03.01.2021

Немецкие подводные лодки Второй мировой войны: фото и технические характеристики. Подводный флот немцев во времена второй мировой Флаг кригсмарине


В этой статье вы узнаете:

Подводный флот Третьего Рейха имеет свою интересную историю.

Поражение Германии в войне 1914-1918 года принесло ей запрет на строительство подводных лодок, однако после прихода Адольфа Гитлера к власти кардинально изменило ситуацию с вооружением в Германии.

Создание ВМФ

В 1935 году Германия подписало военно-морское соглашение с Великобританией, результатом которого стало признание субмарин устаревшим оружием, и получение, таким образом, разрешение на их строительство Германией.

Все подводные лодки входили в подчинение Кригсмарине — ВМФ Третьего Рейха.

Карл Демиц

Летом этого же 1935 года фюрер назначает Карла Дёница командующим всеми субмаринами Рейха, на этом посту он находился до 1943 года, когда был назначен главнокомандующим ВМФ Германии. В 1939 году Дёниц получил звание контр-адмирала.

Множество операций разрабатывал и планировал лично он. Через год, в сентябре Карл становится вице-адмиралом, а еще через полтора года получает звание адмирала, в это же время он получает Рыцарский крест с Дубовыми листьями.

Именно ему принадлежит большинство стратегических разработок и идей, применённых во время подводных войн. Дёниц создал из своих подчинённых подводников новую сверхкасту «непотопляемые Пиноккио», а сам получил прозвище «Папа Карло». Все подводники проходили интенсивную подготовку, и знали возможности своей субмарины досконально.

Тактика ведения боя подводными лодками Дёница была настолько талантлива, что получила у противника прозвище «волчьи стаи». Тактика «волчьих стай» была следующей: субмарины выстраивались таким образом, чтобы одна из подводных лодок смогла обнаружить приближение конвоя противника. Нашедшая противника субмарина передавала зашифрованное сообщение в центр, и дальше она продолжала путь уже в надводном положении параллельно противнику, однако довольно удалено за ним. Остальные субмарины наводились центром на конвой противника, и они окружали его как стая волков и нападали, пользуясь численным превосходством. Такие охоты обычно велись в темное время суток.

Строительство

На вооружении ВМФ Германии находилось 31 боевая и учебная флотилия подводного флота. Каждая из флотилий имела четко организованную структуру. Число субмарин входящих в определенную флотилию могло, меняться. Субмарины часто выводились из состава одного подразделения и вводили в другое. Во время боевых выходов в море командованием занимался одним из командиров оперативной группой подводного флота, а в случаях очень важных операций управление на себя брал командующий подводного флота Бефельсхабером дер Унтерзееботе.

На протяжении войны Германия построила и полностью укомплектовала 1153 субмарины. Во время войны пятнадцать субмарин было изъято у противника, они были введены в «волчью стаю». Турецкая и пять голландских субмарин принимали участия в сражениях, две норвежские, три голландские и по одной французской и английской были учебные, четыре итальянских были транспортные и одна итальянская субмарина, стояла в доках.

Как правило, основными целями субмарин Дёница являлись транспортные суда противника, которые отвечали за обеспечение войск всем необходимым. Во время встречи с судном противника, действовал главный принцип «волчьей стаи» — уничтожить судов больше, чем противник сможет построить. Такая тактика приносила свои плоды с первых дней войны на огромных водных просторах от Антарктиды до Южной Африки.

Требования

Основой нацистского подводного флота были субмарины 1,2,7,9,14,23 серии. В конце 30-х годов Германия в основном строила подводные лодки трёх серий.

Главное требования к первым подлодкам — это применение субмарин в прибрежных водах, такими стали подлодки второго класса, они были просты в обслуживании, хорошо маневренны и могли погрузиться за несколько секунд, но их недостатком был маленький боекомплект, поэтому их сняли с производства в 1941 году.

Во время ведения боя в Атлантике применялась седьмая серия подлодок, разработкой которых изначально занималась Финляндия, они считались самыми надёжными, так как они были укомплектованы шноркелям — устройством, благодаря которому под водой можно было заряжать аккумулятор. Всего их было построено более семисот штук. Для ведения боя в океане использовались субмарины девятой серии, так как они имели большой радиус действия и могли без дозаправки плыть даже в Тихий океан.

Комплексы

Строительство огромной подводной флотилии подразумевало постройку комплекса оборонных сооружений. Предполагалась постройка мощных бетонных бункеров с укрепительными сооружениями для тральщиков и торпедных катеров, с наличием огневых точек и укрытий для артиллерии. Специальные укрытия также строились в Гамбурге, Киле на их военно-морских базах. После падения Норвегии, Бельгии и Голландии Германия получила дополнительные военные базы.

Так для своих субмарин нацисты создали базы в Норвежском Бергене и Тронхейме и французских Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Бордо.

В германском Бремене был оборудован завод по выпуску субмарин 11 серии, оборудован он был в середине громадного бункера возле реки Везер. Несколько баз для субмарин немцам предоставили и японские союзники база в Пенанге и на Малайском полуострове, так же в индонезийской Джакарте и японской Кобе был оборудован дополнительный центр для ремонта немецких субмарин.

Вооружение

Основным вооружением субмарин Дёница были торпеды и мины, эффективность которых постоянно повышалась. Также субмарины были укомплектованы артиллерийскими орудиями 88-мм либо 105-мм калибром, ещё могли быть установлены и зенитные пушки с калибром 20 мм. Однако начиная с 1943 года артиллерийские орудия постепенно снимались, так как эффективность палубного орудия существенно снизилась, а вот опасность авиационной атаки наоборот, заставила усилить мощь зенитного вооружения. Для эффективности ведения подводного боя немецкие инженеры смогли разработать детектор радарного излучения, что позволяло избегать английских радиолокационных станций. Уже в конце войны, немцы стали оборудовать свои подводные лодки большим количеством аккумуляторов, что позволяло развивать скорость до семнадцати узлов, однако окончание войны не позволило перевооружить флот.

Боевые действия

Субмарины участвовали в боевых операциях 1939-1945 года в 68 операциях. За это время субмаринами было потоплено 149 боевых кораблей противника, из них два линейных корабля, три авианосца, пять крейсеров, одиннадцать миноносцев и множество других суден, общим тоннажем 14879472 брутто-регистровые тонны.

Потопление Корейджес

Первой крупнейшей победой «волчьи стаи» стало потопление авианосца «Корейджес». Это произошло в сентябре 1939 года, авианосец был потоплен подлодкой U-29 под командованием капитан-лейтенанта Шухарта. После потопление авианосца субмарину четыре часа преследовали сопровождающие его эсминцы, однако U-29 смогла выскользнуть, почти без повреждений.

Уничтожение Ройял Оук

Следующей блистательной победой стало уничтожение Линкора «Ройял Оук». Произошло это после того как на военно-морскую базу Англии в Скала-Флоу проникла подводная лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанту Гюнтера Прина. После этого рейда флот Великобритании пришлось на полгода перебазировать в другое место.

Победа над Арк Ройял

Очередной громкой победой подводных лодок Дёница стало торпедирование Авианосца «Арк Ройял». В ноябре 1941 года субмарины U-81 и U-205, находящиеся возле Гибралтара получили приказ атаковать британские корабли, возвращающиеся с Мальты. В ходе атаки был поражен авианосец «Арк Ройял», сначала британцы надеялись, что смогут отбуксировать подбитый авианосец, однако этого сделать не получилось, и «Арк Ройял» затонул.

С начала 1942 года немецкие подводники начали проводить военные операции в территориальных водах США. Города Соединённых Штатов даже по ночам не были темными, грузовые суда и танкеры перемещались без военного сопровождения, поэтому количество уничтоженных американских судов исчислялось запасом торпед на субмарине, так субмарина U-552.за один выход потопила семь американских кораблей.

Легендарные подводники

Самыми результативными подводниками Третьего Рейха стали Отто Кречмер и капитан Вольфганг Лют, сумевшие потопить по 47 судов с тоннажем свыше 220 тысяч тонн. Наиболее результативной была подводная лодка U-48, экипаж которой потопил 51 судно, с тоннажем около 305 тысяч тонн. Самое длительное время в плаванье пребывала подводная лодка U-196, под командованием Эйтель-Фридриха Кентрата, которая пребывала в плаванье 225 суток.

Оборудование

Для связи с субмаринами использовались радиограммы, зашифрованные на специальной шифровальной машине «Энигма». Великобритания принимала все возможные усилия для получения этого устройства, так как расшифровать тексты по-другому не получалось, однако как только появлялась возможность выкрасть такую машину из захваченной субмарины, немцы первым делом уничтожали устройство и все шифровальные документы. Однако все-таки это им удалось после захвата U-110 и U-505, так же в руки попали и ряд зашифрованных документов. U-110 была атакована глубинными бомбами британцев в мае 1941 года, в результате повреждений субмарина вынуждена была всплыть, немцы планировали сбежать с субмарины и потопить ее, однако потопить её не успели, поэтому лодка была захвачена британцами, и в руки им попала «Энигма» и журналы с шифрами и картами минных полей. Для того, что бы тайна о захвате «Энигмы» была сохранена, из воды спасли весь уцелевший экипаж подводников, сама лодка вскоре была потоплена. Полученные шифры позволяли британцам до 1942 года быть в курсе немецких радиограмм, пока «Энигма» не была усложнена. Взломать этот шифр помог захват зашифрованных документов, находившихся на борту U-559. Она была атакована британскими эсминцами в 1942 году и взята на буксир, там же была найдена и новая вариация «Энигмы», однако субмарина начала быстро идти на дно и шифровальная машина вместе с двумя британскими матросами утонула.

Победы

За время войны немецкие субмарины захватывались много раз, некоторые из них также впоследствии ставились на вооружения флота противника, как например, U-57,ставшая британской подлодкой «Граф», проводившая боевые операции в 1942-1944 годах. Несколько из своих субмарин немцы потеряли из-за наличия брака в устройстве самих подводных лодках. Так субмарина U-377, пошла на дно в 1944 году из-за взрыва своей же циркулирующей торпеды, подробности потопления не известны, так как весь экипаж так же погиб.

Конвой фюрера

На службе у Дёница, так же находилось еще одно подразделение субмарин, получивших название «Конвой фюрера». В секретную группу входило тридцать пять субмарин. Англичане, считали что эти подводные лодки предназначались для перевозки полезных ископаемых из Южной Америки. Однако остаётся загадкой, почему в конце войны, когда подводный флот был почти полностью разрушен, Дёниц не вывел из «Конвоя фюрера» не одной субмарины.

Существую версии, что эти субмарины использовались для контроля над секретной нацистской Базой 211 в Антарктиде. Однако две из субмарин конвоя были обнаружены уже после войны возле Аргентины, капитаны которых утверждали, что перевозили неизвестный секретный груз и двух тайных пассажиров в Южную Америку. Некоторые из субмарин этого «призрачного конвоя» так и не были обнаружены после войны, да и военных документах упоминаний о них почти не было, это U- 465, U-209. Всего историки говорят о судьбе всего лишь 9 из 35 субмарин — U-534, U-530, U-977, U-234, U-209, U- 465, U -590,U-662, U863.

Закат

Началом конца для германских субмарин стал 1943 год, когда начались первые неудачи подводников Дёница. Первые провалы были обусловлены усовершенствованием радара союзников, следующим ударом по субмаринам Гитлера стала нарастающая индустриальная мощь США, они успевали строить корабли быстрее, чем немцы их топили. Даже установление новейших торпед на субмарины 13 серии, не смогли перевесить чашу весов в пользу нацистов. За время войны Германия потеряла почти 80% своих подводников, в конце войны в живых было только семь тысяч.

Однако субмарины Дёница до последнего дня сражались за Германию. Сам Дёниц стал приемником Гитлера, позже арестован и осужден на десять лет.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-220137-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-220137-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Ну что ж, как и обещал ранее, немного расскажу вам про германскую подлодку тип VII , по которой затем предстоит нам экскурсия изнутри – а для краткости, далее буду именовать её просто «семеркой».

Лодка ведь это совсем не простая, а знаменитая. Даже очень.
Она – самая главная героиня «битвы за Атлантику» с немецкой стороны. Но и не только. Отметилась она и в Средиземном море, причем отметилась неслабо. В Мексиканском заливе и в Карибском море. И в Западной Арктике. И даже в Индийский океан один раз сунула она свой нос.

Прошло уж шестьдесят пять лет, а насчет неё до сих пор идут ожесточенные споры у историков и любителей.
Одни обзывают подобные лодки «стальными гробами Дёница». Да, это так. Больше всего их погибло в войну из всех серий германских субмарин. Да и «обитаемость» (уровень внутреннего комфорта) у них была крайне низкая, по сравнению с другими лодками - как Германии, так и других стран. Она была максимально «заточена под оружие» в ущерб условиям службы экипажа, да.
Другие справедливо говорят, что такая лодка в руках умелого экипажа и инициативного командира достигала фантастических успехов, приходя из боевого похода. И это тоже правда – некоторые «семерки» возвращались на базу с 7-8 вымпелами после одного удачного боевого похода.

«Семерка» была прекрасно управляема, и ей принадлежит своеобразный рекорд реакции на опасность – она была способна во время крейсирования за 25-27 секунд (!) после момента обнаружения противника задраить люки и погрузиться на глубину 10 метров (при опытном экипаже, конечно). У нее был малозаметный невысокий силуэт, и достаточно совершенное торпедное оружие.

Не будем забывать, что «семеркой» была и U-47 Гюнтера Прина, потопившая линкор «Ройал Оак» в самом логове врага – британской базе Скапа-Флоу, в октябре 1939 г.
«Семерку» U-331 в Средиземном море вел в атаку барон Тизенгаузен в 1941 г. Результат атаки – потопление английского линкора «Бархэм» в открытом море. Это, бесспорно, выдающиеся достижения. Итак, уже два линкора.
На «семерке» U-99 воевал подводный ас №1 Второй Мировой войны Отто Кречмер. На том же типе воевали и другие асы – например Йоахим Шепке или Альбрехт Бранди (кстати, он получил все возможные степени отличия к Рыцарскому Кресту – Дубовые Листья, Мечи, Бриллианты).
Именно «семерки» топили авианосцы – U-29 - «Корейджес» в сентябре 1939 г. и U-81 - «Арк Ройял» в 1941 г.
А уж сколько всего остального они потопили, и в какие переплеты только не попадали! Даже самолеты самостоятельно (штатным зенитным вооружением) сбивали. Нескольких книг не хватит! Словом, противник серьезный.

А между тем «семерка» - просто пигалица для океанской лодки: всего-то 761-767 тонн водоизмещение.
И характеристики не очень серьезные. Посудите сами: под дизелем в надводном положении они выжимали максимум 17 узлов, а «экономический» (оптимальный по расходу топлива) ход составлял 10 узлов. Всего-навсего. А если лодка шла 12 узлов – то ее дальность уменьшалась на 3000 (!) миль, до 6500 миль.
Их главные враги – эсминцы – имели 32-36 узлов скорости надводного хода. То есть вдвое выше максимума «семерки».
Что касается подводного хода (на электромоторах), то тут впору вообще расплакаться: «семерка» могла пройти 140 миль на скорости 2 (два!) узла или 80 миль на скорости 4 узла. А максимум (на очень недолгое время!) могла дать около 6,5 узлов. То есть под водой она не бодро двигалась, а фактически «кралась на цыпочках».

Вообще-то, если бы большая война началась попозже, года эдак на три – то лодке этой вряд ли бы пришлось серьезно повоевать. Её бы сменила в качестве основной IX, а потом, возможно и XXI – «лодка будущего». Но у истории нет сослагательного наклонения, и как бы то ни было, эти субмарины врывались внутрь охранения конвоев, топили бесчисленное множество транспортов и даже – иногда - вражеские линкоры и авианосцы.

Есть у "семерки" и еще один рекорд, который вряд ли будет когда-то перекрыт. Это - самая массовая подлодка в истории судостроения, их было построено 660 (шестьсот шестьдесят!) штук. Но дошла до наших дней только одна - U-995, стоящая сейчас в Лабё.

Теперь посмотрите архивные фото «семерки».

Вот спуск на воду новой лодки проекта VIIc/41, Киль, «Германиа Верфт». 1943 г.

А это, пожалуй, самая знаменитая «семерка» - U-47 под командованием Гюнтера Прина, первого кавалера Рыцарского Креста среди подводников Кригсмарине. Она проникла в защищенную и строго охраняемую главную базу британского флота Скапа-Флоу, торпедировала линкор «Ройал Оак» и успешно вышла обратно, используя глубинные течения, вернувшись затем обратно в Германию.
После этого похода сама лодка U-47 получила вот эту эмблему (на фото) – «Бык Скапа-Флоу», как и сам корветтен-капитан Гюнтер Прин (он стоит справа с биноклем на рубке). Отличительный знак командира лодки - фуражка с белым верхом.

«Семерка» в «атлантическом камуфляже возвращается в базу Лориан во Франции. Вы также можете тут опознать командира лодки, по фуражке с белым верхом.

Посещение «семерки» главнокомандующим Кригсмарине адмиралом Редером (третий слева, со знаками различия адмирала).
Самый крайний справа – скромный капитан цур зее (по нашему, капраз) Карл Дёниц – да, да, этот тот самый «папа Карл», командующий подводными силами Кригсмарине и вдохновитель неограниченной подводной войны. Через четыре года он станет гросс-адмиралом Германии, сменит Редера на посту главнокомандующего, а еще через два года Гитлер в политическом завещании 30.04.1945 именно ему передаст полномочия фюрера Германского рейха и рейхспрезидента.

Погрузка торпеды G7e через торпедный люк во 2-м отсеке.
База Лориан, Франция, 1941 г.

Плакат с изображением лодки U-552 под командованием подводного аса Эриха Топпа. Предположительно база Сен-Назер, Франция – возвращение с боевого похода от берегов США, где он потопил в начале 1942 г. рекордный тоннаж транспортов и танкеров.

А вот и сам подводный ас Эрих Топп, снят у зенитного перископа U-552.

Еще один офицер U-552, во время крейсирования у берегов США, начало 1942 г.

А это вахта в ограждении боевой рубки U-86. Во время крейсироования у берегов США, октябрь 1942 г. Эта штука называется бинокль UZO, своеобразная замена перископу в надводном положении.

U-203. Обслуживание торпедных аппаратов в 1-м (носовом торпедном) отсеке.

На подлодках кригсмарине было принято каждые 4-5 дней извлекать торпеды из торпедных аппаратов для проверки приборов и профилактики. Обычно эту работу выполнял фельдфебель, зам. Командира минно-торпедной части лодки.

Приготовление еды на камбузе лодки проекта VIIc/41.

К сожалению, я не смог найти много снимков внутренней части лодки VIIc, а именно они понадобятся нам для сравнения. Но уж что есть – общее представление имеете.

Снимки взяты с книги М. Морозова «Германские подводные лодки VII серии» , текст – мой.

Следующий пост будет про мой поход внутри лодки U-995 и небольшой рассказ про её отсеки.

Для тех, кто хочет поподробнее.
Немного любопытной информации, из вышеупомянутой книги М. Морозова (извлечения).

Торпедное оружие

Главным оружием «семерок», безусловно, являлось торпедное. Оно было представлено четырьмя носовыми и одним кормовым 533-мм торпедными аппаратами с запасом торпед («угрей», как их называли на своем жаргоне германские подводники). Лодки модификации А располагали всего шестью запасными торпедами в носовом отсеке, однако на последующих сериях боекомплект возрос за счет размещения одной запасной торпеды в электромоторном отсеке и двух в надстройке. От последних отказались в начале 1943 г., поскольку участились случаи их повреждения в результате атак противолодочных сил.
Торпедные аппараты, по большинству параметров сходные с аналогичными других мировых флотов, тем не менее, имели ряд интересных особенностей. Выталкивание торпеды из них осуществлялось не сжатым воздухом, а специальным пневматическим поршнем, что значительно упрощало систему беспузырной торпедной стрельбы.
Изменение глубины хода и угла поворота гироскопа «угрей» могло производиться непосредственно в аппаратах, с находившегося в боевой рубке счетно-решающего прибора (СРП).
Конструкция аппарата обеспечивала свободный выход торпеды с глубин до 22 м. Перезарядка занимала сравнительно немного времени-для торпед, хранившихся внутри прочного корпуса, - от 10 до 20 минут.

Центральное место в комплексе торпедного вооружения подлодки занимал размещенный в боевой рубке счетно-решающий прибор. Механически в него поступали данные о курсе подлодки и ее скорости, а также считываемое с азимутального круга перископа или стойки «надводной прицельной оптики» (Uber-wasserzieloptik) направление на цель.
Обслуживавший СРП оберфельдфебель вручную по командам командира вводил в прибор курс, дистанцию, скорость и длину цели, а также боевой курс лодки. В течение нескольких секунд после этого прибор рассчитывал все необходимые для стрельбы данные и вводил их в торпеды. Стрельба осуществлялась по команде командира нажатием кнопок на стойке управления стрельбой, размещенной в центральном посту. На случай выхода из строя основной стойки в носовом отсеке имелась резервная. Любопытно отметить, что, несмотря на столь передовую для того времени технику, начиная с середины войны все большее значение стали приобретать методы торпедной стрельбы, не требующие точного прицеливания.

В течение всей войны в германском флоте на вооружении находились торпеды двух базовых проектов: сконструированная в начале 20-х гг. парогазовая G7a (G - обозначение калибра торпеды, 7 - длина в метрах) и принятая на вооружение в 1929 г. электрическая G7e (ее конструирование и испытания осуществлялись в 1923-1929 гг. зарегистрированной в Швеции германской фирмой IvS под завесой строгой секретности). В качестве прототипа для их разработки послужила 500-мм торпеда G7 образца 1916г. Обе торпеды имели длину 7186 мм и 280-кг боевое зарядное отделение (БЗО). Из-за тяжелой (665 кг) аккумуляторной батареи G7e имела массу, на 75 кг превосходившую G7a (1603 против 1528 кг). Наибольшие различия, безусловно, имели скоростные характеристики. На G7a могли устанавливаться режимы 44, 40 и 30-узлового хода, при которых она могла пройти 5500, 7500 и 12 500 м соответственно (позднее за счет совершенствования подогревательного аппарата дальности хода возросли до 6000, 8000 и 14 000 м).
Электрическая G7e на испытаниях в 1929 г. прошла всего 2000 м 28-узловым ходом, но к 1939 г. эти показатели возросли до 5000 м 30-узловым. В 1943 г. на вооружение поступила новая модификация G7e (ТЗа), в которой за счет изменения конструкции аккумуляторной батареи и введения системы подогрева торпеды в торпедном аппарате дальность удалось довести до 7500 м 29 - 30-узловым ходом.
Необходимо отметить, что в создании бесследных электроторпед немцы надолго оставили позади остальные мировые флоты, сумевшие обзавестись подобным оружием только к середине войны. Технология производства G7e была отработана настолько эффективно, что изготовление электроторпед оказалось и дешевле, и проще, по сравнению с парогазовым аналогом.

«Волчьим стаям» становилось все труднее прорывать охранение конвоев, стрельба же с больших дистанций редко приводила к успехам. Ответом на возникшую ситуацию стало появление прибора маневрирования FAT. Оснащенная им торпеда G7a после выстрела могла пройти дистанцию от 500 до 12 500 м, после чего повернуть в любую сторону на угол до 135 градусов. Дальнейшее движение осуществлялось со скоростью 5-7 узлов «змейкой»: длина участка от 800 до 1600 м, диаметр циркуляции - 300 м. Вероятность попадания такой торпеды, выпущенной с носовых курсовых углов конвоя поперек курса его движения, оказалась весьма высокой. Первая «семерка», вооруженная FAT, покинула порт 23.11.1942 г., а 29 декабря состоялась первая успешная атака. С мая 1943 г. прибор FAT II (длина участка «змейки» 800 м) начал устанавливаться и на торпедах G7e. Из-за малой дальности хода электроторпеды данная модификация рассматривалась германским командованием как оружие самообороны, выстреливавшееся из кормового торпедного аппарата навстречу преследующему эскортному кораблю.

Артиллерийское вооружение

К началу войны лодки VII серии несли 88-мм пушку SKC/35 с длиною ствола 45 калибров, находившуюся перед ограждением рубки (боекомплект 220 снарядов; снаряды передавались из артпогреба наверх вручную, по цепочке), и одноствольную 20-мм зенитную пушку Flaks на установке СЗО/37 с боезапасом в 1500 снарядов.

Последний случай применения 88-мм орудия в Атлантике имел место 19.6.1942 г., когда «семерка» U-701 в ожесточенном надводном бою потопила у м. Гаттерас американский вооруженный траулер YP-389. 14 ноября того же года последовало распоряжение BdU о демонтаже всех 88-мм орудий - возить этот лишний вес уже не было необходимости.

Первая партия из 40 20-мм спарок поступила на флот только к 15.7.1943 г., число же счетверенных «фирлингов» к этому времени не превышало десятка. Тем не менее, именно тогда получил утверждение новый состав зенитного вооружения, известный как «Башня 4». Он предусматривал размещение двух спаренных Flak38 на верхней платформе и одного «фирлинга» в «винтергартене». Первая переоборудованная подобным способом «семерка» U-758 8.6.1943 г. выиграла бой у восьми самолетов американского авианосца «Боуг». Хотя лодка, как и некоторые из нападавших, получила серьезные повреждения, а 11 членов ее экипажа были убиты или ранены, «эвенджерам» так и не удалось ни потопить, ни загнать субмарину под воду. 30.6.1943 г. BdU отдало приказ, согласно которому в поход могли выпускаться только те «у-боты», которые получили «Башню 4» с «фирлингом».

Одновременно состоялся очередной этап совершенствования зенитного вооружения «у-ботов». В боях весны - лета 1943-го выяснилось, что многочисленные 20-мм зенитные стволы могут причинить серьезные повреждения патрульному самолету, но не раньше, чем он успеет совершить атаку, которая при должном упорстве летчика должна была стать для лодки фатальной. Для того чтобы остановить атакующего, требовалось оружие куда более мощное и дальнобойное. Им стала автоматическая 37-мм пушка Flak М42, поступившая на вооружение Кригсмарине в середине 1943 г. Уже к 1 декабря 18 «семерок» поменяли свои «фирлинга» на новый автомат.

В течение войны германские подводные лодки всех типов сбили не менее 125 самолетов союзников (эти цифры не включают советские самолеты), потеряв от действий авиации 247 субмарин (не считая 51 уничтоженную стратегической авиацией в портах и еще 42, потопленные во взаимодействии с надводными кораблями). Необходимо отметить, что подавляющее большинство из 247 потерянных лодок было атаковано внезапно и лишь 31 погибла, пытаясь защищаться в надводном положении. Наибольших успехов в этом нетривиальном для субмарин виде деятельности добились «семерки» U-333, U-648, сбившие по три самолета, и U-256, одержавшая победу над четырьмя машинами.

Средства наблюдения

О командирских перископах, применявшихся на VII серии, известно не много. Это была труба с неподвижным окуляром, которая в верхней части могла выдвигаться телескопическим способом на значительную высоту. Головка перископа могла перемещаться в вертикальном секторе. Две пары оптических призм обеспечивали большую точность измерения дистанции до цели. Управление командирским перископом осуществлял сам командир, восседая на сидении велосипедного типа. Вращая педали, он проводил наблюдение по горизонту, а кнопкой в правой рукояти перископа фокусировал его на выбранном объекте. Как отмечалось в советских послевоенных отчетах, «оптика у перископов просветленная. Стекло очень высокого качества». Зенитный перископ имел более примитивную конструкцию, а наблюдение в него велось из центрального поста.
Так называемая «надводная прицельная оптика» включала в себя механически связанную с торпедным СРП стойку, на которую во время надводной атаки устанавливался цейсовский бинокль с многократным увеличением. Во время надводного плавания бинокль висел на шее вахтенного офицера и при погружении уносился в центральный пост.

Экипаж и обитаемость

Экипаж субмарины типа VIIC насчитывал 44 человека, в том числе четыре офицера. Командир по штатной категории имел звание капитан-лейтенанта. Второй фигурой на корабле был 1-й вахтенный офицер, совмещавший обязанности старшего помощника и командира минно-торпедной боевой части. 2-й вахтенный офицер исполнял обязанности, соответствовавшие в нашем флоте обязанностям командира БЧ-2. Последним, четвертым офицером являлся механик лодки.
Важный комплекс обязанностей ложился на плечи четырех обер-фельдфебелей. Один из них исполнял обязанности штурмана, второй - боцмана, двое остальных - старшего дизелиста и старшего моториста соответственно.
Обязанности фельдшера исполнял один из унтер-офицеров. Остальной личный состав лодки делился на технический (дизелисты, мотористы, радисты и торпедисты) и морской (рулевые, сигнальщики, артиллеристы, кок и боцманская команда) дивизионы.

Организация несения службы на германских подводных лодках мало походила на отечественную. Личный состав морского дивизиона делился на три смены. Ежедневно каждый матрос дивизиона тратил восемь часов на несение службы внутри лодки, четыре - на несение верхней вахты, четыре - на пищу и занятия и восемь часов на сон. Дизелисты и мотористы технического дивизиона несли шестичасовые вахты в две смены. Верхняя вахта менялась через каждые четыре часа. В ее состав входили вахтенный офицер и четыре сигнальщика. 1-й и 2-й вахтенный офицеры заступали на верхнюю вахту дважды в сутки с 12-часовым интервалом.

«Семерки» относились к самым маленьким подводным лодкам океанского класса. Отсюда и крайне примитивная, некомфортная для человека обитаемость у всех вариантов этой субмарины, не исключая и VIIC/41. Даже Дёниц в своих мемуарах был вынужден признать: «Немецкие подводные лодки по сравнению с подводными лодками других стран имели гораздо худшую обитаемость, так как были построены по принципу максимального использования каждой тонны водоизмещения для собственно боевых качеств лодки. На лодках отказывались от всего, что могло именоваться комфортом, все необходимое для ведения боевых действий загружалось до допустимых пределов. Койки в течение нескольких недель были заняты ящиками с провиантом. В забитых до отказа отсеках оставались лишь узкие проходы».
Даже по штатному расписанию рядовые матросы жили в отсеке, где на 22 человека приходилось всего 12 коек. Не намного лучше размещались унтер-офицеры, имевшие восемь коек на 14 человек. У офицеров и обер-фельдфебелей были индивидуальные койки, установленные в два яруса, как в солдатской казарме. Для хранения личных вещей членов экипажа имелся специальный шкаф с множеством закрывающихся на ключ индивидуальных ящичков. Характерный тяжелый запах на лодке обильно сдабривался французским одеколоном, имевшимся практически у каждого члена команды.

Судьба уцелевших «Семерок»

После окончания Второй мировой войны судьба кораблей Кригсмарине решалась на Потсдамской конференции. Часть их делилась между флотами великих держав, остальные подлежали уничтожению.
Германские подводные лодки, оказавшиеся в числе последних, были собраны в Лох-Раине на побережье Шотландии. Затем их группами выводили в море для затопления в 30 милях к северу от Малин-Хеда. Если не срабатывали подрывные заряды, субмарины топили артиллерийским огнем эсминцы - британский «Онслоу» и польский «Блискавица». В ходе этой операции, получившей кодовое название «Дедлайт» и продолжавшейся с ноября 1945 г. - по январь 1946 г., пошли ко дну 119 немецких субмарин, в том числе и 83 единицы VII серии: из них по одной лодке серий VIID и VIIF, остальные - VIIC и VIIC/41.
30 «у-ботов» разных типов распределили среди трех стран-победительниц - США, СССР и Великобритании - в качестве трофеев. Две «семерки» вошли в послевоенное время в состав военно-морских сил Франции под названиями - «Милле» (бывшая U-471) и «Лоби» (бывшая LJ-766). Первая была повреждена авиацией союзников в Тулоне во время налета 6 августа 1944 г. и в таком состоянии досталась французам. Вторая, исключенная из состава Кригсмарине в августе 1944 г., была захвачена после капитуляции в Ла-Рошели. Французы сумели набрать запасных частей из десятка поврежденных лодок, оставшихся после капитуляции немцев во Франции, и ввести обе названные субмарины в строй. «Милле» долго оставалась в составе французского флота, и ее списали лишь в октябре 1963 г., «Лоби» - на три года раньше.
Три лодки типа VII - U-926, U-995 и U-1202 из британской доли раздела вошли в состав норвежских Королевских военно-морских сил. Они стали именоваться соответственно «Киа», «Каура» и «Кинн» и еще полтора десятка лет числились среди действующих. Об одной из них, U-995, речь пойдет ниже.
США приняли в качестве трофеев U-977 и U-1105, первая из них была потоплена 2 февраля 1946 г. во время торпедных стрельб. Великобритания получила целых шесть «семерок» и также использовала их в экспериментальных целях.
В 1946 г. после раздела германского флота в Советский Союз поступили и четыре лодки VII серии -U-1057, U-1058, U-1064 и U-1305. Все они под наименованиями Н-22-Н-25, а с июня 1949 г. как С-81 -С-84 служили в составе Балтийского флота вплоть до конца декабря 1955 г., затем три из них были исключены из списков кораблей ВМФ в 1957- 1958 гг. Интересно отметить, что бывшая U-1305 использовалась на Северном флоте в 1957 г. в районе островов Новая Земля в качестве мишени при испытании новых видов оружия, в том числе и атомных торпед. Там она и была затоплена в октябре того же года. Долгожителем оказалась U-1064, которую после разоружения переформировали сначала в плавучую зарядовую станцию ПЗС-33, а с 1 июня 1957 г. - в учебно-тренировочную станцию УТС-49. В этом качестве она прослужила до марта 1974 года.

Одна из лодок серии VIIC сохранилась до наших дней. Это U-995, построенная фирмой «Блом унд Фосс» в 1943 году. 8 мая 1945 г., т.е. во время капитуляции нацистской Германии, она находилась на ремонте в Тронхейме и не разделила судьбы других немецких подводных лодок, а была включена в состав норвежского флота под названием «Каура» и служила в основном учебным кораблем. В январе 1963 г. ее исключили из списков флота. Тогда же на правительственном уровне и начались переговоры о судьбе этой лодки между Норвегией и ФРГ, длившиеся несколько лет. В 1965 г. субмарину доставили в Западную Германию; несколько лет она простояла в Киле. Наконец, в 1971 г. ее передали Германскому морскому союзу. Подлодку реконструировали, придав ей вид, какой она имела в конце войны. С марта 1972 г. U-995 - составная часть морского мемориального комплекса в местечке Лабё, недалеко от Киля.

Итог любой войны зависит от многих факторов, среди которых немалое значение имеет, конечно же, вооружение. Несмотря на то что абсолютно все немецкие были очень мощными, поскольку лично Адольф Гитлер считал их наиболее важным оружием и уделял немалое внимание развитию этой промышленности, им не удалось нанести противникам урона, который бы значительно повлиял на ход войны. Почему так произошло? Кто стоит у истоков создания подводной армии? Были ли на самом деле германские подводные лодки Второй мировой войны столь непобедимыми? Почему такие предусмотрительные нацисты так и не смогли одолеть Красную армию? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете в обзоре.

Общая информация

В совокупности вся техника, стоявшая на вооружении Третьего рейха в течение Второй мировой войны, носила название «Кригсмарине», а подводные лодки составляли значительную часть арсенала. В отдельную отрасль подводное оборудование перешло 1 ноября 1934, а расформирован флот был уже после того как война окончилась, т. е. просуществовав менее десятка лет. За столь короткий промежуток времени немецкие подводные лодки Второй мировой войны принесли немало страха в души своих противников, оставив свой огромный след на кровавых страницах истории Третьего рейха. Тысячи погибших, сотки потопленных кораблей, все это осталось на совести выживших нацистов и их подчиненных.

Главнокомандующий Кригсмарине

Во времена Второй мировой войны у руля Кригсмарине стоял один из самых известных нацистов - Карл Дениц. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне сыграли, безусловно, важную роль, но без этого человека этого бы не произошло. Он лично занимался созданием планов по атаке противников, участвовал в атаках на множество кораблей и добился успехов на этой стезе, за что и был награжден и - одной из самых значительных наград нацистской Германии. Дениц был почитателем Гитлера и являлся его преемником, что немало ему навредило во время Нюрнбергского процесса, ведь после смерти фюрера он считался главнокомандующим Третьего рейха.

Технические характеристики

Несложно догадаться, что за состояние подводной армии отвечал Карл Дениц. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне, фото которых доказывают их мощь, обладали впечатляющими параметрами.

В общем, на вооружении Кригсмарине стоял 21 вид подлодок. Они обладали такими характеристиками:

  • водоизмещение: от 275 до 2710 тонн;
  • надводная скорость: от 9,7 до 19,2 узлов;
  • подводная скорость: от 6,9 до 17,2;
  • глубина погружения: от 150 до 280 метров.

Это доказывает, что немецкие подводные лодки Второй мировой войны были не просто мощными, они были наиболее мощными среди вооружения стран, воевавших с Германией.

Состав Кригсмарине

К военным лодкам флота Германии относилось 1154 субмарины. Примечательно, что вплоть до сентября 1939 года подводных лодок было всего 57 штук, остальные были построены специально для участия в войне. Некоторые из них являлись трофейными. Так, насчитывалось 5 голландских, 4 итальянских, 2 норвежских и по одной английской и французской субмарин. Все они также находились на вооружении Третьего рейха.

Достижения ВМФ

Кригсмарине на протяжении всей войны наносил немалый ущерб своим противникам. Так, например, наиболее результативный капитан Отто Кречмер потопил почти пятьдесят вражеских судов. Есть свои рекордсмены и среди судов. Например, германская подлодка U-48 потопила 52 судна.

На протяжении всей Второй мировой войны удалось уничтожить 63 миноносца, 9 крейсеров, 7 авианосцев и даже 2 линкора. Самой крупной и примечательной победой для германской армии среди них можно считать затопление линкора «Роял Оук», экипаж которого состоял из тысячи человек, а его водоизмещение составляло 31200 тонн.

План Z

Поскольку Гитлер считал свой флот крайне важным для торжества Германии над другими странами и испытывал к нему исключительно положительные чувства, то он уделял ему немалое внимание и не ограничивал финансирования. В 1939 году был разработан план по развитию Кригсмарине на ближайшие 10 лет, которому, к счастью, так и не удалось воплотиться в жизнь. Согласно этому плану, должны были быть построены еще несколько сотен самых мощных линкоров, крейсеров и подводных лодок.

Мощные немецкие подводные лодки Второй мировой войны

Фото некоторой сохранившейся германской подводной техники дают представление о мощности Третьего рейха, но лишь слабо отражают, насколько сильной была эта армия. Больше всего в немецком флоте было подлодок типа VII, они обладали оптимальными мореходными качествами, имели средние размеры, а главное, их строительство было относительно недорогим, что немаловажно в

Они могли погружаться на глубину до 320 метров при водоизмещении до 769 тонн, экипаж составлял от 42 до 52 служащих. Несмотря на то что «семерки» были довольно качественными лодками, со временем вражеские Германии страны улучшали свое вооружение, поэтому немцам тоже пришлось поработать над модернизацией своего детища. В результате этого у лодки появилось еще несколько модификаций. Наиболее популярной из них была модель VIIC, которая стала не только олицетворением военной мощи Германии во время нападения на Атлантику, но и была значительно более удобной, нежели предыдущие версии. Внушительные габариты позволили установить более мощные дизельные двигатели, а последующие модификации отличались еще и прочными корпусами, что позволяло глубже погружаться.

Немецкие подводные лодки Второй мировой войны подвергались постоянному, как сейчас бы сказали, апгрейду. Одной из наиболее инновационных моделей принято считать тип XXI. В этой подлодке была создана система кондиционирование воздуха и дополнительное оборудование, которое было предназначено для более длительного пребывания команды под водой. Всего было построено 118 лодок этого типа.

Результаты деятельности Кригсмарине

Германии Второй мировой войны, фото которых довольно часто можно встретить в книгах о военном оборудовании, сыграли очень важную роль в наступлении Третьего рейха. Их мощь нельзя недооценивать, но стоит учитывать, что даже при такой протекции со стороны самого кровавого фюрера в мировой истории немецкому флоту так и не удалось приблизить свою державу к победе. Вероятно, недостаточно лишь хорошего оснащения и сильной армии, для победы Германии не хватило той смекалки и храбрости, которой обладали храбрые воины Советского Союза. Всем известно, что нацисты были невероятно кровожадными и на своем пути мало чем гнушались, но не помогла им ни невероятно оснащенная армия, ни отсутствие принципов. Бронированная техника, огромное количество боеприпасов и новейшие разработки не принесли Третьему рейху ожидаемых результатов.

У этого термина существуют и другие значения, см. 5 я флотилия кригсмарине. 5 я флотилия миноносцев кригсмарине 5. Torpedoboots Flottille Годы существования 1938 1945 Страна Третий рейх Входит в Кригсмарине Тип … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. 6 я флотилия кригсмарине. 6 я флотилия миноносцев кригсмарине 6. Torpedoboots Flottille Годы существования 1938 1944 Страна Третий рейх Входит в Кригсмарине Тип … Википедия

1. Torpedoboots Flottille Годы существования октябрь 1939 август 1941 Страна Третий рейх Входит в Кригсмарине Тип Военно морской флот … Википедия

13 я флотилия подводных лодок кригсмарине 13. Unterseebootflottille. Годы существования июнь 1943 май 1945 Страна Третий рейх Входит в Кригсмарине … Википедия

2. Torpedoboots Flottille Годы существования октябрь 1939 май 1945 Страна Третий рейх Входит в Кригсмарине Тип Военно морской флот … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. 10 я флотилия кригсмарине. 10 я флотилия миноносцев кригсмарине 10. Torpedoboots Flottille Годы существования 1944 1945 Страна Третий рейх Входит в Кригсмарине Тип … Википедия

11. Unterseebootflottille. Годы существования 15 мая 1942 май 1945 Страна Третий рейх Входит в … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. 3 я флотилия. 3 я флотилия миноносцев кригсмарине 3. Torpedoboots Flottille Годы существования 1941 1945 Страна Третий рейх Входит в Кригсмарине Тип … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. 4 я флотилия. 4 я флотилия миноносцев кригсмарине 4. Torpedoboots Flottille Годы существования 1943 1944 Страна Третий рейх Входит в Кригсмарине Тип … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. 7 я флотилия кригсмарине. 7 я флотилия миноносцев кригсмарине 7. Torpedoboots Flottille Годы существования 1940 Страна Третий рейх Входит в Кригсмарине Тип … Википедия

Книги

  • Кригсмарине. Облик
  • Кригсмарине. Облик , В. Б. Ульянов. Материалы для историков, коллекционеров, киностудий и просто интересующихся военной символикой государств, участников Второй Мировой Войны. Книга охватывает основные знаки различия и награды…

Подводный флот в составе кригсмарине Третьего рейха был создан 1.11.1934 и прекратил свое существование вместе с капитуляцией Германии во Второй мировой войне. За время своего относительно недолгого существования (около девяти с половиной лет) германский подводный флот сумел вписать себя в военную историю в качестве самого многочисленного и смертоносного подводного флота всех времен и народов. Германские субмарины, внушавшие ужас капитанам морских судов от мыса Нордкап до мыса Доброй Надежды и от Карибского моря до Малаккского пролива, благодаря мемуарам и кинофильмам уже давно превратились в один из военных мифов, за пеленой которого часто становятся незаметными реальные факты. Вот некоторые из них.

1. В составе кригсмарине воевали 1154 подводные лодки, построенные на германских верфях (включая подводную лодку U-А, которая изначально строилась в Германии для ВМС Турции). Из 1154 субмарин 57 подводных лодок были построены до войны, а 1097 – в период после 1 сентября 1939 года. Средние темпы ввода в строй германских подводных лодок во время Второй мировой войны составляли 1 новая подлодка каждые два дня.

Недостроенные немецкие подводные лодки типа XXI на слипах №5 (на переднем плане)
и №4 (справа вдали) верфи AG Weser в Бремене. На фото во втором ряду слева направо:
U-3052, U-3042, U-3048 и U-3056; в ближнем ряду слева направо: U-3053, U-3043, U-3049 и U-3057.
Справа вдали – U-3060 и U-3062
Источник: http://waralbum.ru/164992/

2. В составе кригсмарине воевал 21 тип подводных лодок германской постройки со следующими техническими характеристиками:

Водоизмещение: от 275 тонн (подлодки типа ХХII) до 2710 тонн (тип Х-В);

Скорость в надводном положении: от 9,7 узла (тип ХХII) до 19,2 узла (тип IХ-D);

Скорость в подводном положении: от 6,9 узла (тип II-А) до 17,2 узла (тип ХХI);

Глубина погружения: от 150 метров (тип II-А) до 280 метров (тип ХХI).


Кильватерная колонна немецких подводных лодок (тип II-A) в море во время маневров, 1939 год
Источник: http://waralbum.ru/149250/

3. В состав кригсмарине входило 13 трофейных подводных лодок, в том числе:

1 английская: «Seal» (в составе кригсмарине – U-B);

2 норвежские: В-5 (в составе кригсмарине – UС-1), В-6 (в составе кригсмарине – UС-2);

5 голландских: О-5 (до 1916 года – британская подлодка Н-6, в составе кригсмарине – UD-1), О-12 (в составе кригсмарине – UD-2), О-25 (в составе кригсмарине – UD-3), О-26 (в составе кригсмарине – UD-4), О-27 (в составе кригсмарине – UD-5);

1 французская: «La Favorite» (в составе кригсмарине – UF-1);

4 итальянские: «Alpino Bagnolini» (в составе кригсмарине – UIT-22); «Generale Liuzzi» (в составе кригсмарине – UIT-23); «Comandante Capellini» (в составе кригсмарине – UIT-24); «Luigi Torelli» (в составе кригсмарине – UIT-25).


Офицеры кригсмарине осматривают британскую подводную лодку «Сил» (HMS Seal, N37),
захваченную в проливе Скагеррак
Источник: http://waralbum.ru/178129/

4. В ходе Второй мировой войны германские подводные лодки потопили 3083 торговых судна общим тоннажем 14528570 тонн. Самый результативный капитан подлодок кригсмарине – Отто Кречмер, потопивший 47 судов общим тоннажем 274333 тонны. Самая результативная подводная лодка – U-48, потопившая 52 судна общим тоннажем 307935 тонн (спущена на воду 22.4.1939, а 2.4.1941 получила тяжелые повреждения и больше в боевых действиях не участвовала).


U-48 - наиболее успешная германская подлодка. На снимке она находится
почти на половине пути к своему конечному результату,
как это показано белыми цифрами
на рубке рядом с эмблемой лодки («Трижды черный кот»)
и персональной эмблемой капитана подлодки Шульце («Белой ведьмой»)
Источник: http://forum.worldofwarships.ru

5. За время Второй мировой войны германские подводные лодки потопили 2 линкора, 7 авианосцев, 9 крейсеров и 63 эскадренных миноносца. Самый крупный из уничтоженных кораблей – линкор «Royal Oak» (водоизмещение – 31200 тонн, экипаж – 994 человека) – потоплен подводной лодкой U-47 на собственной базе Скапа-Флоу 14.10.1939 (водоизмещение – 1040 тонн, экипаж – 45 человек).


Линейный корабль «Royal Oak»
Источник: http://war-at-sea.narod.ru/photo/s4gb75_4_2p.htm

Командир немецкой подводной лодки U-47 капитан-лейтенант
Гюнтер Прин (Günther Prien, 1908–1941) раздает автографы
после потопления британского линкора «Royal Oak»
Источник: http://waralbum.ru/174940/

6. Во время Второй мировой войны германские подводные лодки совершили 3587 боевых походов. Рекордсменом по количеству боевых походов является подлодка U-565, совершившая 21 поход, в ходе которых потопила 6 судов общим тоннажем 19053 тонны.


Немецкая подводная лодка (тип VII-B) во время боевого похода
подходит к кораблю для обмена грузами
Источник: http://waralbum.ru/169637/

7. В ходе Второй мировой войны безвозвратно потеряна 721 германская подводная лодка. Первой потерянной подводной лодкой является субмарина U-27, потопленная 20.9.1939 британскими эсминцами «Fortune» и «Forester» западнее берегов Шотландии. Последней потерей является подлодка U-287, подорвавшаяся на мине в устье Эльбы уже после формального окончания Второй мировой войны (16.05.1945), возвращаясь из своего первого и единственного боевого похода.


Британский эсминец HMS Forester, 1942 год




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз