22.11.2023

Святой николай можайский чудотворец. Икона «Святитель Никола Ратный - Можайский». Церковь Богоявления Дровнино


Святитель Николай Чудотворец - самый почитаемый святитель на Руси с древнейших времен - родился в Малой Азии во второй половине III века в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия в семье состоятельных родителей-христиан, в юности был отдан на служение Богу под руководством своего дяди, епископа Патарского. Дядя возвел его в сан священника. Вся жизнь святителя действительно была образцом христианского служения Богу и людям. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, которое отдал его на нужды благотворительности. Святитель Николай был епископом города Миры Ликийские в Малой Азии (современный г. Демре), его подвижническая жизнь и чудеса снискали славу еще при жизни. Святитель принял участие в Первом Вселенском соборе 325 года, на котором осудил ересь Ария, отрицавшего Божество Сына Божия Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, за пощечину нечестивому Арию он был лишен священства, Сам Спаситель и Божия Матерь принесли Николаю Евангелие и омофор - знаки святительского достоинства. Это событие называется Никейским чудом и изображается почти на всех иконах святого. Святитель Николай умер около 345 года и похоронен в городе Миры Ликийские. В 1087 году, когда город взяли турки, его мощи были перенесены в итальянский город Бари.

Местное почитание святителя началось сразу после его смерти. В Константинополе его культ оформился в IV - VII веках. На Русь почитание святителя Николая приходит с принятием христианства, с XI века получает широкое распространение. Иконографический тип Николы Можайского представляет святителя в рост с разведенными в стороны руками: в правой руке - меч, а в левой - символическое изображение города. Название закрепилось по месту нахождения чудотворного образа - г. Можайска. Впервые определение иконографии «Никола Можайский» произошло в конце XVI века в писцовых книгах Можайска для отличия от прочих изображений святого. Прототипом иконографии является резная деревянная скульптура святителя Николая. Создание скульптуры связывается с местной легендой: во время нападения на город его защитникам чудесно явился святитель Николай, стоящий в воздухе над собором с мечом в одной руке и с собором в другой руке. Собор в знак сохранения его был обнесен крепостными стенами. Устрашенный грозным видом святителя неприятель бежал, а спасенные жители «сделали резное изображение чудесного явления». Мнения исследователей об истоках иконографии различны. А.И. Некрасов считал ее заимствованной в Западной Европе, «где культивировался образ воинствующего епископа с мечом в руке». В.И. Антонова считает, что прототипом иконографии послужило распространенное изображение святителя Николая Зарайского.

Наиболее ранним изображением этого иконографического типа является скульптура «Никола Можайский» XIV века из собрания ГТГ. Она получила название «Можайский» по месту своего происхождения из города Можайска, откуда вывезена Н.Н. Померанцевым в 1933 году. Наибольшее распространение образы святителя Николая (Можайского) получают в скульптуре и иконописи XVI - XVII веков.

Память святителя Николая празднуется 6 декабря (19 декабря по старому стилю), 29 июля (11 августа по старому стилю, рождество святителя), 9 мая (22 мая по старому стилю, перенесение мощей).

Жанна Григорьевна Белик ,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

2. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство Х - начала XV века. М., 1995.

3. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. Сост. А.Вознесенский и Ф.Гусев. СПб., 1899.

4. Калугин В.В. «Житие святителя Николая» в агиографическом своде Андрея Курбского. М., 2003.

5. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902.

6. Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997.

7. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

8. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

9. Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского. СПб, 1888 .

10. Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

11. Смирнова Э.С. Круглая икона св. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора. Происхождение древнего образа и его место в контексте русской культуры XVI в. // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб., 2003.

12. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. М., 1976.

13. Турилов А.А. Сказания о чудотворных иконах в контексте их почитания на Руси // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума / Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000.

14. Чудеса Николы Мирликийского. Подготовка текста и комментарии И.И. Макеевой // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2. СПб., 1999.

15. Шалина И.А. Икона «Святой Никола» из Свято-Духова монастыря. Литургический смысл и экклесиологизация образа // Древнерусское искусство. Русь, Византия, Балканы: XIII век. СПб., 1997.

16. Шляпкин И. Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881.

17. Яковлев В.В. Сказание об иконе Николая Чудотворца «Круглая доска» и поздняя летописная традиция // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб, 1997.

21. Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937.

22. Некрасов А.И. Статуя Николы Можайского. 1950. РГАЛИ, ф. 2039, оп. 1, ед.хр. 21/22. Машинопись.

23. Антонова В.И. Московская икона начала XIV века из Киева и «Повесть о Николе Зарайском» // ТОДЛ. М., Л., 1957. С. 375-392.

24. Рындина А.В. Иконный образ и русская пластика XIV - XV веков // Древнерусская скульптура. М., 1991. С. 15-19.

25. Сидоренко Г.В. Скульптура «Никола Можайский» в собрании ГТГ: Опыт музейной каталогизации // Древнерусская скульптура. Проблема атрибуции. М., 1993. Вып. 2, ч. 2. С. 69-91.

26. Воинов Н. Можайская икона святителя и чудотворца Николая с изображением в руках меча и храма // Душеполезной чтение. М., 1872. Ч. III, № 12. С. 408-412.

27. Петров Н.И. Резные изображения св. Николая Можайского и историческая судьба их // Труды XI Археологического съезда в Киеве. М., 1899.

28. «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004.


Предание Церкви точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его легко узнает на иконе даже не искушённый в иконописи человек. Самое древнее сохранившееся изображение святителя датируется восьмым веком. Это фреска в церкви Санта Мария Антиква.

На Руси сложилась особая традиция иконографии святого Николая. Начало ей было положено благодаря чуду, случившемуся на рубеже тринадцатого - четырнадцатого веков в Можайске. Согласно преданию, во время вражеского набега защитникам города явился Мирликийский святитель. Он стоял в воздухе и держал в правой руке меч, поднятый клинком вверх. В левой руке святого был маленький храм, обнесённый крепостной стеной. Неприятели в страхе бежали. В память о чуде жители сделали резное изображение святителя. Образ святого ратника, защищающего православный град от врагов, прославился тем, что по молитвам перед ним не раз происходили чудеса.

Меч святителя Николая был не только оружием воина. Он напоминал о мече духовном, который, по словам апостола Павла "есть Слово Божие". Им должны иссекаться грехи. Святой Николай защищал верующих от всякого греха и напасти, как духовной так и телесной.

Чудотворная статуя до девятнадцатого века хранилась в надвратном храме при въезде в Можайск. Сейчас святыня находится в Третьяковской галерее. Такой тип изображения святителя Николая получил распространение и в иконописи. Образ Николая Можайского был помещён и над въездом в башню Московского Кремля. Святыня дала ей своё имя, так башня стала Никольской.

В тысяча восемьсот двенадцатом году Никольскую башню взорвали уходящие из Москвы французы. И случилось чудо: взрыв обрушил шатёр, а часть четверика с надвратной иконой Николы Можайского оказалась нетронутой. Остался невредимым даже стеклянный фонарь перед образом.

Но в боях октября тысяч девятьсот семнадцатого года икона серьёзно пострадала. И хотя лик святителя Николая не был задет, вся икона оказалась изрешечена пулями и осколками. Сильное попадание практически полностью уничтожило левую руку святого, держащую храм. Он стоял с простёртым вверх мечом. После этого в иконописи появился новый символический образ - Никола Раненый, изображающий обстрелянную икону.

Рассказывают, что на первое официальное празднование Первомая в восемнадцатом году, фасад Никольской башни решили закрыть кумачом. Внезапно полотно разорвалось, будто разрубленное острым лезвием. При этом ткань была прочная, а погода - безветренная. Это произвело на всех присутствующих огромное впечатление.

Но вскоре икона святителя Николая исчезла. Не сохранилось никаких документов и свидетельств, по которым можно было проследить её судьбу. Лишь в две тысячи десятом году в ходе реставрационных работ удалось установить, что кто-то надёжно спрятал образ под металлической сеткой и слоем бетона.

В ноябре этого же года патриарх Кирилл освятил башню и отреставрированную надвратную икону святого Николая Чудотворца. Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил: "В руках этого кроткого угодника мы видим меч, что свидетельствует о том, что и кротостью, и человеческой силой должны осуществляться и реализовываться великие цели".

Никола Можайский. Резной трёхмерный образ XIV в. (?), Можайск. Собр. ГТГ Можайская икона святителя Николая Чудотворца

Описание

Образ Николы Можайского является вариантом иконографического типа Николы Зарайского . В обеих образах святитель Николай Мирликийский представлен в полный рост с разведёнными руками. Особенностью образа Николы Можайского являются меч в деснице и город в виде зубчатой крепостной стены (в позднейших списках иногда - храм) в левой руке. Прототипом этого образа считается резная трёхмерная икона святителя Николая, почти в рост человека, стоявшая на городских воротах города Можайска .

Двухмерная иконография Николы Можайского также представляет Господа Иисуса Христа и Богоматерь вверху по сторонам от фигуры святителя. Еще одним отличием является арка, часто килевидной формы, над фигурой святого Николая.

История

Предание о происхождении образа связывает его с чудесным избавлением Можайска от врагов. По распространённой версии чудо датируют XIII или XIV веком, а осаждавшее город войско считают татарским . В то время, в ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города, последовало чудесное видение: святитель Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можайск в знак охранения его. Устрашённые грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе.

Редкая на Руси скульптура стала предметом особого почитания. В древнем Можайске она находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями, крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем "Николы Можайского" этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси. На поклонение чудотворному образу в Можайск ездили митрополиты и патриархи, великие князья и цари, тянулись богомольцы с разных концов русской земли. Чтимые списки с образа известны с XIV века; наибольшее распространение они получили в XVI -XVII веках. Многие из этих икон прославились как чудотворные.

В Смутное время , после разграбления Можайска, поляки овладели чтимым Можайским образом и унесли его с собой при отступлении. Впоследствии святыню вернули по

В Никольском храме Высоцкого монастыря особенно выделяется резной образ святителя Николая - Никола Можайский XIV века с живописными клеймами XVII века. Этот образ выделяется также и в настенной живописи XIX века Никольского храма. На иконе изображен святитель Николай с мечем в одной руке и с огороженным храмом в другой. История явления этого образа восходит ко времени татаро-монгольского нашествия на Русь. После первого вражеского вторжения в Русскую землю под предводительством Батыя надолго повисло над Русью мрачное облако тяжелого татарского ига. Правда, татары никогда более не делали на Русь другого нашествия, подобного первому; тем не менее, они не давали забыть себя, и во время своих продолжавшихся набегов на Русские земли и при вымогательствах проявляли себя в не меньших злодействах. При приближении их русские люди по-прежнему отчаивались, или заранее спасались, куда могли, или поручали себя воле Божией, готовясь ко всему. Только в редких случаях не выдерживали они монгольских истязаний и вступали с ними в борьбу.

Многие дошедшие до нас древние памятники и предания говорят нам, что в то время наши предки усиленно молились святому Чудотворцу о восстановлении поруганного монголами имени христианского, неослабно прибегали к нему с прошениями о заступничестве, и что великий Святитель, принявший под свой покров нашу землю, теперь, когда кончилась мера гнева Божия, милостиво внимал молитвам православных. Он не только утешал их и облегчал их личные телесные и душевные скорби, но и во многих случаях чудесно помогал в борьбе с врагом, и не без его помощи исчезла на Руси последняя тень страха пред именем татарским.

Первый древний свидетель того милосердия Святителя к нашему отечеству и нашим предкам - Чудотворный Образ святителя Николы Можайского. Название свое он получил от города Можайска Московской губернии, где он находился в соборном храме имени Святителя, а происхождением и первой славой, по преданию, обязан следующему случаю чудесной помощи Святителя этому городу. Предание забыло точное время события. Но известно, что происхождение Можайского образа восходит по крайней мере к XIV веку, если не раньше. Задумали однажды, - говорит предание, - враги напасть на Можайск. Тогда явилось дивное знамение. В ободрение жителям Можайска и на страх врагам Святитель Николай чудесно показался в грозном виде - стоящим в воздухе над собором, держа в одной руке меч, а в другой изображение обнесенного крепостью храма. Неприятель так устрашен был этим видением, что снял осаду и бежал - к удивлению и радости осажденных. Тогда-то и создали благочестивые граждане почитаемое ныне резное изображение Угодника в благодарность за его чудную помощь.

Вероятно, в память этого чудесного явления Чудотворца для спасения города, Образ называется теперь явленным, а бывшие потом от него силой Николая угодника новые чудесные знамения утвердили за ним это название и славу Чудотворного. В память о дивном видении Святителя он представлен на Образе с мечем и храмом. Такое утешительное и поучительное предание лежит в основе чудесной истории происхождения этого Образа. Понятны необычайная слава и глубокое почитание, искони оказываемое Можайскому Образу всем русским народом. Об уважении и известности этого Образа у наших предков мы можем судить по тому, что сами великие князья и цари Московские ездили на богомолье в Можайск, на поклонение этому Чудотворному Образу угодника Николая. Так, в 1546 г. отправился сюда Великий князь Иоанн IV Грозный один, а в 1564 г. с царицей Марией, сыном Иоанном, князем Владимиром Андреевичем и митрополитом Афанасием. В 1592 г. был на поклонении Чудотворцу и Феодор Иоаннович. О глубоком уважении Петра Великого к этому Образу и, может быть, о его личном посещении Можайска свидетельствует местное предание, что именно по его распоряжению до революции выдавалось из Можайского уездного казначейства ежегодно по 6 руб. 81 коп. на свечи и просфоры в Никольский собор.

Датировать икону точно не представляется возможным. Во всех документах стоит дата – XV в., однако реставраторы ЦМиАР датировали ее второй четвертью XVI в. и отнесли ее письмо к живописи Средней Руси. Икона является уникальным памятником средневековой культуры и представляет огромную историко-художественную ценность. Ю.А. Олсуфьев видел эту икону и оставил записи о ней в своем дневнике. В паспорте реставратора К.Г. Тихомировой сделана запись: «По сведениям из дневников Ю.А. Олсуфьева (архив ЦМиАР) икона в 1474 г. была принесена в Никольский монастырь г.Балахны из Нижнего Новгорода». Никольский монастырь в Балахне по документам не значился, зато известно, что в городе был Покровский мужской монастырь, основанный, видимо, в начале XVI в. В монастыре около 1552 г. была построена кирпичная Никольская церковь, что не исключает возможности принесения иконы именно в этот монастырь. По другой версии, икона была изъята сотрудниками музея в 1926-1927 гг. из Вознесенского собора, который именно в те годы разорялся. Каменный собор был построен в 1727 г., а до него на этом месте находился деревянный собор, построенный в 1538 г., который являлся главным храмом не только Балахны, но и всего уезда. По писцовой книге Балахны 1674-1676 гг. «соборная церковь Вознесения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа» имела три предела, в том числе и придел Святого Николая Чудотворца.

В церкви находился образ Николы Чудотворца. Несмотря на то, что иконы Николы находились практически во всех русских церквах, не исключена возможность, что В.Н. Кириллов и Ю.А. Олсуфьев обследовали именно самую ценную церковь в Балахне и «Никола Можайский» находился именно там.

В 1963 г. сотрудниками Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) по приказу Управления культуры Горьковского облисполкома из фондов Балахнинского краеведческого музея была вывезена икона «Святитель Николай Можайский» (первая половина XVI века; размер 123х83 см) для проведения реставрационных работ. Первая реставрация иконы проводилась с января по март 1965 г. старейшим реставратором музея и иконописцем Кирой Георгиевной Тихомировой, повторное укрепление было проведено с октября 1967 по февраль 1968 г.. Второй паспорт при последующей реставрации был составлен реставратором А.В. Кириковым в 1969 г. В течение 52 лет икона оставалась в ЦМиАР, экспонировалась в церкви Михаила Архангела. В декабре 2015 г. «Никола Можайский» вернулся в Балахну.




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз