10.12.2023

Разрешение перехода крестьян в юрьев день. Литературно-исторические заметки юного техника. Что такое Юрьев день в истории


На день памяти святого Георгия Победоносного приходится Юрьев день. На Руси он знаменовал определенные хозяйственные и финансовые взаимоотношения. Благодаря экономическим реформам Бориса Годунова словосочетание «Юрьев день» получило негативную окраску.

Юрьев день: истоки

Один из ранних христианских святых – Георгий – завоевал своими поступками и крепостью в вере немало сердец и способствовал обращению большого количества людей в христианство. На Руси Святой Георгий известен также как Юрий или Егорий.

Дни Великомученика Юрия в церковном календаре отмечают дважды: весной и осенью. Весенние празднования приходятся по григорианскому календарю, принятому у православных на 6 мая. Католики день памяти святого Георгия встречают 23 апреля.

Какого числа Юрьев день в 2018 году

Осенняя встреча дня Святого Юрия приходится по юлианскому календарю на 26 ноября, а у православных – на 9 декабря. Это празднование Освящения церкви великомученика Георгия. Церковь была выстроена в Киеве царем Ярославом Мудрым, а 26 ноября (по старому стилю) 1051 года храм был освящен, и Ярослав издал указ праздновать этот день на всей Руси. 9 декабря принимают поздравления именинники Георгий, Егор и Юрий.

Таким образом, в 2018 году Юрьев день приходится на 6 мая и 9 декабря. Эти даты неподвижны и всегда приходятся на одни и те же дни.

В старину на Руси дни великомученика Егора имели хозяйственно-бытовое значение. На весеннего Егора(Егорий Осенний) впервые выгоняли скот на пастбища, селяне выходили на поля, и священник читал молитвы о будущем урожае и плодородии.

На осеннего Егора заканчивался финансовый год и все работы, связанные с урожаем. К этому дни привязывали все денежные выплаты, крестьяне выплачивали помещику плату за пользование землей. Именно с этой датой связано выражение «объегорить», то есть обмануть при расчетах.

Вплоть до 15 века крепостное право на Руси было не абсолютным. Крестьянин, расплатившись с помещиком, мог в любое время уйти к другому землевладельцу. Это заставляло землевладельцев «приманивать» крестьян материальной помощью, снижением податей, выплатой подъемных.

Абсолютное крепостное право на Русь пришло в 15 веке с судебными уложениями царя Ивана III. Отныне уйти от землевладельца крестьяне имели право только в недели, привязанные к Юрьеву дню: неделя до и неделя после осеннего Егория. Иван Грозный закрепил данные положения в Судебнике 1550 года. Отныне крестьяне на Руси потеряли право свободного ухода от помещика, а Юрьев день стал ассоциироваться с крепостным правом и получил негативную окраску.

Георгий стал одним из ранних христианских святых, который завоевал сердца верующих во всех странах и вдохновил множество художников на яркие выразительные полотна. Необыкновенной была вся жизнь святого Георгия. Житие рассказывает, что родился великомученик в 3 веке в Палестине, в городе Лиде. Его семья была очень богата и исповедовала христианство.

Святой отличался силой, мужеством и умом. Он стал тысячником и любимцем императора Диоклетиана. Когда начались гонения на христиан, он открыто встал на их сторону и раздал свое имущество бедным. За принадлежность к христианству его схватили и пытали. Пытки великомученика Георгия проходили 7 дней, но каждый день все раны чудом исцелялись.

Святому ломали кости, бросали в негашеную известь, пытали раскаленным железом, поили ядовитыми отварами – ничто не могло повредить ему. Также он держался во время пыток с небывалым мужеством и не отрекся от веры в Иисуса. Ему приснился Спаситель с золотым венцом на голове, который обещал ему рай.

Слуга записал сон мученика, как и его распоряжение отвезти его тело в Палестину. Предсмертным желанием святого стало посещение храма Аполлона. В храме Георгий осенил крестным знамением статую Аполлона, вынудив беса в статуе объявить себя идолом. После этого все идолы в храме разрушились.

Императрица Александра на коленях просила мученика простить грехи ее мужа – увиденные чудеса заставили ее обратиться в христианство. Диоклетиан велел казнить обоих: Георгия и императрицу Александру. Великомученик принял смерть с ясной улыбкой. Также известны посмертные чудеса Святого Юрия: воскрешение человека, воскрешение быка, битва с драконом.

Мощи Юрия хранятся в городе Лод в Палестине (это родной город мученика – Лидда). Над гробницей Юрия выстроен Храм Святого Георгия – храм Иерусалимской православной церкви. Меч святого хранится в Риме.

Житие Святого Георгия поразило сердца верующих во всем мире. Нашлось ему место и на Руси. В России Юрий существует как бы в двух ипостасях. В первой ипостаси Юрий – покровитель домашнего скота, защитник их от болезней, падежа и волков. Данной ипостаси Егория поклонялись крестьяне, увязывая дни его памяти с временем первого выгула скота и проведением денежных расчетов.

Также Егорий покровительствует земледельцам, поскольку имя мученика означает «земледелец». На день Святого Юрия освящают поля. Вторая ипостась святого – воин, отважный и преданный. В этой ипостаси святой покровительствует солдатам, мужественным и честным защитникам Родины.

Также Юрия считают покровителем путешественников. Некоторые племена цыган считают святого Георгия своим покровителем. В день святого Егория поздравляют именинников, а также всех знакомых. В поздравлениях на Юрьев день желают благополучия воинам, а также успехов в крестьянском труде, приплода и здоровья домашнему скоту.

На весеннего Егора впервые поет соловей и кукует кукушка. Важной приметой на Юрьев день считалось кукование кукушки. Кукование в голом лесу на весеннего Егора предвещает тяжелый год и для скота и для человека. Услышать кукушку, имея деньги в кармане – весь год иметь деньги.

Девушки спрашивали у кукушки, долго ли пробудут у отца. Молчание в ответ означало брак в том же году. Каждое кукование означало год, проведенный в отчем доме, в ожидании свадьбы. В Егоров день роса почиталась целебной. Ранним утром нужно было выйти на луг и умыться росой, поваляться в покрытой росой траве.

Императрица Екатерина Великая 26 ноября 1769 года учредила Орден Святого Георгия Победоносца. Орден имел 4 степени и мог быть пожалован офицерам и нижним чинам за проявленную храбрость, мудрость и мужество при защите Отечества. К ордену полагалась ежегодная пенсия. Орден мог быть отозван за порочащие поступки награжденного.

В 2000 году орден Святого Георгия восстановлен Указом Президента в РФ. Одновременно с орденом Екатерина учредила георгиевскую ленту. По описанию: шелковая лента из двух желтых и трех черных полос. Ленту носили в петлице, на шее или на перевязи. К ней также прилагалась пожизненная пенсия.

В 2005 году в Росси началась акция «Георгиевская лента» - в знак памяти подвига ветеранов Великой Отечественной войны. Девиз акции «Я помню, я горжусь». День святого Юрия – это день памяти Георгия Победоносного, известного своим мужеством и нерушимой верой.

26 ноября старого стиля (один из двух церковных праздников в честь святого Георгия), в России XV-XVI вв. время перехода крестьян от одного феодала к другому. Судебник 1497 г. установил срок перехода за неделю до Ю.Д. и неделю после. Отменен указом о заповедных летах в 1580-1590-х гг.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЮРЬЕВ ДЕНЬ

осенний) - церк. праздник в честь св. Георгия 26 нояб. ст. ст., совпадавший с окончанием годового цикла с.-х. работ. Получил известность в связи с ограничением и отменой права крест. переходов в ходе закрепощения крестьян в 15-нач. 17 вв. С завершением объединения рус. земель ст. 57 Судебника 1497 ограничила в общегос. масштабе крест. переход неделей до и после Ю. д. с выполнением ряда финанс. обязательств и юридич. условий. Нормы о Ю. д. подтверждены ст. 88 Судебника 1550. Отмена права перехода тяглых крестьян (затем бобылей и тяглых горожан) произошла в результате введения заповедных лет и др. юридич. мер в кон. 16 в. В сов. науке существуют разные точки зрения по указ. вопросам. Одни (Б. Д. Греков и др.) считают, что указ 1580 о заповедных годах был введен на всей терр. гос-ва в 1581, другие (С. Б. Веселовский и первоначально В. И. Корецкий) полагают, что указ постепенно распространялся по стране, третьи (В. И. Корецкий) датируют его 1581, но исключают из сферы его действия юж. р-ны, четвертые относят введение заповедных лет к первым годам правления Федора Ивановича в кон. 1584-85 (Р. Г. Скрынников). Корецкий связывает окончательную отмену Ю. д. с несохранившимся указом 1592/1593, др. ученые - с указом 1597 о сроке сыска беглых крестьян, исходившим из признания запрета переходов. Запрет перехода в Ю. д. сохранился и в 17 в. (см. Соборное уложение 1649), хотя указы 1601-02 временно восстановили переход для нек-рых категорий крестьян. Лит.: Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960; Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В., Пути развития феодализма, М., 1972; Корецкий В. И., Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй пол. XVI в., М., 1970; Скрынников Р. Г., Заповедные и урочные годы царя Федора Ивановича, "ИСССР", 1973, No 1. В. Д. Назаров. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

История и СИД

Период сословнопредставительской монархии который в свою очередь является периодом развитого феодализма характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере полным закрепощением крестьян. Этому способствовало укрепление государственного аппарата создание специальных органов Разбойный приказ губные избы по борьбе с беглыми крестьянами лихими людьми. В Юрьев День крестьяне свободно могли оставить землю на которой они проживали ранее и перейти к другому землевладельцу уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование...

14. Причины усиления закрепощения в 15-16 вв. Введение Юрьева дня. Заповедные и урочные лета. Полное закрепощение холопов в 15-16 вв.

Период сословно-представительской монархии, который в свою очередь является периодом развитого феодализма, характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере – полным закрепощением крестьян. Этому способствовало укрепление государственного аппарата, создание специальных органов (Разбойный приказ, губные избы) по борьбе с беглыми крестьянами, «лихими» людьми.

В Юрьев День крестьяне свободно могли оставить землю, на которой они проживали ранее, и перейти к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом - пожилое . Крестьяне - старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему "все пожилое", остальные, прожившие менее четырех лет, платили часть - в зависимости от количества прожитых лет.

Судебник 1497 года – первый юридический акт в направлении закрепощения крестьян. Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы - в течение недели до Юрьева дня и недели после него при условии уплаты пожилого, плата была увеличена

Судебником 1550г. С 1581г вводятся «заповедные лета» , т.е. "запрет" перехода крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день.

В 1597 г издается указ о сыске беглых крестьян, ушедших не позднее чем за 5 л до издания закона - «урочные лета» . Оформление крепостной зависимости вызвало бурное сопротивление крестьян (1-я крестьянская война). В 1607 г «УЛ» увеличиваются до 15 л.

Заключ-ым актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян. Прикрепление крестьян к земле и личности феодала было оформлено как наследственное и потомственное состояние. Крестьяне (за исключением в виде тяжелых правонарушений — татьбы, разбоя и убийства) были исключены из государственной судебной системы и подлежали юрисдикции своего господина. Однако они несли имущественную ответственность по долгам своих господ.

Развитие кабального холопства (в отл-е от полного, каб-й холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) и привело к уравниванию статуса холопов и крепостных. К концу 16 в полных холопов почти не было.

Кабала – письм. долговое обяз-во, приводившее к потере свободы. Должник выплачивал %, либо погашал % службой.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23453. Древние майя. Загадки погибшей цивилизации 2.28 MB
Древние майя. Кто создал эти колоссы Когда С какой целью Что вызвало к жизни блестящую цивилизацию майя в саном центре гиблых тропических джунглейАвтор книги на основе новейших данных о древнеамериканской истории рассматривает ряд таинственных событий далекого прошлого индейцев майя. Гуляева это древнейшие судьбы Мезоамерики важнейшего и глубоко своеобразного региона одного из первых очагов производящего хозяйства высокой и оригинальной цивилизации индейских народностей майя сапотеков нахуа. Гуляев назвал ее Древние...
23454. Георгий Константинович Жуков Воспоминания и размышления 10.56 MB
Скоро мы узнали что в Питере 9 января 1905 года царские войска и полиция расстреляли мирную демонстрацию рабочих которая шла к царю с петицией просить лучших условий жизни. После Нижегородской ярмарки в том же году пришлось поехать на другую ярмарку в Урюпино в Область Войска Донского. Я всегда восхищался этим романтическим родом войск. От раненых мы многое узнали и в первую очередь то что наши войска очень плохо вооружены.
23455. Третий Рим 14.12 MB
Ведь ему известно что русские были сторонниками христианской Византии и противниками мусульманской Турции. Следуя тезису о богоустановленном единстве всего христианского мира Филофей доказывал что первым мировым центром был Рим старый за ним Рим новый Константинополь а в последнее время на их месте стал третий Рим Москва. Не надо думать что это какаято гипербола или метафора. Филофей ясно подчеркивает что речь идет об объединении всех христианских царств под властью великого князя Василия.
23456. ПРАВДА ВИКТОРА СУВОРОВА 3.84 MB
Он гласит: СССР всегда последовательно боролся за мир. Смена статуса сталинского СССР с жертвы и освободителя на статус палача и агрессора тяжело дается даже людям не испытывающим симпатий к сталинизму. Даже если они специалисты по истории СССР. И тем более если они советские специалисты по военной истории СССР.
23457. Красные партизаны Украины 1941-1944 3.2 MB
На обложке: Целлюлознобумажная фабрика сожжённая партизанами соединения им. Коротченко в верхнем ряду второй слева с партизанами Тернопольского соединения им. Соединения партизан которые посылали в эти регионы чтобы они с помощью агитации получали поддержку выслеживались и уничтожались 11. ИЗ ОПЕРАТИВНОГО ОТЧЁТА КОМАНДИРА СУМСКОГО ПАРТИЗАНСКОГО СОЕДИНЕНИЯ С.
23458. Муса Джалиль 60 KB
2002 Залилов Джалиль Муса Мустафович 15. Мир и мировая литература знает много поэтов обессмертивших свои имена неувядаемой славой но таких как поэтгерой Муса Джалиль увековечивших свое имя и бессмертными творениями и смертью которая сама является подвигом не так уж много. Вот они: великий Байрон славный поэт Венгрии Петефи герой Юлиус Фучик и наконец Муса Джалиль.
23459. ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК: ИЗУЧИТЬ ЛЕГКО! 866.5 KB
Несколько слов о терминологии. В настоящей книге используется немало словтерминов лингвистического характера как падежные формы залог категория притяжательности которые многим напомнят уроки русского языка в школе. От терминов к сожалению не убежать если хочешь быть однозначным в своих пояснениях. И вместо того чтобы сказать: моя книга минем китабым если дословно: минем китап но это стилистическая ошибка можно сказать китап минеке или просто добавить мын м ым в конце в виде суффикса т.
23460. ТАТАРСКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ НОВЫХ СЛОВ И НОВЫХ 1.21 MB
средства банка аграрчы аграр мґсьґлґлґр белгече аграрник агрегатчы агрегатлар ыючы кйлґче ремонтлаучы эшче агрегатчик агреман бер ил хїкємґтенеј икенче дипломатия вґкилен кабул итґргґ ризалык белдерєе агреман агрикультура агрикультура агнийога йоганыј индус фґлсґфи системасыныј бер тїре агнийога агробизнес авыл хуќалыгы сґнґгате агробизнес агробиоценоз кеше хезмґтлеге нигезендґ барлыкка килгґн семлеклґр ґнлеклґр ыелмасы агробиоценоз агролицей агролицей агрология авыл хуќалыгы эшлґренґ бґйле рґвештґ туфрак єзгґрешлґрен...
23461. Грамматика татарского языка 255 KB
Так в татарском языке имеются индийские китайские финноугорские заимствования относящиеся к эпохе общетюркского состояния. После Октябрьской революции заимствования стали проникать в татарский язык через письменный язык и поэтому пишутся и произносятся как и в русском языке: армия балет герой завод кинотеатр колхоз консерватор начальник председатель революция резерв секретарь совет совхоз авторучка ваучер чек акция рейтинг и т. Через русский язык заимствуются и слова из западноевропейских языков в тех же значениях и...

Юрьев день, по-другому еще имеют «Крестьянским выходом». Это день в году, когда крестьянин имел право уйти от одного барина к другому. Юрьев день учрежден в 1497 году, .


Сколько длился Юрьев день?

Удивительный, факт, но Юрьев день длился неделю до 26 ноября и неделю после. Период взят не с проста, в этот момент все работы на полях уже завершены, обязательства закрыты.


Судебник Ивана Васильевича и Юрьев день

В 1497 году был утвержден . Помещик имеет право на владение землей. А крестьянин имеет право проживать и работать на земле помещика на особых условиях аренды. Он платит ему оброк и барщину, оставаясь при этом юридически свободным человеком. При этом крестьянин может совершенно спокойно арендовать землю у любого помещика, выполняя все условия аренды. Если предыдущие отношения улажены, то крестьянин может брать землю в аренду, у другого помещика. Происходить это могло в любое время года

Судебник Ивана Васильевича закладывает основы крепостного права в России. Теперь крестьянин может менять помещика только раз в год, за неделю до Юрьева дня и неделю после.


Судебник Ивана Грозного и Юрьев день

Русское государство росло. Ширились его границы, увеличивался государственный аппарат служивых людей. А порядку не прибавлялось. Бояре, помещики чинили произвол. Увеличивался размер аренды. В 1550 году во время правления Ивана Грозного по отношению к крестьянам были введены новые правила и законы. Теперь размер аренды коррелировался с соотношением плодородности почвы и статуса землевладельца.

Право Юрьева дня подтверждалось, но размер аренды в случае ухода от хозяина увеличивался. Ответственность землевладельца по отношению к крестьянам тоже регламентировалась. Нельзя было обижать и унижать работников.

С появление опричнины положение крестьянства ухудшилось. Страна изнемогала от . Ресурсы и силы были на исходе. Богатые помещики переманивали крестьян у более бедных землевладельцев. , в угоду помещиков ввел временный запрет на «Юрьев день».


Закон о сыске беглых крестьян. Урочные лета

Крестьянам не нравилось такое положение дел. По государству прокатилась волна небольших крестьянских восстаний. Самым же действенным проявлением борьбы за свои права стал побег.

Землевладельцы буквально забросали царя Федора Иоанновича челобитными с рассказами о бегстве крестьян. Тогда царь, решил ужесточить законы, для защиты прав собственников земли.

Теперь, сбежавших крестьян, могли вернуть на старую землю к помещику в течении пяти лет. Если же за пять лет, крестьянина разыскать не удалось, то он работал и проживал там, где хотел.


Жизнь Крестьян при Борисе Годунове

Во время правления страна начинала погружаться в эпоху Смутного времени. В стране было туго с деньгами и продовольствием. Выдался голодный год. Теперь, недовольство крестьян выросло в разы.

Что бы прокормиться они старались сбежать к более богатым помещикам. Ситуацию нужно было брать под контроль, поэтому в государстве вновь ввели Юрьев День, разрешив крестьянам менять хозяина на законных основаниях.


Закрепощение крестьян

После прихода к власти , в 1607 году выходит указ, что крестьянин раз и навсегда прикрепляется к тому или иному помещику. На сыск беглых теперь полагается целых 15 лет. Помещик, принявший чужого крестьянина, платит штраф в 10 рублей, а нанимать чужого крестьянина к себе на временную работу, возможно только с разрешения его владельца.

При царе Алексее Михайловиче Романове происходит окончательное закрепощение крестьянства. Теперь крестьяне по наследству передают свой крепостной статус потомству. А помещичьи дети так же по наследству владеют крестьянами. Сыск беглых теперь бессрочный. Про Юрьев день, теперь ни кто уже и не вспоминает…

Юрьев День понятие и определение видео



Праздник Юрьев день

Праздник Юрьев день - день памяти святого Георгия. Святого Георгия большинство людей знает, как человека, который поразил змея. Змей по легенде, жил в озере, возле Бейрута. Местные жители отдавали ему на съедение юношей и девушек, в качестве дани. Однажды, Георгию удалось спасти очередную жертву. Змей был поражен копьем.

Это не единственное деяние Георгия. Однажды на дороге ему повстречался бедный крестьянин, у которого умер вол. Георгий молил Бога о воскрешении вола, который был единственной надеждой на выживание для человека. Бог услышал молитвы, и вол воскрес.

Православный люд почитает святого Георгия как защитника, который может защитить человека и животных от змей и разных напастей.


Вот тебе бабушка и Юрьев день. Значение поговорки

Вот тебе бабушка, и Юрьев день, употребление этой фразу выражает разочарование каким либо событием. Выражение пошло в народ после 1581 года, когда правительство ограничило действие Юрьева дня. Юрьев день - время надежд русского крестьянства, возможность поиска лучший жизни. После отмены Юрьева дня в 1649 году, практически завершился процесс закрепощения русского крестьянства.

Юрьев день - так на Руси назывался день великомученика Георгия Победоносца или день святого Георгия, называвшегося еще святым Юрием или Егорием.

Юрьев день бывает дважды в году. Весной, 6 мая (или 23 апреля по юлиан. календарю) и поздней осенью, точнее, уже зимой - 9 декабря (26 ноября по юлиан. календарю).

Именно с осенним праздником святого Георгия связаны исторические события, послужившие возникновению знаменитой поговорки: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», выражающей разочарование или сожаление.

Об истории праздника

26 ноября 1051 г. в Киеве был торжественно освящен храм во славу Георгия Победоносца и князем Ярославом Мудрым указано праздновать этот день «по всей Руси».

Праздник по временному расположению совпадал с завершением крестьянами с/х работ и проведением итоговых взаиморасчетов их с землевладельцем, а также сбором податей.

Крестьянский вопрос

Суть феодальных отношений проста: у помещиков есть право владеть землей, у крестьян есть право на этой земле жить и работать, выплачивая владельцу барщину или оброк. Оставаясь юридически свободным, крестьянин мог покинуть одного помещика и перейти к другому, при условии, что все задолженности по аренде погашены. Это логично, и так было до 1497 года.

Иван III Васильевич и его Судебник

Когда Иван III Васильевич завершил собирать русские земли в единое Московское государство (1462-1505 гг.), встал вопрос об управлении доселе разрозненными княжествами. А значит, понадобилась законодательная база, юридический документ единый для всех. В 1497 году по указу Ивана III был разработан свод законов, Судебник, в котором нашли отражение многие стороны государственной жизни: права и обязанности должностных лиц разного уровня, ответственность за преступления, порядок судопроизводства и так далее. Ценность этого юридического документа в том, что впервые были приняты законы единые и обязательные для выполнения на всей территории Московского государства. В статье 57 Судебника также впервые был ограничен переход крестьянина от одного помещика к другому сроком всего в две недели. На переезд давалось по неделе до и после Юрьева дня.

Судебник и указы Ивана IV Грозного

Новый Судебник, появившийся в 1550 году, был необходим государству, которым правил внук Ивана III, Иван IV Васильевич. Все предыдущие годы увеличивались денежные и натуральные повинности. Установленная новая единица налога, большая соха, зависела теперь от плодородия почвы и социального положения землевладельца. Это не добавляло порядка. Народ возмущался, бояре чинили произвол. Кроме того, присоединялись новые земли, рос государственный аппарат. Составители нового свода законов взяли за основу старый Судебник. В основном были внесены изменения в положения, усиливающие центральную власть. Что касается крестьянства, то подтверждалось правило Юрьева дня 1497 года, но с увеличением платы за аренду и пр. Усилил зависимость крестьянина от господина и закон об ответственности феодала за преступления крестьян. Это был следующий шаг на пути к крепостному праву, хотя говорить о порабощении еще рано. Оба Судебника предоставляли крестьянам значительную свободу, оставляя их правоспособной частью населения.

Заповедные лета

В середине 16 века Иван Грозный ввел опричнину, с помощью которой стремился уничтожить сепаратистские настроения знати. Это привело к обострению противоречий и ухудшению положения крестьян. Страна находилась уже 25 лет в состоянии Ливонской войны, что также не способствовало улучшению экономики. В разгар военных действий, которые Россия проигрывала, Иван IV издает указ о введении заповедных лет. Было запрещено крестьянам менять местожительство и, соответственно, помещика даже в Юрьев день. Выгоду от этого закона почувствовали все землевладельцы, поэтому они уговаривали царя не отменять указ, жаловались на переманивание крестьян более богатыми конкурентами. Из сохранившихся документов понятно, что это рассматривалось как временная, вынужденная мера. Но Б.Д.Греков отмечает в своей книге, что «временность затянулась, закон прочно и надолго лег в основу дальнейшего крепостного права в России».

Пятилетний сыск беглых. ​Урочные лета

Крестьяне, еще не забывшие что такое Юрьев день, протестовали против своего положения, как умели. Кое-где поднимались крестьянские волнения, которые быстро подавлялись. Но основным способом защиты своих интересов они считали побег. Служилые люди засыпали государственный аппарат челобитными жалобами на это. На троне пребывал средний сын умершего Ивана Грозного, Федор Иоаннович. Этот мягкий человек полностью доверил власть Борису Годунову, своему родственнику. В ответ на жалобы землевладельцев на массовые крестьянские побеги он пишет указ от 24 ноября 1597 года, по которому устанавливается пятилетний срок на поиски беглецов. Суть закона сводилась к следующему: сбежавшего 6 лет назад следовало оставить там, где он проживал в настоящее время, всех остальных беглецов, включая и тех, кто убежит после указа, разыскивать в течение 5 лет и вместе с семьей возвращать на место.

Указы Годунова

Урочные лета были выгодны тем, к кому отправлялись беглецы. А это были богатые люди, которые могли их надежно спрятать. Но указ был совсем невыгоден средним землевладельцам. Крестьяне тоже роптали, обстановка в стране накалялась, все связывали свои ухудшающиеся дела с именем Годунова.

Кроме того, выдался неурожайный год, цены на продукты выросли в 100 раз, начался голод. Вынужденный пойти на уступки, чтобы дать крестьянину выжить у более богатого помещика, Борис Годунов возвращает ему право на перемещение в Юрьев день, дата которого осталась неизменной. Он издает временные указы накануне или во время «юрьевских» недель, чем вызывает еще большее раздражение у людей, просто не успевающих воспользоваться ими.

Политика Шуйского

Вступивший на престол Василий Шуйский для подавления крестьянских бунтов издает в 1607 году указ, в котором совершенно и однозначно объявляет всех крестьян, записанных помещиками в писцовых книгах с 1592 года, прикрепленными к ним навсегда. Кроме того: на поиски беглых отводится не 5, а 15 лет; принявший чужого крестьянина платит штраф 10 рублей; увеличивается размер «пожитого» до 3 рублей в год; нанимать чужого крестьянина на временную работу можно только с разрешения его господина; сыск беглых становится обязательным. Новый закон так понравился землевладельцам, что они всеми силами старались сохранить его как можно дольше. Даже после пленения Шуйского поляками и начала царствования Алексея Михайловича Романова указ продолжал работать. Никто уже и не вспоминал, что такое Юрьев день.

Соборное Уложение 1649 года

Царь Алексей Михайлович, собрав в 1648-1649 годах Земский Собор, работал вместе с ним над новым сводом законов. 111 статей в нем были посвящены крестьянскому вопросу. Это говорит о серьезности положения страны в то время, а также о возможности решить многие проблемы в государстве только после решения вопроса, связанного с крестьянством. Соборное Уложение указывает на постоянную крепостную зависимость, согласно книгам 1592 года, в силу чего отменяет урочные годы, то есть объявляет бессрочный поиск беглецов. Уложение утверждает наследственное (для господ) и потомственное (для крепостных) прикрепление крестьян. Это был последний шаг к крепостничеству на Руси. Православные люди, вспоминая праздник в честь великомученика Георгия, уже не помнят об исторической сути Юрьева дня, хотя в момент разочарования с языка слетает неведомо откуда взявшееся: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Краткое жизнеописание Георгия

Этот святой родился в г. Бейрут (Белит) в 3-м веке н. э. Родители его были людьми богатыми. Несмотря на то что на христиан в то время были гонения, они воспитывали своего сына в традициях веры. Георгий был красивым, сильным и храбрым юношей. Как и многие его сверстники, он решил поступить на военную службу к Диоклетиану, императору, жившему с 284 по 305 г. н. э. Вскоре он заслужил расположение и уважение правителя Римской империи. Диоклетиан, однако, устраивал гонения на христиан. Однажды Георгий не выдержал этого и обличил императора в несправедливости и жестокости. Он сказал, что он является одним из его любимцев, а между тем Георгий христианин, как и те, кого Диоклетиан преследует. Конечно, этот поступок означал смерть для храброго юноши. Император, убедившись, что тот не отречется от Христа, велел отрубить Георгию голову. Это произошло в Никомидии в 303 году.

День памяти Георгия

Сам день памяти Георгия-Юрия является чисто русским праздником. Его нет в других православных Церквах. Память пострадавшего за веру воина Георгия, жившего при императоре Диоклетиане, по новому стилю отмечается 6 мая и 9 декабря. У множества православных народов, к примеру, у южных славян, Георгий - покровитель земледельцев. Всем известно совершенное им убийство змея, изображенное на московском гербе.

Чудо о змие

Каждый из вас наверняка видел изображение святого Георгия, сидящего на белом коне и поражающего копьем змия, извивающегося на земле.

Оно иллюстрирует событие, произошедшее уже после кончины св. Георгия. Согласно легенде, недалеко от места, где появился на свет этот святой, в г. Бейруте, жил в озере змей. Он часто пожирал местное население. Для того чтобы утолить его голод, жители стали регулярно приносить ему на съедение девушку или юношу, которые были выбраны по жребию. Жребий однажды выпал на дочь человека, правившего этой местностью. Девушку отвели к озеру и привязали здесь. Она в ужасе ожидала появления чудовища. Когда змей начал приближаться к ней, неожиданно появился юноша на белом коне. Он пронзил чудовище копьем и таким образом спас девушку. Конечно же, этот юноша был Георгием, святым великомучеником. Этим чудесным явлением он положил конец уничтожению девушек и юношей в пределах Бейрута. Георгий обратил ко Христу население этой страны, жители которого раньше были язычниками.

Воскрешение вола

Но, кроме убийства змея, он почитался и за другое деяние. Георгий однажды повстречал на своем пути бедного крестьянина. У этого человека пал единственный вол. Георгий упросил Бога своей молитвой оживить вола. Крестьяне трактовали победу над змеем как возможность молитвы этому святому с просьбой защиты от укусов ядовитых змей, нападающих на скот, а также от хищных животных вообще.

Память о святом

Еще с 10 века на Руси стало распространенным имя "Юрий" и "Георгий". Ярослав Мудрый, сын Владимира, крестившего Русь, был наречен в крещении именно Георгием. Ярослав в честь своего покровителя соорудил в Киеве Георгиевскую церковь, находящийся в Великом Новгороде Юрьев монастырь, а также основал прибалтийский город Юрьев. Церковь, расположенная в Киеве (на фото выше), в период средневековья несколько раз была разрушена и перестроена. Окончательно ее уничтожили лишь в 1934 году. Сегодня об этой церкви напоминает лишь название переулка в Киеве, расположенного неподалеку от Золотых ворот (Георгиевский переулок). В наши дни город Юрьев принадлежит Эстонии. Он был переименован в Тарту. А расположенный в Великом Новгороде Юрьев монастырь (на фото ниже) действует и сегодня. Он является одной из основных достопримечательностей этого города. Благодаря ему многие наши соотечественники вспоминают о том, что такое Юрьев день.




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз