30.09.2021

Защита гражданского населения и гражданских объектов со стороны мгп. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов Перевод "гражданского населения во время войны" на французский


Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (Четвертая Женевская конвенция) была подписана 12 августа 1949 года и вступила в силу в 1950 году. Состоит их 4 разделов, 159 статей и приложений.

Согласно конвенции, в случае объявленной войны или другого вооруженного конфликта между участниками соглашения стороны гарантируют, что лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (включая военнослужащих, которые сложили оружие или перестали сражаться из-за болезни, ранения и т. п.), при всех обстоятельствах будут пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации. Кроме того, конвенция запрещает посягательства на жизнь и человеческое достоинство, пытки, взятие заложников, внесудебную расправу. Граждане какого-либо государства, не связанного настоящей Конвенцией, не состоят под ее защитой. Граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, и граждане какого-либо совоюющего государства не будут рассматриваться в качестве покровительствуемых лиц до тех пор, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся. Лица, которые состоят под защитой Женевской конвенции от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, или Женевской конвенции от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых, больных и потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, или Женевской конвенции от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными, не будут рассматриваться в качестве лиц, которые пользуются покровительством по смыслу настоящей Конвенции. Если на оккупированной территории отдельное лицо, находящееся под покровительством Конвенции, задержано в качестве шпиона или диверсанта, или в качестве подозреваемого на законном основании в деятельности, угрожающей безопасности оккупирующей державы, данное лицо может быть лишено прав на связь, предоставляемых данной Конвенцией. Положения этого документа касаются всего населения находящихся в конфликте стран без какой-либо дискриминации, в частности, по причинам расы, национальности, религии или политических убеждений, и должны способствовать смягчению страданий, порождаемых войной. Еще в мирное время Договаривающиеся Стороны, а после начала военных действий Стороны, находящиеся в конфликте, могут создавать на своей собственной территории, а в случае необходимости, на оккупированных территориях, санитарные и безопасные зоны и местности, организованные таким образом, чтобы оградить от действий войны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста. Каждая находящаяся в конфликте Сторона будет содействовать мероприятиям по розыску убитых и раненых, по оказанию помощи потерпевшим кораблекрушение и прочим лицам, подвергающимся серьезной опасности, а также по их ограждению от ограбления и дурного обращения. Гражданские больницы, организованные для оказания помощи раненым, больным, инвалидам и роженицам, не могут ни при каких обстоятельствах быть объектом нападения, но будут во всякое время пользоваться уважением и покровительством со стороны находящихся в конфликте Сторон. Покровительство, на которое имеют право гражданские больницы, может прекратиться лишь в том случае, если они используются не только для их гуманитарных целей, но и для совершения действий, направленных против неприятеля.

Таким же уважением должны пользоваться транспортировочные средства, предназначенные для перевозки раненых, инвалидов и рожениц, и летательные аппараты для этих же целей.

Каждое лицо, находящееся на территории состоящей в конфликте Стороны или на оккупированной ею территории, сможет сообщать членам своей семьи, где бы они ни находились, а также получать от них сведения чисто семейного характера. Эта переписка должна будет пересылаться быстро и без промедления, не вызываемого необходимостью. Покровительствуемые лица имеют право при любых обстоятельствах на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям. С ними будут всегда обращаться гуманно, и, в частности, они будут охраняться от любых актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. Женщины будут специально охраняться от всяких покушений на их честь и, в частности, от изнасилования, принуждения к проституции или любой другой формы покушений на их нравственность. Никакие меры принуждения ни физического, ни морального порядка не должны применяться к покровительствуемым лицам, в частности, с целью получения от них или от третьих лиц сведений. Любое покровительствуемое лицо, которое пожелало бы покинуть территорию в начале или во время конфликта, будет иметь право сделать это в том случае, если его выезд не противоречит государственным интересам страны. Покровительствуемые лица во всех случаях могут получать пособия от своей родины, от державы - покровительницы. Распоряжение об интернировании или принудительном поселении покровительствуемых лиц в определенном месте может быть дано только в том случае, если это совершенно необходимо для безопасности державы, во власти которой они находятся. Покровительствуемые лица, которые находятся на оккупированной территории, не будут ни в коем случае и никаким образом лишены преимуществ настоящей Конвенции. Воспрещаются по каким бы то ни было мотивам угон, а также депортирование покровительствуемых лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого другого государства. Всякое уничтожение оккупирующей державой движимого или недвижимого имущества, являющегося индивидуальной или коллективной собственностью частных лиц или государства, воспрещается.

Цели и задачи модуля:

Рассмотреть, в каких документах МГП содержатся положения, касающиеся защиты гражданского населения и гражданских объектов; дать представление о том, какая защита и как должна предоставляться гражданскому населению и гражданским объектам в случае вооруженных конфликтов.

План модуля:

Четвертая Женевская конвенция 1949 г., ее значение и основные положения;

два Дополнительных Протокола 1977 г., их вклад в усиление защиты гражданского населения и гражданских объектов;

принцип соразмерности, его суть;

Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 г. и Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г., их роль в усиление защиты гражданского населения.

Международное гуманитарное право достаточно долго обходило стороной такой вопрос, как защита гражданского населения во время войны. Таким образом, гражданские лица были фактически лишены правовой защиты и отданы на милость воюющих сторон. Лишь в Гаагской конвенции 1907 года появляется несколько пунктов, посвященных защите гражданского населения на оккупированных территориях.

Кардинальное изменение ситуации начинается лишь в 1949 году, когда принимаются Женевские конвенции, четвертая из которых целиком посвящена защите гражданского населения. Недаром известный юрист Жан Пикте называл эту конвенцию главным достижением Дипломатической конференции 1949 года. Действительно, если вопросы защиты раненых, больных воинов, военнопленных и лиц, потерпевших кораблекрушение, рассматривались и ранее в Женевских и Гаагских конвенциях, то защита гражданского населения была основательно прописана впервые.

Возможно, на рубеже XIX-XX вв. действительно не было особой необходимости посвящать этому отдельную конвенцию. Во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. только 2% погибших были гражданскими лицами, во время первой мировой войны - 5%. Вторая мировая война, в которой половина погибших были мирными жителями, стала настоящим потрясением. Неудивительно, что после нее была принята четвертая Женевская конвенция.

Одной из важнейших статей в ней является ст. 32, запрещающая воюющим сторонам «принятие каких-либо мер, могущих причинить физическое страдание или привести к уничтожению покровительствуемых лиц…». В тексте конвенции впервые были закреплены нормы, запрещающие применение пыток, репрессалий и коллективных наказаний гражданских лиц, а также любые меры запугивания и террора в отношении гражданского населения.

Данная Конвенция детально регламентировала статус гражданского населения на оккупированных территориях, но многие важные вопросы обеспечения защиты гражданского населения и гражданских объектов непосредственно в районах боевых действий продолжали оставаться вне сферы международно-правового регулирования.

В четвертой Женевской конвенции, в частности, указывается, что интернирование гражданского населения разрешено только в том случае, если это совершенно необходимо для безопасности державы, во власти которой они находятся. Причем эта держава должна обращаться с интернируемыми гуманно, обеспечить их продовольствием, медицинской помощью и т.д. Места интернирования не должны располагаться в районах, особо подвергающихся военной опасности. (Интернирование - особый режим ограничения свободы, устанавливаемый одной воюющей стороной для граждан другой стороны или иностранцев; перемещение этих людей в места, где легче осуществлять надзор за ними).

На оккупированных территориях гражданских лиц в возрасте до 18 лет нельзя принуждать к труду, и никого из гражданских лиц нельзя заставлять принимать участие в военных действиях, также как нельзя заставлять выполнять работу, имеющую непосредственное отношение к ведению военных действий. Люди, привлекаемые к работе, должны получать за нее соответствующее денежное вознаграждение.

Оккупирующая держава обязана обеспечить поставки продуктов питания и медикаментов, работу служб коммунального хозяйства и здравоохранения на оккупированной территории. Если она не может обеспечить все это, она обязана принимать грузы гуманитарной помощи из-за рубежа.

Признавая право иностранцев покидать страну в начале и разгар конфликта, Конвенция также подтверждает право государства задерживать тех, кто может обратить против него оружие или владеет государственными тайнами. Те, кому отказано в отъезде, могут в суде оспаривать отказ.

Один из разделов Конвенции посвящен законодательству на оккупированных территориях. Защищая население от произвола, Конвенция в то же время утверждает, что оккупационные власти должны быть в состоянии поддерживать порядок и противостоять бунтам.

В нормальной обстановке оккупационные власти должны поддерживать существующее в оккупированной стране законодательство и существующие суды. Оккупанты не имеют права изменять статус должностных лиц и судей на оккупированных территориях, равно как и наказывать их за то, что они воздерживаются от выполнения своих обязанностей по соображениям совести.

Гражданские лица, по какой-либо причине лишенные свободы, должны пользоваться, по сути, теми же льготами, что и военнопленные.

Как уже упоминалось, четвертая Женевская конвенция явилась настоящим прорывом, но ее важнейшие положения не применялись к той части гражданского населения, которая находится в районах боевых действий, где как раз наиболее высока степень угрозы их жизни. В силу этого четвертая Конвенция не решила в полной мере проблему обеспечения защиты гражданского населения от опасностей, возникающих непосредственно в ходе военных действий.

В Первом Дополнительном протоколе впервые в международном праве был четко сформулирован сам принцип защиты гражданского населения, раскрыто его основное содержание, конкретизированы нормы, определяющие условия предоставления защиты гражданским лицам, определены основные обязанности воюющих сторон в отношении обеспечения защиты гражданского населения.

Центральное место в Первом Дополнительном протоколе занимает ст. 48 «Основная норма», которая устанавливает, что «для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов». Впервые также закреплены нормы, устанавливающие, что «в случае сомнения относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским лицом, оно считается гражданским лицом», то есть таким, которое не принадлежит к личному составу вооруженных сил и не принимает участия в военных действиях.

Разумеется, гражданское лицо может быть любого возраста, пола, профессии (в том числе журналист), хотя защита некоторых категорий гражданского населения (в частности, медицинского персонала, священнослужителей, женщин, детей до 15 лет, персонала организаций гражданской обороны) прописывается в международном гуманитарном праве особо. Организациям гражданской обороны посвящена целая глава (ст. 61 - 67) Первого дополнительного протокола - потому, что эти организации играют огромную роль в защите гражданского населения. Персонал и имущество организаций гражданской обороны должны пользоваться уважением и защитой, на них не должно совершаться нападений. На оккупированных территориях гражданские организации гражданской обороны должны получать от властей содействие, необходимое для осуществления их задач.

В Первом Дополнительном протоколе также дается определение военных и гражданских объектов. К категории военных объектов относятся только те, «которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество» (ст. 52). Объекты, специально созданные для применения в качестве средств ведения войны, не вызывают сомнения в принадлежности к категории военных (боевая техника, склады боеприпасов и т.п.). Вместе с тем данное определение охватывает и объекты, являющиеся по своему первоначальному, основному предназначению гражданскими, но в конкретный момент боевых действий используемые вооруженными силами в целях обеспечения успеха военных действий (например, жилой дом, из которого военные ведут огонь).

Гражданские объекты - это все те, которые не являются военными согласно приведенному выше определению. Первым Дополнительным протоколом устанавливается также презумпция в пользу гражданского характера объектов, согласно которой в случае сомнений в отношении возможного использования в военных целях тех или иных объектов, обычно предназначенных для гражданских целей, они должны рассматриваться как гражданские.

Несмотря на то, что международное гуманитарное право запрещает нападение на гражданские объекты и гражданских лиц, допускается, что они могут стать сопутствующими (случайными) жертвами нападений, направленных на военные объекты. При этом важно соблюдение принципа пропорциональности (соразмерности), суть которого заключается в том, что ожидаемые потери среди гражданского населения и разрушение гражданских объектов не должны быть чрезмерными по отношению к «конкретному и прямому военному преимуществу», которое планируется получить в результате нападения (см. ст. 51 и ст. 57 Первого дополнительного протокола). То есть чем большее военное преимущество получает воюющая сторона в результате нападения, тем большие сопутствующие потери гражданского населения будут являться допустимыми. Например, если осколками от подорванного вражеского склада боеприпасов ранит или даже убьет несколько оказавшихся поблизости гражданских лиц - они, скорее всего, будут рассматриваться как случайные жертвы вполне законного нападения. Но атакующая сторона в любом случае должна прилагать все усилия к тому, чтобы избежать потерь среди мирного населения или, по крайней мере, свести их к минимуму.

