, наигрывая на скрипке мелодии Моцарта.

А во второй половине жизни учёному помогал особый транс, когда ум его ничем не ограничивался, тело не подчинялось заранее установленным правилам. Спал, пока не разбудят. Бодрствовал, пока не отправят спать. Ел, пока не остановят.

Последний свой труд Эйнштейн сжёг

В последние годы жизни Эйнштейн работал над созданием Единой теории поля. Её смысл, главным образом, заключается в том, чтобы с помощью одного единственного уравнения описать взаимодействие трёх фундаментальных сил: электромагнитных, гравитационных и ядерных. Скорее всего, неожиданное открытие именно в этой области и побудило Эйнштейна уничтожить свой труд. Что это были за работы? Ответ, увы, великий физик навеки унёс с собой.

Альберт Эйнштейн в 1947 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Разрешил исследовать свой мозг после смерти

Эйнштейн считал, что только маньяк, одержимый одной мыслью, способен получить значительный результат. Он дал согласие, чтобы его мозг исследовали после его смерти. В итоге мозг учёного был извлечён через 7 часов после смерти выдающегося физика. И тут же украден.

Смерть настигла гения в Принстонской больнице (США) в 1955 году. Вскрытие проводил патологоанатом по имени Томас Харви. Он извлёк мозг Эйнштейна для изучения, но вместо того, чтобы предоставить его науке, забрал его лично себе.

Рискуя своей репутацией и рабочим местом, Томас поместил мозг величайшего гения в банку с формальдегидом и унёс его к себе домой. Он был убеждён, что такое действие является научным долгом для него. Мало того, Томас Харви в течении 40 лет посылал кусочки мозга Эйнштейна для исследования ведущим неврологам.

Потомки Томаса Харви пытались вернуть дочери Эйнштейна то, что осталось от мозга её отца, но от такого «подарка» она отказалась. С тех пор и по сегодняшний день остатки мозга, по иронии, находятся в Принстоне, откуда он и был украден.

Учёные, которые исследовали мозг Эйнштейна, доказали, что серое вещество отличалось от нормы. Научные исследования показали, что области мозга Эйнштейна, ответственные за речь и язык, уменьшены, в то время как области, ответственные за обработку численной и пространственной информации, увеличены. Другие исследования констатировали увеличение количества нейроглиальных клеток*.

*Глиальные клетки [ glial cell ](Греч.: γλοιός - липкое вещество, клей) - тип клеток нервной системы. Глиальные клетки в совокупности называют нейроглией или глией. Они составляют по крайней мере половину объёма центральной нервной системы. Число глиальных клеток в 10–50 раз больше, чем нейронов. Нейроны центральной нервной системы окружены глиальными клетками.

аттестат об окончании школы /по шестибальной системе, 6 - лучшая оценка/

Einsteins Dissertation, 1905

Albert Einstein auf einer deutschen Sonderbriefmarke zum Jahr der Physik 2005

Эйнштейн и Нильс Бор

1930 г. Брюссель.

ул. Альберта Ейнштейна в Берне.

Вы знаете, что великий ученый двадцатого столетия Альберт Эйнштейн, в школьные годы считался лентяем, неспособным хорошо учиться?

Преподаватели Эйнштейна действительно считали его умственные способности очень скудными. Из-за этого Альберт Эйнштейн в конце учебы в гимназии не смог получить аттестата зрелости, который получили другие учащиеся. Он даже не смог с первой попытки поступить в Цюрихский Политехникум.

Но все эти факты на самом деле, были свидетельством не скудного ума гения, а ошибками образовательного процесса. Сам Эйнштейн, будучи уже взрослым, признался, что ему претили существующие методы образования. По его словам, они на корню убивали все творческие процессы, которые зарождались в головах учащихся. Вот точная цитата из его слов: «убивали священную любознательность, свойство, необходимое для научных изысканий».

Эйнштейн с большим негативом относился к механическому заучиванию научного материала, он считал этот метод вредным, так как творческий процесс мышления не совместим с простым «зазубриванием».
Вот такой вот интересный факт был в жизни величайшего ученого Альберта Эйнштейна. Этот факт должен заставить задуматься тех людей, которые формируют нашу современную образовательную систему. Ведь если сам Эйнштейн считал механическое изучение материала вредным для развития мышления, то имеем ли мы, «простые смертные» право, спорить с ним? Над этим стоит поразмышлять каждому из нас.

Что же мы в действительности знаем об этом человеке?

Ассоциативный механизм мозга подсовывал образы и формулы - растрепанные в творческом хаосе волосы на голове, пышные усы, Е=mc2, высунутый язык на супер-популярной фотографии, вспомнились постулаты теории относительности, скорость света и прочее-прочее, что как выяснилось не имеет никакого отношения к человеку Эйнштейну, а представляло собой, скорее, его попсовую проекцию в сознании. Этакий упрощенный образ с двумя-тремя ярлычками. Мне стало стыдно, и я решил познакомиться с биографией великого тёзки ближе. Результатом работы и стала эта короткая, но я надеюсь интересная выдержка из семи малоизвестных фактов, которые имели место быть в жизни гения.

Эйнштейн родился слабым и болезненным ребенком при тяжелых родах. Его гигантская голова неправильной деформированной формы вызывала серьезные подозрения врачей на врожденную умственную отсталость ребенка. Обеспокоенные родители с ужасом наблюдали, как мальчик взрослеет и молчит. Альберт не произнес ни единого слова до четырех лет. Но даже после достижения этого казалось бы уже достаточного для разговора возраста мальчик говорил очень медленно, что усугубляло подозрение на некоторую отсталость в развитии.

В 1952-ом году, когда умер первый президент Израиля Хаим Вейцман, премьер-министр страны предложил Эйнштейну возглавить государство. Эй, парень, ты должен сделать для политики своей страны тоже самое, что и для физики, предложил он ученому. Однако тот отказался от почетной должности, выразив сожаление по поводу отсутствия необходимых личных качеств для большой политики - «боюсь, у меня нет природных способностей и опыта, чтобы иметь дело с политиками и правильно осуществлять управление государством» , - «отморозился» ученый.


Эйнштейн умер в 1955 году, в возрасте 76 лет. Ему необходимо было срочно провести операцию, тогда он смог бы прожить еще несколько лет. Но ученый отказался, сказав врачам:«Я хочу уйти тогда, когда этого просит мой организм. Продлевать жизнь искусственным путем кажется мне дурным вкусом. Это моя судьба, мое время, чтобы уйти. Я cделаю это элегантно» . Через семь часов после смерти эксперт по вскрытию Томас Харвер удалил без согласия родных и близких мозг ученого для изучения. Переезжая по работе из одного штата в другой, Харви везде таскал с собой заспиртованный мозг гения. В конце концов, уже в 90-х гг. прошлого столетия мозг был найден в новой лаборатории Принстонского университета, где Харвер их извлек из черепа великого ученого.


Гениальный физик имел незаконнорожденную дочь от Милевы Марич - своей первой жены. Оформили отношения они спустя год после рождения ребенка. Интересно, что о дальнейшей судьбе девочки ничего неизвестно. В это время Марич жила у своих родителей в Воеводине без возлбленного. Скорее всего, девочка умерла или была отдана на воспитание. Спустя год, в 1903 году, Эйнштейн и Марич поженились в Берне, а в 1904 году родился их сын Ганс-Альберт.

До того как умереть во сне, Эйнштйен произнес последние свои слова медсестре на немецком языке, которым та не владела. Таким образом, эти слова оказались навсегда потеряны для потомков. Последняя запись обрывается на полуслове: «Политические страсти раздувают пламя, люди точно их жертвы…».

Немецкая Википедия утверждает, что этот миф связан с ошибкой первого биографа Эйнштейна . И в Германии и в Швейцарии принята шестибальная шкала оценок. Но в Германии лучшая оценка - это 1, худшая - 6. А в Швейцарии - наоборот: лучшая - 6, худшая - 1. И вот, мол, биограф перепутал оценки в швейцарском аттестате с немецкими .

Правда, эта теория не объясняет, как Эйнштейн - по мнению биографа - смог поступить в политехнический институт, имея "6" по всем математическим дисциплинам и физике, а также - "5" по химии и ряду других предметов.

Вот гипотеза о происхождении мифа:

Das Gerücht, dass Einstein allgemein ein schlechter Schüler war, ist falsch: Es geht auf Einsteins ersten Biografen zurück, der das Benotungssystem der Schweiz mit dem deutschen verwechselte.

Объективно Эйнштейн не был плохим учеником (по русски - "двоечником" или "троечником"), как не был и "круглым отличником" или даже "хорошистом". Он еще в детстве был весьма своеволен, не особо хотел учить не интересующие его предметы (а интересующие, наоборот, изучал сверх программы; заодно утратил религиозность в 12 лет) - отметки получал соответствующие (но, как минимум, удовлетворительные), не боялся высказывать свое мнение и спорить с авторитетами (учителями, директором гимназии или собственным отцом: как минимум, в вопросе о высшем образовании он пошел в политехнический, куда сам хотел, а не туда, куда хотел направить отец).

Немецкую гимназию Эйнштейн не закончил не из-за неуспеваемости (неудовлетворительных оценок у него не было) , а из-за конфликта с директором и учителями. Те считали, что Эйнштейн слишком плохо себя ведет и, к тому же, негативно влияет на других. Словом, не почитает авторитеты и не вписывается в систему. Тем не менее, Эйнштейн не был исключен, а просто ушел сам. В 15 лет, между прочим. Тем более, что родители жили уже в другой стране (в Италии), а через пару-тройку лет грозил призыв на службу в кайзеровской армии (достаточно было дожить до 17 лет в Германии, чтобы превратиться в военнообязанного), куда Эйнштейн совершенно не хотел. От немецкого подданства он, кстати, вскоре тоже отказался и ряд лет не имел вообще никакого гражданства.

В 16 лет - в Италии - он написал первую научную статью ("Об изучении состояния эфира в магнитном поле"), которую послал своему дяде в Бельгию для ознакомления. (А какую научную статью написали вы в ваши 16 лет? Я, например, никакую.) В научные журналы работа не посылалась и не публиковалась.

Потом семья переехала в Швейцарию и Эйнштейн попытался поступить в политехнический . Поскольку не имел образования, дающего право на поступление в ВУЗ (в Германии это называется Abitur, в Швейцарии - Matura), пришлось сдавать вступительные экзамены (кстати, оставшись в гимназии он все еще продолжал бы учиться и ни в какой ВУЗ в 16 лет не поступал бы). Провалил то ли экзамен по французскому (как утверждает немецкая Википедия), то ли еще и ботанику (как утверждает русская), то ли - до кучи - еще и зоологию (как утверждается в предыдущем ответе). В любом случае, все остальное он сдал, хотя в гимназии не доучился, а частных уроков, вроде, не брал (кроме обучения игре на скрипке).

По рекомендации одного из профессоров политехнического, Эйнштейна приняли доучиваться в швейцарскую школу , где он и получил свой аттестат насчет сдачи экзаменов на эту самую Matura (французский - на 3, то есть - в пятибальной системе - на тройку с минусом). После чего поступил в политехнический , где продолжил в своем прежнем духе: прогуливал лекции по не интересовавшим его предметам (готовился к экзаменам по конспектам сокурсников). На сей раз в "опалу" попала уже математика, как слишком затеоретизированная и далекая от проблем физики. Впоследствии, работая над ОТО, Эйнштейн, якобы, изменил свое мнение на сей счет и высказывал сожаление по поводу прогулов математических лекций в период обучения в политехническом.




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз