03.01.2021

Крейсер громобой чертежи. Громобой – броненосный крейсер императорского флота. Новые люди, новая война


1897 – 1922

Броненосный крейсер Громобой был заложен 14 июля 1897 года на заводе в Санкт-Петербурге. 26 апреля 1889 года крейсер Громобой был спущен на воду, а в октябре 1900 года вступил в строй.

Крейсер Громобой входил в состав Владивостокского отряда крейсеров во время русско-японской войны 1904-1905 годов. В этот отряд входили еще 2 крейсера «Россия» и «Рюрик ». Так получилось, что все три крейсера приняли участие в первом крупном сражении с японской эскадрой неподалеку от берегов Японии, у острова Ульсан. 14 августа 1904 года в результате столкновения с японцами крейсер Громобой получил значительные повреждения, одно из которых – пробоина немного ниже ватерлинии и понес потери в личном составе. Из Команды 870 человек в битве погибли 91 и были ранены 185 человек. Эта битва описана в романе Валентина Саввича Пикуля «Крейсера ».

На этом участие крейсера Громобой в Русско-Японской войне закончилось.

В 1907-1911 годах на Кронштадтском пароходном заводе Громобой прошел капитальный ремонт. Помимо ремонта крейсер модернизировали:

  • На крейсер были установлены новые контлы;
  • Установлены казематы для восьми 152-мм и 203-мм орудий;
  • Установили 2 подводных торпедных аппарата;
  • 203-мм орудия оснастили новыми затворами фирмы «Виккерс»;
  • На корме и в носу были установлены бронированные рубки для дальномеров;
  • Усилена защита дополнительных казематов на верхней палубе;
  • Перенесли грот-мачту ближе к корме;
  • На место фок-мачты установили отремонтированную бизань-мачту;
  • На каждой мачте разместили прожектора и наблюдательные площадки.

Во время первой мировой войны броненосный крейсер Громобой вел дозорную службу в устье Финского залива. Летом 1916 года совершал набеговые операции на коммуникации противника. Так же занимался прикрытием минно-заградительных, разведывательных и набеговых операций легких сил флота.


Броненосный крейсер "Громобой" во Владивостоке, зима 1903-1904 годов

После Первой мировой войны крейсер Громобой учавствовал в Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. После чего началась медленная гибель крейсера. Он больше не учавствовал в сражениях. Постепенно был разоружен.


Броненосный крейсер "Громобой", аванпорт Лиепаи (Литва), ноябрь 1922 года

При буксировке в Германию(30 октября 1922 года), в районе Лиепаи (Латвия) попал в сильный шторм и накатом волн был выброшен на ограждение аванпорта и разбит прибоем.

Или Ильин день день народного календаря. «Громобой» броненосный крейсер Российского флота. Громобой (фильм, 1995) Громобой (фильм, 2006) … Википедия

Громобой (фильм) - «Громобой» броненосный крейсер Российского флота. Громобой (фильм, 1995) Громобой (фильм, 2006) … Википедия

Крейсер первого ранга Тип «Россия» - Крейсер первого ранга Тип «Россия» (2 единицы) Россия Развитие проекта крейсера «Рюрик». Заложен 20.05.1895 г. Спущен 30.04.1896 г. Вступил в строй 13.09.1897 г. (СПб/Балтийский завод; кор. инж. А.П. Титов). Входил в состав 1… … Военная энциклопедия

"Громобой" - ГРОМОБОЙ, брон. крейс. 1 р., 13.220 тн. водоизм., постр. 1899 г. на Балт. заводѣ, ск сть 20 узл., арт рія: IV 8″, XXII 6″, XXV скоростр. и IV пулемета; минное: 4 подвод. аппарата. Съ начала рус. яп. войны 1904 05 гг. находился въ составѣ отряда… … Военная энциклопедия

Крейсер "Аврора"

Крейсер «Аврора» - «Аврора» Современный вид крейсера «Аврора» ночью Основная информация Тип Крейсер I ранга … Википедия

Крейсер Аврора - «Аврора» Современный вид крейсера «Аврора» ночью Основная информация Тип Крейсер I ранга … Википедия

«ГРОМОБОЙ» - броненосный крейсер рус. ВМФ, участник рус. япон. и 1 й мир. войн. Вступил в строй в 1900. Водоизм. 12 359 т, скорость хода 20,1 уз (37 км/ч): вооружение: 4 203 мм, 22 152 мм ор., до 30 скоро стрельных ор. меньшего калибра, 2 подвод. мин.… … Военный энциклопедический словарь

Броненосный крейсер - класс крейсеров, существовавший во второй половине XIX начале XX веков. Являлись вторым по силе классом военных кораблей ведущих флотов после броненосцев. Наиболее характерной чертой броненосных крейсеров был броневой пояс по ватерлинии. Как… … Википедия

Gromoboi (Громобой) - «Gromoboi» («Громобой») крейсер (Россия) Тип: крейсер (Россия). Водоизмещение: 12564 тонны. Размеры: 144 м х 20,7 м х 8,8 м. Силовая установка: трехвальная, паровые машины трехкратного расширения. Максимальная скорость: 20 узлов. Вооружение:… … Энциклопедия кораблей

Книги

  • Океанский крейсер «Рюрикъ». Подвиг выше варяжского , Николай Пахомов. Легендарный крейсер «Рюрик»… Его жизнь началась необычно, и служба, от первого, кильского, парада, до последнего, в Японском море, проходила как один сплошной праздник под звуки гимна, маршей…

Описание старой фотографии: Заложен 14 июля 1897 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.
Спущен на воду 26 апреля 1889 года. Вступил в строй в октябре 1900 года
Во время русско-японской войны входил в состав Владивостокского отряда крейсеров.
Действовал на коммуникациях противника между Японией и Кореей. 15 июня 1904 года потопил японский транспорты
"Идзумо-Мару" и "Хитачи-Мару" и совместно с другими крейсерами 25 апреля 1904 года
транспорт "Хагинура-Мару", 26 апреля - "Кинсю-Мару".
В период с 17 июля по 2 августа 1904 года уничтожил 6 японских шхун, британский пароход "Найт Коммандер"
и германский пароход "Теа". С 8 по 11 мая 1905 года - еще 4 японских судна.
14 августа 1904 года вел бой с японскими крейсерами в Корейском проливе.
Прошел капитальный ремонт в 1907-1911 гг. на Кронштадтском пароходном заводе.
Были установлены новые котлы, казематы для 8 152-мм и носовых 203-мм орудий,
2 подводных 457-мм торпедных аппарата Металлического завода и все 203-мм орудия оснастили новыми затворами фирмы "Виккерс".
Кормовые 203-мм орудия защитили общим казематом, 2 152-мм орудия с оконечностей перенесли в адмиральский салон.
В носу и корме установили бронированные рубки для дальномеров, усилили защиту дополнительных казематов на верхней палубе.
Грот-мачту перенесли ближе к корме, а на место фок-мачты установили отремонтированную бизань-мачту, разместив на каждой
из них прожектора и наблюдательные площадки. По механизмам работы выполнял Франко-Русский завод.
Участвовал в первой мировой войне (дозорная служба в устье Финского залива, летом 1916 года набеговые операции
на коммуникации противника, прикрытие минно-заградительных, разведывательных и набеговых операций легких сил флота).
В июне 1915 года крейсер довооружили, позднее установили новые элеваторы и по две 63-мм и 47-мм зенитки.
Участвовал в Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.
С 9 по 10 декабря 1917 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
С мая 1918 года находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении.
В 1919 году 152-мм орудия крейсера были сняты и переданы флоту Советской Латвии для обороны Риги.
1 июля 1922 года продан совместному советско-германскому предприятию "Деруметалл" и 12 октября 1922 года сдан "Рудметаллторгу" для разборки.
30 октября 1922 года при буксировке в Германию, в районе Лиепаи (Латвия) попал в сильный шторм и накатом волн был выброшен
на ограждение аванпорта и разбит прибоем. Впоследствии по частям был поднят частными фирмами и разобран на металл.

Водоизмещение 12455 т. Размерения 146.6/144.2/140.6x20.9x7.9 м
Воружение первоначальное - 4 - 203/45, 16 - 152/45, 24 - 75/50, 12 - 47 мм, 18 - 37 мм, 2 - 64 мм дес., 4 ПТА
Бронирование: гарвеевская броня - борт 152 мм, траверзы 152/102 мм, казематы 51-121 мм, палуба 37-64 мм, рубка 305 мм
Механизмы 3 вертикальные машины тройного расширения мощностью 15496 и.л.с. 32 водотрубных котла Бельвиля, 3 винта
Скорость 20.1 узла Дальность плавания 8100 миль. Экипаж 28 офицеров и 846 матросов

Семь лет – ровно столько времени Николай II планировал выделить на строительство новеньких броненосных крейсеров, которые должны были составить значительную конкуренцию английским боевым кораблям. В 1895 году на подпись к императору попал проект крейсера « Громобой» , в основу которого был положен проект уже имевшегося к тому времени крейсера «Россия».

Постройка была доверена судостроителям К. Я. Аверину и Ф. Х. Оффенбергу, они разработали свой особый проект, утвержденный императором лично, согласно нему на крейсере планировалось установить три паровые машины, а также довести толщину бронирование до 20 сантиметров, при этом применить в постройке крупповскую сталь. Водоизмещение «Громобоя» планировалось довести до 15 тысяч тонн.

Постройка корабля началась летом 1897 года и растянулась на несколько лет, во многом из-за того, что возникли большие проблемы с поставками крупповской стали. Ижорский завод, которому планировалось доверить изготовление стали, в это время находился на реконструкции и должное количество крупповской стали поставить для рабочих не мог. Строителям пришлось применять для облицовки бортов частично старую Гарвеевскую сталь и частично сталь Круппа, являющуюся на несколько десятков процентов прочнее.

Спуск на воду крейсера «Громобой»

Кроме того, строителям пришлось изменить длину броневого пояса, а также толщину броневых траверзов и жилой палубы, составившую всего 5 сантиметров. Вместе с тем бронирование казематов было усиленно, из-за чего корабль потерял остойчивость, и строители были вынуждены значительно уменьшить толщину бронирования. Орудия, расположенные на корме и вовсе пришлось лишить защитной брони, заменив ее специальными щитами, орудия же расположенные на носу корабля были защищены всего лишь продольными перегородками.

«Громобой» был способен развить скорость до 19 узлов в час, на его вооружении имелось четыре 203-миллиметровых, шестнадцать 152-миллиметровых и столько же 37-миллиметровых, двадцать четыре 75-миллиметровых и восемь 47-миллиметровых орудий. Также на крейсере были установлены две дополнительные пушки Барановского и подводные торпедные аппараты современного образца, имелась на корабле и противоминная артиллерия.

Для продолжительного и безопасного плавания, «Громобой», водоизмещение которого было уменьшено с 15 до 12.359 тысяч тонн, должен был загрузить в трюм не менее 1700 тонн угля.

Первые пробные испытания в условиях завода были проведены в 1900 году, выявив немало нарушений, прежде всего в неправильно рассчитанном дифференте, даже при полной работе машин корабль не мог находиться на плаву и несколько раз зарывался носовой частью в грунт, в то время как через верхние переборки палубы в трюмы поступала вода. Корпус «Громобоя» столь сильно вибрировал, что находиться не только в машинном отделении, но и в каютах было неприятно. К концу года все выявленные дефекты были устранены, а повторно проведенные испытания показали, что крейсер способен развить скорость свыше 20 узлов в час, при этом вырабатываемую мощность машин удалось довести до 15 тысяч лошадиных сил.

Поздней осенью «Громобой» вышел из Либавы в первое плавание и взял курс на Дальний Восток. Практически сразу же моряки вновь обнаружили значительный дифферент на нос, из-за чего пришлось переместить часть груза и якорную цепь в другие части корабля. Обнаруженную неисправность устранили, и корабль продолжил плавание.
Весной 1901 года «Громобой» принимал участие в торжествах по поводу принятия Австралией Конституции. Русские моряки, которым довелось странствовать на палубе «Громобоя» считали его вполне пригодным для дальних плаваний кораблем, обладающим отменными мореходными, в том числе и быстроходными качествами.


Одна из фотографий «Громобоя» во время его визита в Австралию

Имея запас воды в 1 тысячу тонн, крейсер с командой на борту был способен пройти не менее 5 тысяч морских миль, не заходя в порт более 100 дней. Единственным минусом, не обратить внимания, на присутствие которого не мог даже самый лояльный командир, были спартанские условия существования матросов, практически не имеющих свободного пространства.

«Громобой» в отличие от других крейсеров данного класса и типа, имевшихся у России представлял серьезную угрозу для англичан, потому последние всполошились и приступили к постройке собственных кораблей, потому к моменту начала русско-японской войны они имели корабли, во многом превосходящие русское боевое судно.

Во время войны, японцы нанесли «Громобою» несколько значительных повреждений, из-за которых крейсер встал на долгосрочный ремонт вплоть до 1906 года. После произведенного ремонта крейсеру удалось принять участие не только в тренировочных выходах, но и в морских сражениях Первой мировой войны, по окончанию которой и началу Революционных событий в России крейсер встал в док и более не выходил оттуда, проданный на слом частной компании. Повинуясь политической обстановке, один из лучших кораблей русского флота был уничтожен, хотя вполне еще мог прослужить не один десяток лет.

"Громобой" стал последним в истории Российского флота крейсером, построенным в соответствии с идеями крейсерской доктрины. Это звучное имя полностью соответствовало внешнему виду корабля: че-тырёхтрубный высокобортный гигант в 140 метров длины с сильной артиллерией и бронированием. Он был третьим и самым совершенным в серии высокоавтономных рейдеров.

Родоначальник серии своим появлением вызвал переполох в военно-морских кругах Англии - давнего врага Российской империи. В ответ "владычица морей" вынуждена была начать постройку чудовищно дорогих крейсеров "Powerfull" и "Terrible" водоизмещением более 14000 тонн (в самом британском флоте их назовут "белыми слонами"). На торжествах, посвященных открытию Кильского канала в 1895 году "Рюрик" будет в центре внимания, журналисты назовут его "жемчужиной кильской эскадры" 1. За "Рюриком" будет построен второй подобный, но гораздо более совершенный крейсер "Россия", вслед за которым последует постройка "Громобоя" - лучшего корабля серии. "Громобой" будет находиться в составе российского военно-морского флота более 20 лет и достойно выдиржет испытания этих двух войн.Остаётся только сожалеть, что до настоящего времени история создания и долгой службы этого замечательного корабля не стала темой отдельного исторического исследования. Правда, нельзя сказать, чтобы "Громобой" был совсем уж обделён вниманием историков. В.Е. Егорьев в своей монографии, посвященной действиям Владивостокского отряда крейсеров, много внимания уделяет "Громобою"2. До настоящего времени эта работа является лучшим исследованием операций отдельного отряда крейсеров ("Рюрик", "Россия", "Громобой" и ) в русско-японской войне 1904-1905 гг.

Причём ценность труда В.Е. Егорьева обусловлена также и тем, что сам автор, будучи в период описываемых событий мичманом Российского военно-морского флота, лично участвовал во всех боевых выходах Владивостокского отряда крейсеров и поэтому их действия описывает не только как исследователь, но и как очевидец. Однако работа В.Е. Егорьева давно стала библиографической редкостью.
Достаточно подробно о постройке и службе "Громобоя" написал выдающийся отечественный историк военно-морского флота P.M. Мельников в своей книге
Этот же автор вкратце описывает постройку "Громобоя" в своей .
Следует также отметить прекрасную статью, посвященную этому крейсеру, написанную Л.А. Кузнецовым и опубликованную в журнале "Судостроение" №12 за 1989 год.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКА (1895-1900 гг)

ЭВОЛЮЦИЯ БРОНЕНОСНОГО КРЕЙСЕРА В РОССИЙСКОМ ФЛОТЕ В КОНЦЕ XIX ВЕКА

"РЮРИК" - "РОССИЯ" - "КРЕЙСЕР № 3"

НА СТАПЕЛЕ

СПУСК НА ВОДУ, ДОСТРОЙКА И ИСПЫТАНИЯ

Глава II. НА ТИХОМ ОКЕАНЕ (1900-1905 гг)

ПЕРЕХОД НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

СЛУЖБА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

В ВОЙНЕ С ЯПОНИЕЙ

Глава III. НА БАЛТИКЕ (1905-1922 гг)

ВОЗВРАЩЕНИЕ

РЕМОНТ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

КАК БЫЛ УСТРОЕН "ГРОМОБОЙ"

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз