04.02.2024

Упражнения и задания для младших школьников. Задания на смекалку для младших школьников версия для слабовидящих. Развивающие курсы и программы


Ребенок семи лет и дети младших классов уже много знают и применяют в своей жизни, но дополнительное обучение, закрепление пройденного материала в виде развивающей игры всегда полезно и увлекательно.

Развивающие игры для детей младшего школьного возраста помогают концентрировать внимание, включать мышление и развивать память.

Развивающие игры для младшего школьного возраста

Анаграммы

Поиск цифр и букв

Попробуйте также потренироваться в поиске букв . Эти упражнения отлично помогают развивать боковое зрение и скорочтение . Более подробно об этом упражнении Вы можете прочитать в отдельной статье Поиск букв и в статье с тренажером Поиск цифр и чисел .

Пятнашки

3 назад

Игра «Номер 3 назад» развивает память. Главная суть игры запомнить последовательность цифр и сравнить цифру на последней карточке с предыдущей карточкой.

В этой игре даны карточки с цифрами надо запомнить, последовательность цифр, которая была показана на экране и сравнить цифру последней карточки с предыдущей карточкой. Читайте внимательно вопрос на экране.

2 назад

Игра «Номер 2 назад» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить всю последовательность цифр и сравнить цифру на последней карточке с предыдущей, на экране.

На экране показаны карточки с цифрами, вам надо запомнить, цифры предыдущих карточек и сравнить их с карточками, которые сейчас на экране. Если карточки совпадают, то ответьте «да», если карточки не совпадают, то ответьте «нет».

Если вы три раза ответили неправильно, игра заканчивается, если ответили правильно, продолжаете играть.

Копилка

Игра «Копилка» развивает мышление и память. Главная суть игры выбрать, в какой копилке больше денег.

В этой игре даны четыре копилки, надо посчитать в какой копилке больше денег и показать с помощью мышки эту копилку.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Буквы и цифры

Игра «Буквы и цифры» развивает мышление и память. Главная суть игры на поле находится объект, надо быстро указать его свойство с помощью кнопок «да» и «нет».

В этой игре на поле находится объект и задается вопрос. При помощи кнопок «да» и «нет» ответьте на вопрос.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Операции

Игра «Операции» развивает мышление и память. Главная суть игры надо выбрать математический знак, чтобы равенство было верным.

В этой игре даны примеры, посмотрите внимательно и поставьте нужный знак «+» или «-», так чтобы равенство было верным.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Упрощение

Игра «Упрощение» развивает мышление и память. Главная суть игры надо быстро выполнить математическую операцию.

На экране нарисован ученик у доски, и дано математическое действие, ученику надо посчитать этот пример и написать ответ. Внизу даны три ответа, посчитайте и нажмите нужное вам число с помощью мышки.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Быстрое сложение

Игра «Быстрое сложение» развивает мышление и память. Главная суть игры выбирать цифры, сумма которых равна заданной цифре.

В этой игре дана матрица от одного до шестнадцати. Над матрицей дано число, надо выбрать цифры, сумма которых будет равна заданной цифре.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Математические сравнения

Игра «Математические сравнения» развивает мышление и память. Главная суть игры сравнить числа и математические операции.

В этой игре надо сравнить два числа. На верху, написан вопрос, прочитайте его и ответьте с помощью кнопок внизу «левое», «равно», «правое».

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Буквы и цифры плюс

Игра «Буквы и цифры плюс» развивает мышление и память. Главная суть игры на поле находится объект, надо указать его свойства.

В этой игре на поле находится объект и написан вопрос, прочитайте этот вопрос и ответьте с помощью кнопочек расположенных внизу «да» или «нет».

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Математические матрицы

Игра «Математические матрицы» развивает мышление и память. Главная суть игры быстро найти правильные слагаемые для выражения.

На экране дан пример, вместо слагаемых стоят буквы «А» и «В» и после знака равно стоит цифра. Надо правильно подобрать слагаемые, чтобы получилась заданная сумма.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Заключение

Развивайте ребенка в любом возрасте, поиграйте вместе, игра всегда сближает и в процессе игры ребенок узнает новую информацию и приобретает новые навыки.

Развивающие курсы и программы

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

Несмотря на то, что у младших школьников ведущим видом становится учебная деятельность, игра продолжает занимать большое место в их жизни. Родители, учителя могут этим воспользоваться для того, чтобы с ее помощью решать различные вопросы развития и обучения учеников начальной школы. С этой позиции многие виды игр положительно зарекомендовали себя на уроках математики, чтения, знакомства с окружающим, физкультуры, рисования. Среди прочих особое положение занимают развивающие игры, направленные на формирование произвольности психических процессов и внимания. Из-за доступности, простоты подготовки их можно использовать как в школе, так и дома. Педагоги включают их в программу обучения, родителям также полезно знать, какие игры на развитие внимания нужны младшим школьникам.

Самые полезные игры для младших школьников

Учителя начальной школы считают, что одной из основных причин плохой успеваемости является невнимательность детей, неумение сосредоточиться на учебном материале, нежелание произвольно распределять свое внимание. Помочь справиться с этой проблемой можно при помощи развивающих игр. В школе их используют на уроках, в группах продленного дня, в домашней обстановке развивающие игры можно предлагать детишкам в любое время: во время прогулки, поездки за город, на семейном досуге. Главное знать, какие игровые задания необходимы для ученика конкретного возраста, на улучшение каких свойств внимания они могут влиять. Среди большого разнообразия игр с предметами, настольных, словесных, подвижных родителям стоит выбирать те из них, которые будут наиболее интересны детям, доступны в исполнении, не займут длительной подготовки. Как правило, они легко сочетаются с учебным материалом, поэтому их содержанием становятся знания по математике, ознакомлению с окружающим, правила русского языка.

Игры с математическим содержанием

Развивающие игры на внимание для начальных классов с математической направленностью являются наиболее популярными в школьной среде. Помимо своих основных задач - развивать внимательность, они помогают закрепить школьный материал, поэтому будут полезны детям на протяжении всей начальной школы.

«Математическое лото»

Игровое задание улучшает такие свойства, как концентрация, сосредоточенность, распределение внимания, закрепляет навыки в счете, развивает логическое мышление.

Для действия готовятся большие карточки с примерами для игроков и маленькие - с ответами, которые складываются в мешочек. Интереснее играть с группой детей или во время семейного досуга. Ведущий достает из мешочка карточку-ответ, называя число. Играющие должны найти пример с подобным ответом, закрыть его карточкой-ответом. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свое игровое поле.

«Танграм»

Игра - головоломка способствует , распределения и объема внимания, закреплению знаний о геометрических фигурах.

Предварительно готовится цветной квадрат, разрезанный на семь частей. Из них: два больших треугольника, один средний, два маленьких треугольничка, один квадрат и один параллелограмм. При помощи разрезанных частей можно собирать различные предметы. Тематикой картинок являются птицы, фигурки человека в движении, животные, домики, деревья.

«Летчики»

Развивает сосредоточенность, объем и распределение внимания, зрительное восприятие, мышление.

Ведущий предлагает школьникам стать «летчиками»: нужно перелететь из одного места в другое. Полет проходит над разными городами. Для полета надо проложить маршрут, показав линиями на игровом поле в таблице движение самолета. Для того чтобы узнать, в какой очередности над городами пролетит самолет, надо решить примеры, находящиеся на поле. Ответы от меньшего числа к большему покажут путь (в игре использован тот же принцип, что и в ). Например: 6-5, 8-6, 7-4, 10-6, 9-4, 2+4, 10-3, 4+4, 2+7, 6+4. Как новый вариант, можно предложить назвать направление полета (влево, прямо, вправо и т. д.)

«Фотоаппарат»

Игра направлена на развитие сосредоточенности, перераспределения внимания, увеличение объема, зрительного восприятия, воображения.

Взрослый предлагает ребенку вытащить из конверта геометрические фигуры и составить из них картинку. Затем точно перерисовать, то есть «сфотографировать» составленное изображение. Например, из треугольников разной величины составить елочку, из одного большого овала, одного среднего и четырех маленьких выложить зайчика, из трапеций разного размера и одного треугольника - башенку.

Фигуры можно использовать разные, во время игры можно закрепить с учеником название знакомых форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и назвать новые (ромб, трапеция, полукруг).

Развивающие игры на внимательность в окружающем мире

Классикой стали игры на внимательность, когда нужно сравнивать предметы окружающего мира, чтобы найти их сходство и отличие.

Например, «Что изменилось», «Чем похожи и чем не похожи», «Составь пару» и другие подобные игры. Тематика их может быть разной, но правила одинаковые: внимательно рассмотреть объекты или сюжеты, найти одинаковые. Это могут быть сказочные персонажи, бытовые предметы, овощи, фрукты, игрушки, школьные принадлежности. Младшие школьники полюбили такие задания, научившись выполнять их еще в дошкольном возрасте. Первоклассники могут с успехом продолжать играть, как дошколята, но ребятам 2-3-4 классов такие задания необходимо усложнять.

«Расскажи, что общего у предметов»

Игровое задание развивает и , память, воображение.

Взрослый называет два предмета, в которых можно найти сходство. Школьник называет, что может их объединять. Например, дерево и кустарник - общее: относятся к растительному миру, есть листья, корни, цветы и плоды. Различаются по высоте, количеству стволов, у дерева могут быть фрукты, у кустарника - ягоды. Прежде чем предложить ребятам такое действие, взрослый должен быть сам хорошо осведомлен об объектах игры.

«Найди, что загадали»

Направлено на формирование слухового внимания, сосредоточенности на объекте, развивает логическое мышление.

Ведущий говорит ребенку, что загадал предмет и просит, чтобы тот его отгадал. Такие игры хорошо подойдут для того, чтобы развлечься в дороге, на прогулке, переключить внимание, когда школьнику нужно успокоиться после подвижных действий. Например, можно загадать описание любого окружающего предмета: сделана из дерева, есть металлические ножки, пригодится, чтобы отдохнуть, живет в парке или на бульваре, покрашена в желтый цвет (скамейка). Или высокое, толстое, с густой прической, там любят жить птицы (дерево); не промокают, сделаны из резины, как у гуся лапки (сапожки). После того, как ребенок освоит правила игры, можно предложить ему самому загадать предмет.

Как вариант, игру можно провести в семейном кругу, победит тот, кто больше всех отгадает предметов. Победитель получает приз.

«Как назвать одним словом?»

Способствует развитию логического мышления, формирует сосредоточенность, распределение, слуховое внимание, повышает произвольность психических процессов.

Ведущий называет несколько предметов из одной группы: овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, транспорт, предметы быта и подобное. Играющий должен придумать слово, объединяющее все названные предметы. Например, груша, банан, яблоко, апельсин, киви, слива (фрукты); грузовик, автомобиль, поезд, самолет, мотоцикл (транспорт); утюг, пылесос, кофеварка, микроволновая печь (предметы быта). В такой игре предполагается, что у школьника должен быть хороший словарный запас, а взрослому нужно заранее написать или запомнить слова каждой группы, чтобы игра шла весело и оживленно. Как вариант, можно использовать мяч, который играющий будет возвращать с обобщающим словом.

«Какое слово лишнее?»

Вариантом предшествующей игры может стать задание на нахождение лишнего слова из словесного ряда. На слух для младшего школьника оно воспринимается достаточно трудно, но дает хорошие результаты при формировании внимательности, если играть в такую игру постоянно. Ведущий называет ряд слов какой-либо тематики, играющий должен воспринять на слух и найти лишнее слово. Например: красный, зеленый, голубой, (игрушка), белый, желтый; стул, кресло, диван, (кастрюля), шкаф, стол; платье, свитер, рубашка, (кроссовки), брюки, юбка. Условие игры: словесный ряд читается достаточно быстро. Также можно использовать мяч для возврата "лишнего" слова.

Игры на внимательность с элементами правил русского языка

«Один и много»

Развивает переключение внимания, сосредоточенность. Взрослый бросает мяч, называя слово во множественном числе. Школьник возвращает в единственном числе, потом наоборот.

Игра предназначена для младших школьников, которые уже изучили это правило. Родители могут начать с простых существительных, постепенно переходя к сложным. Позже можно вводить в игру прилагательные. Словесный ряд может выглядеть примерно так: дом - дома, дерево - деревья, рука - руки, книга - книги, но ребенок - дети, человек - люди, небо - небеса, чудо - чудеса, пальто - пальто, пианино - пианино. Важное условие: родителю надо хорошо подготовиться к развлечению, чтобы не ошибиться, склоняя существительные.

«Морское путешествие»

Действие направлено на сосредоточенность, внимательность, зрительное восприятие, помогает закрепить части слова. Для этой игры нужно подготовить фигурку-кораблик с кармашками, куда вставляются карточки с одними слогами, вырезать из бумаги острова, написать на них другие слоги. Кораблик «плывет» по игровому полю, периодически «причаливая» к островам. Играющий вытаскивает из кармашка карточку со слогом, ищет подходящий остров, составляет слово. Например, карточка - во, остров - да (вода); ле - то, не - бо, кук - ла, лам - па.

«Кто в каком домике живет?»

Помогает развивать интенсивность, объем и распределение внимания. Для развлечения готовится игровое поле, на котором нарисованы три домика с одним, двумя и тремя окошками, в которых живут зверушки. В первом домике обитают животные, название которых состоит из одного слога (волк, мышь, лось, рысь, слон); во втором - из двух слогов (ли-са, за-яц, мед-ведь, кош-ка, бел-ка); в третьем - из трех слогов (ку-ни-ца, ко-ро-ва, со-ба-ка, кен-гу-ру). Для первоклассников можно предложить картинки с изображением животных, начиная со второго класса - карточки с написанными словами, которые ребята распределяют по домикам.

«Да или нет»

Интенсивная и эффективная игра на внимательность, сосредоточенность, произвольность внимания, быстроту реакции взрослого и ребенка.

Ведущий в быстром темпе задает школьнику вопросы, а тот должен также быстро ответить «да» или «нет». Тематика вопросов может быть разной, после того, как ребенок усвоит задание, можно поменяться ролями. Примерные вопросы на тему «Кто живет в зоопарке?»:

Моржи усатые? Тигры полосатые?
Серый слон большой? Волк там с бородой?
Верблюд горбатый? Пингвин лохматый?
Лиса любит зайку? А зайка балалайку?
Живет там крокодил? Который в телефон звонил?
Бегемот на дерево залез? В зоопарке густой лес?
Белый мишка любит плавать?
А собака любит квакать?
Чебурашка там живет? Крокодила Гену ждет? и т. д.

Современные настольные игры на внимательность

В настоящее время разработано много настольных игр для детей всех возрастов. Их с успехом можно использовать для развития внимательности и всех свойств внимания (сосредоточенности, концентрации, устойчивости, объема, распределения) у младших школьников. Кроме конкретных задач развития, такие игры могут разнообразить семейный досуг. Поэтому желательно иметь подобные игры в семьях, где растут младшие школьники. Вот некоторые из них:

Blokus

Новая настольная игра на выкладывание цветных фигурок на поле становится довольно популярной. Помогает совершенствовать внимательность, усидчивость, сосредоточенность, формирует воображение. Предназначена для детей 7-10 лет.

Игра напоминает известное развлечение «Тетрис». По очереди играющие выкладывают квадратики разного цвета по правилам: элементы одного цвета могут соприкасаться только углами. Игроки стараются заполнить игровое поле так, чтобы не оставить сопернику свободного пространства. Несмотря на простоту правил, увлекательное развлечение позволяет создавать неповторимые комбинации узоров. Выигрывает тот, кто выложит больше всего своих элементов. Оставшиеся элементы принесут штрафные очки.

Орбо или перекати-шарик

Игрушка развивает внимательность, мелкую моторику, подготавливая руку к письму. Головоломка представляет собой белый пластиковый шарик, у которого есть 12 отверстий. Внутри 11 маленьких разноцветных шариков, которые перекатываются. Игрок должен переместить маленькие шарики так, чтобы каждый встал в свое отверстие, окрашенное подобным цветом. Эта настольная игра - подходящий вариант для маленького школьника, чтобы развлечься в дороге, на переменке, во время прогулки.

Alias (скажи иначе)

Игра на ассоциации дает возможность не только развивать внимательность, но и пополнять словарный запас младшего школьника. Она хороша тем, что является истинно семейным развлечением.

Правила игры просты, доступны ребенку любого возраста. Они заключаются в том, что нужно объяснить загаданное слово без использования жестов, однокоренных слов. Можно использовать лишь синонимы и антонимы. В комплекте игры находятся игровое поле с фишками разного цвета, песочные часы, набор 300 карточек, на каждой указано по 8 слов на русском и английском языках. Выигрывает команда, которая получит большее количество очков за отгаданные слова.

Внимательные, любящие родители всегда найдут время, чтобы организовать своему маленькому школьнику увлекательные развлечения, приносящие не только радость, но и помогающие в развитии внимательности!

Молчанова Ольга Борисовна,

учитель-дефектолог

Ребята! Эти задания помогут вам научиться логически мыслить, развить упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения.

Логические задачки

С какой взято больше?

Утром мама положила для ребят на двух тарелках по одинаковому числу яблок. К вечеру на тарелках осталось по стольку яблок, по стольку их изображено на рисунке. С какой тарелки взято больше яблок и на сколько? Свой ответ объясни.

Грибы

Аня и Катя нашли по одному грибу. У Кати гриб был не меньше, чем у Ани. Покажи на рисунке, который гриб нашла каждая из них.

Кроме того, что вводятся новые специальности, существуют и исчезнувшие профессии. Обычно, они становятся ненужными из-за развития науки и техники, которая заменяет человеческий труд. К ним можно отнести такие профессии как: ткачи, бондари, скорняки и лудильщики.

Сложи квадрат

Возьми лист из тетради в клетку, вырежи такие два квадрата, как показано на рисунке. Затем большой квадрат разрежь сначала пополам, а затем каждую половину разрежь на два треугольника. Из полученных четырёх треугольников и малого квадратика сложи один квадрат.

Пара лошадей

Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь.

Сколько ступенек?

Коля и Петя живут в одном доме: Коля на шестом этаже, а Петя – на третьем. Возвращаясь из школы домой, Коля проходит 60 ступенек. Сколько ступенек проходит Петя, поднимаясь по лестнице на свой этаж?

Расстановка стульев

  1. Как поставить 2 стула у стен комнаты, чтобы у каждой из четырёх её стен стояло по одному стулу? А как поставить 3 стула, чтобы у каждой из четырёх стен стояло по одному стулу?.
  2. Как поставить 4 стула у стен комнаты, чтобы у каждой из четырёх стен стояло по 2 стула?.
  3. А как расставить 7 стульев у четырёх стен комнаты, чтобы у каждой стены было их поровну?

Знаешь ли ты эти фигуры?

Назови каждую из этих фигур. Чем похожи фигуры 1 и 5? Какое общее название можешь дать фигурам 1 и 5?.

Сумеешь ли ты различить?

Назови геометрические фигуры, из которых составлен «человечек». Который из этих «человечков» лишний (не похож на остальных)? Чем он отличается от остальных?

Который из этих «человечков» лишний? Чем он отличается от остальных?

Какой знак лишний?

Какой из изображённых

на рисунке знаков лишний? Знаешь ли ты, какое общее название имеют остальные знаки?

Какая дверь ведёт к подруге?

Приглашая в гости Таню, подруга сказала:

Ты легко найдёшь нашу квартиру. Когда войдёшь в дом, то увидишь коридор, а в нём – три одинаковые двери, ведущие в квартиры Кольцовых, Огурцовых и нашу.

Наша дверь не самая левая, но левее двери Огурцовых. Вечером Таня пришла в дом, где жила её подруга. В коридоре она остановилась перед тремя дверями и задумалась:

Которая же дверь ведёт к подруге? А к Кольцовым? К Огурцовым? Не ошибиться бы.

Помогите ей ребята.

А вы умеете разгадывать ребусы?

Ребус - это загадка, написанная с помощью нарисованных ве­щей. Разгадать ребус - значит прочитать слово, загаданное в нем. Разгадывать ребус нужно слева направо. Давайте поучимся зашифровать слово «ребусы». Это можно изобразить рисунком – первый слог РЕ – название ноты, второй слог – «бусы».

Ребус готов. А теперь, когда вы знаете как составляются ребусы научитесь их разгадывать.

Поучимся разгадывать ШАРАДЫ, КРОССВОРДЫ.

ШАРАДА – это такая загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей. Каждая часть – отдельное слово. Рассмотрим это на простом примере. Что за слово? Первый его слог – название ноты, второй – добавка к пище или тоже нота. Это растение. ФА-СОЛЬ.

КРОССВОРД – это игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова.

Выпишите по клеточкам названия животных и рыб:

Впишите названия деревьев и разгадайте кроссворд:

ЗАГАДКИ СЛОВ

Составьте слова из первых букв названий картинок.

ТАНГРАММ – это старинная игра. Вырежь три квадратика из бумаги разных цветов. Наклей их на картон и каждый квадрат разрежь по линейке так, как показано на рисунке.

Вот несколько фигурок из чудесной страны Танграмм. Составь их из своих разноцветных кусочков. Ты, наверно, придумаешь много новых фигурок, которых нет на этом рисунке.

ОТВЕТЫ

С какой взято больше?

Если бы яблок с тарелок взяли бы поровну, то и осталось бы на тарелках поровну. Но на первой тарелке яблок осталось на 5 меньше, чем на второй, значит, с неё взяли на 5 яблок больше, чем со второй.

Грибы

Гриб у Кати был больше, чем у Ани.

Сложи квадрат.

Квадрат надо сложить так:

Пора лошадей.

Сколько ступенек?

24 ступеньки.

Знаешь ли ты эти фигуры?

Прямоугольник, круг, треугольник, угол, четырехугольник. Фигуры 1 и 5 имеют по 4 угла и по 4 стороны. Их общее название – четырёхугольники.

Умеешь ли ты различать?

Круг, квадрат, треугольник, отрезки, углы(ломаные линии). Лишний – пятый, так как в нём треугольник и квадрат поменялись местами.

Лишний – четвёртый, так как иное направление сторон углов(«ступней ног»).

Какой знак лишний?

Лишний знак – вопросительный. Общее название для остальных знаков – «знаки арифметических действий».

Какая дверь ведёт к подруге?

1-я дверь – к Кольцовым, 2-я дверь – к подруге, 3-я – к Огурцовым.

Кроссворды:

Лось, олень, лошадь, медведь; пескарь, карась, окунь, линь.

Рябина, дуб, орешник, берёза, клён, осина.

Загадки слов:

Урок, астра, кит, кот.

Расстановка стульев.

Развивающие игры для детей начальной школы

При переходе от игровой деятельности к учебной ребёнок испытывает стресс. Безболезненно пережить период адаптации к школе первокласснику помогут весёлые развивающие игры. Такие умения как соблюдать правила игры, работать сообща очень пригодятся в процессе учения. Предлагаю Вашему вниманию 7 игр, направленных на развитие самых различных умений.

«Три слова»
Задачи:
1. Развитие воображения.
2. Развитие произвольного внимания
3. Активизация пассивного словарного запаса
Правила игры: выбирается ведущий. Он начинает игру: называет три слова. Игрок составляет осмысленное предложение с этими словами. Например, для примера «Мороженое, дорога, небо» можно составить такое предложение: «Мальчик засмотрелся на небо и уронил мороженое на землю». Но иногда это бывает трудно сделать. Поэтому следует объяснить детям, что можно составлять неправдоподобные предложения. Например, «Котёнок, бантик, голова» - Котёнок повязал бантик на голову.

«Соедини точки»
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики руки.
2. Развитие воображения
3. Развитие коммуникативных навыков
Инвентарь: стол, стулья, бумага, ручка или цветные карандаши.
Правила игры:
1. Заранее необходимо нанести точки на лист бумаги в произвольном порядке.
2. Попросите ребенка соединить их так, чтобы получилась какая-нибудь замысловатая абстрактная фигура.
3. А теперь пусть он сам нарисует точки и даст соединить их вам.
4. Главная задача детей - ни в коем случае не пропустить ни одной точки, и сделать их всех частью одной фигуры.

«Иголка и нитка»
Задачи:
1. Развитие ориентирования в пространстве.
2. Развитие ловкости, произвольности.
3. Формирование коммуникативных навыков.
Правила игры: Один ребёнок выбирается водящим игры. Он будет играть роль так называемой «иголки». Все остальные дети-участники игры будут «ниткой». "Иголка" под весёлую музыку пробегает между расставленными определённым способом стульями, а "нитка" (группа детей, держащих друг друга за пояс или плечи) следует за ней паровозиком (куда иголка, туда и нитка).
Примечание: Если в группе имеется зажатый, стеснительный ребенок, то можно предложить побыть водящим ему. Когда такой ребёнок будет водить за собой целую группу детей, ему будет просто необходимо как-то с ними контактировать для успешного завершения игры и у него будут развиваться не только коммуникативные, но и организаторские способности в играх.

«Доскажи словечко»
Задачи:
1. Пополнить словарный запас.
2. Расширять кругозор (незнакомые слова объясняются прямо по ходу игры).
3. Тренировка памяти.
4. Развитие логического мышления.
Правила игры: Первый игрок называет любое слово (имя существительное), например КЛАСС. Следующий игрок определяет букву, которой окончилось это слово, и придумывает своё, например, СУП. И так по цепочке: КЛАСС, СУП, ПОДЕЛКА, АРБУЗ, ЗОНТ, ТАРЕЛКА, АПЕЛЬСИН и т.д. Лёгкая игра детям рано или поздно надоест, а значит можно будет сузить круг, усложнив её. Например, предложить детям подбирать слова только на какую-то определённую тематику. По такому принципу вспомнить овощи, фрукты, города, страны.

«Как сиамские близнецы»
Задачи:
1. Научить детей общаться друг с другом.
2. Способствовать возникновению доверия между детьми.
Правила игры: В неё могут играть несколько человек сразу. Сначала все участники делятся на пары. Пары играющих детей становятся боком друг к дружке и одной рукой обнимают друг друга за плечо. То есть они становятся так, что у ребёнка, стоящего справа, свободна только правая рука, а у того, кто стоит слева, только левая рука. Вместе они являются одним сиамским близнецом.
Ведущий дает задание, и «сиамскому близнецу» необходимо как можно быстрее его выполнить (например, вырезать квадрат из бумаги ножницами, открыть пенал, завязать бант и т.д.)

«Холодно-горячо»
Задачи:
1. Развивать внимательность.
2. Развивать мышление
Правила игры: Заранее нужно спрятать от детей какой-то сюрприз или подарок. По подсказкам ведущего они должны как можно скорее найти его. Для этого используются определённые ключевые слова: «Совсем замерз» - значит, что от сюрприза очень далеко и что дети ищут сюрприз не в том направлении. «Просто холодно» - значит, что дети всё равно ищут не в том месте. «Уже теплее» - означает, что ребенок уже следует в верном направлении. «Просто тепло» - значит, что ребенок идёт в том направлении, но ещё не близко. «Уже горячее» - ребенок близок к сюрпризу, но ещё не нашёл его. «Жарко» - дети совсем близко к подарку. «Совсем пожар!» следует сказать, если ребёнок наконец нашёл подарок. Следует играть так, что ребёнок, руководствуясь подсказками ведущего должен, в конце концов, найти подарок. Поиском подарка может заниматься как один ребёнок, так и группа детей.

«Угадай, о чём речь»
Задачи:
1. Пополнение словарного запаса
2. Активизация пассивного словаря
3. Развитие умения работать в группе.
Инвентарь: стулья и стол (дети садятся по кругу)
Правила игры:
1. Ребёнок загадывает какой-то предмет (несложный);
2. Характеризует его так, чтобы все могли отгадать, о чем идёт речь (где растёт, какого цвета, размера, формы, величины, и т.д.)
3. Отгадавший загадывает свой предмет и так по цепочке.
Например, «Овальный, бело-жёлтый, бывает на сковороде» - сырое яйцо. Или «круглое, большое, в парке» - колесо обозрения.

Петухова Ольга Николаевна , воспитатель группы продленного дня, МБОУ «гимназия №48», город Норильск

Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие их общих интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания). Для наиболее эффективного решения этой задачи необходимо четкое понимание данного термина учителем и исследование уровня развития интеллекта учащихся.

В своём словаре С. И. Ожегов даёт определение интеллекта: «Интеллект – мыслительная способность, умственное начало у человека…». Задача педагога – не оставить без внимания развитие этого умственного начала, мыслительной способности. Если ребёнок не овладеет приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, то в средних классах он обычно переходит в разряд неуспевающих. Развитие интеллектуальных (мыслительных, умственных) способностей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления, внимания и памяти помогает учащимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективно использовать накопленные знания и навыки на уроках математики. Формирование конструктивных навыков и пространственного воображения способствует более эффективной деятельности на уроках труда.

Возникает вопрос: что же делать, если у ребёнка нет способностей и как это можно определить? Современная психология даёт такое определение: способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.

Общечеловеческие олимпиады

Центр "Эйдос" приглашает учащихся и педагогов на Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады "Семья", "Любовь", "Счастье" и другие.

Каждый педагог должен знать, что недостаток или слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы за счёт усиления других. Даже полное отсутствие отдельной частной способности можно компенсировать упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил. Способности формируются и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая ребёнка в деятельности – нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей.

Человек не рождается способным к той или иной деятельности. Его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности – прижизненное, а не врождённое образование.

Недостаточное знание или неумение нельзя принимать за отсутствие способностей. Серьёзную ошибку допустит тот учитель, который поспешно и поверхностно сделает вывод об отсутствии способностей у ученика на основании того, что ребёнок мало знает, имеет пробелы в знаниях, не обладает необходимыми умениями. Подобную ошибку совершили преподаватели Академии художеств, оценив работы юного В. И. Сурикова так: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить». А ведь Суриков и в то время имел выдающиеся способности, хотя умения и навыки в области рисования у него ещё не сложились. Он в течение трёх месяцев овладел техникой рисования и всё-таки поступил в Академию. И это не единичный случай в истории науки и искусства. Н. В. Гоголя преподаватели начальной школы считали неспособным к изучению русского языка, а И. Ньютона – к физике и математике.

Высокий уровень развития способностей называют талантом. Талант – это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определённую деятельность, с одной стороны; склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней – с другой; большого трудолюбия и настойчивости, организованности и целеустремлённости – с третьей. Это одарённые дети, которые есть в каждой школе.

Многие полагают, что способным людям всё даётся легко и просто, без особого труда. Это не так. Все талантливые люди подчёркивают, что талант это труд, умноженный на терпение. И. Е. Репин говорил, что высокий уровень достижений – это награда за каторжный труд.

Каковы же условия развития способностей у детей? Оказывается, чем разнообразней и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развития способностей. При планировании организации деятельности детей в ГПД, я соблюдаю некоторые обязательные условия:

  • Деятельность должна вызывать у ребёнка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребёнок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею. Занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке.
  • Деятельность ребёнка должна быть по возможности творческой.
  • Важно организовать деятельность ребёнка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. (Особенно нуждаются во всё более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях, дети с уже определившимися способностями).

Продлённый день – неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребёнка. Если мы не будем развивать мыслительные способности у детей в начальной школе, то в среднем звене на каждом из уроков по различным предметам придётся давать учащимся задания на развитие логического мышления. Этой проблеме уделяется большое внимание, занятия и игры в ГПД организовываются таким образом, чтобы они соответствовали их интеллектуальному развитию.

План работы включает:

1) работу с учащимися по развитию интеллектуальных способностей

  • регулярные развивающие занятия со всеми учащимися;
  • игровые логические задачи
  • игры-головоломки
  • игровые задания
  • индивидуальную работу со слабыми и сильными учениками

2) сотрудничество с педагогом, психологом и логопедом школы;

3) работу с родителями (индивидуальные консультации, рекомендации, родительские собрания, помощь в подборе нужной литературы и дидактического материала).

Развивающие занятия провожу 3 раза в неделю (вторник, четверг, пятница) в 15.00 час. Их продолжительность 20-25 мин. За основу таких занятий я взяла упражнения, которые предлагает Л.Ф. Тихомирова в своей книге «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» (практические задания). Каждое занятие содержит 5 упражнений, направленных на формирование таких мыслительных операций, как выделение существенного признака, сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез т.д. Занятие провожу сразу со всеми детьми. Первое время все упражнения мы выполняем коллективно. Затем, после подробного объяснения, дети самостоятельно выполняют упражнения в специальных тетрадях, а потом объясняют его решение у доски. Рассмотрим примерное содержание данных упражнений.

1 упр. «Загадка»
Цель: научить ребёнка узнавать предмет по заданным признакам.
Задание: назвать предмет, про который можно сказать: гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

2 упр. "Признак"
Цель: научить называть признаки предметов, явлений, развивать речь.
Задание: назвать признаки лимона (помидора, яблока, осени и т.д.)

3 упр. «Найди существенное»
Цель: научить находить существенные признаки предметов.
Задание: выделить 2 слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Например: ЧТЕНИЕ (глаза, тетрадь, книга, карандаш, очки).

4 упр. «Логическая задача»
Взрослый и ребёнок сели в лодку и отправились ловить рыбу. Взрослый говорит ребёнку: «Ты мне сын, но я тебе не отец». Кем приходится взрослый ребёнку?

5 упр. «Слова»
Цель: развивать у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза.
Задание: составить слова, исключив одну букву из данных слов.

СОРТ - СОР

КРОТ - РОТ

МРАК - РАК

Игровые логические задачи

В эти занятия я включаю 1-2 логические задачи из книги «600 игровых задач для развития логического мышления А.З. Зака. Решение таких задач требует не угадывания, а размышления, рассуждения, оперирования знаниями по логическим правилам. В возрасте 6-8 лет формируются элементарные приёмы логического мышления. Они связаны с оперированием лишь одним суждением в целях раскрытия в нём знания, содержащегося в неявном виде. В первом классе мы решаем «Простые задачи», содержащие одно суждение. Они помогут детям решать задачи в косвенной форме, которые предлагает школьная программа по математике. Самостоятельно дети с такими задачами обычно не справляются.

Например: Вера и Глаша пекли пирожки: кто-то с капустой, кто-то с яйцом. У Глаши не было пирожков с яйцом. Кто пёк пирожки с капустой? В папке «Простые задачи» представлено 150 простых задач шести видов.

В 3-4 кл. в возрасте 8-10 лет, имеет смысл предлагать «Задачи непростые и несложные», решение которых связано с оперированием двух суждений. Это позволяет сделать полные умозаключения, где новое содержание выводится из данных суждений. Например, из суждений «Петя сильнее Васи» и «Вася сильнее Миши» можно сделать вывод, что «Петя сильнее Миши».

Дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае усилия не пропадут даром, т. к. приобретается самое главное в мыслительной деятельности – умение управлять собой в проблемных ситуациях.

Кроме этого, в свободное время, когда дети заняты настольными играми, предлагаю игровые задания для самостоятельной работы из книги Э. К. Джаферовой «Весёлая переменка», решая которые, ребёнок развивает в себе самостоятельность, находчивость, усидчивость, у него тренируется память, развиваются умственные способности. Данные задания даны в интересной и занимательной игровой форме и расположены от простого к сложному. Они представлены в папках, которые ребёнок по своему желанию может взять для самостоятельной игры. Рассмотрим подробнее эти игры-задания и их значение для развития интеллектуальных способностей детей.

Игры-головоломки

Игры-головоломки геометрического характера такие как «Монгольская игра-головоломка», «Пентамино», «Колумбово яйцо» «Волшебный круг», «Танграм» часто называют «Геометрическим конструктором». Квадрат, круг, овал разрезаются на несколько частей, из которых можно сложить разнообразные сюжетные фигуры. Очень старинная китайская игра «Танграм», известна в Китае под названием чи-чао-тю («хитроумный узор из семи частей»). Рассказывают, что Наполеон, когда находился в изгнании, часами составлял фигурки из семи элементов танграма – танов.

Эти игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели – построению пространственной фигуры. Такие игры-головоломки требуют умственного и волевого напряжения, развивают у детей комбинаторные способности, образное и логическое мышление, смекалку, сообразительность, настойчивость, практические и умственные качества.

Обязательно знакомлю детей с правилами для игр-головоломок:

1.Использовать для составления каждой фигуры все части квадрата, круга, овала.

2.Соединять их только по граням, чтобы они плотно примыкали одна к другой.

3.Не допускать наложения одной части на другую.

Затем осваиваем игры по этапам:

1 этап. Ознакомление детей с игрой, например «Волшебный круг». Одинаково окрашенный с обеих сторон, круг разрезается на 10 частей. Получается 4 одинаковых треугольника, остальные части попарно равные между собой, имеют сходство с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них закруглена. Дети рассматривают отдельные части, уточняют их название, соотношение частей по размерам.

2 этап. Составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета, то есть механический подбор, копирование способа расположения частей игры. Достаточно предложить детям 2-3 силуэта. На рисунке фигура «Воин».

3 этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементному изображению. Детям предлагают образцы, на которых указано место расположения одной - двух составных частей, остальные они должны расположить самостоятельно. На рисунке фигура «Кит».

4 этап. Составление сюжетных фигур по контурному или силуэтному образцу, на котором не видно ни одной составной части. В процессе предварительного анализа образца ребёнок должен зрительно расчленить сложную фигуру на составляющие элементы. После чего практически проверить своё предположение. Результаты решения детьми данных головоломок фиксируются в карте наблюдений. Аналогично организована работа с детьми по выполнению заданий на внимание, игр-заданий «Найди отличия», «Найди сходства», кроссвордов. Считаю, что такие игры тоже помогают детям развивать их интеллектуальные способности.

Игровые задания

Задания на внимание . Хотя ребёнок шести-семи лет может регулировать своё поведение, непроизвольное внимание у него всё же преобладает. Поэтому необходимо развивать у ребёнка умение концентрировать своё внимание. Без внимания нет активного умственного развития. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности. Смена же картинок и игровых заданий даёт возможность ребёнку поработать с интересом. Выполнение таких заданий направлено на достижение ребёнком более высокого уровня психического и умственного развития, обеспечивающего произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, что в дальнейшем явится хорошей основой для успешного усвоения школьной программы.

Игры-задания «Найди отличия» представлены рисунками, одинаковыми по сюжету, но имеющими какие-то отличительные признаки в деталях. Они направлены на формирование у детей способностей целостного восприятия изображения, умения анализировать и сравнивать детали, устанавливать признаки отличий.

Игры-задания «Найди сходства». Обучение детей решению данных занимательных задач на поиск сходных признаков стараюсь направить на формирование у ребят умений осуществлять последовательные мыслительные операции. Они заключаются в анализе и сравнении предметов, выделении и обобщении признаков, их сопоставлении и установлении признаков сходства. Решая эти задачи, дети развивают в себе такие способности, как зрительное внимание и мыслительный анализ.

Кроссворды. Разгадывание кроссвордов – это увлекательная игра в слова, которая развивает у детей словесно-логическое мышление, умение подбирать варианты слов, близких по значению, то есть синонимы. Интерес к решению кроссвордов не появится сам, если его не прививать ребёнку.

Развивающие занятия «Учись учиться» во 2 классе

Во 2 классе 1 раз в неделю по пятницам провожу развивающие занятия «Учись учиться». Каждый ребёнок получает отдельный лист с заданиями, которые включают игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления. Эти занятия провожу по авторской программе Е. В. Языкановой одновременно как со всем классом, так и с группой детей, испытывающих трудности в учебной деятельности. Задания во времени не ограничиваю, пусть каждый ребёнок потратит столько времени, сколько ему нужно. В следующий раз, когда он встретит задание подобного типа, он справится с ним быстрее. Перед каждым заданием даю краткую инструкцию, а затем контролирую, правильно ли ребёнок его выполнил. Более слабые дети работают в группах, парах или коллективно, под руководством учителя.

Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Оцениваю только успехи. Обучение должно быть победным!

Задание «Найди лишнее слово».

Птица, самолёт, пчела, машина, бабочка.

(В каждом ряду даётся 4-5 слов. Их можно классифицировать различным образом. Имеется качество или характеристика, которым подходят все слова, кроме одного, которое и должно быть вычеркнуто).

Задание «Вставь недостающее слово».

кровь () цветок разговор () дождь

воспоминание () лекарство душа () посуда

Это задание направлено на развитие способности к объединению отдельных частей в систему. В нём надо подобрать такое слово, которое подходило бы сразу обоим предложенным словам, и вписать его в скобки. Например: воспоминание (горькое) лекарство.

Задание «Шифровальщик».

А Б В К М Н О Л Д Т

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

2780 37281 4756101

Задание направлено на развитие ассоциативной памяти, внимания. Каждой цифре соответствует определённая буква (ключ дан в задании). Дети вместо цифр записывают соответствующие буквы и получают слово.

Задание «Проведи аналогию».

Нога – костыль = глаза - …….

(Зрение, очки, слёзы, веки, ресницы.)

Музыка – оркестр = пение - ……

(Хор, солист, сцена, певец, концерт.)

В этом задании даны три слова, первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Надо найти четвёртое слово.

Задание «Выбери два главных слова».

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник).

Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки).

В этом задании нужно выбрать из скобок и подчеркнуть два слова, которые являются главными (существенными) для слова перед скобками.

Задания «Аналогия», «Выбери два главных слова», «Вставь недостающее слово» направлены на развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями. Такие задания сначала вызывают затруднения, так как не встречаются в учебной деятельности. Поэтому каждое задание подробно разбирается. И только, когда сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, можно переходить к заданиям для самостоятельной работы.

В эти занятия включила упражнения на развитие сенсомоторики по книге С. В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет» (практикум для психологов и логопедов). Данные упражнения интересны тем, что они развивают пространственную ориентацию, координацию тонких движений кисти и пальцев рук и доставляют детям огромное удовольствие.

Индивидуальная работа со слабыми и сильными детьми

Но в классе есть дети, для которых такие задания неинтересны, непонятны, непосильны. Таким детям в свободное время предлагаю игры и упражнения на внимание и мышление из «Тетради по развитию познавательных процессов». Эти задания могут самостоятельно выполнять дети, которые ещё не научились читать. На каждой странице четыре задания – однотипные и только первое – всякий раз новое:

1) найди закономерность и нарисуй следующий или пропущенный предмет;

2) найди закономерность и в пустых клетках нарисуй недостающие предметы;

3) найди «лишний» предмет, Объясни, почему он не подходит к остальным;

4) нарисуй рядом точно такую же фигуру по точкам или по клеточкам.

В своей работе по развитию интеллектуальных способностей у младших школьников стараюсь уделять внимание не только слабым ученикам, но и детям с высоким уровнем развития, т. е. одарённым. Для таких детей использую проблемные лингвистические задания, способствующие не только формированию интеллектуального потенциала учащихся начальной школы, но и развитию коммуникативных качеств речи: точности, логичности, выразительности.

• Первый тип подобных задач условно назван «Что здесь лишнее?».

Учащимся предлагаются ряды слов, словосочетаний, где все лексические единицы соответствуют структуре общего и особенного. Например: зелёный цвет, бумажный кораблик, золотое кольцо, грустный человек (все словосочетания характеризуют прямые значения слов зелёный, бумажный, золотое, грустный).

Наряду со словами, соответствующими выбранной структуре, в каждый ряд включается лексическая единица, ей не соответствующая. Учащиеся получают задание: найти данную единицу и объяснить, в чём заключается нарушение, противоречие.

Например: тяжёлый день, грустный дождик, горячее сердце, весёлый мяч, зелёная листва (лишнее словосочетание зелёная листва, так как оно характеризует прямое значение слова зелёный).

Задания на проблематизацию могут быть составлены на основе законченных высказываний. В этом случае учащиеся должны обнаружить, в чём заключается противоречие, «спрятавшееся» во фразе, объяснить, по какой причине возникла ошибка и как её можно устранить. Например: на тарелке лежат два яблока: одно зелёное, а другое кислое;

• Второй тип заданий на проблематизацию противоположен первому и предполагает внесение нарушения, например:

маленький, небольшой, крохотный…(продолжить ряд может слово, не являющееся синонимом к каждому из указанных слов);

• Лингвистические загадки – учат понимать языковой «юмор», воспитывают языковое чутьё; их решение зашифровано в самом тексте, например:

Когда коня покупают, какой он бывает? (Мокрый).

• Лингвистические задачи – связаны с творческим подходом, с поиском ассоциаций.

Найти слово, которое будет общим для слов: воздух, день, ткань, мороз, хлеб (лёгкий).

Проведение в группе продлённого дня регулярных развивающих занятий, индивидуальная коррекционная работа со слабыми и сильными учениками, привлечение родителей, тесное сотрудничество с учителями позволяет повышать интеллектуальное развитие всех учащихся. Этой работой создаются условия для развития у детей познавательных интересов, стимулируется стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывая у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на следующих этапах.




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз