03.01.2021

Император Николай I (линкор). Удивительная история российского линкора «Александр III Линкор николай


Линейные корабли

Линкор «Император Николай I » - 0 + 1 ед.

«Император Николай I » ОНЗиВ 9.6.1914/5.10.1916 - искл. 11.04.1927

27 300/28 500 т, 188x29,0x9,0 м. ПТ - 4, 20 ПК, 30 000 л.с.=21 уз. Броня: пояс до 262,2 мм, башни и барбеты до 250 мм, рубка 254 мм, казематы 80 мм, палубы 37,5 мм + 25 мм + 12 мм. Эк. 1268 чел. 12 - 305 мм/52, 20- 130 мм/55, 8 - 102 мм зен., 4 пул., 4 ТА 450 мм.

Развитие типа «Императрица Мария». Имел более совершенное и мощное брони­рование. С вступлением в строй должен был завершить формирование эскадры ЛК ЧФ. Не достроен из-за отсутствия механизмов и оборудования. 16.4.1917 переименован в «Демократию». В июне 1918 г. захвачен не­мцами, которые планировали использовать корпус корабля в качестве базы гидросамо­летов. После освобождения Николаева Крас­ной Армией простоял на приколе и в 1927 г. был разобран на металл.

Линкоры типа «Императрица Мария» - 3 ед.

«Императрица Мария» Руссуд 17.10.1911/19.10.1913/23.5.1915 - погиб 7.10.1916

«Императрица Екатерина Великая» ОНЗиВ 17.10.1911/24.5.1914/5.10.1915 - погиб 18.6.1918

«Император Александр III » Руссуд 17.10.1911/2.4.1914/15.6.1917 - искл. 1924

24 100/25 800 т («Екатерина» - 24 960/26 200 т), 168x27,4x8,4. ПТ -4, 20 ПК, 26 500 л.с.=21 уз. Броня: пояс до 262,2 мм, башни и барбеты до 250 мм, казематы 80 мм, рубка 254 мм, палубы 37,5 мм + 25 мм + 12 мм. Эк. 1190 чел. 12 - 305 мм/52, 18 - 130 мм/5, 4 - 75 мм зен., 4 пул., 4 ТА 450 мм.

Развитие балтийских ЛК типа «Севас­тополь». В отличие от прототипа имели уси­ленное бронирование, увеличенный калибр ПМА и иные пропорции корпуса. На «Им­ператоре Александре III » число 130-мм ору­дий сократили до 16 с целью устранить дифферент на нос. «Императрица Мария» входила в состав 1 -и тактической маневрен­ной группы, которая прикрывала действия устаревших ЛК. Участвовала в Трапезундской операции. Погибла в Севастополе от взрыва боезапаса. В 1919 г. поднята и ра­зобрана на металл. «Императрица Екатери­на Великая» (с 16.4.1917 - «Свободная Россия») входила во 2-ю тактическую ма­невренную группу, участвовала в блокадных операциях у турецкого побережья; потоп­лена по приказу В.И.Ленина у Новороссий­ска эсминцем «Керчь». «Император Алек­сандр III » (с 16.4.1917 - «Воля») практичес­ки в боевых действиях не участвовал. Был захвачен германскими войсками, затем ан­гличанами и уведен ими в Измир. Вошел в состав морских сил Юга России, переиме­нован в «Генерал Алексеев». В ноябре 1920 г. уведен белогвардейцами в Бизерту и ра­зобран на металл в 30-х гг.

Линкоры типа «Евстафий» - 2 ед.

«Евстафий» Ник. Адм 10.11.1904/21.10.1906/15.5.1911 - сл. 1922

«Иоанн Златоуст» Лаз. Адм 31.10.1904/18.4.1906/19.3.1911 -сл. 1922

12 840/13 950 т, 118x22,6x8,2 м. ПМ - 2, 22 ПК, 10 600 и.л.с.=16 уз., 1100 т угля. Броня: пояс до 228,6 мм, башни до 254 мм, казематы 127 мм, рубка до 203 мм, палуба 35 - 70 мм и 38 мм. Эк. 938 чел. 4 - 305 мм/40, 4 - 203 мм/50, 12-152 мм/45, 14 - 75 мм/50, 4 пул., 2 ТА 450 мм.

Развитие броненосца «Пантелеймон». В отличие от прототипа имели 4 203-мм ору­дия и более совершенную конструкцию ка­зематов ПМА. Оба корабля входили в со­став 2-й бригады ЛКЧФ. В мае 1915г. участ­вовали в бою с линейным крейсером «Гебен» (бой у м.Сарыч), в блокаде турецкого побережья и действиях на коммуникациях противника. С марта 1918 г. выведены из состава активного флота. В мае 1918 г. захвачены германскими войсками и в конце года - англичанами, которые при эвакуации из Севастополя взорвали механизмы и вывели из строя артиллерию. Больше в строй не вводились и в 20-е гг. были разобраны на металл.

Линкор «Пантелеймон» - 1 ед.

«Пантелеймон.. Ник. Адм 28.9.1898/13.9.1900/20.5.1905 - сл. 1923

12 582/13 450 т, 115,4x22,3x8,4 м. ПМ - 2, 22 ПК, 10 600 и.л.с.=16 уз., 950 т угля. Броня: пояс до 229 мм, казематы 127 мм, башни до 254 мм, палубы 51 - 64 мм и 51 мм (скосы 64 мм). Эк. 810 чел. 4 - 305 мм/40, 16 - 152 мм/45, 14 - 76 мм, 2 пул., 4 ТА 450 мм.

В отличие от предшествующих броне­носцев ЧФ имел полубак, увеличенную вы­соту надводного борта и усиленную защи­ту орудий среднего калибра. Первоначаль­но назывался «Князь Потемкин Тавричес­кий». После вооруженного восстания мат­росов в 1905 г. был переименован. Входил в состав 2-й бригады ЛК и участвовал в боевых действиях совместно с ЛК типа «Ев­стафий». В мае 1918 г. захвачен герман­скими войсками и в конце года - англичанами, которые при эвакуации из Севасто­поля взорвали механизмы и вывели из строя артиллерию. В строй не вводился и в 1923 г. разобран на металл.

Линкор «Три Святителя» - 1 ед.

«Три Святителя» Ник. Адм 4.9.1891/31.10.1893/1895-сл. 1923

13 320/14 100 т, 115,4x22,3x8,9 м. ПМ - 2,

14 ПК, 10 600 и.л.с.=16 уз., 750 т угля. Бро­ня: пояс до 457 мм, башни до 406 мм, рубка до 305 мм, казематы 127 мм, палуба 76 мм. Эк. 680 чел. 4-305 мм/40, 14- 152 мм/45, 2 - 47 мм, 4 пул.

Имел основательное бронирование при сравнительно мощном вооружении и пос­редственные мореходные качества. В 1911 - 1912 гг. был перевооружен (демон­тированы 6 152-мм, 4 120-мм и все 47-мм-орудия и усилена защита артиллерии сред­него калибра). В годы 1-й мировой войны обстреливал побережье противника, при­крывал действия легких сил флота, участво­вал в Трапезундской операции. В мае 1918 г. захвачен германскими войсками, в конце года - англичанами, которые при эвакуации из Севастополя взорвали механизмы и вы­вели из строя артиллерию. В 1923 г. разо­бран на металл.

Линкор «Ростислав» - 1 ед.

«Ростислав» Ник. Адм 6.5.1895/20.8.1896/1899-погиб 11.1920

10 140/10 980 т, 107,2x20,7x7,8 м. ПМ - 2, 12 ПК, 8500 и.л.с.= 16 уз., 700 т угля. Броня: пояс до 368 мм, башни ГК до 254 мм, башни СК до 152 мм, палуба до 76 мм. Эк. 640 чел. 4 - 254 мм/45, 8 - 152 мм/45, 4 - 75 мм/50, 4 - 75 мм зен., 4 пул., 2 подв. ТА 450 мм.

Малый бронированный корабль, спо­собный оперировать в прибрежных рай­онах. Единственный ЛК русского флота, имевший на вооружении 254-мм орудия. Считался неудачным кораблем, но в годы 1-й мировой войны активно участвовал в огневой поддержке армейских частей. В марте 1918 г. выведен из состава флота. С ноября 1919 г. входил в состав морских сил Юга России. В ноябре 1920 г. затоплен бе­логвардейцами в Керченском проливе.

Старые броненосцы - 2 ед.

До 1-й мировой войны дожили 2 из 4 барбетных броненосцев типа «Екатерина II » -«Синоп» (1889г., 10 180/10 980 т, 9000 и.л.с.=15 уз.) и «Георгий Победоносец» (1893 г., 10 750/11 920 т, 9000 и.л.с. = 14 уз.). Формально числились линкорами, фак­тически служили штабными кораблями и брандвахтенными судами. 305-мм орудия были демонтированы еще до войны; в 1914 г. «Синоп» нес 4 203-мм/50 и 8 152-мм/45 пушек; «Георгий Победоносец» - 8 (с 1916 г. 14) 152-мм/45. В 1916 г. «Синоп» оснащен булями (так называемыми «противо­торпедными кессонами»). Активного учас­тия в боевых действиях не принимали. «Синоп» в 1923 г. разобран на металл в Севас­тополе; «Георгий Победоносец» в ноябре 1920 г. уведен Врангелем в Бизерту и сдан на слом в начале 30-х гг.

После поражения в Русско-японской войне штаб императорского флота приступил к серьезной модернизации морских боевых кораблей. Особое внимание было уделено Черноморскому бассейну - именно там в случае мировой войны могли разгореться боевые действия. Эскадренный броненосец «Император Николай I» - один из кораблей, подготовленных военными инженерами для масштабных

Разработка кораблей

В конце 1913 года Главное управление кораблестроения приступило к разработке новых принципов бронирования и распределения боевой нагрузки. Предусматривалась усиленная защита броней средней палубы - до 63 мм металла, боевых рубки и скосов. Были предприняты меры для того, чтобы усилить броню палубной артиллерии - слой металла на ней в уязвимых частях превышал 300 мм. В результате модернизации проекта судна его полное водоизмещение выросло почти до 28 тыс. тонн, увеличились линейные размеры, улучшились ходовые характеристики - «Император Николай I» (линкор) мог развивать скорость до 21 узла. Эти и другие усовершенствования были отражены в проекте, который 12 марта 1914 года подали на согласование морскому министру.

Николаевские верфи

Ранней весной 1914 года одобренные чертежи военного корабля с проектом спецификаций отправились в г. Николаев. В те времена постройкой крупных гражданских и военных судов занималось «Русское судостроительное акционерное общество». К технической документации прилагалось сопроводительное письмо, в котором судостроителям предлагалось определиться со временем постройки корабля и общей суммой затрат. После ряда согласований «Император Николай 1», линкор, был оценен в 32,8 тыс. рублей, а на его постройку отводилось три года. Правда, свое окончательное имя линкор получил несколько позднее.

В процессе рассмотрения представленных чертежей корабельным инженером В.И. Юркевичем были предложены некоторые изменения, которые понижали носовую волну, способствовали уменьшению нагрузки на машинные установки. Впоследствии Юркевич эмигрировал во Францию, где принимал непосредственное участие в проектировании французского лайнера «Моггапс Не». Многие узлы этого корабля были разработаны инженерами русского адмиралтейства.

Закладка линкора

15 апреля 1914 года на открытом стапеле Николаевской верфи состоялось торжественная закладка нового военного корабля. В церемонии принял участие сам Николай II. Предварительное наименование судна было «Иоанн Грозный». На утверждение императору было предложено два названия - «Святой равноапостольный князь Владимир» и «Император Николай 1». Линкор был назван по имени предка правящего царя - именно такое решение принял император. Возможно, это решение было продиктовано необходимостью повысить боевой дух собственного флота.

В документах же «Император Николай I», линкор, появился лишь 2 июня того же года. Этим логическая последовательность было несколько нарушена - нельзя же зачислить во флот корабль, который только что был заложен. Такое нарушение было продиктовано необходимостью получения денежных средств на его постройку.

Война и корабли

Первая мировая внесла свои коррективы и существенно отодвинула сроки спуска на воду военного судна. «Император Николай I» (линкор) нуждался в различных импортных составляющих, но их доставка была отложена или прекратилась вовсе. Надежды возлагались на отечественные машины и механизмы. Но их установка требовала пересмотра некоторых узлов военного корабля. В проект был внесен дополнительный фальшборт от первой башенной установки до самого носа. Это способствовало улучшению мореходных качеств судна. Окончательные доработки были приняты во внимание, и судно было достроено на отечественных стапелях с дополнительным фальшбортом. Тогда же и окончательно утвердилось название корабля - «Император Николай I».

1916 год - время разгара мировой войны. Несмотря на сложную обстановку на фронтах, судостроители сумели довести до конца строительство судна - 5 октября линкор сошел со стапелей и пришвартовался у стенки завода. В то время готовность судна составляла 77,5%. Работы велись с перерывами весь 1917 год, но в начале 1918 Временное правительство было вынуждено заморозить их завершение, и «Император Николай 1» (линкор) так и не был окончательно достроен.

Судьба корабля в 1920-е годы

После гражданской войны и иностранной интервенции в Николаев вошли бойцы Красной Армии. Несколько попыток завершить строительство боевого корабля завершились впустую - знаний для постройки современного судна у рабочих и крестьян не было, как не было и представлений о такой науке, как военное дело. «Император Николай I», линкор, предназначенный для военных побед на Черноморском флоте, так и не вступил ни в одно сражение. Впоследствии он был отбуксирован на верфи Севастополя, где и был распилен на металлолом.

Возрождение корабля

Интерес к военным боевым кораблям прошлого значительно возрос после выхода игры World of Warships. Судно с непростой судьбой собрало в себе многие достижения русской инженерной мысли начала XX века. «Император Николай I», линкор в полном боевом снаряжении, занимает четвертый уровень исследований русской (советской) ветки боевых кораблей

Характеристики линкора максимально приближены к реальным. Его скорость и вооружение соответствуют уровню военной техники начала XX века. И теперь "Император Николай 1", линкор - великолепный образец русской военной инженерной мысли, принимает участие в виртуальных морских сражениях игроков со всего мира.


Калигула остался в истории одним из трех самых жестоких римских императоров, которого обвиняли во всех возможных грехах. Как все было на самом деле, уже не узнать. Достоверно известно лишь одно: император очень любил роскошь. Он даже построил самые большие в мире прогулочные корабли, на которые сейчас идет настоящая охота.




Калигула правил Римской империей с 37 по 41 год н.э. За этот короткий срок за ним закрепилась слава жестокого руководителя, известного своим эксцентричным поведением и невероятными оргиями. Современники утверждают, что он был одержим постоянным поддержанием своего имиджа и порой воплощал в жизнь самые странные проекты, не жалея средств. Так, по его приказу построили три громадных корабля, которые спустили на воду небольшого озера Неми, считавшегося у римлян святым.




На тот момент это были самые большие суда в мире: около 70 метров длиной, 20 метров шириной. На них располагались каменные постройки – почти как на земле. Суда приводились в движение рядами весел и ветром, их мачты несли шелковые паруса фиолетового цвета. Корабль поворачивал с помощью четырех огромных рулевых весел длиной 11,3 метра каждое.


Древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл так описывает эти корабли:
«... десять рядов весел... корма каждого из кораблей сверкала драгоценными камнями... на них было достаточно ванн, галерей и салонов, росли разнообразные сорта винограда и фруктовых деревьев»




Каждый из кораблей был отделан мрамором, мозаикой и позолоченной медной черепицей. Суда оборудовали сантехникой, из кранов текла горячая вода. Отдельные части водопровода были богато украшены головами волков, львов, мифических существ.


Калигула часто наведывался на свои корабли, проводя время за разнообразными, не всегда пристойными занятиями. Согласно некоторым историческим сведениям, корабли Калигулы были сценами оргий, убийств, жестокости, музыки и спортивных соревнований.


В 41 году сумасбродного Калигулу убили заговорщики-преторианцы. Вскоре после этого его «корабли для развлечений», спущенные на воду всего лишь год назад, были лишены драгоценных предметов, а затем намеренно затоплены. В последующие века о них полностью забыли.




В XV веке появились первые слухи о существовании чего-то «интересного» под водой озера Неми. К 1842 году тайна кораблей Калигулы еще не была раскрыта. Исследователь Джеремиа Донован писал:
«В этом озере глубоко покоятся остатки того, что некоторые называют галерой Тиберия, другие Траяна, но что на самом деле выглядит как группа зданий, построенных на самом берегу озера. В XVI веке это место в подводном колоколе посетил Архитектор Марчи [военный инженер], а за ним еще несколько других. Был найден деревянный каркас, соединенный бронзовыми гвоздями, устланный большими плитами, опирающимися на железную решетку».


В 1920-е годы итальянский диктатор Бенито Муссолини распорядился провести детальные исследования загадочного объекта. В 1928-32 гг. были приложены значительные усилия, чтобы осушить озеро. На дне в грязи нашли два корабля: длиной 70 и 73 метра, а с ними множество бронзовых предметов. Обнаруженные статуи и украшения подтвердили, что эти корабли построили специально для императора Калигулы.




Громадные конструкции переместили в ангар и открыли музей. К сожалению, во время боевых действий в 1944 году музей был разрушен и оба корабля сгорели. Сохранившиеся детали и бронзовые украшения сегодня можно увидеть в Museo Nazionale Romano.

Через полвека в Италии снова возник интерес к Калигуле и его кораблям. В 2011 году полиция заявила, что «черные археологи» нашли у озера Неми императорскую гробницу и разграбили ее. А совсем недавно небольшое озеро опять привлекло к себе внимание. Местные рыбаки заявили, что когда их сети достают до дна, то они часто вылавливают древние артефакты. Теперь на живописном озере снова оживление: ученые с помощью гидролокаторов обследуют дно, а водолазы ищут третье, самое большое, судно императора Калигулы.

Роль Калигулы в истории Древнего Рима далеко не однозначна. Спустя века непросто разобраться, кем же он был: . Ведь это типичный человек своего времени. Так, а .

Из всех линейных кораблей Российской империи «Император Николай I» оказался наименее известным. С одной стороны, это вполне объяснимо: линкор так и не был достроен, на его долю не выпало никаких событий. Однако такое отношение к нему во многом незаслуженно, ведь конструкция этого корабля таила в себе немало особенностей. А если бы он был достроен, то мог бы стать сильнейшей русской боевой единицей на Черноморском театре военных действий. Каким же был последний линкор Российской империи?

Предыстория и начало строительства

После потери в Русско-японской войне почти всего своего флота перед Российской империей встал вопрос о его возрождении, причём на качественно новом уровне. К этому времени эволюция в кораблестроении привела к появлению нового типа линейных кораблей, названных по имени первенца дредноутами. Новые линкоры по всем параметрам превосходили эскадренные броненосцы, практически обесценив флоты, не имевшие таких кораблей. Естественно, русское флотское командование также собралось строить дредноуты для вновь возрождаемого флота. В 1909 году началось строительство четырёх кораблей типа «Севастополь» для Балтийского флота. При их проектировании максимально учли опыт русско-японской войны: корабли были прекрасно вооружены, имели высокую скорость хода, бронирование закрывало почти всю площадь борта, а площадь надстроек была сведена к минимуму.

Черноморский флот, не участвовавший в русско-японской войне, сохранил все свои корабли, качественно и количественно превосходя своего главного противника – турецкий флот. Однако в 1909 году Турция начала обновление своих военно-морских сил, заказав большинство новых кораблей у заграничных верфей, как когда-то сделала Япония. В 1911 году в Англии были заказаны два дредноута, получившие названия «Решад V» (позднее – «Решадие») и «Решад-и-Хамисс». Каждый из этих дредноутов был вооружён десятью 343-мм орудиями, что делало их сильнейшими кораблями на Чёрном море.

В ответ на турецкие приготовления в мае 1911 года Дума выделила средства на строительство трёх дредноутов для Чёрного моря. Прежде чем началась их постройка, немалые средства были выделены на модернизацию судостроительных предприятий на юге России. Черноморские линкоры строились по усовершенствованному проекту балтийских линкоров и получили усиленное бронирование, усиленную противоминную артиллерию, и, в то же время, меньшую скорость и дальность плавания, чем корабли-прототипы. Строительство новых линкоров для Черноморского флота, получивших названия «Императрица Мария», «Императрица Екатерина II» и «Император Александр III», началось в августе-сентябре 1912 года (официальная закладка состоялась осенью 1911 года).

Линейный корабль «Императрица Мария» во время высочайшего смотра в Севастополе 12 мая 1916 года
Источник: tsushima.su

Тем временем, из-за финансового краха Турции после балканских войн строительство кораблей для неё резко замедлилось. «Решад-и-Хамисс» был разобран на стапеле, а строительство «Решада V» приостановилось до 1913 года. Однако, представив в качестве залога драгоценности низложенного султана Абдул-Гамида и земельные участки в Стамбуле, турецкое правительство решило купить ещё три дредноута, строившихся для государств Южной Америки на частных верфях США и Англии. Первым должен был стать бразильский «Рио-де-Жанейро» (четырнадцать 305-мм орудий, 27 500 т), получивший новое имя – «Султан Осман I». Кроме того, турки вели переговоры и о покупке аргентинских кораблей «Ривадавия» и «Морено» (двенадцать 305-мм орудий, 28 000 т). Кроме того, от Германии было получено обещание в течение года продать Турции линейный крейсер типа «Мольтке» (десять 280-мм орудий, 22 600 т).

В итоге, к началу Первой мировой войны Турция могла выставить против Черноморского флота четыре современных линкора, в то время как русские дредноуты могли встать в строй не раньше 1915 года. Несмотря на то что русским дипломатам удалось расстроить сделку Турции с Аргентиной, ситуация на Чёрном море оставалась очень напряжённой, тем более что в Петербург пришли известия о заказе в Англии ещё одного линкора для турецкого флота, получившего имя «Фатих». В этой тревожной ситуации было принято решение о срочном усилении Черноморского флота новыми кораблями. На строительство линкора, двух крейсеров, восьми эсминцев и шести подводных лодок было выделено 110 млн рублей. 24 июня 1914 года царь утвердил новую кораблестроительную программу, однако спешка со строительством дополнительных кораблей для Черноморского флота была так велика, что к тому времени линкор, получивший имя «Император Николай I», уже две недели как был в постройке. Что же касается проекта нового корабля, то к его разработке Главное управление кораблестроения (ГУК) приступило ещё в конце 1913 года.

Конструкция

По внешнему виду новый линкор принципиально не отличался от построенных ранее русских дредноутов типов «Севастополь» и «Императрица Мария». Общий стиль, характерный для этих кораблей – низкий надводный борт, четыре башни главного калибра, расположенные линейно, минимум надстроек, две дымовые трубы – сохранился и у четвёртого черноморского дредноута. Теоретический чертёж корпуса в целом остался таким же, как и у предшественников, однако водоизмещение нового линкора было на 4000 т больше, поэтому для достижения проектной скорости форма носовой части была изменена по результатам испытаний модели в Опытовом бассейне. Принятые меры позволили бы достичь скорости в 21 узлов с той же машинно-котельной установкой, что и на «императрицах».


Эскиз внешнего вида линейного корабля «Император Николай I» по состоянию на май 1916 года. Расположение зенитных орудий не соответствует действительности

В 1915 году, уже во время строительства нового линкора, стало известно, что недавно построенные «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина II» оказались недостаточно мореходными для действий в свежую погоду. Их носовая часть зарывалась в воду, затрудняя ведение огня из носовой башни и носовых 130-мм орудий. Чтобы исправить этот недостаток, в ГУК был разработан проект полубака для «Николая I», как на линейных крейсерах типа «Измаил». Однако в итоге от нового полубака отказались, поскольку его добавление увеличило бы водоизмещение, дифферент на нос и снизило бы скорость корабля. Вместо полубака было решено соорудить откидной фальшборт в носовой части линкора.


Предполагаемый внешний вид «Императора Николая I», если бы он был построен с полубаком. Рисунок А. Ю. Заикина
Источник: kreiser.unoforum.ru

Вооружение

Хотя изначально рассматривался вариант вооружения корабля 356-мм орудиями, его главным оружием в итоге стали двенадцать 305-мм орудий Обуховского завода с длиной ствола 52 калибра – точно такие же, как и на предыдущих русских линкорах. Основным соображением в пользу такого состава вооружения стала унификация с уже построенными линкорами и освоенность данной артсистемы промышленностью. К тому же, это орудие было лучшим в своём классе по ряду параметров (в частности, по относительной длине ствола) и обладало самым тяжёлым в своём классе снарядом (470,9 кг). Дальность стрельбы таким снарядом при максимальном угле возвышения 25 градусов составляла 23 228 м, начальная скорость снаряда – 762 м/с. Бронебойный снаряд содержал 12,9 кг взрывчатки, полубронебойный – 48,4 кг, фугасный – 58,8 кг. По дульной энергии эта артсистема была сравнима с 343-мм орудием с длиной ствола 45 калибров, являвшимся главным оружием линкора «Решадие».

Орудия на «Николае I» устанавливались в четырёх трёхорудийных башнях, расположенных линейно - точно так же, как и на предыдущих русских дредноутах. Такое размещение башен обеспечивало максимальные сектора обстрела на каждый борт, при этом погреба каждой из башен оказывались максимально удалёнными друг от друга. Конструкция башен также в целом повторяла конструкцию предшественников, однако в неё были внесены некоторые изменения, позволявшие уменьшить время заряжания и повысить общую надёжность. По документам скорострельность составляла 2–2,5 выстрела в минуту, впрочем, здесь уместнее говорить не о боевой скорострельности, а о времени заряжания. Запас снарядов составлял 100 шт на каждое орудие.


Башня главного калибра линейного корабля «Император Александр III», идентичная башням «Императора Николая I». На палубе лежат 305-мм снаряды образца 1911 года
Источник: tsushima.su

Противоминная артиллерия была представлена (как и на предшественниках) двадцатью 130-мм орудиями с длиной ствола 55 калибров, размещённых в отдельных казематах под верхней палубой по десять с каждого борта (шесть из них могли вести огонь в носовых секторах обстрела, поскольку с этого ракурса была наиболее вероятной атака вражеских эсминцев). Таким образом, обеспечивался наиболее плотный огонь в наиболее опасных направлениях. Масса снаряда составляла 33,5 кг, запас снарядов – по 200 шт на орудие.

Зенитное вооружение «Николая I» по проекту состояло из четырёх 63-мм орудий, расположенных на крышах концевых башен. В годы войны, в связи с усилением угрозы с воздуха, появилась идея заменить эти орудия на четыре новейших 102-мм зенитных пушки Обуховского завода. Однако этот план так и остался на бумаге, поскольку к концу 1917 года новая артсистема ещё не вышла из стадии опытно-конструкторских разработок.

Дополняли вооружение линкора четыре 450-мм подводных торпедных аппарата.

Система управления огнём

Система управления огнём на «Николае I» представляла собой систему центральной наводки «образца 1912 года». Она уже устанавливалась на предыдущих линкорах и успела стать общепринятой для крупных артиллерийских кораблей русского флота. Данные о расстоянии до противника, его скорости и курсовом угле от дальномеров и артиллерийских визиров поступали в центральный пост, где на их основании вычислялись вертикальный и горизонтальный углы наводки собственных орудий (с учётом собственной скорости, курсового угла, скорости ветра и прочего). Полученные значения углов наводки передавались на артиллерийские циферблаты орудий, после чего орудийный расчёт приводил орудие к требуемому углу.

После получения донесений от всех орудийных расчётов, участвующих в залпе, о том, что орудия заряжены и наведены на цель, старший артиллерийский офицер замыкал электрическую цепь и производил залп. Стрельба велась только в том случае, если крен корабля отсутствовал – за этим «следил» специальный прибор, замыкавший цепь. На закрытом топе фок-мачты размещался корректировочный расчёт, который следил за всплесками от падения снарядов и передавал информацию о результатах залпа в центральный пост и старшему артиллерийскому офицеру. Уже в ходе постройки «Николая I» его башенные установки было решено оснастить собственными дальномерами и счётно-решающими устройствами, что повысило бы их автономность и точность артиллерийского огня.

Бронирование

В 1913 году на Чёрном море были проведены опытные стрельбы по «исключённому судну №4» (бывший броненосец «Чесма»). В кормовую часть его левого борта был встроен отсек с элементами конструкции и бронирования линейных кораблей типа «Севастополь», а на палубе смонтировали боевую рубку. Эти эксперименты показали слабость системы защиты этих кораблей, особенно распределение толщин палубной брони, которое уже в советское время председатель Научно-технического комитета ВМФ Н. И. Игнатьев назвал выполненным «вверх ногами» . На четвёртом черноморском линкоре защиту корабля от снарядов было решено существенно усилить.

Принципиально схема бронирования «Николая I» мало отличалась от схемы защиты предыдущих русских дредноутов. В её основу был положен принцип бронирования максимальной площади борта, что обеспечивало защиту корабля от фугасных снарядов (по опыту русско-японской войны). Однако, по сравнению с линкорами типа «Севастополь» и «Императрица Мария», бронирование «Николая I» было существенно усилено.

Так, главный броневой пояс, простиравшийся от первой до четвёртой башни главного калибра, имел толщину в 270 мм (на балтийских линкорах – 225 мм). Бронепояс состоял из вертикально расположенных плит высотой 5,2 м и шириной 2,4 м, толщина которых к нижней кромке плавно уменьшалась до 125 мм. На «Николае I» немалое внимание уделялось прочности скрепления плит главного бронепояса между собой. Как оказалось, использовавшаяся на линкорах типа «Севастополь» система крепления броневых плит к обшивке корпуса (без деревянной подкладки) не обеспечивала должного уровня защиты. Даже в тех случаях, когда тяжёлый снаряд не пробивал броню, от сотрясения, вызванного его попаданием, бронеплиты смещались друг относительно друга, разрывая обшивку, в результате чего нарушалась герметичность борта. На «Николае I» стыки бронеплит располагались точно на шпангоутах корпуса, кроме того, плиты крепились между собой с помощью внутренних шпонок по схеме «двойной ласточкин хвост». Всё это позволило существенно усилить прочность главного бронепояса, по сути, превратив его в единую монолитную плиту.


Схема бронирования линейного корабля «Император Николай I»
Источник: wunderwaffe.narod.ru

В носу и корме плиты главного пояса соединялись броневыми траверзами толщиной 150 мм, создававшими цитадель, защищавшую все жизненно важные части корабля – машинно-котельные отделения, погреба боезапаса, посты управления и вспомогательные механизмы. Сверху бронепояс закрывался главной бронепалубой толщиной 63 мм, поверх которой располагалась верхняя палуба из листов стали толщиной 35 мм. Таким образом, на «Николае I» была исправлена серьёзная ошибка в проектировании предыдущих русских линкоров, когда самая толстая бронепалуба располагалась вверху, а ниже неё находились более тонкие палубы. В результате снаряд, падавший сверху, пробивал верхнюю бронепалубу, а его осколки и обломки тяжёлых бронеплит с лёгкостью пробивали нижележащие тонкие палубы. Иными словами, если раньше горизонтальная защита на русских дредноутах располагалась «вверх ногами», то теперь её вернули в правильное положение.

Наружным бронированием защита цитадели не ограничивалась. Внутри корабля, на расстоянии 3–4,5 м позади главного бронепояса, располагался внутренний бронепояс из 75-мм крупповской стали. Его главной функцией была защита от осколков тяжёлых снарядов и отколов бронеплит главного пояса. По сравнению с 50-мм нецементированными плитами, применявшимися на «Севастополе» и «Императрице Марии», прочность внутреннего пояса на «Николае I» была выше на 120%.


Сечение линейного корабля «Император Николай I» по 75-му шпангоуту с указанием бронирования
Источник: wunderwaffe.narod.ru

Выше главного бронепояса наружный борт от форштевня до кормового траверза защищался тонким поясом из нецементированных плит толщиной 75 мм. Его функция заключалась в защите борта от повреждений, вызванных фугасными снарядами. На предшественниках «Николая I» («Севастополе» и «Императрице Марии») его толщина составляла соответственно 125 и 100 мм. За счёт снижения толщины этого элемента защиты удалось сэкономить значительный вес и усилить бронирование главного пояса. За пределами цитадели корпус также имел защиту: от носового траверза до форштевня шёл пояс из крупповских плит толщиной 200 и 100 мм. Выше его размещался ещё один пояс из плит толщиной 100 мм. Корма за пределами цитадели защищалась поясом толщиной 175 мм, поверх которого шла 35-мм палуба, а понизу – палуба толщиной 63 мм.

Мощную защиту наконец-то получили башни главного калибра и их барбеты, бывшие воистину «ахиллесовой пятой» предыдущих дредноутов. Лобовые плиты башен имели толщину в 300 мм, стенки и крыша – в 200 мм. Бронирование барбетов получило адекватную защиту толщиной 300 мм выше уровня верхней палубы и 225–250 мм в пространстве между верхней и средней палубами. Боевая рубка защищалась с боков 400-мм плитами, а толщина крыши составляла 250 мм.

В целом, можно утверждать, что уровень бронирования «Николая I» был весьма высоким. Вес броневой защиты составлял 9454 т, или 33,9% от водоизмещения (для сравнения, вес бронирования на «Императрице Екатерине II» составлял 6878 т, или 28,8% от водоизмещения). Таким образом, удельный вес брони приближался к показателям тогдашних германских дредноутов, бывших по этому параметру лучшими в мире.

Увы, у «Николая I» имелось уязвимое место – он был плохо защищён от подводных взрывов. В случае попадания торпеды энергии её взрыва противостояли бы лишь наружная и внутренняя обшивка борта, а также слой угля в угольных ямах за ней. Переборка, отделявшая угольные ямы от котельных и машинных отделений, имела толщину всего 10 мм и не смогла бы задержать осколки разрушенного борта и продукты взрыва. По расчётам, подрыв уже 80–100 кг тротила привёл бы к затоплению больших внутренних объёмов корабля. Увы, подобная недооценка мощи быстро развивавшегося торпедного оружия была в той или иной мере свойственна практически всем тогдашним флотам, за исключением германского.

Машинно-котельная установка

Машинно-котельная установка для четвёртого черноморского линкора полностью повторяла проект установки для линкора «Императрица Екатерина II», однако развивала несколько большую мощность за счёт оптимизации некоторых параметров.

Котельная установка состояла из двадцати котлов типа «Ярроу», ранее уже применявшихся на всех русских дредноутах и хорошо освоенных промышленностью. Основным топливом был уголь, однако допускалась возможность одновременного впрыска нефти через форсунки, расположенные в верхней части топки. Котлы располагались в двух группах – носовой (8 котлов) и кормовой (12 котлов). Давление вырабатываемого пара составляло 17,5 атм.

Шесть турбин системы Парсонса располагались в трёх отсеках (двух бортовых и одном среднем). В левом бортовом отсеке располагались турбина высокого давления переднего хода и турбина высокого давления заднего хода, вращавшие левый наружный вал. В правом бортовом отсеке по такой же схеме располагались турбины, вращавшие правый наружный вал. В среднем отсеке находилось по одной турбине низкого давления переднего/заднего хода на каждом из двух внутренних валов. Суммарная мощность энергетической установки составляла около 30 000 л. с., скорость полного хода – 21 узел, экономического хода – 12 узлов. Запас топлива составлял 650 т, что позволяло кораблю идти с максимальной скоростью в течение 12 часов.

Электроэнергию вырабатывали четыре главных турбогенератора мощностью по 360 кВт и два вспомогательных мощностью по 200 кВт, каждый из которых приводил во вращение две динамо-машины – переменного и постоянного тока. Напряжение вырабатываемого переменного трёхфазного тока частотой 50 Гц составляло 225 В. К потребителям постоянного тока относились орудийные башни, система подачи снарядов, прожектора и лампы освещения. На переменном токе работали электровентиляторы, аэрорефрижераторы, электромоторы приборов управления стрельбой, судовых мастерских и прочих вспомогательных механизмов.

Система успокоения качки

«Николай I» первым из русских линкоров оснащался системой активного успокоения бортовой качки. Успокоение качки достигалось за счёт переливания воды из специальных цистерн U-образной конструкции одного борта в цистерны другого. Размеры цистерн рассчитывались таким образом, чтобы периоды колебаний воды в них примерно соответствовали периоду естественных колебаний корабля. Цистерны должны были располагаться на протяжении второй и третьей артиллерийских башен во внутренних трюмных бортовых отсеках. Объём воды, принимаемой в них непосредственно перед боем, составлял 740 т. Согласно расчётам, применение системы успокоения качки должно было снизить среднюю величину размахов примерно на 50%, что увеличивало предполагаемый процент попаданий в среднем вдвое.

Строительство

Закладка линкора на стапеле, освободившемся после спуска на воду корпуса линкора «Императрица Екатерина II», состоялась в Николаеве 9 июня 1914 года. Строительство вела частная компания «Наваль», взявшая на себя обязательства предъявить линкор на испытания не позднее 1 марта 1917 года. Артиллерия, торпедное вооружение, приборы управления стрельбой и броня поставлялись Морским министерством и в стоимость 22,5-миллионного контракта не входили.

После начала боевых действий в августе 1914 года строительство линкора несколько замедлилось. Сказались переориентация промышленности на военные рельсы, задержки поставок из-за границы и перезаказ части комплектующих у новых контрагентов. Кроме того, уровень турецкой угрозы снизился из-за того, что линкоры «Султан Осман I» и «Решадие» были реквизированы на время войны англичанами. Тем не менее, в течение осени-зимы 1914 года постройка корабля продвигалась довольно быстро. К середине весны 1915 года ветви шпангоутов были доведены до уровня средней палубы, в трюме шёл монтаж переборок. 15 апреля состоялась церемония официальной закладки, приуроченная к посещению завода Николаем II.

Однако сбои в поставках комплектующих продолжали нарастать. Ижорский завод срывал сроки поставки бронеплит скосов нижней палубы, что задерживало спуск корпуса на воду, изначально планировавшийся на октябрь 1915 года. Кроме того, рабочих компании «Наваль» постоянно перебрасывали на строительство крейсеров и эсминцев, а также достройку «Екатерины II».

В конце 1915 года большую часть брони верхней палубы перезаказали Мариупольскому броневому заводу. Появилась надежда завершить все работы по корпусу к концу весны 1916 года, а в июне произвести спуск на воду. Однако и этот срок был сорван из-за продолжительной стачки рабочих на «Навале» в январе-феврале 1916 года. В итоге спуск линкора на воду состоялся лишь 5 октября.

В конце октября 1924 г. на французской военно-морской базе Бизерта (Тунис) символическим спуском андреевского флага на линейном корабле «Генерал Алексеев» (до 1917 г. — «Император Александр Третий») прекратило свое существование последнее формирование императорского флота — Русская эскадра.

Андреевский флаг долгое время находился в Австралии на хранении в эмигрантской Кают-компании русских морских офицеров. В 1975 г. капитан М.И. Максимов, оставшийся последним из членов Кают-компании, передал флаг на хранение Михаилу Протопопову, священнику и сыну офицера Российской Императорской армии. В последний раз флаг выносился на публику в 1985 году в Мельбурне во время похорон офицера Черноморского флота.

В 2014 г. при содействии Уполномоченного РВИО по делам казачества в США Валерия Анненко флаг был передан Российскому военно-историческому обществу и отреставрирован в государственном научно-исследовательском институте реставрации (директор - Дмитрий Антонов). 15 августа 2014 г.в ходе встречи Президента России с деятелями культуры в Ялте Председатель Российского военно-исторического общества, Министр культуры РФ Владимир Мединский передал Владимиру Путину отреставрированный Андреевский флаг с последнего корабля Русского императорского флота.






Николай Манвелов

Андреевский флаг с линейного корабля
«Император Александр Третий»

Главным знаменем корабля Российского Императорского флота являлся кормовой Андреевский флаг - прямоугольное белое полотнище с голубым диагональным крестом. Крест был принят в честь небесного покровителя России - Святого апостола Андрея Первозванного. Как говорил , «флаг белый, через который синий крест Святого Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».

В современном виде Андреевский флаг появился не сразу. Согласно ряду источников, в 1692 году корабли потешной Петровской флотилии на Плещеевом озере несли Андреевский крест, наложенный на полотнище современного российского триколора, именовавшегося в те времена «флагом царя Московского».

В 1668-1697 годах российский кормовой военно-морской флаг представлял собой красное полотнище с синим прямым крестом, лучи которого немного не доходили до краев знамени. В левом верхнем и правом нижнем углах располагались белые прямоугольники.

Первый документ, где упоминается косой крест Андрея Первозванного, относится к 1699 году. В черновике инструкции Петра Великого российскому посланнику в Турцию, дьяку Емельяну Украинцеву, рукой царя нарисован русский триколор с косым крестом.

Официально российским военно-морским флагом крест Святого Андрея стал только в 1703 году после занятия русскими острова Котлин, где позже был построен Кронштадт. Четыре луча креста символизировали для царя закрепление российского владения берегами Балтийского, Каспийского, Азовского и Белого. «Слава, слава Богу за исправление нашего стандарта, который во образе креста Святого Андрея исправити благоволил», - писал Петр после того, как Россия закрепилась и на берегах Балтийского моря.

Перед началом боя Андреевский флаг поднимался также на стеньгах мачт либо ноках (оконечностях) реев.

Беговые флотские экипажа носили знаменные флаги на древках. Если в походе кораблем командовал экипажный командир, знаменный флаг хранился в его каюте.

В разное время существовали белый, синий и красный флаги, в крыжах которых располагались Андреевские кресты. Их несли, соответственно, корабли авангарда, кордебаталии (главные силы) и арьергарда. В 1865 году эти флаги были упразднены.

Кормовой флаг корабля мог иметь в центре изображение «чуда Святого Георгия о змие». Впервые такой флаг получил в 1827 году за героизм экипажа в Наваринском морском сражении линейный корабль «Азов» Балтийского флота. В 1829 году флаг был присвоен черноморскому бригу «Меркурий», заставившему отступить два турецких линейных корабля. Георгиевские флаги передавались кораблям, носившим названия «Память Азова» и «Память Меркурия». Знамена флотских экипажей, комплектовавших эти корабли, также были георгиевскими.

В августе 1856 года, после героической обороны Севастополя в 1854-1855 годах, Георгиевские знаменные флаги присвоили всем флотским экипажам Черноморского флота.

Впервые же - в 1819 году - указом императора Александра Первого Георгиевские Андреевские флаги были присвоены Гвардейскому экипажу и всем кораблям, комплектовавшимся экипажем. Это было сделано в память сражения при Кульме (1813 год).

Кормовой флаг охранял часовой, который оставался на своем посту даже во время боя. В ходе боя у Порт-Артура 27 января 1904 года, часовой броненосного крейсера «Баян» Никифор Печерица получил осколочные ранения в обе ноги, но пост не покинул. Сменили его только после боя. Одним из последних покинул корабль в Чемульпо часовой у знамени крейсера «Варяг» - боцманмат Петр Оленин не сменялся на протяжении всего боя и не погиб чудом.

Существовали Андреевские флаги особого образца. Знаменный флаг Морского кадетского корпуса в середине полотнища поверх креста имел в желтом круге изображение двуглавого орла. На концах лучей креста располагались гербы самого корпуса и императорские вензеля.

Андреевский флаг, как и другие символы старой России, был отменен только после Октябрьской революции. Исключение составили лишь флаги, присвоенные членам императорской фамилии, упраздненные в сентябре 1917 года, когда страна стала республикой. До 30 октября 1924 года Андреевские флаги реяли в Бизерте над кораблями Русской эскадры, ушедшей из Крыма в ноябре 1920 года.

В отличие от флага, который поднимался на кораблях всех классов ежедневно в 8 утра и спускался, обычно, с наступлением темноты, гюйс (его еще называли крепостным флагом) полагался только боевым судам 1-го и 2-го ранга - линейным кораблям, броненосцам и крейсерам. Он представлял собой красное прямоугольное полотнище, на которое были наложены прямой и косой белый кресты, а также Андреевский флаг. Гюйс Российского Императорского флота сохранялся в РСФСР и СССР до августа 1924 года.

Гюйс поднимали на носовом флагштоке при стоянке на якоре, на бочке, на швартовах, либо в доке, а также на береговой батарее, выделенной для производства артиллерийского салюта. Правом поднять гюйс на бизань-мачте обладали великие князья и великие княгини (такие флаги имели боковой вырез, напоминая флюгер), но с личного разрешению императора. Великокняжеские кайзер-флаги имели в центре желтый круг с изображением императорского штандарта.

Кайзер-флаг мог быть присвоен и не августейшей особе. Он был присвоен, к примеру, Алексею Орлову (будущий Орлов-Чесменский), командовавшему российской эскадрой в ходе 1-й Архипелагской экспедиции. После победы русского флота в Чесменском сражении, кайзер-флаг включили в герб графа, а право поднимать свой гюйс на судах Российского императорского флота он сохранил пожизненно.

Русская эскадра в Бизерте образовалась в результате ухода из портов Крымского полуострова кораблей Белого Черноморского флота, а также вспомогательных судов, на которых производилась эвакуация войск и мирного населения в ноябре 1920 года. Точное число вывезенных людей неизвестно, однако считается, что оно может доходить до 150 тыс. человек.

Первоначально в состав эскадры входило свыше 120 судов, включая корабли под военным флагом, а также многочисленные транспорты, включая большое число судов Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ) и Добровольного флота. По прибытии в Константинополь (Стамбул) была начата постепенная распродажа гражданских судов. Пришедшие в Турцию боевые суда были преобразованы в Русскую эскадру под командованием контр-адмирала Михаила Кедрова .

1 декабря 1920 года русские корабли согласилась принять Франция, предоставившая для стоянки закрытый рейд военно-морской базы Бизерта. Экипажи кораблей, а также находившиеся на борту беженцы (главным образом - члены семей военных моряков) смогли разместиться в помещениях фортов и военных лагерей. Перебазирование кораблей в Бизерту происходило в конце 1920 - в начале 1921 года.

В Северной Африке на эскадре было организовано военно-морское учебное заведение, издавался журнал «Бизертинский Морской сборник». Между тем, из-за постоянно сокращения численности и без того неполных экипажей кораблей, а также действий французского правительства по нейтрализации эскадры, она постепенно угасала и как воинское объединение.

Так, в 1921 году прекрасно оборудованный огромный транспорт-мастерская «Кронштадт» был уведен французами в Марсель под предлогом эпидемии чумы. Впоследствии корабль вошел в составе французского флота как «Вулкан».

29 октября 1924 года Франция приняла решение признать СССР. На следующий день были спущены Андреевские флаги на последних кораблях Русской эскадры. Единственное остававшееся соединение Белого флота прекратило существование.

Боевые суда эскадры должны были быть переданы СССР, но Москва отказалась признать себя наследницей военных долгов Российской империи. Коме того, общественное мнение Европы было против военного усиления СССР. Корабли ржавели в Бизерте до 1930-х годов, пока их постепенно не начали сдавать на слом.

В состав Русской эскадры входили:

2 линейных корабля - «Генерал Алексеев» и «Георгий Победоносец».

2 крейсера - «Алмаз» и «Генерал Корнилов» .

11 эскадренных миноносцев - «Беспокойный», «Гневный», «Дерзкий», «Жаркий», «Живой» , «Звонкий», «Зоркий», «Капитан Сакен», «Поспешный», «Пылкий» и «Цериго» .

4 подводные лодки - АГ-22, «Буревестник», «Тюлень» и «Утка».

3 канонерские лодки - «Грозный», «Страж» и «Якут» .

3 тральщика - «Альбатрос», «Баклан» и «Китобой».

4 вооруженных ледокола - «Всадник», «Гайдамак», «Джигит» и «Илья Муромец» .

2 гидрографических судна - «Веха» и Казбек».

1 транспорт-мастерская - «Кронштадт».

1 плавучая база - «Добыча».

4 буксира - «Бельбек», «Голланд», «Севастополь» и «Черномор».

1 госпитальное судно - «Бестужев» .

Транспорты - «Далланд», «Дон» , «Екатеринодар», «Заря», «Инкерман», «Крым», «Ольга», «Осторожный», «Поти», «Псезуапе», «Рион» , «Самара», «Сарыч», «Сухум», Транспорт № 410 , Транспорт № 412, Транспорт № 413, «Туркестан», «Шилка» и «Ялта» и др.

Большое количество мелких и вспомогательных судов.

Кормовой флаг линейного корабля Российского Императорского флота «Император Александр Третий» (с 1917 года - «Воля, с 1919 года - «Генерал Алексеев») долгое время находился на хранении в Австралии на хранении у капитана М.И. Максимова.

Русские эмигранты, по свидетельству митрофорного протоирея, Управляющего делами Австралийско-Новозеландской епархии Русской православной церкви Михаила Протопопова, считали, что этот флаг был последним из спущенных в 1924 году в Бизерте на кораблях Русской эскадры.

Флаг хранился в эмигрантской Кают-компании русских морских офицеров и употреблялся для покрытия гробов при отпевании бывших офицеров Российского флота. В 1975 году М.И. Максимов остался единственным членом Кают-компании и передал флаг на хранение Михаилу Протопопову, священнику и сыну офицера Российской Императорской армии. В последний раз флаг использовали на похоронах бывшего офицера флота в 1985 году в Мельбурне.

Исследовательские работы Российского НИИ реставрации подтвердили, что флаг был пошит в период Первой мировой войны 1914-1918 годов. Материалом послужил шелк - натуральный либо искусственный (вискоза). По всей поверхности ткани флага обнаружились симметричные затеки, указывающие на то, что флаг длительное время находился в сложенном состоянии в неблагоприятных условиях.

Эксперты Российского военно-исторического общества также подтверждают подлинность флага. Размер полотнища составляет 134 сантиметра на 216 сантиметра, что соответствует установленным в Российском Императорском флоте, а также в Белом движении, для кормового флага корабля 1-го ранга (140 сантиметров на 210 сантиметров) с возможными допусками.

По торцовому краю флага пришита кулиса из полосы льняной ткани (ширина - 3,2 сантиметра), в которую продет шнур с зашитой на одном конце петлей. Это говорит о том, что данный флаг использовался для подъема на корабельном флагштоке. Он не может быть знаменным флагом (отсутствуют следы крепления на древко), а также береговым крепостным флагом (в таковой роли выступали кайзер-флаги (гюйсы) иного рисунка).

Линейный корабль «Император Александр Третий» был заложен в Николаеве в октябре 1911 года. В апреле 1914 года он был спущен на воду, а встрой вступил в июне 1917 года, уже переименованным в «Волю».

Водоизмещение корабля составляло около 24 тыс. тонн, скорость - 22 узла (приблизительно 40 километров в час). На вооружении линкора стояли 12 305-миллиметровых и 20 130-миллиметровых орудий. Толщина брони доходила до 300 миллиметров. Штатная численность экипажа - 1190 человек, включая 32 офицеров.

«Император Александр Третий» был одним из немногих кораблей Российского императорского флота в Черном море, судьбу которых можно было бы назвать уникальной. В отличие от однотипных «Императрицы Марии» и «Императрицы Екатерины Великой» он не погиб ни внутреннего взрыва, ни от торпед российских же с эсминцев в ходе знаменитой «гибели эскадры» в Новороссийской бухте. Экипаж отказался уничтожить свой корабль по приказу Ленина. «Воля» вернулась в Севастополь.

Корабль избежал и печальной судьбы ряда других линкоров Черноморского флота - его машины не были взорваны бывшими союзниками Российской империи, пытавшимися, таким образом, избежать попадания кораблей в руки Красных.

Переименованный в «Генерал Алексеев», линкор стал наиболее мощной боевой единицей Белого Черноморского флота и будущей Русской эскадры в Бизерете. Не случайно именно он, а не формальный флагман - устаревший броненосец «Георгий Победоносец» - последним спустил Андреевский флаг.

29 октября 1924 года Франция (ей в то время принадлежал современный Тунис и Бизерта) приняла решение признать СССР. На следующий день был спущен флаг на бывшем «Императоре Александре Третьем». Последнее боевое соединение Белого флота прекратило существование.

Боевые суда эскадры должны были быть переданы СССР, но Москва отказалась признать себя наследницей военных долгов Российской империи. Корабли ржавели в Бизерте до середины 1930-х годов, пока их постепенно не начали сдавать на слом. Черед «Генерал Корнилова» пришел в 1936 году…

Тема преемственности поколений была актуальна всегда. Линейный корабль «Император Александр Третий» был назван в четь своего предшественника, эскадренного броненосца 2-й эскадры флота Тихого океана, геройски погибшего в мае 1905 года в Цусимском морском сражении. Из экипажа корабля, комплектовавшегося элитным Гвардейским экипажем, не спасся никто. На своем посту в боевой рубке пал командир, капитан 1-го ранга Николай Бухвостов - прямой потомок первого солдата петровских потешных полков Сергея Бухвостова.

Не стоит забывать о том, что и черноморский линкор, и его героический предшественник, были названы в честь российского императора Александра Третьего, знаменитого неофициальным титулом «миротворец» - в годы его правления Российская империя не участвовала в войнах и пребывала состоянии мира. Именно при нем Россия вновь обрела флот в Черном море, утвердившись как великая морская держава. Именно Александр Третий является автором крылатой фразы о том, что у России есть только два союзника - ее армия и флот.

В наши дни, когда Россия вновь укрепляется не только в Черном море, но и на просторах мирового океана, когда ее усиление начинает пугать силы, намеренные без оглядки на кого бы то ни было решать вопросы мировой политики, эти слова Александра Третьего приобретают дополнительную актуальность.

ПРИМЕЧАНИЯ

Стеньга - вертикальное рангоутное дерево, являющееся продолжением мачты.

Бывший пароход Добровольного флота. Уведен из Крыма на буксире; возвращен Добровольному флоту вскоре после прибытия в Стамбул.

Николай Манвелов историк-публицист, автор книги «Обычаи и традиции Российского Императорского флота».




© 2024
seagun.ru - Сделай потолок. Освещение. Электропроводка. Карниз