Современное международное гуманитарное право устанавливает определенные ограничения в отношении нападений на военные объекты, если такие нападения могут привести к чрезмерным жертвам среди гражданского населения, повреждению или уничтожению гражданских объектов. Так, Первый дополнительный протокол 1977 г. запрещает нападения на плотины, дамбы и атомные электростанции «даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения». Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 г. запрещает, в частности, «при любых обстоятельствах подвергать любой военный объект, расположенный в районе сосредоточения гражданского населения, нападению с применением доставляемого по воздуху зажигательного оружия». Иными словами, расположенный в городе или ином населенном пункте военный объект нельзя бомбить зажигательными бомбами. (В марте 1945 года американские самолеты засыпали Токио зажигательными бомбами, уничтожив от 80 тысяч до 100 тысяч человек, что намного превысило количество жертв других авианалетов).

Воюющие стороны должны стараться располагать военные объекты в отдалении от гражданских лиц и объектов, и ни в коем случае не использовать гражданское население как прикрытие от нападений.

Принятая в 1976 г. по инициативе Советского Союза Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду также вносит существенный вклад в защиту гражданского населения во время вооруженных конфликтов. Эта конвенция была принята под воздействием войны во Вьетнаме (более точно - в Индокитае) - первого в истории человечества вооруженного конфликта, где целенаправленное и систематическое уничтожение природной среды и воздействие на природные процессы в военных целях явилось одним из основных элементов стратегии, самостоятельным методом ведения боевых действий. Эта экологическая война, развязанная вооруженными силами США, была направлена на лишение жителей Вьетнама, Лаоса и Камбоджи возможности использовать леса в качестве естественных укрытий в ходе боевых действий, уничтожение посевов, запасов продовольствия и поголовья скота, дезорганизацию сельскохозяйственного производства… Основными методами экологической войны стали систематическое применение гербицидов и дефолиантов военного назначения (химических веществ, используемых для уничтожения растительности), применение специальной техники (бульдозеров и др.) с целью уничтожения растительного покрова, лесов и посевов на обширных участках территории. Большой ущерб природной среде Индокитая был нанесен в результате систематического и широкомасштабного применения зажигательных веществ, в особенности напалма. Кроме того, вооруженные силы США систематически использовали методы метеорологической войны - воздействие на локальные погодные процессы с целью инициирования осадков для затопления обширных участков территории Вьетнама… При таких методах ведения войны неудивительно, что более 90% погибших были гражданскими лицами.

Упомянутая Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду явилась первым в истории специальным соглашением, направленным на предотвращение использования средств и методов ведения экологической войны. Каждое государство - участник этой Конвенции «обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия…». Международно-правовые нормы, регламентирующие защиту природной среды от военного воздействия, получили дальнейшее развитие в Первом Дополнительном протоколе 1977 г, где есть особая статья «Защита природной среды».

Для защиты гражданского населения в целом и отдельных его категорий в особенности (детей, женщин, больных, раненых и т.д.) современное международное гуманитарное право предусматривает создание специальных зон и местностей. Например, в четвертой Женевской конвенции речь идет о специальных «нейтрализованных зонах», в Первом Дополнительном протоколе 1977 г. - о «необороняемых местностях» и «демилитаризованных зонах». Если не вдаваться в нюансы, суть подобных местностей и зон заключается в том, что одна воюющая сторона не имеет право защищать такую местность с оружием в руках, а другая - нападать на нее. В частности, во время войны на территории бывшей Югославии в 90-х гг. XX вв. некоторые местности объявлялись необороняемыми, правда, на практике это было малоэффективно: обстрелы этих районов (городов), как правило, не прекращались.

Гражданские войны, подобные конфликту в Югославии или Руанде, являются настоящим бедствием для мирного населения этих стран. В «мини-конвенции» (третьей статье, общей для всех Женевских конвенций 1949 г.) и во Втором Дополнительном протоколе 1977 г. есть специальные положения, защищающие гражданское население во время внутренних вооруженных конфликтов. Но защита эта прописана менее детально, чем защита гражданского населения в период международных конфликтов. В тексте «мини-конвенции» отсутствует даже прямая ссылка на гражданское население как объект предоставляемой защиты. Речь ведется о лицах, «которые непосредственно не принимают участия в военных действиях». Разумеется, мирные жители относятся к данной категории лиц, но все же формулировка представляется недостаточно конкретной. Значение «мини-конвенции» ослаблялось и отсутствием норм, запрещающих применение репрессалий против гражданского населения, а также соответствующих положений о защите гражданских объектов. В целом ст. 3 Женевских конвенций 1949 г. не могла обеспечить эффективную защиту гражданского населения в условиях немеждународных вооруженных конфликтов. С принятием Второго дополнительного протокола в 1977 г. ситуация несколько изменилась к лучшему. В этом документе уже четко указывается, что «гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения». Очень важно, что Второй Дополнительный протокол, так же, как и Первый, запрещает использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны. Запрещается насильственное перемещение гражданских лиц за исключением тех случаев, когда это продиктовано соображениями обеспечения безопасности этих лиц или же «настоятельными причинами военного характера». Но этими нормами фактически и ограничивается международно-правовая защита гражданского населения в вооруженных конфликтах немеждународного характера. В тексте Второго Дополнительного протокола, в частности, нет положений, формулирующих презумпцию принадлежности гражданских лиц к категории гражданского населения в случае сомнений относительно их статуса; нет положений, запрещающих неизбирательные средства и методы ведения войны и т.д.

К числу недостатков протокола следует также отнести отсутствие в тексте прямого указания на то, что в ходе боевых операций воюющие стороны обязаны обеспечить надлежащую защиту гражданских объектов и соответственно ограничивать военные действия только военными объектами. Во Втором Дополнительном протоколе 1977 г. выделены лишь следующие конкретные категории гражданских объектов, подлежащие защите:

  • - Объекты, необходимые для выживания гражданского населения (такие, как продукты питания, посевы, скот, запасы питьевой воды и т.д.)
  • - Установки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы и атомные электростанции).
  • - Культурные ценности, произведения искусства, места отправления культа.

Таким образом, участь гражданского населения и гражданских объектов в период немеждународного вооруженного конфликта во многом продолжает зависеть от национального законодательства, от правил, принятых в вооруженных силах данной страны, и, конечно, от степени соблюдения этих правил.

Резюме

Четвертая Женевская конвенция 1949 г. целиком посвящена защите гражданского населения на оккупированных территориях. Она запрещает воюющим сторонам «принятие каких-либо мер, могущих причинить физическое страдание или привести к уничтожению покровительствуемых лиц…». В тексте конвенции впервые были закреплены нормы, запрещающие применение пыток, репрессалий и коллективных наказаний гражданских лиц, а также любые меры запугивания и террора в отношении гражданского населения. Оккупирующая держава обязана обеспечить поставки продуктов питания и медикаментов, работу служб коммунального хозяйства и здравоохранения на оккупированной территории. В нормальной обстановке оккупационные власти должны поддерживать существующее в оккупированной стране законодательство и существующие суды.

Важнейшие положения четвертой конвенции не применялись к той части гражданского населения, которая находится в районах боевых действий, где как раз наиболее высока степень угрозы их жизни. В силу этого четвертая Конвенция не решила в полной мере проблему обеспечения защиты гражданского населения от опасностей, возникающих непосредственно в ходе военных действий.

Этот пробел был восполнен двумя Дополнительными протоколами к Женевским конвенциям, принятыми в 1977 г. Первый протокол регламентирует ситуации международных, а второй - немеждународных вооруженных конфликтов. В обоих протоколах особое внимание уделяется защите гражданского населения.

Несмотря на то, что международное гуманитарное право запрещает нападение на гражданские объекты и гражданских лиц, допускается, что они могут стать сопутствующими (случайными) жертвами нападений, направленных на военные объекты. При этом важно соблюдение принципа соразмерности.

Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 г. и Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г., как и ряд других документов МГП, также внесли большой вклад в усиление защиты гражданского населения.

Литература по теме

Военные преступления. Это надо знать всем. М., 2001.

Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве. Сборник статей и документов. М., МККК, 1999.

Международное гуманитарное право в документах. М., 1996.

Пикте Жан. Развитие и принципы Международного гуманитарного права. МККК, 1994.

Фуркало В.В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. Киев, 1986.

В.В. АЛЕШИН, кандидат юридических наук, доцент История свидетельствует, что потребовались сотни и даже тысячи лет, прежде чем сформировались механизмы, ограждающие гражданское население от жестокостей войны. В древности на неприятеля смотрели как на существо бесправное, в отношении которого допускались любые действия (более того, само понятие «неприятель» имело много значений). Гражданское же население не было ограждено от насилия.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


В.В. АЛЕШИН,

кандидат юридических наук, доцент

История свидетельствует, что потребовались сотни и даже тысячи лет, прежде чем сформировались механизмы, ограждающие гражданское население от жестокостей войны. В древности на неприятеля смотрели как на существо бесправное, в отношении которого допускались любые действия (более того, само понятие «неприятель» имело много значений). Гражданское же население не было ограждено от насилия. Если победитель и щадил мирное население неприятельского государства, то делал это по нравственным и политическим соображениям, а не по требованиям права. Ученые того времени считали основными два положения: во-первых, все подданные враждующих государств должны считаться неприятелями; во-вторых, побежденные подчиняются произволу победителя.

Неприкосновенность мирного населения была закреплена только в 1907 году Гаагской конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны (далее - Гаагская конвенция). В настоящее время, кроме этой конвенции, вопросы защиты гражданского населения определены Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. (далее - IV Конвенция), а также дополнительными протоколами к конвенциям 1949 года.

Более 40 лет Гаагская конвенция оставалась единственным договорным источником международного права, относящимся к защите гражданского населения, так как содержала ряд важных положений, разграничивающих во время войны армию и гражданское население, устанавливающих иммунитет последнего от военных действий и определяющих правовой режим военной оккупации.

Грубейшее попрание фашистской Германией прав мирного населения в период Великой Отечественной войны обусловило необходимость разработки новых, более универсальных норм, направленных на защиту гражданского населения от последствий вооруженных конфликтов. Не случайно IV Конвенция регулирует исключительно вопросы защиты гражданского населения в период войны.

Однако после принятия в 1949 году четырех Женевских конвенций вооруженные конфликты в мире не прекратились. Со временем средства и методы ведения войны стали более совершенными и изощренными. Чаще стали возникать конфликты, в которых регулярным вооруженным силам противостояли вооруженные отряды оппозиции, а мирные жители подвергались террору, запугиванию, а также использовались для достижения различных политических целей. Такие боевые действия сопровождались значительными потерями среди гражданского населения. Эта ситуация требовала обновления действующих международных правовых актов.

На дипломатической конференции в 1977 году были приняты два дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 года, которые, в частности, значительно усовершенствовали методы защиты гражданского населения.

Предусмотренная международными нормами обязанность воюющих сторон проводить различие между теми, кто принимает непосредственное участие в вооруженном конфликте, и теми, кто такого участия не принимает, составляет основное содержание современного международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов. Однако закрепление такой обязанности само по себе еще не является достаточным правовым условием обеспечения эффективной защиты гражданского населения без выяснения правового содержания объекта защиты, т. е. без определения понятий «гражданское население» и «гражданское лицо».

Достаточно узкое определение таких понятий содержится в IV Конвенции, под защитой которой состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае вооруженного конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. Документ содержит ряд исключений о предоставлении конвенционной защиты. Защита не предоставляется: во-первых, гражданам любого государства, не связанного положениями данной Конвенции; во-вторых, гражданам какого-либо нейтрального государства и любого другого воюющего государства до тех пор, пока государство, гражданами которого они являются, имеет дипломатические отношения с государством, во власти которого они находятся; в-третьих, лицам, состоящим под защитой I, II и III конвенций 1949 года, т. е. раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение, лицам из состава вооруженных сил, а также военнопленным.

Таким образом, сфера применения IV Конвенции ограничена предоставлением защиты тем гражданским лицам, которые в какой-либо момент и при определенных обстоятельствах оказались в случае вооруженного конфликта или оккупации во власти другого воюющего государства.

Такой ограничительный подход существовал до 1977 года. Дополнительный Протокол I к конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, закрепил несколько дополнительных и прогрессивных новелл. Согласно ч. 1 ст. 50 Протокола I «гражданским лицом является любое лицо, не входящее в личный состав вооруженных сил, ополчений и добровольческих отрядов, стихийно сформировавшихся в вооруженные группы для борьбы с вторгающимися вражескими войсками». В этом качестве такие лица находятся под защитой международного права. С.А. Егоров справедливо отмечает, что гражданские лица не имеют права принимать участие в военных действиях. Нарушившие этот запрет должны иметь в виду, что они лишаются защиты и что против них будет применена сила.

В Протоколе I ничего не говорится о членах незаконных вооруженных формирований в период внутренних вооруженных конфликтов. По нашему мнению, таких лиц, открыто или тайно противостоящих законной власти, нельзя отнести к гражданским лицам. В связи с этим первое предложение ч. 1 ст. 50 Протокола I целесообразно дополнить следующими словами: «а также не принадлежащее к незаконным вооруженным формированиям в период внутреннего вооруженного конфликта».

В случае возникновения сомнения в статусе лица Протокол I рекомендует считать такое лицо гражданским. Полагаем, это достаточно спорный подход. Безусловно, соответствующие органы каждого государства проводят необходимые мероприятия по проверке конкретных лиц на предмет их причастности к совершению противоправных действий. Представляется, что такой подход важно закрепить в международном документе. В связи с этим второе предложение ч. 1 ст. 50 Протокола I целесообразно дополнить следующими словами: «В необходимых случаях компетентные органы государства в порядке, установленном национальным правом, проводят проверку лиц, вызывающих подозрения в их причастности к совершению противоправных действий. В случае установления причастности таких лиц к совершению противоправных действий они не рассматриваются как гражданские лица».

Протокол I не содержит определения гражданского населения, однако указывает, что оно состоит из тех, кто является гражданскими лицами. Особо отмечается, что присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских, не лишает это население его гражданского характера. Из смысла этого положения вытекает, что гражданское население может быть лишено права на защиту только в том случае, если среди него находятся члены вооруженных отрядов, боевых вооруженных подразделений.

Международное право предусматривает предоставление гражданскому населению разных уровней защиты и определенных режимов безопасности, обеспечивает как общую, так и специальную правовую защиту от последствий военных действий. Общая защита предоставляется всему гражданскому населению независимо от возраста, политических взглядов, религиозных убеждений и т. д.

Говоря о предоставлении специальной защиты, следует согласиться с рассуждениями В.В. Фуркало, который пишет, что ее предоставление связано с повышенной уязвимостью определенных категорий покровительствуемых (дети, женщины) в условиях вооруженных конфликтов либо объясняется их особой ролью в оказании помощи гражданскому населению и обеспечении его выживания в ходе боевых действий (персонал медицинских формирований).

В сфере правовой защиты детей в период вооруженных конфликтов до настоящего времени проводились лишь отдельные исследования, поэтому целесообразно рассмотреть данный вопрос подробно.

Общая защита детей полностью совпадает с общей защитой, предоставляемой всем покровительствуемым лицам. В частности, дети не должны являться объектом нападения. При всех обстоятельствах воюющим запрещаются: во-первых, акты насилия или угрозы, имеющие основной целью терроризировать гражданское население; во-вторых, нападение на гражданских лиц в порядке репрессий; в-третьих, использование гражданского населения для защиты определенных районов от военных действий.

Положения IV Конвенции и двух дополнительных протоколов 1977 года к конвенциям 1949 года преследуют цель соблюдения принципа гуманного обращения с людьми, включающего уважение к жизни, чести, физическую и психическую неприкосновенность, запрещение пыток, телесных наказаний и т. д. Более того, дети как часть гражданского населения подпадают под защиту норм международного права, относящихся к ведению войны, касающихся, например, необходимости проведения различия между гражданскими лицами и участниками боевых действий.

Особая защита детей в период вооруженных конфликтов имеет определенные отличия по сравнению с гарантиями, предоставляемыми другим лицам. Несмотря на то, чтоIV Конвенция содержит многочисленные положения о защите детей, принцип, на основании которого дети пользуются особой защитой, в ней четко не закреплен. Этот пробел восполнен Протоколом I, где указывается, что дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита от любого рода посягательств. На стороны, находящиеся в конфликте, возложена обязанность по обеспечению детям защиты и помощи, которые требуются с учетом возраста или по любой другой причине (медицинские вопросы, межнациональные и религиозные отношения).

Защита детей в период вооруженного конфликта немеждународного характера определяется дополнительным Протоколом II к конвенциям от 12 августа 1949 г., статья 4 «Основные гарантии» которого содержит пункт, посвященный исключительно детям. В нем предусматривается, что детям обеспечиваются необходимая забота и помощь, а также перечисляются относящиеся к детям специальные меры, направленные на их защиту.

Согласно выводам одного из исследований ЮНЕСКО по вопросу о детях и войне, положения международного гуманитарного права, имеющие целью сохранение целостности семьи во время вооруженных конфликтов, имеют особое значение. «Когда мы изучаем характер психологической травмы, полученной ребенком, ставшим жертвой войны, мы обнаруживаем, что эмоционально на него не очень воздействуют такие проявления войны, как бомбежки и военные операции. Влияние внешних событий на семейные связи и отрыв от обычного образа жизни - вот что воздействует на ребенка, а больше всего - разлука с матерью».

Во Всеобщей декларации прав человека 1948 года провозглашается, что семья является единственной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года (статьи 23 и 24) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (статья 10) закрепляют нормы, регулирующие особую защиту ребенка. Положения указанных документов детализированы в конвенциях 1949 года и дополнительных протоколах к ним.

IV Конвенция содержит нормы, в соответствии с которыми интернированные члены одной семьи должны содержаться в одном помещении, отдельно от других интернированных. Им должны быть предоставлены необходимые условия для ведения нормальной семейной жизни. Более того, интернированные могут потребовать, чтобы их дети, оставшиеся без родительского попечения, были интернированы вместе с ними. Однако это правило может быть ограничено, например, из-за заболевания родителей или детей, исполнения решения судебных органов, но эти ограничения должны соответствовать национальному законодательству и могут быть обжалованы заинтересованными сторонами в судебном порядке. Протоколы I и II устанавливают обязанность воюющих сторон способствовать воссоединению семей.

Значительная правовая гарантия, предоставляемая матери и ребенку, закреплена в Протоколе I (ст. 76): женщины пользуются особым уважением, им обеспечивается защита от различного рода посягательств (например, понуждения к проституции). Дела арестованных, задержанных или интернированных матерей малолетних детей, беременных женщин рассматриваются в первоочередном порядке. Смертный приговор в отношении них в исполнение не приводится. Отметим также, что положения Протокола I, касающиеся арестованных, задержанных или интернированных матерей, имеющих на иждивении детей, предписывают обеспечивать совместное содержание матери и ребенка. К сожалению, Протокол II не содержит аналогичных норм, что является его существенной недоработкой.

Важное место в международном праве занимают вопросы соблюдения прав ребенка при временной эвакуации в период вооруженного конфликта. Эвакуация должна отвечать требованиям, закрепленным в ст. 78 Протокола I. Временная эвакуация может быть осуществлена только по неотложным причинам, которые связаны с состоянием здоровья или лечением детей, а также по соображениям безопасности. Под безопасностью детей во время вооруженного конфликта следует понимать состояние защищенности ребенка от внутренних и внешних угроз. Когда должное состояние защищенности детей обеспечено быть не может, решается вопрос об их временной эвакуации. На эвакуацию требуется обязательное письменное согласие родителей или законных представителей. Если их местонахождение неизвестно, требуется письменное согласие на эвакуацию от лиц, которые по закону или обычаю несут основную ответственность за попечение детей (ими могут быть главные врачи больниц, санаториев, директора интернатов, заведующие детскими садами, главные тренеры или администраторы спортивных лагерей, а также дееспособные родственники, которые на период эвакуации не являлись законными представителями детей). Такая эвакуация проводится под наблюдением покровительствующей державы по согласованию с заинтересованными сторонами. Сроки временной эвакуации в документе не закреплены, однако по смыслу рассматриваемой статьи временная эвакуация должна заканчиваться после завершения боевых действий и восстановления конституционного порядка. В целях недопущения различных конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в период эвакуации детей, нахождения их на территории другого государства, возвращения домой, эти вопросы заинтересованным сторонам следует урегулировать нормативно, т. е. создать (определить) специальные органы, ответственные за эвакуацию и возвращение детей, нормативно (на уровне положения или инструкции) определить их права, обязанности, ответственность в этой сфере деятельности. В целях облегчения возвращения в семью и страну на каждого ребенка заводится специальная учетная карточка. Все карточки направляются в Центральное справочное агентство Международного комитета Красного Креста (МККК). Если же такие карточки заполнить и передать в МККК не представилось возможным, то следует руководствоваться ст. 24 IV Конвенции, которая ориентирует государства на обеспечение детей опознавательными медальонами или использование любых других способов, способствующих установлению личности детей в возрасте до 12 лет.

В случае вооруженных конфликтов немеждународного характера Протокол II предусматривает эвакуацию детей из района военных действий в более безопасный район внутри страны. Такая работа всегда связана с решением целого ряда административных и организационных задач. Дети должны продолжать учебу, получать сведения о судьбе родителей и другую информацию. Эти задачи могут оперативно решаться государственными органами в тесном сотрудничестве с сотрудниками МККК, у которых имеется немалый опыт аналогичной работы.

Важным вопросом любой войны является участие детей в боевых действиях, поскольку не допустить этого практически невозможно. В такой кризисной ситуации дети не только будут во всем помогать своим сражающимся родителям, но и направлять все свои усилия на то, чтобы быть похожими на них. Возрастной критерий участия в военных действиях закреплен двумя дополнительными протоколами, которыми устанавливается, что дети, не достигшие 15-летнего возраста, не подлежат вербовке в вооруженные силы и им не разрешается принимать участие в военных действиях.

Таким образом, дополнительные протоколы закрепляют полный и абсолютный запрет на участие в военных действиях детей, не достигших 15 лет. По нашему мнению, в целом такой запрет распространяется на прямое (непосредственное) участие в боевых действиях с оружием в руках и опосредованное (косвенное) участие в войне, т. е. на проведение разведки местности, сбор и передачу информации, оказание технической помощи, проведение диверсионной деятельности.

При формировании воинских подразделений из числа лиц в возрасте от 15 до 18 лет Протокол I ориентирует государства на первоочередное внимание к лицам старшего возраста. Если, несмотря на запрет, содержащийся в п. 2 ст. 77 Протокола I, дети, не достигшие 15 лет, были зачислены в вооруженные силы, они рассматриваются как комбатанты и при захвате в плен имеют статус военнопленных. Однако при нахождении в плену они пользуются особой защитой в рамках международного права. Нормы Протокола I адресованы сторонам, находящимся в конфликте, а не детям, участие которых в военных действиях не является нарушением законов с их стороны.

Значительным шагом в развитии права в период вооруженных конфликтов являются положения Конвенции IV и двух протоколов, четко закрепившие особый возрастной критерий 18 лет - абсолютный предел, при несоблюдении которого смертный приговор не может быть вынесен, даже если имеются все другие условия, делающие такой приговор применимым.

Проблема защиты детей в период вооруженных конфликтов в настоящее время является актуальной. События в Чечне, Югославии, Ираке, Афганистане, Африке и других районах вооруженных противостояний убедительно показали, что самая незащищенная и бесправная категория лиц в период боевых действий - дети. Болезни, психические и физические травмы, боль и скорбь от потери родителей и близких, голод, нищета, испуг, отсутствие веры в справедливость сопровождают ребенка в таких кризисных ситуациях.

Многочисленные положения международного права устанавливают и развивают принцип особой защиты детей во время вооруженных конфликтов. Данные нормы должны неукоснительно соблюдаться воюющими сторонами.

Библиография

1 См.: Калугин В.Ю., Павлова Л.В., Фисенко И.В. Международное гуманитарное право. - Минск, 1998. С. 149.

2 См.: Блюнчини И. Современное международное право цивилизованных народов, изложенное в виде кодекса. - М., 1876. С. 39-40.

3 См.: Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. - М, 1989. С. 131.

4 См.: Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Указ. соч. С. 133.

5 См.: Егоров С.А. Вооруженный конфликт и международное право. - М., 2003. С. 220.

6 См.: Фуркало В.В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. - К., 1998. С. 76.

7 Цит. по: Плантер Д. Дети и война // Защита детей в международном гуманитарном праве. - М., 1995. С. 9-10.

8 См.: Дутли М.Т. Дети и война // Дети-комбатанты, захваченные в плен. - М., 1995. С. 16.

Поделитесь статьей с коллегами:

Беженцы из Варшавы, 1939

Женевская конвенция о защите гражданского населения в военное время , также известная как четвёртая женевская конвенция - принята 12 августа 1949 года ; вступила в силу 21 октября года . Как и предыдущие женевские конвенции , действует под эгидой Международного комитета Красного Креста .

Принципы

Конференция выработала соглашение в результате заседания, проходившего в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года. Конвенция составлена на французском и английском языках. Оба текста являются одинаково аутентичными. Федеральный совет Швейцарии обеспечивает официальные переводы конвенции на русский и испанский языки.

  • Женевские конвенции требуют от сторон, участвующих в конфликте, проводить различие между гражданским населением и непосредственными участниками военных действий (комбатантами) с целью обеспечения защиты гражданского населения и гражданских объектов. Запрещены нападения как на гражданское население в целом, так и на отдельных мирных граждан.
  • Нападения должны быть направлены только против военных объектов. Лица, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях (включая военнопленных), имеют право на уважение их жизни, а также физической и психической неприкосновенности. Таким людям должна быть обеспечена защита и гуманное обращение при всех обстоятельствах без какой бы то ни было дискриминации.
  • Запрещено убивать или наносить ранения противнику, который сдался в плен или не может более принимать участия в боевых действиях.
  • Запрещено также применять оружие или методы ведения боевых действий, способные вызвать ненужные потери или излишние страдания.
  • Раненым и больным необходимо оказать медицинскую помощь, независимо от того, к какой стороне в конфликте они принадлежат. Необходимо обеспечить защиту медицинского персонала и медицинских учреждений, а также их транспорта и оборудования.
  • Эмблема красного креста или красного полумесяца на белом фоне является знаком этой защиты. Лица и объекты, использующие эмблемы красного креста и красного полумесяца, не могут подвергаться нападению. В то же время, нельзя использовать эмблему неправомерно. (ст. 19 Конвенции I)
  • Взятые в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на сохранение жизни, уважение их достоинства, личных прав и убеждений (политических, религиозных и иных). Они должны быть защищены от любых насильственных действий и репрессалий. Они имеют право на переписку со своими семьями и на получение помощи. Каждому человеку должны быть предоставлены основные судебные гарантии.

Окончательный вариант Женевских конвенций был принят в 1949 г. Последующие вооруженные конфликты (национально-освободительные войны в 70е годы XX века) показали необходимость расширения правовых норм, применимых к боевым действиям. Это повлекло за собой принятие в 1977 году двух Дополнительных Протоколов к Женевским конвенциям.

См. также

ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ 1949 г. о защите жертв войны - международные многосторонние соглашения, подписанные в Женеве 12/VIII 1949 г.: 1) конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; 2) конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; 3) конвенция об обращении с военнопленными; 4) конвенция о защите гражданского населения во время войны.

Первые три Ж. к. были выработаны на основе ранее существовавших аналогичных конвенций (Ж. к. 1864 г. об улучшении участи раненых, пересмотренной в 1906 и 1929 гг.; Гаагской конвенции 1899 г. о применении к морской войне начал Ж. к. 1864 г., пересмотренной в 1907 г., и Ж. к. 1929 г. о военнопленных). Четвертая Ж. к. выработана в 1949 г. (дополняет четвертую Гаагскую конвенцию 1907 г. о законах и обычаях войны). Ж. к. нередко именуются конвенциями Красного Креста.

Непосредственными инициаторами разработки Ж. к. были прогрессивные общественные организации, которые начиная с середины 19 в. широко развернули свою деятельность во многих странах. Большую роль в развитии этого движения сыграл Н. И. Пирогов, выдвинувший идею организации помощи со стороны общественности раненым воинам непосредственно на поле боя, и руководимая им Крестовоздвиженская община сестер милосердия, созданная в 1854 г. Инициатива общественных организаций и ряда прогрессивных деятелей, в частности основателя Красного Креста А. Дюнана, привела к созыву в 1864 г. конференции в Женеве, на к-рой была выработана конвенция об улучшении участи раненых, явившаяся первой среди Ж. к.

1. Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях обязывает ее участников подбирать на поле боя и оказывать помощь раненым и больным неприятеля.

Конвенция запрещает применение репрессий к раненым и больным противника, любое посягательство на жизнь и здоровье раненых и больных противника, в частности запрещает добивать их, истреблять и подвергать пыткам. Конвенция обязывает стран-участниц гуманно обращаться с ранеными и больными и оказывать им помощь без какой-либо дискриминации по таким признакам, как пол, раса, национальность, религия, политические убеждения, или другим аналогичным критериям. Все раненые и больные, оказавшиеся во власти неприятеля, должны быть зарегистрированы, а данные о них сообщены тому государству, на стороне к-рого они сражались. Еще во время военных действий воюющие стороны должны отправить на родину тяжелораненых и больных, а определенные их категории - в нейтральные государства (напр., раненых и больных, излечение которых может наступить в течение года со дня их ранения или заболевания).

Конвенция предусматривает защиту мед. учреждений, их персонала и транспортных средств, предназначенных для перевозки раненых, больных и мед.-сан. имущества. Она категорически запрещает нападать на военные стационарные и подвижные мед. учреждения, госпитальные суда, сан. транспорт и сан. персонал. Мед. учреждения могут быть лишены защиты Ж. к. лишь в том случае, если они используются в военных целях. При этом защита Ж. к. может быть прекращена только через определенный срок после того, как было сделано соответствующее предупреждение. Однако не считается использованием мед. учреждений в военных целях, если их личный состав пользуется оружием для самообороны или защиты раненых и больных, находящихся в учреждении, охраняемом вооруженными солдатами. Сан. персонал, оказавшийся во власти противника, не считается военнопленным и может быть задержан лишь на время, необходимое для оказания помощи раненым и больным из числа военнопленных, а затем должен быть возвращен на родину. Мед. учреждения, персонал и транспорт должны быть обозначены специальным знаком (Красный Крест, Красный Полумесяц или Красный Лев и Солнце на белом фоне). Правила о защите мед. учреждений и их персонала относятся и к организациям Красного Креста, участвующим в оказании помощи раненым и больным.

2. Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море устанавливает правила обращения с ранеными и больными во время морской войны, аналогичные правилам, установленным конвенцией об улучшении участи раненых и больных. Все подобранные раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение должны быть зарегистрированы, а данные о них сообщены государству, на стороне к-рого они сражались. Конвенция также устанавливает защиту госпитальных судов, построенных или оборудованных для перевозки и лечения раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Персонал указанных судов пользуется такой же защитой, как и персонал сухопутных мед. учреждений.

3. Женевская конвенция 1949 г. об обращении с военнопленными устанавливает правила, к-рым должны следовать воюющие стороны в обращении с военнопленными. Использование военнопленных, в т. ч. раненых и больных, для биол, опытов конвенцией запрещено. Конвенцией запрещается посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность военнопленных, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания. Раненых и больных военнопленных запрещается добивать или истреблять, преднамеренно оставлять без медпомощи или ухода, умышленно создавать условия для их заражения. Раненым и больным военнопленным должны быть обеспечены гуманное обращение и уход без различия пола, национальности, расы, вероисповедания и политических убеждений (см. Военнопленные).

4. Женевская конвенция 1949 г. о защите гражданского населения во время войны предусматривает защиту и гуманное обращение с населением, находящимся на оккупированной территории. Уничтожение гражданского населения и совершение над ним насилий, а также применение коллективных наказаний запрещаются. Грабеж населения рассматривается как преступление. Принуждать население служить в вооруженных силах оккупанта запрещается. Ж. к. обязывает государство, оккупировавшее территорию, обеспечить население этой территории продовольствием и медикаментами, а также предотвращать возникновение инфекционных заболеваний.

Ж. к. закрепили основной принцип современного международного права: войны ведутся против вооруженных сил противника; военные действия против гражданского населения, больных, раненых, военнопленных и т. д. запрещаются.

Ж. к. применяются в случае объявления войны или любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признает состояния войны, и в случае оккупации территории, даже если эта оккупация не встретит вооруженного сопротивления. Участники Ж. к. обязаны соблюдать их положения, если одна из находящихся в конфликте держав и не является участницей настоящей конвенции. Положения Ж. к. обязательны и для нейтральных стран.

Ж. к. предусматривают обязанность стран-участниц разыскивать и наказывать лиц, совершивших или приказавших совершить какие-либо действия, нарушающие положения этих конвенций. Лица, виновные в нарушениях Ж. к., рассматриваются как военные преступники и должны привлекаться к уголовной ответственности. Такие лица предаются суду страны, на территории к-рой они совершили преступления, или суду любой страны- участницы Ж. к., если она имеет доказательства их виновности. Серьезным нарушением Ж. к. считается преднамеренное убийство раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, пытки и бесчеловечное обращение с ними, включая биол, эксперименты, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленных служить в армии неприятеля, взятие заложников, серьезное разрушение имущества частных лиц, государственных и общественных организаций, не вызываемое военной необходимостью, и т. д. Ж. к. предусматривают порядок расследования заявлений об их нарушении и возлагают на участников обязательство принимать законы, определяющие эффективное уголовное наказание виновных.

СССР внес существенный вклад в дело разработки гуманных правил ведения войны и запрещения применения средств массового уничтожения. В июне 1918 г. Советское правительство признало Ж. к. во всех ее редакциях; 16 июня 1925 г. СССР признал Ж. к. 1906 г. и конвенцию 1907 г. о применении к морской войне начал Ж. к. 1864 г.; 25 августа 1931 г. СССР присоединился к Ж. к. 1929 г. Большую роль сыграл СССР в разработке Ж. к. 1949 г. о защите жертв войны.

Президиум Верховного Совета СССР ратифицировал Ж. к. 17 апреля 1951 г. При подписании Ж. к. представитель СССР сделал ряд оговорок, согласно к-рым СССР: не будет признавать законным обращение государства, во власти к-рого находятся раненые, больные, военнопленные и гражданское население, к нейтральному государству или организации с просьбой осуществлять функции державы-покровительницы, если на это нет согласия государства, гражданами к-рого являются указанные лица; не будет считать освобожденным от ответственности за соблюдение Ж. к. государство, передавшее захваченных раненых, больных, военнопленных, гражданское население другому государству; не будет распространять действие Ж. к. об обращении с военнопленными на тех из них, которые осуждены в соответствии с принципами Нюрнбергского трибунала за совершение военных преступлений и преступлений против человечества. К указанной категории военнопленных будут применяться меры, установленные в СССР для лиц, наказываемых за совершенные преступления.

Участие СССР, УССР, БССР и других социалистических стран в разработке Ж. к. позволило добиться включения в них ряда важных положений. Включено положение, устанавливающее, что основные гуманные принципы Ж. к. должны применяться также и во время национально-освободительных и гражданских войн (как известно, ранее правительства капиталистических государств и буржуазные юристы указывали, что Ж. к. должны применяться лишь во время войн между так наз. цивилизованными государствами). Это распространение действия Ж. к, имеет большое значение для народов, борющихся за свою свободу и независимость. Оно имело особое значение после второй мировой войны в связи с широким размахом национально-освободительного движения в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Были включены также положения о запрещении дискриминации раненых, больных, военнопленных и гражданского населения по мотивам расы, языка, религии, имущественного положения и т. д., о запрещении производить не вызываемое военной необходимостью разрушение имущества государственных и общественных организаций, а не только частных лиц, и ряд других положений.

Советский Союз, являясь участником Ж. к., твердо соблюдает их, выдвигает и поддерживает предложения, направленные на упрочение мира, ограждает права и интересы народов. СССР решительно осуждает государства, нарушающие Ж. к., особенно в отношении народов, борющихся за свое национальное освобождение.

По данным на 1/1 1977 г., участниками Ж. к. является св. 120 государств; СССР, УССР, БССР - участники Ж. к.

Библиография: Женевские конвенции о защите жертв войны, от 12 августа 1949 г., М., 1969; Курс международного права, под ред. Ф. И. Кожевникова и др., т. 5, с. 284, М., 1969; Ф а б р и к о в Э. М. Конвенции Красного Креста, М., 1950.




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз