03.01.2021

Механик никонов создатель первой подводной лодки. "потаенное судно". Видео — подводная лодка в воде


Здравствуйте многоуважаемые каропчане! Представляю Вашему вниманию модель потаенного судна.
Проблема подводного плавания занимала умы многих людей еще во времена глубокой древности. Практическое ее решение зависело в первую очередь от уровня развития науки и техники, которые в то время были не на высоте. Тем не менее Россия по праву может гордиться тем, что она является одной из немногих держав мира, в которых зарождались и нашли самое широкое применение такие средства борьбы на море как подводные лодки.
Первую подводную лодку предложил построить крестьянин Ефим Никонов. Корпус судна он предлагал выполнить в виде бочки, а в качестве движителя использовать весла. Она и вошла в историю как "потаенное судно" Ефима Никонова. Название судно получило странное - "Морель".
Ефим Прокопьевич Никонов родился в подмосковном селе Покровское, был опытным мастером-плотником. При прохождении службы в рекрутах был определен для работы на верфях, где строились военные корабли. Именно тогда у Никонова зародилась идея о создании "потаенного судна" для уничтожения вражеских кораблей.
В 1718 году "за мзду небольшую" Ефим Никонов продиктовал стряпчему челобитную на имя царя Петра I, но ответа из Санкт-Петербурга не последовало. Тогда через год была отправлена вторая челобитная, которая дошла до царя. Суть челобитной заключалась в том, что: "сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли. хотя бы десять или двадцать и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нем будет пушек, под потерянием своего живота, ежели будет неугодно". В том же документе было отмечено, что судно это "будет ходить в воде потаенно". Петр I прочитав челобитную, распорядился доставить Ефима Никонова в Санкт-Петербург и 13 января 1720 года в домике на Неве у них состоялась встреча. Содержание беседы при встрече неизвестно, но в результате царь, заинтересовавшись проектом, приказал "таясь чужого глаза" немедленно приступить к постройке. Так, 31 января 1720 года Адмиралтейств-коллегия оформила указ: "Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина велеть образцовое судно сделать, а что к тому делу надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из помянутой конторы, а припасов по его же требованию из конторы Адмиралтейских дел. Денежное жалование с начала его работы давать по три алтына, две деньги в день и ныне в зачет выдать пять рублей". Ефима Никонова и выделенных под его начало мастера, бочара и десятерых солдат-плотников Головин немедленно приказал занести в "Ведомость об окладах и жалования разным лицам, состоящим у адмиралтейского дела". Таким образом, Никонов, получив звание "мастера потаенных судов", официально приступил к строительству опытного "судна-модели" на специальном участке Галерного двора. Работу начали с сооружения сарая, первую русскую полодку строили тайно, оберегая от посторонних глаз. Сарай построили быстро, соорудили и подобие стапеля с уходящими под воду брусьями. По техзаданию требовалось построить уменьшенную модель, так распорядился царь.
3 марта 1720 года прототип судна был заложен, при этом присутствовали чиновники от генерал-майора Головина и писарь с доской. При написании названия судна, писарь допустил ошибку, и судно получило название "Морель" вместо запланированного "Модель". Буквально через год судно было готово к спуску.
В 1721 году Петр I назначил испытания, которые проходили на реке Нева. С выстрелом пушки "Морель" погрузилась и медленно отошла от берега, вскоре раздался второй выстрел, служивший сигналом к всплытию, и судно показалось над водой. При повторном погружении произошла авария, через кожаные уплотнения весел вода стала поступать внутрь судна. Спасти "Морель" удалось, спасением первых подводников руководил лично государь. Неудача не смутила царя, Петр I заявил: "чтоб никто конфуз в вину не ставил". Работы решено было продолжить.
По замыслу Ефима Никонова и Петра I судно задумывалось как боевое. Изобретатель предлагал вооружить судно пушкой. Однако от идеи отказались, так как установить орудие на ПЛ в то время было невозможно. В 1721 году после неудачных испытаний родилась идея вооружить судно "огненными трубами". Именно с этого времени судно Ефима Никонова стало называться "потаенным огненным судном". Судя по сохранившимся документам, планы вооружения судна "огненными трубами" претворялись в жизнь. В августе 1724 года по указанию царя Адмиралтейств-коллегия приняла решение: "В главную артиллерию послать преморию и требовать, дабы к "потаенному судну" десять труб медных повелено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии".
Интересен тот факт, что Петр I принимал непосредственное участие в постройке судна, давал указания и предлагал свои технические решения. Поэтому первую русскую субмарину можно рассматривать как совместный проект Петра I и Ефима Никонова. Не менее интересно и то, что Ефим Никонов предлагал изобрести водолазный костюм, который предназначался для того чтобы человек, облачившийся в него, мог выйти из судна в подводном положении и установить на вражеском корабле мину. Костюм предполагалось выполнить из кожи, а шлем - деревянным со стеклом, в качестве уплотнительной манжеты на шлеме также планировалось использовать кожу, воздух же в костюм должен был подаваться с судна через специальный шланг.
Но 28 января 1725 года Петр I умер. Ефим Никонов лишился влиятельного покровителя и защитника. В марте 1725-го он докладывал адмиралтейству - "потаенное судно на пробу сделал", но испытания прошли неудачно. 7 сентября 1725 года Екатерина I приказала продолжить работы над "потаенным судном". Впоследствии, в 1726 и 1727 годах, были еще испытания, которые тоже окончились неудачей.
29 января 1728 года в Адмиралтейств-коллегии было принято решение о прекращении работ над "потаенным судном". Никонов был обвинен в "недействительных строениях", разжалован в "простые адмиралтейские работники" и сослан в отдаленное Астраханское адмиралтейство, где в тот момент строились корабли для Каспийской флотилии. "Потаенное судно" Никонова многие годы хранилось "от чужого глазу" в закрытом сарае, пока совсем не истлело.
В течении 10 лет Ефим Никонов упорно трудился над созданием подводного судна, способного истреблять неприятельские корабли. В век деревянного судостроения он взялся за постройку первой в мире боевой подводной лодки, которая должна была обладать большой прочностью и герметичностью. Эта задача при тогдашнем уровне техники была невыполнимой. Следует учесть и ту неблагоприятную обстановку, в которой протекала деятельность Никонова. Чиновники-иноземцы презрительно относились к простому русскому крестьянину, а многие соотечественники, принимавшие участие в постройке "потаенного судна", не верили изобретателю. Несмотря ни на что, Ефим Никонов упорно продолжал начатую работу.
В наше время это судно реконструировали и сейчас оно стоит в Сестрорецке, около Петропавловской церкви, на берегу Сестрорецкого разлива, а его создателю поставили памятник.

Основные данные по прототипу:
Размерения
длина -- 6 м
ширина -- 1,5 - 2 м
Глубина погружения -- 4 - 5 м
Тип движителя
мускульная (весла)
Экипаж
общая численность 4 человека

О модели:
Сборка длилась 2,5 месяца с перерывами, практически из коробки. Набор в целом качественный, стыкуемость деталей хорошая. На модели заменены все нити, так как те что идут в наборе, оставляют желать лучшего. Также производитель предлагает для изготовления скоб, механизма рулевой тяги и подвижной пики использовать медную проволоку сечением 1мм и 1,2 мм, которая поставляется в наборе. Для достижения приемлемого результата скобы изготовлены из латунных трубок диаметром 1 мм, а механизм рулевой тяги и подвижная пика доработаны с использованием латунных трубок диаметром 1,5 мм и проволоки диаметром 1 мм. Заклепки иммитировал с помощью латунных и черненных гвоздиков. При работе с деревом применял клей Titebond II, при работе с фототравлением применял цианокрилатный клей супер момент. Все медные и латунные детали чернил жидкостью Brass Black. Модель покрыта акриловым матовым лаком фирмы "Сонет" в один слой.
Приятного просмотра! С уважением, Сергей.


Идея погружения лодки под воду для скрытого приближения и нападения на вражеские корабли привлекала военачальников с глубокой древности. По легенде, сам Александр Македонский использовал подводную разведку за противником. Но первую настоящую боевую подводную лодку создал русский плотник-изобретатель Ефим Никонов, при прямой поддержке царя-реформатора Петра I.




Одна из первых концепций подводной лодки была представлена англичанином Уильямом Борном в 1578 году. Но лишь в 1620 году Корнелиус Дреббель (Cornelis Drebbel) построил первый рабочий образец. Она была сделана из дерева, приводилась в движение веслами и могла оставаться под водой несколько часов. Воздух по специальным трубкам подавался с поверхности. Дреббель продемонстрировал возможности погружения своей лодки, ныряя на реке Темзе и оставался под водой в течение трех часов. За это время тысячи лондонцев, собравшихся на берегу, были убеждены, что посудина затонула и экипаж уже погиб.



Голландский ученый Христиан Гюйгенс, который был свидетелем испытаний, позже писал, что это «смелое изобретение» может быть использовано во время войны, для нападения на вражеские корабли противника, лежащие в прямой видимости и не подозревающие об опасности. Как и Гюйгенса, многие другие признали военный потенциал подводных лодок. Несмотря на это, прошло еще сто лет прежде, чем первая военная подводная лодка быть построена.



В 1718 году русский плотник Ефим Прокопьевич Никонов написал Петру I, что мог бы построить «потаённое судно», которое может плавать под водой и уничтожать любые вражеские корабли с пушками. Удивительное дело, но царь пригласил Никонова в Санкт-Петербург и поручил начать постройку судна.



Никонов закончил уменьшенную модель первой российской подводной лодки в 1721 году и испытал ее в присутствии Петра. Царь был настолько доволен результатами, что приказал Никонову построить полноразмерный секретный военный корабль.



«Потаенное судно» Никонова было построено из дерева в форме бочки. Оно было вооружено огнеметами. Подводная лодка должна была подойти к вражескому судну, выставить концы огнеметной трубы из воды, поджечь и взорвать вражеский корабль. Кроме того, был предусмотрен воздушный шлюз для акванавтов, который мог выйти из подводной лодки и уничтожить противника.



Первое испытание полноразмерной подводной лодки было проведено осенью 1724года. Это была катастрофа. «Потаенное судно» затонуло, когда достигло дна и проломило борт. Сам Никонов и четверо гребцов были внутри. Это было настоящее чудо, что экипажу удалось спастись.



Петр поддержал изобретателя и призвал Никонова улучшить конструкцию. Но неудачи продолжали его преследовать. Второе и третье испытания русского «потаенного судна» закончились провалом. После смерти своего высочайшего покровителя, Никонов был обвинен в злоупотреблении государственными средствами, был разжалован в рядовые плотники и отправлен работать на верфи на реке Волге.



Первое успешное использование военной подводной лодки произошло во время Американской войны за независимость. Подводная лодка под «Черепаха» (Turtle) была разработана американским изобретателем Дэвидом Бушнеллом (David Bushnell). Это было яйцевидное устройство, которое могло вместить одного человека.



В 1776 году в нью-йоркской гавани сержант Эзра Ли (Ezra Lee) управляя «Черепахой» пытался, но не смог прикрепить взрывной заряд на корпусе британского линейного корабля «Орел» (HMS Eagle). По сообщениям американцев, Ли был обнаружен прежде, чем смог выполнить боевую задачу. С британской же стороны нет никаких данных об этой атаке. Это все вызывает сомнение отдельных историков в самом факте атаки. Некоторые даже считают, что «Черепаха» и вся история вокруг нее были созданы в качестве дезинформации и для повышения боевого духа колониалистов.

Подводные суда появились для участия в боевых действиях, но очень часто изобретения .

Первое архивное подтверждение постройки в России подводных лодок относится к 1718 г., когда плотник Никонов Ефим, уроженец подмосковного села Покровское, подал Петру I челобитную с предложением:
"... к военному случаю сделает он на неприятелей угодное судно, которым в тихое время, на море будет разбивать корабли, хоть десять, или двадцать. Для пробы тому судну сделает образец, сколько будет на нем пушек, под потерянием живота своего, если будет не угодно".

Никонов в январе 1720 года в своей сказке показал: "Судно оное сделать может и в воде потаено будет и подойти под самое дно под военный корабль (точно действовать инструментами в нем в тихую погоду и можно все развертывать и распиловывать), и для подлинного свидетельства ему повелеть сделать ныне модель не в меру, которым бы подойтить под корабль в море, но ради показания испытания в реке".

Предполагаемый вид судна-модели (реконструкция)

Петр I (вероятно, что во время поездки в Англию он что-то узнал о работах Ван-Дребеля, который построил в 1620 году подводную лодку на 8 пассажиров и 12 гребцов) заинтересовался предложением Никонова, предоставив ему возможность создать на Галерном дворе модель – "образцовое судно". Никонову присвоили звание "потаенного судна модели мастер" и назначили жалование 40 рублей в год. В 1720 году были начаты работы над моделью, которые закончились в 1721 году. Модель испытывалась в присутствии Петра I. После испытаний Никонову приказали приступить к постройке "потаенного огненного судна большого корпуса".

На Галерном дворе осенью 1724 года в присутствии Петра I проходили испытания судна. Однако при спуске в воду у судна было повреждено дно, после чего оно не действовало и было вытянуто на берег. Несмотря на это 18 декабря 1724 года Адмиралтейств-Коллегия вынесла решение достроить данное судно, выделив все необходимое для этого. Согласно данному решению, Никонов по окончании работ должен был представить в Коллегию рапорт. В 1725 году повторные испытания судна проводились уже без царя. Однако все три спуска на воду были неудачными поскольку "потаенное судно " не действовало из-за повреждений и течи. Екатерина I в сентябре 1725 года, получив донесение Адмиралтейской конторы, приказала "без всякого замедления" сделать новое судно. Последние испытания были проведены в 1727 году. Решением Адмиралтейств-Коллегии Никонов в 1728 году был разжалован в адмиралтейские работники и сослан в Астрахань, так как за десять лет не только не смог сделать судно, согласно представленной модели но и "по пробам оная явилась весьма не действительна". Спрятано "от чужого глазу" "потаенное судно" Никонова сгнило в сарае.

Реконструкция варианта "потаенного судна" Никонова

С большой неопределенностью, поскольку ни чертежей, ни описаний по данному судну не сохранилось, можно предположить, что подлодка Никонова имела бочкообразную форму. Основанием к такому выводу может служить привлечение к сборке судна бочаров, а также требование о выдаче "пятнадцати железных полос шириной в два дюйма и две четверти", возможно, для изготовления обручей, которые стягивали деревянный корпус подводной лодки. Носовая часть имела архитектуру надводного корабля, кормовая была оснащена рулем. Рубка на верхней палубе оборудовалась герметичными смотровыми стеклами. Движителем служили весла, экипаж состоял из 4-х человек. Для испытаний отпустили 50 свечей, что равняется 10-12 часам нахождения судна под водой.

В перечне дел обер-сарвайерской конторы при Адмиралтейств-Коллегий в архиве, есть заведенное 31.01.1720 дело № 54, в котором говорится о постройке Ефимом Прокофьевым уроженцем села Покровского «потаенного судна модели» а также о выдаче для постройки лесов, различных припасов и материалов. Выборочный перечень материалов, а также их количество позволяют реконструировать размеры судна и восстановить принцип действия системы погружения и всплытия. В данный перечень входили: доски пильные сосновые длиной 3 сажени (1 сажень – 2130 мм) – 60 шт. (120 футов); сало говяжье для пропитки досок – 2 пуда (1 пуд - 16 кг.); холст – 40 аршин; сало для осмоления корпуса - 4 пуда; кожи бхотные (изготовлялись из тюленьих шкур) черные - 3 шт.; полотно - 20 аршин; медный котел; труба медная - одна; проволока медная - 3 фунта (1 фунт - 440 г.); доски оловянные с 500 отверстиями шириной 1 фут и длиной 2 фута - 10 шт. Исходя из этого, можно предположить, что ширина (диаметр) судна составляла около 2,1-2,15 м, длина - 6,0-6,4 м.

Система погружения/всплытия, вероятно, работала следующим образом. Во время открытия запора приемного кингстона, в нижнюю часть емкости – главный балласт – поступала забортная вода. По мере заполнения водой, воздух вытеснялся в отсек через вентиляционные патрубки, выполненные на крыше цистерны. Давление в отсеке при этом несколько повышалось, снижая разницу с забортным давлением. Небольшая суммарная площадь "волосяных" сквозных отверстий в оловянных досках давала возможность производить заполнение равномерно по длине при умеренной скорости. Приемный кингстон при переходе в подводное положение закрывался. После удаления воздушных пузырей из цистерны перекрывались вентиляционные патрубки. Судно, находясь во взвешенном состоянии под водой, совершало эволюции при гребле веслами.

Во время откачивания воды отливной помпой масса лодки уменьшалась и она всплывала. Вентили на центральном вентиляционном патрубке и водоотливной трубке при работе помпы были открытыми. Наблюдение за прохождением уреза воды вели через иллюминаторы в рубке.

Для выхода из корабля с целью повреждения судов противника Никонов предложил оснастить судно водолазными скафандрами: "А для хода под корабли необходимо сделать из бхотных кож на каждого человека по два камзола с штанами, а на голову по обивному или обшитому кожею деревянному бочонку, на котором напротив глаз сделать окошки убив свинцом скважинами. Кроме того, привязать к спине для груза по пропорции песок или свинец. И если это будет сделано правильно то для действия к зажиганию и провертке кораблей нужно сделать инструменты особые".

Кроме того, предполагалось, что судно будет вооружено "огненными" (зажигательными) трубами, в связи с чем для Никонова потребовалось "Послать в Главную артиллерию промеморию и требовать, чтобы для потаенного судна выдали десять труб медных начиненных порохом и селитрою вымазать".

Создатель – Никонов Е.П.
Завод-строитель – санкт-петербургский Галерный двор;
Время постройки – 1721-1725 гг.;

Число судов – 1;
Основные технические характеристики:
Длина – около 6,4 м;
Ширина – около 2,15 м;
Высота корпуса – 2,15 м (без рубки);
Архитектурно-конструктивный тип – однокорпусная;
Глубина погружения – до 5 м;
Материал корпуса – дерево, обшитое кожей;
Экипаж – 4 человека;
Вид движителя – весла;
Вооружение - вооружение водолаза и зажигательные трубы;
Средства наблюдения – иллюминаторы в рубке

Потаенное судно Ефима Никонова.

1. Количество подводных лодок проекта: 1 (недостроена)


2. Реконструкция внешнего вида:


Изображение из книги А.Е. Тараса «История подводных лодок 1624-1904»


Модель "Потаенное судно" СТК "Юный Корабел" (г.Вилючинск)


3. Состав проекта:

Наименование корабля

Заводской номер

Примечания

закладки

вступления в строй

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Стапель Галерного двора (1)

не достроено

1724 - затонуло, поднято

4. История проекта:


Историю подводного кораблестроения в России принято вести от попытки постройки "потаенного судна" Ефимом Прокопьевичем Никоновым. Плотник Никонов, родом из подмосковного села Покровское, подал в 1718 году челобитную царю: "...сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец...".

Этот любопытный документ сохранился в архиве, но государь на него ответа не дал. Тогда неграмотный изобретатель-самоучка в 1719 году продиктовал писцу новое прошение на имя царя-батюшки, в котором, жалуясь на притеснения и обиды «людей чиновних, дьяков и старост», вновь заявил, что может построить судно, способное идти в воде «потаенно и подбити под военный корабль под самое дно». Получив второе письмо, Петр I приказал направить Никонова в Санкт-Петербург. Царь лично беседовал с изобретателем, после чего приказал ему, «таясь от чужого глазу», построить сначала действующую модель подводного судна: «не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания», а в Адмиралтейств-коллегии произвести Никонова в «мастера потаенных судов».

31 января 1720 г. в соответствии с распоряжением царя, Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы».

Модель строили на площадке Обер-Сарваерской верфи в Санкт-Петербурге. Работы начались в феврале 1720 г. Спустя 13 месяцев, в марте 1721 г., модель была готова. Ее испытания состоялись летом того же года, в присутствии царя Петра. Хотя они прошли далеко не удовлетворительно, Никонову было велено начать строительство «потаенного огненного судна большого корпуса» на стапеле Галерного двора (верфи) в Санкт-Петербурге.

В августе 1721 г. в Петербурге на Галерном дворе тайно, без лишней огласки была заложена первая отечественная подводная лодка. С большой неопределенностью, т.к. ни описаний, ни чертежей по этому судну не сохранилось (вряд ли они вообще существовали), можно предположить, что подводная лодка Никонова была бочкообразной формы. Основанием к тому может служить участие бочаров в сборке судна, а также требование об отпуске "пятнадцати полос железных шириной в два дюйма две четверти", вероятно, для изготовления обручей, стягивавших деревянный корпус судна. Ее носовая часть повторяла архитекту­ру надводного корабля, а кормовая ос­нащалась рулем. Рубка на верхней па­лубе имела герметичные смотровые стекла. В качестве движителя использо­вались весла, экипаж состоял из четы­рех человек. Для испытаний было отпу­щено 50 свечей, что соответствует вре­мени нахождения под водой порядка 10-12 часов.

В архиве, в перечне дел Обер-сарваерской конторы при Адмиралтейств-Коллегий есть заведенное 31 января 1720 г. дело № 54 "О строении села Покровского Ефимом (сыном) Прокофь­евым потаенного судна модели и об от­пуске на строение лесов, разных мате­риалов и припасов". Выборочный пере­чень материалов и их количественные характеристики дают возможность реконструировать размеры подводного судна, восстановить принцип работы системы погружения и всплытия: досок пильных сосновых длиной 3 сажени (сажень 2м 13 см) - 60 шт. (120 футов); сала говяжьего для пропитки досок - 2 пуда (пуд - 16 кг); сала для осмоления корпуса - 4 пуда; холста 40 аршин; полотна 20 аршин; кож бхотных (изготовлялись из шкур тюленей) черных - 3 шт.; медный котел и полведра; труба медная - одна; проволоки медной - 3 фунта (фунт - 440 г); досок оловянных с 500 отвер­стиями тоньше волоса длиной 2 фута и шириной 1 фут- 10 шт. Можно предполо­жить, что длина судна была порядка 6,0 - 6,4 м, а ширина (диаметр) - 2,1 - 2,15 м.

Система погружения и всплытия по-видимому работала следующим образом. При открытии запора приемного кингсто­на, забортная вода поступала в нижнюю часть емкости - системы главного балла­ста. По мере заполнения, воздух через открытые вентиляционные патрубки на крыше цистерны вытеснялся в отсек. При этом давление в отсеке несколько повы­шалось, снижая его разницу с забортным. Небольшая суммарная площадь сквозных "волосяных" отверстий в оловянных дос­ках позволяла производить заполнение емкости с умеренной скоростью и равно­мерно по длине всей цистерны. При пере­ходе в подводное положение приемный кингстон закрывался. После удаления из цистерны воздушных пузырей перекры­вались вентиляционные патрубки. Лодка, будучи под водой во взвешенном состоя­нии, совершала эволюции при гребле вес­лами.

При откачивании воды отливной поршневой помпой вес лодки уменьшался и она всплывала. При работе помпы вентили на водоотливной трубке и центральном вентиляционном патрубке держали от­крытыми. Наблюдение за моментом про­хождения уреза воды велось через рубо­чные иллюминаторы.

Сначала Никонов предполагал вооружить лодку орудиями, но затем решил установить шлюзовую камеру, через которую при нахождении корабля в подводном положении мог выходить водолаз, одетый в скафандр (разработанный самим изобретателем), и с помощью инструментов разрушать днище вражеского корабля. "А для хода в воде под корабли надлежит сделать на каждого человека из бхотных кож по два камзола с штанами, да на голову по обшитому или обивному кожею дере­вянному бочонку, на котором сделать против глаз окошки и убить свинцом скважинами и с лошадиными волосами, и сверх того привязано будет для груза к спине по пропорции свинец или песок, и когда оное исправлено будет, то для действия к провертке и зажиганию ко­раблей сделать надобно инструменты особые, которым подает роспись".

Позднее Никонов довооружил лодку «огненными медными трубами», поэтому для Никонова потребовано было "В Главную артил­лерию послать промеморию и требо­вать, дабы к потаенному судну десять труб медных повелено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии".

В итоге подводная лодка именовалась «огненным судном» потому, что ее вооружение состояло из нескольких «зажигательных труб», т.е. устройств, похожих по принципу действия на огнемет разового действия (типа пресловутого «греческого огня»). Видимо, такую трубу (или несколько труб) предполагалось установить вдоль палубы субмарины и снабдить механизмом для подъема под углом возвышения к горизонту. Лодка скрытно подойдет к вражескому кораблю, выдвинет конец трубы на поверхность воды и подожжет его «огненным составом».

К осени 1724 г. «потаенное судно» было построено. Его испытания, проведенные в присутствии царя Петра, закончились неудачно. Оно камнем пошло на дно, ударилось о грунт и проломило днище («…при спуске у того судна повредилось дно, и затем не действовало и вынято на берег...»). Петр велел изобретателю исправить повреждение и укрепить корпус судна, а также объявил, чтобы Никонову «никто конфуза в вину не ставил».

Никонов исправил повреждения, однако 25 января 1725 г. царь-новатор умер. Изобретатель лишился своего покровителя. Все же, несмотря на различные препятствия, он довел ремонт до конца. Весной 1725 года лодка вторично была спущена на воду. Но в ее корпусе опять обнаружилась течь, и ее снова вытащили на берег. Любопытно, что в ответ на запрос Адмиралтейств-коллегий о возможности испытаний «потаенного судна» после нового ремонта, Никонов прямо заявил, что действовать так, как он сам обещал царю-батюшке, судно не сможет, ибо «оное сделано только для пробы, как дух переводить».

Последние испытания подводной лодки Никонова состоялись в 1727 г. Они тоже не дали положительных результатов и дать не могли. Известный историк отечественного подводного флота Г.М. Трусов (1889-1960) вполне обоснованно отметил в этой связи: «Судно было слишком примитивным для плавания под водой, а тем более для того, чтобы поражать корабли противника огневыми средствами». Разочарованное подобным исходом дела, морское начальство приказало поместить «потаенное судно» в амбар под замок, подальше от «чужого глазу». Там оно хранилось многие годы, пока постепенно не сгнило. Изобретателя же в январе 1728 г. разжаловали из мастеров в рядового плотника и отправили на Астраханскую верфь. Его вполне справедливо обвинили в следующем: «По подаче того своего прошения через десять лет не токмо такого судна, ниже модели к тому делу действительно сделать не мог, которое хотя и строил из адмиралтейских припасов и адмиралтейскими служителями и на строение тех судов употреблена из адмиралтейских доходов не малая сумма, но оная по пробам явилась весьма не действительна. Судно пробованожь трижды и в воду опускивано, но только не действовало за повреждением и течкою воды».


5. Реконструкции внешнего вида модели «потаенного судна»:



А. Предполагаемый вид модели «потаенного судна» Е. Никонова.
(реставрация Е. Дыгало и М. Аверьянова из книги «Откуда и что пришло»)


Б. Реконструкция модели потаенного судна в полную величину в г.Сестрорецк

(у Храма святых Апостолов Петра и Павла), 2011 год.


6. Схема проекта:



Реконструкция варианта "потаенного судна" Никонова

1.Проницаемая часть корпуса со шпигатами. 2. Рабочий отсек. 3. Шлюзовой отсек. 4. Прочная надстройка.
5. Входной люк. 6. Люк входа в шлюзовой отсек. 7. Люк выхода в море.
8. Цистерна главного балласта с (8*) доской равномерного ее заполнения. 9. Арматура заполнения и вентиляции ЦГБ.
10. Помпа осушения ЦГБ. 11. Твердый балласт. 12, 13, 14. Клапана заполнения и осушения шлюзового отсека.
15. Весла. 16. Смотровые окна. 17. Руль. 18. Ракеты.


7. Тактико-технические данные проекта:


Материал корпуса (толщина, мм)
дерево, обшитое кожей: 50,8
глубина погружения
предельная: 4-5 метров
кораблестроительные элементы
длина, метров: около 6,4
ширина, метров: около 2,15
высота корпуса (без рубки), метров: 2,15
конструктивный тип: однокорпусная
вооружение
зажигательные трубы и вооружение водолаза
средства наблюдения
иллюминаторы в рубке
энергоустановка
тип: мускульная (весла)
обитаемость
экипаж, человек: 4

8. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "История подводных лодок 1624-1904", АСТ, Москва, Харвест, Минск, 2002г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Шапиро Л.С. "Самые нелегкие пути к Нептуну", Судостроение, Ленинград, 1988г.


Ефим Никонов, уроженец подмосковного села Покровское, был опытным мастером-плотником. При рекрутском наборе его определили для работы на верфях, где строились военные корабли. При знакомстве с их устройством у Никонова зародилась и созрела мысль о постройке судна, способного плавать под водой, подходить незамеченным к вражеским кораблям и уничтожать их. В 1718 г. он подал на имя Петра I челобитную с предложением построить «потаенное судно», «которым в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли...»

В 1719 г. Никонова вызвали в Петербург, в Адмиралтейскую контору, где Петр I лично беседовал с ним и ознакомился с его проектом. Будучи выдающимся мастером кораблестроения, Петр I оценил по достоинству изобретение Никонова и приказал Адмиралтейской конторе построить сначала небольшое «образцовое судно» (модель), «не в такую меру, которым бы в море подойти под корабль, но ради показания и в реке испытания».

31 января 1720 г. было заведено «Дело» о постройке "потаенного судна". Надпись на обложке гласит: «Дело о построении села Покровского крестьянином Ефимом Прокофьевым потаенного судна модели, тут же об отпуске на построение лесов и разных материалов и припасов».

Адмиралтейств-коллегия в своем заседании определила: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина велеть образцовое судно делать...»

Учитывая приказание Петра I-строить судно, «таясь от чужого глазу», - Адмиралтейств-коллегия выделила для Никонова строительную площадку на Галерном дворе. Здесь Никонов соорудил сарай, в котором в феврале 1720 г. и была начата постройка модели, оконченная в 1721 г.

Сохранились любопытные документы, дающие некоторые представление о том, как проходила постройка сначала модели, а затем и самого «огненного потаенного судна». В одном из «доношений», написанных по просьбе и от имени Никонова «В контору Его превосходительству Господину Генерал-Майору, обер-сарвойеру Ивану Михайловичу Головину», читаем:

«Я ону модель в совершенство что подлежит привел, а ныне у меня остановка учинилась в оловянных досках, на которых подлежит провертеть по моему размеру пять тысяч дыр, о которых досках я подавал доношение наперед сего.

И то мое прежде поданное доношение по сие время не отправлено. Того ради всепокорно прошу дабы указом царского величества повелено было на оных досках провертеть пять тысяч дыр, а ежели не будут проверчены, чтоб нас того не взыскалось».

«Потаенного судна модели мастер» Ефим Никонов требовал «отпустить к строению» самые разнообразные материалы. Речь идет то о дубовых боченках, то о парусах «для накрывания», то о свечах и фонарях слюдяных, то о жестяных трубах, «для выливания из той модели воды». Есть упоминания о том, что для постройки модели были затребованы: доски сосновые (в четверть дюйма и в 2 дюйма) длиной 3 сажени, кожи юхотные, 15 полос железа шириной около 2 дюймов и толщиной четверть дюйма, медной проволоки 3 фунта («ценой по 5 рублев за фунт»), 10 оловянных досок, канаты в три и полтора дюйма, 40 аршин холста, 20 аршин «голантова полотна», 4 пуда смолы и т. п., включая инструмент, дрова и провиант.

Упоминается, что «при строении оной модели» с 15 февраля по 4 марта работало ежедневно по 10 «незаписных плотников».

Модель была испытана в присутствии Петра I, после чего Ефиму Никонову приказали начать постройку «потаенного огненного судна большого корпуса». Сооружение его закончили в 1724 г.

Название «огненное» относилось к вооружению судна огнеметными средствами. На это указывает следующая запись в журналах Адмиралтейств-коллегии 13 августа 1724 г.: «В главную артиллерию послать промеморию и требовать, дабы к «потаенному судну» десять труб медных повелено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии».

Недавно в Севастопольской морской библиотеке была обнаружена записка Петра I о применении на русских фрегатах зажигательных труб. В этой записке даются такие указания русским морякам:

«1. Надлежит во время боя фрегатам, зажигательные трубы имеющим, быть близь командующаго корабля, дабы приказ словесный слышать могли, над которым кораблем неприятельским повелено будет.

2. Ежели от стрельбы слышать не будет голосу, тогда будет поднят сигнал, а именно: зеленый гюйс на грот-стенге при вымпеле, который для позывания того фрегата командира учинен. Но понеже не может знать офицер сего фрегата, которому сигнал такой учинится, который неприятельский корабль зажечь, того ради при том же знаке поднят будет того капитана сигнал (который чинится для его позыву), с которым тот неприятельский корабль бьется, который велено зажечь.

3. Получая словесный или чрез сигнал указ, тотчас идти и зажечь неотменно, под наказанием яко преслушателя указа. Но при сем случае надобно резолютно и бережно поступать: 1-е) чтоб придти не сбоку корабля, но сзади, или лучше между боку и заду, к галлереям. 2-е) чтобы недалеко быть, дабы эффект трубы довольно исполниться мог. 3-е) бережно прыскать, дабы своего корабля не зажечь».

В дальнейшем эти указания Петра нашли свое отражение в написанном им Морском уставе. Такие же зажигательные трубы, очевидно, и предполагалось установить на «потаенном судне».

Спуск судна состоялся осенью 1724 г. Тотчас начались его испытания. При одном из погружений («опускиваний») оказалось поврежденным деревянное днище судна; вода стала проникать внутрь корпуса и судно пришлось вытащить на берег. Присутствовавший при этом Петр I подбодрил Никонова и приказал исправить повреждения, чтобы продолжать опыты.

Но эти погружения так и не состоялись: осенью 1724 г. Петр I серьезно заболел, а 25 января 1725 г. - скончался. Никонов лишился своего покровителя.

Еще во время болезни царя чиновники Адмиралтейств-коллегии стали притеснять Никонова. 18 декабря 1724 г. последовало такое решение:

«Крестьянина Ефима Никонова, который строил потаенное судно, отослать в Адмиралтейскую контору, где велеть ему, Никонову, оные суда совсем достроить и медные трубы сделать конечно с сего числа в месяц, и для того приставить к нему капрала или доброго солдата и велеть быть у того дела неотлучно. А имеющиеся у него припасы осмотреть и что к тому потребует, отпускать от той же конторы по рассмотрению, а чего в магазине не имеется, то купить, а по окончании того дела представить его, Никонова, с рапортом в Коллегию».

Из этого документа видно, что чиновники Адмиралтейств-коллегии перевели Никонова на положение полуарестованного. Пользовавшийся до того доверием самого Петра I изобретатель стал поднадзорным, - при нем неотступно находился солдат. Материалы для постройки судна теперь отпускались неохотно, после длительной и унизительной процедуры.

Несмотря на все эти преграды и трудности, Никонов к весне 1725 г. закончил все работы, что видно из записей в журнале Адмиралтейств-коллегии:

«1725 год. Марта 9 (№ 1110). Читан от Адмиралтейской конторы рапорт, в котором объявлено, что крестьянин Ефим Никонов потаенные суда на пробу сделал, и, выслушав, предложили: об оных судах доложить генерал-адмиралу и адмиралтейской коллегии президенту графу Апраксину и о том же требовать совета и от генерал-майора Ушакова, а упомянутого Никонова отдать до указу на расписку»

«Марта 16 (№ 1182). Вице-адмирал Змаевич доносил коллегии словесно, что по коллежской сего марта 9 дня резолюции о сделанных Ефимом Никоновым потаенном и огненном судах е. с. графу Апраксину докладывал, на что е. с. приказал: когда нынешнею весною лед на Неве реке скроется, тогда об оных судах доложить ему, генерал-адмиралу».

Весной 1725 г. «потаенное судно» было спущено на воду, но в его корпусе опять обнаружилась течь и оно было снова вытащено на берег. После этого у чиновников Адмиралтейств-коллегии интерес к продолжению опытов Никонова пропал. При Екатерине I еще предпринимались некоторые попытки исправления «потаенного судна», но после ее смерти Адмиралтейств-коллегия совершенно перестала интересоваться работами Никонова.

Преемники Петра I начали сильно урезывать кредиты на флот. В первую очередь были прекращены расходы на морские «затеи», вроде «потаенного судна», которое «пробовано-жь трижды и в воду опускивано, но только не действовало за повреждением и течькою воды». На запрос Адмиралтейств-коллегии о возможных действиях судна после исправления Никонов отвечал, что судно будет годно и человек в нем может пробыть дня два или три, но что действовать так, как было предложено в его проекте, судно будет не в состоянии, так как «оное сделано только для пробы, как дух переводить; о чем доносил блаженныя и вечно достойныя памяти его величеству».

В дальнейшем Никонов не получал никакой технической помощи для доведения своего изобретения до конца. Он настойчиво добивался отпуска средств на исправление поврежденной лодки и проведение новых опытов, но ему была отпущена крайне ограниченная сумма.

Последние испытания «потаенного судна» состоялись в 1727 г., но, однако, они не дали ожидаемых результатов: судно было слишком примитивным для плавания под водой, а тем более, для того, чтобы поражать корабли противника огневыми средствами.

Прямым следствием такого завершения испытаний явилось разжалование Ефима Никонова из мастеров в простые «адмиралтейские работники» и ссылка его в 1728 г. на Астраханскую верфь, о чем имеется следующая запись в журнале Адмиралтейств-коллегии:

«1728 год. Января 29 (№ 647). Читано из конторы адмиралтейской выписки потаенных судов о мастере Ефиме Никонове, который поданным своим в прошлом 718 году блаженныя и вечно достойныя памяти Е. И. В. прошением объявил, что сделал такое судно: когда на море будет тишина и оным судном будет ходить в воде потаенно и будет разбивать корабли, а по подаче того своего прошения через десять лет не токмо такого судна, ниже модели к тому делу действительно сделать не мог, которое хотя и строил из адмиралтейских припасов и адмиралтейскими служителями и на строение тех судов употреблена из адмиралтейских доходов не малая сумма, но оная по пробам явилась весьма не действительна, того ради его Никонова за те его недействительные строения и за издержку не малой на то суммы определить в адмиралтейские работники и для того отправить его в астраханское адмиралтейство с прочими отправляющимися туда морскими и адмиралтейскими служителями под караулом, которому денежное и хлебное жалование и мундир давать против прочих адмиралтейских работников с вышеписанного числа, а для пропитания в пути ему при С. Петербурге денежное и хлебное жалование против здешних адмиралтейских работников мая по 1 число сего 728 года».

«Потаенное судно» Никонова многие годы хранилось «от чужого глазу» в закрытом сарае, пока совсем не истлело.

Значительность изобретения Ефима Никонова дополняется его предложением применить водолазный костюм, являющийся прообразом современного водолазного скафандра. Никонов предусматривал возможность выхода людей в таких костюмах из судна в подводном положении для разрушения днища неприятельского корабля. В проекте указывалось, что водолаз должен быть одет в костюм из юхотной кожи с бочонком на голове, в котором должны быть сделаны против глаз окошки. Скважины и отверстия должны быть «убиты» свинцом, к спине должен быть прикреплен груз со свинцом или песком. Для работ «по провертке» и «зажиганию» кораблей водолаз должен был иметь особые инструменты, опись которых прилагалась к проекту.

Изобретением водолазного костюма особенно интересовался Петр I. Он несколько раз лично присутствовал на испытаниях костюма на Галерном дворе. Но преемники Петра I не сумели оценить и этой идеи изобретателя.

В течение 10 лет Никонов упорно трудился над созданием подводного судна, способного истреблять неприятельские корабли. В век деревянного судостроения он взялся за постройку подводной лодки, которая должна была обладать большой прочностью и герметичностью. Эта задача при тогдашнем уровне техники была невыполнимой. Следует учесть и ту неблагоприятную обстановку, в которой протекала деятельность Никонова. Чиновники-иноземцы презрительно относились к простому русскому крестьянину, а многие соотечественники, принимавшие участие в постройке «потаенного судна», не верили изобретателю. Несмотря ни на что, Никонов показал себя настоящим патриотом и упорно продолжал начатую работу. Не его вина, что он не смог завершить ее.




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз