29.11.2020

Какие есть современные теории сознания и в чем их суть? Происхождение и развитие психики человека. Психика и сознание. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Теория А.Н.Леонтьева, К.Э. Фабри о развитии психики Эволюция психики и развитие сознания


Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.

Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Общая характеристика . Сознание - высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью люден. Важнейшие психологические характеристики сознания:

  1. включение в сознание совокупности знаний об окружающем мире;
  2. закрепление в сознании различение субъекта и объекта, то есть того, ч ти принадлежит
  3. «Я» человека и его «не-Я»;
  4. обеспечение целеполагающей деятельности человека
  5. включение в состав сознания определенного отношения.

Обязательным условием формирования и проявления указанных качеств сознания является язык.

Более низким уровнем психики считают бессознательное. Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями,

во влиянии которых человек не дает себе отчета. В область бессознательного входят психические явления возникающие вo сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями и т. д.

Развитие психики

Проблема развития психики включает в себя три аспекта изучения:

  1. возникновение и развитие психики в животном мире;
  2. возникновение и развитие человеческого сознания;
  3. развитие психики в онтогенезе человека, то есть от рождения до конца жизни.

Развитие психики в животном мире тесно связано г возникновением и развитием нервной системы. Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое. Ключевыми являются понятия раздражимости и чувствительности. Раздражимость - свойственная всей живой материн способнос ть изменять физиологическое состояние под влиянием внешних раздражителей. Чувствительность - способность живого организма воспринимать адекватные и неадекватные раздражения, отвечая на них движенем, осознанным ощущением, вегетативной реакцией. Возникает на базе раздражимости и является показателем возникновения и проявления психики.

Наряду с развитием нервной системы важную роль играет характер взаимоотношений животного с окружающей средой. Эти взаимоотношения включают в себя следующие этапы:

  1. элементарной чувствительности:
  2. предметного восприятия:
  3. отражения межпредметных связей (стадии: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная).

Различные формы поведения в онтогенезе также принято обозначать как этапы:

  1. инстинкты - это врожденные формы реагирования на определенные условия среды;
  2. навыки - формы noведения, приобретаемые в результате индивидуального опыта животных;
  3. интеллектуальное поведение - сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи и обеспечивающие большие возможности приспособления, переноса навыков. Интеллектуальное поведение характеризуется нахождением новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапного нахождения решения) и т. д.

Биологическая обусловленность качественно отличает психику животных от сознания человека. Основой перехода к сознанию явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную па общую цель.

Средством общения стала речь, произошли изменения в общественной жизни людей, изменилось их сознание.

9 ответов

Вопрос довольно трудный и ответ на него вряд ли принесет удовлетворение, так как понятие сознания перегружено значениями, а значит встречается с самыми разными ожиданиями того, что должно быть объяснено. И одним из центральных вопросов любой теории сознания является определение этого феномена. Я предложу теории, которые связаны с темой отношения сознания и нейронных процессов в мозге.

    Теория тождества. Она объявляет сознательные процессы тождественными процессам в мозге, вопреки нашим интуициям, что сознательные состояния обладают некоторой не сводимой к физическим эффектам природой. Теоретики тождества объясняют свою позицию тем, что постулирование существования отдельного феномена в мозге противоречит принципам научного познания, а представление об отдельной природе сознания связаны с обыденными заблуждениями вроде того, что Вечерняя и Утренняя звезда - разные объекты (хотя это один и тот же - Венера). Различают типовую теорию тождества и теорию тождества признак-признак.

    Функционализм. Это наиболее популярная среди когнитивных ученых позиция. Сознание не тождественно физическим процессам, так как одно и то же ментальное состояние (например, решение математической задачи) может быть реализовано разными физическими носителями. Здесь популярна компьютерная метафора. Сознание - это софт, а мозг - это железо, таким образом, функционализм подстегнул исследования в сфере искусственного интеллекта.

    Нередуктивный функционализм или дуализм свойств. В отличие от традиционного функционализма, который все же настаивает на том, что сознание не обладает отдельной природой, кроме физической, теоретики данного направления выдвинули ряд аргументов, показывающих, что какая-то часть сознания принципиально не может быть функционализирована. Традиционно, этой частью являются квалиа, качественные характеристики сознательного опыта (краснота красного, субъективная сторона сознательного опыта). Именно вокруг квалиа развернулись основные баталии в дискуссиях о природе сознания.

    Нередуктивный физикализм Чалмерса. Чалмерс объявил квалиа Трудной проблемой сознания, которую невозможно решить методами когнитивных и нейронаук. Он предложил считать сознание в этом смысле такой же фундаментальной характеристикой Вселенной, как и фундаментальные физические взаимодействия. Из этого вытекало две позиции: 1. Эпифеноменализм - квалиа не играют никакой роли в физических процессах, но тогда их постулирование становится сомнительным 2. Панпротопсихизм. На фундаментальном уровне существуют протосознательные свойства, ответственные за выполнение некоторых физических функций и в должной комбинации за конституирование сознательного опыта

    Квантовая теория сознания. Это подвид панпсихистской теории сознания. Пенроуз и Хамерофф считают, что сознание реализуется через квантовые эффекты в микротрубочках нейронов.

    Модель множественных набросков или славы в мозге. Это теория Деннета. Никаких квалиа не существует - это ошибка. Квалиа являются результатом совпадения множества отношений, то есть являются реляционными свойствами, такими же, как расположение объекта или расстояние между объектами. Мозг представляет собой машину с параллельной архитектурой, где конкурирующие коалиции нейронов борются за "власть". Например визуальные коалиции диктуют свою волю остальным в некоторых случаях. Сознание же является результатом пробы, когда субъект тестирует свое внутреннее состояние, именно в этот момент возникает заблуждение о том, будто бы внутри нас существует некий Картезианский театр, внутри которого сидит наблюдатель - душа или Я.

    Репрезентационализм. Эта теория близка к вышеописанной и тоже считает, что квалиа не обладают отдельной природой, а являются частью репрезентативного контента.

    Теория глобального нейронного пространства. Она близка к последним двум. Сознание реализуется тогда, когда в мозге происходит процесс глобальной синхронизации, вовлекающий в себя разные функциональные участки мозга. Таким образом, создается своего рода большая нейронная сеть, налаживающая сообщение и вещание информации через множество структур в мозге. Нейроученый Деан называет появление сознания лавиной, когда эффекты в одном отделе мозга ведут к возбуждению нейронов везде, далеко от этого отдела. Здесь решается вероятностная задача на основе Байесовской вероятности. Несознательные процессы тоже действуют на основе расчета вероятностей. Но сознательный процесс призван предложить глобальную модель когнитивной ситуации, в которой находится организм.

    Теория интегрированной информации Тонони и Коха. Как и концепция выше, эта теория предполагает, что сознание имеет место тогда, когда происходит масштабный синтез информации в мозге.

    Аттендированная Среднеуровневая теория реализации сознания. Она выступает оппонентом теории восемь, считая глобальную синхронизацию, связанную с активацией высокоуровневых зон коры головного мозга (например, лобных долей) избыточной и перегруженной. Человек уже обладает сознанием на среднем уровне, если эта информация является предметом работы для системы (то есть аттендирована). Например для визуального восприятия зоной сознания является экстрастриарная кора, вовлекающая, например, зрительные зоны V 2,3,4 .

    Биологический натурализм. Сознание является таким же биологическим феноменом, как фотосинтез или пищеварение, но тем не менее принципиально не сводимо к физическим свойствам мозга.

Данный обзор является неполным и лишенным надлежащей систематичности, между данными позициями существует множество тонких связей. И боюсь, что эта информация сбивает столку, но это уже хорошее начало для тех, кто хочет начать погружение в современные исследования сознания. Пока можно понять, что до сих пор мы не обладаем четким понимание этого феномена или хотя бы таким, где был бы достигнут относительно большой консенсус.

Несколько небольших замечаний.

Функционализм это прежде всего метафизическая точка зрения, что функциональные состояния имеют каузальную силу вне зависимости от составляющих их компонентов (в отличие от теории тождества тип-тип, где каузальной силой обладают только конкретные физические состояния). Теория тождества признак-признак вполне вписывается в функционализм, Джон Серл эксплицитно относит ее туда. Все перечисленные более конкретные гипотезы сознания (multiple drafts Деннета и др.) являются функционалистскими. Поскольку функционализм занимается каузальными функциональными состояниями мозга и подавляющее большинство функционалистов считают себя физикалистами, то можно сказать, что проблема феноменального сознания и квалиа вообще его не касается (известный пример - Деннет по прозвищу "Зомби").

Квантовая теория сознания Хамероффа и Пенроуза не является панпсихистской, скорее просто физикалистской, как и большинство существующих квантовых и электромагнитных теорий сознания.

Репрезентационализм это скорее не полноценная теория, а концепция в рамках философии восприятия и сознания, известная со времен Декарта и Локка. Сегодня репрезентационализм популярнее всего опять же в когнитивной науке и функционалистской философии сознания, хотя, например, такой крупный философ как Серл - его оппонент.

Охарактеризовать биологический натурализм, на мой взгляд, правильнее тем, что сознание является результатом каузальных взаимодействий между различными уровнями системы (например мозга), в результате чего система интенционально "замкнута сама на себя" - может концептуализировать и означивать себя. Кроме Серла, подобная теория есть у биолога Дж. Эдельмана. Похожих взглядов придерживается нейролог и биоантрополог Терренс Дикон, описавший их в своей невероятно крутой книге Incomplete Nature (2011).

Хочу отметить, что полностью согласна с утверждением "Вопрос довольно трудный и ответ на него вряд ли принесет удовлетворение". Поверхностный ответ на сформулированный таким образом вопрос требует написания небольшой книжки.

Мария, спасибо за комментарии. Я хотел бы с Вами немного подискутировать))

    Функционализм не является метафизической позицией. Об этом можно прочитать у Джегвона Кима. Как и отношение супервентности, функционализм совместим с веером метафизических позиций. Физикализм, например, является метафизической позицией. Поэтому, как Вы правильно заметили, функционализм совместим с теорией тождества признак-признак, но вполне может быть совместим и с дуалистическими представлениями. На прошлой неделе я беседовал с Деннетом, он сказал, что его функционалистская позиция прагматическая, хотя в отношении метафизики он считает себя физикалистом. Проблема феноменального сознания и квалиа еще как касается функционализма. Иначе сам бы Деннет не начал программу по демистификации или "куайнированию" квалиа. Отличная статья на это счет у Кита Франкиша "куайнирование диетических квалиа". Именно отрицание квалиа делает программу функционализма полной. Ведь нужно же как-то ответить на возражения оппонентов вроде Серла или Блока.

    Квантовая теория Хамероффа и Пенроуза является панпсихистской и представляет собой вид эмерджентного панпсихизма. Я встречался с Хамерофом в июне этого года и апреле прошлого и пока он твердо держится своих убеждений.

    Про репрезентационализм, наверное, Вы правы. Хотя об этом лучше спросить Диму Иванова. Мне почему-то кажется, что вы знакомы))) Все-таки он книжку написал, отстаивая реперезентационалистскую теорию сознания.

    Про то, что сознание является результатом каузальных взаимодействий - это, конечно, можно найти прямую ссылку у Серла. Но именно этот момент является одним из самых противоречивых в его концепции, потому что одновременно он говорит и об эмерджентном порождении и об каузальном, что не одно и то же. Подозрительная модель каузации (bottom up & bottom down или супервентной каузации, как ее называет Ким), защищаемая Серлом указывает на противоречивость его позиции.

    Странно, что мы незнакомы. Вот пример закрытости коллег друг от друга) В Питере в конце августа будет крупная конференция по сознанию. Приезжайте)

Ответить

Спасибо за ответ.

Насчет функционализма я наверное слишком расплывчато выразилась. Подразумевалось вот это: Theories of the mind prior to functionalism have been concerned both with (1) what there is and (2) with what gives each type of mental state its own identity, for example what pains have in common in virtue of which they are pains. Stretching these terms a bit, we might say that (1) is a matter of ontology and (2) of metaphysics. Here are the ontological claims: dualism told us that there are both mental and physical substances, whereas behaviorism and physicalism are monistic, claiming that there are only physical substances. Here are the metaphysical claims: behaviorism tells us that what pains (for example) have in common in virtue of which they are pains is something behavioral; dualism gave a non-physical answer to this question, and physicalism gives a physical answer to this question. Turning now to functionalism, it answers the metaphysical question without answering the ontological question. Functionalism tells us that what pains have in common--what makes them pains--is their function; but functionalism does not tell us whether the beings that have pains have any non-physical parts. This point can be seen in terms of the automaton described above. In order to be an automaton of the type described, an actual concrete machine need only have states related to one another and to inputs and outputs in the way described. (Блок, "What is functionalism"). То есть, сущность можно охарактеризовать как сумму функциональных состояний и отношений (метафизическая позиция), вне зависимости от того, из чего она "сделана" (онтологическая позиция).

Существуют не только панпсихистские интерпретации работ Хамероффа и Пенроуза (особенно известной статьи "Conscious Events as Orchestrated Spacetime Selections"), но Вы совершенно правы, что Хамерофф - панпсихист, к тому же, я знакома с теориями quantum mind очень поверхностно из-за незнания квантовой физики, так что мне не стоило ничего писать.

Насчет двусторонней каузальности между разными описательными уровнями - конечно, существует немало критики, особенно от аналитических философов, но просто с точки зрения здравого смысла, не вижу в этом ничего страшного. Серл любит цитировать аналогию Роджера Сперри, придерживавшегося похожей точки зрения, о катящемся с горы колесе. Колесо можно редуцировать до элементарных частиц, но при этом его положением в пространстве управляет свойство высокого уровня, форма, из-за которой оно собственно катится.

Ответить

Я бы не стал соглашаться с Блоком относительно разведения метафизики и онтологии) Здравый смысл губит Серла, также как недостаток философского чутья губит эмерджентный дуализм несомненно великого ученого Сперри. Их концепции кажутся мне не состоятельными. Но все, что я уже сказал здесь, теперь вопрос дискуссии)

Ответить

Основной вопрос философии сознания - это по прежнему вопрос, можно ли с ним работать как с материальным объектом, измерять его и манипулировать состоянием, а также передавать его состояние другому существу с помощью приборов. Если сказать более строго - имеет ли каждый субъективный факт объективное проявление или нет. Второй вопрос: все ли факты в материальном мире кем-либо наблюдаемы (или же есть никем не наблюдаемые факты). В зависимости от ответов на эти вопросы, можно выделить 4 концепции. "да, да" - панпсихизм (предельный случай материализма и идеализма, полное тождество), "да, нет" - классический материализм, "нет, да" - классический идеализм, "нет, нет" - дуализм. Большинство современных авторов отвечают на первый вопрос "да", то есть являются материалистами. Но со вторым вопросом ситуация гораздо сложнее.

Хочу заметить, что ответ на поставленный таким образом вопрос В ПРИНЦИПЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖЕН.

Как было замечено в первом ответе, следует начать с определения сознания. Невозможно строить, сравнивать и рассматривать всерьез теории о том, чего не существует.

Что мы называем сознанием? Совокупность знаний? эмоций? логику? критерии принятия решений? мораль и нравственность? что-то еще? все вместе?

В зависимости от того, как мы его определим, мы будем считать верной ту или иную теорию. Принятую же в психонауке (в противоположность "нейронауке", хотя ни той, ни другой как единого целого не существует вовсе) терминологию и вовсе невозможно считать собственно терминологией – совершенно не связанные между собой понятия вводили и вводят все, кому не лень. Часто даже названия одних и тех же понятий характеризуют не столько объект, сколько школу, его описывающую.

Википедия определяет сознание как состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Проще говоря, это совокупность воспринимаемой информации о мире и соответствующих реакций.

В Большом энциклопедическом словаре (2000) сознание определяется как «высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности».

Но из физиологии нервной системы и ВНД мы знаем, что все процессы в мозгу реализуются нервными импульсами, передаваемыми по нейронным цепочкам. Следовательно, сознание должно иметь материальный носитель, и носитель этот – ничто иное, как нейронная сеть (сеть нейронов; прошу не путать с новомодным термином, пришедшим из IT!!!), обеспечивающая и реализующая все нервные и психические процессы – от простых спинальных рефлексов до эмоций.

Осталось только выяснить, какая из названных теорий точнее всего это описывает.

Давайте рассмотрим так же вопрос, на который пока ни ученые, ни философы, при всем разнообразии гипотез (теориями их все же называть пока крайне некорректно) ответить не могут, даже максимальным напряжением этого самого сознания.

Даже не определяя вполне сам термин сознания, лишь очертив круг феноменов (субъективность восприятия, его феноменальность, связность или континуальность, подвижность фокуса или пятна внимания как произвольно, так и непроизвольно и т.п.) мы можем заметить ключевой вопрос: почему мы имеем внимание сфокусированным, подвижным и можем знать, куда внимание направлено, что находится в поле внимания, что находится в фокусе, а что за фокусом?

Почему этот вопрос крайне важен и почему ответ на него до сих пор не получен?

Начнем с простого: с научных идей.

Посмотрим на компьютер. У компьютера есть процессор: это тот блок, который определяет фокус внимания компьютера, определяет его "здесь и сейчас". Это центральный элемент системы, поскольку он постоянно находится в потоке времени и имеет локальность.

Как же это устроено в мозгу? Никто не может сказать. Мы субъективно чувствуем себя в потоке времени и обнаруживаем себя локализованными в пространстве. Наше внимание подвижно в психическом пространстве, подобно лучу света в темноте. Он может быть шире или уже, но то, что мы обнаруживаем как себя - это движение внимания в пространстве феноменов, образов, ситуаций, персонажей, событий.

Так что же может сказать наука о том, где в мозге находится "процессор"? Ничего.

Давайте посмотрим на нейронные сети. Искусственные нейронные сети все, без исключения имеют такую архитектуру: входной слой, выходной слой и промежуточные слои. Видите, в чем дело, эта архитектура фиксирована. Информация вошла, обработалась и есть четкий выход работы ИНС. А что насчет естественных нейронных сетей в мозгу человека? О, это грандиозный коннектом, сложность которого огромна, но попробуйте определить в нем входы и выходы?

Для прямых органов чувств это сделать еще как-то возможно. Зрительный нерв, нерв связанный с внутренним ухом, это можно обозначить как некоторый вход. Речевой аппарат, опорно-двигательная система - некоторый выход. Но вот где находится центр управления вниманием? Почему внимание оказывается последовательным? Что в мозге отвечает за сюжетно-событийное восприятие окружающего мира? Кому сообщает условный до мифичности нейрон "бабушки" о том, что он узнал бабушку? Что толку от того, что он активировался, есть ли какой-то особый нейрон, который знает, что активировался нейрон бабушки?

Но чисто научный взгляд на проблему, увы, может показаться несущественным, поэтому вопрос нужно рассмотреть и глубже, и шире. Глубже - философски. Шире - инженерно.

Итак, почему с самого начала компьютерной эры было принято решение о выделении некоторого центрального блока системы, управляющего потоком внимания этой самой системы?

Даже сегодня, в эпоху многопоточности, многопроцессорности, в эпоху сетей, мы знаем, что это не может приводить к хаосу, к потере управления, а всегда есть дирижер всего этого оркестра, есть операционная система, которая знает, на каком из периферийных блоков находится сейчас функция этого дирижера. Дирижер может меняться, но его роль выполняется всегда.

Возможно ли, что и в мозге это так? Иначе говоря, есть некоторый маркер, который переходит из зоны в зону, от нейрона к нейрону, который вводит в сеть упорядоченность и, если не иерархичность, то элемент локального в пространстве и времени доминирования?

Тогда мы должны будем наблюдать за движением фокуса внимания человека - к чему склонилось внимание, к такой структурно-функциональной доминанте в этот самый момент сместился маркер. Возможно этот маркер не будет четко локализован, и речь идет о довольно сложных шаблонах, охватывающих весь мозг.

Давайте рассмотрим условное животное, не имеющее самосознания, то есть такого субъективного восприятия себя в мире, которое можно рассматривать внутренним взором, без видимой моторной деятельности. Мышление, с позволения сказать, этого условного животного - полностью наглядно. Фокус внимания - очевиден. Таракан ищет еду, бежит от света. Весь его организм - оркестр, управляемый генетической программой без сложных обратных связей. Стимул - реакция. По Павлову.

Теперь добавим немного стратегии этому условному животному. Пусть это животное имеет возможности выбора и самое простое моделирование. Это значит, что стимул не напрямую вызывает реакцию, а используется некоторый промежуточный слой. В этом промежуточном слое возникает симуляция реакции и результатов в ассоциативной памяти. И этот промежуточный слой может подавлять реакцию или проводить ее в моторную зону выхода. Или наоборот, может провоцировать реакцию в отсутствие внешнего стимула, имитируя стимул внутри себя.

Такую внутреннюю зону мы вполне можем себе представить, смоделировать, но здесь и возникает глобальный, семантический (или понятийный) разрыв всех современных теорий сознания, познания, когнитивных наук с экспериментальными исследованиями высшей нервной деятельности. Вы попадаем в зону двух сложных сущностей: физической и психической.

И та и другая чрезвычайно сложны и корелляции между ними мы все еще не знаем. Возможно в будущем мы найдем эту корелляцию. Но, может быть, прежде, мы создадим ее искусственным образом и не один раз, пока не найдем алгоритм "природы ума", по которому генерируется вся эта сложность: и физическая, и психическая.

Идеи и гипотезы о том, что может быть генератором всей этой сложности у нас уже есть. И они не столь отчаянные, как теория струн, генерирующая 10^500 вариантов миров кроме нашего.

Впрочем, может быть все известные гипотезы будут отвергнуты и мы окажемся в той же ситуации что и квантовые парадоксы - кто знает?

Ученые одновременно очарованы и подавлены степенью сложности сознания, как к нему ни подходи: хоть с физической стороны, хоть с психической, хоть со стороны от простого сложного, хоть со стороны общих принципов к частностям, хоть со стороны закапывания в триллионах фактов и попыток найти в них скрытые закономерности.

Есть много разных классификаций теорий сознания, но каждая школа, каждый исследователь или философ пытается создать свою.

Введу свою классификацию и я.

    Теории, основанные на интроспекции. Сознание обнаруживается в нашем субъективном опыте, его и будем прежде всего исследовать, игнорируя на первом этапе какую бы то ни было физическую составляющую. Это своего рода информационные теории (включая и разнообразные мистические направления)

    Теории, основанные на измерениях. Мы видим поведение, мы можем оценивать скрытые побуждения, можем исследовать состояния отдельных нейронов и целых зон, вот и будем это исследовать, игнорируя на первом этапе какую бы то ни было психическую составляющую. Это физикалистские теории

    Теории, основанные на экспликации. Мы можем рассуждать, осмысливать, вот и будем пытаться выстроить нечто описательное, объяснительное, не содержащее формальных ошибок и противоречий. И пусть на первых порах мы игнорируем теорему Геделя о принципиальной неполноте и противоречивости формальных систем, мы будем пытаться строить формальную систему, часть которой стремится к полноте, игнорируя противоречивость, а часть стремится к непротиворечивости, игнорируя неполноту.

Моя классификация теорий основана на третьем принципе, хотя в своей работе я следую принципу 4.

  1. Теории основанные на надежде, а если более научно, то на имитации, на подражании, на эксперименте подобия. Почему прежде всего я использовал слово надежда? Потому что в основе этих теорий и гипотез слепая вера в то, что удастся найти верный генератор сложности, верный алгоритм порождающий по подобию и физическую и информационную (психическую) структуру, которую можно так ограничить и так направить, чтобы она соответствовала существованию в нашем с Вами мире.

Эта классификация вряд ли исчерпывающая, и она идет несколько вразрез традиции. Но, возможно, кому-то и она будет любопытна.

Вместо того, чтобы перечислять отдельные теории, давайте рассмотрим проблему "сознания" в целом, и в процессе будем ссылаться на различные версии и мнения специалистов.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __

Итак - что такое сознание?

Для ответа на этот вопрос, рассмотрим мозг животного - любой вид, исключая высокоразвитые (обезьяны, дельфины, слоны). Возьмем, например, мозг антилопы... Рассмотрев ее когнитивный аппарат, мы сможем сказать, какими функциями обладает и какими НЕ обладает ее нейросеть, по сравнению с человеческой. То есть, мы подойдем к проблеме "с конца", и рассмотрев основные функции примитивного мозга, будем подниматься по лестнице когнитивной эволюции, ко все более сложным информационным процессам.

Итак, первой и главной функцией, присущей данному мозгу (как и любому другому) будет интеллект, разум. Тут нужно пояснить... В первую очередь, организованная нейросеть это вычислительная система - мозг воспринимает информацию, организуя ее в паттерны; обобщая по принципу когнитрона (подробнее см. А.Редузобова: http://vk.com/video186732288_169902384) . В этом случае, интеллект можно представить в качестве математического аппарата для поиска корреляций. Его задача - находить взаимозависимость между входящим и исходящим потоком данных (http://vk.com/wall-89421240_18) . Если корреляция выражена четко, разум может сформировать подходящий ответный паттерн; сигнал, организованный таким образом, чтобы нейросеть смогла достичь состояния гипотетического "равновесия" (см. принципы бихивеоризма).

Плюс, такой разум отвечает еще одному критерию: формуле интеллекта (http://scinquisitor.livejournal.com/41563.html) . Выведенная физиком и программистом из Гарварда Алексом Виснерр-Гроссом, она описывает интеллект, как силу, направленную на максимизацию свободы действий в будущем, или, проще говоря, систему, стремящуюся производить энтропию вокруг себя. Данная система стремится "захватить" как можно больше вариантов будущего, что сходится с коррелятивным пониманием сознания, как аппарата, улавливающего корреляцию между входящей и исходящей информацией т.е. стремящегося предсказать результат своих действий, и использовать это знание, чтобы достичь условных целей (состояния равновесия, например).

Вернемся к антилопе. Исходя из вышеизложенных тезисов, мы можем сделать выводы о ее поведении... Стремясь к равновесию, ее мозг понижает собственную энтропию, повышая "хаос" вокруг себя. Именно в ходе этого процесса происходит обработка информации, позволяющая мозгу антилопы делать выводы. Можно сказать, ее разум способен полноценно обрабатывать внешний (входящий) поток; он может строить логические цепи по типу "произошло событие А => нужно давать ответную реакцию Б". Например, "появился хищник => нужно спасаться бегством". Причем реакции тут в основном бинарные - примитивный мозг жвачного не способен строить длинные логические цепи; он неспособен к полноценному прогнозированию, вследствие чего организм существует одним моментом. Существует только "сейчас", и ничего больше.

Если говорить о других функциях, присущих нейросети антилопы, то нужно вспомнить о внимании. Роль внимания критична т.к. именно оно позволяет сосредоточится на определенном явлении; направить, условно говоря, всю работу интеллекта по одному вектору.

Как этот принцип реализуется на практике? Ответ - с помощью СПРМ (

Человек приходит в этот мир, чтобы познать его, оставить после себя что-то хорошее, прочувствовать полноту и радость жизни. Сфера эмоций, ощущений, внутреннего мира, сознания развивается у человека постоянно. Формирование психики представляет собой результат взаимодействия человека с окружающим миром.

Логично сделать заключение — физическое здоровье человека зависит от того, что он пьет и ест. Качественная натуральная пища, богатая белками, витаминами и минералами является фундаментом для построения здорового крепкого тела. Чистая, родниковая или минерализованная очищенная вода наполняет клеточки организма здоровьем, дарит долголетие.

Психическое самосовершенствование же зависит от окружения. Каждая эмоция, полученная в результате жизненного опыта и познания мира, вносит свой вклад в формирование психики.

В эволюции психики выделяются этапы развития:

  1. Формирование сенсорных способностей . Познание мира начинается с развития органов чувств и включения механизма безусловных рефлексов. Ребенок ощущает, анализирует, учится приспосабливаться к окружающему миру, получает первый опыт — навыки есть, пить, держать в руке предмет, поворачиваться, ползти, идти, понимать речь, говорить. С помощью любящих родных людей ребенок обеспечивает представление об окружающем мире, получает опыт, закладывает фундамент для развития психики.
  2. Восприятие информации и анализ окружающего мира. Благодаря развитию нервной системы, моторной памяти и способностям к познанию мира ребенок учится проявлять и контролировать свои эмоции.
  3. Интеллектуальный этап. Его алгоритм прост — поставить цель, найти выход, затем похвалить себя за хорошо проделанную работу. Эта техника успеха должна быть освоена в детском возрасте.
  4. Физическое и психологическое развитие. Первые три года жизни очень важны для ребенка. В этот период формируется опорно-двигательный аппарат, абстрактное мышление, речь, происходит обучение новым навыкам.
  5. Формирование сознания. Желание деятельности и познания окружающего мира проявляют в человеке лучшие его стороны — он познает мир через творчество, искусство, литературу. Развиваться можно от рождения до старости, потому что на земле созданы все условия для этого.
  6. Самосознание. Определяющие факторы его развития находятся в опыте, который человек получает от общения с другими людьми и личного отношения к себе, а также к своему окружению. Следует совершенствовать свое внутреннее «Я», не подавлять мысли и желания, а проявлять их. На этом этапе важно принять элемент самоконтроля, существуют рамки порядочности, культуры, самоорганизации, за пределы которых выходить не рекомендуется.
  7. Социальное поведение. Общение как фактор развития психики очень важно для ребенка и взрослого. В одиночку нельзя развить все навыки, необходимые для формирования устойчивой психики. Всю жизнь люди совершенствуют свои способности, учатся взаимодействовать, получать результаты, влияющие на психическое здоровье.

Если рассмотреть эволюцию психики в филогенезе, то можно увидеть, что развитие человека пошло дальше, чем у животных из-за формирования сознания и умственных способностей.

Существуют закономерности, влияющие на здоровое психическое состояние.

Внешний мир:

  • физическое взаимодействие — погода, окружающие люди, уровень комфорта;
  • психологический климат — из поведения, культуры, общения окружающих людей складывается картинка психологического благополучия;
  • влияние СМИ, традиций общества и морали;
  • личный взгляд на ситуацию.

Внутренний мир:

  • физическое здоровье;
  • генетика;
  • физиологическое состояние и уровень комфорта в предложенных условиях;
  • эмоциональное состояние;
  • привычки;
  • сила воли, разум.

Какие факторы в большей или в меньшей степени повлияют на развитие психики — личное дело каждого, и требует оно индивидуального рассмотрения.

Ведущие психологические теории формирования психики и сознания

С момента появления общества и по сегодняшний день ученые ищут ответы на вопросы, каким образом происходит формирование психики, какова природа этого процесса, что важнее: внешняя среда или влияние генетических факторов.

Основные концепции заключены в рамки психоанализа и когнитивных теорий.

Психологические теории формирования психики и сознания разнообразны и достойны внимания. Самые известные теории — учения Фрейда, Юнга, Джемса, Адлера, Ассаджоли, Шпрангера, Олпорта, Левина, Франкла, Роджерса.

На человеческую психику можно смотреть, как на результат отражения мира, прошедший через призму разума. Благодаря развитой психике человек находит свое место в жизни, выстраивает отношения в обществе, находит выходы из жизненных ситуаций.

Роль специфического влияния на становление психики постоянно отслеживается учеными и психологами, появляются новые теории. В человеке от рождения заложен мощный внутренний потенциал. Чтобы его раскрыть, нужно постоянно развивать свои способности, выстраивать межличностные отношения на фоне позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Формирование психики ребенка — роль семьи и СМИ

Формирование психики ребенка начинается в раннем возрасте. Для детей дошкольного возраста создано множество развивающих игр, игрушек, творческих наборов. В таком возрасте ребенок познает свою силу, видит и оценивает результаты своего труда, учится оценивать свои действия и поступки. Пробуждение, включение механизмов самоанализа, внутреннего развития наступает в подростковом возрасте. Это важный период. Причем в идеале он наступает в возрасте 15 лет, но часто бывает, что после 40 лет люди ищут себя и не могут перешагнуть барьер самоконтроля и внутреннего развития.

В детстве и юном возрасте большая роль выделена СМИ в становлении психики школьника. Пропаганда насилия, курения, алкоголя, наркотиков — плохой пример для неокрепшей психики. Как уберечь ребенка? Запрет на просмотр передач и роликов принесет лишь протест, поэтому нужна помощь старших.

Показать на своем примере, что в жизни главное не телевизор или планшет, а спорт, общение, увлечение — это задача любящего родителя. Ребенок сам должен сделать выбор, а родители помочь ему в этом.

Введение

Развитие психики и возникновение сознания

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Человек – высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.

Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор.

Большинство современных ученых принимают эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении видов и считают, что человек произошел, выделился от животных.

В психологии эта проблема рассматривается в аспекте возникновения и развития психики в филогенезе . Термин «филогенез» произошел от греч. phyle (род, племя) и genesis (происхождение) и означает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции, а применительно к психике – ее изучение как продукта эволюции.

Развитие психики и возникновение сознания

Возникновение психики

С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости . Раздражимость – это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.

Условия жизни на этапе допсихического отражения таковы, что организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а следовательно, и в специальном органе, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими . Ответная реакция также осуществляется только на биотические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.

На этапе допсихической жизни организмы способны только к конкретному типу движений, которые именуются тропизмами. Тропизмы – это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей. Примерами тропизмов являются: движение растений к солнцу (фитотропизм); движение корней глубоко в почву, где есть влага и вещества, необходимые для жизни (геотропизм); движение к теплу (термотропизм). Тропизмы могут быть положительными – движения к условиям, необходимым для жизни, или отрицательными – движения от вредных для организма условий.

Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия. Но в окружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному виду начинает недоставать необходимых для обмена веществ условий, ему предстоит либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой. Эволюция психики и поведения представляет собой череду подобных изменений.

Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и переход от элементарных тропизмов к более сложным поведенческим актам, которые могли бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только биотические раздражения, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологически значимых агентов. Они выполняют сигнальную и ориентировочную функции в жизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность . У живых организмов появилась способность к ощущениям как к отражению различного рода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах и связях с другими вещами. Так возникло новое свойство органической материи – психическое отражение , характерное для животной формы жизни. Возникла психика как особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляции на этой основе своего поведения. Мир объектов, которые организм оказался способным воспринимать, существенно расширился, что повысило адекватность его ориентировки в среде. Возникает и новый вид поведения – активный поиск биологически значимого объекта, о котором сигнализирует абиотический раздражитель. Постепенно живые организмы приобретают способность к закреплению связей между нейтральными и значимыми воздействиями, а впоследствии к их изменению и формированию новых связей.

Появление чувствительности определило более высокий, качественно новый уровень отражения объективной действительности и выступает как объективный критерий возникновения психики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение стали причиной дальнейшего развития психики, появления ее новых, более совершенных форм.

Стадии развития психики

Выделяют три основные стадии развития психики у животных – элементарной сенсорной психики и интеллекта по следующим критериям: форме психического отражения, ведущему типу поведения и строению нервной системы.

Стадия элементарной сенсорной психики . Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.

Учитывая эволюцию внутри стадии, выделяют в ней низший и высший уровни. На низшем уровне есть организмы, которые стоят на грани растительного и животного мира, например жгутиковые. Представителями низшего уровня являются также губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви. На высшем уровне расположено большое число многоклеточных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Формы их поведения сложнее и разнообразнее. Тем не менее, им также присуще отражение отдельных свойств среды, а не целостных вещей.

В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения – инстинкт. Инстинкт – это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.

Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами среды, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни. На разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существующих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположены все млекопитающие.

У животных на стадии перцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения и функций центральной нервной системы и прежде всего развитие коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Одновременно развивались и органы движений.

На стадии перцептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится значительно более пластичным и приспосабливается к конкретным условиям жизни особи.

Стадия интеллекта . На этой стадии находится небольшое число видов самых высокоорганизованных млекопитающих – человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма – решение задач .

Усложнение форм психического отражения и поведения животных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга, развитием корковых структур. Наиболее радикальные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.

Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики – сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homosapiens, или «Человека разумного».

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей . Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз