12.12.2020

Все выше, выше и выше. Прогулка по рождественскому и сретенскому бульварам (бульварное кольцо) Архитектурный ансамбль Рождественского монастыря и дальнейшая история


Дорогие прихожане Сретенского монастыря!

3 октября 2012 года был объявлен, а 10 декабря 2012 года завершился открытый конкурс на эскизный проект храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке.

Необходимость нового, вместительного храма в нашем монастыре назрела давно: кому, как не вам, известно , что нередко множество прихожан не помещаются в единственном уцелевшем соборе и вынуждены слушать трансляцию богослужения, стоя на улице.

Испрашивая у Святейшего Патриарха Кирилла благословение на проектирование и строительство храма, братия Сретенского монастыря просила назвать его собором Новомучеников и Исповедников Российских на Крови, что на Лубянке и приурочить его освящение к февралю 2017 года.

В целях и задачах конкурса особо подчеркивались следующие требования к будущему проекту.

«Храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего, а также подвиг и торжество духовной победы Новомучеников Российских». Это стало важнейшей задачей для проектантов.

Мы ожидали творческого решения, которое смогло бы выразить идею небесного торжества Новомучеников, нести в себе радость и свет победы Воскресения Христова, Церкви Христовой над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью. Построенный к столетию начала трагических событий минувшего века, этот собор должен быть именно Храмом-Памятником победе Господа Иисуса Христа и Его святых учеников – .

В задании конкурса были и непременные технические моменты.

Храм должен быть вместительным: в идеале – на две тысячи человек.

Еще одно требование – предусмотреть проведение богослужений под открытым небом в теплое время года, как это делается, в частности, в Псково-Печерском монастыре, при особом стечении народа.

Из-за особой стесненности территории обители проектантам необходимо было учесть и возможность совершения крестного хода по галерее вокруг храма.

Также по причине крайне малой территории Сретенского монастыря (а он действительно самый маленький и при этом самый населенный мужской монастырь в Москве – здесь живут 42 монаха и послушника и 200 учащихся Сретенской духовной семинарии), мы попросили проектантов предусмотреть максимальное количество дополнительных помещений: для ризниц, мастерских, иных технических служб, а также для Сретенской воскресной школы, образовательного и катехизического центра для взрослых и монастырского издательства, здание которого будет снесено.

Наконец, необходимы подземные помещения для автомобилей монастырских служб.

Все эти хозяйственные задачи следовало решить без ущерба для образа храма.

В конкурсном задании также говорилось, что архитектура храма должна быть выполнена в русских традициях (московской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, нео-византийской), но может содержать и элементы современных форм и конструкций.

На конкурс были представлено 48 проектов. Многие из них заслуживают самого серьезного внимания со стороны всех, кто интересуется церковной архитектурой. Часть работ по-настоящему талантливы, в лучшем смысле слова традиционны. От лица Святейшего Патриарха мною, как наместником монастыря, были разосланы благодарственные письма всем, кто принимал участие в этом творческом состязании. А три победителя награждены в соответствии с условиями конкурса.

В жюри конкурса, кроме двух представителей Сретенского монастыря, входили известные московские архитекторы и искусствоведы.

Ниже мы публикуем все представленные проекты: читатели смогут сами соотнести творческие и технические задачи, сформулированные условиями конкурса, с предложенными нам творческими решениями.

После просмотра и обсуждений жюри отобрало три проекта, и среди них, – проект-победитель, представленный мастерской Д. Смирнова. Решение жюри вскоре было утверждено Настоятелем нашего монастыря, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Что же выделило эту работу на фоне всех остальных?

Основной задачей конкурса было создание образа Храма-памятника, Храма-торжества победы Христа и Его учеников-Новомучеников, и вот с ней-то, по мнению жюри, авторы проекта-победителя справились лучше других.

Представленный образ храма – необычайно светлый и величественный. То, что авторы поставили храм на постаменте-стилобате, зрительно подчеркивает идею памятника.

Нас по-настоящему порадовало то, как авторы проекта смогли найти эсхатологический образ победы Церкви, образ Града Небесного, Нового Иерусалима, в центре которого Агнец – Господь наш Иисус Христос в торжестве Своей победы.

И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места (Откр.20:11). Художники воплотили этот замысел вынесением на внешнюю стену храма иконописных изображений Спасителя на престоле в окружении Новомучеников. Почему-то, кстати говоря, именно это вызвало самую жесткую критику, вплоть до упреков в модернизме, хотя именно такое решение мы можем видеть на фасаде главного собора Псково-Печерского монастыря, и в данном случае эта художественная параллель представляется для нас значимой, поскольку у московской Сретенской обители с Псково-Печерским монастырем особые духовные взаимоотношения.


Светлый, эсхатологический образ храма, говорящий о торжестве и победе Христа и Его Церкви в Царствии Небесном – вот та наша мысль и ожидание, которые уловили и воплотили авторы проекта.

Вместе с внутренними балконами храм будет вмещать две тысячи молящихся, что соответствует техническому заданию. И вместе с тем собор спроектирован так, что, становясь в один ряд с уличными домами, он не выходит на линию Рождественского бульвара (в отличие от большинства представленных проектов), – что, при высокой плотности застройки, все же дает возможность смотреть на него со значительного расстояния.

К сожалению, не во всех проектах предусматривалась возможность совершения богослужений под открытым небом. Давая это задание, мы ожидали, что для такого служения будет предназначен некий балкон или небольшая площадка, но авторы проекта-победителя предложили намного лучший вариант.

На время особо многолюдного богослужения галерея на стилобате становится алтарем, – здесь устанавливается переносной Престол, – а прихожане располагаются в монастырском дворе.

Решение, по-моему, очень простое, изящное, удачное и при этом практичное. А иконы Спасителя и Новомучеников по внутреннему фасаду храма будут напоминать об иконостасе, создавая правильный образ богослужения.

По галерее стилобата удобно проводить крестные ходы, не выходя на Рождественский бульвар и не препятствуя городскому движению (что было бы неизбежно, если принять проект непосредственного примыкания стен храма к городской улице).

Наконец, в просторном стилобате, который служит художественно-архитектурном постаментом Храма-Памятника, мы сможем несравненно лучше, чем в предлагаемых другими проектами трехэтажных пристройках, разместить и просветительский центр с залом для лекций, и воскресную школу с классами, и многочисленные технические службы, издательство и даже несколько лекционных аудиторий для нашей семинарии.

Каков будет материал внешней и внутренней отделки храма, какова техника изображений, какие конкретно будут на фасадах лестниц сюжеты барельефов, посвященных Новомученикам, мы пока не знаем. Все это – в процессе самой серьезной работы и обсуждений.

Что касается еще одной важнейшей составляющей проекта – необходимости создания архитектурной концепции нового храма в увязке с существующими в монастыре строениями, – то здесь я предоставляю слово профессионалам, высказавшимся на эту тему.

Академик В.Д. Шмыков , архитектор-реставратор, начальник архитектурной проектной мастерской ФГУП «Институт «Спецпроектреставрация», действительный член Академии архитектурного наследия: «Созданный авторами архитектурно-художественный образ содержит идею духовного торжества Новомучеников во имя Христа и Православной Церкви, отвечает высокой духовности русского православного народа и поддерживает высокий статус монастыря. При этом хорошо вписывается в существующую градостроительную ситуацию и сложившуюся окружающую историческую застройку».

Профессор МАРХИ Тимур Башкаев : «В целом это впечатляющая работа, точно отражающая запросы и самоощущение современной Церкви, но требующая внимательной проверки градостроительных и объемно-планировочных решений комплекса при сохранении яркого авторского стиля фасадных решений».

Обращаюсь к нашим прихожанам с просьбой о молитвах, чтобы Господь благословил это начинание и позволил завершить строительство и благоустройство храма в срок, – к февралю 2017 года.

Ниже мы представляем фотографии всех проектов, участвовавших в конкурсе.


Местность эта известна с конца XIV века. Когда на крутом берегу реки был выстроен Рождественский девичий монастырь. Основан он был на древней дороге, которая вела от Кремля на Кучково поле. От Рождественского монастыря, окруженного сначала деревянными, а позднее каменными стенами, спускались по склону к речке монастырские огороды. Монастырские работники селились поблизости.

Земли, расположенные за стенами монастыря, стали осваивать уже в XVI веке.
В XVII веке за стенами Белого города, образовалась Печатная слобода, в которой селились типографы Печатного двора, расположенного на территории нынешней Никольской улицы.

После разрушения стен Белого города, территория застраивалась лавками купцов и горожан в хаотичном и стихийном порядке, даже, несмотря на указ Екатерины II, предписывающий устройство бульвара на месте снесенной крепостной стены.

Во время Отечественной войны 1812 года из-за пожара, купеческие лавки сгорели. Но внутренняя часть Рождественского бульвара чудом сохранилась. И уже после войны в 1820 году началось обустройство бульвара.
Была высажена зеленая аллея, спускающаяся к Трубной площади. А на месте сгоревших домов построены капитальные каменные здания.

Несмотря на многочисленные перемены, переобустройства и исторические события, место это сейчас является очень живописным уголком Москвы.
В самом начале, в окружении Трубной площади сейчас, увы, сплошной новодел.
На месте дома №1/2 когда-то находился третьеразрядный трактир "Крым". Простые люди называли это заведение Ад. А вот для уголовников тут был рай, где делилось и прогуливалось награбленное. Здание простояло до середины 1980-х годов, и было снесено перед Олимпиадой, а на освободившемся месте тогда воздвигли Дом политического просвещения архитекторов В. С. Андреева и К. Д. Кислова.
Просуществовало здание до начала нынешнего века. На его месте сравнительно недавно выстроили многофункциональный комплекс «Легенды цветного».

Дома по нечетной стороне в начале бульвара, все сплошь комфортабельные жилые "доходки", появившиеся в начале XX века.
Особенно выделяется среди них дом под № 9 . Этот доходный дом княгини Бебутовой был построен в 1909 году архитектором Г. А. Гельрих в стиле позднего, но очень приятного глазу, модерна.

Перед Октябрьской революцией в доме размещалось Генеральное консульство США.
А сейчас находится Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров.

Дом под № 10 , примыкающий к Рождественскому монастырю, доходный дом В.А. Андреева, 1903 года постройки, архитектора В.А. Кокорина.
Примечательно, что интерьеры дома были спроектированы Федором Шехтелем.

На месте этого дома в 1820-х годах была огородная земля иностранца, зубного лекаря Карла Жоли, а в начале 1830-х годов отставной флота, лейтенант, помещик Тамбовской губернии Д. Н. Сатин построил здесь двухэтажный дом с флигелями по бокам. В начале XX века по проекту архитектора Н. И. Кокорина на стены были сделаны надстройки, превратившие старые строения в пятиэтажный дом.

Под номером № 13 ныне расположены два жилых дома начала XIX века, находящиеся в основе усадьбы М.А. Лагофита.

Оба здания одинаковы, на уровне второго этажа фасады имеют четырехколонные тосканские портики. Первые этажи домов были каменными, вторые - деревянными. В 1982 году оба здания разобрали и заменили копиями. В восьмидесятых годах прошлого века дома реконструировались, были воссозданы фасады исторических построек.

Голубой особняк под № 12 , постройки конца XVIII столетия, являющийся историко-культурным памятником федерального значения, имеет долгую и богатую историю.

Первыми хозяевами этой усадьбы на Рождественском бульваре были родственники знаменитого русского писателя Дениса Ивановича Фонвизина - братья Иван Александрович и Михаил Александрович.
В этом доме неоднократно проводились собрания декабристов, а в 1821 году здесь был распущен Союз благоденствия для последующего создания нового тайного общества.
Здесь часто жили декабристы Якушкин Иван Дмитриевич и Граббе Павел Христофорович. В 1826 году здесь были арестованы Фонвизин Иван Александрович и Норов Василий Сергеевич. Из этого же дома в 1828 году выехала в Сибирь к месту ссылки мужа Фонвизина Наталья Дмитриевна.
Следующей владелицей особняка стала супруга крупного предпринимателя Надежда фон Мекк, которая вошла в историю как покровительница композитора Петра Ильича Чайковского, неоднократно гостившего у нее в этом доме. Надежда Филоретовна, купившая здание в 1869, спустя 10 лет перестраивает его по проекту архитектора Петра Петровича Скоморошенко. В результате проведенной переделки, довольно скромный особняк Фонвизиных превратился в роскошный двухэтажный пятидесятикомнатный дворец со стилизованным под античность четырехколонным псевдопортиком.
В 1881 году в особняке фон Мекк проживал известный скрипач и композитор польского происхождения Генрик Винявский, в память о котором на фасаде дома установлена мемориальная доска.

В 1881 году у владения появился новый хозяин – успешный чаеторговец Алексей Семенович Губкин, по наследству передавший его родному внуку А.Г. Кузнецову.
В 1912 году особняк числился уже за Дворянским земельным банком, который владел им вплоть до 1917 года. После революции в особняке размещались Рабоче-крестьянская инспекция, районный исполнительный комитет и райком партии.

Сейчас в этом доме находится Федеральное агентство Российской Федерации по рыболовству, благодаря которому здесь и была проведена последняя реставрация.
Какое-то время тут работал министр рыбного хозяйства СССР, о чем опять же нам "повествует" мемориальная доска, установленная на фасаде здания.

На самом бульваре напротив особняка в 2012 году был установлен поклонный крест в память о святой, Великой княгине Московской Ефросинии, супруге Великого князя Дмитрия Донского, преподобной Ефросинии Московской, по воле которой в 1395 году в Москву была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, спасшая Русь от нашествия Тамерлана.

Рядом, под номером № 14 не менее интересное строение, особняк Ростопчиной – Павлова.

Построен он был еще в начале XIX столетия. А нынешний вид приобрел уже в 1870 году, когда была проведена его реконструкция архитектором Андреем Николаевичем Стратилатовым. Двухэтажное строение, выкрашенное в яркий оранжево-апельсиновый цвет, довольно сильно выделяется на фоне соседних построек.

Декор богато украшен, оконные проемы обрамлены шикарной лепниной, гирляндами и венками.

Первой известной хозяйкой этого особняка была графиня Ростопчина, но какая именно, не известно. Дело в том, что представительниц этого рода с инициалами «Е.П.» было две – Екатерина Петровна и Евдокия Петровна, приходившиеся друг другу свекровью и невесткой. И, что самое интересное, документально этот московский адрес не встречается ни у одной, ни у другой.

В конце 20-х годов XIX века домом владел Карл Иванович Яниш, медик по образованию, впоследствии ставший профессором.
Его дочь, Каролина Карловна была также очень образована, владела языками, писала стихи, рисовала, и делала переводы для иностранных читателей произведений Пушкина, Лермонтова, Баратынского… Кроме того, Каролина была еще и красавица, в которую влюбился польский поэт Адам Мицкевич и попросил у нее руки. Но, родители высказались против этого брака и выдали ее замуж за беллетриста Николая Филипповича Павлова.
На знаменитые "павловские четверги" собиралась вся литературная Москва.
Бывали здесь и Гоголь, и Герцен, и Огарев… захаживал и, Петр Яковлевич Чаадаев, и Константин Сергеевич Аксаков, и Афанасий Афанасьевич Фет/
В 1840 году особняк Павловых-Яниш стал местом прощания с литературным обществом Москвы Михаила Юрьевича Лермонтова, уезжавшего тогда в ссылку на Кавказ…

Доходный дом напротив, под номером № 15 , был построен на месте бывшей городской усадьбы Фонвизиных в 1890-х годах по проекту архитектора Константина Францевича Буссе.

Отделка фасада довольно строгая, выделяют его лишь изящные чугунные балкончики.
Еще один декоративный элемент, небольшой псевдопортик в центральной части здания.

Соседнее здание, под номером № 17 смотрится гораздо наряднее.

Это доходный дом Н. И. Силуанова, был построен в 1904 году архитектором П.А. Заруцким. Украшают здание декорированные элементы модерна. Тут и плитка зеленовато-коричневатых тонов, и лепнина над окнами в виде раковин и картушей.

Под номером № 19 находится доходный дом К. А. Колесова в стиле зрелой неоклассики, построенный в 1914 году по проекту архитектора Д. Челищева.

Шестиэтажное здание, выкрашенное в серый цвет, облицовано модным в те времена материалом, под названием, портландцемент. Фасад украшают редкие лепные вставки, да скругленный эркер в центральной части. В этом доме жила семья Мовшовичей, с которой был знаком В. И. Ленин, неоднократно посещавший это семейство.
Небольшой двухэтажный особнячок под номером №21 , доходный дом банкира И. И. Джамгарова, был построен в качестве городского особняка в стиле XIX века.

Еще одно интересное строение по четной стороне. Дом под номером № 16 .
Городская усадьба А.П. Карамышевой - доходное владение К.Е. Ценкер.
Эту классическую постройку конца XVIII века, созданную архитектором И. С. Каминским, отличают так сказать закругленные формы, привлекающие внимание. А также кованый чугунный балкончик, служащий украшением фасада. Здание, правда, до неузнаваемости искажено перестройками 1852 и 1869 годов, предпринятыми его новым владельцем немецким купцом Ценкером: с главным корпусом соединены боковые флигеля, по- новому пробиты окна, крыша украсилась высокой балюстрадой.

В этом доме в период с 1933 по 1943 годы жил писатель Демьян Бедный.

Замыкает бульвар бывший «гостиничный дом» - один из тех, что во исполнение указа Павла I строили около упраздненных ворот Белого города. Этот торцевой дом у Сретенских Ворот ничего не сохранил от своего первоначального облика, он был глобально перестроен в 1892 году по проекту архитектора П.А. Ушакова.

На углу с улицей Большая Лубянка, необычный, "дырявчатый" домик под номером №23 .

Доходка Е. З. Мелас - С. И. Малютина, построенная в 1896 году, архитектором М. А. Арсеньевым.

Данное угловое владение сложилось из двух территорий, объединенных в 1820-х годах, после покупки на торгах гречанкой Екатериной Мелас. В 1870-х годах владелец участка - почетный гражданин, купец Иван Малютин возводит каменное здание по проекту архитектора П. С. Кампиони, а в 1890-х годах - угловую часть по проекту архитектора М. А. Арсеньева. В доме находились меблированные комнаты “Родина”, “Самарканд”, “Сретенское подворье”, трактир "Орлова", букинистический магазин Петра Куприянова.

По нечетной стороне после 21-го дома находятся владения Сретенского монастыря, заслуживающие отдельного рассказа.
А в самом конце бульвара стоит красавица –церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Этот каменный храм был построен в 1695 году в стиле московского барокко. Дату постройки определи, опираясь на надпись, обнаруженную на одном из образов храма.

В войну 1812 года храм был разграблен французами, а все надворные постройки были сожжены. Сгорели дома служащих храма и все церковные лавки. В 1813 году в храме был сделан и освящен иконостас. А В 1897-1902 годах трапезная и часовня были полностью перестроены по проекту архитектора М. А. Аладьина.
После революции церковь закрыли. Здание было отдано тресту Арктикпроект, с 1950 года в здании храма размещался музей «Советская Арктика», затем - музей «Морской флот СССР».
В 1994 году он был освящен заново.
По преданию, в этой церкви произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее художнику В. В. Пукиреву темой для его знаменитой картины «Неравный брак». В церковной ризнице хранится еврейская монета серебряник, один из тех, которые были вручены Иуде за предательство Иисуса Христа.

Продолжаем прогулки по Бульварному кольцу. Сегодня хочу рассказать о Монастырской стороне, как я её назвала, в районе Рождественского бульвара. Интересный уголок города с разнообразной, правда мрачноватой, историей.

Рождественский бульвар.


Окрестности Трубной площади известны с конца XIV века, когда были заложены Рождественский женский и Сретенский мужской монастырь . Пашни по внешнюю сторону начали застраиваться только в XVI веке. Возле монастырей селились их работные люди, а в XVII за стеной Белого города обосновалась слобода Печатного двора (Печатников переулок). После сноса стен Белого города в 1760 году, несмотря на приказ Екатерины II обустроить бульвары (1775), место нынешнего бульвара было стихийно застроено лавками. В пожар 1812 года внутренняя сторона бульвара уцелела, а внешняя была уничтожена вместе с лавками у бывших крепостных стен. Только тогда, в 1820-е, был устроен зелёный бульвар, круто спускающийся к Трубной площади.

Ранее, между Улицей Большая Лубянка, Большим Кисельным переулком и Варсоньевским переулком располагался женский Варсоно́фьевский монастырь Белого города . Основан он был в конце XV — начале XVI века. При монастыре имелось огромное "позорное кладбище", куда свозили для погребения нищих и погибших насильственной смертью. Быть погребённым здесь считалось у москвичей большим позором, поэтому в Смутное время Лжедмитрий I приказал захоронить здесь тела Бориса Годунова и его семьи. В 1765 году монастырь был упразднён, монастырский Вознесенский собор стал обычной приходской церковью Вознесения. А позже, большевики снесли вообще все строения и памятники монастыря, в том числе и церковь Вознесения. С тех пор тот район, практически весь, занимают многочисленные корпуса ФСБ РФ - Федеральная Служба Безопасности Российской Федерации (да и СССР тоже).


Новый корпус Управления ФСБ России по Москве и Московской области в Большом Кисельном переулке


Старые корпуса находятся левее, ближе к Лубянской площади.

Наверно поэтому, благодаря исторически сложившейся нелицеприятной "славе" этой местности, историю она имеет - мрачную. Очень! Большевики продолжили страшные "монастырские" традиции - здесь, в тайных внутренних дворах своих зданий,они производили массовые расстрелы с последующим "захоронением" на территории всё того позорного кладбища, которого уже не было официально. И до сих пор, там, среди этих улиц, веет каким-то страхом. Архитектура района - тяжёлая, как-будто давящая со всех сторон. В общем, было мне там совсем не уютно. Даже страшно было, находясь там, представлять, что же происходило за стенами этих зданий...

И вот, среди столь мрачного окружения, буквально как Свет в окошке, на улице Большая Лубянка встречается первая древняя святыня старинной Москвы района Рождественского бульвара -

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.


На мой взгляд, очень символично, что монастырь именно - мужской. Недалеко было "соседям", работавшим в квартале от обители, ходить грехи свои замаливать.

Монастырь был основан в 1397 году князем Василием I на Кучковом поле (название известно с XIV в. и связано с именем боярина С.И. Кучки, владевшего в середине XII в. землями на территории будущей Москвы) в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Согласно летописям 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесёный из Владимира-на-Клязьме. Через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена. И вот, в память избавления от нашествия на месте сретения чудотворного образа Богородицы был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора. Праздник Сретения Владимирской иконы был главным местным праздником Москвы.

Правда, первоначальные постройки монастыря не уцелели. Тот пятиглавый Собор, что сейчас находится в монастыре, был построен в 1679 году на средства царя Феодора Алексеевича. И Собор - единственное, что осталось от древней истории.

Собор Сретения Иконы Владимирской Божией Матери. Вернее, его звонница...

Другие постройки монастыря, в том числе и древнейший Храм Преподобной Марии Египетской, тоже были снесены большевиками в 1927 -1930-х годах, как говорилось в газетах и официальных документах - "для расширения уличного движения". В уцелевших монастырских постройках разместилось общежитие офицеров НКВД. На территории, ранее принадлежавшей монастырю, в годы террора, так же расстреляли сотни людей. До революции на территории монастыря тоже находилось кладбище, на котором были захоронены участники Отечественной войны 1812 года. В советские времена на месте монастырского погоста было построено здание средней школы.

Здание бывшей школы № 1216, ныне - Сретенская Духовная Семинария.


Я так понимаю, кладбище 1812 года было именно на этом месте.

С осени 1999 года здесь, в Сретенском высшем пра­вославном монастырском училище, начались занятия. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года училищу был присвоен статус Духовной семинарии, а 26 декабря 2002 года Священный Синод переименовал училище в Сретенскую Духовную семинарию.


Современная история монастыря тоже не менее интересная. В июле 1996 года решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный (статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду. Буквальный перевод - «водружение креста» указывает на то, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно. Ставропигиальный статус является самым высоким) мужской монастырь , наместником которого был назначен игумен (ныне архимандрит) Тихон (Шевкунов). Последний часто фигурировал в прессе как «духовник Путина».

Заходя с Лубянки за стены монастыря оказываешься - в раю... буквально... Территория ухожена, повсюду разбиты сады и цветники. Сейчас, осенью, это смотрится не так великолепно, как летом: уже отцвели многочисленные розы, и листва с деревьев опала... Но!!! Даже несмотря на непогоду чувствуешь себя как в прекрасном саду.



На территории монастыря планируется возведение ещё одного храма - «храма на крови» в честь новомучеников и исповедников Российских: весной 2011 года Патриарх Кирилл высказался за увековечение на территории монастыря памяти погибших за веру в годы гонений на Церковь. Проект принят! И вопреки многочисленным протестам разнообразных служб по культуре и историческому наследию - строительство началось. Статус "ставропигиальный" - на то и обозначает "независимый и самостоятельный", он позволяет делать что желаешь без особенных специальных разрешений.


Но это - уже совсем другая история... А мы идём дальше...

Название бульвару - Рождественский - собственно, дано было по имени ещё одной старинной обители, расположившейся в этих местах -

Богородице-Рождественский женский монастырь. Трапезная палата.


Одноглавый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведён в 1501—1505 годах в традициях раннемосковского зодчества. После пожара 1547 года в течение 150 лет был окружён пристройками, исказившими первоначальный облик.



25 ноября 1525 года в Рождественском монастыре была насильно пострижена под именем София жена Василия Третьего - Соломония Сабурова. Она жила в обители до перевода в суздальский Покровский монастырь. Летом 1547 года во время сильного московского пожара сгорели постройки монастыря, пострадал каменный собор. Он был вскоре восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны — жены Ивана Грозного. В 1676—1687 годах на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской был возведён каменный храм святого Иоанна Златоуста с трапезной (первое фото) и приделами святого Николая, праведного Филарета Милостивого и святого Димитрия Ростовского. На её же средства в 1671 году выстроена ограда из камня с четырьмя башнями...



В 1835—1836 годах над Святыми вратами была построена колокольня с церковью священномученика Евгения, епископа Херсонского...


При монастыре действовали приют для девочек-сирот и церковно-приходская школа.

История монастыря очень разнообразна. Взор к нему обращали многие великие люди своих эпох. Например известно, что тут имел обширный двор боярин Михаил Васильевич Собакин – далекий родственник Марфы Собакиной, третьей жены Ивана Грозного. Здесь же было владение князя А.И. Лобанова-Ростовского, чей род происходил от самого Рюрика. В 1740 году незадолго до смерти императрица Анна Иоанновна прислала монастырю в подарок парчовые ризы в честь рождения Иоанна Антоновича, которому она отказала престол с регентством его матери и своей племянницы Анна Леопольдовны. В годы Отечественной войны 1812 года в монастыре поселился наполеоновский генерал и трапезную Палату Рождественского собора обратили в конюшню.

В революционные годы монастырь, как и многие другие, тоже был закрыт. Здесь размещались конторские, научные и учебные заведения. В кельях были устроены коммунальные квартиры, они расположились даже в Рождественском соборе. Некоторым из монахинь разрешили остаться в бывшей обители, две инокини жили на территории монастыря до конца 1970-х годов. Монастырское кладбище вместе с могилой основательницы обители — княгини Марии Андреевны было уничтожено, часть стен снесена. Потом здесь и вовсе разместился исправительный трудовой дом, откуда заключенных увозили на работы.

В 1922 году монастырь успели основательно пограбить: изъяли более 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга. В том же году монастырь закрыли, его колокола сбросили наземь, наиболее чтимые иконы перенесли в соседнюю церковь на улице Рождественка - Церковь Николы в Звонарях...

Это была бывшая домовая церковь в усадьбе XVIII века, которую построил граф И.И. Воронцов. Позднее, в зданиях той усадьбы расположилось Строгановкое училище и известный сейчас МАрхИ (Московский Архитектурный Институт).

Практически все монастыри подверглись гонению в революционные годы. Все церковные строения (и монастыри, и церкви) были разграблены, многие разрушены частично и осквернены, многие - просто стёрты с лица земли. Но уничтожив Храмы не было уничтожено монашество. И некоторое время оно всё ещё существовало тайно... подпольно... У них даже была своя тайная община... А вот где она располагалась расскажу в следующей части рассказа о прогулке...

В Москве бушует погода, ледяное нашествие. Жалко деревья, которые ломаются. Очень жалко людей, которые падают, скользят, мокнут в гигантских лужах на проезжей части. Кстати, а где коммунальные службы. Сегодня утром в нашем районе два дворника немного поскребли лопатами во дворе, и один чуть-чуть у метро, капля в море льда и воды.

Но вчера до наступления ледяного дождя удалось немного погулять по центру Москвы.
Рождественский - мой самый любимый бульвар Москвы. Люблю его за малолюдность, особенно зимой, за когда-то красивый спуск к Трубной площади, за два монастыря,

Дом 14 – усадьбой владела вдова графа Ф. В. Ростопчина Екатерина Петровна, в 1837 году его купил профессор медицины К.И. Яниш, его дочь Каролина вышла замуж за писателя Н. Ф. Павлова. Их дом становится центром литературной жизни, здесь бывали в разное время М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Е. А. Баратынский, А. А. Фет, Я. П. Полонский, К. С. Аксаков, братья Киреевские, А. С. Хомяков, С. П. Шевырев, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Т. Н. Грановский, П. Я. Чаадаев, композитор Ференц Лист. В 1867 году владелец дома - французский купец Э.Маттерн, с 1912 – Л.О.Вяземская.

Дом 12 сейчас занимает Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство). Построен в конце 18 века княгиней А. Голицыной, затем принадлежал семье Фонвизиных. В 1821 г. в доме проходил тайный съезд Союза Благоденствия, в котором участвовали: хозяева дома М. А. и И. А. Фонвизины, Н. И. Тургенев, И. Г. Бурцов, С. Г. Волконский, Ф. Н. Глинка, П. X. Граббе, П. И. Колошин, Н. И. Комаров, М. Ф. Орлов, К, А. Охотников, И. Д. Якушкин. В 1825 М.А. Фонвизин был здесь арестован, из этого дома в 1828 г. выехала в Сибирь к месту ссылки мужа Фонвизина Наталья Дмитриевна. Дом принадлежал разным лицам, затем его приобрела меценатка Н.Ф. фон Мекк, которая продала его в 1881 году, и дом принадлежал различным предпринимателям.

Вид на Малый Кисельный переулок

Дом 10 – построен в 1830-е гг. Д.Н. Сатиным, в начале ХХ века архитектор Кокорин надстроил дом до пяти этажей. Здесь была Женская гимназия Л. В. Розенплетнер.

Когда-то здесь была моя любимая панорама Москвы

Теперь тут недостроенный ресторан, прозванный «навозный жук»

Оптимизм внушает лишь вид на Рождественский монастырь

Трапезный корпус с храмом Казанской иконы Божией Матери построен в 1904-06 гг., архитектор П.А. Виноградов

Жилой дом, кон. 18 в., имеет адрес по Трубной площади, перестроен.

Ещё одно перестроенное заново здание – Неглинная плаза

Адрес: Россия, Москва, пересечение улиц Рождественка и Рождественский бульвар
Дата основания: XIV век (1386 год)
Основные достопримечательности: собор Рождества Пресвятой, церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Иоанна Златоуста, колокольня с церковью Евгения Херсонского
Святыни: икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, иконы святителя Николая Чудотворца, частица мощей святой великомученицы Варвары, частица мощей св.великомученика Георгия Победоносца, Боголюбская икона Божией Матери, икона Рождества Пресвятой Богородицы
Координаты: 55°45"56.7"N 37°37"28.8"E

Содержание:

В самом центре города находится одна из древнейших женских обителей Москвы, летопись которой начинается с конца XIV века. Православный монастырь прошел через период расцвета и тяжелые годы забвения. В наши дни его храмы прекрасно отреставрированы и открыты для паломников и туристов.

Общий вид на Рождественский монастырь

История монастыря

В 1386 году вдова серпуховского князя Андрея Ивановича - Мария Константиновна приняла монашеский постриг под именем Марфа и создала новый монастырь. По главному собору его стали называть «Рождество Богородицы на Рву». Выполняя желание княгини, обязанности духовника обители взял на себя Сергий Радонежский.

Относительно места, в котором первоначально располагался монастырь, мнения историков расходятся. Одни из них считают, что он стоял в центре Кремля , а другие уверены, что обитель находилась возле Кучкова поля, на крутом левобережье реки Неглинки.

По преданию, Мария Константиновна решила основать обитель в благодарность, что ее сын вернулся живым после кровопролитной Куликовской битвы. Чтобы увековечить память о судьбоносном сражении, на храмах установили кресты с полумесяцами, а первыми насельницами монастыря стали вдовы, матери, сестры и дочери солдат, которое пали на Куликовом поле.

В 30-е годы XV века здесь приняла постриг жена князя Владимира Храброго - Елена. Перед этим она подарила обители село Косино со Святым озером и несколько деревень, а после смерти инокиню погребли на монастырском кладбище.

Вид монастыря со стороны Рождественского бульвара

При Иоанне III началась масштабная реконструкция кремля. Женский монастырь решили вывести из великокняжеской резиденции, и в 1484 году обитель переехала на то место, на котором располагается сегодня.Дорога, проходящая вдоль монастыря, связывала Кремль и Кучково поле, и вскоре за ней закрепилось название «Рождественка» или «церковная» улица.

В начале XVI века в монастыре появился каменный собор Рождества Богородицы. Красивый одноглавый храм построили в лучших традициях раннего московского зодчества и он стал архитектурной репликой одной из самых старых московских церквей - Спасского собора Андроникова монастыря. Известно, что в 1505 году на освящении нового храма побывал сам Иоанн III.

В середине XVI столетия Москва пережила страшный пожар. Огонь не пощадил Рождественку и стоявший здесь женский монастырь. Особенно сильные повреждения получил соборный храм. Деньги на его выделила жена Иоанна IV Грозного - царица Анастасия Романовна, а по указу царя к нему пристроили каменный Никольский придел. От многочисленных переделок собор стал выглядеть тяжеловесно и перестал напоминать устремленную вверх свечу.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

В 1670-е годы в монастыре построили усыпальницу для русских князей Лобановых-Ростовских, которые очень гордились тем, что вели свой род от самого Рюрика. Поначалу здание имело один этаж, а потом было достроено вторым этажом, и там стали хранить монастырскую ризницу. Благодаря вкладам Лобановых-Ростовских, монастырь обзавелся храмом Иоанна Златоуста, шатровой колокольней и оградой со Святыми воротами и четырьмя башнями.

В 1764 году по инициативе императрицы Екатерины II в России прошла церковная реформа. Как и многие другие монастыри, Рождественский лишился части своих земель, однако стал получать деньги из казны на содержание храмов и монашескую общину.

В 1812 году, перед приходом французов игуменья успела спрятать то, что хранилось в монастырской ризнице. Наполеоновские солдаты ворвались в обитель, но не нашли сокровищ и принялись грабить храмы. В монастыре поселился один из французских генералов, и по его распоряжению трапезная была превращена в конюшню.

К началу прошлого века женский монастырь процветал. На его территории стояло четыре храма и трехэтажные каменные корпуса. При обители работала церковно-приходская школа, и существовал приют для девочек-сирот.

Церковь Иоанна Златоуста

С приходом советской власти судьба всех монастырей Москвы круто переменилась. В 1921 году Рождественскую обитель закрыли. Во время кампании по изъятию церковных ценностей из монастыря вывезли 17 пудов серебра - все серебряные ризы и ценную богослужебную утварь. Часть икон успели перенести в другие московские храмы, а другие просто выкинули.

В 1922 году сестры продолжали жить в монастыре, но с них стали брать арендную плату. В пустующих здания разместился Всероссийский комитет помощи воинам и концентрационный лагерь, а потом здания отдали милиции и курсантам. На следующий год монахинь выгнали. Церковь Иоанна Златоуста была переделана под клуб, а трапезную Казанского храма превратили в столовую. В последующие годы монастырские постройки занимали разные организации, научные и учебные заведения. Бывшие кельи использовались, как коммунальные квартиры.

В начале 1990-х годов здания вернули верующим. Спустя два года в соборном храме прошли первые богослужения, а еще через год был возрожден женский монастырь.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Архитектурные памятники

Прямоугольная территория окружена каменной оградой с башнями. Центральное место на ней занимает старинный Рождественский собор, который был построен в 1501-1505 годах. Во время проведенных реставрационных работ исследователи обнаружили древнюю белокаменную кладку и пришли к выводу, что собор был возведен на фундаменте более древней каменной церкви.

Четырехстолпный храм венчает высокий барабан со шлемовидной главой. В соборной трапезной сохранились надгробные доски XVII-XVIII веков. С юго-восточной стороны к зданию примыкает старинная усыпальница Лобановых-Ростовских.

С юга от Рождественского собора расположена большая церковь святителя Иоанна Златоуста. Первый храм на этом месте был деревянным, но в 1670-1680-е годы его перестроили в камне. Теплая церковь возведена в лучших традициях посадских храмов XVII века. Она имеет пять глав и просторную трапезную. В наши дни храм хорошо отреставрирован и открыт для верующих.

Колокольня с церковью Евгения Херсонского

С севера от Рождественского собора можно увидеть длинный трехэтажный корпус, над которым возвышается пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь была построена в начале прошлого века архитектором П. А. Виноградовым. Живописное краснокирпичное здание выполнено в традициях ретроспективизма и украшено затейливыми наличниками, колонками и ширинками. В годы советской власти купола храма снесли, а внутри занимались студенты Московского архитектурного института.

Церковь Евгения Херсонского находится под трехъярусной колокольней, которая стоит возле входных ворот, со стороны улицы Рождественка. Первый храм был построен по проекту архитектора Н. И. Козловского в 30-е годы XIX века, однако, спустя 100 лет по решению властей его разрушили. Та церковь, которую можно увидеть сегодня, появилась взамен утраченной в 2005 году.

Монастырь сегодня

Женская обитель - действующий монастырь, в котором постоянно проживает монашеская община, и дважды в день - в 7.00 и 17.00 проводятся церковные службы.

Вид на монастырь с улицы Рождественка

При монастыре открыта церковно-певческая школа, где женщины изучают Богослужебный устав, катехизис, литургику, сольфеджио и занимаются в хоровом классе. Обучение в ней рассчитано на три года. Здесь также работает библиотека, и проводятся занятия в воскресной школе. Монахини и послушницы ведут активную благотворительную деятельность, собирая вещи для малоимущих, бездомных и многодетных семей.

Святынями монастыря считают иконы Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, целителя Пантелеимона, Оптинских старцев и Софии Суздальской. Кроме того, верующие приходят в монастырские храмы, чтобы поклониться частицам мощей великомученицы Варвары и Георгия Победоносца.




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз